Содержание

Задание № 1. 3

Задание № 2. 3

Задание № 3. 10

Список литературы.. 12

Задание № 1

УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ

         АО произвело и реализовало в  июне (ОРи) 151 240 банок тушенки банок тушенки, а в мае  (ОРм)153 424 банки тушенки.

Затраты на одну банку:  в июне (Зи): 25 руб. 65 кооп., в мае  (Зм) : 26 руб. 75 кооп.

В мае произошел рост  общих издержек  по форс- мажорным обстоятельствам на 26711 руб.

Цена продажи в мае: Цм – 32 руб. 50 кооп., в  июне Ц и: 30 руб.95 кооп.

         Необходимо проанализировать влияние различных факторов на размер выручки.

РЕШЕНИЕ

         Исходные данные задания представлены в таблице 1.

Таблица 1

Исходные данные задания

№ п\п

Наименование показателя

Май

Июнь

1

Объем реализации, банок тушенки

153424

151 240

Обозначение

ОРм

Ори

2

Затраты на  одну банку тушенки, руб.

26, 75

25,65

Обозначение

Зм

Зи

3

Цена продажи, руб.

32,5

30,95

1. Количество реализованных изделий

         В мае продали 153424 банки, а в июне 151240  банок. Узнаем, как это изменение изменило бы прибыль, если бы   цена и себестоимость  остались на одном месте. Для этого изменение  объема продаж  умножаем на прибыль, которую приносило бы  каждое изделие в мае:

(32,5 – 26,75) * (151240 – 153424)  =  5,75 * (-2184)  = -12558 (руб.)

Это означает, что  сокращение  на  2184   банки  изменило бы прибыль в сторону уменьшения  в июне по сравнению с маем  на 12558 руб. При условии, что два других фактора не изменялись.

2. Цена одного изделия

Находим в таблице 1, что  цена за банку упала на 1,55  руб. Для выявления влияния цены одного изделия необходимо изменение цены  одного изделия умножить на  количество банок, проданных в июне:

(30,95 – 32,5) * 151240 = -234422 (руб.)

Из- за падения цены на банку тушенки прибыль от реализации упала на 234422 руб.

3. Себестоимость реализованной продукции

Рассмотреть влияние изменения себестоимости на прибыль.

Поскольку общие издержки увеличились на 26711  руб. по форс мажорным обстоятельствам, то такое изменение повлияло на прибыль в строну ее уменьшения. Подсчитаем на сколько? Для этого нужно изменение  затрат на производство и реализацию одной банки тушенки умножить на количество банок, проданных в  июне (отчетный месяц):

(25,65 – 26,75) * 151240 = -166364 (руб.)

         Получается, что если бы в июне по сравнению с маем  происходило только изменение затрат и не было бы изменения цены  и количества реализации,  то прибыль АО  выросла  бы на 166364 руб. Но так как под влиянием форс мажорных обстоятельств себестоимость возросла, то общее падение прибыли составит:

166364 -  26711 = 139653 (руб.)

Значит, общее влияние  изменения себестоимости на прибыль составляет 139653 руб. в сторону роста

Таблица 2

Сводная таблица  результатов

Показатели

Май

Июнь

Разница

1. Объем банок, шт

153424

151240

-2184

2. Цена 1 банки, руб.

32,5

30,95

-1,55

3. Выручка от реализации, руб.

4986280

4680878

-305402

4. Затраты на производство и продажу, руб.

4104092

3906017

-198075

5. Себестоимость 1 банки, руб.

26,75

25,65

-1,1

6. Прибыль от продаж, руб.

882188

774861

-107327

Подведем итоги.

         Из- за сокращения   объема продаж  прибыль  должна уменьшиться на 12558 руб. Из – за сокращения продажной цены прибыль должна уменьшиться на 234422 руб. Из – за снижения  затрат на 1  банку и одновременного роста  общих издержек  прибыль должна вырасти на 139653 руб.

         Общее  изменение прибыли:

-12558 – 234422 + 139653 = -107327 (руб.)

         ПРОВЕРКА:

Изменение прибыли:

774861 – 882188 = -107327 (руб.)

ВЫВОД

         Прибыль от продажи банок тушенки в отчетном месяце по сравнению с базовым упала на 107327 руб.. Это было вызвано  изменением количества  реализованных банок, цены и себестоимости. При этом лишь изменение себестоимости было положительным. Однако себестоимость уменьшилась столь мало, что она не смогла компенсировать отрицательное влияние падения объемов продаж и цены.  При этом изменение объемов продаж было ничтожно малым (всего лишь 12558 руб.), в большей степени повлияло на прибыль падение на цены (на 234422 руб.)

Задание № 2

УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ

         Предприятие «Незнайка»  производит и  продает два вида продукции: шампунь и зубную пасту. В августе  было продано  124 870  пузырьков шампуня по цене 41 руб.  80 кооп. , а в сентябре  141 514 пузырьков по цене 40 руб. 50 кооп. При этом себестоимость каждого пузырька  в августе составляла  33 руб. 70 кооп. ,  а в сентябре – 32 руб. 50 кооп.

         Зубная паста продавалась  предприятием по 19 руб.  за тюбик в августе  и всего и было реализовано 315 624 штуки. В сентябре цена  снизилась до 18 руб. 80 кооп. ,  а объем продаж упал до 315 280 тюбиков. Себестоимость пасты в августе – 13 руб. 50 кооп., а в сентябре – 13 руб. 45 кооп.

         Рассчитайте , какую  прибыль получало предприятие  от продажи каждого вида продукции и как изменилась эта прибыль. Выясните, в какой степени  на изменение прибыли  влиял каждый из факторов. Сделайте вывод, влияние какого фактора было самым значительным.

РЕШЕНИЕ

         В таблице 3 отражены основные показатели деятельности  предприятия «Незнайка» по двум видам продукции:

Таблица 3

Показатели деятельности «Незнайка» по двум видам продукции:

Показатели

Шампунь

Зубная паста

Август

Сентябрь

Разница

Август

Сентябрь

Разница

1. Объем реализации, шт

124870

141514

16644

315624

315280

-344

2. Цена 1 изделия, руб.

41,8

40,5

-1,3

19

18,8

-0,2

3. Выручка от реализации, руб.

5219566

5731317

511751

-5219566

-5731317

-511751

4. Затраты на производство и продажу, руб.

4208119

4599205

391086

-4208119

-4599205

-391086

5. Себестоимость 1 изделия, руб.

33,7

32,5

-1,2

13,5

13,45

-0,05

6. Прибыль от продаж, руб.

1011447

1132112

120665

-1011447

-1132112

-120665

         В таблице 3 показатель выручки от реализации определен как произведение  объема реализации на продажную цену.

         Показатель себестоимости определен как произведение затрат на  1 изделий  на объем реализации.

         Показатель прибыль определен как разница между выручкой и себестоимостью.

         Далее суммируем значение выручки от реализации в целом по предприятию в таблице 4

Таблица 4

Суммарные значения показателей деятельности по предприятию Незнайка

Показатель

Август

Сентябрь

Разница

Выручка от реализации, руб.

11216422

11658581

442159

Себестоимость, руб.

8469043

8839721

370678

Прибыль , руб.

2747379

2818860

71481

         Далее известными методами определяем влияние всех факторов на размер прибыли:

ВЛИЯНИЕ КОЛИЧЕСТВА ПРОДАННЫХ ИЗДЕЛИЙ:

1. Сначала необходимо найти во сколько раз  выручка отчетного месяца  в ценах предыдущего  больше выручки  от продаж прошлого месяца:

Для расчета выручки отчетного месяца в ценах предыдущего необходимо объем продаж отчетного месяца необходимо умножить на цену предыдущего месяца;

- для шампуня:

141514*41, 8 = 5915285 (руб.)

- для зубной пасты:

315280 * 19 = 5990320(руб.)

Тогда, общая выручка отчетного месяца в ценах предыдущего равна:

5915285 + 5990320 = 11905605 (руб.)

Тогда,   рассчитаем во сколько раз выручка отчетного месяца в ценах предыдущего больше выручки от продаж прошлого месяца:

11905605 : 112116422 = 1,061

2. Теперь от полученного числа отнимаем 1 :

1,061 – 1 = 0,061

3. Наконец, умножаем полученный результат  на прибыль от реализации  прошлого месяца:

2747379*0,061 = 167590 (руб.)

         Так как получился знак «плюс», значит, общее количество  проданных в сентябре товаров стало больше, чем в августе. Рост объема продаж должен увеличить прибыль от  реализации. На сколько? Об этом говорит стоящее после знака «плюс» число. Получается, что прибыль от реализации в сентябре  стала бы больше на 167590 руб. из – за изменения количества реализации шампуня и зубной пасты, при условии что цены и затраты на них не изменились:

ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕН

1. Чтобы определить влияние изменения цен на проданные товары,  сравнивают выручку  от продажи за сентябрь  с выручкой сентября в августовских ценах и вычитают одно из другого:

         Выручка от продажи за сентябрь: 11658581 Руб.

         Выручка от продажи  сентября в августовских ценах: 11905605 руб.

11658581- 11905605 = -247024 (руб.)

         Знак «минус « свидетельствует  об общем снижении суммы прибыли . Следовательно, общее изменение цен на продукцию фирмы  снизило прибыль на 247024 руб.

ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ

1.     Для этого сравниваем  полную себестоимость продукции, реализованной в сентябре, с полной себестоимостью  сентября в  затратах августа и вычитают одно из другого:

- полная себестоимость в сентябре: 8839721 руб.

- себестоимость  сентября в затратах августа:

- шампунь: 141514 * 33, 7 = 4769022 (руб.)

- зубная паста: 315280*13,5 = 4256280 (руб.)

- итого: 4769022 + 4256280 = 9025302 (руб.)

Вычитаем из себестоимости  сентября полученное значение:

8839721 – 9025302= -185581 (руб.)

         Согласно полученному знаку «минус»  произошло снижение себестоимости. А это влияет на рост прибыли  от реализации. Значит изменение себестоимости вызвало рост прибыли на 185581 руб.

ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ

1.Общее изменение прибыли – 71481 руб.

2. Вычитаем изменения прибыли, произошедшие под влиянием остальных факторов:

71481 – (167590 – 247024 +185581) = -34666 (руб.)

         Таким образом, структура реализованной  продукции изменилась  и снизила прибыль от реализации на 34666 руб.

ВЫВОД

         Таким образом, под влиянием всех четырех факторов общее значение прибыли выросло на 71481 руб., в том числе :

- влияние изменения объемов реализации вызвало рост прибыли на 167590 руб.

- влияние  изменения цен вызвало  снижение прибыли на 247024 руб.

- влияние изменения затрат вызвало рост прибыли на 185581 руб.

- изменения в структуре вызвали снижен е прибыли на 34666 руб.

         Таким образом, в наибольшей степени (по абсолютному значению)  оказал влияние фактор  изменения  цен. Однако влияние изменения  объемов и  снижения затрат   перекрыло отрицательное влияние  изменения цен.

Задание № 3

УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ

         Вы решили заработать денег  с помощью своего личного автомобиля. Получение лицензии на  частный извоз, различные регистрационные сборы и   прочие постоянные расходы  обходятся Вам в  1680 руб. в месяц. Тарифная  плата за 1 км  была Вами установлена на  уровне 3 руб., а затраты на бензин, масло и тому подобное составляют 90 кооп.   в расчете на 1 км. Определите, какой должна быть Ваша месячная выручка  и сколько оплаченных км  ВЫ при этом проедите.

         Сделайте вывод  по Вашему решению, какая задача стоит перед  частным извозчиком? Меньше скольких  оплаченных км нельзя  «накатать» во избежание убытков»?

РЕШЕНИЕ

         В таблице 5 отражены основные показатели деятельности таксиста

Таблица 5

Основные показатели

Показатели

Обозначение

Значение

1. Постоянные затраты, руб.

УПР

1680

2. Цена за 1 км, руб.

Ц

3

3. Переменные затраты в расчете на 1 км, руб.

Пер ед

0,9

         Перед извозчиком стоит задача о том, сколько км ежемесячно он должен накатывать, чтобы  избежать убытков.

Для этого определяем точку безубыточности:

ТБУ = УПР : (Ц – Пер ед)                       (1)

ТБУ = 1680 : (3-0,9) = 800 (км)

         Таким образом, частный извозчик  должен накатывать ежемесячно не меньше 800 км  во избежания появления убытков.

         После 800 км ежемесячно бизнес  частного извозчика становится выгодным. Это означает, то при   пробеге более 800 км ежемесячно  выручка будет окупать  понесенные затраты и  деятельность будет приносить прибыль.

         Рассчитаем критический объем продаж в  стоимостных единицах:

800 * 3 = 2400 (руб.)

         Таким образом, при  пробеге 800 км у частного извозчика выручка  должна быть  равна его затратам и составлять 2400 руб. При превышении выручки данного значения  частный извозчик будет иметь прибыль.

Список литературы

1.     Моляков Д.С., Шохин Е.И. Теория финансов предприятий: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 112 с.

2.     Палий В.Ф., Палий В.В. Финансовый учет: Учебное пособие: В 2 ч. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. – Ч.1, 2.

3.     Теплова Т.В. Финансовые решения: Стратегия и тактика: Учебное пособие / Ин-т "Открытое общество". – М.: Магистр, 1998. – 263 с.

4.     Финансы и кредит: Учебное пособие для вузов / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова; Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 512 с.

5.     Лапуста М.Г. Финансы фирмы: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2002. – 264 с.

6.     Шатунов А. Постановка финансового менеджмента на предприятии: предмет и цели управления. / Рынок ценных бумаг. – 1999. - №9. – с. 26-32.

7.     Лайком К. Управление финансами предприятия / Журнал для акционеров. – 1998. - №2. – с.33-35.

8.     Финансы предприятий: Учеб. пособие для вузов / под ред. Колчиной. – М.: ЮНИТИ, 2001 г. – 447 с.

9.     Финансы, деньги, кредит: Учебник для вузов / С.И. Долгов, С.А. Бартенев и др.; Под ред. О.В. Соколовой. – М.: Юрист, 2000. – 783 с.

10.           Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. для вузов / Балабанов И.Т., Белоглазова Г.Н. и др.; Под ред. М.В. Романовского; Санкт-Петербургский университет экономики и  финансов. – М.: Юрайт, 2001. – 544 с.

11.           Краснова С.В. Финансовый механизм регулирования денежных потоков предприятия в рамках ФПГ / С.В. Краснова / Финансы. – 2003. - №1. – с.73-74.