5.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Основная цель профессиональной реабилитации — обеспечить больному или инвалиду возможность получить или сохранить подходящую работу и тем самым способствовать его социальной интеграции, достижению материальной независимости или повышению доходов и возможности самообеспечения. Профессиональная реабилитация способствует повышению социального статуса и защищенности не только инвалида, но его семьи. Профессиональная реабилитация с последующим трудоустройством инвалидов выгодна и всему обществу. Средства, вложенные в профессиональную реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений как следствие трудоустройства инвалидов. В случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в большей степени.

Права инвалидов на профессиональную реабилитацию закреплены в ряде нормативных документов, основные из которых — Указ Президента РФ от 25.03.93 «О мерах по профессиональной

196

реабилитации и обеспечению занятости инвалидов»; Постановление Министерства труда РФ от 28.09.93 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда»; Закон от 19.02.91 «О занятости населения в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями); приказ Федеральной службы занятости России от 28.02.94 «Об утверждении временного положения о специализированных подразделениях по профессиональной реабилитации и обеспечении занятости инвалидов»; Закон РФ «Об образовании» в редакции от 13.01.96.

Изучение потребности инвалидов в различных видах реабилитации в г. Москве, проведенное ЦИЭТИНом, показало, что 62,6 % инвалидов нуждаются в тех или иных мерах профессиональной реабилитации. Потребность в профессиональной реабилитации особенно высока у инвалидов молодого и среднего возраста — соответственно 82,8 и 78,7% от численности инвалидов указанных возрастных групп.

Несмотря на актуальность проблемы профессиональной реабилитации инвалидов и множество нормативных актов по рассматриваемому вопросу, их совокупность в целом не позволяет решить задачи, поставленные Российским государством и международным сообществом, по предоставлению инвалидам равных в сравнении с другими категориями населения возможностей получать профессиональное образование и трудиться.

Профессиональная реабилитация представляет собой комплекс разноплановых мероприятий, которые в зависимости от состояния здоровья инвалидов, их физических возможностей, образования, наличия или отсутствия трудовых навыков решают разные задачи.

Основу разработки программы профессиональной реабилитации составляют три компонента.

Оценка вида и степени ограничений жизнедеятельности, в том числе способности к обучению.

Различают три степени ограничения способности к обучению:

I степень — способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса или с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц;

II степень — способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях;

III степень — неспособность к обучению.

Оценка «профессионально-трудовой» составляющей реабилитационной программы, включающая определение характеристик интегральной реакции организма инвалида на трудовую деятельность, оценку их значимости для трудовой деятельности и воз-

197можности ее продолжения, определение возможности адаптации к труду путем поддержки адекватного состояния, разработки стратегии трудовой деятельности.

Оценка общего и профессионального образовательного статуса инвалида, включающая комплексный анализ социальных характеристик, связанных с образовательной деятельностью, основных характеристик образовательной деятельности, а также определения соответствия требований, предъявляемых к инвалиду в процессе обучения, его профессионально значимым физиологическим, психофизиологическим и психологическим качествам и определение развития в процессе обучения профессионально важных сенсорных, моторных и мыслительных навыков.

5.2.1. Профессиональное образование

Профессиональная реабилитация включает профессиональную ориентацию, профессиональное образование, трудовую адаптацию, трудовое устройство или трудовую занятость.

Профессиональная ориентация решает задачи информирования и консультирования инвалидов с целью выбора профессии, режима и условий труда, возможности обучения. Ориентирование осуществляется в области профессий и современного рынка труда, существующих учебных заведений и центров профессиональной переподготовки, предназначенных для лиц с ограниченными возможностями, с целью достижения профессионального оптимального самоопределения человека.

Профессиональная ориентация инвалидов предусматривает комплексный подход с учетом медицинского, психологического и социального аспектов. В процессе профессиональной ориентации осуществляется психофизиологическая диагностика, изучаются индивидуальные возможности, наиболее развитые способности инвалида, его склонность к определенной профессии, материально-бытовые условия и возможности получения образования.

Неотъемлемую часть профориентации составляет наличие данных, характеризующих профессиональную деятельность Такой материал содержится в описаниях профессий — профессиограммах. В них включаются сведения о формах профессиональной подготовки, описание рабочего места, содержания и условий труда, описание человека в процессе труда (положительные и отрицательные моменты в работе, трудности, степень ответственности, элемент творчества, психофизиологические качества и медицинские противопоказания, положительные и отрицательные последствия работы для человека), социально-экономические особенности профессии.

198

Профессиональная ориентация предполагает выбор человеком профессии, наиболее соответствующей его интересам, мотивам и не причиняющей вреда здоровью. В связи с этим важен учет не только показаний, но и противопоказаний к профессиональной деятельности и в конечном итоге профессиональной пригодности.

Профессионально пригодным считается тот, чьи психофизиологические возможности и способности соответствуют определенной профессии. С целью оценки профессиональной пригодности проводится психофизиологическая диагностика. Обычно используется набор мотивационных методик, проводится исследование интеллектуальной и личностной сферы, функциональных ограничений, профессионально важных качеств. Последние стандартизированы и имеют нормы для различных возрастных групп. Таким образом, с помощью психологических и функциональных тестов производится подбор видов труда, для которых испытуемый считается профессионально пригодным.

Большое значение имеет изучение профессионального интереса и склонностей человека. Но следует учитывать, что многие инвалиды, особенно инвалиды детства, неадекватно оценивают свои возможности при выборе будущей профессии, планируют приобретение специальностей, которые в силу своих психофизических особенностей выполнять не смогут. Иногда, наоборот, наблюдается заниженная самооценка своих возможностей. В таких случаях проводятся разъяснительная работа, коррекция индивидуальных профессиональных планов и притязаний, оказывается психологическая поддержка.

Немаловажную роль для молодых людей, не имеющих профессии, или лиц, которые вынуждены изменить свою трудовую деятельность в связи с приобретенной инвалидностью, играет информация о существующих профессиях, возможностях ее приобретения, преимуществах данной профессии в каждом конкретном случае, структуре региональной потребности в кадрах. Необходимо правильно сориентироваться и выбрать именно ту профессию, которая будет представлять личный интерес и в наибольшей степени соответствовать психофизиологическим особенностям организма человека, с одной стороны, и быть востребованной на рынке труда — с другой. Окончательное решение в выборе профессии, учебного заведения, места работы остается за инвалидом. Не допускаются какие-либо формы воздействия на его мотивацию и решение в сфере самоопределения путем сокрытия или изменения информации

После выбора будущей профессии планируется перечень возможных мер содействия в ее приобретении. Обсуждаются реальные трудности процесса освоения профессии и трудоустройства и возможные пути их преодоления

199В настоящее время органами занятости населения, на которые возложены обязанности по профессиональной реабилитации, включая профориентацию и профобучение инвалидов, большое внимание уделяется разработке дифференцированного и гибкого подхода к решению вопросов трудовой экспертизы, позволяющего использовать профессиональную остаточную трудоспособность больных и инвалидов, расширять возможности профессиональной ориентации и переобучения. При поиске потенциального места трудоустройства важно учитывать как личные интересы и способности инвалида, так и потребности работодателей.

При профессиональном обучении больных и инвалидов как следующем методе реабилитации должна решаться комплексная задача, в решении которой овладение специальными знаниями, умениями, навыками будет сочетаться с формированием способностей к социально-психологической адаптации. В условиях рыночной экономики необходимо, чтобы профессиональное образование инвалидов предусматривало обучение конкурентоспособным и престижным профессиям, основам предпринимательской деятельности, что будет служить обеспечению равенства возможностей инвалидов в плане занятости.

Профессиональное образование предусматривает систему и процесс овладения знаниями, навыками и умением в области рекомендуемой профессиональной деятельности.

Профессиональное образование предоставляет больным и инвалидам следующие возможности:

- приобрести квалифицированную профессию, если они ранее ее не имели;

- приобрести другую специальность, если в связи с болезнью или инвалидностью работа по прежней специальности становиться невозможной или малопроизводительной;

- повысить имеющуюся квалификацию по выполняемой работе.

При решении вопроса о переобучении необходимо иметь в виду, что основные показания и противопоказания к обучению новой профессии те же, что и при выборе профессии впервые.

Для переобучения выбирается профессия с учетом не только возможности выполнения инвалидом производственных операций, но и максимального использования имеющихся у него знаний и навыков, связанных со старой профессией, с учетом его личных интересов.

Можно отметить три основных пути получения новой профессии:

- самостоятельное переобучение (за обучение инвалид платит сам);

- бесплатное переобучение через службу занятости. Право на -это имеют инвалиды III и II групп, I группы — с трудовой рекомендацией;

200

- поиск работы, не требующей переобучения, или обучение на рабочем месте.

Одно из важных условий успешной трудовой реабилитации инвалидов — их общеобразовательная подготовка. Наличие среднего и высшего образования значительно повышает конкурентоспособность инвалидов. Получение высшего образования особенно важно для лиц, которые по состоянию здоровья могут заниматься только интеллектуальными видами труда (например, для инвалидов с ампутацией верхних конечностей).

Получение инвалидом профессионального образования еще не гарантирует его занятости, однако повышает шансы на выгодное трудоустройство, делает его конкурентоспособным на рынке труда.

Профессиональное обучение осуществляется с отрывом или без отрыва от производства. В первом случае инвалиды могут получать образование в обычных или специализированных средних и высших учебных заведениях, которые должны создавать возможности для интеграционного обучения инвалидов — доступность среды, обеспечение специальными техническими средствами, облегчающими учебный процесс. В отличие от обычных профессионально-технических училищ, техникумов, колледжей и вузов специализированные учебные заведения организуются по типу интернатов и комплектуются из лиц разного возраста, имеющих ту или иную степень нарушения трудоспособности.

Без отрыва от производства обучение больных и инвалидов осуществляется на государственных предприятиях или учебно-производственных предприятиях добровольных обществ инвалидов (ВОЙ, слепых, глухих и др.). Наиболее распространенными методами обучения больных и инвалидов на производстве являются индивидуальное обучение, групповое (с учетом заболевания и возможностей), бригадное (бригада выполняет самостоятельное задание, отличное от заданий других бригад) и курсовое (постоянные или эпизодические 2 —6-месячные курсы в зависимости от решаемых задач). Возможна организация надомного обучения, в том числе заочного. Последняя форма обучения приобретает все большее значение с развитием дистанционного обучения.

5.2.2. Трудоустройство

Трудовое устройство больных и инвалидов — заключительный этап реабилитации. Оно представляет собой оценку обоснованности экспертного заключения о трудоспособности, профориента-ционного решения, эффективности процесса предшествующего обучения и всех реабилитационных мероприятий.

Для молодых инвалидов, имеющих недостаточный социальный опыт, важна помощь в развитии и формировании таких соци-

201альных навыков, как поиск работы по специальности, умение составлять профессиональное резюме, взаимодействовать с представителями официальных структур, осуществлять поисковые телефонные звонки, умение пользоваться Интернет-ресурсами. Полученная информация и приобретенные в процессе социальных тренингов необходимые навыки повышают вероятность трудоустройства.

Трудоустройство инвалида осуществляется как в условиях обычного производства (так называемые «защищенные»» рабочие места), так и в условиях специально создаваемых предприятий. Последние отличаются от обычных предприятий условиями финансирования, режимом труда и отдыха, нормами производственных заданий.

На предприятиях общего типа в пределах установленной квоты для трудоустройства инвалидов могут создаваться специальные рабочие места — индивидуальные или в виде специализированных цехов — за счет средств федерального бюджета субъектов РФ, Госфонда занятости населения РФ, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства Инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей воинской службы, в результате стихийных бедствий или межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.

Организация специального рабочего места для инвалида должна обеспечивать безопасность труда, соблюдение санитарно-гигие-нических стандартов, чтобы исключить возможность ухудшения здоровья и травматизма инвалида. Для этого требуется адаптация основного и вспомогательного оборудования с учетом индивидуальных особенностей инвалидов. Проводятся особое техническое и организационное оснащение рабочего места (например, пультом управления, регулировки высоты стола и стула, дополнительным освещением), оснащение оборудования индикаторами (визуальными, акустическими, тактильными) для лиц с сенсорными нарушениями, обеспечение дополнительными техническими приспособлениями, специально разработанным ручным инструментом и т. п.

Специализированные предприятия или специализированные цехи на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве создаются преимущественно для инвалидов вследствие заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха, туберкулеза легких, психических расстройств. Специализированные предприятия не только осуществляют комплекс мер по профессиональной ^социальной реабилитации инвалидов, но и обеспечивают организацию на производстве медицинского обслуживания инвалидов, медицинский контроль за их рациональным трудоустройством

202

и состоянием здоровья. Для лиц с тяжелой степенью инвалидиза-ции специализированные цехи могут быть развернуты на базе больницы, диспансера, дома-интерната. Конкретный вариант специализированного предприятия или цеха выбирают, исходя из клинических показаний для трудоустройства инвалидов.

При направлении инвалидов на специальные рабочие места должны быть определены следующие критерии: устойчивая компенсация состояния здоровья, овладение необходимыми трудовыми навыками, положительное отношение к труду.

Специалистам, занимающимся трудоустройством инвалидов, важно иметь базу данных существующих вакансиях на производстве, для чего необходимо вести активный поиск потенциальных трудовых мест, поддерживать постоянную связь с руководителями предприятий.

Практика показывает, что социальным работникам при необходимости трудоустройства своих подопечных инвалидов приходится не только направлять их в центры занятости населения, но и в случае отказа или неэффективной помощи со стороны этой службы самим заниматься вопросами их трудоустройства. Эта проблема особенно актуальна в отношении людей с тяжелыми формами инвалидности, психически больных людей, наблюдающихся в психоневрологических диспансерах, инвалидов, состоящих в общественных организациях, а также в сельской местности, где выбор на рынке труда ограничен. В таких случаях социальный работник, учитывая интересы и возможности своего подопечного, должен не только суметь подобрать потенциальное место для его трудоустройства, но и добиться согласия работодателя принять его на работу. С этой целью можно использовать разные подходы, направленные на то, чтобы заинтересовать работодателя: доказать хорошие профессиональные данные инвалида, апеллировать к личностным качествам работодателя (чувству доброты, сострадания, пониманию важности проблемы) или интересам экономической выгоды — в виде налоговых льгот, рекламы деятельности предприятия и его благотворительности.

При трудоустройстве инвалида важно не только предусмотреть адаптацию рабочего места к его функциональным возможностям, но и помочь ему в психологической и физиологической адаптации к новым условиям работы и трудовому коллективу. Необходимо обеспечить доброжелательное отношение к инвалиду со стороны его будущих коллег, организовать эмоциональную и физическую поддержку, что требует от специалиста по трудоустройству предварительной работы с руководителем, коллективом, в котором будет работать инвалид. Эти функции может выполнять не только сотрудник центра занятости, но и социальный работник или персональный помощник (например, переводчик жесто-вого языка), курирующий инвалида. Может потребоваться поиск

203добровольного наставника для новичка на производстве или лица, которое будет сопровождать инвалида в дороге от места жительства (дома, интерната) до производства. Если инвалид проживает дома, то таким лицом чаще всего оказывается родственник. При организации рабочих мест на производстве для инвалидов, проживающих в интернате, в качестве сопровождающего выступает социальный работник. При этом организуется доставка инвалидов специальным транспортом.

Организация надомного труда в рамках специализированного предприятия допускается только для лиц, которые имеют необходимые жилищно-бытовые условия, а также практические навыки в определенной работе или профессии (либо могут быть обучены этим навыкам). Конкретный вид работы для надомников подбирается с учетом их профессиональных навыков и состояния здоровья. Предприятие предоставляет инвалиду в бесплатное пользование необходимое оборудование, инструменты, сырье и материалы и обеспечивает реализацию готовой продукции. Для инвалидов I и II групп, работающих на дому, норма выработки не устанавливается. Оплата труда надомников производится за фактически выполненные работы или произведенную продукцию.

Большим резервом в регулировании рынка труда инвалидов служат их самозанятость и организация собственного дела. Инвалидам, организующим свой малый бизнес, законодательно гарантированы субсидии и помощь. Однако работа с инвалидами по обучению навыкам предпринимательства, оказанию профессиональной помощи и психологической поддержки пока не приносит ощутимого эффекта.

По отношению к лицам с ограниченными возможностями принято понятие «рациональное трудовое устройство». Это означает, что место труда потенциально адекватно для инвалида по его состоянию здоровья, психофизиологическим особенностям, личностным мотивам и профессиональной подготовке. Трудовое место для инвалида должно также соответствовать необходимым сани-тарно-гигиениче.ским нормам и иметь социально-экономическую равноценность с ранее исполняемой (в случае ее смены) либо исполняемой здоровым работником аналогичной работой (в случае первоначального выхода на рынок труда). Определение показанных условий труда для инвалидов требует комплексного подхода, учитывающего главным образом специфику заболевания (нозология, степень тяжести патологического процесса, течение заболевания) и те нарушения, которые приводят к ограничению жизнедеятельности инвалида. Необходимо учитывать и социальные факторы — пол, возраст, уровень образования, основную профессию, профмаршрут, наличие дополнительных знаний и умений; особенности личности и трудовую установку. Вопрос рационального трудоустройства инвалидов является комплексным, его

204

решение зависит от конструктивных, согласованных действий разных специалистов и служб: врачей-экспертов, реабилитологов, психологов, специалистов по социальной работе, профконсуль-тантов, юристов, работодателей.

На современном этапе с внедрением в практическую деятельность учреждений и организаций компьютерной техники возникла необходимость не только в характеристике функциональных нарушений, но и в разработке качественных и количественных характеристик функциональных нарушений, определенных едиными унифицированными критериями, которыми могли бы пользоваться и врачи-эксперты, и работники различных реабилитационных служб, каковые в большинстве своем не имеют и не должны иметь медицинского образования. Такие критерии стали крайне актуальными, и именно они в полной мере могут соответствовать задачам социальной реабилитации, так как именно на их основе собирается исходная информация для определения характера и степени выраженности ограничений различных сфер жизнедеятельности, компенсирующих и замещающих средств, мер медицинской, социальной и трудовой реабилитации.

В Центре социального проектирования Российской академии естественных наук и Научно-исследовательском центре занятости и реабилитации инвалидов разработана автоматизированная программа формирования трудовых рекомендаций для справки БМСЭ с указанием перечня противопоказанных условий и содержания труда.

Экспертная система может обеспечить эффективное взаимодействие органов медико-социальной экспертизы и учреждений, занимающихся трудоустройством инвалидов, при условии кодирования рабочего места, предназначенного для инвалида, по показателям, содержащим качественные и количественные характеристики тех требований, которые предъявляются на этом рабочем месте в отношении состояния здоровья и функций организма человека в процессе трудовой деятельности.

В разработанных авторским коллективом Центра социального проектирования РАЕН технологиях используется следующая схема работы: на первом этапе устанавливается диагноз заболевания, на втором — связанные с ним функциональные нарушения, на третьем этапе определяются обусловленные функциональными нарушениями ограничения жизнедеятельности и на четвертом, заключительном, этапе — компенсирующие и замещающие средства. В связи с этим большое значение приобретают такие оценочные характеристики, которые дают возможность судить о последствиях для организма в целом перенесенных заболеваний, травм или дефектов.

Основную компоненту разработанной технологии по формированию индивидуальной программы социальной реабилитации

205инвалида составляет комплексная экспертная система определения потенциальных возможностей и потребностей инвалида в сочетании с профессиографическим справочником. Компьютерная программа «Профессиографический справочник» предназначена для автоматизации экспертной оценки доступности для инвалида включенных в справочник профессий с учетом его потенциальных профессиональных возможностей и присущих ему психологических качеств. Справочник создан как составная часть программно-информационной системы обеспечения профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов (включающей также банк данных об инвалидах региона, экспертную систему оценки потенциальных профессиональных возможностей лиц с ограниченной по состоянию здоровья трудоспособностью, банк рабочих мест для трудоустройства инвалидов и банк учебных мест для направления инвалидов на обучение и переобучение), т.е. программно-информационной системы, составляющей основу единого информационного пространства комплексной реабилитации инвалидов, в первую очередь для решения вопроса их профессиональной реабилитации.

В условиях сужения экономических возможностей занятости инвалидов на фоне постепенного развития их самосознания, а также на фоне принятия документов, расширяющих права и возможности инвалидов на рынке труда, решение проблем профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов становится особоактуальным и приоритетным.

Литература

1. Андреева О. С. Организационно-функциональная модель профессиональной реабилитации инвалидов // Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов / В.А.Сидоров, С.А.Мельников и др. — М., 1996.

2. Кавокин С Н. Инвалид и общество (организационно-правовой аспект) // Комплексная реабилитация инвалидов. — Вып. 1. — М., 2002.

3. Кавокин С. Н. Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов. — М., 1997.

4. Кавокин С. Н., Гаубрих Н. Ю. Комплексная экспертная система определения потенциальных возможностей и потребностей инвалида. — М., 2002.

206

5. Кузнецов Д. Л. Квотирование как основная форма трудоустройства инвалидов в Российской Федерации // Журнал российского права. — 2001. -№ 11.

6. Мирошниченко Н. Профессиональная реабилитация и обеспечение занятости инвалидов // Человек и труд. — 1995. — № 7.

7. Осадчих А. И., Петрова В.В, Демидова Л.Е. Опыт работы органов социального обеспечения по использованию труда инвалидов на специализированных предприятиях (цехах, участках) в различных отраслях народного хозяйства: Обзорная информация ЦБНТИ МСО РСФСР. — М., 1989.

8. Осадчих А. И. Теоретические основы трудовой реабилитации // Медицинская реабилитация / Под ред. В. М. Боголюбова. — Т. 1. — Пермь, 1998.

9. Сырников И. К., Коновалов А. Г., Коняева В. А. и др. Правовые, организационные и методические основы формирования и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида: Методические рекомендации для специалистов государственных служб МСЭ и реабилитации инвалидов. — М., 2000.

5.3. СРЕДСТВА КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

ИНВАЛИДОВ

Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов установлено, что «государствам следует обеспечивать, чтобы инвалиды имели возможность использовать свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал». Особое внимание в Стандартных правилах уделено содействию доступности для инвалидов театров, музеев, кинотеатров, библиотек и использованию специальных технических средств в целях расширения доступа инвалидов к литературным произведениям, фильмам, театральным постановкам. Эти рекомендации нашли отражение в законодательстве Российской Федерации.

В оценке правовой базы социокультурной политики в отношении инвалидов представляются важными «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992). В этом документе признана основополагающая роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества, утверждении достоинства народов, сохранении их национальной самобытности. Этим законом установлена обязательность включения культурных мероприятий в государственные программы развития на федеральном и региональном уровнях. Специальным разделом закона определены обязанности государства по обеспечению доступности для всех граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. Однако каких-либо отдельных мер, направленных на создание особых условий возможности полноценного культурного участия именно для инвалидов как особой социальной категории, этот законодательный акт не содержит.

207

Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает неотъемлемость прав каждого человека на культурную деятельность, на все виды творческой деятельности, на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей. Он также регламентирует обязательный доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности, право на гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов. Однако отдельных положений, предусматривающих необходимость создания инвалидам особых условий для участия в культурной деятельности, он также не содержит.

В Федеральном законе «О музейном фонде в Российской Федерации» (1996) одной из целей создания музеев в стране объявлена просветительская и образовательная деятельность. Однако в него не внесены никакие положения, касающиеся особенностей обслуживания инвалидов, создания условий для обеспечения их доступа в музеи и на представления экспозиций в форме, приемлемой для инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности.

Регламентация социокультурной деятельности в интересах реабилитации инвалидов не отнесена к числу приоритетных задач и самим Министерством культуры Российской Федерации, так как не упоминается в Положении об этом министерстве.

Вопросы особого отношения к инвалидам отражены лишь в Федеральном законе «О библиотечном деле» (1994). В нем предусмотрено развитие библиотечного дела на основе принципа всеобщей доступности к информации и культурным ценностям, в том числе закреплены права особых групп пользователей. Согласно закону «лица с физическими недостатками, в том числе слепые и слабовидящие, имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных и других общественных библиотеках». Кроме того, «пользователи библиотек, которые не могут их посещать из-за физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные и внестационарные формы обслуживания». Органам государственной власти и местного самоуправления предписано создавать специализированные библиотеки по обслуживанию особых групп пользователей, в том числе слепых и слабовидящих.

Таким образом, в действующих в России законодательных актах содержится недостаточно правовых норм, определяющих пути развития культурной деятельности в сфере реабилитации. Практика показывает, что социокультурная деятельность с инвалидами в России осуществляется по тем же основным направлениям, что и во всем мире.

Социокультурная деятельность библиотек в работе с инвалидами осуществляется в настоящее время как в форме специализи-

208

рованного, так и интегрированного библиотечного обслуживания. В стране функционируют Российская государственная библиотека для слепых, которая является научно-методическим центром, и сеть из 72 специализированных библиотек в субъектах Российской Федерации. В их фондах собраны 1,6 млн книг с рельефно-точечным шрифтом, 3,4 млн «говорящих» книг и 1,2 млн плоскопечатных. Библиотеками пользуются 135 тыс. инвалидов по зрению. Кроме того, существуют Центральная научная библиотека Всероссийского общества глухих и сеть специализированных клубных библиотек, находящихся в ведении этого общества. Принятое методическое руководство «Организация работы специальной библиотеки для слепых» (1993) широко используется библиотеками специализированных школ-интернатов.

Производство «говорящих» книг осуществляется в России уже на протяжении половины столетия. Наибольшее их количество выпускается Издательско-полиграфическим тифлоинформацион-ным комплексом «Логос» ВОС. Кроме того, многие региональные библиотеки для слепых ведут самостоятельную запись книг по запросам инвалидов по зрению.

Однако далеко не все инвалиды в России могут пользоваться специализированным библиотечным обслуживанием, это доступно лишь жителям крупных городов. Для соблюдения прав инвалидов, имеющих различные ограничения жизнедеятельности, проживающих в населенных пунктах без библиотек, предусмотрена доставка литературы по почте, однако в реальной жизни воспользоваться этим не так легко.

Система интегрированного библиотечного обслуживания инвалидов только начинает развиваться в России, к ней подключаются публичные, а также детские и юношеские библиотеки. Проводится оснащение библиотек современными техническими средствами, компенсирующими дефекты, а также технологиями, адаптированными к нуждам читателей-инвалидов. В библиотеках используются новые виды информационных изданий — электронные на дискетах и CD-дисках, компакт-дисках, крупнопечатные издания.

Расширяется производство «говорящих» книг, рельефно-точечных и крупнопечатных периодических изданий, ежегодно выходит около 350 новых наименований «говорящих» книг, что составляет более 1 млн часов звучания. Эти книги выпускаются за счет средств федерального бюджета и распределяются бесплатно по специализированным библиотекам и школам для слепых. В Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Ставрополе, Перми, Казани при библиотеках для слепых созданы студии звукозаписи, тифлоин-формационные комплексы.

Помимо предоставления инвалидам информации библиотеки осуществляют и социально-реабилитационную функцию, способ-

209ствуют выработке навыков коммуникации, самостоятельного передвижения, самообслуживания.

Основные проблемы в развитии библиотечного дела в интересах реабилитации инвалидов в России — это недостаточное финансирование библиотек, неприспособленность библиотечных зданий для работы в них людей с физическими ограничениями, недостаточное количество книг специальных форматов и технических средств для инвалидов, профессиональная и психологическая неподготовленность библиотекарей к работе с инвалидами, имеющими различные физические дефекты.

Несмотря на отсутствие правовых актов о включении музеев в реабилитационную инфраструктуру, в музеях проводятся мероприятия в интересах инвалидов. В период до 1992 г. основные формы работы музеев с инвалидами состояли в бесплатном обслуживании, проведении тематических мероприятий с участием инвалидов, шефстве над специальными детскими учреждениями. Некоторые музеи использовали технологии социокультурной реабилитации инвалидов. К ним относятся Музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки, Политехнический музей, музей гуманитарного центра «Преодоление» в Москве, Курганский областной музей „разработавший специальную программу «Арттерапия».

В настоящее время реабилитационную работу с инвалидами, имеющими отклонения как в физическом, так и в психическом развитии, проводит Государственный Эрмитаж Сотрудники музея проходят специальную подготовку для работы с инвалидами, в ней участвуют психиатры, психологи, дефектологи. В Санкт-Петербурге создан Фонд поддержки и развития арттерапевтических программ «В поисках гармонии», оказывающий методическую помощь региональным музеям в работе с инвалидами. Реабилитация детей-инвалидов с задержкой психического развития проводится по специальным программам в музейно-выставочном центре г. Иваново, Музее истории школы для слепых им. В. Я. Ерошен-ко, Башкирском музее ВОС в Уфе.

В рамках федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2000 — 2005 годы» и за счет других источников финансирования проводится реконструкция ведущих музеев России с целью устранения архитектурных барьеров и создания условий доступности для инвалидов — Русского музея и Инженерного замка в Санкт-Петербурге, Исторического музея в Москве.

Однако в большинстве своем музеи в нашей стране остаются малодоступными для инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности. Представляется необходимым принятие специальных нормативных актов, определяющих стандарты музейной-деятельности в интересах лиц с ограниченными возможностями.

210

Деятельность театров по социокультурной реаоилитации инвалидов нормативными документами не регламентирована, но тем не менее в реальной жизни осуществляется. В 1962 г. в России был создан первый в мире профессиональный театр глухих актеров — Московский театр-студия мимики и жестов. Это стало важным шагом в развитии культуры глухих людей не только в нашей стране, но и за рубежом. Вскоре подобные профессиональные театры появились в США, Испании, Германии, Швеции, Китае и других странах. Зрители таких театров — инвалиды и здоровые люди. На основе опыта Театра мимики и жеста жестовая речь стала использоваться на кино- и телеэкранах.

В России действует около 70 особых театров, где участвуют инвалиды с различными особенностями развития: слабослышащие, слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с проблемами умственного развития, с соматическими заболеваниями. Направления их творческой деятельности весьма разнообразны: это театры моды; фольклорное, цирковое, кукольное искусство; музыкальное, драматическое, литературное творчество; мюзиклы; жестовые песни, эстрадные миниатюры, эстрада.

Реабилитация инвалидов с использованием музыки также не имеет специального нормативного обеспечения, но осуществляется достаточно широко. Разработаны концепция и программа музыкального воспитания как средства реабилитации. В них включены обучение инвалидов игре на различных музыкальных инструментах, привитие навыков прослушивания музыкальных произведений, просмотра музыкальных спектаклей, сочинительства музыки. С помощью этих технологий осуществляется реабилитационное воздействие на физическое и психическое состояние инвалидов, особенно на их познавательную и эмоциональную сферу.

Наибольший опыт реабилитации музыкальными средствами накоплен в работе с инвалидами по зрению. В системе Всероссийского общества слепых существует сеть специализированных домов культуры, клубов, в которых осуществляется эта деятельность.

Активному вовлечению инвалидов в реабилитацию средствами культуры и искусства способствует фестивальное движение инвалидов, которое существует уже более 10 лет. Проводится также фестиваль особых театров для инвалидов «Протеатр». Во многих субъектах Российской Федерации проходят региональные фестивали инвалидов. Эти мероприятия являются наиболее массовыми и формируют позитивное общественное мнение вокруг искусства и творчества инвалидов.

Средства культуры и искусства широко используются также в целях профессиональной реабилитации инвалидов. В специальных профессиональных училищах для инвалидов они могут получить

211следующие специальности: гравер, живописец фарфоровых и фаянсовых изделий, резчик по дереву и янтарю, чеканщик художественных и ювелирных изделий, переплетчик художественного переплета, разрисовщик игрушек, оформитель сувениров и игрушек, настройщик музыкальных инструментов, сборщик язычковых инструментов, живописец.

Средние специальные учебные заведения готовят инвалидов по профессиям: библиотекарь, реставратор музыкальных инструментов, специалист по художественному оформлению, специалист по культурно-массовой работе.

В сфере культуры предусмотрено и высшее профессиональное образование для инвалидов. Высшее театральное училище им. Б.В.Щукина с 1984 г. проводит обучение неслышащих студентов по специально разработанной программе театрального образования. В 1990 г. был создан Всероссийский центр творческой реабилитации инвалидов, впоследствии реорганизованный в Московский государственный институт искусств. Этот институт ведет профессиональную подготовку специалистов из числа инвалидов по направлениям театрального, театрально-кукольного, хореографического искусства, скульптуры, живописи, графики, музыкального искусства, литературы, эстрадного искусства. Студентами института могут быть инвалиды с различными ограничениями жизнедеятельности — с поражением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. На базе института постоянно действует методический семинар для педагогов «Введение творческих предметов в процесс обучения».

Социокультурная реабилитация инвалидов должна рассматриваться в двух аспектах. С одной стороны, ее можно представлять как специфическое средство культуры и искусства, рекомендуемое инвалиду в индивидуальной программе реабилитации для восстановления или компенсации нарушенных или утраченных функций. С другой стороны, следует иметь в виду, что приобщение к ценностям культуры, участие в общих культурно-досуговых и культурно-массовых мероприятиях наряду со всеми членами общества способствуют повышению эмоционального тонуса, социальным коммуникациям, социальному включению инвалидов, что носит для инвалидов общий реабилитационный характер.

При создании программ социально-экономического развития регионов целесообразно предусматривать конкретные меры по внедрению в учреждениях культуры, образования и социальной защиты населения мероприятий по реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства.

Сохранение и развитие национальных культурных традиций, народных промыслов необходимо осуществлять с учетом особых потребностей инвалидов, имеющих различные ограничения жизнедеятельности.

212

Особо значимым выступает организационное и научно-методическое обеспечение деятельности по социокультурной реабилитации инвалидов.

Сферу культуры необходимо включить в состав формирующейся Государственной службы реабилитации инвалидов как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Перечень видов культурной деятельности необходимо определить с учетом их реабилитационного эффекта, национальных культурных традиций, финансовых возможностей.

Литература

1. Белозерцева А Г. Культурология в социальной реабилитации. Приемы и методы работы практикующих психологов с инвалидами. — Новосибирск, 1999

2. Федеральный закон от 23 12.94 № 6 «О библиотечном деле» // Собрание законодательства Российской Федерации от 02.01.95 — № 1.

3. Федеральный закон от 25 05.96 № 56 «О музейном фонде в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27.05.96 - № 22.

5.4. РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ИНВАЛИДОВ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

|     5.4.1. Центры независимой жизни в мировой практике

?

Движение независимой жизни определяется как социальное движение, которое проповедует философию самоорганизации, самопомощи, выступает за гражданские права и улучшение качества жизни инвалидов.

Концепция независимой жизни рассматривает проблемы человека с ограниченными возможностями здоровья в свете его гражданских прав и ориентируется на устранение социальных, экономических, психологических и иных барьеров. Согласно идеологии независимой жизни инвалиды составляют часть общества и должны жить там же, где и здоровые люди. Они должны иметь право на свой дом, расти и жить в своей семье вместе со здоровыми ее

членами, получать образование с учетом специфики инвалидности в общей школе со здоровыми детьми, принимать активное участие в жизни общества, иметь оплачиваемую работу; материальное обеспечение инвалидов должно быть таким, чтобы они чувствовали себя независимыми и были обеспечены всем, что им может предложить общество.

Независимая жизнь — это возможность самостоятельно определять стиль своей жизни, принимать решения и управлять жизненными ситуациями. Инвалиды имеют право на уважение, на равную социальную приемлемость, на самостоятельный выбор работодателя, право свободного перемещения (ездить в городском транспорте, летать самолетами, преодолевать архитектурные барьеры), путешествия и вида отдыха, право участвовать в социальной и политической жизни общества.

В социально-политическом значении независимая жизнь подразумевает способность к самоопределению, обходиться без посторонней помощи или свести ее до минимума в осуществлении жизнедеятельности, целого ряда социальных ролей и активного участия в жизни общества.

Инвалиды способны внести весьма весомый экономический, Политический, социальный и культурный вклад. Они прекрасные эксперты по проблемам инвалидности и могут проявить поразительную способность лично руководить и эффективно организовывать услуги и поддержку, необходимые для того, чтобы быть полноправными членами общества.

Предрасполагающими факторами к зарождению Движения независимой жизни послужили процессы деинституционализации, развития социальной работы в сообществе, формирования нового социального направления реабилитации инвалидов.

Обеспечение инвалидов пенсиями и пособиями, различными услугами (помощь на дому), техническими средствами реабилитации и т.д. способствовало тому, чтобы инвалиды могли покинуть интернаты и больницы и проживать в своих семьях.

Другой важной предпосылкой развития Движения независимой жизни стали создаваемые общественные организации инвалидов. Сначала эти организации финансировали спортивные мероприятия для инвалидов или клубы, где они могли встречаться и общаться В 1948 г. во время проведения Олимпийских игр были проведены первые состязания для спортсменов—инвалидов войны. В 1960 г. состоялись первые официальные Паралимпийские игры, на которых встретились инвалиды разных стран мира. Общаясь благодаря созданной системе общественных организаций, инвалиды начали взаимодействовать. Формировалось чувство общности и понимание тех проблем, с которыми они сталкивались в стремлении стать полноправными членами общества. Начали активно создаваться общественные организации определенных

214

категорий инвалидов (слепых, глухих, «опорников»), группы поддержки и «самопомощи». Первой из групп самопомощи стала организация «Анонимные алкоголики» (1970 г.). Эти организации, а также благотворительные общества (которые существовали и прежде) оказывали социальную поддержку инвалидам, помогали трудоустроиться, обеспечивали жильем, в котором инвалиды могли проживать небольшими группами самостоятельно, при минимальной помощи социальных работников, делиться личным опытом преодоления кризисных ситуаций.

Если раньше против проявлений дискриминации инвалидов выступали отдельные личности, то теперь инвалиды сообща начали бороться за свои гражданские права.

Философия независимой жизни в широком смысле представляет собой движение в защиту гражданских прав миллионов инвалидов по всему миру. Движение за независимое проживание влияет на государственную политику, отстаивает интересы на национальном и региональных уровнях, выполняет роль защитника и выразителя интересов людей с ограниченными возможностями. На низовом уровне Движение за независимое проживание обеспечивает индивидуальный, ориентированный на потребителя подход с тем, чтобы инвалиды могли расширить свои возможности для осуществления гражданских прав, для достойной жизни.

Общественные организации инвалидов, проповедующие философию независимой жизни, получили название Центры независимой жизни (ЦНЖ).

Официальной датой рождения первой общественной организации независимой жизни считается 1962 г., когда во Франции была создана Группа за интеграцию инвалидов. В нее входили студенты, которые хотели выступать от своего имени и создавать службы, в каких они сами чувствовали потребность. В США подобная организация была создана в 1972 г. — это самый известный теперь Центр независимой жизни в Беркли — организация, в которую входят люди с различной формой инвалидности. Затем подобные организации были созданы в других городах США и Латинской Америки. Развитию центров и реабилитации в сообществе способствовал принятый в 1978 г. в США закон о защите инвалидов и оказании ЦНЖ финансовой поддержки со стороны правительства. В 1980-х гг. центры независимой жизни начали появляться в Канаде, Великобритании, Германии, в начале 1990-х гг. — в других странах Западной Европы. В Африке и Юго-Восточной Азии были созданы национальные организации, которые стали заниматься проблемами инвалидов на новом уровне. При существенной поддержке ООН была создана Международная организация инвалидов, которая стала ключевой организацией по сплочению инвалидов разных стран и пропаганде Движения независимой жизни.

215Международный обмен опытом в правозащитном Движении независимой жизни расширяет границы понимания этого процесса и терминологии. Например, инвалиды из развивающихся стран подвергли критике термин «независимость» как искусственный и предпочитают употреблять понятия «самоопределение» и «самопомощь».

Центр независимой жизни представляет собой комплексную инновационную модель системы социальных служб, направляющих свою деятельность на создание режима равных возможностей для людей с инвалидностью. По сути, это общественные организации инвалидов, в которых нет медицинского персонала и социальных работников.

Создание ЦНЖ во многом было обусловлено тем, что предлагаемые профессионалами программы не удовлетворяли потребности инвалидов. При развитии профессиональных служб реабилитации потребители сталкивались с тем, что не всегда адекватно определялись и удовлетворялись их нужды, имели место жесткий контроль со стороны профессионалов и стремление во всем управлять их жизнью. Люди с инвалидностью и социальные работники по-разному расценивали одни и те же ситуации. Так, если потребители видели свои финансовые проблемы в плохом жилье и безработице, то социальные работники рассматривали проблемы своих подопечных как личные или эмоциональные трудности, хотя признавали их не имевшими достаточного материального обеспечения. При этом социальные работники занимались преимущественно консультированием, а не трудоустройством и улучшением жилья.

ЦНЖ не сосредоточены на каких-то нескольких или специфических формах инвалидности, а решают проблемы, общие для разных категорий инвалидов. Выбор направления и разработка программ разных центров зависят от национальных особенностей, имеющихся проблем, ресурсов и возможностей финансирования, но есть общие для всех характерные черты.

ЦНЖ осуществляют четыре основных типа программ.

1. Информирование и предоставление справочной информации об имеющихся социальных услугах и ресурсах общества. Не обращаясь к государственным институтам, инвалид получает доступ к информационным ресурсам (на основе базы данных). Эта программа базируется на убеждении, что доступ к информации расширяет кругозор и повышает способность человека управлять своей жизненной ситуацией. Человек делает выбор, основанный на знаниях проблемы.

2 Развитие и предоставление индивидуальной и групповой «поддержки равных». Работа организуется по принципу добровольной взаимной-поддержки членов ЦНЖ. Консультирование и передача опыта независимой жизни осуществляются самими инвалидами.

216

Они проводят семинары, группы поддержки, индивидуальные занятия, посвященные развитию навыков независимой жизни и социализации, использованию технических средств, управлению стрессом. Опытный консультант выступает в качестве положительной ролевой модели инвалида, который сумел преодолеть преграды и реализовать потребности. Группы самоподдержки помогают ослабить чувство изоляции, научить самостоятельному решению проблем, способствуют личностному росту.

3. Индивидуальные консультации по защите прав и интересов инвалидов В основе программы лежит убеждение, что сам человек лучше знает, в каких услугах он нуждается. ЦНЖ работают с людьми индивидуально, чтобы помочь им найти наиболее оптимальное решение в каждом конкретном случае, разработать стратегию для достижения личных целей. Осуществляется консультирование по финансовым вопросам, жилищному законодательству, имеющимся льготам. Координатор обучает человека говорить от своего имени, выступать в свою защиту, самостоятельно отстаивать свои права. Проводятся тренинги по развитию навыков независимого проживания, по повышению самоуверенности, управлению среди равных (школы лидерства). В результате расширяются возможности для участия в жизни общества.

4. Разработка программ и новых моделей по оказанию услуг ЦНЖ. Проводятся научные исследования, испытание новых устройств, разрабатываются и планируются новые подходы и методы поддержки. Осуществляются контроль и анализ предоставляемых услуг (помощь по дому и услуги персональных помощников, транспортные услуги, помощь инвалидам во время отпуска людей, осуществляющих уход за ними, ссуды для приобретения вспомогательных приспособлений), демонстрационные программы, использование сети контактов с государственными и благотворительными организациями. В результате происходят облегчение независимого проживания в обществе и улучшение жизненной ситуации.

Центр дополняет другие альтернативные программы и услуги, предоставляемые государственными структурами людям с ограниченными возможностями. Для решения своих программ ЦНЖ привлекают общество через общественное образование или поддержку различных комитетов либо специальных групп.

Центры оказывают помощь в трудоустройстве инвалидов, проводят консультации и тренинги по приобретению навыков в поиске работы, готовности к собеседованию, написанию резюме, предоставляют переводческие услуги глухим, обеспечивают техническими средствами, помогают в модификации жилища.

В отличие от медико-социальной реабилитации, в которой основная роль отводится профессионалам, в модели независимого проживания граждане с ограниченными физическими возможно-

217стями берут на себя ответственность за развитие и управление своей жизнью, личными и общественными ресурсами. Основная цель ЦНЖ — перейти от реабилитационной модели к новой парадигме независимого проживания.

Канадский исследователь проблем инвалидности Генри Эннс дает следующие различия парадигм реабилитации и независимого образа жизни (табл. 3).

Центры независимого проживания лучше всего отвечают нуждам своих сообществ и достигли следующих целей:

- обеспечили занятость и возможность участия инвалидов в благотворительной деятельности, развивающей навыки и уверенность в своих силах, необходимые для интеграции в социальные и экономические потоки;

- сделали упор на моделях, в которых у всех были одинаковые роли и которые поощряли риск и решительность;

- организовали работы в сообществах, что может служить источником поддержки и гордости для местного сообщества людей с физическими нарушениями, а также символом реализованных возможностей и уверенности в своих силах приносить пользу для общества в целом.

В 1992 г. в Москве на базе клуба инвалидов «Контакты-1» был организован первый в стране Центр независимой жизни для детей с ограниченными возможностями. Основная задача центра —

Таблица 3 Различия парадигм реабилитации и независимого образа жизни

Параметры жизни

Определение проблемы

Фокус внимания

Решение проблемы

Социальная роль

Осуществление контроля

Желаемый исход, результат

11 О

Реабилитация

Ухудшение физического состояния, отсутствие профессиональных навыков

На индивиде

Профессиональное

вмешательство

в процесс реабилитации

Пациент/клиент Профессионалом

Максимальный уровень развития, трудоустройство

Независимый образ жизни

Зависимость от других — профессионалов, родственников и т д

На окружающей среде, процесс реабилитации в естественной среде

Устранение барьеров, поддержка равных, самопомощь, контроль потребителя

Потребитель Потребителем

Полноценная и независимая жизнь в обществе

обучение детей и их родителей навыкам независимой жизни. Активному участию родителей в этом процессе придается огромное

значение.

В Новосибирске на базе Областного спортивно-реабилитационного клуба инвалидов-колясочников в 1996 г. был основан Центр независимой жизни «Финист». Центр представляет собой общественное объединение для людей с инвалидностью, включающее в себя клуб общения, спортклуб, организацию, занимающуюся тестированием инвалидных колясок, осуществлением медицинской реабилитации, юридической защитой лиц с инвалидностью, а также структуру, обеспечивающую реальную возможность получения дополнительного профессионального и доступного высшего образования для людей с ограниченными физическими возможностями. Главная его цель — максимальное содействие людям с инвалидностью в возвращении их к активному образу жизни и интеграции в общество.

Проекты по активизации молодых инвалидов осуществляет Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» Она была создана в 1997 г. на базе американской общественной организации Всемирный институт по проблемам инвалидности (ВИПИ). Среди учредителей «Перспективы» были активисты и лидеры Всероссийского общества инвалидов. Цель этой организации — содействовать самостоятельности инвалидов в российском обществе и повышению качества их жизни. Основные направления ее деятельности следующие'

- поддержка организаций инвалидов в их движении за равные права и возможности инвалидов;

- помощь инвалидам в освоении навыков и приобретении знаний для обеспечения возможности стать полноправными членами

общества;

- изменение общественного мнения по отношению к инвалидам, преодоление стереотипов, физических и психологических

барьеров.

В настоящее время в России основные программы и идеи центров независимой жизни воплощаются в деятельности многочисленных различных общественных объединений инвалидов.

5.4.2. Роль общественных объединений инвалидов в России в реабилитации

Зарождение общественной помощи инвалидам в России, как и в других зарубежных странах, в значительной мере было связано с благотворительными, общественными формами помощи больным и увечным в виде церковно-монастырской и частной помощи. В конце XIX — начале XX в. инициатива по созданию обще-ственных организаций, оказывающих помощь инвалидам, переходит к профессионалам и самим инвалидам.

В 1888 г. Ф.А. Бухмеер, будучи глухим, основал Санкт-Петербургское общество попечения глухих. Деятельность общества была направлена на то, чтобы оказывать глухонемым материальную поддержку, устраивать трудовые мастерские, приюты, заботиться о семьях глухих, содействовать общению между глухими. Различные формы клубов и товариществ глухих начали создаваться и в других городах. Московская организация глухих была создана в!912г.,ак началу 1917 г. их насчитывалось более 50. В 1917 г. на I Всероссийском съезде глухонемых было принято решение о создании Всероссийского союза глухонемых. Однако правительство отказывалось признавать их права на самоопределение, и только в 1926 г. Совет народных комисаров РСФСР официально утвердил рождение Всероссийского объединения глухонемых (с 1959 г. — Всероссийское общество глухих, ВОГ). Несмотря на отсутствие финансовой поддержки со стороны властей, ВОГ активно создавало трудовые мастерские и артели, боролось за право глухих на трудоустройство и участие в политической жизни общества, содействовало в получении образования. ВОГ стремилось повышать культурный уровень глухих. Регулярно издавалась газета «Жизнь глухонемых», работали клубы, драматические кружки.

На сегодняшний день ВОГ объединяет 73 организации, в том числе областные, краевые, республиканские. В системе ВОГ созданы и действуют 68 учебно-производственных предприятий различных профилей производства (металлообработка, деревообработка, швейное производство), осуществляющих профессиональную подготовку и трудовую занятость инвалидов по слуху; функционируют 305 клубных учреждений и домов культуры; существуют профессиональный театр мимики и жеста, дом отдыха.

ВОГ решает вопросы повышения образовательного уровня взрослых глухих и организует их обучение мимико-жестовой речи, а также помогает детским дошкольным учреждениям и учебным заведениям для глухих и слабослышащих детей; принимает участие в организации групп глухих в высших и средних специализированных учебных заведениях, содействует инвалидам по слуху в приобретении сурдотехнических средств и приборов, облегчающих обучение, труд и быт.

Аналогичный путь в своем становлении пришлось проделать и Всероссийскому обществу слепых (БОС), созданному в апреле 1925 г. по инициативе самих незрячих Сегодня ВОС — это общественная организация, объединяющая в России на добровольных началах 278 тыс. инвалидов по зрению. В структуру общества входят 74 региональные и 932 первичные организации, 192 хозяйственных общества и 20 учреждений.

220

ВОС возлагает на себя следующие задачи: защиту прав и интересов, социальную реабилитацию и интеграцию, приобщение к труду, культуре и спорту, развитие общественной активности инвалидов по зрению, содействие удовлетворению их материально-бытовых нужд. Предприятия и учреждения ВОС предоставляют инвалидам по зрению возможности для медицинской, элементарной трудовой и социально-психологической реабилитации.

Участвуя в работе ВОС и пользуясь его поддержкой, незрячие получают больше возможностей для социальной адаптации, достижения материальной независимости и восстановления своего социального статуса.

ВОС имеет свои санатории и лечебно-профилактические учреждения, которые выполняют функции медико-реабилитационных центров. Кроме того, 42 организации системы ВОС имеют свои базы отдыха. На предприятиях и учреждениях организованы 121 кабинет здоровья и 297 кабинетов социальной реабилитации.

ВОС издает 11 журналов и альманахов для слепых, из них 9 — брайлевских, 1 — звуковой и 1 — плоскопечатный. Издательско-полиграфический комплекс «Логос» — базовая организация Всероссийского общества слепых по информационному обеспечению инвалидов по зрению. Ежегодно на предприятии записываются и тиражируются на кассетах около 350 литературных произведений, издаются «говорящие», брайлевские и цифровые книги.

Для подготовки руководящих кадров ВОС в 1959 г. организован Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов Всероссийского общества слепых (ИПК ВОС). Это учебное заведение осуществляет учебную, организационно-методическую и научную работу В 1979 г. институт вошел в общегосударственную систему повышения квалификации кадров народного хозяйства и получил статус высшего учебного заведения. За эти годы в нем обучено свыше 50 тыс. руководящих, инженерно-технических работников, служащих предприятий, учреждений и организаций общества.

После Октябрьской революции был образован комитет «Союз увечных воинов», а в конце Гражданской войны на базе артелей инвалидов постановлением СНК РСФСР было основано Всероссийское производственно-потребительское объединение инвалидов (ВИКО), которое в большей степени оказывало помощь лицам с нарушениями двигательных функций. Главной его задачей было трудоустройство инвалидов путем расширения сети собственных артелей и цехов для надомников, а также строительство детских садов, санаториев, профессиональных школ и спортсооружений. Структура ВИКО предшествовала современной структуре ВОЙ, но курировалась Правительством РСФСР. К концу 1950-х гг. промкоопе-

221рация инвалидов объединяла более 4200 артелей с числом работников 219 тыс. человек. Однако в 1956 г. компартия и правительство приняли постановление, по которому большое число предприятий отходило к государственной промышленности, а в 1960 г. артели были ликвидированы полностью. Это повлекло рост безработицы, ухудшение материального и психологического состояния людей, ведь государство забрало также более 100 школ, 18 санаториев, 41 дом отдыха и др. Самая мощная и влиятельная организация инвалидов была разгромлена.

Общественным организациям инвалидов постоянно приходилось преодолевать сопротивление государственных чиновников в борьбе за свои права на самоопределение. Только в 1988 г. КПСС под давлением инвалидов-«опорников» издала постановление о создании Всероссийского общества инвалидов (ВОЙ). Вначале руководство организации было подчинено не инвалидам, а партийным ставленникам, и только через несколько лет организация приобрела истинную самостоятельность.

В настоящее время ВОЙ является самой массовой организацией, объединяющей 2,5 млн человек, 25 176 первичных, 2127 районных и городских, 78 республиканских, краевых и областных организаций по всей России. Заинтересованность общественных объединений в социальной защите своих членов неизбежно приводит к формированию в них достаточно развитых, разветвленных организационных и кадровых структур, определенной социальной и производственной инфраструктуры. В структуре ВОЙ создано 1943 предприятия, на которых работают 57 тыс. человек, более 40 % из них — люди с ограниченными возможностями. ВОЙ осуществляет конкретные долгосрочные проекты — строительство нескольких реабилитационных центров, спортивных комплексов и жилья, приспособленного для инвалидов.

ВОЙ является членом Международной организации инвалидов, сотрудничает с национальными организациями инвалидов 10 стран. Оно учредило 2 общероссийские и около 20 региональных газет и журналов, освещающих проблемы инвалидов, общим тиражом 200 тыс. экземпляров.

В последние десятилетия стала актуальной проблема организации социально-реабилитационной помощи инвалидам в результате боевых действий в Афганистане, Чеченском конфликте и др. Государственные учреждения медико-социальной реабилитации этой категории инвалидов на сегодняшний день не могут удовлетворить их потребности, особенно в плане социально-психологической поддержки. Поэтому во многих регионах России начали возникать группы поддержки, «братства» молодых ветеранов войны, а в 1996 г. была создана Общероссийская общественная организация инвалидов внутренних войск МВД России, в которую входят 3,5 тыс. инвалидов из 64 регионов.

222

К основным целям этой организации относятся:

- защита прав и интересов, содействие медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, социальная адаптация граждан, ставших инвалидами в период прохождения военной службы во внутренних войсках, приобщение их к труду, образованию, культуре и спорту, развитие общественной активности инвалидов, содействие удовлетворению их материально-бытовых нужд;

- содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, МВД и другим министерствам и ведомствам РФ в решении проблем инвалидов внутренних войск; участие в согласованном порядке совместно с органами государственной власти субъекта РФ в разработке комплексных и целевых программ реабилитации инвалидов, оказание помощи в их реализации.

Достижения общественных организаций в защите интересов и прав своих членов способствовали прогрессивному развитию общественного движения инвалидов. В настоящее время практически в каждом регионе страны на уровне муниципалитетов действуют общественные объединения инвалидов или их отделения, ставящие перед собой разные цели и использующие разнообразные формы работы. Специфические категории инвалидов, такие, как больные диабетом, психическими заболеваниями, онкобольные, перенесшие трансплантацию сердца и др., чаще создают небольшие группы поддержки и самопомощи. Также создаются общественные объединения родственников (психически больных, детей с инвалидностью).

Важно, что организации инвалидов объединяют в своих рядах самих инвалидов или их родственников, следовательно, в работе они напрямую руководствуются своими жизненными интересами, ценностями и приоритетами.

Работа общественных организаций, как ни одного государственного учреждения, построена на основных принципах реабилитации:

- помощь адресуется не тем или иным специфическим клиническим случаям, а конкретным индивидам с их индивидуальными проблемами;

- взаимоотношения строятся только на эмоциональном вовлечении инвалида, тесном контакте и желании помочь;

- избежание профессионального подхода с навешиванием диагностических ярлыков;

- определение естественных социальных ролей и отсутствие дистанции между членами ассоциации.

При создании общественных организаций их члены не руководствуются никакими фиксированными правилами при наборе или ^отстранении от работы. Главное — гуманистические стандарты: как триспосабливается человек к эмоциональным и социальным отно-1ениям и к правилам сообщества, способен ли человек внести

223вклад в продолжение групповой традиции и т.д. Общественные организации несут в себе возможность самовыражения, самореализации и социальной активности инвалидов. Это позволяет находить нетрадиционные способы постановки и решения социальных проблем. Деятельность общественных организаций направлена на решение важнейших вопросов социальной защиты не только членов своего общества, но и всех инвалидов Российской Федерации.

Общественные организации активно добиваются признания со стороны государственной власти, пытаются доказать, что они способны участвовать в реализации совместных с государством программ по социальной защите и реабилитации инвалидов. Общественные организации лучше знают социальные проблемы и потребности инвалидов, поэтому могут и должны выступать в роли экспертов при разработке и принятии нормативно-правовых решений по проблемам инвалидов органами государственной власти или в качестве потребителей государственных программ, затрагивающих права и интересы инвалидов. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов» отмечено, что решения, касающиеся интересов инвалидов, принятые органами власти без полномочных представителей общественных объединений инвалидов, могут быть признаны недействительными в судебном порядке. Поэтому ВОЙ, БОС, ВОГ активно участвуют в общественной и политической жизни страны, в формировании законодательной базы. Так, по инициативе и при активном участии ВОЙ принято более 20 законов РФ, 11 указов Президента РФ, 26 постановлений Правительства РФ, более 300 законов и постановлений органов власти регионов. ВОЙ имеет Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН. Традиционными стали такие формы участия общественных объединений инвалидов в политическом процессе, как создание и работа общественных советов при депутатах парламентов, конференции и «круглые столы» с участием специалистов, представителей общественных организаций и представителей исполнительных органов власти.

Государство оказывает материальную поддержку общественным организациям инвалидов, передавая им имущество, предоставляя социальные льготы их членам, или финансирует отдельные программы, осуществляемые общественными объединениями (гранты).

К сожалению, не на всех уровнях власти и не во всех регионах государство признает общественные организации в качестве равноправного, независимого социального партнера. Отсутствует комплексная нормативно-правовая база взаимодействия органов власти и общественных объединений инвалидов. Нередко из-за отсутствия финансово-экономической поддержки со стороны государственных органов многие общественные объединения не могут эффективно выполнять свои функции и вынуждены направлять

224

основные усилия на свое финансовое выживание. Практика финансовой поддержки организаций инвалидов государством в той или иной форме широко распространена в зарубежных странах. Организации инвалидов в России в этом смысле находятся в значительно более сложном положении и вынуждены обращаться за помощью к зарубежным благотворительным организациям, прибегать к коммерческой деятельности.

5.4.3. Роль социального работника в деятельности общественных организаций

Хотя общественные объединения инвалидов предпочитают обходиться без посторонней помощи, зарубежный и отечественный опыт показывает, что профессионалы, в том числе и социальные работники, могут органично вписаться в деятельность этих организаций в качестве советников, консультантов, администраторов программ, экспертов. Знания и опыт профессионала могут стать особенно полезными в период становления новой организации, оказывающей помощь инвалидам.

Эта помощь может быть следующей:

- подготовка управленческого аппарата организации;

- изучение социальных проблем и потребностей инвалидов и разработка на этой основе программ, которые бы позволяли повысить качество жизни инвалидов и активизировать их собственную деятельность;

- разработка стратегии экономического и социального развития организации;

- совместное с руководством организации посредничество в установлении контактов с государственными и другими общественными структурами;

- участие в поиске спонсоров и ресурсов финансирования и других видов поддержки организации;

- участие в мероприятиях по повышению авторитета общественной организации, пропаганде ее деятельности;

- проведение тренинговых программ для инвалидов, направленных на личностный рост и социальную компетенцию;

- участие в привлечении волонтеров и обучении их навыкам по уходу и оказанию социальной поддержки инвалидам и их семьям;

- оказание консультативно-методической и информационной помощи в разрешении индивидуальных проблем членов организации при установлении межличностных отношений в организации и семьях инвалидов;

- содействие в трудоустройстве инвалидов;

- участие в организации, координации (с государственными и общественными ассоциациями) и проведении массовых мероприя-

8 Зозуля 225тий, направленных на повышение социальной активности и правовой защищенности инвалидов: конференций, выставок, спортивных соревнований, кинофестивалей, акций с целью привлечения внимания общественности к нуждам и правам инвалидов;

- участие в акциях, направленных на обеспечение доступности для инвалидов окружающей среды (бытовой, территориальной).

Литература

1. Базоев В. 3., Паленный В. А Человек из мира тишины. — М., 2002.

2. Вопросы реабилитации и социальной адаптации инвалидов — участников военных конфликтов: Сборник информационных и законодательно-нормативных материалов. — М., 2001.

3. Инвалиды: к независимой жизни / Сост. О.ДроздоваМ., 2000.

4. Индолев Л.Н. Краткая история движения инвалидов в России // Инвалиды: к независимой жизни / Сост. О.Дроздова. — М., 2000.

5. Леонова И. Г., Леонов В. Г. Состояние и перспективы гражданского общества в странах СНГ //Социальные технологии, исследования. — 2003. — № 4.

6. Нувахов Б Ш., Лаврова И. Г. Этапы развития милосердия и благотворительности в России в XVIII —XX вв. // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. — 1995. — № 4.

7. Эннс Г. Канадское общество и люди с инвалидностью: Вопросы для обсуждения // Умственное здоровье Канады. — 1981. — № 12.

8. Ястребов В. С, Зозуля Т В , Вещугша Т. С. и др. Общественные движения в психиатрии // Материалы международной конференции «Реформы службы психического здоровья: проблемы и перспективы». — М., 1997.