ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИНАНСОВ И СТРАХОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Финансы»

на тему «Бюджетная система государства, ее состав и принципы организации»

Выполнила:

Специальность БУАиА

Группа

№ зачетной книжки

Проверил:

Егорычева Ирина Николаевна к.э.н., доцент

Москва 2007 г.

Содержание

Введение                                                                                                                              3

Бюджетная система                                                                                                           4

Бюджетное устройство и бюджетная система                                                      6

Принципы функционирования бюджетной системы РФ                                              9 

Консолидированный бюджет Российской Федерации                                   11

Федеральный бюджет Российской Федерации                                              12                                                   

Тесты                                                                                                                 14

Практическое задание                                                                                      15

Введение.

 Во всех государствах в результате деятель­ности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере матери­ального производства национальный доход проходит последова­тельно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании нацио­нального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения на­ционального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспе­чения задач и функций государства.

Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его пере­распределением. Основными финансовыми методами перерас­пределения национального дохода являются:

1) образование и использование денежных накоплений (при­быть, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды);

2)   организация налогов;

3)   финансирование отраслей народного хозяйства;

4)   формирование и использование общественных фондов по­требления, страховых и резервных фондов.

Бюджетная система

Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, осно­ванная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном фи­нансовой системы государства.

Задачи бюджета:                                  

1) перераспределение национального дохода;

2)  государственное регулирование и стимулирование экономики;

3)  финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;

4)  контроль за образованием и использованием централизован­ных фондов денежных средств.

Функции бюджета

1. Распределительная функция бюджета проявляется через фор­мирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, эко­номические отношения, направляя бюджетные средства на под­держку или развитие отраслей, регионов.

Перераспределение национального дохода имеет две стадии:

1) образование доходов бюджета;

2) использование бюджет­ных средств (расходы бюджета).

2. Государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.

Доходы бюджета — это экономические отношения между госу­дарством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и граж­данами — с другой. Одновременно с этим доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государ­ственной власти.

Расходы бюджета — это экономические отношения, возникаю­щие между государством, с одной стороны, организациями, учрежде­ниями и гражданами — с другой, в ходе использования централизо­ванных фондов денежных средств.

Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов го­сударство получает возможность обеспечивать денежными средст­вами общегосударственные потребности — ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство ква­лифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспе­чение обороноспособности страны.

3. Посредством бюджета национальный доход перераспределя­ется по территории, а также из производственной в непроизводст­венную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, об­разования, культуры, управления, обороны.

Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования.

Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджет­ного регулирования осуществляется в широком масштабе меж­территориальное распределение средств, наделение необходимы­ми источниками доходов региональных и местных бюджетов, кото­рые являются финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляется их связь со всей экономикой страны.

Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он явля­ется главным источником финансирования. Именно через государ­ственный бюджет реализуется финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.

4. Контрольная функция бюджета действует одновременно с распо­рядительной и предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Бюджетное устройство и бюджетная система

Бюджетное устройство определяет организацию государствен­ного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Основы бюджетного устройства определяются формой государ­ственного устройства страны, действующими в ней основными за­конодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроиз­водстве и социальных процессах.

По­строение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными обра­зованиями все государства подразделяются на унитарные, федера­тивные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство — это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные обра­зования не имеют собственной государственности или автономии. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев — государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное, союзное) государство — это форма государственного устройства, при которой государственные образо­вания или административно-территориальные образования, входя­щие в государство, имеют собственную государственность и обла­дают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств состоит из федераль­ного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членов кон­федерации действуют собственные бюджетные и налоговые системы.

За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное уст­ройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на феде­ративном государственном устройстве.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации опреде­ляются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой яв­ляются республики в составе Российской Федерации, края, облас­ти, автономные округа.

 Бюджет­ная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюд­жетных фондов;

2)  бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюд­жетных фондов;

3)  местных бюджетов.

В состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фон­ды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целе­вое расходование средств. В их числе дорожный, экологический фонды, фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы, вос­становления и охраны водных ресурсов и др.

Схема консолидированного бюджета Российской Федерации.

Консолидированный бюджет РФ

Консолидированный федеральный бюджет РФ

Консолидированный бюджет субъектов РФ (территориальные бюджеты)

Федеральный бюджет

Федеральные бюджетные фонды

Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)

Территориальные целевые бюджетные фонды

Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Консолидированные бюджеты муниципальных районов

Бюджеты городских округов

Бюджеты муниципальных районов

Свод бюджетов поселений

Бюджеты городских поселений

Бюджеты сельских поселений

Сметы доходов и расходов городских населенных пунктов

Сметы доходов и расходов сельских населенных пунктов

Кроме федерального и территориальных бюджетов, в бюд­жетную систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фе­деральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъек­тов РФ обязательного медицинского страхования).

Принципы функционирования бюджетной системы РФ:

1. Единство бюджетной системы — это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законо­дательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерско­го учета средств федерального бюджета, региональных и местных бюджетов.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти.

3. Принцип самостоятельности всех бюдже­тов, который означает:

•       право законодательных органов власти самостоятельно осуществ­лять бюджетный процесс, определять направления расходования средств бюджетов и источники фи­нансирования дефицитов бюджетов;

•       недопустимость изъятия доходов, дополнительно получен­ных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм эко­номии по расходам бюджетов.

4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фон­дов подлежат отражению в бюджетах в полном объеме.

5. Сбалансированность бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюд­жета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджет­ных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюд­жетов органы власти и получатели бюджетных средств должны ис­ходить из необходимости достижения заданных результатов с ис­пользованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источни­ков финансирования его дефицита.

8. Гласность бюджета предполагает:

1) обязательное опублико­вание в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении

2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотре­ния и принятия решений по проектам бюджетов

9. Достоверность бюджета — этот принцип обеспечивает на­дежность показателей прогноза социально-экономического разви­тия соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств на финансирование определенных целей.

Консолидированный бюджет Российской Федерации

Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъек­тов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Россий­ской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.

В доходной части баланса используются следующие бюд­жетные данные: НДС и акцизы, НДФЛ, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества. Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, госу­дарственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы из бюджета на науку, оборону, расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов прокуратуры, расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др.

Федеральный бюджет Российской Федерации

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд — федеральный бюджет.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распреде­ления и перераспределения внутреннего валового продукта и соз­данного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На феде­ральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспече­нием обороноспособности государства, развитием науки, подготов­кой высококвалифицированных специалистов.

Основные налоговые доходы федерального бюджета:

ü налог на прибыль организаций

ü налог на добавленную стоимость

ü акцизы

ü налог на добычу полезных ископаемых

ü сбор за пользование объектами водных биологических ре­сурсов

ü водный налог

ü единого социального налога

Основные неналоговые доходы федерального бюджета:

ü доходы от использования имущества, находящегося в госу­дарственной собственности, доходы от платных услуг, ока­зываемых бюджетными учреждениями

ü часть прибыли унитарных предприятий

ü сборы за выдачу лицензий

ü таможенные пошлины и таможенные сборы

ü платежи за пользование лесным фондом

ü плата за пользование водными объектами

ü плата за негативное воздействие на окружающую среду

Главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы (более 90%). Наиболее весомые налоги — налог на добавленную стоимость и акцизы — более 30% всех доходов бюджета, налог на прибыль составляет лишь 7%, налоги на внеш­нюю торговлю и внешнеэкономические операции — 25%, в их чис­ле главное место занимают импортные пошлины.

Расходы федерального бюджета.

ü обеспечение деятельности Президента и ор­ганов власти;

ü функционирование федеральной судебной системы;

ü осуществление международной деятельности

ü национальная оборона

ü исследования и содействие научно-техни­ческому прогрессу;

ü государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

ü ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихий­ных бедствий;

ü обслуживание и погашение государственного долга Россий­ской Федерации;

ü компенсация государственным внебюджетным фондам рас­ходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат;

и др.

Наибольший объем средств в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону. Второе место (13%) занимают расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета превышают 90%, про­фессионально-техническое и среднее специальное образование — более 50%, на социальную политику — около 40%, культуру и ис­кусство более — 20%. Третье место в расходах федерального бюджета занимают все­возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга (более 7%).

Тесты.

5.1.1. В чем особенности добровольного страхования?

а) осуществляется в связи с действием

б) осуществляется любыми страховщиками и страхователями

в) не зависит от возникновения ущерба

г) проводиться на основе закона и договора между страховщиком и страхователем

5.1.2. В какой из классификаций федерального бюджета выделяется раздел «Образование»?

а) экономической

б) ведомственная

в) функциональная

г) воспроизводственная

5.1.3. При помощи чего осуществляются расходы бюджета?

а) бюджетные резервы

б) бюджетные субвенции

в) бюджетное финансирование

г) бюджетные потоки

5.2.1. Какие налоги и сборы полностью поступают в федеральный бюджет?

а) налог на прибыль

б) налог на имущество предприятий

в) таможенные пошлины

г) налог на доходы физических лиц

5.2.2. Из какого бюджета осуществляются расходы на национальную оборону?

а) из всех бюджетов

б) из региональных бюджетов

в) из местных бюджетов

г) из федерального бюджета

5.2.3. Определить налоговую систему можно как…

а) совокупность всех действующих налогов

б) принципы, формы и методы установления, изменения и отмены уплаты налогов

в) система органов налогового контроля

г) совокупность действующих в стране бюджетов

Практическое задание.

1. Рассчитайте поданным таблицы удельный вес каждого из налогов в налоговых доходах в целом, а также каждого из налогов в отдельности и налоговых доходов в целом относительно ВВП. Кроме того, рассчитайте темпы прироста указанных в строке показателей. Вставьте полученные данные в таблицу для дальнейшего анализа.

Статья доходов бюджета

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

млрд. руб.

уд.вес, %

уд.вес в ВВП, %

темп прироста, %

млрд. руб.

уд.вес, %

уд.вес в ВВП, %

темп прироста, %

млрд. руб.

уд.вес, %

уд.вес в ВВП, %

темп прироста, %

млрд. руб.

уд.вес, %

уд.вес в ВВП, %

темп прироста, %

млрд. руб.

уд.вес, %

уд.вес в ВВП, %

темп прироста, %

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

НДС

297,4

44,07

7,93

х

х

216,4

19,40

6,27

-27,24

-27,24

173,6

10,04

3,16

-41,63

-19,78

882,1

26,27

6,68

196,60

408,12

1069,7

21,65

6,36

259,68

21,27

Акцизы

190,9

28,29

5,09

х

х

158,0

14,17

4,58

-17,23

-17,23

111,3

6,44

2,02

-41,70

-29,56

342,4

10,20

2,59

79,36

207,64

239,5

4,85

1,42

25,46

-30,05

Таможенные пошлины

101,9

15,10

2,72

х

х

100,6

9,02

2,92

-1,28

-1,28

131

7,58

2,38

28,56

30,22

452,8

13,49

3,43

344,36

245,65

859,7

17,40

5,11

743,67

89,86

Налоговые доходы бюджета

674,8

100

17,99

х

х

1115

100

32,33

65,28

65,28

1728

100

31,42

156,12

54,96

3358

100

25,44

397,58

94,28

4942

100

29,40

632,37

47,18

ВВП, трлн. Руб.

3750

х

100

х

х

3450

х

100

-8,00

-8,00

5500

х

100

46,67

59,42

13201

х

100

252,03

140,02

16810

х

100

348,27

27,34

Инфляция, %

12

х

х

х

х

12

х

х

х

х

11

х

х

х

х

12

х

х

х

х

11,7

х

х

х

х

Таб.№1 Доходы бюджета

2. Проведите сравнительный анализ темпов прироста обозначенных в таблице налогов и налоговых доходов бюджета в целом. Сделайте вывод о тенденции развития прямого и косвенного налогообложения в национальной хозяйственной системе.

Как видно из диаграммы такая статья доходов бюджета, как НДС снижалась в 2001 и в 2002 годах. В 2003 году произошел резкий рост данного показателя, как по сравнению с 2000г (196,6%)., так и по сравнению с 2002г. (408,12%). В 2003г наблюдался самый высокий показатель НДС. Но в 2004г темп прироста резко снизился, по сравнению с 2003 г.

Как видно из диаграммы темпы прироста акцизов  в 2001 и 2001 году были отрицательные. Резко увеличился данный показатель в 2003 году. По сравнению с 2002 годом темп прироста акцизов составил 207,64%. Но в 2004г. Этот показатель резко снизился.

        На диаграмме видно, что темпы прироста таможенных пошлин в 2001 и 2002 гг. были достаточно низкими. Данный показатель увеличился в 2003 году. В 2004г. Темпы прироста данного показателя резко увеличились. По сравнению с 2000г. Темп прироста составил 743.67%, но, по сравнению с 2003г., он был не так высок и составил 89,96%.

Темпы прироста налоговых доходов бюджета всегда были положительными и из года в год постоянно росли более чем на 40 %, а в 2003 г. на 94,28%. Наиболее высокие темпы прироста, если сравнивать с 2000г,  были в 2003 и 2004гг.

ВВП снизился лишь в 2001 году. Далее наблюдается рост ВВП. В 2002г. и 2004г. произошел резкий рост ВВП, как по сравнению с 2000г., так и по сравнению с 2001 и 2002гг. соответственно. Замедлился темп прироста по сравнению с предыдущем годом лишь в 2004г. и составил 27, 34%.

В 2000г. большую роль в доходе бюджета играли косвенные налоги, т.е. НДС, акцизы и таможенные пошлины. С 2001г. их доля в общем доходе государства снизилась, а доля прямых налогов выросла. Косвенные налоги с 2003г. имеют стабильно высокие прироста.

3. Оцените изменение доли налоговых доходов относительно ВВП.

Оценивая изменение доли налоговых доходов, можно сделать вывод о том, что доля косвенных налогов за период с 2000 по 2004 гг. снизилась более чем на 50 %, а в 2002 г. более чем на 75%. При сравнении доли косвенных налогов мы видим, что самую большую долю занимает НДС. В разные года этот показатель колебался от 10,04% до 44,07%. В последние годы доля НДС держится на уровне от 21,65% до 26,27%. В 2000г. и 2001г. акцизы занимали большую долю в налоговых доходах, чем таможенные пошлины. За последние 3 года рассматриваемого периода ситуация изменилась. И теперь таможенные пошлины имеют большую долю в общем объеме доходов, чем акцизы.

Доля налоговых доходов относительно ВВВ с каждым годом увеличивалась. Наиболее высокий процент налоговых доходов наблюдался в 2001г. (32,33%). Самый низкий в 2000г.(17,99%).

4. Сравните динамику (темпы прироста) налоговых доходов в целом и по отдельным статьям с динамикой ВВП. Сделайте вывод об изменении доли государства в макроэкономике.

Показатель НДС в течение рассматриваемого периода по сравнению с доходами бюджета и ВВП, которые постоянно увеличивались, в 2001-2002 гг. значительно снизился. С 2003г. наблюдается стабильный рост данных показателей.

В 2001г. темпы прироста акцизов и ВВП были отрицательными, а темпы прироста доходов постоянно возрастали. С 2002 года наблюдается положительная динамика доходов бюджета и ВВП. Темпы прироста акцизов увеличились с 2003г.

Темпы прироста таможенных пошлин в 2001 и 2002 годах имели низкие темпы прироста. Резко увеличились темпы прироста таможенных пошлин в 2003г, а в 2004г. этот показатель обогнал темпы прироста доходов бюджета и ВВП.

5. Дополните анализ пп.3 и 4 сопоставлением с инфляцией для получения реальных показателей изменения значения государства в ВВП.

Самые высокие показатели НДС зафиксированы в 2003 и 2004 гг. Самые низкие в 2002г. Как видно на диаграмме в 2003 году был резкий скачек данного показателя вверх. 

Показатели акцизов всегда находились в стабильном состоиянии. Лишь в 2002г. данный показатель снизился.

Показатель таможенных пошлин в 2000-2002гг. находился на низком уровне по сравнению с 2003 и 2004гг. В 2003г. произошло резкое увеличение данного показателя, а в 2004г. продолжался рост данного показателя.

Доходы бюджета за наблюдаемы период стабильно росли из года в год.

Показатель ВВП за наблюдаемый период имел низкое значение в 2000 и 2002 гг. Начиная с 2003 года, этот показатель резко вырос.

Изменение темпов прироста НДС относительно доходов бюджета и ВВП под влиянием инфляции было незначительным в 2001 и 2002гг. Резкий прирост был в 2003г.

 Изменение темпов прироста акцизов относительно доходов бюджета и ВВП под влиянием инфляции было отрицательным в 2001 и 2002гг. Резкий прирост был в 2003г, а в 2004г. данный показатель резко снизился.

 Изменение темпов прироста таможенных пошлин относительно доходов бюджета и ВВП под влиянием инфляции было отрицательным в 2001. С 2002г. темпы прироста стали положительными. Резкий прирост был в 2003г. В 2004г. он снизился.

6. Обоснуйте окончательный вывод об уровне развития национальной хозяйственной системы, об изменении фискальных функций государства и о возможных тенденциях развития государственных финансов.

Темпы прироста налоговых доходов бюджета всегда были положительными и из года в год постоянно росли более чем на 40 %, а в 2003 г. на 94,28%. Наиболее высокие темпы прироста, если сравнивать с 2000г,  были в 2003 и 2004гг. ВВП снизился лишь в 2001 году. Далее наблюдается рост ВВП. В 2002г. и 2004г. произошел резкий рост ВВП, как по сравнению с 2000г., так и по сравнению с 2001 и 2002гг. соответственно. Замедлился темп прироста по сравнению с предыдущем годом лишь в 2004г. и составил 27, 34%. В 2000г. большую роль в доходе бюджета играли косвенные налоги, т.е. НДС, акцизы и таможенные пошлины. С 2001г. их доля в общем доходе государства снизилась, а доля прямых налогов выросла. Косвенные налоги с 2003г. имеют стабильно высокие прироста.

Оценивая изменение доли налоговых доходов, можно сделать вывод о том, что доля косвенных налогов за период с 2000 по 2004 гг. снизилась более чем на 50 %, а в 2002 г. более чем на 75%. При сравнении доли косвенных налогов мы видим, что самую большую долю занимает НДС.

Доля налоговых доходов относительно ВВВ с каждым годом увеличивалась. Наиболее высокий процент налоговых доходов наблюдался в 2001г. (32,33%). Самый низкий в 2000г.(17,99%).

По приведенным выше вычислениям, графику и диаграммам можно сделать вывод о том, что наибольший рост всех показателей наблюдался в 2003году.