СОДЕРЖАНИЕ

1. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ.. 3

2. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ... 9

3. ЗАДАЧИ.. 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 23

ВАРИАНТ-4

1. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ

В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах максимально возможной экономической эффективностью. Однако ее  достижение зависит от решения целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи можно сгруппировать следующим образом:

1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу или привести к ее изменению).

2. Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума).

3. Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.

Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам.

Развитие новых областей экономики и все более разнообразное предложение товаров на рынках промышленно развитых стран Запада усложняет функции сферы закупок сырья и материалов. Успешное осуществление закупок предполагает наличие обширной информации о рынках, где они осуществляются. Что же касается задач исследования рынка закупок, то они заключаются в регулярном сборе и оценке подробной информации  в целях определения емкости рынка и создания предпосылок для оптимизации закупок.

Исходным пунктом исследования рынка должна быть точно сформулирована постановка проблемы. Толчком к проведению исследования могут стать соображения относительного размера издержек, изменений в собственной программе сбыта, использования технического прогресса, повышения удельного веса фирмы на рынке, конкуренции, ненадежности поставщиков, неясности размеров предложения в будущем и многое другое.

Цель проведения исследований рынка закупок сырья и материалов определяет одновременно и тип рынков, которые должны быть исследованы. Это:

─ непосредственные рынки (обеспечивающие в настоящее время потребности в сырье и материалах);

─ опосредованные рынки (рынки, используемые поставщиками);

─ рынки заменителей (полностью или частично заменяемых продуктов);

─ новые рынки.

Исследования рынка закупок сырья и материалов могут рассматриваться внутри предприятия и как средство решения проблем, возникающих в научных исследованиях и конструкторских разработках, которые связаны с характеристиками нового сырья и комплектующих. Кроме того, необходимо иметь в виду, что важная информация об изменениях и тенденциях развития рынка закупок сырья и материалов может быть получена на основе внутризаводской или внутрифирменной отчетности.[1]

Изучение рынка с целью закупок сырья и комплектующих изделий, как правило, проводится параллельно  с разработкой новой продукции. Задача органов снабжения – обеспечить конструкторов необходимыми каталогами, описаниями, проспектами по профилю проводимой работы с целью их полной и объективной ориентации в соответствующих вопросах. Однако каталоги и описания обычно не содержат информации о ценах, без чего трудно добиться экономически выгодных решений по материалам и конструкции будущих изделий. Поэтому прямой задачей  снабжающих органов является сбор информации о ценах, возможных сроках поставок, транспортных расходах и поиск их оптимального сочетания.

Количество материалов, дата начала поставок и продолжительность периода их поступления зависят от производственных программ компании, которые, в свою очередь, определяются результатами изучения рынков сбыта.

Изучив рынок и остановившись на каких-либо конкретных поставщиках, отдел закупок обязан определить потребности предприятия или фирмы в конкретных поставках. Определение потребностей основывается на стратегии управления запасами. Прежде всего, определение потребностей означает выявление продуктов и услуг по их качеству, количеству в основном двумя методами: путем определения потребностей на основе заказов и планомерного определения потребностей на основе расходов.

Определение потребностей на основе заказов, например, в машиностроении, происходит путем разложения спецификаций на отдельные комплектующие с учетом уже имеющихся складских запасов. Первичными потребностями здесь являются потребности в готовых изделиях, вторичными – узлы, из которых изделия состоят, третичными – детали, из которых состоят узлы. Сроки удовлетворения последующих потребностей определяются на основе сроков закупки предыдущих.

Если потребности на основе заказов не могут быть определены или применение этого метода нецелесообразно, тогда используют метод определения потребности на основе расходов или прошлого опыта. Прогнозируемая потребность в этом случае определяется при помощи простейших расчетных методов. В дополнение к ним на практике часто пользуются интуитивными методами прогноза – прежде всего в тех случаях, когда расходы не подвержены сезонным колебаниям и не испытывают воздействия каких-либо внешних факторов.

Важнейший элемент в политике закупок – анализ цены приобретаемых товаров. Для анализа цены и закупок используются различные виды расчетов:

а) простой метод калькуляции (показатель общих издержек делится на показатель производственной продукции);

б) калькуляция по эквивалентным показателям (издержки дробятся по отдельным статьям и берутся усреднено);

в) постоянная калькуляция (точный учет издержек по каждой операции на базе АСУ).

Анализ цен учитывает также дополнительные работы и услуги, например, проведение консультаций, подготовку документации, упаковку, таможенные пошлины, транспортировку и другие.

Снабжение – это деятельность по доведению продукции до потребителей, включающая в себя процедуры закупки, доставки, приемки, хранения, предпродажной подготовки и продажи продукции.

Общие цели снабжения следующие: потребитель должен получить необходимую по качеству и количеству продукцию, в нужное время, в нужном месте, с требуемым уровнем обслуживания (как до продажи, так и после нее) и по нужной цене.

К функциям  снабжения относятся:

− выявление и изучение источников ресурсов и поставщиков продукции;

− определение потребности и расчет количества заказываемой продукции;

− решение о заказе;

− установление количества и сроков поставок и наблюдение за ними;

− управление запасами;

− учет и контроль хода выполнения договорных обязательств.

Важной функцией служб снабжения различных фирм является выбор поставщика для компании. Такой выбор осуществляется в настоящее время в основном двумя методами. Первый – анализ возможных вариантов и предложений осуществляет торговый агент фирмы, отвечающий за закупки. Он выбирает поставщика, исходя, прежде всего, из наиболее низких закупочных цен, делает заказ, следит за его выполнением и старается разрешить возникающие проблемы. Все вопросы обычно решаются с помощью современных средств связи, обмен официальной документацией сведен к минимуму.

Второй метод заключается в коллегиальном обсуждении возможностей и потребностей в поставках. Анализ проводится как на уровне отдела закупок компании, так и на уровне взаимодействия вышеназванного отдела с производственным и отделом контроля качества продукции.

Существует и третий путь, который применяется в основном для обеспечения снабжения компании с нового, плохо изученного рынка. Подобная ситуация может сложиться в результате возникновения потребности в принципиально новом для компании сырья и комплектующих. Такая потребность появляется при диверсификации производства и разработке принципиально новой продукции, а также осуществлении закупок по импорту или в не изученном фирмой регионе и тому подобных ситуациях. В этих случаях отдел закупок или торговый агент чаще всего обращается в фирму или бюро, выполняющее посреднические функции. Как правило, посредническая компания имеет достаточно обширную информацию о возможностях потенциальных поставщиков с точки зрения программы выпуска их продукции, ее качества, быстроты реализации полученных заказов.

В одних  случаях фирмы-посредники за предварительно оговоренную плату находят возможных поставщиков или потребителей продукции, дают консультации по юридическому и финансовому аспектам предполагаемых сделок. В других, получая полномочия от компании – клиентов, берут на себя организационную и финансовую сторону соглашения за оговоренный процент прибыли или некоторую долю от суммы контракта. В этом случае они следят за количеством и качеством поставок, заботятся о своевременной доставке, могут предоставлять услуги по складированию, комплектованию, упаковке, сортировке и другим вспомогательным операциям.

Политика снабжения вырабатывается на основании анализа двух аспектов: важности предполагаемой закупки (с точки зрения ее потенциального воздействия на характеристики производимой продукции, сокращение производственных издержек, прибыли) и особенностей рынка поставок – ограниченности рыночных возможностей, наличия барьеров на пути проникновения на рынок, монопольного или олигопольного характера рынка.

Руководство снабжением, опираясь на вышеназванные факторы, оценивает позицию своей фирмы по отношению к поставщикам путем систематического анализа возможностей потенциальных поставщиков и требований со стороны своей фирмы. На основании анализа создается набор вариантов повеления фирмы по отношению к  поставщикам в конкретных рыночных зонах. Отдел снабжения при той или иной стратегии выполняет свою постоянную задачу и выявляет новые источники поставок.

Один из ключевых вопросов материально-технического снабжения – это качество поставляемого сырья и комплектующих изделий.

При рассмотрении возможностей поставщика на первое место выдвигаются следующие требования:

─ наличие оборудования для производства продукции необходимого качества;

─ возможность проводить испытания качества по заданной программе и с помощью необходимых приборов;

─ контроль и аттестация входящих материалов и сырья;

─ наличие необходимых документов и инструкций, определяющих количество рабочих операций и их контроль;

─ наличие маршрутных  документов, подтверждающих проведение всех необходимых операций по производству и контролю.

В практике материально-технического снабжения встречаются случаи поставок товаров посредственного и низкого качества. В связи с этим принимаются различные экономические меры, направленные на снижение объема низкокачественных поставок. В большинстве случаев некондиционные поставки возвращаются компании-виновнику, оплата за них не производится, возможны и штрафные санкции.

Одной из важнейших задач отдела снабжения в ближайшем будущем должна стать направленная работа с поставщиками по ориентации их технических разработок, исходя из интересов компании. Это требует от сотрудников отдела знаний о потенциальных возможностях поставщиков, их умении и готовности осуществить необходимую адаптацию разрабатываемой продукции.

В связи с этим вырисовываются и совершенно новые задачи отдела снабжения: анализ и координация внутренних функций компании – дизайна, производства и снабжения в сравнении с аналогичными функциями поставщиков; систематический анализ соотношений между возможностями и целями внутренних и внешних процессов разработки продукции.[2]

Таким образом, закупочная логистика – это логистика, которая связана с  заготовкой материальных ресурсов. Она решает все вопросы, относящиеся к сфере материально-технического обеспечения предприятия и подготовки продукции к производственному потреблению.

2. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Логистическая система представляет собой экономическую систему, обладающую высокими адаптивными свойствами в процессе выполнения комплекса логистических функций и операций.[3]

Она формируется из нескольких подсистем, широко интегрированных между собой и  с внешней средой.

Субъектами логистической системы могут быть промышленные или торговые предприятия, территориально-производственный комплекс, совокупность производственных и инфраструктурных элементов, а также связей на различных уровнях (локальном, региональном, государственном).

Целью создания логистической системы является обеспечение доставки продукции (товаров, услуг, информации и т. д.) в заданное место в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Логистическая система представляет собой целостную совокупность разнообразных элементов, объединенных  в подсистемы и субсистемы, которые тесно взаимодействуют между собой.

Все подсистемы логистической системы делятся на две категории:

1) Функциональные подсистемы (производственная, транспортная, складская);

2) Обеспечивающие подсистемы (информационная, правовая, кадровая).

Логистическая система, как система массового обслуживания, обладает внутрисистемными связями и связями с внешней средой. И те, и другие логистические связи обладают высокими интегративными свойствами и могут быть:

− материальными;

− денежными;

− информационными,

а также:

− прямыми;

− обратными.

Внутрисистемные связи являются более мощными, чем связи с внешней средой. Обычно они имеют циклический характер, так как отражают последовательность передачи материального и информационного потоков между звеньями соответствующей логистической цепи. Здесь наиболее явно проявляется эквифинальность логистики.

Свойство эквифинальности обусловлено поступательностью движения. По отношению к логистическим системам планирование, организация и контроль процессов и сфер деятельности строятся таким образом, что влияние отдельных внутренних или внешних факторов не может кардинально изменить поступательный характер осуществляемых работ.

Связи логистической системы с внешней средой могут быть:

• циклическими;

• синергическими.

Последние связаны с высвобождением так называемой логистической синергии.

Логистическая синергия – это эффект, возникающий в процессе взаимного усиления связей одной логистической системы с другой или с внешней средой на уровне входных и выходных материальных и информационных потоков.

Логистическая синергия может быть положительной и отрицательной.

Положительная синергия возможна в случае выполнения всеми партнерами и контрагентами своих обязательств перед инициативной структурой. Она выражается в повышении равномерности производства или реализации продукции, в соблюдении ритмичности (равномерности) поставок товаров, в улучшении технологической и организационной дисциплины. Эти и другие положительные явления ведут в конечном итоге к повышению качества продукции (материальной, нематериальной).

Отрицательная логистическая синергия возникает в случае одновременного невыполнения несколькими основными контрагентами своих обязательств. Тогда потери ресурсов, времени и средств могут быть довольно велики. Вероятность возникновения отрицательной синергии значительно уменьшается  в логистических системах с вертикальной интеграцией, когда осуществляется сквозной контроль по управлению материальными потоками от сырья до выпуска конечной продукции.

По этой причине многие фирмы и компании стремятся создавать так называемый синергический портфель, то есть группу предприятий, подчиненных единой цели, центру логистического управления и связанных технологической цепочкой. Примером синергического портфеля в логистической системе может быть посредническая торговая организация, владеющая складами общего пользования, осуществляющая транспортное и экспедиционное обслуживание, оказывающая потребителям деловые услуги, например, консалтинговые, информационные, или услуги по подготовке продукции к производственному потреблению.

Логистическая система характеризуется как система с временными ограничениями, когда нарушение одного из ограничений связано с обязательным и немедленным появлением соответствующих санкций.

Отличительными признаками логистической системы от других экономических систем являются:

− наличие управляемых потоковых процессов;

− специфическая системная целостность;

− инфраиндустриальность организации и управления.

К свойствам логистической системы относятся:

1. Целостность и членимость − логистическая система представляет собой совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом;

2. Сложность (большое число элементов, сложный характер взаимодействия между отдельными элементами, сложность функций, сложная система управления, обусловливаемая воздействием на логистическую систему значительного числа стохастических факторов внутренней и внешней среды);

3. Подвижность – изменчивость параметров элементов логистической системы под влиянием внешней среды, а также решений, принимаемых участниками цепи поставок;

4. Уникальность, непредсказуемость и неопределенность поведения в конкретных условиях и под влиянием внешней среды.

5. Оптимальность – является необходимым и предварительно заданным свойством, так как от результатов управляющих воздействий и осуществляемых оценок зависит эффективность применения данных систем. Принимаемые в логистических системах оптимизационные решения позволяют сохранить устойчивость управления, облегчают выбор альтернативных вариантов при принятии последующих управленческих решений и упрощают анализ вопросов, от которых зависят исходные предпосылки решения задач управления потоковыми процессами.

6. Адаптивность – способность логистической системы изменять свою структуру и выбирать варианты поведения сообразно с новыми целями и под воздействием внешней среды.[4]

Важнейшей характеристикой логистических систем является показатель логистического цикла.

Логистический цикл выражается периодом времени, необходимым для оформления заказа на поставку определенного товара, его изготовления, включая приобретение нужных для этого средств производства, и непосредственно на доставку заказанной продукции на склад потребителя или к другому месту назначения.

Логистический цикл в общем виде состоит из следующих элементов:

1. Время на формализацию заказа и его оформление в установленном порядке.

2. Время на доставку и передачу заказа поставщику. Это время пренебрежимо мало при использовании современных средств связи (телефон, телефакс и другие), однако существенно велико для традиционных каналов связи (почта).

3. Время выполнения заказа поставщиком. Оно включает:

• время ожидания постановки заказа на выполнение,

• время выполнения заказа.

Оно складывается из:

• технологического времени, необходимого на производство продукции;

• времени межоперационных простоев в процессе производства – времени приемки готовой продукции по качеству и т.д.

Если заказ выполняется  из имеющихся в наличии запасов у производителя или торгового посредника, то время выполнения заказа может состоять лишь из времени комплектации и времени упаковки.

4. Время доставки изготовленной продукции заказчику.

Логистический цикл может включать также:

• время на подготовку продукции к производственному потреблению;

• время на подготовку продукции к продаже (для торгового предприятия).

Данные затраты в зависимости от ситуации могут включаться в (3) – время выполнения заказа поставщиком или в (4) – время доставки продукции заказчику.

На практике для потребителя наиболее важными являются те элементы логистического цикла, которые относятся ко времени выполнения заказа поставщиком и времени доставки продукции к месту назначения. По отношению к заказчику они могут быть частично управляемыми и неуправляемыми. Эти же элементы выступают наиболее важными критериями для покупателя в процессе выбора и оценивания поставщика.

Понятие и показатели логистического цикла используются при формировании логистических каналов (цепей), при проектировании и создании логистических систем и в ряде других случаев.

Особенностью логистического цикла в современных условиях развития производства и обращения является его неуклонное  сокращение. Оно происходит за счет внедрения гибких производственно-логистических систем, новейших средств связи и обработки информации, передовых технологий в организации транспортно-складских работ и т.д.

По масштабу сферы деятельности логистические системы подразделяются на макро - и микрологистические системы.

Макрологистическая система включает в себя предприятия и организации промышленности, снабженческо-сбытовые структуры и транспортные организации разных ведомств, в различных регионах. В качестве таковых можно рассматривать транснациональные корпорации, трансконтинентальные фирмы, региональные промышленные объединения, территориально-производственные комплексы.

Выделяют следующие макрологистические системы:

− Региональные.

− Национальные (межрегиональные).

− Межнациональные (трансконтинентальные).

Создание макрологистических систем обусловлено необходимостью обеспечить четкое взаимодействие разноотраслевых структур с целью улучшения экономического состояния на глобальном уровне. При создании макрологистических систем особое внимание уделяется взаимоувязке интересов каждого участника независимо от его роли  в формируемой системе.

Критерием оценки функционирования макрологистической системы является получение максимума эффекта при снижении совокупных затрат до минимума. Эффект не обязательно предполагает получение максимальной прибыли. С точки зрения государственных органов управления, которые также могут участвовать в создании макрологистической системы, положительный эффект может выражаться в улучшении общей экономической ситуации в регионе, стране или между государствами.

Построение макрологистических систем и управление ими способствует решению таких задач как:

• выработка общей концепции распределения продукции;

• выбор вида транспорта, определение характера взаимодействия транспортных средств, организация технологии транспортного процесса;

• определение рациональных направлений движения материальных потоков;

• выбор пунктов поставки и партнеров-поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, энергоносителей;

• определение границы зоны обслуживания, обеспечивающей выполнение поставок по принципу «точно в срок»;

• проектирование и организация сети складских систем: центральных региональных, перегрузочных с учетом оптимизации материальных потоков.

Макрологистическая система представляет собой высокоинтегрированную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

На межнациональном и особенно  трансконтинентальном уровне принципы и подходы логистики осуществляются с учетом специфики функционирования рынков стран – участниц логистической системы. Помимо прочих преимуществ за счет интегрированного «логистического» сервиса удается преодолеть многочисленные трудности и барьеры, связанные с экономическими и правовыми особенностями международных торговых отношений, неодинаковыми условиями поставки товаров, различным уровнем сервиса и информационного обеспечения, транспортного законодательства, таможенными процедурами и т.д.

Макрологистические системы на основе межгосударственных программ предполагают создание единого экономического пространства, где препятствия для движения капиталов, товаров, информации, энергии и трудовых ресурсов сведены к минимуму.

Микрологистические системы управления охватывают внутрипроизводственную логистическую область одного предприятия или группы предприятий, объединенных на корпоративных основах.

Микрологистические системы включат в себя технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой и работающие на единый экономический результат.

Важнейшие комплексные функции данных экономических систем заключаются в следующем:

1) Осуществление закупок и реализация плана поставок в соответствии с потребностью производства, ориентированного на выполнение заказов покупателей.

2) Организация и управление транспортно-перемещающими работами в сфере производства на основе оптимизации потоковых процессов.

3) Реализация и контроль плана сбыта, обеспечение соответствия сбываемой продукции заказам, создание требуемых условий ее транспортировки и доставки.

4) Воздействие на отдельные логистические процессы во внешней среде.

По функциональному назначению микрологистические системы подразделяются на системы первого и второго уровня.

Микрологистическая система первого уровня отражает логистику предприятия, охватывающую как внутрипроизводственную деятельность предприятия, так и его внешние контакты и связи.

Микрологистическая система второго уровня отражает внутрипроизводственную логистику, которая интегрирует процессы планирования производства, сбыта и снабжения, транспортно-складских и погрузо-разгрузочных работ предприятия.

Логистический канал представляет собой частично упорядоченное множество предприятий и организаций, осуществляющих доведение материального потока от производителя до потребителей.

Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество элементов логистической системы (множество предприятий и организаций, осуществляющих операции по доведению потока от одной системы до другой), интегрированных материальным (информационным или финансовым) потоком с целью анализа или синтеза логистических процедур.[5]

В зависимости от вида логистических цепей (каналов) логистические системы делятся на три вида.

1. Логистические системы с прямыми связями.

2. Эшелонированные логистические системы.

3. Гибкие логистические системы.

Логистические системы с прямыми связями – это системы, в которых материальный поток доводится до потребителя без участия посредников, на основе прямых хозяйственных связей.

Эшелонированные, или многоуровневые, логистические системы – это системы, в которых материальный поток доводится до потребителя с участием как минимум одного посредника.

Гибкие логистические системы – это такие системы, в которых доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредников.

3. ЗАДАЧИ

Задача 1. Определить потребность склада в пятиярусных консольных двойных стеллажах для хранения 56 т пруткового алюминия длиной 5 м. Объемная масса прутков 2 т/м3, коэффициент заполнения ячейки 0,8, высота ячейки 0,6 м, глубина 0,8 м.

Решение.

Если  длинномерные материалы (в нашем случае это прутковый алюминий длиной 5 м) хранятся в ячейках консольных или стоечных стеллажей, то для расчета потребности в стеллажах сопоставляются запас и емкость стеллажа (Ест):

                                            Nконс ст =З(т) / Ест(т),                                           (1)

где З(т) – запас, т, З(т) = 56 т.

Емкость стеллажа определяется емкостью ячейки (Еяч) и количеством ячеек (nяч):

                                        Ест = Еяч* nяч                                                                                 (2)

Емкость ячейки зависит от ее размеров (l, b, h), объемной массы хранимого материала (γ т/м3) и коэффициента заполнения ячейки (β) и количества ячеек:

                                             Еяч = l*b*h* γ* β                                                  (3)

Количество ячеек в консольном стеллаже зависит от количества ярусов и от того, двусторонний или односторонний стеллаж.

Определим емкость консольного стеллажа.

Так как по условию задачи  стеллаж пятиярусный и двойной, то nяч = 5*2=10 ячеек.

Зная размеры ячейки (5х0,8х0,6 м), определим ее емкость по формуле (3):

Еяч =5*0,8*0,6*0,8*2=3,84

Тогда емкость консольного стеллажа составит:

3,84*10=38,4

А потребность в стеллажах составит:

Nконс ст = 56 / 38,4 = 1,46≈2 стеллажа.

Таким образом, для хранения 56 т пруткового алюминия длиной 5 м необходимо два пятиярусных консольных двойных стеллажа.

Задача 2. Определить площадь склада угля, если годовое поступление составляет 73 000 т,  коэффициент использования площади склада 0,35. Максимальный запас 25 дней, хранение осуществляется в штабелях высотой 8 м, объемная масса 0,8 т/м3.

Решение.

Для насыпных материалов (в нашем случае – это уголь), укладываемых в штабель, грузовая площадь рассчитывается по формуле:

                                           Fгр=З (т) / (Н (м)*γ),                                              (4)

где Н – высота штабеля, м;

       γ – объемная масса насыпного материала, т/м3.

Коэффициент использования площади склада определяется отношением грузовой площади (Fгр) к общей (Fобщ.):

                                               

                                                   Кi= Fгр / Fобщ.                                                                              (5) 

Сначала определяем размер запаса, хранимого на складе:

З (т) = 73000 т / 356 дн.*25 дн.=5126 т

Затем по формуле (4) определяем грузовую площадь:

Fгр=5126 т / 8 м*0,8 т/м3=800,94 м2

Определим общую  площадь, используя коэффициент использования площади склада ( по условию задачи Кi=0,35):

Fобщ.  = Fгр / Кi= 800,94 м2 / 0,35=2288,4 м2

Таким образом, площадь склада угля равна 2288,4 м2.

Задача 3. Определить потребность склада в башенных кранах на складе лесоматериалов, если в течение рабочей смены (8 час) необходимо переработать 800 м3, если продолжительность полного цикла работы крана 5 мин, грузоподъемность крана 5 т, коэффициент использования  по грузоподъемности 0,75, фактическое время работы крана 6 часов, объемная масса лесоматериалов 0,8 т/м3.

Решение.

Методика расчета потребности в подъемно-транспортном оборудовании следующая:

Потребность в средствах механизации определяется по формуле:

                                          Nптосут / (Р*Т),                                                    (6)

где Асут  ─ суточная грузопереработка, т;

       Р – часовая производительность механизма, т/час;

       Т – суточный фонд времени работы одного механизма, час.

Суточная грузопереработка механизма включает переработку грузов при поступлении Qпост (выгрузка), внутрискладскую переработку 2Qскл: укладка, затем выемка, при отпуске Qотп (отпуск):

    Асут  = Qпост+2Qскл+ Qотп = Qпост+Qукл+ Qвыем+Qотп              (7)

Суточный фонд времени работы одного механизма определяется количеством и продолжительностью смен:

                                           Т=Тсм*Nсм,                                                          (8)

где Тсм ─ продолжительность смены, час;

                Nсм ─ количество смен за сутки.

Часовая производительность механизма Р т/час определяется следующим образом:

                                         Р=60*q*Кпто / t,                                                     (9)

где q ─ грузоподъемность механизма по паспорту, т;

       t ─ длительность одного цикла работы механизма, мин;

       Кпто ─ коэффициент использования механизма  по времени и грузоподъемности, который определяется:

                                      Кпто = Кпто t*Кпто q,                                             (10)

где Кпто t ─ коэффициент использования механизма  по времени;

       Кптоq   коэффициент использования механизма  по грузоподъемности.

                                       Кпто t = Тфак. / Тсм,                                               (11)

где Тсм – продолжительность смены, час;

       Тфак. – продолжительность фактической работы за смену, час.

                                       Кпто= q фак. / q пасп,                                               (12)

где q пасп – грузоподъемность по паспорту, т;

      q фак.  – средняя фактическая грузоподъемность механизма, т.

Сначала определим суточную грузопереработку башенных кранов по формуле (7):

Асут  = 800+2*800+800=3200 т.

Суточный фонд времени работы одного механизма составит 8 ч, так как башенные краны работают в одну смену и продолжительность смены составляет по условию 8 часов.

Для расчета часовой производительности механизма необходимо определить коэффициент использования механизма  по времени и грузоподъемности по формуле (10). Коэффициент использования механизма  по грузоподъемности задан в условии задачи (Кптоq = 0,75).   Коэффициент использования механизма  по  времени найдем по формуле (12):  Кптоq = 6/8=0,75.

Тогда   коэффициент использования механизма  по времени и грузоподъемности составит:

Кпто=0,75*0,75=0,56

Затем определяем    часовую производительность башенного крана:

Р = 60*5*0,56 / 5 = 33,6 т

Теперь определим  потребность склада в башенных кранах:

Nпто= 3200 т / (33,6 т*8 ч) = 11,9 пто ≈12 башенных кранов.

Таким образом, потребность в башенных кранах на складе лесоматериалов   составит 12 пто.                     

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гаджинский А. М. Логистика: учебник. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2004. – 431 с.

2. Логистика: учебное пособие / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 327 с.

3. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 252 с.

4. Миротин Л.Б. Системный анализ в логистике: учебник. – М.: «Экзамен», 2004. – 480 с.

5. Неруш Ю. М. Логистика. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 495 с.

6. Николайчук В. Е. Логистика. – СПб: Питер, 2001. – 160 с.


[1] Неруш Ю. М. Логистика. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 98

[2] Логистика: учебное пособие / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 97.

[3] Николайчук В. Е. Логистика. – СПб: Питер, 2001. – с. 84

[4] Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 12

[5] Гаджинский А. М. Логистика: учебник. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2004. – с. 102