СОДЕРЖАНИЕ

Правоведение. 3

Вопрос 10. Конституционно-правовая регламентация деятельности органов судебной власти РФ.. 3

Вопрос 20.  Защита гражданских прав, способы защиты гражданских прав. 5

Вопрос 30. Система правоохранительных органов РФ: Общая характеристика и виды.. 7

Вопрос 40. Всеобщая декларация прав человека. 10

Задача 10. 13

Предпринимательское право. 14

Вопрос 1. Понятие и сфера деятельности предпринимательского права. 14

Вопрос 11. Договор купли-продажи. 16

Вопрос 21. Государственное регулирование предпринимательской деятельности  21

Задача 1. 25

Список литературы.. 26

Правоведение

Вопрос 10. Конституционно-правовая регламентация деятельности органов судебной власти РФ

Закрепление в конституционных нормах (глава 7 Конституции РФ) и федеральном законодательстве судебной власти как государственно - правового института позволяет выделить его специфические признаки, отметить необходимость утверждения системы гарантий, позволяющих судебной власти осуществлять свои функции и решать поставленные перед ней законом государственные задачи.

Характерными свойствами судебной власти являются:[1]

−      самостоятельность

−      исключительность

−      подзаконность

−      полнота

Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции Российской Федерации.

Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти (ст. 18 Конституции)[2]. Судебная власть имеет прямое отношение к соблюдению гарантированных каждому прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных, почтовых и иных сообщений. Возрастание роли суда в охране прав и свобод граждан прямо вытекает из положений главы 2.

Исключительность судебной власти заключается в том, что никакой иной орган государственной власти или управления не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов. Государство доверяет именно суду право легитимно использовать полномочия государственной власти на применение в процессуальном порядке государственного принуждения. Суд является единственным органом власти, уполномоченным в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления, применить принудительные средства охраны правопорядка, назначить уголовное наказание.

Подзаконность судебной власти находит свое выражение не только в том, что судебные органы и судьи действуют на основе закона, подчиняются только Конституции и федеральным законам, но и в том, что ее носители не вправе отступать в своей деятельности от требований процессуального законодательства.

Законодательной основой функционирования судебной власти являются Конституция, федеральные конституционные законы о высших судебных органах Российской Федерации и иных федеральных судах, устанавливающие их компетенцию, порядок образования, структуру и основные функции, а также материально - техническое и организационное обеспечение этих судов.

В соответствии с действующим законодательством к полномочиям судебной власти отнесены:[3]

−      конституционный контроль;

−      осуществление правосудия;

−      контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных учреждений и должностных лиц;

−      обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений некоторых других органов;

−      разбирательство и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам;

−      разъяснение действующего законодательства на основе изучения и обобщения судебной практики;

−      право законодательной инициативы;

−      участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Стабилизирующее значение для формирования системы судебной власти имеет установление Конституцией единых требований к судебным органам и судьям и соблюдение правовых гарантий в отношении судей. Конституция утверждает независимость, несменяемость, неприкосновенность носителей судебной власти (ст. 120, 121, 122). Только судьям Конституция предоставляет право при рассмотрении дела отказаться от применения актов государственных органов, если они, по их мнению, не соответствуют закону.

Полнота судебной власти определяется ее объемом, окончательностью решений, принимаемых судебными органами, их обязательностью. Вступившие в законную силу решения судов, а также предусмотренные законом судебные распоряжения, требования, поручения и другие судебные акты должны быть обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, должностных лиц, граждан и их объединений и подлежать безусловному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Конституция закрепляет основные требования, предъявляемые к судьям, и гарантии их самостоятельности: независимость, несменяемость, неприкосновенность, государственное финансирование деятельности судов. Ряд основных положений организации разбирательства дел в суде поднимается на конституционный уровень: гласность, состязательность, участие присяжных заседателей.

 

Вопрос 20.  Защита гражданских прав, способы защиты гражданских прав

 Всякое право, в том числе и любое субъективное гражданское право, имеет для субъекта реальное значение, если оно может быть защищено как действиями самого управомоченного субъекта, так и действиями государственных и иных уполномоченных органов.

Право на защиту является элементом – правомочием, входящим в содержание всякого субъективного гражданского права. Поэтому субъективное право на защиту – это юридически закрепленная возможность управомоченного лица использовать меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право[4].

Содержание права на защиту, т. е. возможности управомоченного субъекта в процессе его осуществления, определяется комплексом норм гражданского материального и процессуального права, устанавливающих[5]:

а) само содержание правоохранительной меры;

б) основания ее применения;

в) круг субъектов, уполномоченных на ее применение;

г) процессуальный и процедурный порядок ее применения;

д) материально-правовые и процессуальные права субъектов, по отношению к которым применяется данная мера.

Сама закрепленная или санкционированная законом правоохранительная мера, посредством которой производится устранение нарушения права и воздействие на правонарушителя, называется в науке гражданского права способом защиты гражданского права.

Перечень способов защиты гражданских прав содержится, как правило, в общей части гражданского законодательства. В ст. 12 ГК РФ закреплено, что защита гражданских прав осуществляется путем:

1) признания права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

3) признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

4) признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

5) самозащиты права;

6) присуждения к исполнению обязанности в натуре;

7) возмещения убытков;

8) взыскания неустойки;

9) компенсации морального вреда;

10) прекращения или изменения правоотношения;

11) неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

12) иными способами, предусмотренными законом.

Содержание каждого из указанных способов защиты и порядок его применения конкретизируются в нормах общей части гражданского законодательства (ст. 13–16 ГК РФ), в нормах, относящихся к институтам сделок, права собственности, обязательственного права.

Порядок и пределы применения конкретного способа защиты гражданского права зависят от содержания защищаемого субъективного права и характера его нарушения. Этому правилу не противоречит то обстоятельство, что в гражданском праве нередки случаи, когда одновременно применяются несколько различных способов защиты гражданских прав. Несмотря на это, использование того или иного способа защиты гражданских прав опирается на собственное основание[6].

  

Вопрос 30. Система правоохранительных органов РФ: Общая характеристика и виды

Для выполнения направлений (функций) правоохранительной деятельности (конституционный контроль, правосудие, организационное обеспечение деятельности судов, прокурорский надзор, выявление и расследование преступлений, оказание юридической помощи) существуют конкретные органы, которые соответственно и именуются правоохранительными[7].

Вопрос о круге такого рода органов в законодательном порядке прямо и однозначно не урегулирован. Но с учетом данного выше определения к правоохранительным органам можно отнести[8]:

−      суды (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также суды субъектов Российской Федерации);

−      органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Судебный департамент при Верховном суде РФ и его местные учреждения, Служба судебных приставов и др.);

−      прокуратуру;

−      некоторые из органов, призванных выявлять и расследовать преступления;

−      адвокатуру и другие организации, оказывающие юридическую помощь.

В особом пояснении нуждается вопрос об отнесении к числу правоохранительных тех из названных органов и соответствующих должностных лиц, которые уполномочены выявлять преступления и расследовать их. К ним относятся[9]:

−      следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности;

−      учреждения должностные лица, которые вправе проводить дознание по уголовным делам (милиция, командиры воинских частей,  подразделения и должностные лица противопожарной, таможенной и пограничных служб, службы безопасности, капитаны кораблей, находящихся в плавании и др.);

−      органы, уполномоченные вести оперативно-розыскную деятельность (например, должостные лица подразделений органов внутренних дел, федеральных служб безопасности, внешней разведки, государственной охраны, таможенной службы).

Вряд ли логично все эти органы (и соответствующих должностных лиц) относить полностью к числу правоохранительных, только потому, что на них возлагается осуществление какой-либо одной из правоохранительных функций. Причем эта функция для ряда из них не считается главной.

При определении роли данной группы органов (должностных лиц) в правоохранительной деятельности следовало бы пользоваться дополнительным критерием: учитывать удельный вес деятельности по выявлению и расследованию преступлений в общей массе полномочий конкретного органа, значимость такой деятельности для данного органа или должностного лица.

Из числа органов и должностных лиц данной группы полностью правоохранительными можно было бы считать, пожалуй, лишь органы внутренних дел (главным образом милицию), для которых борьба с преступлениями и иными правонарушениями, их выявление и расследование – основная задача. Именно они сталкиваются с подавляющим большинством преступлений, административных и иных правонарушений.

В связи с характеристикой правоохранительных органов, их системы требует особого комментария и вопрос о допустимости отнесения к числу таких органов судов.

В течении длительного времени считалось бесспорным, что суд является одним из правоохранительных органов, причем основным. Однако в последние годы это положение нередко оспаривается.  Но сторонники данной точки зрения упускают из виду по крайней мере четыре существенных обстоятельства.

Во-первых, отнесение того или иного органа к числу правоохранительных отнюдь не означает лишения его независимости и подчинения другим однородным органам. Как сказано в Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567[10], такого рода координация «осуществляется на основе… самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий…».

Во-вторых, исключение судов из числа правоохранительных неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены и должны заниматься охраной правом. Это уже совсем лишено логики. Суд был и остается органом, олицетворяющим судебную власть, именно ту власть, которая в значительно большей мере и более эффективно, чем другие ветви власти, способна охранять право.

В-третьих, исключение судов из числа правоохранительных органов – результат весьма упрощенного понимания сущности правоохранительной деятельности, практически необъяснимого отожествления ее с деятельностью по борьбе с преступностью, охране порядка в общественных  местах и т.п.

Наконец, крайние спорной следовало бы признать попытку возвести «китайскую стену» между судами и правоохранительными органами путем утверждения, что суд как орган судебной власти не должен участвовать в деятельности по борьбе с преступностью. Но как же тогда понимать применяемые законно и обоснованно судами суровые меры уголовного наказания – ведь это и есть средство (мера) борьбы с преступностью!

Вопрос 40. Всеобщая декларация прав человека

Анализ Декларации.

1.                Наименование - Всеобщая декларация прав человека.

2.                Реквизиты - Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года.

3.                Структура и объем Декларации.

Декларация включает Преамбулу и тридцать статей.

4.                Общая характеристика норм, содержащихся в Декларации

Преамбула Декларации гласит: «Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей;… Генеральная ассамблея провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека…»[11].

    Классификация прав личности в данной Декларации в соответствии со сферами их реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные, культурные и экологические является наиболее распространенной. Но, как  правило, права могут  быть поделены на две группы. Первые  21 статья касаются проблем свободы и физической безопасности и включают гражданские - право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободу от пыток и рабства, право на собственность, право вступать в брак. Также они содержат политические права.    Политические права определяют возможность активного участия граждан  в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся право человека на гражданство,   избирательные права, свобода  союзов и ассоциаций,  демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати,   радио и телевидения, свобода совести и некоторые другие.

Вторую группу составляют экономические, социальные и культурные права. 

  К гражданским  и политическим правам непосредственно примыкают права экономические. Они связаны с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: условиями производства и рабочей силой.

    Социальные права связаны с обеспечением каждому  человеку достойного уровня  жизни и социальной защищенности. Это права на социальное обеспечение, жилище, труд, охрану здоровья, образование и т.п.

    Культурные права призваны гарантировать духовное  развитие человека. Они включают право на образование, доступ к культурным ценностям,  свободу художественного и  технического  творчества, преподавания и некоторые другие.

    Экологические права - это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.

    Данная группа прав имеет отношение к материальной  безопасности и другим условиям, необходимым для всестороннего развития способностей человека. Реализация данных прав в основном зависит от государства.  

    Например, ст. 17 Декларации провозглашает, что «каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими, никто не должен быть произвольно лишен своего имущества». [12]   

5.                Оценка значимости Декларации.

Данная Декларация является задачей, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства. Каждый человек и общество в целом (в лице своих органов) должны стремиться к уважению прав и свобод человека, их обеспечению путём повышения уровня правовой культуры и образованности; проводить национальные и международные мероприятия  для всеобщего и эффективного признания и осуществления прав и свобод человека.    

  

Задача 10.

В городском центре занятости Карпенко, обратившемуся за помощью в трудоустройстве, отказали в предоставлении информации и наличии вакантных рабочих мест и предложили отработать месяц на общественных работах, предупредив, что в случае отказа ему не будут предоставлены услуги центра занятости.

Правильно ли поступили работники центра занятости?  Имеют ли право граждане, обратившиеся в центр занятости, на получение соответствующей информации? Обязан ли нетрудоустроенный гражданин выполнить требование центра занятости об участии в общественных работах?

Решение

Работники центра занятости поступили неправомерно, согласно статье 9 Закона РФ о занятости населения в РФ граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения.

Что касается требования центра занятости относительно выполнения общественных работ, то они также неправомерно, так как согласно статье 24 Закона о занятости участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. Следовательно, Карпенко вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Данное положение также закреплено в статьей 11 названного закона.

Предпринимательское право

Вопрос 1. Понятие и сфера деятельности предпринимательского права

Предпринимательское право - комплексная интегрированная отрасль права, совокупность правовых норм, связанных предметным единством, регулирующих на основе использования диалектического взаимодействия частноправовых и публично-правовых начал отношения в сфере организации, осуществления предпринимательской деятельности и руководства ею.

Изучение любой учебной дисциплины начинается с определения ее предмета, т.е. того, что изучается. Предпринимательское право анализирует и исследует предпринимательство, предпринимательскую деятельность.

Предпринимательская деятельность - составная часть более широкого понятия - экономической деятельности. Вне экономической деятельности нет деятельности предпринимательской. Иными словами, любая предпринимательская деятельность есть деятельность экономическая[13].

Экономическая деятельность - одно из ключевых, базисных понятий, тесно связанных с рынком, товарно-денежными отношениями. Государство гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ст.8 Конституции РФ).

Экономическая деятельность - процесс воспроизводства материальных и духовных богатств, включающий производство, распределение, обмен и потребление[14]. Основой существования и развития общества является материальное производство. Благодаря производству создаются потребительная стоимость и новая стоимость. Но нельзя принижать значение и других стадий воспроизводственного цикла. В рыночной экономике значительно возрастает роль стадии обмена. Предназначение обмена - опосредствование связей между производителями и потребителями, стимулирование одновременно активности и тех, и других.

Содержание экономической деятельности предопределяет смысл и назначение других видов деятельности, в нее входящих. Речь идет о хозяйственной, предпринимательской и коммерческой деятельности.

Хозяйственная деятельность - один из видов экономической деятельности; порядок организации, руководства и непосредственного осуществления экономической деятельности в соответствии с правилами, устанавливаемыми органами государственной власти и управления и самими хозяйствующими субъектами.

Предпринимательская деятельность - вид экономической, хозяйственной деятельности. Она связана с предпринимательским риском, новыми подходами к управлению, новаторством, использованием научных достижений, динамической неопределенностью и всегда направлена на систематическое получение прибыли.

Предпринимательство - одно из направлений хозяйственной деятельности, одна из черт которой - получение прибыли. Предпринимательство - такая система хозяйствования, при которой главным ее субъектом является предприниматель как движущая сила и посредник. Он рационально соединяет материальные и людские ресурсы, организует процесс воспроизводства и управляет им на основе предпринимательского риска, экономической ответственности за конечный предпринимательский результат - получение прибыли[15].

Коммерческая деятельность, коммерция - это вид предпринимательской, хозяйственной, экономической деятельности, связанный с торговлей, товарооборотом.

Представляется наиболее целесообразным выстроить соотношение между названными выше базовыми категориями теоретических конструкций правового регулирования рыночной экономики в следующей последовательности: «экономическая деятельность» - «хозяйственная деятельность» - «предпринимательская деятельность» - «коммерческая деятельность».

Каждая из названных отраслей знания изучает свои аспекты предпринимательства. Поэтому единого (для всех наук) общепринятого определения (понятия) предпринимательства нет. В то же время никто не сомневается в существовании этого феномена в реальной и прежде всего в социально-экономической сфере общества.

Как уже отмечено, предпринимательство - деятельность прежде всего в экономической сфере жизни общества, ее результатом являются материальные и духовные блага. Они возникают как следствие производственного пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Деятельность в указанной сфере может быть признана предпринимательской, если она соответствует признакам, закрепленным в законодательстве (т.е. в легальном определении предпринимательства).

Такими признаками являются:

1) систематичность;

2)самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности;

3) рисковый характер;

4) направленность на систематическое получение прибыли.

 

Вопрос 11. Договор купли-продажи

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (п. 1 ст. 454 ГК РФ).

Договор купли-продажи является консенсуальным. Передача товара покупателю представляет собой исполнение заключенного и вступившего в силу договора купли-продажи со стороны продавца. Если момент вступления договора в силу совпадает с фактической передачей товара, то он исполняется в момент заключения.

Договор купли-продажи является возмездным и двусторонним. Он является договором синаллагматическим[16], поскольку исполнение обязательств покупателем по оплате товара обусловлено исполнением продавцом своих обязательств по передаче товара покупателю (п. 1 ст. 328 ГК РФ).

Товаром по договору купли-продажи признаются любые вещи, как движимые, так и недвижимые, индивидуально-определенные либо определяемые родовыми признаками. Общие положения о купле-продаже товаров применяются и к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав. Договор может быть заключен на куплю-продажу будущих товаров, т. е. тех товаров, которые будут созданы или приобретены продавцом[17].

Цель договора купли-продажи состоит в перенесении права собственности на вещь, служащую товаром, на покупателя. По общему правилу право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В тех случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (ст. 223 ГК РФ).

Если покупатель (юридическое лицо) не относится к числу субъектов, обладающих правом собственности на закрепленное за ним имущество (к примеру, унитарные государственные или муниципальные предприятия, учреждения), передача продавцом имущества (а в соответствующих случаях – государственная регистрация) служит основанием для возникновения у покупателя ограниченного вещного права.

Риск случайной гибели или случайного повреждении товара переходит на покупателя также с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. Однако в тех случаях, когда товар продается во время нахождения его в пути (в частности, путем передачи коносамента или других товарораспорядительных документов на товар), риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента заключения договора купли-продажи, если иное не предусмотрено самим договором или обычаями делового оборота (ст. 459 ГК РФ).

Сторонами договора купли-продажи (его субъектами) являются продавец и покупатель.

По общему правилу продавец товара должен быть его собственником или обладать иным ограниченным вещным правом, из которого вытекает правомочие продавца по распоряжению имуществом, являющимся товаром (например, правом хозяйственного ведения).

Покупателем по договору купли-продажи может быть всякое лицо, признаваемое субъектом гражданских прав и обязанностей. Приобретая товар по договору купли-продажи, покупатель по общему правилу становится его собственником.

Предметом договора купли-продажи являются действия продавца по передаче товара в собственность покупателя и соответственно действия покупателя по принятию этого товара и уплате за него установленной цены.

Предмет договора является существенным условием договора купли-продажи. При этом условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ).

Главная обязанность продавца заключается в передаче покупателю товаров, являющихся предметом купли-продажи, в срок, установленный договором, а если такой срок договором не установлен, в соответствии с правилами об исполнении бессрочного обязательства (ст. 314 ГК РФ). Если иное не предусмотрено договором, продавец обязан передать покупателю вместе с товаром принадлежности продаваемой вещи, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества и т. п.), предусмотренные законодательством и договором, одновременно с передачей вещи.

Момент исполнения продавцом своей обязанности передать товар покупателю определяется одним из трех вариантов:

во-первых, при наличии в договоре условия об обязанности продавца по доставке товара – моментом вручения товара покупателю,

во-вторых, если в соответствии с договором товар должен быть передан покупателю в месте нахождения товара – моментом предоставления товара в распоряжение покупателя в соответствующем месте,

во всех остальных случаях – моментом сдачи товара перевозчику или организации связи.

Таким образом, датой исполнения обязательства должна признаваться дата соответствующего документа, подтверждающего принятие товара перевозчиком или организацией связи для доставки покупателю, либо дата приемо-сдаточного документа.

Продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц. Исключение составляют лишь случаи, когда имеется согласие покупателя принять товар, обремененный такими правами (ст. 460 ГК РФ).

Покупатель по договору купли-продажи обязан принять переданный ему товар. Выполнение покупателем обязанности принять товары в сроки и в порядке, предусмотренные договором, означает, в частности, что покупатель должен совершить все необходимые действия, позволяющие продавцу передать ему товары (сообщить адрес, по которому они должны отгружаться; предоставить транспортные средства для перевозки товаров, если такая обязанность покупателя вытекает из договора, и т. п.).

Покупатель обязан оплатить, товары непосредственно до или после их передачи ему продавцом в размере их полной цены, если иное не предусмотрено законодательством или договором либо не вытекает из существа обязательства (ст. 486 ГК РФ).

Выделяют следующие виды договора купли-продажи:

−      договор розничной купли-продажи.

 По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 492 ГК РФ).

−      договор поставки товаров.

По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст.506 ГК РФ).

−      договор поставки товаров для государственных нужд.

По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд (далее - государственный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст.526 ГК РФ).

−      договор контрактации

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (ст. 535 ГК РФ).

−      договор энергоснабжения.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ст.539 ГК РФ).

−      договор продажи недвижимости.

По договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество, а покупатель обязуется принять это имущество и уплатить за него определенную сторонами цену (п. 1 ст. 549, п. 1 ст. 454 ГК РФ).

−      договор продажи предприятия.

По договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс (ст. 132 ГК РФ), за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам (п. 1 ст. 559 ГК РФ).

Вопрос 21. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Одна из основных функций государства - экономическая. Она заключается в формировании необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этих отношений.

Объективная необходимость государственного регулирования рыночных отношений основывается на ограниченности возможностей рыночной экономики в производстве общественных товаров, что и является основным побудительным мотивом в деятельности государства в сфере экономики.

К так называемым общественным товарам обычно относят национальную систему образования, здравоохранения, оборону государства, систему охраны окружающей среды, создание и поддержание правопорядка в обществе и экономике и т.д. С помощью государства происходит перераспределение материальных благ, создается конкурентная среда в экономике, рынок обеспечивается необходимой информацией, уменьшаются негативные последствия деятельности отдельных предпринимателей, нарушающих установленные нормы осуществления предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование экономики осуществляется на основе четко сформулированной государственной экономической политики. Государственная экономическая политика представляет собой основные направления деятельности государства в сфере экономики, в то время как государственное регулирование экономики - деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и методов.

Классификация видов государственного регулирования может основываться на степени воздействия государства на те или иные отношения в различных отраслях народного хозяйства или сегментах рынка. Так, возможно выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики.

Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств (инструментов) государственного регулирования. Он установлен в отношении, например, естественных монополий.

Минимальный уровень государственного регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.

Виды государственного регулирования классифицируются в зависимости от территории применения тех или иных средств воздействия. В связи с этим можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации, на уровне автономной области и автономных округов. Возможны и иные классификации видов государственного регулирования в сфере экономики.

Представляется, что предпринимательство, будучи самостоятельной категорией и предметом исследования, является сферой взаимодействия государства и экономики. По существу государство с помощью права регулирует отношения, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности, и именно в рамках предпринимательской деятельности использует специфические средства, формы, в том числе правовые, воздействия на рыночную экономику.

В качестве правовых форм государственного регулирования экономики традиционно выступают законы и подзаконные акты, среди которых следует выделить указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ведомственные нормативные акты и внутренние (локальные) нормативные акты. Необходимо учитывать, что судебная практика играет большую роль в охране и защите прав предпринимателей, однако судебные акты нельзя рассматривать в качестве источников права.

Объекты государственной экономической политики, формой реализации которой является государственное регулирование экономики, чрезвычайно разнообразны. К их числу относят различные отрасли и подотрасли народного хозяйства, различные регионы России, отдельные виды предпринимательской деятельности, отдельные средства (инструменты), с помощью которых осуществляется государственное регулирование, такие как цена, планирование, денежное обращение и др.

Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые методы государственного регулирования в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов - выражается в принятии субъектом управления в рамках компетенции управленческого решения в виде правового акта управления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямое предписание императивного (директивного) характера на совершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения.

Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством материальных стимулов, таких как материальное поощрение и ответственность. К экономическим средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др.

Задача 1

Гражданин Викторов обратился в юридическую консультацию с просьбой разъяснить следующую ситуацию: «У нас небольшое акционерное общество. Дела идут плохо. Сложилась конфликтная ситуация. Я решил продать свои акции и нашел покупателя. Но руководство общество возражает против переоформления акций на другого человека».

Дайте правовую оценку ситуации.

Решение

Согласно статье 7 Закона РФ об акционерных обществах, акционер общества, намеренный продать свои акции третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных акционеров общества и само общество с указанием цены и других условий продажи акций. Извещение акционеров общества осуществляется через общество.

В случае, если акционеры общества и (или) общество не воспользуются преимущественным правом приобретения всех акций, предлагаемых для продажи, в течение двух месяцев со дня такого извещения, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества, акции могут быть проданы третьему лицу по цене и на условиях, которые сообщены обществу и его акционерам.

Следовательно, в нашей ситуации неправы обе стороны, так Викторовым не был соблюден порядок продажи акций, а руководство не может отказать в праве продажи акций.

Список литературы

1.     Всеобщая Декларация прав человека // Социальная защита. 1995. № 11.

2.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М., 2005.

3.     Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 г. – М., 2005.

4.     Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 г. – М., 2005.

5.     Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 « О занятости населения в Российской

6.     Федеральный закон от 26.12. 1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» / Правовая система Консультант.

7.     Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 / Правовая система Консультант.

8.     Гражданское право России. Часть первая. Учебник. / Под ред. Цыбуленко З.И. – М.: Юристъ, 1998. – 459 с.

9.     Гражданское право. Том. 1. Учебник. Издание шестое, переработанное и дополненное / Под. ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К.. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. –  776 с.

10.           Гражданское право. Том. 2. Учебник. Издание шестое, переработанное и дополненное / Под. ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К.. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. –  763 с.

11.           Гражданское право. Том.1. Учебник. / Под. ред. Суханова Е.А., – М.: БЕК, 2002. –  786 с.

12.           Гражданское право. Том.2. Полутом 1. Учебник. / Под. ред. Суханова Е.А., – М.: БЕК, 2002. –  797 с.

13.           Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридический вузов и факультетов. Издание шестое, переработанное и дополненное / Под. ред. Гуценко К.Ф. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО-М, 2001. – 384 с.

14.           Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). Учебник для вузов. М., 2001. 875 с.

15.           Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). / Под. ред. Садиков О.Н. – М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра. М., 1997. –  XXII. – 778 с.

16.           Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. Окунькова. Л.А.  Издательство БЕК, 1996. / Справочная правовая система Консультант.

17.           Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Топорнина Б.Н., Батурина Ю.М., Орехова Р.Г. – М. , 1994. – С.124.

18.           Трудовое право: Учебник для вузов / Под ред. Гапоненко В.Ф. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. – 463 с.


[1] См: Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. Окунькова. Л.А.  Издательство БЕК, 1996. / Справочная правовая система Консультант.

[2] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М., 2005.

[3] См: Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Топорнина Б.Н., Батурина Ю.М., Орехова Р.Г. – М. , 1994. – С.81-83..

[4] См: Гражданское право. Том.1. Учебник. / Под. ред. Суханова Е.А., – М., 2002. –  С.387.

[5] Там же. – С.390-391.

[6] См.: Гражданское право. Том. 1. Учебник. Издание шестое, переработанное и дополненное / Под. ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К.. – М., 2002. –  С. 248-249.

[7] См.: Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридический вузов и факультетов. / Под. ред. Гуценко К.Ф.  – М., 2001. – С.12.

[8] Там же – С. 13.

[9] Там же – С.13-17.

[10] Правовая система Консультант.

[11] Всеобщая Декларация прав человека // Социальная защита. 1995. № 11.

[12] Там же.

[13] См.: Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). Учебник для вузов. М., 2001. С.31.

[14] Там же. – С.33.

[15] Там же. – С.35.

[16] См.: Гражданское право. Том.2. Полутом 1. Учебник. / Под. ред. Суханова Е.А., – М.: БЕК, 2002. –  С. 298-301.