Содержание

1. Понятие внебюджетных фондов, их особенности. Система внебюджетных фондов РФ.. 3

2. Порядок зачисления взносов, уплачиваемых в составе единого социального налога. 10

Список литературы.. 14

1. Понятие внебюджетных фондов, их особенности. Система внебюджетных фондов РФ

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования  не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает  Федеральное собрание РФ, а также государственные  представительные органы субъектов Федерации  и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер  экономики и расширение социальных услуг населения.

Пен­сионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и социального страхования населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, вы­деленными из бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой — приняли форму страховых фондов. Фонд социального страхования изначально был — и по форме, и, по сути — страховым фондом под патронажем профсоюзов.[1]

Государственные внебюджетные фонды создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные; в соответствии с уровнем управления — на общегосударственные и региональные. [2]

С помощью внебюджетных фондов возможно:  влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирова­ния, кредитования отечественных предприятий; обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет спе­циально определенных источников и штрафов за загрязнение окружаю­щей среды; оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом; предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти — центральных, республикан­ских и местных.

Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фон­ды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования; и во-вторых, доходы от инвестиций явля­ются дополнительными источниками финансирования затрат соответ­ствующего фонда.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

-             запланированы органами власти и управления и имеют  строгую целевую направленность;

-             денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

-             формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

-             страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

-             на отношения, связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ";

-             денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

-             расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа.[3]

Систему внебюджетных фондов РФ составляют следующие фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования; Фонд обязательного медицинского страхования (в т.ч. и территориальные). Рассмотрим коротко каждый из них.

Пенсионный фонд Российской Федерации

Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (утв. постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г.) (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 5 мая 1997 г.) указывает: пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

С 1 января 2001 года взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ, уплачивались в составе единого социального налога. С 1 января 2002 года введены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Средства ПФР формируются за счет: страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; страховых взносов иных категорий работающих граждан; ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий; средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований; добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Фонд социального страхования

ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Согласно Положению «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101) (с изменениями от 24 июля 1995 г., 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря 1996 г., 22 ноября 1997 г., 23 декабря 1999 г., 19 июля 2002 г.) основными задачами Фонда являются:

-             обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

-             участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

-             осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

-             разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

-             организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

-             сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Средства Фонда образуются за счет:

-             страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

-             страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

-             страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

-             доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

-             добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

-             ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

-             прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Средства Фонда используются только на целевое финансирование. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных. Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций, образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.

Фонд обязательного медицинского страхования

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные  некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования  реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.

Основными задачами Федерального фонда являются:

-             финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

-             обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

-             аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

1) части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;

2) ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

3) добровольных взносов юридических и физических лиц;

4) доходов от использования временно свободных финансовых средств;

5) нормированного страхового запаса Федерального фонда;

6) поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.[4]

Страховые взносы (отчисления) в Федеральный фонд перечисляются хозяйствующими субъектами и иными организациями в соответствии с установленным порядком.

2. Порядок зачисления взносов, уплачиваемых в составе единого социального налога

Плательщики единого социального налога при уплате взносов в составе единого социального налога на счета органов Федерального казначейства пользуются положениями Приказа Минфина РФ от 12.11.2002 № 109н, который вносит изменения в Приказ Минфина РФ от 15 января 2001 г. № 3н, утверждающий правила зачисления взносов, уплачиваемых в составе ЕСН на счета органов федерального казначейства.[5]

Налогоплательщик представляет в банк платежные поручения на перечисление средств в уплату налога или недоимки по страховым взносам отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд и федеральный бюджет на лицевые счета органов федерального казначейства, открытые ранее в банках на балансовом счете 40101 "Доходы,  распределяемые органами федерального казначейства между  уровнями бюджетной системы Российской Федерации". Органы федерального казначейства осуществляют учет поступивших на счета сумм налога, а также недоимки по страховым взносам по следующим кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации:

-             1010510 Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет;

-             1010520 Единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации;

-             1010530 Единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

-             1010540 Единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

-             1400305 Недоимка, пени и штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства указанного Фонда, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами (соглашениями);

-             1400310 Недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;

-             1400311 Недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд социального  страхования Российской Федерации;

-             1400312 Недоимка, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

-             1400313 Недоимка, пени и штрафы по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.[6]

Органы федерального казначейства не позднее дня, следующего за днем получения ими выписки банка из лицевых счетов перечисляют поступившие средства на счета по учету средств государственных внебюджетных фондов, ранее открытые в банках соответствующими органами этих фондов:

-             региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации - на лицевые счета с признаком "01" в 15 и 16 разрядах номера лицевого счета, открытые на балансовом счете N 40401 "Пенсионный фонд Российской Федерации";

-             региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации - на лицевые счета, открытые на балансовом счете N 40402 "Фонд социального страхования Российской Федерации";

-             Федеральным фондом обязательного медицинского страхования - на лицевые счета с признаком "01" в 15 и 16 разрядах номера лицевого счета, открытые на балансовом счете N 40403 "Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в ОПЕРУ-1 при Банке  России. Реквизиты счета Федерального фонда обязательного медицинского страхования органам федерального казначейства будут направлены дополнительно;

-             территориальными фондами обязательного медицинского страхования - на лицевые счета с признаком "01" в 15 и 16 разрядах номера лицевого счета, открытые на балансовом счете N 40404 "Территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Расходование государственными социальными внебюджетными фондами средств, зачисленных на вышеуказанные лицевые счета, открытые на балансовых счетах N 40401, 40402, 40403, 40404, осуществляется этими фондами в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства, поступившие на лицевые счета по коду 1400305 "Недоимка, пени и штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства Фонда занятости, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами (соглашениями)" перечисляются органами федерального казначейства на счета по учету доходов федерального бюджета.

Органы государственных социальных внебюджетных фондов доводят до органов федерального казначейства сведения о реквизитах счетов, открытых им в банках для перечисления сумм налога и  недоимки в их бюджеты. Налоговые органы доводят до налогоплательщиков реквизиты счета органа федерального казначейства, на который подлежат зачислению налог и недоимка по страховым взносам, и соответствующие коды  бюджетной классификации Российской Федерации.

Органы федерального казначейства ежедневно передают: налоговым органам - экземпляр сводного реестра в соответствии с приложением N 2 к Инструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 14 декабря 1999 г. N 91н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 декабря 1999 г., регистрационный номер 2022), с приложением платежных документов, а органам государственных социальных внебюджетных фондов - выписки из указанного сводного реестра по соответствующим кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации (по мере поступления платежей по налогу и сумм недоимки по страховым взносам). Выписки из реестра по кодам 1010530 и 1400312 передаются органами федерального казначейства в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Обмен информацией между органами федерального казначейства и налоговыми органами осуществляется в порядке, утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 февраля 2001 г.  N 14н и N БГ-3-09/51 "Об утверждении Порядка обмена информацией между территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета по доходам и налоговыми органами" (по заключению Минюста России от 4 апреля 2001 г. N 07/3293-ЮД. Налоговые органы и органы федерального казначейства осуществляют ежемесячно сверку сумм налога и недоимки по страховым взносам. В случае выявления расхождений в отчетных данных устанавливаются причины и принимаются меры по их устранению. Органы федерального казначейства и территориальные органы государственных социальных внебюджетных фондов ежемесячно осуществляют сверку сумм, перечисленных в бюджеты фондов с лицевых счетов органов федерального казначейства, открытых на балансовом счете N 40101.

Органы федерального казначейства осуществляют бухгалтерский учет и составляют отчетность по поступившим и перечисленным суммам налога в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Список литературы

1.           Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа 2004 г.). – Справочная система Гарант.

2.           Налоговый кодекс Российской Федерации  от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. от 29.07.2004). – Справочная система Гарант.

3.           Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) (утв. постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г.) (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 5 мая 1997 г.). – Справочная система Гарант.

4.           Постановление Правительства РФ "О Фонде социального страхования Российской Федерации" от 12 февраля 1994 г. N 101 (с изменениями от 24 июля 1995 г., 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря 1996 г., 22 ноября 1997 г., 23 декабря 1999 г., 19 июля 2002 г.). – Справочная система Гарант.

5.           Постановление Правительства РФ "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования" от 29 июля 1998 г. N 857. – Справочная система Гарант.

6.           Приказ «Об утверждении Правил зачисления единого социального налога на  счета органов федерального казначейства Министерства финансов  Российской Федерации» от 15 января 2001 г. N 3н  (ред. от 12.11.2002). – Справочная система Гарант.

7.           Бюджет и бюджетное устройство в России: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2-е изд., стереотип.- М.: Выш.шк., 2005.

8.           Бюджетная система РФ / под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской – М.: Юрайт, 2004.

9.           Общая теория государственных и муниципальных финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2004.

10.      Осадчая  И.  М.  Система внебюджетных фондов Российской Федерациии // Бизнес  и  политика. - 2004. - №  2. – с. 18 – 37.

11.      Павлова Л. Внебюджетные фонды Российской Федерации // Экономист – 2004. - №1. – с. 24 – 41.


[1] Осадчая  И.  М.  Система внебюджетных фондов Российской Федерациии // Бизнес  и  политика. - 2004. - №  2. – с. 25.

[2] Бюджет и бюджетное устройство в России: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2-е изд., стереотип.- М.: Выш.шк., 2005. – с. 249.

[3] Павлова Л. Внебюджетные фонды Российской Федерации // Экономист – 2004. - №1. – с. 30.

[4] Общая теория государственных и муниципальных финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2004. – с. 217.

[5] Бюджет и бюджетное устройство в России: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2-е изд., стереотип.- М.: Выш.шк., 2005. – с. 264.

[6] Приказ «Об утверждении Правил зачисления единого социального налога на  счета органов федерального казначейства Министерства финансов  Российской Федерации» от 15 января 2001 г. N 3н  (ред. от 12.11.2002). – Справочная система Гарант.