Содержание
1. Понятие внебюджетных фондов, их особенности. Система внебюджетных фондов РФ.. 3
2. Порядок зачисления взносов, уплачиваемых в составе единого социального налога. 10
Список литературы.. 14
1. Понятие внебюджетных фондов, их особенности. Система внебюджетных фондов РФ
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.
Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и социального страхования населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, выделенными из бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой — приняли форму страховых фондов. Фонд социального страхования изначально был — и по форме, и, по сути — страховым фондом под патронажем профсоюзов.[1]
Государственные внебюджетные фонды создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные; в соответствии с уровнем управления — на общегосударственные и региональные. [2]
С помощью внебюджетных фондов возможно: влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий; обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды; оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом; предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти — центральных, республиканских и местных.
Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования; и во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
- запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
- денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
- формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
- страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
- на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ";
- денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
- расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа.[3]
Систему внебюджетных фондов РФ составляют следующие фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования; Фонд обязательного медицинского страхования (в т.ч. и территориальные). Рассмотрим коротко каждый из них.
Пенсионный фонд Российской Федерации
Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (утв.
постановлением ВС РФ от 27 декабря
С 1 января 2001 года взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ, уплачивались в составе единого социального налога. С 1 января 2002 года введены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Средства ПФР формируются за счет: страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; страховых взносов иных категорий работающих граждан; ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий; средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований; добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.
Фонд социального страхования
ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в
системе социального страхования и повышения контроля за правильным и
эффективным расходованием средств социального страхования и является
самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Согласно
Положению «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (утв. постановлением
Правительства РФ от 12 февраля
- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
- разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
- сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Средства Фонда образуются за счет:
- страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
- страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
- доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
- добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
- ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
- прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).
Средства Фонда используются только на целевое финансирование. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных. Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций, образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.
Фонд обязательного медицинского страхования
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.
Основными задачами Федерального фонда являются:
- финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";
- обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
- аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
1) части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;
2) ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
3) добровольных взносов юридических и физических лиц;
4) доходов от использования временно свободных финансовых средств;
5) нормированного страхового запаса Федерального фонда;
6) поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.[4]
Страховые взносы (отчисления) в Федеральный фонд перечисляются хозяйствующими субъектами и иными организациями в соответствии с установленным порядком.
2. Порядок зачисления взносов, уплачиваемых в составе единого социального налога
Плательщики единого социального налога при уплате взносов в составе единого социального налога на счета органов Федерального казначейства пользуются положениями Приказа Минфина РФ от 12.11.2002 № 109н, который вносит изменения в Приказ Минфина РФ от 15 января 2001 г. № 3н, утверждающий правила зачисления взносов, уплачиваемых в составе ЕСН на счета органов федерального казначейства.[5]
Налогоплательщик представляет в банк платежные поручения на перечисление средств в уплату налога или недоимки по страховым взносам отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд и федеральный бюджет на лицевые счета органов федерального казначейства, открытые ранее в банках на балансовом счете 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации". Органы федерального казначейства осуществляют учет поступивших на счета сумм налога, а также недоимки по страховым взносам по следующим кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации:
- 1010510 Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет;
- 1010520 Единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации;
- 1010530 Единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- 1010540 Единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
- 1400305 Недоимка, пени и штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства указанного Фонда, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами (соглашениями);
- 1400310 Недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;
- 1400311 Недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;
- 1400312 Недоимка, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- 1400313 Недоимка, пени и штрафы по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.[6]
Органы федерального казначейства не позднее дня, следующего за днем получения ими выписки банка из лицевых счетов перечисляют поступившие средства на счета по учету средств государственных внебюджетных фондов, ранее открытые в банках соответствующими органами этих фондов:
- региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации - на лицевые счета с признаком "01" в 15 и 16 разрядах номера лицевого счета, открытые на балансовом счете N 40401 "Пенсионный фонд Российской Федерации";
- региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации - на лицевые счета, открытые на балансовом счете N 40402 "Фонд социального страхования Российской Федерации";
- Федеральным фондом обязательного медицинского страхования - на лицевые счета с признаком "01" в 15 и 16 разрядах номера лицевого счета, открытые на балансовом счете N 40403 "Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в ОПЕРУ-1 при Банке России. Реквизиты счета Федерального фонда обязательного медицинского страхования органам федерального казначейства будут направлены дополнительно;
- территориальными фондами обязательного медицинского страхования - на лицевые счета с признаком "01" в 15 и 16 разрядах номера лицевого счета, открытые на балансовом счете N 40404 "Территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Расходование государственными социальными внебюджетными фондами средств, зачисленных на вышеуказанные лицевые счета, открытые на балансовых счетах N 40401, 40402, 40403, 40404, осуществляется этими фондами в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства, поступившие на лицевые счета по коду 1400305 "Недоимка, пени и штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства Фонда занятости, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами (соглашениями)" перечисляются органами федерального казначейства на счета по учету доходов федерального бюджета.
Органы государственных социальных внебюджетных фондов доводят до органов федерального казначейства сведения о реквизитах счетов, открытых им в банках для перечисления сумм налога и недоимки в их бюджеты. Налоговые органы доводят до налогоплательщиков реквизиты счета органа федерального казначейства, на который подлежат зачислению налог и недоимка по страховым взносам, и соответствующие коды бюджетной классификации Российской Федерации.
Органы федерального казначейства ежедневно передают: налоговым органам - экземпляр сводного реестра в соответствии с приложением N 2 к Инструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 14 декабря 1999 г. N 91н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 декабря 1999 г., регистрационный номер 2022), с приложением платежных документов, а органам государственных социальных внебюджетных фондов - выписки из указанного сводного реестра по соответствующим кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации (по мере поступления платежей по налогу и сумм недоимки по страховым взносам). Выписки из реестра по кодам 1010530 и 1400312 передаются органами федерального казначейства в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Обмен информацией между органами федерального казначейства и налоговыми органами осуществляется в порядке, утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 февраля 2001 г. N 14н и N БГ-3-09/51 "Об утверждении Порядка обмена информацией между территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета по доходам и налоговыми органами" (по заключению Минюста России от 4 апреля 2001 г. N 07/3293-ЮД. Налоговые органы и органы федерального казначейства осуществляют ежемесячно сверку сумм налога и недоимки по страховым взносам. В случае выявления расхождений в отчетных данных устанавливаются причины и принимаются меры по их устранению. Органы федерального казначейства и территориальные органы государственных социальных внебюджетных фондов ежемесячно осуществляют сверку сумм, перечисленных в бюджеты фондов с лицевых счетов органов федерального казначейства, открытых на балансовом счете N 40101.
Органы федерального казначейства осуществляют бухгалтерский учет и составляют отчетность по поступившим и перечисленным суммам налога в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Список литературы
1.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. от 29.07.2004). – Справочная система Гарант.
3.
Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации
(России) (утв. постановлением ВС РФ от 27 декабря
4.
Постановление Правительства РФ "О Фонде
социального страхования Российской Федерации" от 12 февраля
5.
Постановление Правительства РФ "Об утверждении
устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования" от 29 июля
6. Приказ «Об утверждении Правил зачисления единого социального налога на счета органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации» от 15 января 2001 г. N 3н (ред. от 12.11.2002). – Справочная система Гарант.
7. Бюджет и бюджетное устройство в России: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2-е изд., стереотип.- М.: Выш.шк., 2005.
8. Бюджетная система РФ / под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской – М.: Юрайт, 2004.
9. Общая теория государственных и муниципальных финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2004.
10. Осадчая И. М. Система внебюджетных фондов Российской Федерациии // Бизнес и политика. - 2004. - № 2. – с. 18 – 37.
11. Павлова Л. Внебюджетные фонды Российской Федерации // Экономист – 2004. - №1. – с. 24 – 41.
[1] Осадчая И. М. Система внебюджетных фондов Российской Федерациии // Бизнес и политика. - 2004. - № 2. – с. 25.
[2] Бюджет и бюджетное устройство в России: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2-е изд., стереотип.- М.: Выш.шк., 2005. – с. 249.
[3] Павлова Л. Внебюджетные фонды Российской Федерации // Экономист – 2004. - №1. – с. 30.
[4] Общая теория государственных и муниципальных финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2004. – с. 217.
[5] Бюджет и бюджетное устройство в России: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2-е изд., стереотип.- М.: Выш.шк., 2005. – с. 264.
[6] Приказ «Об утверждении Правил зачисления единого социального налога на счета органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации» от 15 января 2001 г. N 3н (ред. от 12.11.2002). – Справочная система Гарант.