Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

1. Анализ объёма производства и реализации продукции...................... 5

1.1 Задачи и информационное обеспечение анализа........................................................... 5

1.2 Характеристика факторов, влияющих на объём производства и реализацию продукции 7

1.3 Последовательность анализа объёма производства и реализации продукции...... 12

2. Анализ финансового состояния ОАО «УФАЛЕЙНИКЕЛЬ»............ 20

2.1 Оценка имущественного положения............................................................................ 20

2.2  Оценка финансовой устойчивости организации....................................................... 27

2.3. Оценка платежеспособности и ликвидности........................................................... 28

2.4. Анализ показателей оборачиваемости........................................................................ 33

2.5 Анализ показателей рентабельности.......................................................................... 34

2.6. Оценка финансовой несостоятельности и прогнозирование вероятности банкротства 35

Заключение.................................................................................................. 37

Список использованных источников и литературы.............................. 40

Приложение.................................................................................................. 42

Введение

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Анализ направлен на выявление дохода, причин его изменения и источников роста в будущем. Альтернативой дохода, как правило, выступают затраты. Прибыль, при данном уровне цен на реализацию, зависит от себестоимости, добавленная стоимость – от промежуточного потребления, оплаты наемного труда и налогов на производство.

Предприятия сегодня не в состоянии за один год решить вопросы пополнения собственных оборотных средств, финансирования капитальных вложений в основные фонды и постоянного использования инноваций. Поэтому каждое из них должно знать свои временные возможности по решению указанных и других экономических проблем. Достижение этих целей требует определенной величины финансовых ресурсов, основным источником которых является прибыль.

Из приведенных положений ясно, что каждому предприятию необходима информация о возможностях получения прибыли с упреждением на несколько (2-5) лет и об ожидаемом ее объеме на предстоящий период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год). Соответственно этому предприятия прогнозируют прибыль на 3-4 года и разрабатывают планы на предстоящий период. Это работу предприятия делают также для того, чтобы соорентироваться в своих отношениях с налоговыми службами.

Возможность определения с помощью определенных алгоритмов зоны, в которой предприятие в будущем периоде не будет нести убытков, имея определенный уровень затрат и не опуская объем выпуска продукции ниже критического уровня позволяет так называемый маржинальный анализ. В связи с этим курсовая работа особенно актуальна.

Объектом исследования курсовой работы выступает объем производства и реализации продукции предприятия  ООО «Лазурное».

Предметом исследования является анализ объема производства и реализации продукции предприятия .

Целью работы является проведение анализа объема производства и реализации продукции предприятия.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

–       рассмотреть задачи и информационное обеспечение анализа;

–       привести характеристику факторов, влияющих на объём производства и реализацию продукции;

–       раскрыть последовательность анализа объёма производства и реализации продукции;

–       охарактеризовать резервы повышения эффективности деятельности предприятий;

–       проанализировать динамику, ассортимент, структуру и качество производства и реализации продукции ООО «Лазурное»;

–       провести факторный анализ объёма производства и реализации продукции ООО «Лазурное».

   При написании курсовой работы были рассмотрены два отчётных периода за 2001 и 2002 год. Были использованы статьи периодической печати, учебных пособий, бухгалтерской отчетности анализируемого предприятия,  а также разработки следующих авторов:  Савицкой Г.В., Шеремет А.Д., Любушина Н. П.

1. Анализ объёма производства и реализации продукции.

1.1 Задачи и информационное обеспечение анализа.

Целью анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат — увеличение прибыли предприятия.

Основной задачей комплексного целевого анализа выпуск и реализации продукции является: анализ конкурентных позиций предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Эта общая задача реализуется путем решения следующих частных аналитических задач:

• оценки степени выполнения плана реализации продукции и производственной программы;

• оценки динамики выпуска и реализации продукции;

• оценки выполнения договоров по объему, ритмичности поставки, качеству и комплектности продукции;

• установление причин снижения объектов производства и неритмичности выпуска;

• количественной оценки резервов роста выпуска и реализации продукции.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция.

Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году.

Реализованная продукция — это стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции.

Изучение объемов производства осуществляется в определенном диапазоне деловой активности, т.е. в границах min — max, представляющих релевантный ряд. Анализ может производиться не только в границах абсолютного min — max, но и в пределах неизменных постоянных издержек. Релевантный ряд составляют минимально допустимый, максимально допустимый, оптимальный и фактический объемы выпуска и реализации продукции.

Минимально допустимый (безубыточный) объем реализации — это такой объем, при котором достигается равенство доходов и издержек при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.

Максимальный объем обеспечивает максимальную загрузку производственных факторов.

Оптимальным считается такой объем реализации, который обеспечивает получение максимальной прибыли при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне. Задача оптимизации больше теоретическая, чем практическая, однако оптимальный объем при планировании выпуска продукции является ориентиром, знание которого необходимо.

Ассортимент - перечень наименований изделий с указанием оличества по каждому из них. Различают полный, групповой и нутригрупповой ассортимент. Систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифр08 изделии (номенклатурных номеров) — это номенклатура.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф.№ 1-п (годовая) "Отчет по продукции", ф.№ 1-п (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», ф.№ 1-п (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции», ф.№ 2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.

1.2 Характеристика факторов, влияющих на объём производства и реализацию продукции

В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства  продукции. Последний показатель является более предпочтительным.

Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.

В международном учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» нашли отражение две основные концепции. Первая соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты.

Вторая концепция лежит в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». Методика ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие методы:

пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции);

корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:

Jц = S VВП1Ц0 : S VВП0 Ц0 ,

где VВП1 – выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении;

VВП0 – выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;

Ц0 – цена единицы продукции в базисном периоде.

Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП1ЦП) рассчитываем по формуле

ВП1ЦП = ВП1 : Jц ,

где ВП1 – объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.

С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу.

Объем реализованной продукции зависит от многих факторов. На реализацию влияют: остатки готовой продукции на складе; поступление продукции из производства, то есть её выпуск; внутреннее потребление продукции. Влияние этих факторов чаще всего рассматривают приёмом балансовых сопоставлений и используют формулу товарного баланса: О н.г. + П = Р + В + О к.г.

Таблица 1.1

Анализ объема продукции

Показатели

План

Отчёт

Отклонение +, -

% выполнения плана

Товарные ресурсы

1. Остатки готовой продукции на складе на начало года

2. Поступление продукции из производства

ИТОГО:

Направление использования товарных ресурсов

3.Реализация продукции покупателям

4.Внутреннее потребление

5.Остатки готовой продукции на складе на конец года

ИТОГО:

 Вывод: таблица  1.1 даёт представление о поступлении продукции из производства, внутреннем потреблении, об остатках на складе на начало  и конец года.

Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией, выпуска — готовой и товарной продукцией, реализации — отгруженной и реализованной товарной продукцией. Важнейшим показателем объема продукции является товарная продукция.

Общий объем производства в стоимостном выражении характеризуется валовой продукцией, которая зависит не только от трудоемкости, но и от материалоемкости и рентабельности изготовляемой продукции. В большинстве случаев там, где остатки незавершенного производства незначительны по размерам или не имеют больших колебаний в отчетных периодах, применяются методики планирования и анализа без учета незавершенного производства в составе валовой продукции. На предприятиях в данном случае имеется одинаковый состав валовой и товарной продукции. Товарная продукция учитывается в фактически действующих ценах предприятия (без налога на добавленную стоимость), а также в ценах, принятых в плане.

Наряду с показателями валовой продукции и товарной продукции в анализе и оценке деятельности предприятий получили распространение показатели чистой и нормативно-чистой продукции. Эти показатели используются на ряде предприятий в системе планирования, оценки выполнения плана и динамики производительности труда, контроля за использованием фонда оплаты труда. Они применяются при анализе соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы, а также для оценки уровня фондоотдачи и других показателей эффективности производства.

Анализ выпуска продукции осуществляется на основании плановых и фактических данных о выпуске продукции по объему, ассортименту и качеству за день и нарастающим итогом с начала месяца

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.

Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.

Анализ выполнения плана по ассортименту рассмотрим на примере табл.1.2.

Таблица 1.2

Выполнение плана по ассортименту

Изделие

ТП в план. ценах, тыс. руб.

Выполнение плана, %

ТП, зачтенная в выполнение плана по ассортименту,

тыс. руб.

План.

Факт.

А

В

С

Итого:

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:

по способу наименьшего процента (для нашего примера – 87,5%);

по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции (33,3%);

по способу среднего процента по формуле

ВПа = ВПn : ВП0 х 100%,

где ВПа - выполнение плана по ассортименту, %;

ВПn – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;

ВП0 - плановый выпуск продукции.

Для нашего примера ВПа = 77664 : 81600 х 100% = 95,2%.

При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемом пример не выполнен.

Примеры недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).

1.3 Последовательность анализа объёма производства и реализации продукции

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Данные, полученные при анализе динамики выпуска и реализации продукции, представляются в типовой таблице (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Динамика производства и реализации  продукции в сопоставимых ценах (млн. руб.).

Год

Объём производства продукции

Темпы роста, %

Объём реализации

Темпы роста, %

базисные

цепные

Базисные

цепные

2001

2002

По итогам табл. 1.2. можно составить график динамики производства и реализации продукции за анализируемый период и сделать вывод о темпах роста производства и реализации продукции за последние года. По полученным данным мы можем определить происходит ли накопление остатков нереализованной продукции на складах предприятия и не оплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной:

Твп =п-1 √Т1 * Т2 * Т3 * …*Тп ;                   (1.1.)

где Т1, Т2, …Тп  - темп роста за n-ый год

Оценка выполнения плана по  реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в таблице 1.3.

Расчёты:

1)    отклонение фактического объема производства от планового составит:

столбец 4 = столбец 3 – столбец 2;

2)     % к плану рассчитывается – 3 / 4*100% - 100%;

3)    аналогично производится расчет отклонения по реализации продукции.

Таблица 1.4

Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции

Изделие

Объем производства продукции,

млн руб.

Реализация продукции,

млн руб.

план

факт

+,-

%

к плану

план

факт

+,-

%

к плану

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Московская

…………..

Итого

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (табл. 1.5).

Таблица 1.5

Оперативный анализ выполнения плана по выпуску и отгрузке продукции, млн. руб.

Вид

Продукции

План

ан

02.01. 2002   г.

19          г.

03.01

на

сутки

на

месяц

план с начала

месяца

Фактический объём

отклонение

от плана

и т д

за сутки

 начала месяца

Колбаса Докторская Докторская

Докторская

выпуск

отгрузка

По учебным пособиям Любушина Н. П. ретроспективный анализ объема и структуры выпуска продукции проводится в несколько этапов:

1. Изучение динамики выпуска валовой и товарной продукции в сопоставлении с объемом реализованной продукции.

2 Анализ выполнения производственной программы по ассортименту.

3. Анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы.

4. Оценка точки безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия.

Этап 1. Анализ динамики объема выпуска и реализации проекции проводится с помощью показателей:

• базисных темпов роста;

• цепных темпов роста;

• среднегодовых темпов роста (прироста). Анализ динамики проводится как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Объектами анализа при этом являются валовая, товарная, реализованная продукция, оцененные стоимостных показателях, а также выпуск продукции в натуральных показателях. Одинаково важен для выявления тенденций в развитии объема выпуска и реализации продукции анализ динамики в текущих и сопоставимых ценах. Приведение данных к сопоставимому виду требует дополнительны» расчетов, поэтому вывод о влиянии ценового фактора на динамику выпуска и реализации можно сделать на основе сопоставления динамических рядов.

Этап 2. Анализ выполнения производственной программы по ассортименту.

В условиях командно-административной экономики анализ выполнения плана являлся формой контроля за деятельностью предприятия со стороны государства в лице вышестоящих организаций. В настоящее время, когда предприятие разрабатывает планы самостоятельно на основе контрактов на поставку товаров, госзаказа, изучения конъюнктуры рынка, анализ выполнения плана позволяет оценить:

• степень выполнения договорных обязательств;

• качество планирования;

• качество менеджмента.

В то же время планы выпуска продукции в общем объеме и по ассортименту являются исходной базой для составления плана обеспечения сырьем, материалами, комплектующими изделиями, оснащения оборудованием, составления штатного расписания и т.д.

Анализ выполнения плана выпуска продукции позволяет установить причины неэффективного использования производственного потенциала.

Оценка выполнения плана по ассортименту основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам продукции, включенным в номенклатуру, что показано далее.

Таблица 1.6

 Выполнение плана по ассортименту

Изделие

Объем выпуска продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб.

Удельный вес выпуска, %•

Выполнение плана, %

Отклонение удельного

веса, ±

Засчитывается в выполнение

плана

План

Факт

План

Факт

А

Б

В

Итого

Для оценки влияния факторов внешнего порядка, например, вменения конъюнктуры рынка (снижения платежеспособного роста, снижения рыночных цен на продукцию, активизации конкурентов), необходим анализ выпуска товарной продукции в сопоставлении с результатами анализа объема реализованной продукции.

Этап 3. Анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы.   

Выполнение плана по структуре означает сохранение в фактическом выпуске соотношения отдельных видов продукции, определенных планом. Изменение структуры производства продукции оказывает влияние на все экономические показателе себестоимость товарной продукции, уровень рентабельности объем товарной продукции в стоимостном выражении. Объем товарной и реализованной продукции может возрасти без увеличения количества продукции в натуральном выражении, но в результате структурных сдвигов в ассортименте, т. е. по причине увеличения удельного веса более дорогой продукции.

Для расчета влияния структурных сдвигов и устранения их влияния на экономические показатели используется несколько методов:

1. Метод прямого счета по всем изделиям по изменению удельного веса каждого изделия в общем выпуске

где N — выпуск продукции в стоимостном выражении; Q — выпуск продукции в натуральном выражении; D — удельный вес каждого (i-го) наименования; р — цена за единицу.

2. Метод прямого счета по всем изделиям по проценту выполнения плана

                               (1.2.)

где % ВП - процент выполнения плана.

3. Метод средних цен

                                   (1.3.)

или

                              (1.4.)

Для расчета влияния структурных сдвигов на объем товарной продукции предполагаются неизменными, т. е. на уровне плана, цена за единицу продукции и объем выпуска (в натуральном выражении).

Таблица 1.7

 Данные для расчета влияния структурных сдвигов на объем выпуска продукции в стоимостном выражении

Изделие

Плановая цена,

руб.

Выпуск продукции, шт.

Удельный вес продукции, %

Изменение удельного

веса,

±

Процент выполнения

плана

План

Факт

План

Факт

А

Б

В

Итого

Результаты расчетов могут быть оформлены таблицей. Табличная форма представления расчетов наиболее наглядная при широкой номенклатуре выпускаемой продукции.

На основе данных табл. 1.8 можно определить влияние двух факторов: фактического показателя объема выпуска продукции и структурных сдвигов на объем товарной продукции.

Таблица 1.8

 Расчет влияния структурных сдвигов на объем товарной продукции

Выпуск

продукции,

шт.

Удельный веспродукциии, %

Товарная продукция,

тыс. руб.

План

Факт

План

Факт

План

Факт при

Плановой

Структуре

При плановых

ценах

А

Б

В

Итого

Метод средних цен основан на определении средневзвешенных цен при плановой и фактической структуре и умножении разницы полученных величин на фактический выпуск. Расчет показан в табл. 1.9.

Таблица 1.9

Расчет влияния структурных сдвигов на изменение средней цены

Изделие

Плановая цена, за единицу, руб.

Удельный вес продукции,

%

Изменение удельного веса,

±

Изменение средней цены за счет структуры, руб.

Изменение товарной продукции за счет структуры

План

Факт

А

Б

В

Итого

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.

2. Анализ финансового состояния ОАО «УФАЛЕЙНИКЕЛЬ»

2.1 Оценка имущественного положения

Открытое акционернерное общество «УФАЛЕЙНИКЕЛЬ»

Сокращенное наименование: ОАО  "«УФАЛЕЙНИКЕЛЬ»

Идентификационный номер налогоплательщика: 742001769

ОАО  "«УФАЛЕЙНИКЕЛЬ» занимается производством никеля и кобальта.

Учредителями общества являются юридические и физические лица. Общество является собственником принадлежащего ему имущества. Общество отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, акционеры общества не отвечают по обязательствам общества, а несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Общество не отвечает по обязательствам государства и своих акционеров. В случае несостоятельности (банкротства) общества  вызванного действиями или бездействиями акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания, либо иным образом имеют возможность определять его действия, то на указанных акционеров или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть наложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Общество для достижения цели своей деятельности вправе от своего имени совершать сделки, приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах.

Сравнительный аналитический баланс.

Таблица 1

Показатель

Абс. величина, тыс. руб.

Доля в ИБ, %

Изменение

на начало года

на конец года

на начало года

на конец года

абс., тыс. руб.

доли в ИБ, %

темп прироста, %

1

2

3

4

5

6

7

8

АКТИВ

1. Внеоборот-

ные активы

296,52

402,63

30,82

29,43

+106,11

-1,39

35,79

2. Оборотные активы

665,58

965,40

69,18

70,57

+299,82

+1,39

45,05

ИБ

962,10

1368,03

100

100

405,93

0

ПАССИВ

3. Собствен-

ный капитал

148,52

434,23

15,44

31,74

+285,71

+16,30

192,37

4. Долгосроч-

ные обязате-

льства

262,79

256,15

27,31

18,72

-6,64

-8,59

-2,53

5. Кратко-

срочные обя-

зательства

550,79

677,65

57,25

49,54

+126,86

-7,71

23,03

ИБ

962,10

1368,03

100

100

405,93

0

Доля в ИБ (%) = Величина частная /Величина общая * 100%

Абсолютное изменение (тыс. руб.) = Величина на конец года – Величина на начало года

Изменение доли в ИБ (%) = Доля в ИБ на конец года – Доля в ИБ на начало года

Темп прироста (%) = Абсолютное изменение (тыс. руб.) / Величина на начало года * 100%

Сравнительный аналитический баланс характеризует структуру (доля в ИБ) и динамику показателей (темп прироста).

По сравнительному аналитическому балансу проводится предварительная оценка финансовой устойчивости предприятия.

Доля в ИБ собственного капитала на конец года составляет 31,74%. Следовательно, собственного капитала в сумме 434,23 тыс. руб. на конец года достаточно для приобретения всех внеоборотных активов в сумме 402,63 тыс. руб., а также части оборотных активов.

Сумма оборотных средств в сумме 965,40 тыс. руб. на конец года превышает величину краткосрочных обязательств на конец года в сумме 677,65 тыс. руб. Это говорит о том, что оборотные активы приобретаются не только за счет краткосрочных заемных средств, но и за счет долгосрочных заемных средств, а также собственных средств.

Можно сделать вывод, что у предприятия достаточно собственных средств. За счет собственного капитала в первую очередь приобретаются внеоборонные активы, а затем часть оборотных активов. Темпы роста оборотных активов (45,05%) больше темпов роста внеоборотных активов (35,79%). Такое соотношение свидетельствует о тенденциях ускорения оборачиваемости имущества.

Сравнительный аналитический баланс является укрупненным, что не позволяет выявить причины изменения структуры, поэтому часто требуется более детальный анализ актива и пассива.

Таблица 2.

Анализ производственного капитала.

Реальные активы (РА)

Начало года

Конец года

Изменения

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Абс., тыс. руб.

Темп прироста, %

1. Нематериальные активы

7,80

2,68

2,31

0,53

-5,49

-70,38

2. Основные средства

220,26

75,70

276,77

63,90

+56,51

25,66

В т.ч. здания и оборудование

220,26

276,75

+56,49

25,65

3. Сырье, материалы и др.

46,30

15,91

98,74

22,79

+52,44

113,26

4. Незавершенное производство

16,62

5,71

55,34

12,78

+38,72

232,97

Итого РА

290,98

100

433,16

100

+142,18

Доля РА в ИБ

30,24%

31,66%

+1,42%

48,86%

Из таблицы 2 видно, что доля реальных активов в итоге баланса на начало года составляла 30,24%, увеличилась на конец года на 1,42% и составила 31,66%.

Это говорит об увеличении производственных мощностей, сырья, материалов и т.д. Следственно увеличиваются производственные возможности предприятия.

Из табл.3. видно, что большую часть оборотных активов составляют вложения в оборотные активы, которые за отчетный период повысились.

При анализе оборотных активов (таблица 3) выявлено, что оборотные производственные фонды увеличились на 6,51%, предположительно из-за увеличения выпуска какого-либо вида продукции. В тоже время фонды обращения увеличились в конце года на 208,51 тыс. руб.

Возросла дебиторская задолженность на 187,74 тыс. руб., но сократились краткосрочные финансовые вложения на 1,07 тыс. руб. Если дебиторская задолженность не будет своевременно погашена может возникнуть дефицит финансовых ресурсов, что может привести к снижению платежеспособности предприятия.

Таблица 3

Анализ оборотных активов.

Показатель

Начало года

Конец года

Изменение

тыс. руб.

% к ОА

тыс. руб.

% к ОА

тыс. руб.

уд. Вес %

1. Запасы (с.210)

73,46

11,04

171,98

17,81

98,52

6,77

В т.ч.

1.1 готовая продукция (214)

10,46

1,57

17,67

1,83

7,21

0,26

1.2 товары отгруженные (215)

2. Всего вложений в оборотные активы (290)

665,58

965,40

299,82

2.1. ОПФ (стр.1-стр.1.1-стр.1.2)

63,0

9,47

154,31

15,98

91,31

6,51

2.2. ФО (стр.2-стр.2.1)

602,58

90,53

811,09

84,02

208,51

-6,51

          Увеличение оборотных производственных фондов могло произойти за счет приобретения материалов и как следствие снижения денежных средств, что также может привести к снижению платежеспособности.

Ттг (в дн) = СОгп / Срп вдень = 14,07 / 4,10 = 3,43 дн. (не превышает норму 60 дн.)

СОгп = Он + Ок / 2 (ф №1 стр 214) = 10,46 + 17,67 / 2 = 14,065

С/Срп = СКрп /365 (ф №2 стр 020) = 1496,74 / 365 = 4,10 в день.

            Период оборота готовой продукции не превышает норму (60 дн) и составляет 3,5 дня, что говорит о том, что продукция реализуется достаточно быстро.

Таблица 4

Анализ ликвидных активов

Ликвидные активы

На начало года

На конец года

Изменения

в т. р.

в % к итогу

в т. р.

в % к итогу

в т. р.

удел. веса, %

1. Денежные средства (260)

6,50

1,24

7,21

1,01

0,71

-0,23

В т. ч. расчетный счёт (262+263)

6,30

1,21

7,14

1,00

0,84

-0,21

2. Товары отгруженные (215)

3. Дебиторы (230+240)

509,32

97,34

697,06

97,98

187,74

0,64

4. Краткосрочные финансовые вложения (250)

1,10

0,21

0,03

0,01

-1,07

-0,20

Итого ликвидных активов

523,22

100

711,44

100

188,22

0

Наибольшую долю ликвидных активов составляет дебиторская задолженность, а наименьшую – краткосрочные финансовые вложения.

При анализе ликвидных активов за отчетный период доля денежных средств на расчетном счету сократилась на 21%, Дебиторская задолженность повысилась, но незначительно на 0,64%, а краткосрочные финансовые вложения понизились на 0,2%.

Таблица 5

Анализ структуры капитала

Пассив

Начало года

Конец года

Изменение

Темп

При-роста,

%

в тыс. руб.

доля в ИБ, %

в тыс. руб.

доля в ИБ, %

в тыс. руб.

доля в ИБ, %

1. Собственный капитал (490),    в т.ч.:

148,52

15,44

431,28

31,53

282,76

16,09

190,39

1.1.Уставный капитал (410)

2,69

0,28

2,69

0,20

-0,08

1.2. Добавочный капитал (420)

293,72

30,53

383,07

28,00

89,35

-2,53

30,42

1.3. Резервный капитал (430)

1.4. Фонд социальной сферы (440)

3,29

0,34

-3,29

-0,34

-100,0

1.5. Целевые финансирование и поступления (450)

12,52

1,30

12,57

0,92

0,05

-0,38

0,40

1.6. Нераспределенная прибыль прошлых лет (460)

90,53

9,41

90,53

6,62

-2,79

1.7. Непокрытый убыток прошлых лет (465)

-254,23

-26,42

-231,79

-16,94

22,44

9,48

-8,83

1.8. Нераспределенная прибыль отчетного года (470)

174,21

12,73

174,21

12,73

1.9. Непокрытый убыток отчетного года (475)

2. Заёмный капитал (590+690),   в т.ч.

813,58

84,56

936,75

68,47

123,17

-16,09

15,14

2.1.Долгосрочные кредиты и займы (510)

262,79

27,31

256,15

18,72

-6,64

-8,59

-2,53

2.2.Краткосрочные кредиты и займы (610)

3,26

0,34

14,08

1,03

10,82

0,69

331,90

2.3.Кредиторская задолженность (620)

547,53

56,91

663,57

48,50

116,04

-8,41

21,19

2.4. Прочие пассивы              (700-490-510-610-620)

2,95

0,22

2,95

0,22

Итог баланса (ИБ)

962,10

1368,03

405,93

42,19

Из таблицы 5 видно, что на предприятии произошли изменения в лучшую сторону: собственный капитал возрос на 16%, а его темп роста составил 160%, при этом заемный капитал сократился 16%.

Собственный капитал возрос за счет появления нераспределенной прибыли отчетного года и уменьшения убытка прошлых лет. Заемный капитал сократился за счет погашения долгосрочных кредитов и займов почти на 9% и погашения кредиторской задолженности на 8%.

2.2  Оценка финансовой устойчивости организации

Таблица 6

Анализ финансовой устойчивости по абсолютным показателям.

Показатель

На начало года, тыс. руб.

На конец года, тыс. руб.

Изменение

Абсолютное, тыс. руб.

Темп прироста, %

1. СОС

-148,00

28,64

176,64

-119,35

2. DСОС=СОС-стр.210

-221,46

-143,34

78,12

-35,27

3. Долгосрочные кредиты и займы (590)

262,79

256,15

-6,64

-2,53

4. СД=СОС+стр.590

114,79

284,79

170,00

148,10

5. DСД=СД-стр.210

41,33

112,81

71,48

172,95

6. Краткосрочные кредиты и займы (610)

3,26

14,08

10,82

331,90

7. ОИ=СД+стр.610

118,05

298,87

180,82

153,17

8. DОИ=ОИ-стр.210

44,59

126,89

82,30

184,57

Из таблицы можно заметить, что у предприятия наблюдается недостаток собственных оборотных средств, излишек собственных и долгосрочных источников формирования запасов, а также излишек общей величины основных источников формирования запасов. Эти характеристики говорят о том, что на предприятии нормальная финансовая устойчивость.

Таблица 7

Анализ финансовой устойчивости по относительным показателям.

В %            

Наименование коэффициента

Норм. Значение

Начало года

Конец года

Изменение

1. Коэф. обеспеченности СОС

>0,5

-0,22

0,03

0,25

2. Коэф. обеспеченности мат. запасов СОС

>1,0

-2,01

0,17

2,18

3. Коэф. финансовой независимости

>0,5

0,15

0,32

0,17

Коэф. финансовой устойчивости

<1,0

5,48

2,17

-3,31

Коэффициент обеспеченности СОС за отчетный период повысился, хотя так и не достиг нормативного значения, т. е. Собственных оборотных средств не хватает, коэффициент обеспеченности мат. запасов СОС и коэффициент финансовой независимости также повысились, но так и не достигли нормативного значения.

Коэффициент финансовой устойчивости наоборот очень высокий, он значительно понизился, но так и не приблизился к нормативному значению.

2.3. Оценка платежеспособности и ликвидности

Таблица 8

Анализ коэффициента ликвидности по срочным платежам.

Платежные средства

Начало года

Конец года

Срочные платежи

Начало года

Конец года

1. Денежные средства

6,50

7,21

Кредиторская задолженность (КЗ)

547,53

663,57

2. Товары отгруженные

3. Готовая продукция и товары для продажи

10,46

17,67

4. Краткосрочные финансовые вложения

1,10

0,03

Итого

18,06

24,91

Итого

547,53

663,57

Превышение КЗ над платежными средствами

529,47

638,66

Превышение платежных средств над КЗ

Баланс

547,53

663,57

Баланс

547,53

663,57

Коэффициент ликвидности по срочным платежам

0,03

0,04

Коэффициент ликвидности по срочным платежам меньше нормативного значения (должен быть больше единицы), значит предприятие не способно погашать вклады по срочным платежам.

Таблица 9

Группировка активов по степени их ликвидности.

Статья

актива

На начало года

На конец года

Изменение доли в ИБ,

%

в тыс. руб.

доля в ИБ, %

в тыс. руб.

доля в ИБ, %

А1 – быстрореализуемые активы

Денежные средства (260):

6,50

0,68

7,21

0,53

-0,15

- касса (261)

0,04

0,06

- расчётный счёт (262)

3,42

0,36

4,20

0,31

-0,05

- валютный счёт (263)

2,88

0,30

2,94

0,22

-0,08

- прочие денежные средства (264)

0,16

0,02

0,01

-0,02

Краткосрочные финансовые вложения (250)

1,10

0,11

0,03

-0,11

Итого по группе А1

7,60

0,79

7,24

0,53

-0,26

А2 – активы средней скорости реализации

Товары отгруженные (215)

Краткосрочная дебиторская задолженность (240)

509,32

52,94

697,06

50,95

-1,99

Готовая продукция и товары (214)

10,46

1,09

17,67

1,29

0,20

Итого по группе А2

519,78

54,03

714,73

52,24

-1,79

А3 – медленнореализуемые активы

Сырьё, материалы и др. (211)

46,30

4,81

98,74

7,22

2,41

Долгосрочная дебиторская задолженность (230)

Итого по группе А3

46,30

4,81

98,74

7,22

2,41

А4 – труднореализуемые активы

Основные средства (120)

220,26

22,89

276,77

20,23

-2,66

НМА (110)

7,80

0,81

2,31

0,17

-0,64

Долгосрочные финансовые вложения (140)

13,37

1,39

16,04

1,17

-0,22

Незавершенное строительство (130)

55,09

5,72

107,52

7,86

2,14

Незавершенное производство (214)

10,46

1,09

17,67

1,29

0,20

Расходы будущих периодов (216)

0,07

0,01

0,24

0,02

0,01

Другие активы (135+150+217+270)

1,22

0,13

-0,13

Итого по группе А4

308,27

32,04

420,55

30,74

-1,30

Итог баланса (ИБ)

962,10

1368,03

Баланс считается ликвидным, если имеют место следующие соотношения:

А1 >= П1

А2 >= П2

А3 >= П3

А4 <= П4

Выполнение первых трех неравенств с необходимостью влечет выполнение и четвертого неравенства. Поэтому, практически существенным является сопоставление итогов первых трех групп по активу и пассиву.

Четвертое неравенство носит «балансирующий» характер и в то же время оно имеет глубокий экономический смысл: его выполнение свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости - наличия у предприятия собственных оборотных средств.

Таблица 10

Группировка пассивов по степени срочности их погашения.

Статья

пассива

На начало года

На конец года

Изменение доли в ИБ,

%

в тыс. руб.

доля в ИБ, %

в тыс. руб.

доля в ИБ, %

П1 – срочные обязательства (со сроком погашения в текущем месяце)

Кредиторская задолженность      (часть 620)

42,53

4,42

28,32

2,07

-2,35

(минус) НДС по приобретенным ценностям (220)

-74,00

-7,69

-89,12

-6,51

1,18

Итого по группе П1

-31,47

-3,27

-60,8

-4,44

-1,17

П2 – краткосрочные обязательства (со сроком погашения в текущем году)

Кредиты и займы (часть 610)

3,26

0,34

14,08

1,03

0,69

Расчеты с кредиторами, не вошедшие в группу П1 (часть 620)

505,00

52,49

635,25

46,43

-6,06

Итого по группе П2

508,26

52,83

649,33

47,46

-5,37

П3 – долгосрочные пассивы

Кредиты, займы и т.п.  (510+520+часть 610)

262,79

27,31

256,15

18,72

-8,59

Прочие долгосрочные обязательства   (520+630+640+650+660)

2,95

0,22

0,22

Итого по группе П3

262,79

27,31

259,10

18,94

-8,37

П4 – постоянные пассивы

Уставный капитал (410)

2,69

0,28

2,69

0,20

-0,08

Резервный капитал (430)

Добавочный капитал (420)

293,72

30,53

383,07

28,00

-2,53

Фонды специального назначения (440)

3,29

0,34

-0,34

Целевое финансирование и поступления (450)

12,52

1,30

12,57

0,92

-0,38

Нераспределённая прибыль (460)

90,53

9,41

90,53

6,62

-2,79

Другие пассивы (-465+470-475)

-254,23

-26,42

-57,58

-4,21

22,21

Итого по группе П4 (490)

148,52

15,44

431,28

31,53

16,09

Итог баланса (ИБ)

962,10

1368,03

Проверим их для нашего предприятия.

А1 >= П1   
 начало года                                        конец года

7,60 > (-31,47)                7,24 > (-60.80)

А2 >= П2  
начало года                                        конец года

519.78 >508.26                 714.73>649.33

А3 >= П3   
начало года                                        конец года

46.3> 262.79                    98.74<259.10

А4 >= П4 
начало года                                        конец года

308.27>148.52                  420.55<431.28

Выполнение всех равенств на начало года говорит о том, что баланс был абсолютно ликвидный, однако на конец года ситуация изменилась и три неравенства не выполняются.

Платежный излишек (А2 > П2) говорит о его платежеспособности на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени

А3 < П3 соответственно свидетельствует о неплатежеспособности предприятия в перспективе

Проводимый по изложенной схеме анализ ликвидности баланса является приближенным. Более детальным является анализ платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов.

Приведем сводную таблицу финансовых коэффициентов, с помощью которых определяется ликвидность баланса (см. табл. ниже).

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время за счет денежных средств.

Коэффициент быстрой ликвидности (критической оценки) показывает, какая часть краткосрочных обязательств организации может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам.

Коэффициент текущей ликвидности отражает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств в течении предстоящего года.

Текущих активов должно быть по меньшей мере достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе предприятие может оказаться неплатежеспособным по этому виду кредита.

Таблица  11

Нормативные финансовые коэффициенты.

Наименование показателя

Способ расчета

Нормальное ограничение

начало года

конец года

Коэффициент абсолютной ликвидности

L1 = A1/ П1

L1 > =1

-0,24

-0,12

Коэффициент критической оценки (быстрой ликвидности)

L2 = (А1+А2) / (П1+П2)

Допустимая 0,7...0,8;

Желательная L2>=2

1,11

1,23

Коэффициент текущей ликвидности

L3 = (А1+А2+А3/(П1+П2)

L3>=2

1,2

1,39

Из таблицы видно, что все коэффициент ликвидности незначительно повысились, но так и не достиг нормативного значения.

2.4. Анализ показателей оборачиваемости

Количество оборотов оборотных средств =      

Количество оборотов оборотных средств за предыдущий год =  2,23

Количество оборотов оборотных средств за отчетный год =  = 2,33

По сделанным расчетам видно, что у предприятия увеличилось количество оборотов оборотных средств. Это можно объяснить притоком части оборотных средств на покупку основных средств и их использованием.

2) длительностью одного оборота оборотных средств в днях. Она определяется как отношение числа дней за определенный период времени к числу оборотов оборотных средств.

Длительность одного оборота оборотных средств

                                  

Длительность одного оборота оборотных средств 2000 г.

Длительность одного оборота оборотных средств 2001 г. =

У предприятия снизился срок 1 оборота оборотных средств по сравнению с началом периода на 6 дней. Это довольно большой период времени предприятию необходимо пересмотреть проводимую им политику, как по основным так, и по оборотным средствам.

2.5 Анализ показателей рентабельности

Таблица 12

Показатели рентабельности предприятия

Показатель

Предыдущий год, %

Исследуемый год, %

Изменение

 

 

Рентабельность единицы продукции

12,79

22,46

+9,67

Рентабельность реализованной продукции

29,87

32,57

+2,7

 

Рентабельность продаж

22,27

21,71

-0,56

 

Рентабельность активов

34,39

35,63

+1,24

 

Рентабельность единицы продукции = П / С

Где П – прибыль, С - себестоимость

Рентабельность реализованной продукции  = Прп / Срп

Где Прп – прибыль от реализации продукции, Срп – полная себестоимость реализованной продукции

Рентабельность продаж = Прп / Вр

Вр - выручка

Рентабельность активов = Прп / Аср

Аср – среднегодовая стоимость активов

Из таблицы видно, что рентабельность единицы продукции значительно повысилась за от четный год, рентабельность реализованной продукции и рентабельность активов повысились, но незначительно, что говорит о положительной тенденции на предприятии. Однако рентабельность продаж понизилась, хотя незначительно.

2.6. Оценка финансовой несостоятельности и прогнозирование вероятности банкротства

Формула Альтмана

Z = 1,2К1+1,4К2+3,3К3+0,6К4+К5

Для оценки вероятности наступления банкротства в течение двух лет используется алгоритм:

Z < 1,81

1,81 < Z < 2,675

Z = 2,675

2,675 < Z < 2,99

Z < 2,99

Вероятность банкротства очень велика

Вероятность банкротства средняя

Вероятность банкротства равна 0,5

Вероятность банкротства невелика

Вероятность банкротства незначительна

Таблица 13

Формула Альтмана

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

Z

2,238

2,798

К1

чистый оборотный капитал    

-148,00

28,64

0,000

0,000

активы

962102

1368033

К2

накопленная прибыль              

141699

336245

0,147

0,246

активы

962102

1368033

К3

прибыль

141699

336245

0,147

0,246

активы

962102

1368033

К4

балансовая стоимость акций   

2690

2690

0,003

0,003

задолженность

813579

936751

К5

выручка                         

1485565

2244946

1,544

1,641

активы

962102

1368033

Итак, по формуле Альтмана вероятность банкротства средняя на начало периода и невелика на конец период, т. е. ситуация улучшилась.

Заключение

Таким образом, основными задачами анализа объема реализации продукции являются: оценка динамики по основным показателям объема, структуры и качества продукции; проверка сбалансированности и оптимальности планов, плановых показателей, их напряженность и реальности; выявление степени влияния основных факторов на показатели объема реализации продукции; разработка важнейших мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов прироста продукции, улучшения ее ассортимента и качества.

Выполнение плана по объему реализации зависит от степени обеспеченности его товарной массой. В связи с этим предприятия определяют выручку от реализации по отгрузке продукции или по оплате отгруженной продукции.

В данной работе были рассмотрены теоретические и практические аспекты экономического анализа управления предприятием на примере ОАО  "«УФАЛЕЙНИКЕЛЬ».

Был проведен комплексный анализ предприятия в связи, с чем были сделаны следующие выводы

Финансовая политика ОАО  "«УФАЛЕЙНИКЕЛЬ» не стабильна.

Большую часть активов в балансе ОАО  "«УФАЛЕЙНИКЕЛЬ» составляют оборотные активы, они больше внеоборотных в 2 раза, большую часть оборотных активов составляют вложения в оборотные активы, которые за отчетный период повысились.

Анализ имущественного положения показал, что ОАО  "«УФАЛЕЙНИКЕЛЬ», что оборотные производственные фонды увеличились на 6,51%, предположительно из-за увеличения выпуска никеля. В тоже время фонды обращения увеличились в конце года на 208,51 тыс. руб. Возросла дебиторская задолженность на 187,74 тыс. руб., но сократились краткосрочные финансовые вложения на 1,07 тыс. руб. Если дебиторская задолженность не будет своевременно погашена может возникнуть дефицит финансовых ресурсов, что может привести к снижению платежеспособности предприятия.

          Увеличение оборотных производственных фондов могло произойти за счет приобретения материалов и как следствие снижения денежных средств, что также может привести к снижению платежеспособности.

Из анализа ликвидности мы видим, что платежный недостаток говорит о его неплатежеспособности как на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени, так и в перспективе, также предприятие не способно погашать вклады по срочным платежам..

На ОАО  "«УФАЛЕЙНИКЕЛЬ» произошли изменения также в лучшую сторону: собственный капитал возрос на 16%, а его темп роста составил 160%, при этом заемный капитал сократился 16%. Собственный капитал возрос за счет появления нераспределенной прибыли отчетного года и уменьшения убытка прошлых лет. Заемный капитал сократился за счет погашения долгосрочных кредитов и займов почти на 9% и погашения кредиторской задолженности на 8%. Основным фактором увеличения собственных оборотных средств является добавочный капитал и нераспределенной прибыли отчетного года.

На ОАО  "«УФАЛЕЙНИКЕЛЬ» наблюдается недостаток собственных оборотных средств, излишек собственных и долгосрочных источников формирования запасов, а также излишек общей величины основных источников формирования запасов. Эти характеристики говорят о том, что на предприятии нормальная финансовая устойчивость.

Рентабельность реализованной продукции за отчетный период понизилась, значит спрос на продукцию снизился.

Предприятию необходимо повысить ликвидность баланса и рентабельность реализованной продукции.

Исходя из проведенного анализа, можно сделать следующие рекомендации по улучшению финансового состояния ОАО  "«УФАЛЕЙНИКЕЛЬ».

1. Необходимо увеличить величину собственных оборотных средств, так как они входят в состав материально-производственных запасов;

2. продолжить политику предприятия по погашению привлеченных заемных средств;

3. повысить погашение краткосрочной дебиторской задолженности;

4. сократить дебиторскую задолженность по поставленной продукции по фактической себестоимости;

5. необходимо повысить величину медленнореализуемых активов;

6. для того чтобы снизить дефицит платежных средств необходимо понизить постоянные пассивы минимально на 11 тыс. руб.

Список использованных источников и литературы

1. Абрютина М.С., Грачев А.В., Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие. М.: Дело и сервис, 1998. 256 С.

2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Л.А. Богдановская, Г.Г. Виноградов, О.Ф.Мигун и др.; под ред. В.И.Стражева. Мн.: Высшая школа, 1996. 363 С.

3. Аудит: Учебник для ВУЗов /В.И. Подольский, П.Б. Поляк, А.А. Савин, Л.В. Сотникова; Под. ред. проф. В.И.Подольского. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. 432 С.

4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономичского анализа: Учебник. 3-е изд. перераб. М.: Финансы и статистика, 1995. С. 486.

5. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. М.: Информационно-издательский дом «Филинь», 1997. 336 С.

6. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ./гл.ред.серии Соколов Я. В. М.: Финансы и статистика, 1996. 800 С.

7. Глухов В.В. Бахрамов Ю.М. Финансовый менеджент. Учебное пособие. С.-Пб., 1995. 449 С.

8. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика /Пер.с английского В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б Лисовика и В.Лукашевича. С.-Пб., 1994. 448 С.

9. Донцова А.В., Никифорова И.А. Анализ бухгалтерской отчетности. М.: Издательство «Дис», 1998. 197 С.

10. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1998. 512 С.

11. Ковалев И.А., Привалов В.П. Анализ финансов предприятия. М.: Центр экономики и маркетинга, 1997. 192 С.

12. Крейнина М.И. Финансовое состояние предприятия. Методы и оценки. М.: ИКЦ «Дис», 1997. 224 С.

13. Нечащев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1997. 192 С.

14. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) /Под. ред. В.М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 1994. 496 С.

15. Патров В.В. Ковалев В.В. Как читать баланс. М.: Финансы и статистика, 1993. 256 С.

16. Раицкий К.А. Экономика предприятия: учебник для ВУЗов. М.: Информационно внедренческий центр «Маркетинг», 1999. 670 С.

17. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998. 498 С.

18. Скоун Т. Управленческий учет / Пер. с англ. под ред. Н.Д. Эрношвили. М.: Аудит ЮНИТИ, 1997. 179 С.

19. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/Г.Б. Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Краева и др.; Под ред. проф. Г.Б. Поляка. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. 518 С.

20. Шаламов И.В., Черевко А.С. Финансовая устойчивость и эффективность предприятия. Челябинск, 1995. 96 С.

21. Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1995. 335 С.

22. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Грузинов В.П. и др.; под ред. проф. Грузинова В.П. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 535 С.

Приложение

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

Коды

Форма № 1 по ОКУД

0710001

на 1 января 2003 г.

Дата (год, месяц, число)

2000

12

31

Организация: ОАО Уфалейникель

по ОКПО

00194565

Идентификационный номер налогоплательщика

ИНН

7402001769

Вид деятельности: производство никеля и кольбата

по ОКДП

Организационно-правовая форма / форма собственности: ОАО

по ОКОПФ/ОКФС

4/7

Единица измерения: тыс. руб.

по ОКЕИ

384

АКТИВ

Код стр.

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

1

2

3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы (04, 05)

110

7799

2306

патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы

111

7759

2306

организационные расходы

112

деловая репутация организации

113

Основные средства (01, 02, 03)

120

220260

276767

земельные участки и объекты природопользования

121

-

13

здания, машины и оборудование

122

Незавершенное строительство (07, 08, 16, 61)

130

220260

276754

Доходные вложения в материальные ценности (03)

135

имущество для передачи в лизинг

136

имущество, предоставляемое по договору проката

137

Долгосрочные финансовые вложения (06,82)

140

13374

16039

инвестиции в дочерние общества

141

10696

10696

инвестиции в зависимые общества

142

инвестиции в другие организации

143

97

97

займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев

144

2350

5015

прочие долгосрочные финансовые вложения

145

231

231

Прочие внеоборотные активы

150

ИТОГО по разделу I

190

296518

402635

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

210

73456

171980

сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 12, 13, 16)

211

46302

98736

животные на выращивании и откорме (11)

212

затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) (20, 21, 23, 29, 30, 36, 44)

213

16620

55342

готовая продукция и товары для перепродажи (16, 40, 41)

214

10463

17667

товары отгруженные (45)

215

расходы будущих периодов (31)

216

71

235

прочие запасы и затраты

217

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19)

220

73996

89116

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230

покупатели и заказчики (62, 76, 82)

231

векселя к получению (62)

232

задолженность дочерних и зависимых обществ (78)

233

авансы выданные (61)

234

прочие дебиторы

235

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

509316

697057

покупатели и заказчики (62, 76, 82)

241

480910

640168

векселя к получению (62)

242

задолженность дочерних и зависимых обществ (78)

243

задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (75)

244

авансы выданные (61)

245

прочие дебиторы

246

28406

56889

Краткосрочные финансовые вложения (56,58,82)

250

1096

33

займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев

251

собственные акции, выкупленные у акционеров

252

прочие краткосрочные финансовые вложения

253

1096

33

Денежные средства

260

6504

7212

касса (50)

261

41

65

расчетные счета (51)

262

3418

4199

валютные счета (52)

263

2879

2943

прочие денежные средства (55, 56, 57)

264

166

5

Прочие оборотные активы

270

1216

ИТОГО по разделу II

290

665584

965398

БАЛАНС (сумма строк 190 + 290)

300

962102

1368033

ПАССИВ

Код стр.

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

1

2

3

4

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал (85)

410

2690

2690

Добавочный капитал (87)

420

293725

383073

Резервный капитал (86)

430

резервы, образованные в соответствии с законодательством

431

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

432

Фонд социальной сферы (88)

440

3290

Целевые финансирование и поступления (96)

450

12520

12570

Нераспределенная прибыль прошлых лет (88)

460

90532

90532

Непокрытый убыток прошлых лет (88)

465

(254234)

(231788)

Нераспределенная прибыль отчетного года (88)

470

174205

Непокрытый убыток отчетного года (88)

475

ИТОГО по разделу III

490

148523

431282

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты (92, 95)

510

262793

256148

кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

511

займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

512

262793

256148

Прочие долгосрочные обязательства

520

ИТОГО по разделу IV

590

262793

256148

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты (90, 94)

610

3260

14080

кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

611

3260

14080

займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

612

Кредиторская задолженность

620

547526

663569

поставщики и подрядчики (60, 76)

621

327177

493856

векселя к уплате (60)

622

задолженность перед дочерними и зависимыми обществами (78)

623

задолженность перед персоналом организации (70)

624

5727

10203

задолженность перед государственными внебюджетными фондами (69)

625

17754

6410

задолженность перед бюджетом (68)

626

19051

11710

авансы полученные (64)

627

164733

132901

прочие кредиторы

628

13084

8489

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов (75)

630

Доходы будущих периодов (83)

640

2954

Резервы предстоящих расходов (89)

650

Прочие краткосрочные обязательства

660

ИТОГО по разделу V

690

550786

680603

БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 + 690)

700

962102

1368033

ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

Коды

Форма № 1 по ОКУД

0710001

на 1 января 2003 г.

Дата (год, месяц, число)

2000

12

31

Организация: ОАО Уфалейникель

по ОКПО

00194565

Идентификационный номер налогоплательщика

ИНН

7402001769

Вид деятельности: производство никеля и кольбата

по ОКДП

Организационно-правовая форма / форма собственности: ОАО

по ОКОПФ/ОКФС

4/7

Единица измерения: тыс. руб.

по ОКЕИ

384

Наименование показателя

Код стр.

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

1

2

3

4

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

010

2244946

1485565

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

020

(1496739)

(1107727)

Валовая прибыль

029

748207

377838

Коммерческие расходы

030

(123693)

(46952)

Управленческие расходы

040

(137031)

Прибыль (убыток) от продаж (строки (010 - 020 - 030 - 040))

050

487483

330886

II. Операционные доходы и расходы

Проценты к получению

060

5

5

Проценты к уплате

070

Доходы от участия в других организациях

080

Прочие операционные доходы

090

1272580

621430

Прочие операционные расходы

100

(1308695)

(634809)

III. Внереализационные доходы и расходы

Внереализационные доходы

120

26401

36946

Внереализационные расходы

130

(95230)

(177130)

Прибыль (убыток) до налогообложения (строки 050 + 060 - 070 + 080 + 090 - 100 + 120 - 130)

140

382544

177328

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

150

(46299)

(35629)

Прибыль (убыток) от обычной деятельности

160

336245

141699

IV. Чрезвычайные доходы и расходы

Чрезвычайные доходы

170

Чрезвычайные расходы

180

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) (строки (160 + 170 - 180))

190

336245

141699

СПРАВОЧНО. Дивиденды, приходящиеся на одну акцию: по привилегированным

201

по обычным

202

Предполагаемые в следующем отчетном году суммы дивидендов, приходящиеся на одну акцию: по привилегированным

203

по обычным

204