Содержание

Введение. 3

1. История создания и  развития Владивостокской  таможни. Современное состояние. 5

2. Методы управления в таможенных органах и их роль в системе управления  8

2.1. Методы организационного характера. 8

2.2. Экономические методы.. 10

2.3. Правовые методы.. 12

3. Реализация функции контроля  таможенных органов  в системе  государственного управления на примере организационно- инспекторского  отдела Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) 13

3.1. Роль организационно- инспекторского отдела ДВТУ.. 13

3.1. Организация контроля  над исполнением планов. 17

3.3. Инспекторские проверки  таможенных органов. 18

3.4. Роль начальника  организационно- инспекторского отдела  в реализации функции контроля. 23

4. Проблемы, возникающие  в процессе управления  таможенными органами и  пути их решения. 25

Заключение. 29

Список литературы.. 31

Введение

В настоящее время таможня — это не просто структура по взима­нию таможенных платежей, “очистке” товаров или проверке доку­ментов, как это кажется на первый взгляд. Таможенная деятельность довольно многопланова, и ее реальная сущность оказывается не до конца раскрытой. В современном обществе таможня занимается са­мыми разными видами операций. Она не только организует таможенное пространство и регулирует перемещение через таможенную гра­ницу товаров и транспортных средств, но именно через нее осуществляется таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД, оказываются таможенные услуги, осуществляются таможенный контроль и статистика внешней торговли. Представители таможни выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении и при­нятии внешнеэкономических и технологических программ, участвуют в общественно-культурной жизни государства. В последнее время стала расширяться таможенная инфраструктура.

Сущность таможни означает то, под чем подразумеваются все ее внешние проявления, т.е. реальная действительность, явление само по себе. Вместе с тем сущность таможенного дела проявляется как сово­купность всех необходимых сторон и связей, свойственных таможне, как особый вид человеческой деятельности, свойственной этому делу. Термин “существенный” означает действительно существующий, яв­ляющийся действительным элементом, являющийся реальным и т.д., причем под “действительностью” подразумевается состояние реаль­ного процесса, имеющего силу, устойчивость, непрерывность и прочие характеристики структуры, регулирующие международные товарооб­менные процессы.

    Таможенная организация представляет собой коллектив людей, объединенных общими целями, работой и интересами, интегрирование людей со своей специфической организационной структурой и строгой иерархией; сложную и разветвленную организационную структуру как вид особой системы.   

Таможенные организации в структурном и функциональном отно­шении образуют единую целостную систему, которая строится с уче­том тех же принципов, что и все таможенное дело. Однако система таможенных организаций имеет свои особенности, свою целенаправ­ленность и целесообразность. Последние проявляются в структуре таможенных организаций, определяющих специфику отношений, ко­ординации и субординации между ними и внутреннюю организацию, таможенной системы в целом.

Таким образом, современные таможенные органы имеют огромное значение в системе государственного управления.

Целью данной работы является исследование роли таможенных органов в системе государственного управления  Дальнего Востока.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1.    рассмотреть историю  создания и развития Владивостокской таможни

2.    рассмотреть   основные современные методы управления в таможенных органах Дальнего Востока

3.    рассмотреть реализацию функции контроля в системе государственного управления

4.    рассмотреть основные проблемы, возникающие в процессе управления в таможенных органах и пути их решения.

  

1. История создания и  развития Владивостокской  таможни. Современное состояние

В рамках данной работы исследование будет проводиться на примере  Владивостокской таможни.

Владивостокская таможня берет свое начало еще с конца XIX века, когда окончательно оформились границы российского государства. Формированию таможенной службы во Владивостоке предшествовали изменения в политической жизни на востоке России. Для предупреждения контрабанды на границе с Китаем была учреждена таможенная линия, которая охранялась пограничной стражей и отрядом местного казачества.

22 сентября 1900 года во Владивосток прибыла телеграмма, в которой говорилось о том, что ввиду закрытия с 1 января 1901 года порто-франко в Приамурском крае, временный таможенный надзор во Владивостоке следует преобразовать в таможню 1-го класса. Официально таможня открылась 23 мая 1901 года со штатом в 15 человек. Под ее надзором находилось все побережье Приморья, сухопутная граница Маньчжурии и Кореи, куда входили 2 таможенные заставы, 3 переходных пункта и несколько таможенных постов.

Уже в первые годы существования таможня начала активную работу. Одним из ведущих направлений была борьба с контрабандой. Отчеты того времени свидетельствуют о том, что количество задержаний контрабанды возросло с 77 до 322 случаев за год. В это число входили чай, мануфактурные и галантерейные изделия, спиртные напитки, опий, табак.

Стремительно возросло значение таможни в деловой жизни региона с мая 1909 года, когда таможенные учреждения Приморской и Забайкальской областей объединились в один Приамурский таможенный округ, руководство которого разместилось во Владивостоке. В состав округа в числе 5 других вошла также Владивостокская таможня. В те годы постоянно увеличивался грузопоток, расширилась сфера деятельности таможни. С 1901 по 1910 год порт Владивосток посетило 1935 судов различной грузоподъемности. Грузооборот в 1910 году превысил 49 миллионов пудов.

С началом Первой мировой войны таможенное ведомство осталось почти без работы, т. к. 75% российских границ охватили военные события.

Вследствие введения государственной монополии внешней торговли , сосредоточения таможенных функций в иностранном ведомстве таможенное дело несколько утратило свое значение. Переход к НЭПу вернул прежние функции таможенных органов и вызвал интенсивное структурное развитие таможенной системы[4, 8 и др.].

Для оперативного руководства таможенными учреждениями Дальнего Востока в 1925 году в Хабаровске создано Дальневосточное отделение главного таможенного управления.

В начале 30-х годов происходит заметное расширение полномочий таможни. В 1934 г. Дальневосточное отделение переводится из Хабаровска во Владивосток. Начальник отделения одновременно является начальником Владивостокской таможни. В феврале 1938 г. Дальневосточное отделение главного таможенного управления ликвидируется, а руководство таможенными учреждениями возлагается на Владивостокскую таможню. В ее состав вошли 5 таможен и 35 таможенных постов, часть из которых располагалась на Камчатке и Сахалине.

Особенно напряженно работала Владивостокская таможня в период Великой Отечественной войны. За всю историю деятельности через таможню не проходило такого мощного потока грузов. На линии Америка – Владивосток почти 300 судов под советским флагом перевезли через Тихий океан половину всех грузов военной помощи по ленд-лизу. Во время войны в таможне было открыто 2 дополнительных поста.

В послевоенные годы работа таможенного ведомства была направлена на восстановление народного хозяйства. Уже в начале шестидесятых через таможенное оформление проходило ежегодно свыше  300 судов. Вывоз товаров отставал от ввоза в 3 раза. Досмотр и оформление судов загранплавания осуществлялись круглосуточно. Учитывая, что Владивосток являлся военно-морской базой Тихоокеанского флота, закрытым городом, внешнеэкономические связи были до предела ограничены.

Современная структура таможенной службы региона, центром которой стал Владивосток, формировалась в 80-е годы. В 1988 году Владивостокская таможня преобразована в Дальневосточную региональную таможню с подчинением ей Ванинской, Гродековской, Корсаковской, Находкинской, Петропавловск-Камчатской, Хабаровской, Хасанской, Холмской таможен. В конце 80-х происходит увеличение объема работы по всем направлениям таможенной деятельности. Таможня переходит к разработке новых технологических схем таможенного оформления. В зоне деятельности таможни насчитывалось уже более 140 участников ВЭД. Увеличилось число иностранных гостей, прибывших во Владивосток, а также советских туристов, выезжающих за границу.

В августе 1990 года было создано Дальневосточное таможенное управление. Региональная таможня переименована во Владивостокскую.

С открытием Владивостока для посещения иностранных граждан возросло количество международных перевозок и международного пассажирского сообщения. В связи с этим потребовалось увеличение штатной численности таможни.

В июне 1992 г. в целях совершенствования таможенного контроля создан Чуркинский таможенный пост. В 1994 году было закончено строительство нового здания таможни на ул. Посьетской.

В 1994 – 95 годах были завершены структурные изменения, вызванные расширением функций, возросшими требованиями к работе сотрудников таможни. Окончательно сформирован и укреплен правовой блок таможни. Последние законодательные решения позволяют сотрудникам таможни использовать полный перечень правоохранительных функций.

За 99 лет Владивостокская таможня из небольшого подразделения выросла в сложный структурный механизм, состоящий более, чем из 30 отделов.

2. Методы управления в таможенных органах и их роль в системе управления

2.1. Методы организационного характера

Особенности организационных методов управления в таможенных органах ,как военизированных и правоохранительных, состоит в том, что они выражают прямое директивное воздействие на систему в целом или на ее элементы в отдельности ;дают возможность руководителю таможни принимать однозначное решение ;основаны на обязательности исполнения нормативно – правовых и директивных документов.

Владивостокская таможня входит в единую систему таможенных органов Российской федерации и осуществляет свою деятельность под общим руководством ГТК России и непосредственным руководством ДВТУ, которому непосредственно подчинена таможня.

Территория деятельности определена административными границами г. Владивостока ,акваторией порта Владивосток и территориальными водами залива Петра Великого.

Основными задачами возложенными на таможню является:

1) осуществление таможенного дела и мер по реализации таможенной политики на территории подведомственного региона, обеспечение единства таможенной территории, экономической безопасности Российской федерации, защита экономических интересов. Таможня осуществляет операции связанные с таможенным оформлением, осуществляет валютный контроль ,ведет таможенную статистику, ведет борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил[3,с . 113].

2) Таможня осуществляет таможенное оформление товаров и транспортных средств и таможенный контроль, в том числе за товарами   и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации; организует, координирует и контролирует про­изводство таможенного оформления и проведение таможенного контроля нижестоящими таможенными постами; подготавливает предложения о со­вершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля. Реализация этих функций возложена на отделы таможенного оформления и таможенного контроля. Наряду с этим таможня реализует в пределах своей компетенции меры, направленные на совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля.   Осуществляет сбор, обобщение и анализ сведений о грузо­вых и пассажирских потоках в части, имеющей отношение к таможенно­му делу.

3) Организует, обеспечивает, координирует и контролирует проведение должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов:

-проверки документов и сведений, необходимых для таможенных це­лей;

-таможенного досмотра, включая личный досмотр, являющийся иск­лючительной формой таможенного контроля;

-учета товаров и транспортных средств;

-устного опроса физических и должностных лиц;

-проверки системы учета и отчетности;

-осмотра территорий, помещений и других мест, где могут нахо­диться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации;

-таможенного контроля в других формах, предусмотренных законо­дательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о тамо­женном деле либо не противоречащих законодательству Российской Фе­дерации .

4) Осуществляет контроль за достоверностью и полнотой сведений, представляемых для таможенных целей.

5) Таможня осуществляет выдачу лицензий, в том числе на осуществление деятельности таможенного дела, аннулирует или отзывает квалификационные аттестаты специалистов по таможенному оформлению, организует  в предела своей компетенции ведение реестров, предусмотренных  законодательством РФ, правовыми актами Президента и Правительства РФ ,а также нормативными актами ГТК России.

6) Организует и осуществляет таможенное сопровождение товаров и транспортных средств ,находящихся под  таможенным контролем .

7) Таможня также организует экспортный контроль ,контроль за перемещением через таможенную границу предметов художественного ,исторического и археологического достояния .

8) Взаимодействует в ходе своей деятельности с финансовыми ,налоговыми органами , со службой пограничного ,ветеринарного ,фитосанитарного ,экологического и других видов контроля.

  9) Таможня организует действия, а именно отделы валютного контроля , по осуществлению валютного контроля и т.д. Осуществление организации борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил  также входит в задачи таможни.

2.2. Экономические методы

Важной особенностью этих методов является то, что они направлены на обеспечение единства системных государственных, коллективных, и личных интересов, что в таможенных органах реализуется через два аспекта: первый- управление путем установления директивных плановых заданий по формированию доходной части бюджета РФ, а второй – управление на базе создания и использования фонда развития таможенной системы.

В соответствии с экономическими методами можно отметить следующее. Таможня начисляет таможенные пошлины,  налоги и иные  таможенные платежи.  Осуществляет проверку правильности исчисления лицами та­моженных пошлин, налогов и иных таможенных платежей.

Взимает таможенные пошлины,  налоги и иные таможенные платежи. Контролирует фактическую уплату  лицами  таможенных  платежей. Взыскивает неуплаченные  таможенные  платежи,  в  том  числе в бесспорном порядке.

  Принимает в  пределах своей компетенции решения о предоставле­нии отсрочки или рассрочки уплаты  таможенных  платежей,  таможенно - тарифных  и  иных  таможенных  льгот в соответствии с законода­тельством  Российской  Федерации,  правовыми   актами   Президента Российской  Федерации и Правительства Российской Федерации о тамо­женном деле, нормативными и иными правовыми актами ГТК России.

Применяет механизм  обеспечения  уплаты  таможенных  платежей. Обеспечивает правильное отражение в документах и учет таможен­ных платежей.

Обеспечивает полноту взимания и осуществляет своевременное пе­речисление денежных средств в федеральный бюджет. Обеспечивает полноту взимания и осуществляет своевременное пе­речисление денежных средств,  формирующих Фонд развития таможенной системы Российской Федерации.  Осуществляет сбор,  обобщение  и  анализ сведений о таможенных платежах, представляет эти сведения вышестоящему таможенному орга­ну.

  Осуществляет планирование расходов на содержание и раз­витие таможни и нижестоящих таможенных постов: представляет на утверждение в вышестоящий таможенный орган смету расходов по укруп­ненным статьям на содержание и развитие таможни и нижестоящих таможенных постов , обеспечивает рациональное  и целевое расходование выделенных и закрепленных денежных средств.

  На основе утвержденной вышестоящим таможенным органом сметы расходов по укрупненным статьям утверждает смету расходов на содержание и развитие таможни ,а также утверждает сметы расходов на содержание и развитие таможенных постов..

Осуществляет в пределах выделенных ассигнований и закрепленной доли поступлений в Фонд развития таможенной системы Российской Федерации финансирование деятельности таможни и нижестоящих таможенных постов ,обеспечивает рациональное и целевое рациональное н целевое расходование выде­ленных и закрепленных  денежных средств .

2.3. Правовые методы

Если говорить о правовых методах в работе таможни , то следует сказать следующее. Таможня в своей деятельности участвует в разработке системы мер по профилактике преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного дела ,участвует и обеспечивает участие нижестоящих таможенных постов.

Обобщает и анализирует способы совершения преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного дела ,осуществляет оперативно- аналитический учет преступлений .Осуществляет контроль за соблюдением законности должностными лицами таможни при осуществлении дознания по делам о контрабанде и иных преступлений  в сфере таможенного дела ,осуществлении оперативно-розыскной деятельности . Осуществляет контроль за единообразным и точным исполне­нием законодательства Российской Федерации,  правовых актов Прези­дента Российской Федерации и Правительства  Российской  Федерации, нормативных  и  иных  актов ГТК России,  правовых актов Управления структурными подразделениями таможни  и  нижестоящими  таможенными постами  и  информирует  ГТК  России и Управление о результатах их исполнения.

 Осуществляет систематизированный учет поступающих в  та­можню законов и иных нормативных актов,  а также издаваемых тамож­ней правовых актов, поддерживает их в контрольном состоянии. Обеспечивает нижестоящие таможенные посты подборками действую­щих законов и иных нормативных актов.

  Защищает права,  имущественные и иные интересы таможни и нижестоящих таможенных постов в судах,  арбитражных судах и других организациях при рассмотрении исковых споров, жалоб по делам, воз­никающим   из   административно-правовых  отношений;  обеспечивает участие в судопроизводстве своих сотрудников в качестве представи­телей таможни и нижестоящих таможенных постов.

  Рассматривает жалобы на решения, действия или бездействие должностных лиц таможни, нижестоящих таможенных постов и их должностных лиц, обеспечивает своевременное и полное рассмотре­ние жалоб; выявляет причины и условия, способствующие нарушению прав, свобод и законных интересов организаций и граждан, и прини­мает меры по устранению таких причин и условий.

Рассматривает обращения организаций и граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений организаций и граж­дан нижестоящими таможенными постами. Обеспечивает законность правовых актов, издаваемых та­можней .

Осуществляет контроль за соблюдением законности должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов при принятии решений и при совершении действий, относящихся к выполнению задач и реализации функций таможенных органов.

3. Реализация функции контроля  таможенных органов  в системе  государственного управления на примере организационно- инспекторского  отдела Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ)

3.1. Роль организационно- инспекторского отдела ДВТУ

ОИО ДВТУ осуществляет деятельность по внутреннему контролю за принятыми решениями, по организации структур управления в таможенной системе, организационно-методической и координационной работе [10,с.380]

Организационно-инспекторский отдел  является структурным подразделением Дальневосточного таможенного управления. Отдел возглавляет начальник отдела, который подчиняется непосредственно начальнику ДВТУ, а по вопросам организации и методологии работы – начальнику Главного организационно-инспекторского управления ГТК России. В приложении приведена структура ДВТУ, которая отражает место ОИО среди других структурных подразделений ДВТУ. Как видно из этой структуры, в силу очевидной важности ОИО ДВТУ подчиняется непосредственно начальнику ДВТУ.

Отдел в своем составе имеет:

·        отделение инспектирования деятельности таможенных органов;

·        аналитическое отделение;

·        организационно-структурное отделение;

·        отделение по работе с коллегиальными органами;

·        секретаря коллегии ДВТУ;

·        секретаря консультативного Совета по работе с участниками ВЭД при ДВТУ;

·        секретаря организационно-структурной комиссии ДВТУ

Работа отдела организуется на основе текущего и перспективного планирования, сочетания коллегиальности при обсуждении вопросов служебной деятельности и единоначалия в их решении, персональной ответственности каждого сотрудника отдела за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.

Основные задачи отдела:

1)                Организация контроля за реализацией управленческих решений руководства ГТК России и ДВТУ.

2)                Координация оперативного взаимодействия подразделений ДВТУ и нижестоящих таможенных органов.

3)                Курирование деятельности таможенных органов, непосредственно подчиненных ДВТУ.

4)                Организация и проведение организационно-структурной работы в ДВТУ.

5)                Обеспечение деятельности консультативного совета по работе с участниками ВЭД при ДВТУ.

6)                Организация и разработка во взаимодействии со структурными подразделениями ДВТУ планов работы ДВТУ и его коллегии, оперативных совещаний, проводимых начальником ДВТУ, а также контроль за их исполнением.

7)                Координация и контроль на основании распорядительных документов ДВТУ, резолюций руководства ДВТУ работы по реализации таможенной политики Российской Федерации в нижестоящих таможенных органах Российской Федерации.

8)                Обобщение и анализ практики реализации таможенной политики в подведомственном регионе.

9)                Подготовка предложений о совершенствовании механизмов реализации таможенной политики Российской Федерации с учетом особенностей Дальневосточного региона.

10)           Осуществление анализа складывающейся в Дальневосточном регионе экономической обстановки и подготовка начальнику ДВТУ предложений об устранении причин и условий, способствующих возникновению угрозы экономической безопасности Российской Федерации.

Организация контроля за реализацией и выполнением структурными подразделениями ДВТУ, нижестоящими таможенными органами, организациями системы ГТК России, находящихся в оперативном подчинении ДВТУ, законов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных и иных правовых актов ГТК России и ДВТУ, решений коллегии ГТК России и ДВТУ [21].

С целью координации действий, направленных на успешное решение задач, стоящих перед ДВТУ, осуществляется согласование усилий отдела, структурных подразделений ДВТУ и нижестоящих таможенных органов по направлениям деятельности, периодам и срокам исполнения. Это достигается:

·        совместным планированием работы таможенных органов;

·        конкретизацией и определением порядка выполнения задач, поставленных перед таможенными органами;

·        осуществлением контроля над своевременным выполнением основных организационных мер “Программы развития таможенной службы в Дальневосточном регионе на период 1999-2003 годы” утвержденной начальником ДВТУ от 26.04.99;

·        осуществлением контроля над выполнением Плана работы ДВТУ на установленный период;

·        планированием инспекторских проверок деятельности нижестоящих таможенных органов, доведением задач до участвующих в них должностных лиц, принятием непосредственного участия в инспекторских и иных проверках;

·        представлением  должностными лицами, производивших инспекторские проверки, обобщенных результатов инспектирования для последующего их анализа и доклада начальнику ДВТУ;

·        представлением обоснований вызова должностных лиц таможенных органов в ДВТУ; организацией учета командировок, изучением их целей и вопросов, подлежащих контролю;

·        представлением предложений и материалов для проведения оперативных совещаний, проводимых начальником ДВТУ;

·        разработкой и подготовкой планов проведения заседаний коллегии ДВТУ, вопросов, подлежащих рассмотрению, контролем за своевременным представлением материалов ответственными за подготовку;

·        разработкой комплекса мер по ликвидации причин и условий, снижающих эффективность взаимодействия структурных подразделений ДВТУ, нижестоящих таможенных органов в организации контроля над деятельностью таможенных органов подведомственного региона;

·        организацией взаимного информационно-аналитического обеспечения взаимодействующих подразделений нижестоящих таможенных органов;

·        подготовкой предложений начальнику ДВТУ по вопросам кадровой политики [23].

3.1. Организация контроля  над исполнением планов

Главной целью контроля в таможенных органах является обеспечение безусловной и своевременной реализации запланированных мероприятий. Установление планов работы таможенных органов, по сути, представляет собой реализацию предварительного контроля.

Данный контроль носит систематический и упреждающий характер. Начальники таможен региона через своих заместителей, а руководители структурных подразделений ДВТУ лично организуют полную, точную и своевременную реализацию планов. Для этого соответствующие руководители определяют исполнителей, формулируют им задания, устанавливают сроки исполнения; проводят оперативные совещания; создают необходимые условия исполнителям и обеспечивают контроль выполнения плановых мероприятий; определяют время и порядок информирования об исполнении планов. Указанные руководители должны организовать и лично осуществлять регулярный контроль за исполнением планов.

Непосредственное осуществление общего контроля за выполнением мероприятий годового плана работы ДВТУ и ежеквартальных планов основных мероприятий ДВТУ, а также своевременное внесение соответствующим образом оформленных необходимых изменений, осуществляется ОИО ДВТУ.

Главными являются следующие цели проверки выполнения планов:

·        обеспечение выполнения задач и мероприятий плана по всем показателям всеми подразделениями таможенных органов региона;

·        выявление неиспользованных резервов совершенствования служебной деятельности и организации труда личного состава подразделений;

·        недопущение диспропорций в развитии отдельных подразделений, расстановке сил и средств;

·        устранение ошибок, допущенных при выполнении плана;

·        совершенствование планирования и управленческой деятельности.

Проверка выполнения планов начинается с определения своевременности и правильности доведения заданий до конкретных исполнителей. От этого, в первую очередь, зависит успех выполнения всех запланированных мероприятий.

Выполнение плана проверяется путем изучения отчетных материалов, а также путем непосредственного ознакомления с работой на местах. Проверка выполнения мероприятий плана должна осуществляться комплексно, то есть по всем разделам плана таможенного органа. При проведении проверки необходимо обращать основное внимание на решение таможенным органом основных задач планируемого периода, а также выполнение основных функций, возложенных на него в соответствии с предназначением. Еще одним важным направлением, на которое необходимо обращать внимание, - это изучение, обобщение и распространение передового опыта работы, имеющиеся достижения в служебной деятельности таможенных органов и подразделений, отдельных руководителей и сотрудников [20, с. 187].

3.3. Инспекторские проверки  таможенных органов

Инспекторские проверки подведомственных таможенных органов представляет собой яркий пример текущего контроля в системе таможенных органов.

Контроль за выполнением планов в таможенных органах осуществляется путем проведения инспекторских проверок.

В ДВТУ разработан документ, определяющий методику проведения инспекторских проверок таможен дальневосточного региона [24].

Инспекторская проверка таможенного органа – это независимый анализ его деятельности и результатов работы специально назначенной комиссией, позволяющий определить соответствие таможенного органа целям, задачам и функциям, возложенным на него действующими положениями, приказами, нормативными и организационно-распорядительными документами. На рис.1 представлена схема проведения инспекторских проверок.

 

Рис. 1.  Проведение инспекторских проверок ОИО ДВТУ

Основанием для проведения инспекторской проверки таможенного органа является план работы Дальневосточного таможенного управления, а при проведении внеплановых комплексных или целевых проверок, проводимых комиссией ДВТУ – приказ начальника ДВТУ.

Организационно-инспекторский отдел управления при планировании проведения инспекторской проверки подбирает кандидатуру председателя комиссии и поручает ему подготовку состава комиссии, плана ее работы и проекта приказа о проведении инспекторской проверки. Этим приказом утверждаются кандидатуры председателя, членов комиссии и сроки проведения проверки.

Задание на проверку утверждается приказом ДВТУ и доводится до членов комиссии и проверяемого таможенного органа.

Задание на проверку должно включать[10,с . 87]:

·        цель проверки;

·        дату и место проведения проверки;

·        состав комиссии и указание функций ее членов;

·        перечень функций таможенного органа, видов деятельности и объектов, подлежащих проверке;

·        продолжительность проверки;

·        требования конфиденциальности;

·        перечень подразделений, которым должен быть выслан отчет о проверке, и дате его подготовки [24, с. 54].

При разработке задания на проверку председатель комиссии руководствуется Положением о таможенном органе, а также положением об инспекторских проверках таможенных органов.

При подготовки приказа о проведении инспекторской проверки таможенного органа председатель комиссии должен ознакомиться с Положением о таможенном органе для того, чтобы иметь представление о задачах, функциях и масштабах деятельности таможенного органа и оценить трудоемкость настоящей проверки.

Каждому члену комиссии в соответствии с планом проверки должны быть выделены конкретные направления деятельности таможенных органов, подлежащие проверки, определены сроки и форма предоставления материалов.

Перед началом работы по заданию на проверку члены комиссии проверяют степень устранения недостатков, выявленных в ходе предыдущей проверки (если она проводилась).

Сбор информации производится путем опроса, анализа документов и наблюдения за соблюдением технологий таможенного оформления и таможенного контроля. Сведения, собранные в результате опроса, анализа документов и наблюдения за соблюдением технологий таможенного оформления и таможенного контроля.

Все критические замечания, сделанные в ходе проверки, должны быть подтверждены документами и оформлены в письменном виде.

После выполнения задания и плана проверки комиссия должна рассмотреть все свои замечания в целях определения, какие из них должны быть представлены как недостатки. Комиссия должна обеспечить ясное и четкое документированное оформление выявленных недостатков на языке конкретных законодательных актов, нормативных актов ГТК России или других документов, с учетом которых проводилась проверка.

Результаты проверки должны быть рассмотрены председателем комиссии совместно с руководителем проверяемого таможенного органа.

Подлежащие проверке направления деятельности таможенных органов оцениваются по сумме некоторых критериев (осуществление таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, выполнение заданий по формированию доходной части федерального бюджета, организация контроля таможенной стоимости товаров и т.п.).

По окончании проверки подготавливается отчет. Отчет о проверке готовится комиссией под руководством ее председателя, который несет персональную ответственность за его точность и полноту. Отчет оформляется в виде акта. Акт инспекторской проверки подписывается председателем и членами комиссии и доводится до сведения руководителя проверяемого таможенного органа под роспись. Отчет о проверке должен быть датирован.

Акт проверки таможенного органа должен содержать следующие разделы[17, с. 134]:

·        цель проверки;

·        перечень важнейших законодательных, нормативных и организационно-распорядительных документов, с учетом которых проводилась проверка;

·        сравнительные статистические данные о результатах деятельности таможенного органа;

·        оценка положительного опыта работы таможенного органа с учетом требований нормативной документации;

·        вывод комиссии об эффективности функционирования таможенного органа и степени достижения целей, для которых он предназначен;

·        рекомендации комиссии по устранению выявленных недостатков;

·        оценка деятельности таможенного органа по результатам проверки;

·        перечень организаций и подразделений, которым должен быть разослан акт проверки.

К акту прилагаются:

·        задание на проверку;

·        документы, подтверждающие несоответствие деятельности таможенного органа существующим нормативным актам, подтверждающие выводы членов комиссии.

Отчет о проверке председатель комиссии представляет начальнику Дальневосточного таможенного управления.

В конце проверки председатель комиссии проводит итоговое совещание с руководством проверяемого таможенного органа и лицами, ответственными за проверяемые функции. Основная цель совещания - ознакомить руководство таможенного органа с недостатками, выявленными в ходе проверки и отраженными в акте.

Председатель комиссии должен представить выводы членов комиссии относительно эффективности функционирования таможенного органа, достижения поставленных перед ним целей и полноты выполнения возложенных на него задач. Результаты инспекторских проверок используются для повышения эффективности деятельности таможенных органов.

3.4. Роль начальника  организационно- инспекторского отдела  в реализации функции контроля

Начальник ОИО ДВТУ имеет широкий спектр должностных обязанностей, перечисленных в его должностной инструкции. Остановимся на тех из них, которые имеют отношение к реализации функции контроля[5,с . 87]:

1.                Инспектирует таможенные органы и учреждений ДВТУ в соответствии с планом, утвержденным начальником Управления.

2.                Формирует по согласованию с руководителями подразделений аппарата Управления и таможенных органов ДВТУ бригады и временные внештатные группы для проведения плановых комплексных и целевых проверок, а также выполнения поручений начальника Управления.

3.                Запрашивает и изучает необходимые для выполнения задач, возложенных на отдел, материалы, документы, и сведения от структурных подразделений Управления, таможенных органов и учреждений ДВТУ, а также иных территориальных органов государственного управления, предприятий и организаций. Изымает служебные документы, снимает с них копии для приобщения к материалам инспекторских проверок, проводимых отделом.

4.                По согласованию с начальником Управления дает руководству таможенных органов и учреждений ДВТУ рекомендации по вопросам организации таможенного дела, устранению допущенных недостатков и нарушений, устанавливать сроки устранения недостатков.

5.                Вносит руководству Управления предложения о назначении, перемещении, поощрении либо наказании руководителей таможенных органов и учреждений ДВТУ.

6.                Обеспечивает контроль за единообразным и точным исполнением законов Российской Федерации, указов Президента России, иных нормативных актов федеральных органов государственной власти, относящихся к компетенции ГТК России, решений коллегий ГТК России, приказов и указаний ГТК России, решений коллегий ДВТУ, приказов и указаний начальника ДВТУ подведомственными таможенными органами и учреждениями и информировать руководство Управления о результатах их исполнения.

7.                Обеспечивает организацию, координацию деятельности и оперативное взаимодействие структурных подразделений аппарата Управления, таможенных органов и учреждений ДВТУ.

8.                Осуществляет обобщение, анализ и контроль исполнения критических замечаний и предложений, высказанных в ходе проведения итоговых совещаний, заседаний коллегий ДВТУ, оперативных совещаний у начальника Управления.

9.                Организует составление и реализацию плана проведения комплексных инспекторских проверок таможенных органов и учреждений ДВТУ на установленный период, проводит анализ результатов проверок и определять меры по устранению недостатков.

10.           Обеспечивает организацию проведения целевых (внеплановых) инспекторских проверок по указанию начальника Управления, проводит анализ результатов проверок и определяет меры по устранению недостатков.

11.           Осуществляет контроль за работой таможенных брокеров, декларантов, правильностью применения нормативных документов ГТК России в части декларирования товаров.

12.           Вносит предложения начальнику Управления на основании результатов инспекторских проверок о вынесении поощрений или взысканий руководящему составу таможенных органов и учреждений ДВТУ.

13.           Обеспечивает организацию контроля за своевременным исполнением документов в соответствии с резолюциями  руководства ДВТУ сотрудниками отдела и др.[22]

4. Проблемы, возникающие  в процессе управления  таможенными органами и  пути их решения

Как на  Владивостокскую таможню ,так и на все таможенные органы ,как единую систему  , по мнению В.С .Вильямского ,профессора Ростовского филиала РТА воздействуют множество проблем которые ,в частности , препятствуют эффективному управлению.

По мнению руководства Государственного таможенного комите­та Российской Федерации управленческий аппарат некоторых таможен разбух до непомерных размеров, количество и название отделов трудно запомнить. Как правило, плохо учитывается структурная специфика и специализация таможен, в результате - одни задыхаются от работы, а другие работают без особого напряжения.

Одной из основных задач, поставленных Федеральной целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на -1996-1997 годы и на период до 2000 года, утвержденной правительством 1.09.96 г., являются совершенствование организации и функционирова­ния таможенных органов.

В концепции модернизации таможенной службы РФ, утвержден­ной решением коллегии ГТК от 31.01.97 г., указываются на такие недо­статки таможенной службы, как излишне жестокая централизация сис­темы управления, не совершенность информационного обеспечения и законодательной базы, проблема кадров и др. Эти и многие другие не­достатки в работе таможенных органов объясняются во многом отсут­ствием методологической основы организации их деятельности.

Решения проблемы возможно на основе идеологии организации деятельности социальных систем, , которая по­зволяет взглянуть на таможенные органы как на сложные социальные системы и применять к ним основные положения этой идеологии.

Суть заключается в следующем. Любой таможенный орган, на­чиная от таможенного поста и заканчивая Государственным таможенным комитетом, можно рассматривать в качестве социальной систе­мы, т.е. системы с участием человека, состоящей из трех основных ком­понентов: люди  и  вещи - отношения.

Люди - это работники таможенных органов со всем многообрази­ем их индивидуальных качеств таких, например, как компетентность,  отношение к работе, честность, законопослушность, благородство и др.

Веши - это то, что окружает работника: здания, сооружения, орга­низационная и социальная техника, мебель, канцпринадлежности и др.

Отношения являются самым сложным компонентом социальной системы и регулируются в основном нормами права, хотя это могут быть и моральные нормы, традиции, обычаи и др.

Как и любая другая социальная система таможенный орган преж­де всего должен иметь четко сформулированные цель своего существо­вания, задачи и функции.

Все это выявляется путем построения так называемого "дерева целей", где нижестоящий уровень целей является средством достиже­ния целей вышестоящего уровня. Таким образом, выявляются все без исключения направления деятельности таможенных органов.

При определении перечня функций таможенного органа учиты­вается наличие трех групп функций социальных систем: общих - харак­теризующих процессы функционирования и развития системы, перечень которых определяется на основе анализа содержания понятия "деятель­ность"; специфических - отражающих особенности конкретной системы и функций организации деятельности, без выполнения которых немыслимо само, существование системы и к которым относятся:

- Разделение и кооперация труда;                         

- Формы и методы труда;

- Подбор и расстановка кадров;

- Стимулирование;

- Нормирование;

- Организация и обслуживание рабочих мест.            

         Недопустимы параллелизм и дублирование функций по уровням управления, что обычно приводит к безответственности.

Каждый таможенный орган должен иметь четко очерченные функции, направленные на выполнение свойственных ему задач и на дости­жение цели ГТК в целом. Если он будет выполнять задачи, не связанные с главной целью существования таможенного комитета, определенной государством, то это может привести к разрушению системы в целом.

Организация деятельности с ее приведенными выше шестью на­правлениями принимает конкретное воплощение а документах так называемой нормативной модели организации деятельности, представля­ющей собой пакет нормативных документов, регулирующие все стороны деятельности системы, все отношения, которые существуют или могут  появится в процессе жизнедеятельности системы.

Для каждого таможенного органа создается своя нормативная модель, которая изменяется и дополняется в процессе деятельности.

Предлагаемая методология предусматривает также создание ме­тодик, устанавливающих порядок разработки нормативных документов, определяющих научно обоснованные формы и методы работы по функ­циям таможенных органов таких, например, как обоснование организа­ционных структур, подготовка положений о подразделениях и должнос­тных инструкций служащих; установление порядка подготовки и при­нятия решений, порядка досмотра транспортных средств, оформления таможенных документов и др. Для создания таких методик необходимо организовать в системе ГТК научно-исследовательский Центр, который, кроме того, взял бы на себя функции планирования и координации всех научно-исследовательских работ, проводимых в системе.

В большинстве документов нечетко сформулировано понятие объекта организации. Вместо понятия "таможенных органов" как соци­альных систем введено понятие "таможенное дело", т.е. вместо систе­мы в целом рассматриваются лишь часть-дело (деятельность), что относится к третьему компоненту социальной системы: отношениям и, ” частности, направлениям деятельности, т.е. функциям.

  В свете предложенной методологии представляется целесообраз­ным пересмотреть действующие нормативные документы, регулирую­щие отношения в таможенных органах, и подготовить недостающие документы, создав таким образом научно обоснованную нормативную модель организации деятельности таможенных органов всех уровней.

Заключение

Владивостокская таможня берет свое начало еще с конца XIX века, когда окончательно оформились границы российского государства. Формированию таможенной службы во Владивостоке предшествовали изменения в политической жизни на востоке России

Особенности организационных методов управления в таможенных органах ,как военизированных и правоохранительных, состоит в том, что они выражают прямое директивное воздействие на систему в целом или на ее элементы в отдельности ;дают возможность руководителю таможни принимать однозначное решение ;основаны на обязательности исполнения нормативно – правовых и директивных документов.

Важной особенностью экономических методов является то, что они направлены на обеспечение единства системных государственных, коллективных, и личных интересов, что в таможенных органах реализуется через два аспекта: первый- управление путем установления директивных плановых заданий по формированию доходной части бюджета РФ, а второй – управление на базе создания и использования фонда развития таможенной системы.

Если говорить о правовых методах в работе таможни , то следует сказать следующее. Таможня в своей деятельности участвует в разработке системы мер по профилактике преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного дела ,участвует и обеспечивает участие нижестоящих таможенных постов.

Главной целью контроля в таможенных органах является обеспечение безусловной и своевременной реализации запланированных мероприятий. Установление планов работы таможенных органов, по сути, представляет собой реализацию предварительного контроля.

Контроль за выполнением планов в таможенных органах осуществляется путем проведения инспекторских проверок.

  По мнению руководства Государственного таможенного комите­та Российской Федерации управленческий аппарат некоторых таможен разбух до непомерных размеров, количество и название отделов трудно запомнить. Как правило, плохо учитывается структурная специфика и специализация таможен, в результате - одни задыхаются от работы, а другие работают без особого напряжения.

Список литературы

1.                Авдонин А. В. Совершенствование механизма управления таможенной системой. - М., 2003. - 27 с.;

2.                Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 512с.;

3.                Барамзин С. В. Развитие управления таможенной деятельностью в России. - М., 2000. - 51 с.;

4.                Боумен К. Основы стратегического менеджмента. - М.: Банки и биржи, 2002. - 175 с.;

5.                Вейл П. Искусство менеджмента. - М.: Новости, 2002. - 221 с.;

6.                Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 288 с.;

7.                Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процессы. - М.: «Гардарика», 2000. - 416 с.;

8.                Глущенко Е. В. Теория управления. - М.: Ветсник, 2001. - 336 с.;

9.                Гроув Э. С. Высокоэффективный менеджмент. - М.: Филинъ, 2001. - 280 с.;

10.           Ершов А. Д. Основы управления и организации в таможенном деле. – СПб.: «Знание», 2001. – 362 с.;

11.           Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. - Минск: БГЭУ, 2002. - 284 с.;

12.           Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль. - СПб.: Питер, 2003. - 896 с.;

13.           Лозбенко Л.А. Совершенствование управления таможенной деятельностью и повышение ее эффективности. - М.: 2001. - 29 с.;

14.           Маслов Е.В Управление персоналом предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 312 с.;

15.           Менеджмент /под ред. М. М. Максимцова. - М.: Банки и биржи, 2002. - 343 с.;

16.           Менеджмент / Ред. З. П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 432 с.;

17.           Основы таможенного дела/ Под общ. ред. В. Г. Драганова. - М.: Экономика, 2001. - 687 с.;

18.           Современное управление: Энциклопедический справочник. - М.: Издатцентр, 2002. - 584 с.;

19.           Шипунов В.Г., Основы управленческой деятельности. - М.: Высшая школа, 2002. - 271 с.;

20.           Хедоури Ф., Мескон М.Х. Основы менеджмента. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 869 с.;

21.           Положение об организационно-инспекторском отделе от 31.01.2000;

22.           Должностная инструкция начальника организационно-инспекторского отдела;

23.           Приказ ДВТУ №54 от 7.03.2000 О планировании в таможенных органах;

24.           Письмо ДВТУ от 25.04.97 Методические указания о проведении инспекторских проверок таможенных органов.