2.3 Анализ контрольно-экономической работы

Для проведения налоговых проверок в штате Инспекции предусмотрены штатные единицы, в основные обязанности которых входит осуществление налоговых проверок. Анализируя изменения численного состава Инспекции, можно отметить, что в 2004 году по отношению к 2003 году общая численность инспекции увеличилась на 5 человек, причем численность работников, осуществляющих налоговые проверки увеличилась на 3 человека, а численность работников, осуществляющих иные функции увеличилась на 2 человека. Темп роста работников по налоговым проверкам (106,0%) превышает темп роста других работников (102,5%) на 3,5% (106,0-102,5).

Таблица 2.1 – Численность Инспекции в период 2003-2005 гг.

Показатели

2003 год

2004 год

2005 год

Изменения в 2004 г.

Изменения к 2005 г.

 

 

 

 

к 2003 г.

к 2004 г.

 

 

 

 

человек

%

человек

%

Численность работников, осуществляющих

50

53

48

3

106,0

-5

96,00

налоговые проверки

Численность работников, осуществляющих

80

82

77

2

102,5

-5

96,25

иные функции

Общая численность Инспекции

130

135

125

5

103,8

-10

96,15

Иная картина предстает в 2005 году: общая численность работников сократилась на 10 человек и составила 125 человек. При этом численность работников, осуществляющих налоговый контроль, уменьшилась на 5 человек и составила 48 человек.

Таким образом, динамика численности работников, осуществляющих контроль, имеет скачкообразную динамику (рисунок 2.1). Пик численности приходится на 2004 год.

Рисунок 2.1 – Динамика численности персонала Инспекции за 2003-2005 гг.

Анализируя структура численности инспекции в разрезе персонала, осуществляющего налоговые проверки и персонала, осуществляющего другие функции, можно отметить, что фактически она осталась без изменения.

Рисунок 2.2 – Структура численности работников Инспекции

Налоговой Инспекцией осуществлялись мероприятия по пополнению доходной части федерального бюджета, которые предусмотрены Межведомственным планом мероприятий контролирующих и правоохранительных органов и Основными направлениями основной работы органов МНС России по видам налоговых проверок, представленных на рисунке 2.3.

 

Рисунок 2.3 - Виды налоговых проверок Инспекции

В том числе проводились  проверки  налогоплательщиков, потенциально склонных к занижению исчисленного налога в результате неверного отражения в налоговой декларации сумм доходов и расходов, учитываемых при расчёте единого налога.

В процессе выездных налоговых проверок применялись такие формы налогового контроля, как:

-осмотр или обследование производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, предназначенных для предпринимательской деятельности;

-проведение инвентаризации имущества;

-выемка документов и предметов;

-допросы свидетелей;

-также привлечение специалистов и организация встречных проверок;

Таблица 2.2 – Анализ налогоплательщиков, состоящих на учете в Инспекции за период 2003-2005 гг. по состоянию на 1 января

Показатели

2003 год

2004 год

2005 год

Изменения в 2005 г.

 

кол-во

уд.вес,%

кол-во

уд.вес,%

кол-во

уд.вес,%

к 2003 году

 

 

 

 

 

 

 

кол-во

уд.вес,%

Налогоплательщики

5245

100,0

5300

100,0

6100

100,0

855

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

представляющие отчетность

2190

41,8

2245

42,4

3045

49,9

855

8,2

не представляющие отчетность

3055

58,2

3055

57,6

3055

50,1

0

 

Анализируя данные таблицы 2.2, можно отметить положительную динамику налогоплательщиков, причем структурно увеличивается численность налогоплательщиков, представляющих отчетность (рисунок 2.4).

Рисунок 2.3 – Динамика количества налогоплательщиков

На начало 2005 года структурно количество налогоплательщиков, представляющих отчетность и не представляющих отчетность составило 49,9% и 50,1% соответственно, т.е. практически сравнялось, что визуально можно увидеть на рисунке 2.3.

Проведенный выше анализ показывает рост нагрузки по количеству контрольных проверок на одного среднестатистического инспектора. Для наглядности сравним динамику численности работников Инспекции, осуществляющих налоговые проверки, и динамику количества налогоплательщиков (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 – Соотношение динамики численности работников Инспекции, осуществляющих налоговые проверки, и количества налогоплательщиков, представляющих отчетность

Осуществив элементарное арифметическое действие, можно вывести среднее количество налогоплательщиков, приходящихся на одного среднестатистического сотрудника Инспекции, осуществляющего налоговые проверки.

2003 год: 2190/50 = 44 налогоплательщика

2004 год: 2245/53 = 42 налогоплательщика

2005 год: 3045/48 = 63 налогоплательщика

Таким образом, можно отметить резкий рост нагрузки на одного сотрудника в 2005 году, величина которой возросла в 1,5 раза по сравнению с 2004 годом (63/42) (рисунок 2.5).

Рисунок 2.5 - Количество налогоплательщиков, приходящихся на одного проверяющего сотрудника Инспекции

Далее проведем анализ удельного веса проверенных налогоплательщиков за последние три года, при этом данные за 2005 год приводятся за 9 месяцев.

Таблица 2.3 – Анализ охвата налоговыми проверками налогоплательщиков

Период

Количество налогоплательщиков

Количество проведенных проверок

Удельный вес проведенных налоговых проверок, %

(гр.3/гр.2*100)

1

2

3

4

2003 год

2190

547

25%

2004 год

2245

853

38%

9 месяцев 2005 года

3045

1096

36%

Для сопоставления динамики охвата налогоплательщиков налоговыми проверками необходимо сделать прогноз количества налоговых проверок за весь 2005 год по ниже следующему алгоритму.

За 9 месяцев 2005 года проведено 1096 проверок, значит за 1 месяц в среднем проведено 122 (1096/12) проверки, отсюда определяем прогноз проверок за 2005 год: 122*12 = 1464 проверки. Теперь можно рассчитать прогнозный охват проверками налогоплательщиков в 2005 году:

1464 / 3045 * 100% = 48%

Таким образом, налицо положительная динамика удельного веса налогоплательщиков, подвергнутых налоговой проверке, в общем объеме налогоплательщиков, зарегистрированных в Инспекции (рис. 2.6)

Рисунок 2.6 – Динамика процента охвата Инспекцией налогоплательщиков налоговыми проверками

Отсюда можно сделать вывод, что налоговым проверкам в 2005 году подвергнут практически каждый второй налогоплательщик.

В своей работе Инспекция широко взаимодействует с правоохранительными органами. В результате этого за анализируемый период, наметилась тенденция роста результативности совместных проверок, что привело к динамике роста дополнительно начисленных сумм, причитающихся перечислению в бюджет.

В течение 2003 года было проведено Инспекцией с использованием информации из внешних источников 117 выездных и камеральных проверок, по результатам которых было начислено в бюджет 12589 тыс. рублей и взыскано 5 % от доначисленной суммы или 629,45 тыс. руб. (12589*0,05).

В течение 2004 года таких проверок было 157, по их результатам доначислено 23476 тыс.рублей, взыскано 6%., что составило 1408,56 тыс. руб. (23476*0,06)

В течение 9 месяцев 2005 года по результатам 149 налоговых проверок доначислено 3769 тыс. рублей, из них взыскано 69%, что составило 2600,61 тыс. руб. (3769*0,69), т.е. на одного инспектора приходится 54,18 тыс. руб. взысканной суммы.

Анализируя полученные расчеты, можно отметить такую закономерность – в 2005 году сумма доначислений значительно ниже доначисленных сумм за предыдущие периоды, тем не менее, взысканная сумма значительно превышает взысканные суммы за период 2003-2004 гг. (рис. 2.7).

Рисунок 2.7 – Динамика показателей в результате совместной деятельности Инспекции с правоохранительными органами

Следственным управлением при УВД Хабаровского края возбуждено уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов в особо крупных размерах (ч. 2 ст. 199 УК РФ) в отношении одного из крупнейших обществ с ограниченной ответственностью Хабаровска, занимающегося строительством элитного жилья.

Установлено, что данное предприятие в течение 2003-2005 г., успешно занимаясь строительством, не предоставляло в контролирующий налоговый орган сведения о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности. В результате проведенной проверки выяснилось, что сумма неуплаченных налогов составила около 78,5 миллионов рублей.

УФНС России по Хабаровскому краю особое внимание уделяет контролю за поступлением в бюджет ресурсных платежей. Хабаровский край - это прежде всего горные хребты и леса. Причем леса края составляют 7% всех лесов России, в то время как на каждый субъект федерации в среднем приходится по 0,8%.

Благодаря проводимой совместной с законодательными и исполнительными органами власти края работе платежи в региональный бюджет с одного гектара земли удалось увеличить в три раза и почти вдвое снизить недоимку. Основная доля поступлений в бюджет приходится на налог на добычу полезных ископаемых - 39,9%, на земельный налог -25,8% и на платежи за пользование лесным фондом - 15,7% (рис. 2.8).

Рисунок 2.8 – Структура налоговых поступлений по Хабаровскому краю

Динамика собираемости налогов имеет положительную тенденцию. В этом можно убедиться, рассчитав среднемесячное значение по данным таблицы 2.4.

Таблица 2.4 – Объем собранных налогов по Хабаровскому краю в млрд. руб.

Показатели

2003 год

2004 год

9 мес.2005 г.

Платежи за пользование лесным фондом

3,8

4,2

3,6

Другие налоги

4,4

4,9

4,2

Земельный налог

5,2

5,4

4,6

Налог на добычу полезных ископаемых

9,5

9,9

8,4

 

22,9

24,4

20,7

Среднемесячная собираемость налогов:

2003 год: 22,9 / 12 = 1,9 млрд. руб.;

2004 год: 24,4 / 12 = 2,03 млрд. руб.

9 мес. 2005 года: 20,7/9 = 2,3 млрд. руб.

Таким образом, можно отметить положительную динамику роста собираемости налогов (рис. 2.9).

Рисунок 2.9 – Динамика среднемесячной собираемости налогов, в млрд. руб.

В целом, подбивая итоги проведенному анализу, следует сделать вывод об эффективной деятельности Инспекции, залогом которой является контрольно-экономическая работа.

3. Пути совершенствования налогового контроля

3.1 Проблемы и пути совершенствования контрольно-экономической работы инспекции

После Второй мировой войны и в последующие годы в ряде зарубеж­ных стран были проведены налоговые реформы. Сегодня опыт этих государств со сложившейся рыночной экономикой позволяет выявить общие закономерности развития налоговых систем.

Стимулирование частного предпринимательства в 50-70-е гг. реша­лось с применением универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям до­бывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продук­ции и услуг, на проведение НИОКР.

Начало 80-х гг. почти повсеместно было отмечено либерализаци­ей систем подоходного налога, снижением налоговых ставок с од­новременным расширением налогооблагаемой базы и сокращением льгот.

Реформирование систем косвенного налогообложения осуществля­лось через уменьшение таможенных пошлин, снижение уровня акцизных сборов, придание универсального значения и усиления роли налога на добавленную стоимость (НДС), который в 70-80-е гг. стал заменять на­лог с оборота.

В конце 80-х—начале 90-х гг. XX в. ведущие страны мира провели налоговые реформы, направленные на ускорение накопления капитала и стимулирование деловой активности. Это нашло выражение в сниже­нии ставок корпорационного налога.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и др.) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны — члены ЕЭС ос­новные усилия направили на повышение значения косвенного нало­гообложения.

В послевоенный период появились и стали динамично развивать­ся еще два направления: гармонизация налоговых систем и гармони­зация налоговой политики. Тенденции гармонизации охватили ос­новные показатели налоговых систем, налоговое право различных стран, проблемы международного двойного налогообложения и ан­тиналогообложения и налогообложение инвестиционной деятельно­сти.

В 1993 г. был разработан документ, выполняющий роль мирового налогового кодекса, который определял современное понимание налоговой системы, проверенное на опыте многих стран, приводил рекомендации для разработки национального налогового законода­тельства и рассматривал вопросы создания эффективного налогово­го аппарата.

Высокое налоговое бремя в развитых странах привело к примене­нию оффшорных механизмов в международном налогообложении. Сущность использования этих механизмов — юридическое перене­сение объектов налогообложения из стран с высоким уровнем нало­гообложения в страны с его низким уровнем. Поэтому сейчас развитые государства пытаются бороться с утечкой капиталов и налоговых платежей различными путями:

- вводятся налоги и лицензирование подобных операций;

- в национальном законодательстве устанавливается принцип «резидентства»;

- создаются собственные налоговые центры.

Одной из основных проблем для России является утечка капитала в оффшорные зоны и укрытие налогов.

Основным преимуществом оффшорного бизнеса является предостав­ляемый компаниям льготный режим налогообложения, который мо­жет осуществляться посредством:

•   наличия безналогового статуса (нулевое налогообложение дей­ствует на Гибралтаре, на островах Гернси, Джерси, Мэн, Сарк, в Ирландии);

•   применения фиксированной годовой налоговой платы (внесение ежегодной госпошлины предусмотрено на островах Гернси, Джер­си, Мэн, Карибского бассейна);

•   установления низких налоговых ставок (на Кипре ставка налога на прибыль оффшорных компаний по сравнению с резидентски­ми снижена в 10 раз и составляет 4,25%; в Швейцарии холдинго­вые компании платят только налог на капитал в размере от 0,05 до 0,25%);

•   взимания платы за регистрацию при отсутствии налогов (в Панаме величина регистрационного сбора составляет 150 долларов США);

•   введения особых условий при отсутствии налогов (в Ирландии, например, установлен сбор в сумме 10 ф. ст. за перерегистрацию компании при предоставлении годового отчета).

По налоговому климату все страны можно разделить на три груп­пы, различающиеся по уровню налогообложения.

В первую группу входят такие развитые страны, как США, Герма­ния, Япония, Великобритания, Франция, Италия. В этих странах налог на прибыль составляет 40-50% чистой прибыли, а законодательство строго регламентирует предпринимательскую деятельность и ограни­чивает использование оффшоров с целью уклонения от налогов.

Ко второй группе относятся страны с умеренной налоговой системой и системой специальных налоговых льгот. Налоги, взимаемые в этих странах при вывозе и репатриировании прибыли, с банковских процен­тов и некоторых других видов дохода, значительно снижены. Это поз­воляет создавать иностранные дочерние фирмы, которые обычно не ве­дут свой бизнес, а лишь обеспечивают «транзит» товаров, капиталов и доходов от них. Примером таких стран являются Нидерланды, Швей­цария, Люксембург, Австрия, Лихштенштейн и др.

В третью группу входят юрисдикции, в которых значительно сниже­ны (или отсутствуют вообще) налоги на прибыль и предельно упрощен порядок регистрации иностранных юридических лиц. Оффшорные зоны сосредоточены в основном в нескольких точках земного шара.

Карибский бассейн: острова Багамские, Виргинские, Каймановы, Барбадос и Гренада;

Средиземноморье: Андорра, Гибралтар, Монако, Кипр;

Европа: Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн, острова Гернси, Джерси и Мэн, Сан-Марино, Ирландия;

Арабские страны: Ливан, ОАЭ, Бахрейн;

Африка: Сейшельские острова, Либерия;

Азиатско-Тихоокеанский регион: Китай, Гонконг, Сингапур, Малай­зия, Филиппины.

Наиболее типичные схемы, которые можно построить на основе офф­шорного бизнеса, следующие:

а) оффшорная компания — посредник в торговле. Создается при внешнеторговых операциях между продавцом и покупателем для локализации максимальной прибыли на наименее налогооблага­емом субъекте;

б) оффшорная компания — подрядчик. В этом случае компанию ис­пользуют с целью увеличения включаемых в себестоимость рас­ходов и уменьшения налогооблагаемой базы;

в) оффшорная компания — владелец дорогостоящего имущества. Данная схема применяется, если собственник хочет сохранить в тайне факт владения каким-либо дорогостоящим имуществом;

г) оффшорная компания — владелец и лицензиар товарного знака.

При ведении бизнеса в нестабильной стране на эту компанию мож­но зарегистрировать товарный знак или продать ей уже зарегист­рированный. Это позволяет даже при ликвидации бизнес-едини­цы оставлять товарный знак, а затем на основании лицензионных договоров предоставлять право пользования им кому бы то ни было;

д) оффшорная компания — владелец авторских прав. Если логика бизнеса состоит в приобретении у авторов права на их произве­дения с последующим получением дохода от выдачи лицензий или тиражирования этих произведений, то данная схема — удоб­ный способ законного уменьшения налогов и экспорта капитала;

е) оффшорная компания — держатель банковского счета. В этом случае владелец получает под контроль данную компанию, а ком­пания открывает счет в банке, что позволяет через какое-то вре­мя получить на руки корпоративную кредитную карту;

ж) оффшорная компания — залогодержатель. Эта схема реализуется в рамках тонкого налогового планирования, если владелец имуще­ства опасается за его сохранность;

з) оффшорная компания — инвестор. При желании инвестировать вывезенный капитал обратно в свою страну оффшорная компа­ния может стать удобным перевалочным пунктом капитала на его пути в новый инвестиционный проект, так как капитал мож­но аккумулировать на такой компании очень оперативно и без налогов;

и) оффшорная компания — судовладелец. Например, лицо, приоб­ретшее яхту посредством компании, помимо соображений без­опасности получает и налоговую выгоду — многие оффшорные центры предоставляют ходящим под их флагом судам очень льгот­ные условия налогообложения;

к) оффшорная компания — исполнитель строительных работ. Если оффшорная компания находится в стране, с которой у России есть договор об избежании двойного налогообложения, и при этом ком­пания не попадает под определение постоянного представитель­ства, то она не будет облагаться российским налогом на прибыль. Специализация оффшорных зон существует, но не является жест­кой. Например, оффшорные банки сосредоточены на островах Мэн и Кайкос; страховые компании тяготеют к Багамским островам, Бермудам, Кипру; компании по владению судами скоплены в Либерии; экспортно-импортные фирмы сконцентрированы в Швейцарии и Нидерландах.

В настоящее время насчитывается 30 юрисдикций, являющихся наи­более известными налоговыми убежищами. На налоговой карте мира насчитывается более 300 единиц льготных юрисдикции и зон, представ­ляющих интерес для налогового планирования международных финан­совых операций.

Примерно четверть стран мира применяет международное нало­говое планирование или его элементы для иностранных резидентов. Общее число компаний достигает нескольких сотен тысяч. Наиболь­шее количество зарегистрировано в Гонконге (416 тыс. компаний), Панаме (306 тыс. компаний), Ирландии (212 тыс. компаний).

В настоящее время одно из наиболее перспективных направлений данного вида бизнеса заключается в развитии структур инвестицион­ного и финансового профиля. Инвестиционный бизнес интенсивно раз­вивается в таких оффшорных центрах, как Каймановы острова, Багамы, Барбадос, Джерси, Гернси, Ирландия, Люксембург.

Для финансовых операций используются не только самые различные типы предприятий — оффшорные партнерства, компании, ограниченные по гарантии, акционерные компании с полной ответственностью участ­ников, — но и активно осваиваются новые организационно-правовые формы. Многие трастовые принципы и нормы, на которых основаны некоторые специфические виды финансовых услуг, адаптированы для нужд современного бизнеса. Трасты[1] часто применяются в оффшорном бизнесе, ибо в ряде случаев они являются более предпочтительными по сравнению с обычными компаниями.

Оффшорный бизнес действует. Однако обратим внимание на то, что в последнее время он претерпевает весьма значительные перемены. Ибо начиная с 1999 г. в отношениях между промышленно развитыми стра­нами и странами, в которых существует оффшорное законодательство происходит противодействие. Борьба началась классификацией офф­шоров, разделением их на потенциально опасные группы. США заяви­ли о необходимости реформировать такие финансовые системы в соот­ветствии с международными стандартами, и этот процесс уже начался.

Общий уровень налоговой дисциплины в России, характер применяемых недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, становящихся из года в год все более масштабными и изощренными, заставляют задуматься о необходимости использования новых резервов повышения эффективности налогового контроля. Поэтому в настоящее время главная задача контрольной работы налоговых органов, на решение которой направлены усилия ФНС России, - это задача усиления аналитической составляющей работы налоговых органов, внедрение в практику налогового контроля комплексного системного анализа финансово - хозяйственной деятельности проверяемых объектов.

И основной акцент в решении данной проблемы ФНС России делает на усилении роли и значимости камеральных проверок, чтобы в перспективе сделать данный вид проверок основной формой налогового контроля. Эта позиция обусловлена обстоятельствами: камеральная проверка является наименее трудоемкой формой налогового контроля; данными проверками охватываются все 100% налогоплательщиков.

Вопрос обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок находится в разряде наиболее актуальных проблем повышения эффективности налогового контроля, так как в настоящее время 43% выездных налоговых проверок заканчиваются безрезультатно, не принося каких-либо доначислений в бюджет.

Необходимым и перспективным направлением совершенствования процедуры выездных проверок является внедрение в практику работы налоговых органов автоматизированных систем их сопровождения. В настоящее время разработки в этой области еще только начинаются, однако в ряде регионов уже накоплен значительный позитивный опыт в этой области.

Используемая в этих регионах программа позволяет на основе данных налоговой отчетности выявлять сферы возможных налоговых правонарушений, определять потенциальный размер доначислений и, следовательно, концентрировать внимание проверяющих на соответствующих направлениях проведения проверки.

Таковы основные проблемы, стоящие перед налоговыми органами на текущем этапе. От их эффективного решения в определенной степени зависит обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других обязательных платежей в государственную казну.

Другой проблемой являются так называемые «брошенные фирмы», которые наносят серьезный ущерб бюджету.

Сейчас в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрировано свыше миллиона организаций, которые в течение многих лет не представляют отчетности в налоговые органы. Также много фирм, место нахождения которых неизвестно. То есть в их учредительных документах указано место нахождения, но фактически они расположены совсем в другом месте. У значительной части таких неработающих организаций не установлены постоянно действующие исполнительные органы, и при этом признаки несостоятельности, то есть банкротства, отсутствуют. Поэтому необходимо ввести упрощенную процедуру ликвидации таких юридических лиц. Это одновременно позволит решить смежные задачи: сократятся возможности использования «однодневок» в схемах уклонения от налогообложения, актуализируются сведения государственных реестров. Кроме того, будут сэкономлены бюджетные средства, которые могли бы быть истрачены при ликвидации недействующих организаций в общеустановленном порядке.

Нельзя обойти вниманием такой злободневный вопрос, как заработная плата  сотрудников налоговых инспекций. На сегодняшний день инспектор получает заработную плату ниже, чем официальная средняя по Хабаровскому краю - со всеми надбавками, выслугой лет, чином, при этом контролируя предприятия, где сумма зарплаты часто намного выше, чем получает сам инспектор. В этом вопросе ИФНС не можем равняться с коммерческими структурами, с акционерными обществами. Отсюда "вытекает" еще одна проблема: люди, проработав в Инспекции 3-4 года и достаточно хорошо освоив налоговое законодательство, уходят в другие структуры. Получается, что, по сути дела, ИФНС занимаемся подготовкой кадров для нашей экономики. Бывшие работники налоговых инспекций, придя в хозяйственные органы, получают хорошую зарплату, с ними считаются как с грамотными специалистами.

Несмотря на все проблемы, сегодня идет модернизация налоговых органов, которая предусматривает создание наиболее информационной инфраструктуры для получения и обработки ожидаемых налоговых поступлений при разумных затратах и в приемлемые сроки на основе расширяющейся базы налогообложения.

Дальнейшая модернизация налоговых органов подразумевает полную автоматизацию камеральных проверок, которая позволит освободить камеральные отделы от несвойственных им функций: принятия отчётности, вводить её в систему, консультация налогоплательщиков и т.д. Ведь в их задачу входит контроль и анализ отчётности. В их распоряжение будет входить специальная система автоматизированной камеральной проверки, которая входит в систему обработки данных.

Большие проблемы вызывает внедрение этих автоматизированных систем для сопровождения выездных проверок.

В связи с этим, можно сделать некоторые выводы:

Во – первых, совершенствование СНКУ следует вести с наращиванием информационного и технического потенциала, часть инвестиций которого направлять на финансирование прикладных НИР, создающих теоретическую базу для принципиально новых технологий налоговых проверок;

В – вторых, для автоматизации целесообразно создание аналитического блока системы ЭОД по единой методологии для Российской Федерации;

В – третьих, воспользоваться зарубежным опытом использования в СНКУ новейших информационных технологий и провести глубокий его анализ;

     Налаживание взаимодействия с правоохранительными органами ещё один важный аспект./14/ Результативность контрольной работы налоговых органов зависит, прежде всего, от правового обеспечения налогового контроля, т.е. контрольная работа должна строиться на взаимодействии с юристами.

     Учитывая выше изложенное можно сделать вывод, что проблемы и пути развития контрольно – экономической работы всегда были и будут доминирующими в системе налоговых органов.     

3.2 Мероприятия по совершенствованию контрольно-экономической работы Межрайонной ИФНС России №2 по Хабаровскому краю

В настоящее время одним из препятствий на пути развития экономики и предпринимательства является несовершенство налоговой системы России, так как она формировалась в условиях спада производства и ин­фляции, имеет ярко выраженный фискальный интерес и роль регули­рующей функции в ней принижена.

Важнейшим принципом налоговой системы должен быть приори­тет производства над интересами бюджета. Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения являют­ся стремление превратить налоговую систему в образец справедливо­сти, простоты, эффективности и поиски способов для снятия всех на­логовых преград на пути экономического роста.

В рамках структурной перестройки экономики определены приори­тетные направления налоговой политики России, которые сводятся к созданию стабильной и ясной налоговой системы и формированию стимулов к повышению собираемости налогов. Поставленная в про­грамме цель — создание благоприятных условий для повышения эф­фективности производства и укрепления доходной части бюджета — реализуется в трех направлениях.

Первое направление — достижение стабильности и определенности налоговой системы. Основными способами реализации являются:

•   определение исчерпывающего перечня налогов и сборов;

•   установление предельных ставок региональных и местных налогов;

•   отказ от практики применения в качестве объекта налогообложе­ния выручки от реализации;

•   сокращение числа налогов;

•   устранение противоречий налогового и иных видов законодатель­ства;

•   выравнивание условий налогообложения за счет сокращения на­логовых льгот;

•   упорядочение системы ответственности за налоговые правонару­шения.

Второе направление касается фискальных стимулов и предусмат­ривает следующие меры:

•   введение дифференциации акцизов на продукцию добывающих отраслей;

•   введение рыночного механизма налогообложения недвижимости;

•   постепенное снижение налогового бремени на предприятия, пе­ренос части налоговой нагрузки из сферы производства в сферу обращения;

•   применение агрегированного налогообложения субъектов мало­го бизнеса.

В целях повышения эффективности функционирования налоговой системы в направлении улучшения обслуживания налогоплательщиков ФНС России предусматривает осуществить следующее.

1. Упрощение процедур представления в налоговые органы деклараций и другой налоговой отчетности, внедрение принципа бесконтактного представления деклараций, в том числе по почте и в электронном виде, и, как следствие, уменьшение времени ожидания налогоплательщиков в очередях;

2. Пересмотр форм налоговых деклараций с целью их упрощения, обеспечения единообразия, а также включения в них сведений, необходимых для аудиторской проверки и сверки деклараций по различным налогам;

3. Разработку для налогоплательщиков легко доступных для понимания инструкций по заполнению деклараций;

4. Создание специально оборудованных помещений в зданиях инспекций для работы с налогоплательщиками.

Необходимо провести аналитическую работу по мониторингу финансово-хозяйственных связей взаимозависимых структур. Ведь ни для кого не секрет, что взаимозависимые группы хозяйствующих субъектов продолжают использовать различные формы и методы уклонения от налогообложения, среди которых и манипуляции с трансфертными ценами.

Необходимо отметить, что эта деятельность способствует внедрению качественно новых основ для проведения камеральной проверки. Например, таких как применение методов, основанных на системе косвенных индикаторов налоговой базы. Это обеспечит автоматизированный отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Следующий вопрос касается ответственности за правонарушения. Имеются данные, свидетельствующие о том, что процедура взыскания, например штрафа в 50 рублей за непредставление документа, стоит бюджету дороже, чем собственно штраф...

Выход видится в следующем. Во-первых, необходимо предоставить налоговым органам право взыскивать суммы штрафов в бесспорном порядке с тех организаций, которые не обжалуют соответствующие решения налоговых органов. Во-вторых, надо уточнить составы налоговых правонарушений и увеличить размеры штрафов. Нарушение законодательства должно стать невыгодным.

Вместе с тем необходимо развивать досудебный порядок урегулирования налоговых споров. С этой целью должно обеспечиваться оперативное и объективное рассмотрение налоговыми органами имеющихся с налогоплательщиками разногласий, базирующееся на строгом соблюдении законодательства о налогах и сборах. Такой подход в большинстве случаев позволит избежать последующих судебных разбирательств, ведущих к потере времени, сил и дополнительным расходам как со стороны налогоплательщика, так и со стороны государства.

Несмотря на динамику сокращения процентного отношения задолженности к общей сумме поступлений, ее размер сохраняется достаточно большим. И, безусловно, на работе с задолженностью скажется передача Федеральной налоговой службе функции по представлению интересов РФ перед кредиторами в процедурах банкротства.

Эта проблема во многом связана с тем, что к значительной части задолженности налоговые органы не вправе применять меры принудительного взыскания. Это, в частности, относится к отсроченной и реструктурированной задолженности, к задолженности организаций, находящихся в различных стадиях процедуры банкротства, к задолженности, приостановленной к взысканию по решениям судов. С точки зрения налоговиков, Налоговый кодекс должен включать единый для всех видов налогов и сборов перечень оснований признания задолженности безнадежной.

Кроме установления единых оснований признания налоговой задолженности безнадежной, требуется установление единого порядка списания указанной задолженности по федеральным, региональным и местным налогам и сборам. Внесение вышеназванных изменений обеспечит единообразное применение законодательства о налогах и сборах, а также устранит потенциальные возможности для уклонения от налогообложения.

В век компьютерных технологий необходимо перейти на систему сдачи отчетности в электронном виде. Система сдачи отчётности в электронном виде по каналам связи - это возможность организовать полностью безбумажный, защищённый и юридически значимый обмен документами между предприятиями и организациями всех форм собственности и государственными органами.

В рамках этой системы абоненты могут воспользоваться следующими услугами:

·                     Передача налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые органы

·                     Передача произвольных файлов в налоговые органы

·                     Передача отчетности в службу государственной статистики

·                     Представление сообщения банка налоговому органу об открытии (закрытии) счета

Основные преимущества системы:

·                     Сдача отчетности производится непосредственно из офиса, без посещения соответствующих ведомств и последующего дублирования документов на бумажном носителе

·                     Отчетность может быть отправлена круглосуточно и без выходных, до 24 часов последнего дня сдачи отчетности

·                     Гарантированное подтверждение доставки отчетности, которое имеет юридическую силу в спорных ситуациях

·                     Присланные отчеты проходят входной контроль и разносятся на лицевые счета автоматически, что исключает технические ошибки и повышает оперативность обработки информации

·                     Оперативное обновление форм отчетности

·                     Получение налогоплательщиком по электронной почте от налогового органа сведений об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом (информационные выписки)

·                     Получение по электронной почте оперативной информации из ведомств, с которыми осуществляется обмен.

Система сдачи отчетности по каналам связи обеспечивает:

·                     Защиту передаваемой информации с помощью сертифицированных средств шифрования и криптографической защиты

·                     Сохранение конфиденциальности переписки

·                     Однозначность идентификации налогоплательщика, приславшего файлы отчётности

·                     Защиту файлов отчётности от несанкционированного изменения

·                     Юридически корректное разрешение конфликтных ситуаций

Также налоговый контроль подразумевает полный охват проверками всех налогоплательщиков района./43/ Для того чтобы этот контроль проходил в полной мере, необходимо учитывать некоторые важные моменты:

1.Количество объектов налогообложения;

2.Количество специалистов, выполняющих эти проверки;

3.Количество фактически проведённых проверок;

4.Количество проверок на одного специалиста;

Для  решения данной проблемы, необходимо предпринять следующие меры:

1.     Прежде всего, увеличить численность работников в отделах выездных проверок  на 10 – 15 человек, но чтобы численность Инспекции не превышала 200 человек;

2.     Распределить налогоплательщиков на группы, налоговый контроль каждой из которых строится по-разному. Можно основных налогоплательщиков (которые дают в сумме до 60 % поступлений) проверять с периодичностью – раз в два-три года, а остальных налогоплательщиков проверять раз в пять-шесть лет;

3.     Следует как можно быстрее перераспределить работу в отделах и увеличить количество выездных налоговых проверок на одного инспектора;

4.     Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что      предложенные  мероприятия намного  повысят экономический эффект и      укрепят положительную эффективность контрольно – экономической       работы;

Существует основной показатель совершенствования  контрольно – экономической работы (3.1), который применяется в качестве критерия рейтинговой оценки работы налоговых органов – это уровень собираемости налоговых платежей или УС (%). Этот показатель рассчитывается как отношение суммы фактических поступлений налоговых платежей к их максимально возможной сумме за отчётный период:

                                          УС = 100 Ф/МВСН                                    (3.1)

где Ф –сумма фактических поступлений, тыс.руб.;

МВСН максимально возможная сумма налоговых платежей за рассматриваемый период, тыс.руб.;

Этот показатель можно характеризовать, как полноту поступлений начисленных налоговых платежей текущего года, а также погашение пеней, штрафов отчётного периода, погашение недоимки прошлых лет. Также уровень работы с отсроченными и приостановленными ко взысканию платежами и уровень контрольной работы.

Ещё одним успехом в совершенствовании  контрольно – экономической работы это создание консультационного  центра, где любой желающий может получить квалифицированную помощь и ответы на вопросы, касающиеся налогового законодательства.

Из сказанного выше, можно сделать вывод, что для  совершенствования контрольно - экономической работы Инспекции необходимо предпринять некоторые изменения в работе:

Во – первых, переход на автоматизацию работы Инспекции, в процессе которой контрольные процедуры могут быть успешно проводиться без помощи ручной работы специалистов, позволит сэкономить материальные ресурсы на их проведение;

Во-вторых, осуществлять приём информации (налоговые декларации, бухгалтерские отчётности и т.д.) в электронном виде позволит значительно сократить непроизводительный труд инспекторов по вводу данных, также уменьшит сроки взыскания недоимки и повысит обоснованность наложения санкций на налогоплательщиков за просрочку платежей;

В-третьих, разработать формы налоговых деклараций, которые будут содержать только существенные показатели, изучив которые налоговый инспектор может принять верное экономическое решение;

В-четвёртых, следует увеличить количество камеральных и выездных налоговых проверок, а также усилить контрольный блок и сосредоточить на контрольном участке до 50 % персонала;

Слаженная работа Налоговой Инспекции и эффективная реализация поставленных перед ней функций и задач, зависит, прежде всего, от уровня подготовленности профессиональных работников, их нравственной позиции как государственных служащих, должностных лиц. Чтобы это происходило, следует стимулировать работников налоговых органов за их качественные результаты в своей работе в интересах государства материально.

Для всего этого, необходимо  в ближайшее время разработать новые методы финансирования и стимулирования работников, методы оценки затрат и результатов деятельности Инспекции, а также мероприятия по привлечению широких слоёв специалистов-профессионалов для проработки основных направлений совершенствования контрольно – экономической работы. 

Таблица 3.1 – Свод мероприятий по совершенствованию контрольно-экономической работы налоговой инспекции

Мероприятия

Прирост выявленных сумм

Затраты в год

Эффект

Эффективность

Увеличение численности работников, осуществляющих выездные проверки на 5 человек

270,9 тыс. руб.

(ср. взысканная сумма на 1 инспектора в 2005 г. 54,18*5 чел.)

33,6 тыс. руб.

(ср.зарплата 2,8 * 5 чел.)

8,06 тыс. руб.

(270,9/33,6)

12,4%

(33,6/270,9*100)

Сдача отчетности налогоплательщиками в электронном виде

2600,64тыс. руб.

(позволит освободить 48 инспекторов от камеральных проверок, которые будут проводиться автоматически, высвобожденные инспекторы будут осуществлять выездные проверки: 54,18*48)

550 тыс. руб.

(включены затраты на приобретение 3 мощных комплектов ЭВМ, зарплата администратора сети, выделенная Интернет-линия)

4,73 тыс. руб.

(2600,64/550)

21,1%

(550/2600,64)

Увеличение заработной платы инспекторам, осуществляющим проверки

2600,64 тыс. руб.

(54,18*48)

1552,2 тыс. руб.

(2,7*48*12)

1,68 тыс. руб.

(2600,64/1552,2)

59,7%

(1552,2/2600,64)

Повышение квалификации инспекторов

2600,64 тыс. руб.

264 тыс. руб.

(5,5*48)

9,85 тыс. руб.

(2600,64/264)

10,15%

(264/2600,64)

Не доводить дела до судебного разбирательства

1300,32 тыс. руб.

500 тыс. руб.

(затраты на суд)

2,6 тыс. руб.

(1300,32/500)

38,5%

(500/1300,32)


[1]Траст, или доверительная собственность, — особая правовая форма вла­дения собственностью. Траст регулируется принципами общей островной си­стемы права, уходящей корнями в средневековую систему Великобритании. Поэтому траст представляет собой специфическую и необычную для рос­сийского правового сознания договоренность, по которой одно лицо обязует­ся управлять каким-либо имуществом в пользу другого лица. Таким указан­ным лицом может быть или сам собственник, или любое третье лицо. (В мире существует около десятка различных видов трастов.)