Содержание
1. Теоретическая часть. 3
1.1. Анализ товарооборота и объема производства в организациях общественного питания. 3
1.2. Анализ прогнозирования результатов деятельности туристических фирм (анализ взаимосвязи издержек, выручки и прибыли) 3
2. Практическая часть. 3
Задача 11. 3
Задача 12. 3
Задача 13. 3
Задача 14. 3
Задача 15. 3
Список литературы.. 3
1. Теоретическая часть
1.1. Анализ товарооборота и объема производства в организациях общественного питания
Товарооборот общественного питания выражает экономические отношения, возникающие при реализации собственной продукции, покупных товаров, оказания услуг по организации питания.
Товарооборот предприятия питания состоит из двух основных частей[3,с . 165]:
Ø реализации продукции собственного производства;
Ø продажи покупных товаров.
Выполнение плана по товарообороту и динамика основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия общественного питания зависят от трёх групп факторов[8, с. 109]:
1) от обеспеченности товарными ресурсами, правильности их распределения и использования;
2) от обеспеченности трудовыми ресурсами, эффективности использования рабочего времени, производительности труда работников общественного питания;
3) от состояния, развития и использования материально-технической базы предприятия питания.
К продукции собственного производства относятся пищевые продукты и полуфабрикаты, изготовленные на предприятиях питания либо подвергшиеся здесь какой-либо обработке. Она включает в себя блюда, горячие и холодные напитки, кулинарные, кондитерские, мучные изделия, полуфабрикаты и т.д.
Продукция собственного производства по степени готовности подразделяется на готовые блюда и кулинарные изделия и полуфабрикаты, которые требуют в дальнейшем дополнительной обработки.
В зависимости от форм потребления, назначения в питании человека продукцию собственного производства можно подразделить на обеденную и прочую продукцию.
Обеденная продукция – это блюда, реализуемые и потребляемые в залах, а также отпускаемые на дом. Блюдо – порция пищи, приготовленная из определённого набора сырья, прошедшую полную или частичную тепловую или первичную обработку, и готовая к потреблению. Все блюда в зависимости от назначения подразделяются на первые, вторые, третьи, горячие и холодные закуски. Из общего выпуска продукции собственного производства на долю обеденной продукции собственного производства на предприятиях общественного питания приходится 75-80%.
Остальные виды продукции собственного производства (бутерброды, изделия, запечённые в тесте, горячие напитки, мороженое, безалкогольные напитки собственного производства, молочно-кислая продукция и др.), а также полуфабрикаты, изготовленные для продажи (мясные, рыбные, крупяные, овощные, очищенный картофель и др.), кондитерские, мучные изделия как блюда не учитываются и относятся к прочей продукции собственного производства[12, с. 321].
Продукция собственного производства учитывается и планируется в стоимостных и натуральных показателях. Так, главным измерителем и показателем обеденной продукции является блюдо, то есть натуральный показатель. Количественный выпуск блюд характеризует объём производства и реализации обеденной продукции. Учёт прочей собственной продукции осуществляется в стоимостных показателях, лишь отдельные виды её учитываются штуках, стаканах, порциях, килограммах. реализация продукции собственного производства потребителям в стоимостном выражении представляет собой товарооборот продукции собственного производства. Удельный вес оборота по продукции собственного производства зависит от типа предприятия питания (столовая, кафе, ресторан, закусочная, бар). Он колеблется от 45 до 90 %. На предприятиях питания, кроме производства и реализации продукции собственного производства, осуществляется продажа покупных товаров, к которым относится готовая продукция, не требующая кулинарной обработки. Покупные товары поступают в готовом виде от других предприятий (например, предприятий пищевой промышленности). Покупные товары дополняют, а в ряде случаев и заменяют некоторые виды продукции собственного производства. Следовательно, к покупным относятся товары, приобретённые в других организациях и отпускаемые населению без какой-либо обработки. Это хлеб и хлебобулочные изделия, консервы, реализуемые в банках, кондитерские изделия, мороженое, фрукты, ягоды и др. Кроме того, к покупным товарам относят изделия, которые не являются продуктами питания, – алкогольные и безалкогольные напитки, пиво, табачные изделия, спички. Реализация покупных товаров в стоимостном выражении составляет оборот по покупным товарам.
Реализация продукции собственного производства, а также покупных товаров непосредственно потребителям через обеденные залы, буфеты, кулинарные магазины и т.п. составляет розничный товарооборот предприятий питания[9, с. 122].
Отдельные предприятия продают готовую продукцию или полуфабрикаты другим предприятиям общественного питания и розничной торговли. В результате такого рода реализации продукты питания ещё не поступают в сферу личного потребления, поэтому их товарооборот является оптовым. Поскольку товары при этом не выходят за пределы отрасли, такой товарооборот самостоятельного отраслевого значения не имеет.
Сумма оборота от реализации продукции собственного производства (розничного и оптового) и оборота от реализации выкупных товаров образует общий оборот общественного питания, то есть валовой. Валовой товарооборот характеризует полный объём производственной и торговой деятельности предприятия общественного питания. По отношению к нему планируют и учитывают другие показатели: издержки производства и обращения, расходы на оплату труда, прибыль и др. Товарооборот планируют и учитывают в розничных ценах, включая наценку общественного питания.
Роль и значение товарооборота как экономического показателя заключаются в следующем[3, с. 44]:
Ø товарооборот является объёмным показателем, характеризующим масштабы деятельности предприятия питания;
Ø по удельному весу товарооборота предприятия питания в товарообороте региона отрасли можно судить о доли предприятия на рынке;
Ø товарооборот в расчёте на душу населения характеризует один из аспектов жизненного уровня населения;
Ø по доле товарооборота предприятия питания, в товарообороте региона определяется предприятие-монополист (оно считается таковым, если удельный вес товарооборота предприятия в товарообороте региона превышает 30%);
Ø по отношению к товарообороту учитываются, анализируются и планируются показатели, оценивающие эффективность деятельности предприятия (товарооборачиваемость, рентабельность, уровень издержек и др.).
Анализ товарооборота предприятия питания позволяет оценить достигнутые результаты, изучить развитие товарооборота по видам и формам, оценить правильность, реалистичность стратегии предприятия в развитии товарооборота, сравнить масштабы деятельности данного предприятия с конкурентами. Оценка достигнутых результатов – основа планирования объема реализации предприятия питания.
Методика экономического анализа товарооборота включает в себя:
1) изучение выполнения плана товарооборота по собственной продукции, в том числе обеденной и прочей, по розничной реализации, оптовой продаже, выполнение плана по валовому товарообороту;
2) изучение динамики валового, розничного, оптового оборота, а также оборота по собственной продукции, в том числе обеденной и прочей;
3) анализ производственной программы предприятия питания;
4) исследование влияния важнейших факторов на выполнение плана и динамику товарооборота (товарного обеспечения, запасов, товарооборачиваемости, производительности труда и др.);
5) выявление резервов роста товарооборота и разработка конкретных мероприятий по увеличению товарооборота.
Анализ товарооборота проводится в фактических (действующих) и сопоставимых ценах. Для определения товарооборота в сопоставимых ценах необходимо его объем с момента действия новых продажных цен разделить на индекс цен. Необходимо также проанализировать, какие изменения произошли в составе товарооборота по сравнению с прошлым периодом.
Важным показателем, характеризующим торгово-производственную деятельность предприятия питания, является доля собственной продукции в валовом товарообороте.
Общественное питание наряду с розничной торговлей выполняет главную социально-экономическую задачу развития нашего общества – удовлетворение материального и культурного уровня жизни народа. Эта проблема решается прежде всего путём развития розничного товарооборота. Товарооборот общественного питания является составной частью розничного товарооборота страны и от его развития во многом зависит благосостояние народа.
Общественное питание Республики Беларусь достигло определённых успехов в росте товарооборота и выпуска собственной продукции. Однако его состояние и развитие не удовлетворяют современным требованиям. Нередко низка культура обслуживания потребителей и качество приготовленной пищи, высокая стоимость питания. На многих предприятиях неудовлетворительно используют материально-техническую базу, товарные, трудовые, финансовые ресурсы.
Основной задачей анализа деятельности предприятий питания являестя выявление, изучение и мобилизация резервов повышения качества и эффективности их работы, улучшения обслуживания потребителей путём устранения недостатков в хозяйствовании, улучшения использования экономического потенциала.
Производственно-торговая деятельность предприятий питания характеризуется прежде всего показателями товарооборота и выпуска собственной продукции. Товарооборот подразделяется на розничный, оптовый и валовой (общий). Розничный товарооборот включает продажу продукции собственного производства и покупных товаров непосредственно населению для личного потребления, а также предприятиям и учреждениям для коллективного потребления. В состав оптового товарооборота входит кулинарных и кондитерских изделий, полуфабрикатов и другой продукции собственного производства предприятиям питания для последующей их обработки и реализации, а также предприятиям розничной торговли – для продажи населению.
Розничный и оптовый товарооборот в совокупности составляют валовой (общий) товарооборот предприятий питания.
Анализ товарооборота и выпуска собственной продукции проводят по данным производственно-торгового плана, бухгалтерской и статистической отчётности, данных текущего учёта, контрольных проверок и других источников информации.
Проведение анализа товарооборота предприятия общественного питания затруднено в связи с недостатками в планировании, учёте и отчётности. Так, нормативы товарных запасов обычно устанавливаются в целом по предприятию без их подразделения по товарным группам. Не составляют планы по поступлению и прочему выбытию сырья и покупных товаров. Многие предприятия питания вообще не составляют планы хозяйственной и другой деятельности. В отчётности отсутствует информация о поступлении отдельных видов сырья и покупных товаров, прочем выбытии продуктов, о товарных запасах в ассортиментном разрезе и др. В связи с этим приходится делать дополнительные трудоёмкие расчёты, выборки, и не всегда можно полностью решить задачи, поставленные при проведении анализа хозяйственной деятельности.
1.2. Анализ прогнозирования результатов деятельности туристических фирм (анализ взаимосвязи издержек, выручки и прибыли)
Прогнозирование прибыли туристической организации относится к наиболее сложным и недостаточно изученным проблемам финансового планирования.
Прибыль выступает как результат производственной и финансовой деятельности и одновременно как основной финансовый ресурс туристической организации, необходимый для ее самофинансирования; рентных, процентных и дивидендных выплат; формирования резервов. Обоснованность прогнозирования прибыли имеет существенное значение для формирования доходов бюджетной системы, прежде всего для региональных и местных бюджетов, куда поступает большая часть налога на прибыль.
На величину прибыли воздействует множество разнонаправленных факторов, что затрудняет прогнозирование прибыли на основе наблюдения за ее динамикой в прошлые периоды.
На практике возможно применение различных методик прогнозирования (планирования) прибыли, которые можно классифицировать по трем группам[6, с. 65]:
· Традиционные методы.
· Методы маржинального анализа.
· Экономико-математические методы.
К традиционным обычно относят методы:
· Прямого ассортиментного расчета.
· Укрупненный (по плановому объему товарной продукции и изменению остатков нереализованной продукции).
· Совмещенного расчета.
Для применения традиционных методов необходима значительная исходная информация, не доступная на начальной стадии прогнозирования. Эти методы были продуктивны в условиях директивного планирования, но мало пригодны в рыночной экономике.
Методы маржинального анализа включают:
· Расчет точки безубыточности и моделирование прибыли по соотношению «затраты-выпуск-прибыль» (costs-volume-profit).
· Планирование прибыли на основе эффекта операционного и финансового левериджа (рычага).
· Планирование прибыли на основе предельных (дополнительных) издержек и предельного дохода.
Применение этих методов соответствует современной системе финансового контроля, учета издержек и формирования прибыли (директ-костинг) и носит весьма продуктивный характер. Однако оно ограничено пределами релевантного диапазона и рядом условий, в числе которых:
1. Устойчивый характер переменных расходов к выручке от продаж.
2. Неизменность постоянных расходов.
3. Постоянство структуры продаж по видам (группам) продукции.
Эти условия достаточно трудно соблюсти в конкретной хозяйственной практике. Возможности применения операционного левериджа как инструмента планирования прибыли от продаж подробно изложены в статье Крейниной М. Н[5, 8 и др.].
Применение математических методов оправдано лишь на основе достоверных экономических моделей, учитывающих реальные факторы в прогнозируемом периоде. Очевидно, необходим синтез имеющихся методик, раскрывающий различные факторы, воздействующие на прогнозируемую прибыль. Этот синтез может быть представлен как факторная модель прогнозирования прибыли от продаж, которая имеет следующий вид:
PSp = PSb ± DS ± DN ± DVC ± DFC ± DP, (1)
где: PSp — прогнозируемая прибыль;
PSb — прибыль базисного периода;
DS — влияние изменения объема продаж;
DN — влияние структурного (ассортиментного) сдвига в объеме продаж;
DVC — влияние изменения переменных расходов;
DFC — влияние изменения постоянных расходов;
DP — влияние изменения продажных цен на продукцию организации.
Факторная модель обладает следующими преимуществами:
· Она может быть использована при сравнительно малой информационной базе.
· Она позволяет определить факторы, влияющие на изменение прибыли, и соответствующим образом на них воздействовать.
· На ее основе можно проверить достоверность расчета прибыли другими методами.
Для расчета точки безубыточности используются простые соотношения, основанные на балансе выручки:
Выручка = Переменные издержки + Постоянные издержки + Прибыль.
Пусть для примера исходные данные имеют следующий вид:
|
На ед. прод. |
Процент |
Цена единицы продукции |
$500 |
100 % |
Переменные издержки |
300 |
60 % |
Единичный вложенный доход |
$200 |
40 % |
Постоянные издержки составляют $80,000 в месяц.
Если X - точка безубыточности в единицах продукции, то с помощью основного уравнения, получим
$500X = $300X + $80,000 + $0,
откуда X = 400 единиц продукции (или в долларах: $500 x 400 = $200,000). Более общая схема рассуждения имеет следующий вид. Пусть p - цена единицы продукции, а N - объем производства за некоторый промежуток времени. Запишем основное уравнение модели, символизирующее тот факт, что прибыль до выплаты налогов NI определяется суммарной выручкой за вычетом всех постоянных и переменных издержек
Сущность анализа безубыточности полностью раскрывается на графике безубыточности. Этот график показывает объем произведенной продукции в натуральном выражении на горизонтальной оси и величину дохода или издержек в стоимостном выражении на вертикальной оси. Можно было бы построить аналогичный график, откладывая по горизонтальной оси объем выпуска в процентах к полной мощности.
2. Практическая часть
Задача 11
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Провести анализ использования продукции растениеводства и определить влияние факторов на изменение объема реализации.
Таблица 1
Исходные данные, ц
Показатели |
Год |
|
предыдущий |
отчетный |
|
Остатки продукции на начало года |
300 |
250 |
Валовой сбор урожая |
18500 |
21000 |
Покупка сортовых семян |
80 |
60 |
Итого по приходу |
||
Реализация продукции |
||
Использовано на семена, фураж |
160 |
175 |
Естественная убыль |
5 |
8 |
Остаток на конец года |
200 |
270 |
Итого по расходу |
РЕШЕНИЕ
1. В таблице 2 представлены основные обозначения показателей
Таблица 2
Обозначения показателей
Показатели |
Год |
|||
предыдущий |
отчетный |
|||
Остатки продукции на начало года |
Онг баз |
300 |
Онг отч |
250 |
Валовой сбор урожая |
Вс баз |
18500 |
Вс отч |
21000 |
Покупка сортовых семян |
П баз |
80 |
П отч |
60 |
Итого по приходу |
Пр баз |
18580 |
Пр отч |
21060 |
Реализация продукции |
Реал баз |
18515 |
Реал отч |
20857 |
Использовано на семена, фураж |
С баз |
160 |
С отч |
175 |
Естественная убыль |
ЕУ баз |
5 |
ЕУ отч |
8 |
Остаток на конец года |
Окг баз |
200 |
Окг отч |
270 |
Итого по расходу |
Р баз |
18680 |
Р отч |
21040 |
В таблице 2 значение итого по приходу рассчитано как сумма валового сбора урожая и покупки сортовых семян:
Баз: 18500+80 = 18580 (ц)
Отч: 21000+60 = 21060 (ц)
2. Рассмотрим формулу:
Онг + Пр – Р = Окг (2)
Где Онг – остаток на начало года, ц
Пр – приход, ц
Р – расход, ц
Окг – остаток на конец года, ц
Из формулы (1) определим значение расхода Р:
Р = Онг + Пр – Окг (3)
Баз: Р баз = 300 + 18580 – 200 = 18680 (ц)
Отч: Р отч = 250 + 21060- 270= 21040 (ц)
Далее определяем сумму реализации вычитанием объема использовано на семена и естественную убыль:
Реал = Р – С – ЕУ (4)
Реал баз: 18680 – 160 – 5 = 18515 (ц)
Реал отч: 21040 – 175 – 8 = 20857 (ц)
3. Исследуем влияние факторов на объем реализации:
Для этого в формулу (4) подставим значение р из формулы (3):
Реал = Онг + Пр – Окг –С-ЕУ (5)
Исследуем влияние изменения каждого фактора на реализацию методом цепных подстановок:
- изменение реализации под влиянием изменения остатков на начало года:
(Онг отч + Пр баз – Окг баз – С баз – ЕУ баз) – (Онг баз + Пр баз – Окг баз – С баз – ЕУ баз) = (250 + 18580 -200 – 160 – 5) – ( 300 +18580 – 200 – 160 – 5) = -50 (ц)
За счет изменения остатков на начало года реализация упала на 50 ц
- влияние изменения прихода на реализацию:
(Онг отч + Пр отч – Окг баз – С баз – ЕУ баз) – (Онг отч + Пр баз – Окг баз – С баз – ЕУ баз) = (250 + 21060 – 200 – 160 – 5) – (250 + 18580 – 200 – 160 – 5) = 2480 (ц)
За счет изменения прихода реализация выросла на 2480 ц
- влияние изменения остатков на конец года:
(Онг отч + Пр отч - Окг отч – С баз – ЕУ баз) – (Онг отч + Пр отч - Окг баз – С баз – ЕУ баз) = (250 + 21060 - 270 – 160 - 5) – ( 250 + 21060 – 200 – 160 – 5) = -70 (ц)
За счет изменения остатков на конец года реализация сократилась на 70 ц
- влияние изменения использованного на семена:
(Онг отч + Пр отч - Окг отч – С отч – Еу баз) – (Онг отч + Пр отч – Окг отч - С баз – ЕУ баз) = (250 + 21060 – 270 – 175 – 5) - ( 250 + 21060 – 270 – 160 – 5) = -15 (ц)
За счет изменения использованного объема на семена реализация сократилась на 15 ц
- влияние изменения естественной убыли:
(Онг отч + Пр отч - Окг отч – С отч – Еу отч) – (Онг отч + Пр отч – Окг отч - С отч – ЕУ баз) = (250 + 21060 – 270 – 175 – 8) - ( 250 + 21060 – 270 – 175 – 5) = -3 (ц)
За счет изменения естественной убыли реализация сократилась на 3 ц
Общее совместное влияние факторов:
-50+2480-70-15-3 = 2342 (ц)
Проверка:
20857 – 18515 = 2342 (ц)
В целом в отчетном году произошел рост реализованной продукции на 2342 ц.
ОТВЕТ
В отчетном году произошел рост реализованной продукции на 2342 ц всего, в том числе за счет:
- изменения остатков на начало года – сократилась на 50 ц
- изменения прихода выросла на 2480 ц
- изменения остатков на конец года сократилась на 70 ц
- изменения использованного объема на семена сократилась на 15 ц
- изменения естественной убыли сократилась на 3 ц.
Наибольшее влияние оказало изменение прихода.
Задача 12
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Провести анализ объема перевозок по пассажирским перевозкам. Определить влияние факторов на изменение объема перевозок
Таблица 3
Исходные данные
Показатели |
Базисные |
Отчетные |
Изменение |
Количество перевезенных пассажиров, чел |
7000 |
6500 |
-500 |
Протяженность маршрута, км |
45 |
48 |
3 |
Пассажирооборот (пассажиро- км) |
315000 |
312000 |
-3000 |
Тарифы на перевозку 1 пассажира, руб. |
5 |
6 |
1 |
РЕШЕНИЕ
1. В таблице 4 представлены основные условные обозначения для расчета:
Таблица 4
Условные обозначения
Показатели |
Обозначение |
Базисные |
Обозначение |
Отчетные |
Количество перевезенных пассажиров, чел |
К баз |
7000 |
К отч |
6500 |
Протяженность маршрута, км |
Пр баз |
45 |
Пр отч |
48 |
Пассажирооборот (пассажиро- км) |
ПО баз |
315000 |
ПО отч |
312000 |
Тарифы на перевозку 1 пассжира, руб. |
Т баз |
5 |
Т отч |
6 |
Объем перевозок, руб. на пассажиро- км |
ОП баз |
1575000 |
ОП отч |
1872000 |
Для исследования анализа влияния факторов запишем формулу объема перевозок в стоимостных единицах:
ОП = К * Пр * Т (6)
Где К – количество перевезенных пассажиров, чел
Пр – протяженность маршрута, км
Т – тариф, руб.
По формуле (6) в таблице 4 рассчитан объем перевозок
- Влияние изменения количества пассажиров на объем перевозок:
(К отч * Пр баз * Т баз) – (К баз * Пр баз * Т баз) = (6500 * 45 * 5 ) – ( 7000 * 45 * 5) = -112500 (руб.)
Значит под воздействие сокращения количества пассажиров объе перевозок сократился на 112500 руб.
- Влияние изменения протяженности маршрута:
(К отч * Пр отч * Т баз) – (К отч * Пр баз * Т баз) = (6500 * 48 * 5 ) – ( 6500 * 45 * 5) = 97500 (руб.)
Под влиянием роста протяженности маршрута объем перевозок вырос на 97500 руб.
- Влияние изменения тарифа:
(К отч * Пр отч * Т отч) – (К отч * Пр отч * Т баз) = (6500 * 48 * 6 ) – ( 6500 * 48 * 5) = 312000 (руб.)
Под влиянием роста тарифа объем перевозок вырос на 312000 руб.
Совместное влияние факторов:
-112500+97500+312000 = 297000 (руб.)
ПРОВЕРКА:
1872000-1575000 = 297000(руб.)
ОТВЕТ
Общий объем перевозок в отчетном году вырос на 297000 руб., в том числе:
- за счет сокращения числа пассажиров упал на 112500 руб.
- за счет роста протяженности вырос на 97500 руб.
- за счет роста тарифа вырос на 312000 руб.
В наибольшей степени повлиял рост тарифов.
Задача 13
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Провести анализ себестоимости единицы продукции растениеводства (картофеля). Определить влияние факторов на изменение себестоимости единицы продукции
Таблица 5
Исходные данные
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год |
Затраты производства на 1 га, руб. |
15000 |
16000 |
Урожайность с 1 га, ц |
60 |
65 |
Себестоимость 1 ц картофеля, руб. |
РЕШЕНИЕ
1. себестоимость определяется отношением затрат на1 га в руб. к урожайности с 1 га:
С = З : У (7)
Где С – себестоимость 1ц, руб.
З – затраты производства на 1 га, руб.
У – урожайность с 1 га, ц
В таблице 6 представлены основные условные обозначения
Таблица 6
Условные обозначения
Показатели |
Обозначение |
Базисный год |
Обозначение |
Отчетный год |
Затраты производства на 1 га, руб. |
З баз |
15000 |
З отч |
16000 |
Урожайность с 1 га, ц |
У баз |
60 |
У отч |
65 |
Себестоимость 1 ц картофеля, руб. |
Сбаз |
250 |
С отч |
246,2 |
2. Определим влияние изменения факторов методом цепных подстановок:
- влияние изменения затрат:
(З отч : У баз) – (З баз : У баз) = (16000 : 60) – (15000 : 60) = 16,7 (руб.)
За счет роста затрат себестоимость возросла на 16,7 руб.
- влияние изменения урожайности:
(З отч : У отч) – (З отч : У баз) = (16000: 65) – (16000: 60) = -20,5 (руб.)
За счет роста урожайности себестоимость снизилась на 20,5 руб.
Совместное влияние факторов:
16,7 – 20,5 = -3,8 (руб.)
Таким образом, под влиянием двух факторов себестоимость снизилась на 3,8 руб.
ПРОВЕРКА:
246,2 – 250 = -3,8 (руб.)
ОТВЕТ
Себестоимость в отчетном году упала на 3.8 руб, в том числе за счет:
- изменения затрат себестоимость выросла на 16,7 руб.
- за счет роста урожайности упала на 20,5 руб.
Задача 14
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Определить необходимый объем продаж на предстоящий год с таким расчетом, чтобы получить прибыль от торговой деятельности в сумме 1500 тыс. руб.
Определить размер безубыточного объема продаж в предыдущем и предстоящем году. Выяснить, как изменилась бы прибыль торговой организации, если бы уровень переменных расходов не изменился.
Таблица 7
Исходные данные
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год |
Сумма условно- постоянных расходов, тыс. руб. |
450 |
450 |
Объем товарооборота, тыс. руб. |
6750 |
7830 |
Уровень переменных расходов в % к товарообороту |
12 |
14 |
Уровень торговой наценки в % к товарообороту |
35 |
38 |
РЕШЕНИЕ
1. Проведем пересчет торговой надбавки в уровень валового дохода по формуле (8):
Увд % = ТН % * 100 : (100+ТН%) (8)
Где Увд % - уровень валовых доходов в %
ТН % - уровень торговой надбавки в %
Баз: 35*100 : (100+35) = 26 (%)
ОТч: 38*100 : (100+38) = 28 (%)
2. Объем товарооборота , необходимый для достижения целевой прибыли:
Тпц = (Ис + Пц) * 100 : (Увд – Уип) (9)
Где Тпц – объем товарооборота для достижения целевой прибыли, тыс. руб.
Ис – постоянный издержки обращения, тыс. руб.
Пц – целевая прибыль, тыс. руб.
Увд – уровень валового дохода, %
Уип – уровень переменных издержек обращения, %
Баз: (450+1500) *100 : (26-12) = 13929 (тыс. руб.)
Отч: (450+1500) * 100 : (28-14) = 13929 (тыс. руб.)
3. Точка безубыточности:
ТБУ = Ис * 100 : (Увд – Уип) (10)
Баз: 450 * 100 : ( 26 – 12) = 3214 (тыс. руб.)
Отч: 450 *100 : (28-14) = 3214 (тыс. руб.)
4. Если бы уровень переменных расходов остался неизменным:
Пц = (Тпц * (Увд – Уип) : 100 – Ис (11)
Пц = 13929 * (28-12) : 100 – 450 = 1779 (тыс. руб.)
Значение прибыли выросло бы на 279 тыс. руб.
ОТВЕТ
1. Объем продаж для получения прибыли в размере 1500 тыс. руб. в базовом и отчетном году равен 13929 тыс. руб.
2. Безубыточный объем продаж равен 3214 тыс. руб. и в базовом и в отчетном году
3. Если бы уровень издержек переменных остался в отчетном году таким же, то прибыль выросла бы на 279 тыс. руб.
Задача 15
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Определить влияние изменений в составе товарооборота на уровень и сумму издержек обращения при условии, что фактический объем товарооборота составил 850 тыс. руб. Сделать выводы о том, какое влияние эти изменения в составе товарооборота оказали на размер издержек обращения торговой организации.
Таблица 8
Исходные данные
Состав ТО |
Уд вес б |
Уд вес т |
Уио баз |
Оптовый |
55 |
45 |
10 |
Розничный |
28 |
35 |
15 |
Мелкооптовый |
17 |
20 |
12 |
Всего |
100 |
100 |
- |
РЕШЕНИЕ
1. Определим сумму товарооборота по каждой группе с учетом их удельных весов:
- оптовый: баз: 850 * 0,55 = 467,5 (тыс. руб.)
отч: 850 * 0,45 = 382,5 (тыс. руб.)
- розничный: баз : 850 *0,28 = 238 (тыс. руб.)
отч: 850 * 0,35 = 297,5 (тыс. руб.)
- мелкооптовый: баз :850 *0,17 = 144,5 (тыс. руб.)
отч: 850 *0,2= 170 (тыс. руб.)
2. Определим коэффициент соотношения объемов товарооборота в отчетом и базовом году по каждой группе:
- оптовый: 382,5 : 467,5 = 0,82
- розничный: 297,5 : 238 = 1,25
- мелкооптовый: 170 : 144,5 = 1,18
3. Определим сумму издержек обращения в базовом периоде с учетом ее уровня:
- оптовый: 467,5 *0,1 = 46,8 (тыс. руб.)
- розничный: 238*0,15 = 35,7 (тыс. руб.)
- мелкооптовый: 170 *0,12 = 20,4 (тыс. руб.)
4. Определим общую сумму издержек обращения в базовом периоде:
46,8 + 35,7 +20,4 = 102,9 (тыс. руб.)
5. Определим влияние изменений в структуре товарооборота на общую сумму издержек обращения:
102,9 * 0,82 *1,25*1,18 = 124,5 (тыс. руб.)
Таким образом, под влиянием структурных сдвигов сумма издержек обращения выросла с 102,9 тыс. руб. до 124,5 тыс. руб. или на 21,6 тыс. руб.
6. определим уровень издержек обращения по группам в отчетном году:
- оптовый: 46,8 : 382,5 * 100 = 12 (%)
- розничный: 35,7 : 297,5 *100 = 12 (%)
- мелкорозничный: 20,4 : 170 * 100 = 12 (%)
ОТВЕТ
Структурные сдвиги в составе продукции повлияли на сумму издержек обращения в строну ее роста на 21,6 тыс. руб.
Структурные сдвиги повлияли на изменение уровня издержек обращения : по оптовой группе в строну роста на 2%, по розничной группе- в сторону снижения на 3 %, по мелкооптовой группе – не изменился.
Список литературы
1) Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 456с.
2) Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 352 с.
3) Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра- М, 2003. – 392 с.
4) Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3 изд., переаб., доп. – М.: Бух. учет, 2003. – 351 с.
5) Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 344 с.
6) Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.
7) Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – 2 изд., пераб., доп. – М.: Центр экономика и маркетинга, 2003. – 188 с.
8) Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Прогнозирование финансового результата: Учебно- метод. пособ. –М.: Экзамен, 2002. – 319 с.
9) Кошкина Г.М. Финансы предприятия: Тексты лекций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. – 150 с.
10) Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Задачи, деловые ситуации и тесты. – М.: Дело и сервис, 2002. – 111с.
11) Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 471 с.
12) Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность, -М.: ИКЦ. «Маркетинг», 2002.
13) Справочник финансиста предприятия/ Баранникова Н.П., Бурмистрова Л.А., Винслав Ю.Б. – 2 изд., доп., переаб. – М.: Инфра- М, 2002. – 558с.
14) Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учеб./Под ред. Е.М. Стояновой. – М.: Перспектива, 2002. – 656 с.
15) Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.