СОДЕРЖАНИЕ

1. Метод и основные приемы методики экономического анализа. 3

2. Анализ финансовых коэффициентов (ликвидности, финансовой устойчивости, прибыльности, деловой активности). 9

Задача № 1. 13

Задача № 7. 17

Задача № 9. 21

Задача № 13. 24

Задача № 18. 26

Задача № 22. 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 35

1. Метод и основные приемы методики экономического анализа.

Анализ буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренние присущие этому объекту составляющие (мысленные или реальные).

Экономический анализ помогает обосновать с научной точки решения и действия в экономике, социально- экономическую политику, что позволяет сделать правильный, значит наиболее лучший вариант управления и хозяйствования.

Под методом экономического анализа понимается диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Характерные особенности метода экономического анализа следующие:

− использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность;

− изучение причин изменения этих показателей;

− выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.

Хозяйственные процессы рассматриваются в становлении и развитии. Им свойственны переходы количества в качество, появление нового качества, отрицание отрицания, борьба противоположностей, отмирание старого и появление нового, более прогрессивного.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:

1) Использование системы показателей при изучении хозяйственных явлений и процессов. Эта система формируется обычно в ходе планирования, при разработке систем и подсистем экономической информации, что не исключает возможность исчисления в ходе самого анализа новых показателей.

2) Изучение причин, вызвавших изменение тех или иных  хозяйственных показателей. Поскольку экономические явления обусловлены причинной связью и причинной зависимостью, то задача анализа – раскрытие и изучение этих причин (факторов). Задача состоит в том, чтобы установить наиболее существенные причины, решающим образом повлиявшие на тот или иной показатель. Таким образом, предварительным условием, предпосылкой правильного анализа является экономически обоснованная классификация причин, влияющих на хозяйственную деятельность и ее результаты.

3) Выявление и измерение взаимосвязи и взаимозависимости между показателями, которые определяются объективными условиями производства и обращения товаров. Объем выпуска промышленной продукции зависит, например, от тех групп факторов, связанных с использованием рабочей силы, орудий труда, предметов труда. Каждая группа подразделяется на составные элементы. Так, факторы, связанные с использованием рабочей силы, подразделяются на количественные и качественные. К количественным относится численность рабочих, к качественным – производительность их труда (выработка на одного рабочего). Средняя  выработка на одного рабочего в год зависит, в свою очередь, от среднего числа дней, отработанных одним рабочим в год, среднего числа часов, отработанных одним рабочим в день, средней выработки на один отработанный человеко-час. Каждый из перечисленных показателей также зависит от целого ряда причин. Среднее число дней, отработанных одним рабочим в год, зависит, например, от предоставления дополнительных отпусков, неявок по болезни, командировок, целодневных постоев по вине предприятия, прогулов и т.д. Таким образом, получается определенная цепь зависимости одного показателя от другого, где каждый фактор имеет свое значение. [1]

Приведенный перечень некоторых факторов, влияющих на объем промышленного производства, говорит о том, что нельзя экономические понятия, хозяйственные показатели брать изолированно; все они между собой связаны. Однако это обстоятельство вовсе не исключает возможности и необходимости их логического обособления в процессе экономических  расчетов. Распространенным методическим приемом является определение степени влияния данного фактора при прочих равных условиях, то есть когда остальные факторы считаются якобы неизменными.

В процессе экономического анализа, аналитической обработки экономической информации применяется ряд  специальных способов и приемов. В них отражается системный, комплексный характер экономического анализа. Системность в экономическом анализе обуславливается тем, что хозяйственные процессы рассматриваются как многообразные, внутренне сложные единства, состоящие из взаимосвязанных сторон и элементов. В ходе такого анализа выявляются и изучаются связи между сторонами и элементами, устанавливается, каким образом эти связи в результате взаимодействия приводят к единству изучаемого процесса в его целостности. Системность экономического анализа проявляется и в объединении, в совокупности всех специфических приемов на основе собственных достижений и достижений ряда смежных наук (математики, статистики, бухгалтерского учета, планирования, управления, экономической кибернетики и др.)

Способы и приемы экономического анализа можно условно подразделить на две группы:

1. Традиционные.

2. Математические.

К первой группе относятся такие способы и приемы, которые находили применение почти  с момента возникновения экономического анализа как обособленной отрасли специальных знаний.

В число основных традиционных способов и приемов экономического анализа можно включить использование абсолютных, относительных и средних величин; применение сравнения, группировки, индексного метода, метода цепных подстановок, балансового метода.

Анализ тех или иных показателей, экономических явлений, процессов, ситуаций начинается с использования абсолютных величин (объем производства, объем товарооборота, сумма производственных затрат и издержек обращения, сумма валового дохода и сумма прибыли).

Экономический анализ начинается по своей сути с исчисления величины относительной. Относительные величины незаменимы при анализе явлений динамики. Относительные величины динамики исчисляются путем построения временного ряда, то есть они характеризуют изменение того или иного показателя, явления во времени (отношение, например, выпуска промышленной продукции за ряд лет к базисному периоду, принятому за 100).

Аналитичность относительных величин хорошо проявляется при изучении показателей структурного порядка. Отражая отношение части совокупности к совокупности, взятой в целом, они наглядно иллюстрируют как всю совокупность, так и ее часть (например, удельный вес в валовой продукции готовых изделий основного назначения, вспомогательных изделий).

Большое значение имеют в процессе анализа средние величины. Они позволяют переходить от единичного к общему, от случайного – к закономерному, без них невозможно сравнение изучаемого признака по разным совокупностям, невозможна характеристика изменения варьирующего показателя во времени; они позволяют абстрагироваться от случайности отдельных значений и колебаний.

В аналитических расчетах применяют различные формы средних – средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя хронологическая, мода, медиана.

Наиболее ранним и распространенным способом анализа является сравнение. Оно начинается с соотношения явлений, то есть с синтетического акта, посредством которого анализируются  сравниваемые явления, выделяется в них общее и различное. Обязательным правилом для проведения приема сравнения является сопоставимость показателей и сравнимость их с точки зрения измерителей и оценки.

Сравнение проводится по нескольким направлениям:

1) Сравнение фактических показателей с плановыми.

2) Сравнение фактических показателей с предшествующими периодами. Такое сравнение позволяет увидеть изменения показателей в динамике.

3) Сравнение показателей данного предприятия (цеха, участка) с показателями других предприятий и их подразделениями. Это способствует выявлению резервов и передового опыта.

4) Сравнение показателей данного предприятия со среднеотраслевыми и определения места предприятия в отрасли.

5) Сравнение данных отчета с экономическими нормативами. Перерасход средств по сравнению с нормами свидетельствует о нарушениях технологической дисциплины, недостаточной квалификации кадров и т.д.

Неотъемлемой частью почти любого экономического исследования является группировка. Она позволяет изучить те или иные экономические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить те или иные закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам. Группировка предполагает определенную классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, их обуславливающих.

Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к уровню его в прошлое время или к уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы. Всякий индекс исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Индексы, выражающие соотношение непосредственно соизмеряемых величин, называются индивидуальными, а характеризующие соотношения сложных явлений – групповыми, или тотальными.

Индексным метом можно выявить влияние на изучаемый совокупный показатель различных факторов. Статистика называет несколько форм индексов, которые используются в аналитической работе (агрегатная, арифметическая, гармоническая и др.).

Распространенным приемом определения влияния различных факторов на изменение анализируемого показателя является метод цепных подстановок. Цепная подстановка широко применяется при анализе показателей отдельных предприятий и объединений. Метод цепных подстановок состоит в последовательной замене плановой величины одного из алгебраических слагаемых, одного из сомножителей фактической его величиной, все остальные показатели при этом считаются неизменными.

Степень влияния  того или иного показателя выявляется последовательным вычитанием: из второго расчета вычитается первый, из третьего – второй и т. д. В первом расчете все величины плановые, в последнем – фактические. Отсюда вытекает правило, заключающееся в том, что число расчетов на единицу больше, чем число показателей расчетной формулы. При определении влияния двух факторов (двух показателей) делают три расчета, трех факторов – четыре расчета, четырех факторов – пять расчетов.

Способ разниц является разновидностью способа цепных подстановок. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора способом разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбранной последовательности подстановки.

Недостаток метода цепных подстановок и способа разниц состоит в том, что, в зависимости от выбранного порядка замены факторов, результаты факторного разложения имеют разные значения. Это связано с тем, что в результате применения этих методов образуется некий неразложимый остаток, который прибавляется к величине влияния последнего фактора. На практике точностью оценки факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимость влияния того или иного фактора.

Интегральный метод позволяет достигнуть полного разложения результативного показателя по факторам и носит универсальный характер, т.е. применим к мультипликативным, кратным и смешанным моделям.

Его преимущество заключается в следующем: использование интегрального метода позволяет получить более точные результаты расчета влияния факторов, поскольку  дополнительный прирост результативного показателя от взаимодействия факторов присоединяется не к последнему фактору, а делится поровну между ними. [2]ловой продукции готовых изделий основоного назначения, трируют как всю совокупность, так и ее часть (например, удельный вес в в

Балансовый метод широко используется в бухгалтерском учете, статистике и планировании. Применяется он и при анализе хозяйственной деятельности предприятий (там, где имеет место строго функциональная зависимость). На промышленных предприятиях, например, с помощью этого метода (наряду и вместе с другими) анализируются использование рабочего времени, станочного парка и производственного оборудования, движение сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, финансовое положение.

2. Анализ финансовых коэффициентов (ликвидности, финансовой устойчивости, прибыльности, деловой активности).

Финансовые коэффициенты представляют собой относительные показатели финансового состояния предприятия. Они рассчитываются в виде отношений абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций.

 Рассчитанные фактические коэффициенты отчетного периода сравниваются с нормой, со значением предыдущего периода, аналогичным предприятием, и тем самым выявляется реальное финансовое состояние, слабые и сильные стороны фирмы.

 Для  точной  и полной характеристики финансового состояния достаточно сравнительно небольшого количества финансовых коэффициентов. Важно лишь чтобы каждый из этих показателей отражал наиболее существенные стороны финансового состояния.

Для оценки финансовой устойчивости используются следующие коэффициенты:

― коэффициент соотношения собственных и заемных средств. Этот коэффициент дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости предприятия. Рост показателя свидетельствует об увеличении зависимости предприятия от внешних финансовых источников, т.е., в определенном смысле, о снижении его финансовой устойчивости;

― коэффициент маневренности собственного капитала. Показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, а какая капитализирована;

― коэффициент обеспеченности запасов собственными средствами. Он показывает, какая часть материальных оборотных активов финансируется за счет собственных средств. Уровень этого коэффициента должен быть близок к 1;

― коэффициент устойчивого финансирования – это соотношение суммарной величины собственных и долгосрочных заемных средств к суммарной величине внеоборотных и оборотных активов. Он показывает, какая часть активов финансируется за счет устойчивых источников;

― коэффициент автономии – отношение величины капитала и резервов к валюте баланса. Коэффициент показывает степень независимости предприятия от заемных источников средств.

При оценке платежеспособности используются следующие коэффициенты:

1) Коэффициент абсолютной ликвидности ─ показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть покрыта наиболее ликвидными оборотными активами – денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями. Второй элемент активов по мере убывания ликвидности – дебиторская задолженность, а наименее ликвидным активом считаются запасы.

2) Коэффициент быстрой  ликвидности. Он характеризует долю текущих активов (за минусом запасов) и дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, покрываемую текущими обязательствами.

3) Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. Он определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных активов к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде  краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и кредиторской задолженности.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Он определяется как отношение разности между капиталом и резервами и фактической стоимостью внеоборотных активов к фактической стоимости оборотных активов.

Рентабельность – один из основных качественных показателей эффективности (прибыльности) финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей

Рентабельность производственной деятельности Rз исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп), или чистой прибыли от основной деятельности (ЧП), или суммы чистого денежного потока (ЧДП), включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного периода, к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп). Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли или дохода с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.

 Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением брутто-прибыли или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (КL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, операционного капитала и т.д.[3]

В хозяйственной практике при оценке деловой активности предпри­ятия большое внимание уделяется анализу интенсивности исполь­зования оборотных средств, так как именно от скорости превращения их в денежную наличность зависит лик­видность предприятия и его шансы на успех.

Для измерения оборачиваемости оборотных средств используются следующие показатели:

1) Продолжительность одного оборота в днях. Она вычисляется по формуле:

                                    Об= (СО*Д) / Qр,                                                        (1)

где СО – средние остатки оборотных средств;

       Qр – оборот по реализации продукции;

       Д – количество дней в периоде.

2) Коэффициент оборачиваемости. Он характеризует число оборотов, совершенных оборотными средствами за изучаемый период. Этот показатель вычисляется по формуле:

                                                Коб= Qр / СО                                                   (2)

Ускорение оборачиваемости оборотных средств означает экономию общественно необходимого времени и высвобождение средств из оборота. Это позволяет предприятию обходиться меньшей суммой оборотных средств для обеспечения выпуска и реализации продукции или при том же объеме оборотных средств увеличить объем и улучшить качество производимой продукции.

Факторами ускорения оборачиваемости оборотных средств являются оптимизация производственных запасов, эффективное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов, сокращение длительности производственного цикла, сокращение сроков пребывания оборотных средств в остатках готовой продукции и в расчетах.

Задача № 1

Составьте баланс товарной продукции, определите влияние факторов на изменение объема реализации.

Оцените динамику показателей выпуска и реализации продукции.

Объясните причины расхождений.

Решение

Баланс товарной продукции имеет следующий вид:

                                              О1+В=РП+О2,                                                   (3)

где О1 – остатки нереализованной продукции на начало периода, тыс. руб.;

       В – выпуск товарной продукции, тыс. руб;

       РП – объем реализации продукции, тыс. руб.;

       О2 - остатки нереализованной продукции на конец периода, тыс. руб.;

Отсюда определим объем реализации продукции:

                                             РП= О1+В-О2,                                                  (4)

Объем реализации продукции в базисном периоде составит:

РП0=1800+30000-1600=30200 тыс. руб.

Объем реализации продукции в отчетном периоде составит:

РП1=2000+35000-2800=34200 тыс. руб.

Составим баланс товарной продукции в базисном и отчетном периоде.

Таблица 1

Баланс товарной продукции в базисном периоде, тыс. руб.

Ресурсы предприятия

Сумма

Использование продукции

Сумма

Остатки нереализованной продукции на начало периода

1800

Объем реализации продукции

30200

Выпуск товарной продукции

30000

Остатки нереализованной продукции на конец периода

1600

ИТОГО:

31800

ИТОГО:

31800

Выявленные недостачи продукции

20

ИТОГО:

31800

ИТОГО:

31820

Причины расхождения в балансе товарной продукции в базисном периоде: были выявлены недостачи продукции на сумму 20 тыс. руб.

Таблица 2

Баланс товарной продукции в отчетном периоде, тыс. руб.

Ресурсы предприятия

Сумма

Использование продукции

Сумма

Остатки нереализованной продукции на начало периода

2000

Объем реализации продукции

34200

Выпуск товарной продукции

35000

Остатки нереализованной продукции на конец периода

2800

ИТОГО:

37000

ИТОГО:

37000

Выявленные недостачи продукции

30

ИТОГО:

37000

ИТОГО:

37030

Причины расхождения в балансе товарной продукции в отчетном периоде: были выявлены недостачи продукции на сумму 30 тыс. руб.

На изменение объема реализации продукции влияют следующие факторы:

1) изменение объема выпуска продукции;

2) изменение остатков нереализованной продукции на начало периода;

3) изменение остатков нереализованной продукции на конец периода.

Для определения влияния факторов на изменение объема реализации составим таблицу 3.

Таблица 3

Анализ факторов изменения объема реализации продукции

Показатель

Стоимость продукции в базовых ценах

Изменение объема реализации

t0

t1

Тыс. руб.

%

Остатки нереализованной продукции на начало периода

1800

2000

+200

+5

Выпуск товарной продукции

30000

35000

+5000

+125

Остатки нереализованной продукции на конец периода

1600

2800

-1200

-30

Объем реализации продукции

30200

34200

+4000

100

Объем реализации увеличился в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом на 4000 тыс. руб., или на 13,24% (34200/30200*100).

Это произошло за счет увеличения выпуска продукции на 5000 тыс. руб. и увеличения остатков нереализованной продукции на начало периода на 200 тыс. руб. Отрицательное влияние на объем продаж оказало увеличение остатков нереализованной продукции на конец периода на 1200 тыс. руб.

Динамика – это процесс развития общественных явлений во времени.

Чтобы проанализировать динамику показателей, рассчитывают следующие показатели ряда динамики по базисной и цепной схемам расчета:

– абсолютный прирост

                            базисный  ∆Уб i1;                                                          (5)

                         цепной ∆Уц= У i i-1;                                                             (6)

 – темп роста (относительная величина динамики)

                            базисный Крб= У i/ У1*100;                                                           (7)

                            цепной Крц= У i/ У i-1*100;                                                            (8)

 – темп прироста (относительная скорость изменения)

                            базисный Кпрб= Крб-100;                                                                (9)

                  цепной Кпрц= Крц -100;                                                                (10)

Поскольку в нашей задаче представлены данные двух периодов: базисного и отчетного, то базисный и цепной показатель будут одинаковыми.

Результаты расчетов занесем в таблицу 4.

Таблица 4

Динамика производства и реализации продукции

Показатель

Базисный период

Отчетный период

Абсолютный прирост, тыс. руб.

Темп роста, %

Темп прироста, %

Объем производства, тыс. руб.

30000

35000

5000

116,67

16,67

Объем реализации, тыс. руб.

30200

34200

4000

113,24

13,24

Таким образом, в отчетном периоде по сравнению с базисным объем производства увеличился на 5000 тыс. руб. Темп роста составил 116,67%. Темп прироста показывает, что объем производства продукции увеличился на 16,67%. Объем реализации продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным вырос на 4000 тыс. руб. Темп роста составил 113,24%. Объем реализации продукции увеличился на 13,24%.

Основные источники резервов увеличения выпуска продукции и реализации продукции показаны на рис. 1.

 

Рис. 1 Источники резервов увеличения объема реализации продукции.

Задача № 7

Используя приемы факторного анализа, определите влияние на изменение объема выпуска продукции факторов:

1) изменения численности работающих;

2) изменения структуры персонала;

3) изменения количества отработанных дней;

4) изменения продолжительности рабочего дня;

5)  изменения уровня среднечасовой выработки 1 рабочего.

Решение

Объем выпуска продукции (ВП) зависит от двух основных факторов: численности работающих (ЧР) и среднегодовой выработки и определяется по формуле:

                                                 ВП=ЧР*ГВ                                                (11)

Зная численность работающих и объем выпуска продукции, найдем среднегодовую выработку:

ГВ=ВП/ЧР

Среднегодовая выработка в базисном периоде составит:

 ГВ0=30000/80=375 млн. руб.

Среднегодовая выработка в отчетном периоде составит:

ГВ1=35000/85=412 млн. руб.

Среднегодовая выработка зависит, в свою очередь, от следующих факторов: удельного веса рабочих в общей численности (УД), количества отработанных дней одним рабочим (Д), продолжительности рабочего дня (П) и среднечасовой выработки одного рабочего (СВ) и определяется по формуле:

                                           ГВ=УД*Д*П*СВ                                                (12)

Для факторного анализа объема выпуска продукции имеем пятифакторную модель:

                                      ВП=ЧР*УД*Д*П*СВ                                             (13)

Для анализа необходимо найти недостающие данные.                                         

Зная общую среднесписочную численность работающих и среднесписочную численность рабочих, можем найти удельный вес рабочих в общей численности:

УД0=60/80=0,75

УД1=61/85=0,72

Зная число отработанных чел.-дней и численность рабочих, найдем сколько дней отработано одним рабочим за год:

Д0=14100/60=235 дней

Д1=14152/61=232 дня.

Зная число отработанных чел.-час и численность рабочих, найдем сколько часов отработано одним рабочим:

− в базисном периоде 112,8/60=1880 часов

− в отчетном периоде 106,14/61= 1740 часов.

Найдем среднюю продолжительность рабочего дня. Она определяется как отношение общего числа отработанных чел.-дней к числу отработанных часов одним рабочим.

П0=14100/1880=7,5 часов

П1=14152/1740=8 часов.

Среднечасовую выработку одного рабочего найдем из формулы среднегодовой выработки:

                                    СВ=ГВ/УД*Д*П                                                        (14)

Среднечасовая выработка одного рабочего составит:

СВ0=375000/0,75*235*7,5=283,69 тыс. руб.

СВ1=412000/0,72*232*8=308,,13 тыс. руб.

Результаты расчетов сведем в таблицу 5.

Таблица 5

Данные для факторного анализа объема выпуска продукции

Показатель

Услов-ное обозна-чение

Значение показателя

Изменение

базисное

отчетное

абсолютное

относитель-ное, %

Объем выпуска продукции, тыс. руб.

ВП

30000

35000

+5000

+16,67

Среднесписочная численность работающих, чел.

ЧР

80

85

+5

+6,25

Удельный вес рабочих в общей численности

УД

0,75

0,72

-0,03

-4,0

Количество отработанных дней одним рабочим

Д

235

232

-3

-1,3

Средняя продолжительность рабочего дня, час

П

7,5

8

+0,5

-6,67

Среднечасовая выработка одного рабочего, тыс. руб.

СВ

283,69

308,13

+24,44

+8,7

Алгоритм расчета способом цепной подстановки для нашей пятифакторной модели следующий:

ВП0= ЧР0*УД000*СВ0=80*0,75*235*7,5*283,69=30000 тыс. руб.

ВПусл.1= ЧР1*УД000*СВ0=85*0,75*235*7,5*283,69=31875 тыс. руб.

ВПусл.2= ЧР1*УД100*СВ0=85*0,72*235*7,5*283,69=30600 тыс. руб.

ВПусл.3= ЧР1*УД110*СВ0=85*0,72*232*7,5*283,69=30210 тыс. руб.

ВПусл.4= ЧР1*УД111*СВ0=85*0,72*232*8*283,69=32223 тыс. руб.

ВП1= ЧР1*УД111*СВ1=85*0,72*232*8*308,13=35000 тыс. руб.

В отчетном периоде по сравнению с базисным выпуск продукции увеличился на 5000 тыс. рублей, в том числе за счет изменений:

а) численности работающих:

∆ВПЧР= ВПусл.1- ВП0=31875-30000=+1875 тыс. руб.

б) удельного веса рабочих в общей численности:

∆ВПУД= ВПусл.2- ВПусл.1=30600-31875=-1275 тыс. руб.

в) количества отработанных дней одним рабочим:

∆ВПД= ВПусл.3- ВПусл.2=30210-30600=-390 тыс. руб.

г) средней продолжительности рабочего дня:

∆ВПП= ВПусл.4- ВПусл.3=32223-30210=+2013 тыс. руб.

д) среднечасовой выработки одного рабочего:

∆ВПСВ= ВП1- ВПусл.4=35000-32223=+2777 тыс. руб.

Баланс отклонений составит:

∆ВП= ВП1- ВП0=∆ВПЧР+∆ВПУД+∆ВПД+∆ВПП+∆ВПСВ=35000-30000=

=1875+(-1275)+(-390)+2013+2777=+5000 тыс. руб.

Таким образом, по результатам факторного анализа можно сделать следующие выводы:

Под влиянием увеличения численности работающих на 5 человек объем выпуска продукции увеличился на 1875 тыс. руб., но за счет снижения удельного веса рабочих в общей численности на 0,03 объем выпуска продукции снизился на 1275 тыс. руб., также он снизился на 390 тыс. руб. за счет снижения количества отработанных дней одним рабочим на 3 дня. Под влиянием увеличения средней продолжительности рабочего дня на 0,5 часов объем выпуска продукции увеличился на 2013 тыс. руб. Среднечасовая выработка одного рабочего также положительно повлияла на рост объема выпуска продукции. За счет ее увеличения на 24,44 тыс. руб. объем выпуска продукции увеличился на 2777 тыс. руб. Общее увеличение объема выпуска продукции составило 5000 тыс. руб.

Резервы увеличения объема производства продукции

 – за счет увеличения численности рабочих:

Р↑ВПЧР= Р↑ЧР*ГВф

─ за счет увеличения производительности труда:

Р↑ВПГВ= ЧРв*Р↑ГВ

где Р↑ЧР ─ резерв роста численности рабочих;

       ГВф ─  фактическая среднегодовая выработка;

       ЧРв ─ фактическая численность рабочих;

        Р↑ГВ ─ резерв роста среднегодовой выработки рабочего.

Увеличение численности рабочих и увеличение среднегодовой выработки одного рабочего позволит увеличить объем выпуска продукции.

 

Задача № 9

Определить показатели затрат на 1 рубль продукции. Определить влияние на изменение уровня затрат факторов:

1) изменения структуры и ассортимента;

2) изменения уровня себестоимости отдельных изделий;

3) изменения уровня цен на продукцию.

Расчеты сделать способом цепных подстановок.

Решение

Затраты на 1 рубль произведенной продукции – очень важный обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции в целом по предприятию. Во-первых, он универсален, поскольку может рассчитываться в любой отрасли производства, а, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.[4]

В общем виде показатель, характеризующий уровень затрат на один рубль продукции, представлен формулой:

                                               S=ZiQi / PiQi,                                                  (15)

где Qi – количество единиц продукции каждого вида;

       Zi – себестоимость продукции отдельных видов изделий;

       Pi – цена продукции.

При оценке уровня затрат на один рубль продукции исследуют следующие показатели:

1. Затраты на рубль продукции по плану:

Sпл= ZплQпл / PплQпл

2. Фактические затраты на рубль продукции:

Sф= Z1Q1 / P1Q1

3. Фактические (условные) затраты на рубль продукции в ценах, принятых при составлении плана:

Sф/= Z1Q1 / PплQ1

4. Затраты на рубль продукции по плану (условные) в пересчете на фактический объем и состав продукции:

Sпл/= ZплQ1 / PплQ1

Результаты расчетов занесем в таблицу 6.

Таблица 6

Анализ затрат на 1 рубль  продукции, тыс. руб.

Показатели

По плану

По плану на фактический выпуск и ассортимент

По фактической себестоимости в ценах плана на продукцию

Фактически в действующих ценах

Полная себестоимость продукции

73500

74200

78400

80300

Продукция в оптовых ценах

95000

100600

102000

103000

Затраты на 1 рубль продукции

0,7737

0,7376

0,7686

0,7796

Общее изменение затрат составит:

                                                  Δ S= Sф - Sпл                                              (16)

По данным таблицы (6) затраты на 1 рубль продукции повысились по сравнению с планом на 0,0059 тыс. руб. (0,7796-0,7376).

На изменение уровня затрат влияют следующие факторы:

─ изменение структуры и ассортимента;

─ изменение уровня себестоимости отдельных изделий;

─ изменение уровня цен на продукцию.

Найдем влияние изменения структуры и ассортимента:

ΔS(Q)= Sпл/- Sпл

ΔS(Q)=0,7376-0,7737=-0,0361 тыс. руб.

Найдем влияние изменения уровня себестоимости:

ΔS(Z)= Sф/-Sпл/

ΔS(Z)=0,786-0,7376=+0,031 тыс. руб.

Найдем влияние изменения уровня цен на продукцию:

ΔS(Р)= Sф - Sф/

ΔS(Р)=0,7796-0,7686=+0,011 тыс. руб.

Баланс отклонений составит:

ΔS = Sф - Sпл = ΔS(Q)+ ΔS(Z)+ ΔS(Р)=0,7796-0,7737=

= -0,0361+0,031+0,011=+0,0059 тыс. руб.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

Под влиянием изменения уровня цен на продукцию уровень затрат на 1 рубль продукции увеличился на 0,011 тыс. руб.; за счет изменения уровня себестоимости затраты на 1 рубль продукции увеличились на 0,031 тыс. руб. А под влиянием изменения структуры и ассортимента затраты снизились на 0,0361 тыс. руб.

Чем выше себестоимость продукции, тем выше затраты на 1 рубль товарной продукции. При повышении цен на продукцию затраты на 1 рубль товарной продукции снижаются.

Производственные затраты и уровень себестоимости продукции зависят от изменения объема и структуры выпускаемой продукции, техники, технологии, организации производства, труда и т.д. Все факторы, определяющие снижение себестоимости, можно объединить в следующие группы: повышение технического уровня производства, улучшения качества продукции, изменение объема и структуры производимой продукции, повышения уровня организации производства и труда, отраслевые и прочие факторы.

Резервы сокращения себестоимости кроются в сокращении материальных, трудовых и других затрат на производство продукции.

Более эффективному использованию материальных ресурсов будет способствовать внедрение элементов нормативного учета с выявлением отклонений фактических затрат от их нормативных значений. При такой организации учета появляется возможность определить причины отклонений, которыми могут быть: замена одних материалов другими, техническая неисправность оборудования, низкий уровень квалификации рабочих и другие, а также принять меры по устранению отклонений в сторону увеличения расхода материалов.

Задача № 13

Проанализировать изменение рентабельности реализованной продукции и определить влияние на это изменение факторов:

1) изменения суммы прибыли от реализации;

2) изменения объема реализации продукции.

Укажите, при каком соотношении темпов роста возможен рост уровня рентабельности реализованной продукции.

Решение

Обобщающим показателем эффективности деятельности предприятия является уровень рентабельности. Рентабельность, в отличие от суммы прибыли, – это относительный показатель, характеризующий степень доходности предприятия.

Рентабельность реализованной продукции рассчитывается делением прибыли от реализации продукции на сумму полученной выручки.

Рентабельность реализованной продукции определяется по формуле:

                                                  Rпр=Прп/Vрп                                                        (17)

где Прп - прибыль от реализации продукции, руб.;

      Vрп  - объема реализации продукции, руб.

Данные для анализа берем из формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и сводим в аналитическую таблицу 7.

Таблица 7

Показатель

Базисный период

Отчетный период

Изменение

Прибыль от реализации продукции, руб.

1939

2389

+450

Объем реализации продукции, руб.

5027

6897

+1870

Рентабельность реализованной продукции, %

39,0

35,0

-4,0

Определение влияния факторов производим методом цепных подстановок.

Уровень рентабельности реализованной продукции снизился в отчетном периоде по сравнению с базисным на  4 %, в том числе за счет:

а) влияния изменения объема реализации продукции:

∆Rпр(V)=(П0/V10/V0)*100%

∆Rпр(V)=(1939/6897 – 1939/5027)*100%=-10,5 %

б) влияния изменения прибыли от реализации продукции:

∆Rпр(П)=(П1/V10/V1)*100%

∆Rпр(П)=(2389/6897 – 1939/6897)*100%=+6,5 %

Баланс отклонений составит:

∆ Rп = Rпр1- Rпр0 = ∆Rпр(V)+ ∆Rпр(П)=35,0-39,0=-10,5+6,5=-4,0 %

По результатам анализа можно сделать следующий вывод:

Под  влиянием увеличения объема реализации продукции на 1870 руб. уровень рентабельности снизился на 10,5 %, но за счет увеличения прибыли от реализации продукции на 450 руб. уровень рентабельности увеличился на      6,5 %.

Основными источниками повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение ее себестоимости.

Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:

                 Р↑R= Rв- Rфф+ Р↑П/VРПвiвi *100 – Пфф,                        (18)

где  Р↑R – резерв роста рентабельности;

      Rв ─ рентабельность возможная;

      Rф─ рентабельность фактическая;

      Р↑П – резерв роста прибыли от реализации продукции;

      VРПвi ─ возможный объем реализации продукции;

      Свi ─ возможный уровень себестоимости продукции;

      Пф ─ фактическая прибыль от реализации продукции;

      Иф ─ фактическая сумма затрат по реализованной продукции.

Резерв повышения уровня рентабельности составит:

Р↑R=(2389+1000)/7587*100 – 2389/4508=44%

После внедрения выше описанных мероприятий рентабельность продаж может увеличиться на 44% и составить: 39+44=83%.

Задача № 18

По данным баланса определите сумму платежного излишка или недостатка и оцените ликвидность баланса и платежеспособность организации.

Решение

Рыночные условия хозяйствования обязывают предприятие в любой период времени иметь возможность срочно погасить внешние обязательства (т.е. быть платежеспособным) или краткосрочные  обязательства (т.е. быть ликвидным).[5]

Ликвидность предполагает наличие у предприятия оборотных средств в размере, достаточном для погашения обязательств.

Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для погашения кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Основными признаками платежеспособности являются:

• наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете;

• отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, сгруппированных по степени срочности их погашения.

Активы предприятия в зависимости от скорости превращения их в деньги делятся на 4 группы.

Таблица 8

Группировка активов по степени ликвидности

Наименование показателя

Содержание показателя

Источник информации

А1 – наиболее ликвидные активы

Денежные средства+краткосрочные  финансовые вложения

Стр.250+стр. 260 (ф.1)

А2 – быстрореализуемые активы

Дебиторская задолженность+прочие активы

Стр.230+стр.240+стр.270 (ф.1)

А3 – медленно реализуемые активы

Запасы+НДС

Стр.210+стр.220 (ф.1)

А4 – труднореализуемые активы

Итог раздела 1 актива баланса

Стр. 190 (ф.1)

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

Таблица 9

Группировка пассивов по сроку погашения

Наименование показателя

Содержание показателя

Источник информации

П1 – наиболее срочные обязательства

Кредиторская задол-женность, прочие пассивы+ссуды, не погашенные в срок

Стр. 620 (ф.1)

П2 – краткосрочные пассивы

Краткосрочные займы и кредиты+прочие краткосрочные обязательства

Стр.610+стр.660 (ф.1)

П3 – долгосрочные пассивы

Долгосрочные кредиты и заемные средства

Стр. 590 (ф.1)

П4 – постоянные пассивы

Собственный (акционерный) капитал, находящийся постоянно в распоряжении предприятия

Стр.490+стр.630+

стр.640+стр.650 (ф.1)

Для анализа ликвидности баланса составляется таблица 10. В графы этой таблицы фиксируются данные на начало и конец отчетного периода из бухгалтерского баланса по группам актива и пассива. При сопоставлении итогов этих групп определяются абсолютные величины платежных излишков или недостатков на начало и конец отчетного периода.

Таблица 10

Структура активов и пассивов по классу ликвидности

Актив

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

Пассив

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

Платежный излишек или недостаток

1

2

3

4

5

6

7=2-5

8=3-6

А1

477

333

П1

702

324

-225

+9

А2

278

174

П2

150

30

+128

+144

А3

1039

882

П3

207

217

+832

+665

А4

952

1127

П4

860

452

+92

+675

Баланс

2746

2516

Баланс

1919

1023

+827

+1493

Для определения ликвидности баланса сопоставляются итоги вышеприведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются условия, приведенные в табл. 11

Таблица 11

Рекомендуемые значения

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

А1≥П1

Нет

Да

А2≥П2

Да

Да

А3≥П3

Да

Да

А4≥П4

Да

Да

В целом баланс данного предприятия можно назвать ликвидным, так как выполняется три из четырех неравенств.

К показателям ликвидности и платежеспособности относятся:

1) Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия). Он дает общую оценку обеспеченности предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочной задолженности, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на 1 рубль краткосрочных обязательств.

2) Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности. Он характеризует долю текущих активов (за минусом запасов) и дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, покрываемую текущими обязательствами.

3) Коэффициент абсолютной ликвидности – наиболее жесткий критерий ликвидности баланса предприятия, характеризующий долю наиболее срочных обязательств, которые могут быть погашены предприятием немедленно за счет наиболее ликвидных активов (денежных средств в кассе предприятия, на его счетах в банке и реализации краткосрочных финансовых вложений).

4) Коэффициент обеспеченности собственными средствами. Он характеризует часть собственного капитала предприятия, которая используется для покрытия текущих активов.

Расчет этих показателей произведем в табл. 12

Таблица 12

Расчет показателей ликвидности и платежеспособности

Показатель

Способ расчета

Рекоменду-емое

значение

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

Откло-нение

1

Коэффициент текущей ликвидности

Стр.290/стр.690-(стр.640+стр.650) ф.1

Миним. значение – 1; допустимое значение – 1-1,5; оптим. значение – более 1,5

2,036

3,924

+1,89

2

Коэффициент быстрой ликвидности

Стр.250+стр.260+ стр.240/ стр.690-(стр.640 +стр.650) ф.1

Допустимое значение – 0,5-0,8; оптим. значение – более 0,8

0,629

1,192

+0,56

3

Коэффициент абсолютной ликвидности

Стр.260/стр.690-(стр.640+ стр.650) ф.1

Оптимальное значение – 0,1

0,560

0,941

+0,38

4

Коэффициент обеспеченнос-ти собственны-ми средствами

Стр.490-стр.190 / стр.290 ф.1

Рекомендуе-мое значение – не менее 0,10

0,454

0,497

+0,04

По результатам расчетов можно сделать следующие выводы:

К концу отчетного периода наблюдался рост всех показателей ликвидности и платежеспособности, также все они имеют значения выше оптимальных.

Коэффициент текущей ликвидности увеличился на конец отчетного периода по сравнению с началом года на 1,89. Коэффициент быстрой ликвидности увеличился на 0,56. Коэффициент абсолютной ликвидности увеличился на 0,38 и коэффициент обеспеченности собственными средствами – на 0,04 пункта.

Это свидетельствует о платежеспособности и ликвидности предприятия – о  наличии у него оборотных средств в размере, достаточном для погашения своих обязательств.

 Задача № 22

Дайте оценку деловой активности организации при помощи группы финансовых коэффициентов:

1) отдача (оборачиваемость) имущества;

2) оборачиваемость оборотных активов;

3) оборачиваемость собственного капитала;

4) оборачиваемость денежных средств и краткосрочных финансовых вложений;

5) оборачиваемость дебиторской задолженности.

Для расчетов условно за средние остатки примите данные баланса на начало и конец года. При расчете показателей оборачиваемости продолжительность периода (Д) принять равной 360 дням.

Решение

К показателям оборачиваемости относятся коэффициент оборачиваемости (скорость оборота) и оборачиваемость в днях.

Коэффициент оборачиваемости (Коб.) имущества (активов) показывает величину выручки от реализации продукции на 1 рубль вложенных активов.

Оборачиваемость в днях (Тоб.) определяется как отношение количества дней периода к коэффициенту оборачиваемости.

Коэффициент оборачиваемости имущества на начало периода составит:

Коб.а. нн = 5027/2687=1,87

Коэффициент оборачиваемости имущества на конец периода составит:

Коб.а. нк =6897/2516=2,74

Период оборачиваемости имущества на начало периода составит:

Тоб.а. нн = 360/1,87=192,5 дня

Период оборачиваемости имущества на конец периода составит:

Тоб.а. нк =360/2,74=131,5 дня

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов показывает скорость оборота всех оборотных средств предприятия.

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов на начало периода составит:

Коб.об.а. нн = 5027/1735=2,897

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов на конец периода составит:

Коб.об. а. нк =6897/1389=4,965

Период оборачиваемости оборотных активов на начало периода составит:

Тоб.об. а. нн = 360/2,897=124,2 дня

Период оборачиваемости оборотных активов на конец периода составит:

Тоб.об. а. нк =360/4,965=72,5 дня

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала характеризует различные аспекты деятельности: с финансовой точки зрения – скорость оборота вложенного капитала; с экономической – активность денежных средств, которыми рискует вкладчик; с коммерческой – отражает или излишек продаж или их недостаток.

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала на начало периода составит:

Коб.с.к. нн = 5027/1740=2,889

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала на конец периода составит:

Коб.с.к. нк =6897/1817=3,796

Период оборачиваемости собственного капитала на начало периода составит:

Тоб.с.к. нн = 360/2,889=124,6 дней

Период оборачиваемости собственного капитала на конец периода составит:

Тоб.с.к. нк =360/3,796=94,8 дней

Коэффициент оборачиваемости денежных средств показывает величину выручки от реализации продукции на 1 рубль вложенных денежных средств.

Коэффициент оборачиваемости денежных средств на начало периода составит:

Коб.д.с. нн = 5027/477=10,539

Коэффициент оборачиваемости денежных средств на конец периода составит:

Коб.д.с. нк =6897/333=20,712

Период оборачиваемости денежных средств на начало периода составит:

Тоб.д.с. нн = 360/10,539=34 дня

Период оборачиваемости денежных средств на конец периода составит:

Тоб.д.с. нк =360/20,712=17 дней

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает величину выручки от реализации продукции на 1 рубль дебиторской задолженности.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности на начало периода составит:

Коб.д.з. нн = 5027/278=18,083

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности на конец периода составит:

Коб.д.з. нк =6897/174=39,638

Период оборачиваемости дебиторской задолженности на начало периода составит:

Тоб.д.з. нн = 360/18,083=20 дней

Период оборачиваемости дебиторской задолженности на конец периода составит:

Тоб.д.з. нк =360/39,638=9 дней

Результаты расчетов занесем в таблицу 13.

Таблица 13

Анализ показателей оборачиваемости организации

Показатель

На начало периода

На конец периода

Изменения

абсолютное

относительное,%

Коэффициент оборачиваемости имущества, раз

1,87

2,74

+0,87

+46,5

Период оборота имущества, дней

192,5

131,5

-6,1

-31,7

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, раз

2,897

4,965

+2,068

+71,4

Период оборота оборотных активов, дней

124,2

72,5

-51,7

-41,6

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала, раз

2,889

3,796

+0,907

+31,4

Период собственного капитала, дней

124,6

94,8

-29,8

-23,9

Коэффициент оборачиваемости денежных средств, раз

10,539

20,712

-10,173

+96,5

Период оборота денежных средств, дней

34

17

-17

-50,0

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, раз

18,083

39,638

+21,555

+119,2

Период оборота дебиторской задолженности, дней

20

9

-11

-65,0

По результатам расчета можно сделать следующие выводы:

В целом наблюдается положительная тенденция: все периоды оборота средств на конец отчетного периода снизились по сравнению с началом периода от 20 до 65%, а все скорости оборота всех средств увеличились от 30 до 120%.

Уменьшение периода оборота всех оборотных средств свидетельствует об улучшении использования оборотных средств. Ускорение оборота оборотных средств позволяет высвободить значительные суммы, и таким образом, увеличить объем производства без дополнительных финансовых ресурсов, а высвободившиеся средства использовать в соответствии с потребностями предприятия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрютина М.С., Грачев А.Г. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия. - М.: Дело и Сервис. 1999. – 420 с.

2. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: учебник. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика. 2002. –  416 с.

3. Ковалев В. В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Финансы и статистика. 2000. − 326 с.

4. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия: уч. пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушина.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 384 с.

5. Мазурина Т. Ю. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие. М.: Издательство РИОР. 2005. − 140 с.

6.  Мамедов О. Ю. Современная экономика. 2-е изд., доп. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс». 1999. – 608 с.

7. Маркарьян Э. А., Герасименко Г. П. Финансовый анализ. М.: «ПРИОР». 2003. − 160 с.

          8. Общая теория статистики / И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев. М.: Финансы и статистика. 2002. – 480 с.

9. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М. 2003. − 400 с.


[1] Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: учебник. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика. 2002. –  с. 45

[2] Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: учебник. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика. 2002. –  с. 58

[3] Мазурина Т. Ю. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие. М.: Издательство РИОР. 2005. −  с. 89

[4] Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М. 2003. −  с. 191

[5] Маркарьян Э. А., Герасименко Г. П. Финансовый анализ. М.: «ПРИОР». 2003. −  с. 105