Содержание

10. Как осуществляется финансирование работ  по государственной стандартизации?. 3

20. Стандартизация в зарубежных странах (на примере Американского национального института стандартов и технологии) 4

30. Стандартизация и кодирование информации о товаре. 5

40. Перечислите основные требования к испытательным лабораториям, как происходит их аккредитация?. 7

50. Системы обязательной сертификации в РФ.. 9

60. Практика сертификации в РФ.. 12

70. Физические величины как объект измерений. 15

80. Методы калибровки и проверочные схемы.. 17

90. Сотрудничество по метрологии в СНГ. 20

Список литературы.. 23

10. Как осуществляется финансирование работ  по государственной стандартизации?

Работы по государственной стандартизации финансируются в соответствии с положениями Закона "О стандартизации". В нем выделены те направления деятельности, которые финансирует государство, и приведены источники финансирования.

Государственное финансирование предусмотрено для:

разработки стандартов, содержащих обязательные требования к объекту стандартизации в соответствии с законодательством России;

работ, связанных с созданием общероссийских классификаторов технико-экономической информации, публикацией информации об издании этих документов;

формирования и ведения федерального фонда государственных стандартов и Государственного реестра продукции и услуг, которые прошли сертификацию на соответствие обязательным требованиям государственных стандартов;

научных работ, связанных с важными проблемами стан-, дартизации, имеющими общегосударственное значение;

деятельности в международных организациях по стандартизации.

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов также выделяются Законом как важный объект для государственного финансирования[4, с. 133].

Источниками денежных поступлений для реализации данного законодательного положения должны быть: реализация изданных (переизданных) государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации; каталога сертифицированных продукции и услуг; част: сданных штрафов, взимаемых при госнадзоре.

Государство оказывает поддержку не только тем организациям, которые создают нормативные документы по стандартизации, но и тем субъектам хозяйственной деятельности, которые производят продукцию или предлагают услуги, маркированные знаком соответствия обязательным требованиям государственных стандартов, что подтверждено посредством сертификации.

Особая экономическая поддержка предназначена для тех предприятий, которые выпускают новые перспективные виды продукции в соответствии с предварительными (перспективными) требованиями стандартов.

20. Стандартизация в зарубежных странах (на примере Американского национального института стандартов и технологии)

 В качестве координатора добровольной системы стандартизации в частном секторе США в течение 80 лет выступает Американский национальный институт стандартов. Главной задачей и приоритетным направлением его деятельности является оценка соответствия продукции действующим стандартам[3, с. 54].

В середине 1998 г. ожидалось вступление в силу пакета соглашений между США и ЕС о взаимном признании (СВП) результатов испытаний и систем сертификации друг друга продукции высоких технологий. Согласно СВП процедура оценки соответствия стандартам США может осуществляться в странах ЕС. При этом США будут иметь возможность не только поддерживать существующие высокие требования в отношении безопасности стандартам на ввозимую продукцию, но и устанавливать еще более жесткие требования. Положения заключенных соглашений укладываются в рамки действующих в США законов, о которых речь шла выше, и поэтому для американских законодателей нет необходимости производить какие-либо изменения в них. Пакет СВП состоит из т.н. «рамочного соглашения» и шести приложений по отраслям. Рамочное соглашение устанавливает общие правила и обязательства сторон, а отраслевые приложения содержат специфические положения в отношении продукции высоких технологий, программ и специальных процедур.

30. Стандартизация и кодирование информации о товаре

Штриховой код состоит из чередующихся темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. Размеры полос стандартизованы. Штриховые коды предназначены для считывания специальными оптическими устройствами - сканерами. Сканеры декодируют штрихи в цифры через микропроцессоры и вводят информацию о товаре в компьютер.

В зарубежных странах наличие штрихового кода на упаковке товара стало обязательным требованием, без выполнения которого торговые организации могут отказаться от товара. Это относится и к международной торговле. Дело не только в том, что такая система информации, когда не менее 85% товаров кодируется, экономически эффективна, но и в прямом влиянии кодирования на упорядочение и ускорение сбора и формирования заказов, учет поступления товаров, отгрузку, оформление документации и бухгалтерский учет, контроль товаров при их складировании и сбыте.

Наиболее широко применяются два кода EAN: 13-разрядный и 8-разрядный цифровые коды, представляющие собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины. Самый узкий штрих принят за единицу. Каждая цифра (или разряд) складывается из двух штрихов и двух пробелов . 13-разрядный код состоит из кода страны ("флаг страны"), кода предприятия (фирмы)-изготовителя, кода самого товара и контрольного числа. Ассоциация EAN разработала коды стран и централизованно предоставляет лицензию на использование кодов.

Код предприятия-изготовителя составляется в каждой стране соответствующим национальным органом и включает пять цифр, следующих за кодом страны. Код товара (пять цифр) составляет непосредственно изготовитель. Расшифровка кода не является стандартной, он может отражать определенные характеристики (признаки) самого товара либо представляет регистрационный номер товара, известный лишь этому предприятию. Контрольная цифра предназначена для установления правильности считывания кода сканером по алгоритму EAN.

Код EAN-8 предназначен для небольших упаковок, на которых нельзя разместить более длинный код. EAN-8 состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа (иногда вместо кода изготовителя - регистрационный номер продукта).

Цифровой ряд не считывается сканером и предназначен для покупателя. Информация для конечного потребителя ограничивается только указанием страны, поскольку коды стран публикуются в различных специализированных и справочных изданиях или содержатся в банках данных. Полный штриховой код позволяет закупочным торговым или внешнеторговым организациям иметь четкие реквизиты происхождения товара и адресно предъявлять претензии по качеству, безопасности и другим параметрам, не соответствующим контракту (договору).

Госстандартом России на базе ЮНИСКАН создан технический комитет по стандартизации "Автоматическая идентификация", а его секретариат ведет Российский центр испытаний и сертификации (Ростест-Москва). Цель технического комитета - стандартизация в области автоматизированной идентификации товаров. ЮНИСКАН создала совместные предприятия - "Интерштрихкод" (с Великобританией), "Дата-скан" и "Датасис" (с Данией).

Введение в России обязательного штрихового кодирования товаров создает условия для реализации одного из положений Закона "О защите прав потребителей" - права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о приобретаемом товаре.

Понимание важности штрихового кодирования для повышения степени цивилизованности рынка показало московское правительство, принявшее Положение "О внедрении штрихового кодирования продукции (товаров), реализуемой на потребительском рынке г. Москвы". В нем изложены требования к изготовителям товаров, оптовым и розничным торговым организациям, касающиеся обязательного наличия штриховых кодов на внутренней и внешней упаковке товаров. В связи с этим каждый из названных участников товародвижения обязан придерживаться правил, содержащихся в Положении.

40. Перечислите основные требования к испытательным лабораториям, как происходит их аккредитация?

Требования к испытательным лабораториям в России регулируются государственными стандартами, положения которых разработаны с учетом соответствующих руководств ИСО/МЭК и европейских стандартов, относящихся к деятельности испытательных лабораторий (EN 45001, EN 45002 и EN 45003). Эти требования учитываются при создании, аккредитации и функционировании испытательной лаборатории; в процессе взаимодействия лаборатории с аккредитующим органом и с органами по сертификации; при заключении соглашении с зарубежными партнерами о признании протоколов испытаний; их также принимают во внимание эксперты, осуществляющие инспекционный контроль за работой аккредитованной лаборатории[5, с. 122].

Окружающая среда, в условиях которой проводят испытания, не должна отрицательно влиять на результаты и искажать требуемую точность измерений. Помещения для проведения испытаний должны быть защищены от воздействия таких факторов, как повышенные температуры, пыль, влажность, пар, шум, вибрация, электромагнитные возмущения, и отвечать требованиям применяемых методик испытаний, санитарных норм и правил, требованиям безопасности труда и охраны окружающей среды. Помещения должны быть достаточно просторными, чтобы устранить риск порчи оборудования и возникновения опасных ситуаций, обеспечить сотрудникам свободу перемещения и точность действий. Помещения для испытаний должны быть оснащены необходимым оборудованием и источниками энергии и при необходимости устройствами для регулирования условий, в которых проводятся испытания. Доступ к зонам испытаний и их использование должны соответствующим образом контролироваться; должны быть также определены условия допуска лиц, не относящихся к персоналу данной лаборатории. Для поддержания порядка и чистоты в испытательной лаборатории должны предприниматься профилактические меры.

Испытательные лаборатории и их персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказывать влияние на выводы или оценки. Всякое влияние на результаты испытаний, оказываемое со стороны внешних организаций или лиц, должно быть исключено. Испытательная лаборатория не должна заниматься деятельностью, способной подорвать доверие в отношении ее независимости в принятии решений и беспристрастности при проведении испытаний. Оплата труда персонала, которому поручено проводить испытания, не должна зависеть от количества испытаний и их результатов. Если изделия испытывают организации, которые приняли участие в разработке, производстве или реализации этих изделий (например, изготовители), то должны быть разработаны дополнительные требования об условиях, обеспечивающих объективность испытаний[4, с. 76].

Испытательная лаборатория должна быть компетентной для проведения соответствующих испытаний. При отсутствии установленного метода испытания необходимо документально оформить соглашение между заказчиком и лабораторией о применяемом методе испытания.

Аккредитацию испытательных лабораторий, деятельность которых связана с обязательной сертификацией, организует и проводит Госстандарт России и уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Любая лаборатория, которая удовлетворяет требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 51000.3-96 и дополнительным требованиям конкретной отрасли по ее заявлению, имеет право на аккредитацию.

Организации, которые планируют получить аккредитацию, обязаны быть готовыми к выполнению конкретных видов деятельности, соответствующих заявленной области аккредитации. После подачи заявки на аккредитацию необходимы взаимодействие со всеми участниками процедуры аккредитации, а затем, независимо от результатов – оплата работ по аккредитации в соответствии с установленным порядком.

Аккредитующий орган определяет процедуру и порядок назначения эксперта, которые, в частности, включают согласие самого эксперта, согласие заявителя на личность эксперта и предоставление экспертам методических указаний, рабочих документов и инструкций по проведению аккредитации.

Процедура аккредитации состоит из следующих последовательно выполняемых действий[3, с. 109]:

-        представление заявителем заявки на аккредитацию;

-        экспертиза документов по аккредитации;

-        аттестация заявителя;

-        анализ всех материалов и принятие решений об аккредитации;

-        выдача аттестата об аккредитации;

-        проведение инспекционного контроля аккредитованной организации.

50. Системы обязательной сертификации в РФ

В 1998 г. В России действовало несколько десятков систем обязательной сертификации, часть из них (системы сертификации однородной продукции) входит в состав системы ГОСТ Р. 15 систем обязательной сертификации образованы разными федеральными органами исполнительной власти.

Создавшиеся масштабы работ по обязательной сертификации, участие в ней различных органов федерального уровня требуют четкой координации. Координирующей функцией на основе Закона РФ "О защите прав потребителей" наделен Госстандарт РФ.

В его обязанности входит[1, с. 234]:

формирование единой государственной политики в области сертификации,

обеспечение взаимодействия в практике сертификации федеральных органов исполнительной власти,

приведение в соответствие требований к объектам сертификации, проходящим сертификацию в различных системах,

унификация методов и процедур контроля за сертифицированной продукцией,

согласование номенклатуры объектов обязательной сертификации.

Разделение полномочий и сферы взаимодействия в области обязательной сертификации регламентируется двусторонним соглашениями Госстандарта РФ с федеральными органами исполнительной власти.

Наиболее крупной системой обязательной сертификации является ГОСТ Р. Это первая система обязательной сертификации, созданная во исполнение Закона "О защите прав потребителей", организованная и возглавляемая Госстандартом РФ. В ее составе действуют более 40 систем сертификации однородной продукции, около 900 органов по сертификации и более 2000 испытательных лабораторий, которые аккредитованы в установленном порядке. Ежегодно в Системе ГОСТ Р выдается около 500 тыс. сертификатов соответствия на продукцию и услуги. Система ГОСТ Р выполняет задачи по сертификации импортируемой продукции. Для этого в ней аккредитованы зарубежные органы по сертификации: ДИН-ГОСТ-ТЮФ (Германия),Сосьете Женераль (Швейцария), Мертконтроль (Венгрия), ГОСТ-Азия (для стран Юго-Восточной Азии).

В Системе ГОСТ Р может проводиться и добровольная сертификация. Практика показывает, что заявители на добровольную сертификацию также чаще всего обращаются в эту систему.

На базе правил и принципов Системы ГОСТ Р сформирована действующая инфраструктура сертификации в России, а также в странах СНГ. Правила Системы, апробированные в течение нескольких лет, легли в основу создания общих положений по сертификации в России, рассмотренных выше. Система ГОСТ Р открыта для участия в ней всех субъектов, признающих ее правила, в том числе и органов государственного управления, на которые возложена деятельность по сертификации, а также организаций других стран. Так, в качестве центрального органа Системы, кроме Госстандарта, действует Госстрой РФ, а среди испытательных лабораторий аккредитованы организации стран СНГ и дальнего зарубежья. Система ГОСТ Р на основе соглашений взаимодействует с другими сертификационными системами. Функции участников системы установлены Законом "О сертификации продукции и услуг".

Объективность и достоверность подтверждения соответствия в Системе обеспечена соблюдением принципов компетентности и независимости органов сертификации и испытательных лабораторий. Основополагающий принцип Системы - построение ее на основе систем сертификации однородной продукции, поэтому Система ГОСТ Р является их совокупностью, объединенной едиными правилами и принципами. Эти системы формируются на основе "Правил по проведению сертификации в Российской Федерации". Каждая система сертификации однородной продукции утверждается Госстандартом России и регистрируется в Государственном реестре. Наиболее крупными считаются системы по сельскохозяйственным и пищевым товарам, автотранспортным средствам, электрооборудованию, продукции строительного комплекса, химическим материалам, средствам индивидуальной защиты. Возглавляют системы в качестве центрального органа в большинстве случаев управления Госстандарта или его научно-исследовательские институты.

Госстандарт ведет Государственный реестр, который содержит основную информацию по сертификации: о выданных сертификатах; аккредитованных органах и испытательных лабораториях; утвержденных системах сертификации; аттестованных экспертах-аудиторах и др. Официальный язык Системы ГОСТ Р русский, но по согласованию сторон допускается оформление документации и на другом языке.

Основные принципы и правила Системы установлены комплексом документов, включающим четыре группы положений: общесистемные положения, сертификация продукции, сертификация услуг, сертификация систем качества и производств. Каждая группа документов содержит основополагающие документы и конкретизирующие положения.

Период существования в России обязательной сертификации в Системе ГОСТ Р слишком мал для того, чтобы были практически отработаны и усовершенствованы ее процедуры и достигнуты желаемые результаты. Однако существующие проблемы в этой области определены намного более четко. Они касаются организационной стороны, совершенствования правил и практической работы. Так, установлены частые случаи несоответствия правил систем сертификации однородной продукции "Правилам по проведению сертификации в РФ" и слабого отражения в них специфики сертифицируемой продукции.

60. Практика сертификации в РФ

По состоянию на 01.09.99 в Системе сертификации ГОСТ Р выдано 180 сертификатов соответствия, из них 138 — российским предприятиям и 42 — зарубежным фирмам.

На начальном этапе развития сертификации в России преобладали заявки на сертификацию производства. Со второй половины 1998 г. наметилась тенденция преобладающего роста заявок на сертификацию систем качества, что соответствует и международной практике.

Сертификация систем качества — дело добровольное, осуществляется она как в обязательных, так и в добровольных системах сертификации. А это не только Система сертификации ГОСТ Р. В Государственном Реестре Госстандарта России зарегистрировано 27 отечественных систем добровольной сертификации и семь — обязательной, в ведении которых — сертификация систем качества по отдельным областям экономической деятельности.

Кроме того, на российский рынок услуг по сертификации систем качества усиленно внедряются зарубежные системы сертификации (Регистр Ллойда, TUV CERT, Бюро Веритас, SGS и др.)[1, с. 43].

Естественно, необходима координация работы всех этих систем.

Важным механизмом оценки и обеспечения качества является сертификация продукции. Сертификация была введена в Российской Федерации в 1992 г. как защитная мера в связи с тем, что на молодой российский рынок хлынули товары, среди которых большое количество было недоброкачественных и просто опасных, и на этом этапе сыграла свою положительную роль. Учитывая, что рыночные механизмы только начинали формироваться, сертификация была введена как единственная форма подтверждения соответствия и не обладала гибкостью, свойственной механизму подтверждения соответствия в целом. Кроме того, в связи с необходимостью быстрого перехода к рыночной экономике российская сертификация прошла за пять лет путь, длившийся в зарубежных странах десятки лет.

В настоящее время идет процесс совершенствования сертификации и перехода к механизму подтверждения соответствия.

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», принятый Государственной Думой 2 июля 1998 г., предусматривает, что подтверждение соответствия может, наряду с сертификацией, проводиться также посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.

В соответствии с указанным законом Правительство Российской Федерации приняло постановление от 7 июля 1999 г. № 776 «Об утверждении перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации».

Основные особенности утвержденных Правительством РФ документов следующие:

• в перечень на первых порах включена ограниченная номенклатура продукции, относительно простой и менее опасной для потребителя; в дальнейшем перечень будет корректироваться;

• изготовитель (продавец, исполнитель) продукции, включенной в перечень, вправе по своему выбору принять на нее декларацию о соответствии или представить эту продукцию на сертификацию;

• основанием для принятия декларации о соответствии могут быть протоколы испытаний (не только в аккредитованных лабораториях); сертификаты соответствия или протоколы испытаний на сырье, материалы, комплектующие изделия; сертификаты на систему качества или производства и другие документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие продукции;

• декларация о соответствии регистрируется в органе по сертификации соответствующей продукции (только в одном, по выбору изготовителя) и после этого вступает в силу и является основанием для маркирования продукции знаком соответствия и записи в товаросопроводительной документации;

• орган по сертификации при регистрации проверяет только вопросы оформления, всю полноту ответственности несет декларант;

• контроль за продукцией, соответствие которой подтверждено декларацией, осуществляется в рамках государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью продукции.

Введение новых правил подтверждения соответствия должно сопровождаться широкой информацией и обучением большого круга специалистов.

Дальнейшее развитие и внедрение механизма подтверждения соответствия и сертификации должно базироваться на законе о подтверждении соответствия, над проектом которого в настоящее время идет работа[3, с.102].

Принятие и введение в действие этого закона будет способствовать снижению затрат изготовителей (продавцов, исполнителей) на проведение обязательного подтверждения соответствия без увеличения риска опасности реализуемых на российском рынке товаров, услуг, уменьшению цен на потребительском рынке, развитию малого предпринимательства, ускорению товарооборота на российском рынке, созданию благоприятных условий для развития международной торговли и вступлению России в ВТО и другие международные организации.

70. Физические величины как объект измерений

Измерения различают по способу получения информации, по характеру изменений измеряемой величины в процессе измерений, по количеству измерительной информации, по отношению к основным единицам.

По способу получения информации измерения разделяют на прямые, косвенные, совокупные и совместные.

Прямые измерения - это непосредственное сравнение физической величины с ее Мерой. Например, при определении длины предмета линейкой происходит сравнение искомой величины (количественного выражения значения длины) с мерой, т.е. линейкой.

Косвенные измерения -отличаются от прямых тем, что искомое значение величины устанавливают по результатам прямых измерений таких величин, которые связаны с искомой определенной зависимостью. Так, если измерить силу тока амперметром, а напряжение вольтметром, то по известной функциональной взаимосвязи всех трех величин можно рассчитать мощность электрической цепи.

Совокупные измерения -сопряжены с решением системы уравнений, составляемых по результатам одновременных измерений нескольких однородных величин. Решение системы уравнений дает возможность вычислить искомую величину.

Совместные измерения - это измерения двух или более неоднородных физических величин для определения зависимости между ними. Совокупные и совместные- измерения часто применяют в измерениях различных параметров и характеристик в области электротехники. По характеру изменения измеряемой величины в процессе измерений бывают статистические, динамические и статические измерения. Статистические измерения связаны с определением характеристик случайных процессов, звуковых сигналов, уровня шумов и тд. Статические измерения имеют место тогда, когда измеряемая величина практически постоянна.

Динамические измерения связаны с такими величинами, которые в процессе измерений претерпевают те или иные изменения. Статические и динамические измерения в идеальном виде на практике редки. По количеству измерительной информации различают однократные и многократные измерения.

Однократные измерения - это одно измерение одной величины, т.е. число измерений равно числу измеряемых величин. Практическое применение такого вида измерений всегда сопряжено с большими погрешностями, поэтому следует проводить не менее трех однократных измерений и находить конечный результат как среднее арифметическое значение. Многократные измерения -характеризуются превышением числа измерений количества измеряемых величин. Обычно минимальное число измерений в данном случае больше Преимущество многократных измерений - в значительном снижении влияний случайных факторов на погрешность измерения.

Генеральная конференция по мерам и весам (ГКМВ) в 1954г. определила шесть основных единиц физических величин для их использования в международных отношениях: метр, килограмм, секунда, ампер, градус Кельвина и свеча. XI Генеральная конференция по мерам и весам в 1960 г. утвердила Международную систему единиц, обозначаемую SI (от начальных букв французского названия Systeme International d1 Unites), на русском языке - СИ. В последующие годы Генеральная конференция приняла ряд дополнений и изменений, в результате чего в системе стало семь основных единиц, дополнительные и производные единицы физических величин, а также разработала следующие определения основных единиц[2, с. 148]:

·        единица длины - метр - длина пути, которую проходит свет в вакууме за 1/299792458 долю секунды;

·        единица массы - килограмм - масса, равная массе, международного прототипа килограмма;

·        единица времени - секунда - продолжительность 9192631770 периодов излучения, соответствующего переходу между двумя уровнями сверхтонкой структуры основного состояния атома цезия-133 при отсутствии возмущения со стороны внешних полей;

·        единица силы электрического тока - ампер - сила неизменяющегося тока, который при прохождении по двум параллельным проводникам бесконечной длины и ничтожно малого кругового сечения, расположенным на расстоянии 1 м один от другого в вакууме, создал бы между этими проводниками силу, равную 2 * 10-7 Н на каждый метр длины;

·        единица термодинамической температуры - кельвин -1/273,161 часть термодинамической температуры тройной точки воды. Допускается также применение шкалы Цельсия;

·        единица количества вещества - моль - количество вещества системы, содержащей столько же структурных элементов, сколько атомов содержится в нуклиде углерода-12 массой 0,012 кг;

·        единица силы света - кандела - сила света в заданном направлении источника, испускающего монохроматическое излучение частотой 540 * 1012 Гц, энергетическая сила которого в этом направлении составляет 1/683 Вт/cp2

80. Методы калибровки и проверочные схемы

Калибровка средств измерений - это совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и/или пригодности к применению средств измерений, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору. Под пригодностью средства измерения подразумевается соответствие его метрологических характеристик ранее установленным техническим требованиям, которые могут содержаться в нормативном документе или определяться заказчиком. Вывод о пригодности делает калибровочная лаборатория.

Возможные варианты организации калибровочных работ [4, с. 231]

предприятие самостоятельно организует у себя проведение калибровочных работ и не аккредитуется ни в какой системе;

предприятие, заинтересованное в повышении конкурентоспособности продукции, аккредитуется в Российской системе калибровки (РСК) на право проведения калибровочных работ от имени аккредитовавшей его организации;

предприятие аккредитуется в РСК с целью выполнения калибровочных работ на коммерческой основе;

предприятия, аккредитовавшиеся на право поверки средств измерений, одновременно получают аттестат аккредитации на право проведения калибровочных работ по тем же видам (областям) измерений;

метрологические институты и органы Государственной метрологической службы регистрируются в РСК одновременно как органы аккредитации и как калибровочные организации;

аккредитация предприятия в качестве калибровочной лаборатории в зарубежной калибровочной службе открытого типа.

Метод непосредственного сличения поверяемого (калибруемого) средства измерения с эталоном соответствующего разряда широко применяется для различных средств измерений в таких областях, как электрические и магнитные измерения, для определения напряжения, частоты и силы тока. В основе метода лежит проведение одновременных измерений одной и той же физической величины поверяемым (калибруемым) и эталонным приборами. При этом определяют погрешность как разницу показаний поверяемого и эталонного средств измерений, принимая показания эталона за действительное значение величины. Достоинства этого метода в его простоте, наглядности, возможности применения автоматической поверки (калибровки), отсутствии потребности в сложном оборудовании.

Для второго метода необходим компаратор - прибор сравнения, с помощью которого сличаются поверяемое (калибруемое) и эталонное средства измерения. Потребность в компараторе возникает при невозможности сравнения показаний приборов, измеряющих одну и ту же величину, например, двух вольтметров, один из которых пригоден для постоянного тока, а другой - переменного. В подобных ситуациях в схему поверки (калибровки) вводится промежуточное звено - компаратор. Для приведенного примера потребуется потенциометр, который и будет компаратором. На практике компаратором может служить любое средство измерения, если оно одинаково реагирует на сигналы как поверяемого (калибруемого), так и эталонного измерительного прибора. Достоинством данного метода специалисты считают последовательное во времени сравнение двух величин.

Метод прямых измерений применяется, когда имеется возможность сличить испытуемый прибор с эталонным в определенных пределах измерений. В целом принцип этого метода аналогичен методу непосредственного сличения, но методом прямых измерений производится сличение на всех числовых отметках каждого диапазона (и поддиапазонов, если они имеются в приборе). Метод прямых измерений применяют, например, для поверки или калибровки вольтметров постоянного электрического тока[5, с. 23].

Метод косвенных измерений применяется, когда действительные значения измеряемых величин невозможно определить прямыми измерениями либо когда косвенные измерения оказываются более точными, чем прямые. Этим методом определяют вначале не искомую характеристику, а другие, связанные с ней определенной зависимостью. Искомая характеристика определяется расчетным путем. Например, при поверке (калибровке) вольтметра постоянного тока эталонным амперметром устанавливают силу тока, одновременно измеряя сопротивление. Расчетное значение напряжения сравнивают с показателями калибруемого (поверяемого) вольтметра. Метод косвенных измерений обычно применяют в установках автоматизированной поверки (калибровки).

Поверочные схемы

Для обеспечения правильной передачи размеров единиц измерения от эталона к рабочим средствам измерения составляют поверочные схемы, устанавливающие метрологические соподчинения государственного эталона, разрядных эталонов и рабочих средств измерений.

Поверочные схемы разделяют на государственные и локальные. Государственные поверочные схемы распространяются на все средства измерений данного вида, применяемые в стране. Локальные поверочные схемы предназначены для метрологических органов министерств, распространяются они также и на средства измерений подчиненных предприятий. Кроме того, может составляться и локальная схема на средства измерений, используемые на конкретном предприятии. Все локальные поверочные схемы должны соответствовать требованиям соподчиненности, которая определена государственной поверочной схемой . Государственные поверочные схемы разрабатываются научно-исследовательскими институтами Госстандарта РФ, держателями государственных эталонов.

В некоторых случаях бывает невозможно одним эталоном воспроизвести весь диапазон величины, поэтому в схеме может быть предусмотрено несколько первичных эталонов, которые в совокупности воспроизводят всю шкалу измерений. Например, шкала температуры от 1,5 до 1*105 К воспроизводится двумя государственными эталонами.

90. Сотрудничество по метрологии в СНГ

Между государствами-членами СНГ подписано Межправительственное соглашение о проведении в пределах СНГ взаимосогласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации. По этому документу сохраняется единство измерений на основе использования имеющихся эталонов единиц физических величин, стандартных справочных данных, стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов. Большинство эталонов находится в России.

Соглашение содержит положение о взаимном признании результатов испытаний средств измерений, их поверки и калибровки.

В развитие указанного выше Соглашения приняты и другие документы:

Соглашение о взаимном признании результатов государственных испытаний и утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, а также результатов аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку или калибровку средств измерений;

Соглашение о сотрудничестве по созданию и использованию данных о физических константах и свойствах веществ и материалов;

Соглашение о сотрудничестве по созданию и применению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов.

Для координации работ учреждена Научно-техническая комиссия по метрологии МГС по стандартизации, метрологии и сертификации.

Основные функции комиссии[8, с. 256]:

координация деятельности национальных органов по реализации межправительственных соглашений и решений МГС, относящихся к вопросам обеспечения единства измерений в государствах-участниках Соглашения;

организация разработки проектов межгосударственных нормативных документов в области обеспечения единства измерений и выработка рекомендаций по их принятию МГС;

формирование предложений по разработке программ создания и использования межгосударственных эталонов и образцовых средств измерений, межгосударственных стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов;

организация разработки межгосударственных программ проведения сличений национальных исходных эталонов и поверки средств измерений;

взаимодействие с другими научно-техническими комиссиями МГС, отраслевыми рабочими комиссиями межгосударственных советов СНГ

Список литературы

1)     Васильев А.Л. Стандартизация для всех. – М.: Изд-во стандартов, 1992

2)     Закон рФ «О сертификации продукции и услуг» от 1.06.93 г., № 5151-1//Экономика и жизнь. – 1993.- № 27

3)     Закон РФ «О стандартизации» от 10.06.1993г. № 5154-1// Экономика и жизнь. – 1993. - № 28

4)     Государственная система стандартизации. – М.: Изд-во стандартов, 1993

5)      

6)     Крылова Г.Д. Основы стандартизации, метрологии и сертификации. – М, 1998

7)     Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации. – М.: Юрайт, 1999

8)     Ловачева Г.Н., Мглинец А.И. Успенская Н.С. Стандартизация и контроль качества продукции. – М, 1990

9)     Николаева М.А. Сертификация потребительских товаров. – М.: Экономика, 1995

10)                      Плотникова Т.В. Основы  стандартизации потребительских товаров: Учеб. пособ. – Новосибирск, 1995

11)                      Сертификация продукции в РФ. – М.: Изд-во «Ось», 1997

12)                        Управление качеством продукции: Справочник.- М.: Изд- во стандартов, 1985

13)                      Шишикин И.Ф. Метрология, стандартизация и  управление качеством . – М.: Изд-во стандартов, 1990