Содержание
1. Лоббирование и его роль в системе ПР. 3
2. Социальные мероприятия: презентации и конференции. Назначения, правила и формы организации. 10
Список использованных литературных источников. 17
1. Лоббирование и его роль в системе ПР
Лоббирование - это приемы, с помощью которых заинтересованные группы добиваются реализации своих целей. Лоббисты представляют собой штат людей высокой квалификации. Во многих случаях они хорошо знают свое дело, способны доходчиво объяснить сложные и трудные вопросы, естественно, в свою пользу. В коридорах власти они добиваются финансовых выгод или налоговых и иных льгот для своих клиентов, устанавливая связи с нужными людьми в разного рода парламентских комитетах и учреждениях исполнительной власти. Нередко лоббисты выполняют роль посредников в разного рода сделках между заинтересованными группами и политическими деятелями, роль связующего звена между заинтересованными группами и законодателями, оказывая существенное влияние на формирование политического курса правительства.
Наиболее активно к тактике лоббирования прибегает крупный, средний и мелкий бизнес, их предпринимательские ассоциации и организации. Важная задача, стоящая перед ними, - воздействие на формирование политической стратегии правительства. Особую настойчивость в этом проявляют руководители корпораций, которые проникают в политические круги, используя личные и партийно-политические связи, участие в предпринимательских и профессиональных ассоциациях и в различных подкомиссиях. Для реализации своего влияния в политической жизни страны бизнес создал широкую сеть различных организаций. Это так называемые совещательные комитеты бизнеса при правительстве, политические организации бизнеса и др. Эти и подобные им организации призваны отстаивать интересы бизнеса в различных государственно-политических институтах и учреждениях, содействовать формированию угодного бизнесу политического курса.
В отличие от США, большинство групп давления в европейских странах тесно связаны с правительством. Нередко правительство делегирует им отдельные функции: например, установление цен, реорганизацию тех или иных отраслей промышленности в соответствии с определенным планом, введение квот и т.д. Часто есть прямая правительственная поддержка, например в таких начинаниях, как совместное владение акциями правительством и частными лицами или организациями, поощрение правительством картелей и т.д. Правительство и политические партии совместными усилиями способствуют деятельности заинтересованных групп.
Такая практика ассоциации заинтересованных групп с правительством или партиями способствует укреплению как партийной лояльности, так и партийной дисциплины. Часто именно связь с заинтересованными группами позволяет укрепить партийную дисциплину, поскольку руководители тех или иных заинтересованных групп одновременно занимают влиятельные позиции в партийной иерархии. Так, правительство христианских демократов в Италии успешно держало в узде католические профсоюзы, а компартия - коммунистические профсоюзы.
В последние полтора-два десятилетия сдвиги в общественно-политической жизни способствовали определенным изменениям в отношениях между заинтересованными группами и политическими партиями. Так, ослабление партийной приверженности сопровождается тенденцией к повороту людей к заинтересованным группам. Рост заинтересованных групп ускорился в такой степени, что некоторые политические наблюдатели высказывают серьезные опасения, что эти группы могут взять на себя отдельные важные функции партий, что в недалеком будущем они придут на смену партиям. Как бы подтверждая этот тезис, наиболее влиятельные заинтересованные группы создали собственные комитеты политического действия, которые играют все более возрастающую роль в политической жизни.
К концу XX века лоббизм становится неустранимым элементом регуляции политических, социальных и экономических процессов в современных обществах. Более того, степень легализованности механизмов лоббистского регулирования неуклонно возрастает. В США после принятого в декабре 1995 г. закона об открытости лоббирования Lobbying Disclosure Act (инициатива по его выдвижению относится к 1956 г.) лоббизм легализован практически полностью. В России он также существует, но о легализации данного феномена речи пока нет. В наших условиях это явление чаще всего несет на себе следы отрицательной оценки, его соотносят или с проталкиванием социально деструктивного решения сверху (закона, указа, постановления, особенно комментариев и разъяснений к ним) и потому связывают с "серым" чиновником, или, что еще хуже, с владельцем огнестрельного оружия, решающим вопрос снизу. Есть и середина - это лоббизм как продукт активности эксперта, специалиста по паблик рилейшнз, посредника между деловыми кругами и государственными структурами, который просматривается слабо, хотя нельзя утверждать, что его нет. Это прискорбно, ибо степень укорененности демократических преобразований как раз и определяется мерой социального признания и юридического регламентирования лоббизма. Об этом свидетельствует практика его функционирования в странах Европы (и Японии).
В каждой из стран лоббизм имеет свои историко-культурные отличия. Характер механизма лоббирования в каждом регионе определяется приверженностью традициям, чувством законопослушания, образцами общепринятого поведения.
История слова и история явления отделяются значимым временным промежутком. Слово "лобби" английского происхождения. В "Оксфордском словаре" отмечается, что оно зафиксировано впервые в письменном языке в 1553 г. и обозначало тогда проходные коридоры в основном в монастырях. От них отходили двери к отдельным комнатам, галереям, тихим уголкам, которые и становились местом встреч заинтересованных лиц из "внешнего" монастырю мира и его обитателей, обладавших в то время немалой властью, в том числе и политической.
Позже эта характеристика распространилась на аналогичные коридоры и холлы в театрах и уже в XVII веке - в парламентах. С 1640 г. оно применяется для указания на помещения вокруг залов заседаний, где происходили встречи законодателей с гражданами.
До этого в политическом контексте его употреблял, философ и политик Фрэнсис Бекон. Премьер-министр Великобритании и писатель Б. Дизраэли, ведущий политический деятель викторианской Англии, до того как активно заняться политической деятельностью профессионально, писал в 1845 г. в своем романе "Сибилла": "Тайны лобби известны лишь посвященным. Только затем они сообщаются остальным".
Соединенные Штаты Америки в этом отношении давно превзошли бывшую метрополию. Слова "лобби", "лоббизм", "лоббирование" упоминал уже Дж. Медисон, один из авторов проекта Конституции США и президент страны. В 1808 г. оно было зафиксировано в дебатах, конгресса. К 1859 г. слово лобби обозначало тех, кто часто составлял группы интересов в конгрессе.
Чуть позже это – слово применялось для обозначения подобных групп и в законодательных собраниях штатов. В 1862 г. в Америке возникло и слово "лоббист", употребление которого сразу же было связано с взяточничеством. В 1873 г. оно появилось и в Англии, но его употребление устоялось лишь в XX веке.
Наиболее полная и сбалансированная характеристика "лобби" дана в "Британской энциклопедии". Им характеризуется "любая попытка индивида или группы частных интересов оказывать влияние на решения властей; в своем первоначальном значении оно указывает на действия, корректирующие результаты голосования законодателей; в то же время лобби группируется вне законодательных палат. Лоббирование в той или иной форме неизбежно в любой политической системе". Согласно энциклопедии в нее входят:
1. Группы представителей от избирателей, которые могут оказывать давление на комитеты в законодательных собраниях;
2. Общественные служащие, которых можно "задержать за пуговицу" для доверительного разговора в кулуарах или специальных помещениях законодательных собраний, и отелях или частных домах;
3. Система рассылки писем или осуществления телефонных звонков по организованному сценарию;
4. Система выдвижения и вознаграждения кандидатов от организаций и групп на важные посты;
5. Массированные кампании по информированию общественности (паблик рилейшнз);
6. Участие в работе разных комиссий.
Что касается организационной структуры лоббизма, то в США, например, она носит еще более сложный характер. Однако, заключает "Британская энциклопедия", правил непрямого лоббирования, особенно манипулирования общественным мнением отследить невозможно, и оно не поддается контролю общественности.
Французский исследователь Франк Фарнел определяет теорию и практику лоббизма как вмешательство в хозяйственные и социальные процессы с использованием политических методов и средств. Он подчеркивает, что профессия лоббиста пока не получила общественного признания в основных европейских странах в отличие от Соединенных Штатов Америки. В политологическом же отношении лоббизм способствует укреплению основ терпимости в обществе.[1]
Рассмотрим, как же проявляется данная деятельность в отдельных странах? Своеобразным масштабом может служить здесь уже упоминаемый закон об открытости лоббизма, который был принят в декабре 1995 г. Он призван урегулировать лоббистскую деятельность на юридических началах, ликвидировать лазейки в практике лоббизма. Закон требует, чтобы лоббисты указывали своих клиентов, определяли специфику деятельности и рассказывали, сколько платят им и сколько платят они. В то же время он ориентирован на то, чтобы существующие законы были понятны индивидам, на защиту интересов которых оно направлено. Закон об открытости лоббизма считался Президентом основополагающим для широкомасштабной политической реформы.
Вступление в действие закона привело к тому, что число зафиксированных государственными органами лоббистов к весне 1996 г. увеличилось в два раза и достигло почти 40000 человек. В то же время закон позволяет четче отслеживать методы фальсифицирования в лоббировании, когда в конгресс посылаются письма от несуществующих адресатов, регламентировать лоббирование в пользу иностранных государств, ставить ряд ограничений лоббистской активности бывших конгрессменов.
Лоббизм в Канаде особенно интересе из-за региональных проблем с Квебеком. Достаточно длительное время американские образцы не находили применения в Канаде, но с середины 60-х годов именно по ним начала строиться система политических консультантов на содержании.
При этом ведущие лоббисты страны, создав такой рынок услуг, не связывают себя с какой-либо партийной принадлежностью - это "непрофессионально". Но при этом они часто решают судьбы многих партийных кандидатов, даже на самом высоком уровне. Бизнесмены обращаются к ним не реже, чем к юристам и другим специалистам. Организаторы политической жизни считают их советы ключевыми.
В каждой из стран лоббизм характеризуется "национальным" обликом. Во Франции в 1884 г. был принят закон о свободе союзов, который способствовал защите "цеховых интересов" лоббистов. Фактически цеховщики представляли перед политиками своих патронов - "королей" сахара, табака, стали и т.п. В настоящее время во Франции более 1500 таких групп, имеющих в основном профессиональный профиль, но все же стране присущи теневые процессы.
Более весомые позиции занимают лоббисты в Великобритании, несмотря на то, что многие правовые установления строятся здесь на прецедентах. В Лондоне функционирует около 40 относительно небольших лоббистских фирм, важная цель которых - влиять на законодателей и журналистов. Пять из этих фирм имеют представительство в Брюсселе, а еще 5 - в США. Депутат парламента в Британии должен ежегодно отчитываться о своих доходах официально, это заставляет его предпочесть юридически регламентированные контакты с лоббистами. Министры и чиновники лишены всяких привилегий. Опросы, проведенные в Англии, выясняли содержание разговоров лоббистов с депутатами. Около половины (48%) таких разговоров касались проблем развития промышленности.
Лоббизм в Японии отличается своими особенностями. Его представители широко опираются на местные власти. Так, концерн Тойота создал для себя свободную торговую зону в штате Кентукки и продает автомобили с наименьшими для себя затратами. В то же время японское лобби находит подходы и к высшим властям. В конце 1989 г. бывший президент США Рейган прочитал в стране восходящего солнца доклад, гонорар за который составил 2 млн. долларов. Это рассматривалось наблюдателями как скрытая оплата прежних услуг. В США укрепляют свои позиции японские банки, создаются целые "мыслительные центры", контролируется инвестиционный процесс - и все это при ключевой роли лоббистов.
При всех различиях, характерных для лоббистов в указанных и других странах, в их деятельности есть много общих черт. Бернар Ле Грель в книге "Профессия лоббиста" выдвинул пять золотых правил лоббирования: "20% - права, 20% - политики, 20% - экономики, 20% - дипломатии и 20% - коммуникации. Лишь при сочетании этих ингредиентов в определенных равных долях лоббисту гарантируется успех.
Увеличивается роль лоббистов в обеспечении инноваций. Они ставят новые задачи перед предпринимателями, а в последнее время и перед политиками. 0собенно это касается внедрения наукоемких технологий. Для достижения успеха лоббист должен обладать знаниями не только в области конкуренции маркетинга, коммуникаций, но в первую очередь политических наук, права, финансов, экономики, социологии и психологии.
В современном российском обществе лоббизм во многом ассоциируется с коррупцией, рэкетом, криминальными действиями. Однако перспективы развития рыночных отношений политики определяют потребность в другом лоббизме - цивилизованном, регламентируемом в определенном отношении законом.
Важно отметить, что в России в этой связи намечаются новые подходы к изучению феномена лоббизма. Если раньше внимание сосредоточивалось в основном на отраслевом лоббизме, и до сих пор он считается определяющим, то с начала 90-х годов чаще обращается внимание на региональный лоббизм. Нельзя не признать неизбежности столкновения между ними. Определяется необходимость лоббизма в интересах избирателей, потребителей, рядовых держателей акций, граждан.
Протолоббистские организации западного образца в России в настоящее время сосредоточены во многом в средствах массовой информации. Однако прямая "скупка" газет, телевидения и т.п. может дать отрицательный эффект.
Первая волна лоббистов характеризовалась далекими от цивилизованности формами воздействия. Российским лоббистам удавалось отыскивать на Западе партнеров, которые такими формами удовлетворялись. Однако подобный лоббизм поощрял, плодил криминалитет и коррупцию. Западные солидные компании, равно как и политические структуры, быстро ощутили опасность навязываемых образцов. Поэтому выдвигается необходимость новой волны лоббистов, знающих "правила игры" по западным образцам, хотя и не слепо им подражающих.[2]
2. Социальные мероприятия: презентации и конференции. Назначения, правила и формы организации
Презентация.
Презентация – это коммуникационный процесс. Термин процесс определяется как серия действий. Этому термину присуща идея поступательного движения, которое приводит к конечному результату. То же самое относится и к презентации. Деловая презентация разворачивается через серию коммуникационных действий, которые направлены (или должны быть направлены) на вызов реакции или получение результата, удовлетворяющих цели презентатора. Требования к презентатору возрастают в прямой зависимости от числа людей, к которым он обращается. Презентация один на один требует меньшей подготовки, чем презентация для пяти и боле человек. В то же время с возрастанием аудитории увеличивается потенциал воздействия деловой презентации. Презентатор, обращающийся к одному лицу, может воздействовать только на это лицо, обращение же к большему числу людей колоссально увеличивают диапазон воздействия.
В любой презентации, устной или письменной, следующие факторы воздействуют на характер общения и исход презентации.
Презентатор. Это, конечно, лицо, передающее сообщение. Для большинства устных презентаций выступающий – центральная фигура, он песет полную ответственность за исход презентации. Поэтому очень важно, чтобы презентатор тонко понимал динамику коммуникационного процесса и свободно владел приемами активного общения.
Сообщение. Это, непосредственно та информация, которую презентатор передает аудитории.
Аудитория. Это, лица, которые были приглашены на презентацию. Их состав и число определяется организаторами презентации заранее.
Цели презентации товара.
- Создать знание о марке, новом товаре или услуге на целевом рынке.
- Ознакомить потребителей с новым расписанием работы магазина.
- Сократить время, затрачиваемое продавцами для ответов на вопросы. Убеждение. * Достичь предпочтения марки, фирмы, товара.
- Увеличить посещаемость магазинов.
- Достичь приверженности марке. Напоминание (Поддержание) * Стабилизировать сбыт.
- Поддерживать приверженность марке, фирме, товару.
- Поддерживать узнаваемость марки, фирмы, товара и образа.
Шаги по подготовке презентации следующие:
- Анализ состава, цели, характера и состояния аудитории.
- Планирование и развитие вступления, основной части и заключения для длинной формальной презентации.
- Выбор, разработка вариантов использования демонстрационно-наглядных материалов.
- Непосредственно подготовка к речи: написание текста, плана, подготовка наглядных материалов.
- Подготовка к ответам на вопросы из аудитории.
Речи и презентации очень похожи на интервью и деловые встречи: в процессе подготовки нужно определить цели, проанализировать аудиторию, разработать план для презентации своих точек зрения. Но речи и презентации в отличие от интервью и встреч события более массового характера, они не ориентированы на эмоциональные аспекты или на персональные проблемы.[3]
Пресс-конференция.
Встреча журналистов с представителями государственных учреждений, общественно-политических организаций, коммерческих структур традиционно называется пресс-конференциями. Этим термином обходятся и в тех случаях, когда журналистский корпус представляет телевидение и радио.
Таким образом, основное назначение пресс-конференций состоит в адресном распространении информации (новостей, документации, фотографий) среди редакций СМИ. А потому, чтобы созвать пресс-конференцию необходим повод, важная тема, по которой у журналистов могут возникнуть вопросы. Ни в коем случае нельзя созывать пресс-конференцию только для того, чтобы распространить какой-нибудь документ или информацию, это можно прекрасно сделать и через пресс-релиз. Подобного рода общения ускоряют поступление информации в редакции, отличаются авторитетностью источников новостей, достоверностью сведений. Важное преимущество пресс-конференций состоит в том, что всегда возможна проверка и уточнение версий, получение дополнительного пакета новостей, помимо предусмотренных ( пресс-релизы, фотографии, тексты речей и выступлений). Ну а приглашение признанных авторитетов в своей области, лично заинтересованных в сообщении максимально полных сведений, дает дополнительную возможность для комментирования предлагаемой информации.
Подготовка пресс-конференции предусматривает согласование ряда организационно-технических и творческих вопросов.
Прежде всего, необходимо определить день и точное время проведения встречи с журналистами с учетом существующего графика выпуска в свет большинства газет.
Приглашение на пресс-конференцию рассылаются по редакциям, как правило, за неделю. Чаще всего приглашения высылаются по факсу. Если необходимо срочно оповестить представителей печати о пресс-конференции, можно обзвонить редакторов отделов новостей персонально. Но иногда обращаются в информационные агентства с просьбой объявить время и место проведения пресс-конференции в материалах, которые рассылаются газетам по каналам телетайпной связи.
Если в приглашении будет обозначена просьба сразу подтвердить участие, то организаторы будут заранее знать, сколько журналистов будут присутствовать в зале, на сколько “персон” готовить фуршет или коктейль (специалисты отмечают, что чаще всего на пресс-конференцию приходит лишь одна треть приглашенных журналистов). Кстати, если фуршет или коктейль намечается, в приглашении принято упоминать об этом.
В приглашении также необходимо четко указать тему и, по возможности, имена основных докладчиков. Желательно также сообщить некоторые подробности, которые могли бы убедить редактора в целесообразности освещения события, но не следует сообщать слишком много деталей, поскольку в этом случае может отпасть необходимость в присутствии на пресс-конференции.
Если пресс-конференция представляет общий интерес, необходимо подобрать день и время, которые бы устроили все органы печати. Утренние газеты не любят публиковать материалы, которые накануне были напечатаны вечерними газетами, или о которых сообщалось вечерних выпусках радио- и телепрограмм. Обычно пресс-конференции назначают на 11.00-11.30 или на 14.30-16.00. Если речь идет о какой-то технической теме, то возможно, будет лучше провести пресс-конференцию в утренние часы, чтобы дать время ежедневным изданиям подготовить развернутое сообщение.
Очень важно выбрать также подходящий день. В некоторых случаях выбора нет, поскольку заявление должно быть сделано в определенный день. Там же, где есть возможность выбора, нужно позаботиться о том, чтобы не произошла накладка, и пресс-конференция не совпала с каким-нибудь другим важным событием, которое может отвлечь внимание журналистов и затмить сообщения о пресс-конференции в печати. Пятница - всегда неудачный день для организации подобного рода встреч.
Каждая пресс-конференция имеет свой план, свою структуру, включающую последовательность ряда событий. Сценарий пресс-конференции содержит перечисление всех событий будущей встречи с указанием исполнителей и времени (вплоть до минут), отводимого на каждую из частей единого мероприятия: открытие, представление хозяев (устроителей) пресс-конференции; вступительное слово ведущего; выступления (информационные сообщения); вопросы и ответы; закрытие; неофициальная часть, включающая просмотр слайдов, видеороликов и т.п. Общая продолжительность пресс-конференции недолжна превышать 30-50 минут.
Важно также на подготовительном этапе пресс-конференции проверить готовность всех подразделений, для этого необходимо провести репетицию всех участников. Особенную важность репетиция представляет в случае, если участники пресс-конференции новички, впервые выходящие навстречу с журналистами. Однако и для искушенных в этом деле асов пресс-конференций репетиция необходима, если намечается телевизионная трансляция. Во время репетиции проверяется готовность средств связи, выбирается режим освещения площадки, интерьер (со столом президиума), ракурсы съемок, микрофоны в зале и прочее. Очень важно также прорепетировать вопросы и ответы, что можно осуществить с помощью привлечения статистов.
Выступления на пресс-конференции готовятся заранее. Они могут быть просто зачитаны, выучены наизусть или произнесены в импровизированной форме. Характер этих выступлений, их структура зависят от целей пресс-конференции. Общественно-политическая проблематика требует развернутого заявления с обоснованием позиции, сообщением новой информации, подробностей и деталей.
Организаторами пресс-конференций заранее готовится информационный пакет документов (пресс-кит), подбор их в папки. В пакет документов входят пресс-релизы, тематические обзоры печати по теме пресс-конференций, справочные материалы, официальные документы, относящиеся к теме встречи, комментарии экспертов. Тексты выступлений (заранее отпечатанные) размещают на специальном столике, или на информационном стенде. Их также включают в информационный пакет документов. Для пресс-кита чаще всего используется фирменная папка. Пакет документов (пресс-кит) вручается журналистам в зале пресс-конференции, а также рассылается по редакциям аккредитованных журналистов, не сумевших прийти на встречу с устроителями пресс-конференцию.
Неплохо было бы посадить выступающих на возвышении. Однако важно, чтобы перед выступающими стояли таблички с их именами, причем буквы должны быть достаточно большими, чтобы можно было прочитать с задних рядов. Все сотрудники, задействованные на пресс-конференции, должны иметь значки со своими именами (об этой немаловажной детали часто забывают).[4]
Что касается выступлений представителей фирмы, то они должны быть информационно емкими, лаконичными и краткими, особенно если предполагается, что будет много вопросов. Довольно часто выступления сопровождаются показом слайдов.
В зависимости от событий, предопределяющих место проведения пресс-конференций, встречи журналистов с главными лицами подразделяют на несколько видов.
Оперативные пресс-конференции проводят в спешном порядке, на месте событий или происшествий, вслед за подведением итогов голосования, окончания переговоров и т.д. “Летучие пресс-конференции возникают по инициативе самих журналистов при согласии их “визави”. Специально оговаривается неофициальный характер подобных пресс-конференций, т.к. последующие заявления, разъяснения властей уточняют трактовку события, дополняют ее новыми фактами, подробностями, включают анализ ситуации.
Регулярные пресс-конференции организуются в предварительно объявленное время в специально приспособленных для встречи помещениях (пресс-клубы, конференц-залы, дома и клубы журналистов, пресс-центры и т.д.). Подобные помещения имеют стационарное оборудование, способствующее оптимальному режиму диалога журналистов с устроителями пресс-конференций:
- микрофоны на столе и в зале;
- ТВ камеры, осветительные приборы, ТВ приемники в зале и фойе;
- телефонную связь;
- технические службы (машбюро, фотолаборатории, ремонт оргтехники)
- система синхронного перевода;
- службы аккредитации;
- служба безопасности, пожарная охрана, медпункт, буфет, киоск.
Вопросы журналистов, касаясь существа дела, не должны повторяться. Они не могут принимать форму собственных заявлений и деклараций. Ведущий может отвести такие вопросы, т.е. оставить их без ответа, ссылаясь на отклонение от объявленной темы пресс-конференции, на попытки навязать собранию необъявленный порядок работы. Последний вопрос специально объявляется и после ответа на него пресс-конференция закрывается.
Ответы выступающих на вопросы журналистов согласуются с их компетенций. По ходу встречи ведется определение кому из ораторов более всего “подходит” вопрос.
По окончании официальной части принято угощать журналистов. И хотя на первый взгляд фуршет представляется не столь важной частью встречи, это далеко не так. Подобного рода неформальные встречи имеют большой содержательный смысл и играют важную роль. Объясняется это прежде всего тем, что именно здесь открываются огромные возможности для установления основанных на взаимном доверии деловых контактов, открываются новые источники обмена информации и услуг как со стороны журналистов, так и со стороны представителей деловых кругов, отдельных общественных, коммерческих и государственных структур.[5]
Список использованных литературных источников
1. Антипов К.В., Баженов Ю.К. Паблик рилейшнз. - М.: ЮНИТИ, 2003.
2. Аравина Т. И. Лоббизм: национальные образы и степень социальной преемственности.//Социологические исследования, 2004, № 9, С. 59 - 64.
3. Вайсман Е.Д., Лазарева Г.В. Основы презентации. - Челябинск: ЧГТУ, 2004.
4. Рывкина Р. В. Тенденция российского общества: причины и последствия // Социологические исследования, 2004, № 12, С. 3 - 13.
5. Уайт Г.И. Основы рекламного дела. - Самара: Корпорация «Федоров», 2003.
[1] Аравина Т. И. Лоббизм: национальные образы и степень социальной преемственности.//Социологические исследования, 2004, № 9, С. 59 - 64.
[2] Рывкина Р. В. Тенденция российского общества: причины и последствия // Социологические исследования, 2004, № 12, С. 3 - 13.
[3] Вайсман Е.Д., Лазарева Г.В. Основы презентации. - Челябинск: ЧГТУ, 2004. – С. 28
[4] Антипов К.В., Баженов Ю.К. Паблик рилейшнз. - М.: ЮНИТИ, 2003. – С. 184
[5] Уайт Г.И. Основы рекламного дела. - Самара: Корпорация «Федоров», 2003. – С. 135