Содержание
Введение. 2
Концепция и анализ денежных потоков малых предприятий. 3
Роль финансовой службы в оптимизации денежных потоков. 6
Самоокупаемость как метод финансирования и кредитования предприятия. 8
Расчет точки самоокупаемости. 9
Заключение. 12
Список литературы: 13
Введение
Для нормального функционирования предприятия и непрерывности движения оборотных активов последние должны находиться на всех стадиях операционного цикла и во всех формах (денежной, производительной и товарной), поскольку отсутствие хотя бы одного из элементов приводит к остановке индивидуального оборота средств.
Созданный в процессе производства готовый продукт включает перенесенную стоимость (овеществленный труд) и вновь созданную стоимость (прибавочный продукт).
В этой фазе кругооборота фондов товарная форма стоимости превращается в денежную и формируется выручка от реализации продукции, а также возникают денежные отношения, связанные с расчетами предприятия.
Движение денег в наличной и безналичной форме образует денежный оборот предприятий, который является объектом регулирования и управления на микро- и макро- уровнях.
В последние годы широкое распространение в России получил термин «денежные потоки». В буквальном понимании этот термин не имеет соответствующего толкования. Вероятно, впервые он был введен финансовыми аналитиками, которые пытались объяснить изменения в денежных средствах в одном периоде по сравнению с другим.
Необходимо уточнить, что подразумевается под «денежными потоками» и «денежными средствами».
«Денежные средства» – это некий осязаемый актив, в то время как «денежный поток» - это разность между полученными и выплаченными предприятием денежными средствами за определенный период, т.е. это движение денежных средств в результате хозяйственной деятельности предприятия.
Для получения прибыли предприятию необходимо переводить денежные средства в различные активы (запасы), которые, в свою очередь, обращаются в дебиторскую задолженность как часть процесса реализации. Результаты считаются окончательными и достигнутыми, если приток денежных средств обеспечивает покрытие обязательств предприятия.
Термин «денежный поток» чаще употребляется в изданиях зарубежных авторов. Российские авторы используют термин «движение денежных средств». Под словом движение (поток) понимается поступление (приток) и выбытие (отток) денежных средств. Такие поступления и выбытия могут относиться к различным видам деятельности.
Концепция и анализ денежных потоков малых предприятий
Управление денежными средствами иимеет такое же значение, как и управление запасами и дебиторской задолженностью. Искусство управления оборотными активами состоит в том, чтобы держать на счетах минимально необходимую сумму денежных средств, которые нужны для текущей оперативной деятельности.[1]
Сумма денежных средств, которая необходима эффективно управляемому малому предприятию, - это, по сути дела, страховой запас, предназначенный для покрытия кратковременной несбалансированности денежных потоков; его должно хватить для производства всех первоочередных платежей.
Поскольку денежные средства, находясь на счетах в банке или в кассе предприятия, не приносят доходов, а их эквиваленты – краткосрочные финансовые вложения – имеют невысокую доходность, их нужно иметь в наличии на уровне безопасного минимума.
Можно выделить следующие денежные потоки:
· Приток денежных средств
o Продажа имущества;
o Продажа за наличный расчет;
o Поступление дебиторской задолженности;
o Новый заемный капитал;
o Выпуск акций
· Отток денежных средств:
o Основные фонды;
o Финансовые вложения;
o Выплата заработной платы;
o Выплата дивидентов;
o Погашение кредиторской задолженности;
o Погашение кредитов и займов;
o Налоги;
o Наличные платежи.
Увеличение или уменьшение остатков денежной наличности на счетах в банке обуславливается уровнем несбалансированности денежных потоков, т.е. притоком и оттоком денег. Превышение положительного денежного потока над отрицательным денежным потоком увеличивает остаток свободной денежной наличности, и наоборот, превышение остатков над притоками приводит к нехватке денежных средств и увеличению потребности в кредите.
Поскольку с позиции текущей деятельности денежные средства играют наиважнейшую роль, т.к. их можно использовать для ликвидации любых пробелов и сбоев в финансовом и производственном процессх[2], большое значение приобретает анализ денежных потоков.
По мнению Ковалева В.В. результатом анализа движения денежных средств является построение для денежного потока обычного балансового уравнения:
, где
- остаток денежных средств на начало периода
- суммарный приток денежных средств за период
- суммарный отток денежных средств за период
- остаток денежных средств на конец периода
В мировой учетно-аналитической практике применяют, как правило, один из двух методов анализа – прямой или косвенный.
Прямой метод основывается на исчислении притока (выручки от реализации продукции, работ, услуг, авансы полученные и др.) и оттока (оплата счетов поставщиков, возврат полученных краткосрочных ссуд и займов и др.) денежных средств, т.е. исходным элементом является выручка. Прямой метод предполагает идентификацию всех проводок, затрагивающих дебет денежных счетов (приток денежных средств) и кредит денежных счетов (отток денежных средств).
Косвенный метод основывается на идентификации и учете операций, связанных с движением денежных средств, и последовательной корректировке чистой прибыли, т.е. исходным элементом является прибыль. Анализ целесообразно начать с оценки изменений в отдельных статьях активов предприятия и их источников. Далее нужно делать корректировки к данным различных счетов, влияющих на размер прибыли. Это влияние может быть разнонаправленным. В основе корректировки лежит балансовое уравнение, связывающее начальное и конечное сальдо, а также дебетовый и кредитовый обороты.
Поскольку описанные методики достаточно сложны в реализации, их применение целесообразно лишь при использовании табличных процессоров
В процессе аналаиза, по мнению Савицкой Г.В. необходимо также рассчитывать прогнозируемую сумму остатка денежных средств[3]. Для этого можно использовать следующую формулу:
Также, в процессе анализа, необходимо определить продолжительность финансового цикла, т.е. время обращения денежной наличности, по следующей формуле:
, где
- продолжительность финансового цикла
- продолжительность операционного цикла
- продолжительность погашения кредиторской задолженности
Роль финансовой службы в оптимизации денежных потоков
Главная задача финансовых служб предприятий — принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками ее финансирования, как внешними, так и внутрифирменными. Управление потоком финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах, является центральным вопросом в финансовом менеджменте. Поток финансовых ресурсов составляют денежные средства:
Функции и экономические методы финансового управления можно подразделить на два блока: блок по управлению внешними финансами и блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю.
Блок по управлению внешними финансами предполагает реализацию отношений фирмы с юридически и хозяйственно самостоятельными субъектами рынка, включая собственные дочерние компании, выступающие в качестве клиентов, заимодателей, поставщиков и покупателей продукции фирмы, а также с акционерами и финансовыми рынками. Сюда входят:
· управление оборотными активами фирмы: движением денежных средств; расчетами с клиентами; управление материально-производственными запасами и пр. ;
· привлечение краткосрочных и долгосрочных внешних источников финансирования.
Блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю включает:
· контроль за ведением производственного учета;
· составление сметы затрат, контроль за выплатой заработной платы и налогов;
· сбор и обработку данных бухгалтерского учета для внутреннего управления финансами и для предоставления данных внешним пользователям:
· составление и контроль за правильностью финансовой отчетности: баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и др. ;
· анализ финансовой отчетности и использование его результатов для внутреннего и внешнего аудита;
· оценка финансового состояния фирмы на текущий период и ее использование для принятия оперативных управленческих решений и в целях планирования.
В функции финансового менеджмента входит:
· анализ финансовой отчетности;
· прогнозирование движения денежных средств;
· выпуск акций;
· получение займов и кредитов;
· операции с инвестициями;
· оценка операций слияния и поглощения фирм.
Роль финансовой политики в централизованном управлении фирмой определяется тем, что она затрагивает все стороны ее экономической деятельности — научно-техническую, производственную, материально-техническое снабжение, сбыт — и отражает в концентрированном виде влияние многочисленных внутренних и внешних факторов. В рамках единой финансовой политики, разрабатываемой на высшем уровне управления, определяются в глобальном масштабе источники финансовых ресурсов и их распределение в рамках фирмы.
Трудно однозначно определить конкретные формы и методы проведения финансовой политики. Хотя в рамках отдельных фирм и имеются существенные отличия в использовании конкретных форм и методов финансовой политики, можно, тем не менее, говорить об общих ее чертах и принципах, а также инструментах финансовой политики. Важнейшие из них: распределение и перераспределение прибылей; финансирование и кредитование деятельности различных подразделений; определение структуры и характера внутрифирменных финансовых операций и расчетов по ним.
Самоокупаемость как метод финансирования и кредитования предприятия.
Смысл инвестирования средств в производство продукции состоит в получении чистого дохода, и если выручка превышает себестоимость, то предприятие получает его в виде прибыли. Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом кругооборота средств, вложенных в производство, и относятся к собственным финансовым ресурсам предприятия, которыми они распоряжаются самостоятельно. Оптимальное использование амортизационных отчислений и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить производство продукции на расширенной основе.
Самофинансирование - обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно - технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия - это многоцелевой источник финансирования его потребностей, но основные направления ее использования можно определить как накопление и потребление. Пропорции распределения прибыли на накопление и потребление определяют перспективы развития предприятия.
Амортизационные отчисления и часть прибыли, направляемая на накопление, составляют денежные ресурсы предприятия, используемые на его производственное и научно - техническое развитие, формирование финансовых активов - приобретение ценных бумаг, вклады в уставной капитал других предприятий и т. п. Другая часть прибыли, используемая на накопление, направляется на социальное развитие предприятия. Часть прибыли используется на потребление, в результате чего возникают финансовые отношения между предприятием и лицами, как занятыми, так и не занятыми на предприятии.
В современных условиях хозяйствования распределение и использование амортизационных отчислений и прибыли на предприятиях не всегда сопровождается созданием обособленных денежных фондов. Амортизационный фонд как таковой не формируется, а решение вопроса о распределении прибыли в фонды специального назначения оставлено в компетенции предприятия, но это не меняет сущности распределительных процессов, отражающих использование финансовых ресурсов предприятия.
Поскольку финансы предприятия как отношения являются частью экономических отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, принципы их организации определяются основами хозяйственной деятельности предприятий. Исходя их этого, принципы организации финансов можно сформулировать следующим образом: самостоятельность в области финансовой деятельности, заинтересованность в итогах финансово - хозяйственной деятельности, ответственность за ее результаты, контроль за финансово - хозяйственной деятельностью предприятия, самофинансирование.
Расчет точки самоокупаемости
Анализ самоокупаемости - это математический метод анализа соотношений между прибылью и издержками постоянными и переменными. Анализ самоокупаемости - это еще и средство планирования прибыли для вычисления точки, в которой объем продаж будет равен валовым издержкам. Точка самоокупаемости - это точка пересечений графиков объема продаж и валовых издержек. Из графика видно, сколько единиц продукции нужно произвести, чтобы выйти на эту точку. При анализе самоокупаемости обычно предполагается линейная зависимость. Если все издержки предприятия являются переменными, то оно может оказаться прибыльным сразу, без убытков на начальной стадии. Если предприятие стремится избежать убытков, то его объем продаж должен покрывать все издержки, прямо зависящие от объема производства, и все издержки, которые непосредственно не связаны с производством. Издержки, относящиеся к этим категориям, перечислены ниже:
ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ
· Общие управленческие расходы
· Арендная плата
· Износ
· Выплата процентов
· Зарплата непроизводственного персонала
· Прочие
ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ
· Оплата труда производственных рабочих
· Материалы
· Прочие
На рис. 2 по горизонтальной оси откладывается количество произведенной продукции, а по вертикальной - объем продаж и издержки. Например, постоянные издержки, равные 80 тыс. долл., представлены горизонтальной линией, поскольку они не зависят от количества произведенной продукции. Переменные издержки (вертикальная ось) предположительно равны 2 долл./шт. Валовые издержки возрастают на 2 долл. переменных издержек при производстве каждой дополнительной единицы продукции. Продажная цена взята равной 3 долл./шт. Общий объем продаж представлен прямой линией. График общего объема продаж идет круче, чем график валовых издержек. Это объясняется тем, что на каждые два доллара переменных расходов предприятие получает три доллара дохода.
Рисунок 2
Точка самоокупаемости лежит на пересечении линий объема продаж и валовых издержек. При значениях выше этой точки предприятие начинает приносить прибыль, а ниже оно терпит убытки.
Точка самоокупаемости соответствует уровню объема продаж и издержек в 240 тыс. долл. при уровне производства 80 тыс. ед. Если требуется большая точность, то точка самоокупаемости может быть вычислена алгебраическим методом или методом проб и ошибок.
Имеются два уравнения, которые можно использовать для определения точки самоокупаемости.
1. Расчет точки самоокупаемости на основе объема продаж в денежном выражении:
Sb/e=FC/(1-VC/S)
где FC - суммарные постоянные издержки
VC - суммарные переменные издержки
S - суммарный объем продаж.
2. Расчет точки самоокупаемости на основе количества произведенной продукции
Qв/Е =F/(P-V)
где P - продажная цена единицы продукции
Q - количество произведенной и реализованной продукции
F - постоянные издержки
V - переменные издержки на единицу продукции.
Заключение
Предприятия в ходе осуществления своей деятельности вступают в хозяйственные связи с другими предприятиями, учреждениями и отдельными лицами. Такие связи основаны на различного рода расчетах, производимых движением денежных средств.
Денежные средства на предприятии могут находиться в форме наличных денег в кассе и на расчетных счетах в банках. Следует отметить, что нет экономического различия между наличными денежными средствами и денежными средствами в безналичной форме. Имеются лишь различия технического характера: безналичные денежные средства концентрируются на счетах в банках, а наличные деньги – в кассе предприятия. Расчеты между предприятиями, учреждениями в основном производятся безналичным путем.
Финансы предприятия представляют собой систему денежных отношений, возникающих при формировании и использовании денежных фондов и при обороте денежных средств. Основой финансовой модели любого предприятия является движение денег.
Устойчивое финансовое состояние предприятия является залогом его жизнедеятельности в условиях рыночной экономики. Для выполнения хозяйственной деятельности предприятие должно обладать необходимым размером денежных средств. Чтобы определить, достаточно ли у предприятия денежных средств, надо применить приемы и методы экономического анализа, который базируется на данных бухгалтерского учета и вероятностных оценках будущих фактов хозяйственной деятельности.
Список литературы:
1. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация /Пер. с англ. Науч. ред. И.И. Ели-сеева. Гл.ред. серии Я.В. Соколов.- М.: Финансы и статистика,2002.- 623с.
2. Бочаров В.В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций. М.: Финансы и статистика, 2002. – 144с.
3. Ван Хорн Д. К.,- “Основы управления финансами”, М. 1996 г.
4. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 768с.
5. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности – М.:ИНФРА-М, 2003. – 303с.
[1] Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности – М.:ИНФРА-М, 2003. – с.243
[2] Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 533 с.
[3] Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности – М.:ИНФРА-М, 2003. – с.248