Содержание
1. Общая характеристика системы страхования в России. 3
2. Социальное страхование: особенности организации и проведения. 8
3. Коммерческое страхование: отличительные особенности. 13
Список литературы.. 18
1. Общая характеристика системы страхования в России
На сегодняшний день в Российской Федерации создан механизм регистрации страховых организаций, лицензирования страховых операций и контроля со стороны страхового надзора. Он призван обеспечить, чтобы в конкурентной борьбе страховые организации не преступали грань, когда могут пострадать интересы страхователей. Неприемлемо снижение тарифа до уровня, при котором снижается финансовая устойчивость страховщика; в инвестировании предпочтение отдается хотя и не самым прибыльным, но надежным объектам.
Сочетание конкуренции и государственного регулирования страхового дела необходимо также для стимулирования развития его в сферах, где нет надежды на существенную прибыль (страхование урожая, экологических рисков и т.д.).
Деятельность страховых организаций и основные понятия страхования определяются Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 в редакции Федерального Закона Российской Федерации от 31.12.97 № 157-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) и другими документами.[1]
Страхованию посвящена глава 48 второй части Гражданского кодекса Российской Федерации.
Деятельность страховых организаций подвергается обязательной аудиторской проверке.
Объединения страховщиков приобретают права юридических лиц после государственной регистрации в Департаменте Министерства Финансов России по надзору за страховой деятельностью.
Как было указано выше, страховая деятельность в Российской Федерации подлежит лицензированию. Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации утверждены приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г. № 02-02/08. Лицензирование страховой деятельности осуществляет Департамент по надзору за страховой деятельностью Министерства финансов Российской Федерации. Лицензированию подлежит деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат. Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования не требует получения лицензии в соответствии с условиями лицензирования.[2]
Регулирование отношений в области медицинского страхования осуществляется на основе Закона Закон РФ от 29 июня 1991 года № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующей на основании Положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
Основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются:
- выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;
- ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
- контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
- установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;
- разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным законом к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;
- обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.
Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью вправе:
- получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении,
- получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;
- производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;
- при выявлении нарушений страховщиками требований закона давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;
- обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.
Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Страховые услуги могут быть предоставлены на условиях обязательности или добровольности.
Обязательное страхование — одна из форм страхования, при которой страховые отношения возникают в силу закона. Наиболее широко применяется в имущественном страховании. Обязательное страхование проводится на основе соответствующих законодательных актов, в которых предусмотрены: перечень объектов, подлежащих страхованию, объем страховой ответственности; уровень (нормы) страхового обеспечения; основные права и обязанности сторон, участвующих в страховании; порядок установления тарифных ставок страховых платежей либо средние их размеры (с предоставлением права соответствующим органам дифференцировать тарифные ставки); порядок внесения страховых платежей.
К видам обязательного страхования в России относятся:
- обязательное медицинское страхование граждан РФ;
- обязательное личное страхование пассажиров от несчастных случаев на воздушном, железнодорожном, морском, внутреннем водном и автомобильном транспорте;
- обязательное государственное личное страхование сотрудников милиции и пожарной службы;
- обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (вводится с 01.07.2003) и др.
Добровольное страхование — проводится только на добровольной основе, т.е. осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования, определяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с законодательством, регулирующим страховую деятельность. При этом законом определяются наиболее общие условия страхования, а конкретные условия его проведения определяются договором, заключаемым между страхователем и страховщиком. Добровольная форма страхования не носит принудительного характера и предоставляет страхователям возможность выбора услуг на страховом рынке.
Общепризнанным является деление страхования на: имущественное, личное и страхование ответственности.
Целью имущественного страхования является выплата ущерба, нанесенного собственности страхователя, при наступлении страхового случая.
Имущественное страхование включает в себя следующие виды:
- страхование зданий, сооружений;
- средств наземного транспорта,
- страхование средств водного транспорта,
- страхование средств воздушного транспорта,
- страхование грузов,
- страхование строительно-монтажных рисков;
- другие материальные ценности.
Страхование предпринимательских рисков, включает:
- страхование предпринимательских рисков,
- страхование финансовых рисков.[3]
Целью страхования ответственности является возмещение ущерба третьим лицам, за причиненный страхователем вред их жизни, здоровью или имуществу. Страхование ответственности, включает:
- страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств,
- страхование гражданской ответственности перевозчиков,
- страхование гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности, страхование ответственности за неисполнение обязательств,
- страхование профессиональной ответственности,
- страхование иных видов ответственности.
Целью личного страхования является выплата заранее обусловленных сумм в случае события, постигшего страхователя.
Личное страхование включает в себя следующие виды:
1. страхование жизни, включает:
- страхование на дожитие застрахованного до определенного возраста или срока,
- страхование на случай смерти,
- страхование пенсий,
- страхование ренты.
2. страхование от несчастных случаев и болезней
3. добровольное медицинское страхование, включает в себя в т.ч. страхование медицинских расходов граждан выезжающих за рубеж.
2. Социальное страхование: особенности организации и проведения
Обязательное социальное страхование может быть следующих видов:
- обязательное личное государственное страхование установлено для всех сотрудников налоговых органов, милиции, прокурорских работников, судей, сотрудников ФСБ, военнослужащих внутренних войск, граждан, призванных на военные сборы. Обязательное государственное имущественное страхование предусмотрено на случай причинения ущерба уничтожением или повреждением имущества в связи с осуществлением служебной деятельности (например, катастрофа на Чернобыльской АЭС). Страховые возмещения по обязательному государственному страхованию производятся в основном за счет бюджетных средств;
- личное страхование пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта;
- и обязательное личное и имущественное государственное страхование.[4]
Отношения по обязательному государственному страхованию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имуществ и личных интересов отдельных категорий граждан.
В отличие от правоотношений по обязательному страхованию в отношениях по обязательному государственному страхованию одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган и страхование осуществляется (для застрахованного) бесплатно - за счет средств бюджета.
В России государственное обязательное социальное страхование представлено тремя фондами: пенсионным; обязательного медицинского страхования; социального страхования.
Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение.
Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.
Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в порядке, установленном федеральным законом, в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов и сами внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными.
Государственное обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
- устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- обеспечение надзора и общественного контроля;
- автономность финансовой системы обязательного социального страхования.[5]
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.
Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступление страховых случаев.
Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.
Различают следующие виды социальных страховых рисков:
- необходимость получения медицинской помощи;
- временная нетрудоспособность;
- трудовое увечье и профессиональное заболевание;
- материнство;
- инвалидность;
- наступление старости;
- потеряю кормильца;
- признание безработным;
- смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:
- у страхователя-работодателя — по всем ведам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации страховщиком;
- у страховщика — с момента регистрации страхователя;
- у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;
- у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан — с момента уплаты ими или за них страховых взносов.
Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:
- страховые взносы:
- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- штрафные санкции и пени;
- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
- доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
- другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
С введением единого социального налога государственные внебюджетные социальные фонды (кроме ГФЗН) не ликвидируются. Устанавливается единая налогооблагаемая база, снижаются начисления на заработную плату (тариф страховых взносов уменьшается с 38,5 % до ставки единого социального налога 35,6 °/а от налоговой базы с введением регрессивной шкалы налогообложения), сокращается отчетность, вводится единый порядок применения финансовых санкций и сокращается количество проверок плательщиков.
3. Коммерческое страхование: отличительные особенности
Коммерческое страхование по объекту страхования и в соответствии с классификацией страховой деятельности делится на:
- имущественное страхование (страхование материальных ценностей);
- личное страхование (жизнь, здоровье, трудоспособность);
- страхование ответственности и страхование предпринимательского риска.[6]
Объектом имущественного страхования являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом. Объектом личного страхования выступают личные блага гражданина, связанные с его жизнью, здоровьем, трудоспособностью. При личном страховании объектом страхования могут быть как имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, так и интересы, связанные с жизнью и здоровьем застрахованного лица, т. е. лица, в пользу которого страховщик заключает со страхователем договор.
Предусматриваются страховые случаи (риски) и платежи без риска “угон” и с риском “угон”. В первом случае страхуются поврежденные средства транспорта, риски от стихийных бедствий; повреждения транспортного средства, причиненные действиями третьих лиц.
Автомобили иностранного производства принимаются на страхование, если срок их эксплуатации не превышает пяти лет.
Страхование от риска угона, хищения производится только по полному пакету рисков. Размер страхового платежа зависит от марки автомобиля и срока страхового договора. При большем сроке меньший процент страхового платежа. Договор страхования заключается на срок от 3 до 12 месяцев. Постоянным страхователям предоставляются льготы в зависимости от срока страхования от 1 года до 10 лет от 5 до 70 процентов от размера страхового платежа.
Основой организации и правового регулирования страховых отношений и деятельности страховых предприятий в России стал Закон РФ от 27 ноября 1992 года Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 года N 4015-1 (ред. от 10.12.2003).
В нем впервые дается понятие страхования: это отношения по защите имущественных и личных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.
В случае наступления страхового случая и выплаты определенной обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение (восстановление) потерь, понесенных юридическими и физическими лицами.
Обязательное заключение договоров страхования предусмотрено законом в ряде случаев. Это страхование предусмотрено в целях гарантий возмещения страхователями возможного ущерба в случае причинения его третьим лицам в процессе деятельности страхователя.
К ним относятся, например, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Они обязаны заключить договор страхования своей деятельности (“Основы законодательства о нотариате”). Аналогичные обязанности возложены на таможенного брокера и таможенного перевозчика (Ст. 156, 158 Таможенного кодекса).
Выделяют и такую отрасль страхования, как страхование ответственности. В этом случае в соответствии с Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 года объектом страхования выступают имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем вреда, причиненного им личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу.[7]
Страхование ответственности является наиболее сложным, и оно направлено на возмещение страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу.
Содержание страхования ответственности определяется “Условиями лицензирования страховой деятельности” и включает в себя: страхование кредитов, страхование ответственности владельцев транспортных средств и страхование иных видов ответственности[8].
Страхование ответственности в России по сравнению со странами Запада пока еще не получило широкого развития. Наибольший интерес в этом страховании вызывает страхование кредитов или риска неплатежа. В развитых странах наиболее развито обязательное по закону страхование ответственности владельцев автотранспортных средств. Наше законодательство в этой сфере отстает. В настоящее время автогражданская ответственность в России страхуется лишь в добровольном порядке. К этому виду страхования также относится страхование ответственности при воздушных перевозках за жизнь пассажиров и сохранность их багажа. Страхование ответственности распространяется также на морские и речные перевозки.
В условиях рынка при наличии различных форм собственности и возрастании ее технической оснащенности данный вид страхования получит значительное развитие в нашей стране. Среди видов данного страхования наиболее часто применяемым является страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Объектами данного страхования являются гражданская ответственность владельца автотранспортного средства за вред, причиненный здоровью или жизни граждан, их имуществу или имуществу организаций при эксплуатации этого средства.
Договор на данный вид страхования заключается с гражданами РФ и стран СНГ, иностранными гражданами и лицами без гражданства; предприятиями и организациями независимо от форм собственности; иностранными юридическими лицами; участниками соревнований на трассах и треках на территории России на период проведения соревнований и тренировок. Договор страхования распространяется на страховые события, происшедшие на территории РФ, и он имеет лимит ответственности страховой фирмы по договору страхования гражданской ответственности: 1) за причинение вреда потерпевшему, в том числе смерть - 1 млн. рублей; 2) за уничтожение или повреждение имущества потерпевшего - 1 млн. рублей.
Размер страхового платежа устанавливается в зависимости от класса автомобиля.
Страховая сумма (лимит ответственности) может быть увеличена при одновременном пропорциональном увеличении страхового платежа. Договор страхования заключается на срок от 1 месяца до 1 года.
При наличии непрерывного страхования гражданской ответственности и отсутствия выплаты в течение двух предыдущих лет постоянным страхователям предоставляются льготы в виде скидки со страхового платежа в зависимости от срока страхования от 2 до 5 и более лет от 10 до 30 процентов. Росгосстрах является не только ведущей страховой организацией на российском страховом рынке, но он также выступает инициатором установления и поддержки активных связей с зарубежными страховыми организациями, прежде всего в целях изучения мирового опыта в страховом деле и проведения оперативных страховых мероприятий. К ним, в, частности, относятся договоры страхования об оказании помощи “ассистанс” (оказание помощи за границей) российским гражданам, выезжающим за границу на автомашинах или любыми другими видами транспорта, в случае внезапного заболевания, несчастного случая или непредвиденных обстоятельств, связанных также с кражей или аварией автомашины, и ее ремонтом за границей. “Ассистанс” - одна из форм страхования, и российским гражданам, выезжающим за рубеж, может потребоваться его услуга в случае возникновения у него за рубежом временных трудностей (болезнь, несчастный случай и др.).[9]
Договор оказания помощи может быть заключен с частными лицами-предпринимателями, туристскими группами, а также с предприятиями и организациями, командирующими своих работников на работу за рубеж. Страховой полис медицинского “ассистанса” может получить любой гражданин России, выезжающий за рубеж независимо от цели поездки. Полисы продаются всеми фирмами Росгосстраха Европейской части России. Стоимость страхового полиса медицинского “ассистанса” зависит от срока пребывания за границей и территориальной зоны. Тарифы по автомобильному “ассистансу” зависят не от протяженности маршрута путешествия, а от срока пребывания за границей. Формы “ассистанса” достаточно разнообразны.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. №14 – ФЗ - Справочная система Гарант.
2. Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 года №145 – ФЗ. – Справочная система Гарант 2004.
3. Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 года N 1499-1 (ред. от 23.12.2003). - Справочная система Гарант.
4. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ (ред. от 23.12.2003). – Справочная система Гарант.
5. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ (ред. от 05.03.2004). – Справочная система Гарант.
6. Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 года N 4015-1 (ред. от 10.12.2003). – Справочная система Гарант.
7. Федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ (в ред. от 23.06.2003). – Справочная система Гарант.
8. Федеральный Закон «Об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28.03.1998 г. №52-ФЗ (ред. от 21.07.1998 г.). - Справочная система Гарант.
9. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ (ред. от 29.06.2004). - Справочная система Гарант.
10. Указ Президента РФ «Об обязательном личном страховании пассажиров» от 07.07.1992 г. «750 (в ред. от 22.07.98 г. №866) - Справочная система Гарант.
11. Приказ Минфина РФ «О размере страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров воздушного, железнодорожного, морского внутреннего водного и автомобильного транспорта» от 16.01.1998 г. №2н - Справочная система Гарант.
12. Басаков М.И. Страховое дело в вопросах и ответах.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.
13. Основы страхования. Под ред.А.А. Гвозденко.–М.: Финансы и статистика, 2004.
14. РэдхЭд К. Страхование в Российской Федерации. – М.: Знание, 2002.
15. Страхование. Под ред. В.В. Шахова. – М.: ЮНИТИ, 2003.
16. Федорова Т.А. Основы страховой деятельности. – М.: Наука, 2005.
[1] Страхование. Под ред. В.В. Шахова. – М.: ЮНИТИ, 2003. – с. 38.
[2] Басаков М.И. Страховое дело в вопросах и ответах.- Ростов н/Д: Феникс, 2004. – с. 54.
[3] Основы страхования. Под ред.А.А. Гвозденко.–М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 247.
[4] Страхование. Под ред. В.В. Шахова. – М.: ЮНИТИ, 2003. – с. 117.
[5] РэдхЭд К. Страхование в Российской Федерации. – М.: Знание, 2002. – с. 203.
[6] Басаков М.И. Страховое дело в вопросах и ответах.- Ростов н/Д: Феникс, 2004. – с. 96.
[7] Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 года N 4015-1 (ред. от 10.12.2003). – Справочная система Гарант. – ст.4.
[8] Страховое дело: Учебник / Под ред. проф. Л.И. Рейтмана. М.: Инфра-М, 1999. – с. 120.
[9] РэдхЭд К. Страхование в Российской Федерации. – М.: Знание, 2002. – с. 263.