Содержание
Введение. 3
1. Государство как субъект внешнеэкономической деятельности. 4
2. Виды государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 9
3. Нормативная база, действующая в области регулирования ВЭД.. 14
Заключение. 18
Список литературы.. 19
Введение
Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности признана в экономической теории и подтверждена практикой хозяйствования промышленно развитых и новых индустриальных стран. Государственное регулирование ВЭД широко используется во всем мире. В условиях рыночного хозяйства оно представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера. призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики. Эти меры осуществляются как правомочными государственными учреждениями, так и общественными организациями. Целью регулирования является стабилизация и приспособление внешнеэкономического комплекса страны к изменившимся условиям МРТ, мирового рынка и форм международного сотрудничества, решения национальных стратегических и тактических задач.
Функцией государственного регулирования, прежде всего, является разработка концепций ВЭД. Концепция (стратегия) - это общий замысел развития внешнеэкономической сферы деятельности, включающий определение целей развития, задач, направлений достижения результатов и эффективности указанной сферы. Разработка концепции включает определение внешнеэкономической политики на данный период развития с учетом специфических условий внутреннего развития, а также международной экономической конъюнктуры.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть государство как субъекта внешнеэкономической деятельности;
- Описать виды государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- Рассмотреть нормативно-правовую базу в области регулирования внешнеэкономической деятельности.
1. Государство как субъект внешнеэкономической деятельности
Большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических связей уделяют: правительственные органы, государственный аппарат, негосударственные отечественные и международные организации.
Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента. В соответствии с законодательством Президент РФ выполняет следующие функции: общее руководство государственной внешнеэкономической политикой (в частности, подписывает законы и издает указы по ключевым ее направлениям); подписывает международные соглашения; представляет Россию на соответствующих международных форумах; регулирует военно-техническое сотрудничество; определяет условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющих материалов.
Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.
Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.[1]
Министерство финансов РФ регулирует кредитно-денежную сферу, по соглашению с другими ведомствами вносит в правительство предложения об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД, определяет методические основы разработки платежного баланса.
Центральным специальным государственным органом регулирования ВЭД является Министерство торговли РФ. На Министерство торговли возложены такие регулирующие функции:
- выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами ;
- разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;
- осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;
- сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;
- подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами;
- координация и согласование внешнеэкономической деятельности с Министерством экономики, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами;
- осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.
Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку , который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.
Государственный комитет РФ по науке и технологиям призван контролировать и координировать международное научно-техническое сотрудничество, финансирование международных проектов, принимать участие в подготовке и подписании соответствующих межправительственных соглашений, в совершенствовании законодательной базы международных научно-технических связей.
Из негосударственных организаций наибольшее воздействие на развитие и осуществление ВЭД оказывают торгово-промышленные палаты. Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой общественной организацией, объединяющей предприятия и предпринимателей, она является юридическим лицом, она создается в целях содействия развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современно промышленной и торговой инфраструктуры; всемирному развитию всех видов предпринимательства, торговых и научно-технических связей с зарубежными странами.
Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:
- оказание помощи предпринимателям и предприятиям,
- организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности и с государством,
- содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности,
- оказание предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационных услуг,
- содействие развитию экспорта товаров и услуг, оказание технической помощи субъектам предпринимательской деятельности в проведении операций на внешнем рынке,
- принятие мер к недопущению и пересечению недобросовестной конкуренции, неделового партнерства,
- содействие регулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями,
- предоставление услуг для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций.
ТПП РФ активно содействует развитию экспорта российской продукции; оказывает помощь российским участникам ВЭД в их внешнеторговых операциях, освоении новых форм международного экономического и научно-технического сотрудничества. Ею организуются различные мероприятия по обучению и повышению квалификации российских предпринимателей в сфере ВЭД. Важное значение имеет ее помощь зарубежным предпринимателям в нахождении российских партнеров.
Государственный таможенный комитет РФ (ГТК) непосредственно подчинен Президенту РФ и выполняет следующие функции:
- контроль за пересечением Государственной границы РФ гражданами и грузами, декларирование соответствующих грузов и имущества;
- участие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов;
- формирование доходной части федерального бюджета РФ посредством взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации грузов, финансовых средств и имущества граждан;
- защита экономических и иных интересов России через борьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей и прочего из России и через предотвращение незаконного ввоза в страну оружия, вредных отходов и т.д.;
- ведение таможенной статистики;
- участие в валютном и экспортном контроле;
- участие в разработке таможенного законодательства и таможенной политики РФ, обеспечение реализации последней.
За рубежом также производится регулирование ВЭД на государственном уровне, на уровне предприятий и, что особенно важно, большие успехи достигнуты и на межгосударственном уровне, в странах Европейского сообщества. Прежде всего это относится к инвестиционной политике и таможенной деятельности. В этих странах выработан довольно жесткий подход к поставкам сырья и, наоборот, либеральный, стимулирующий подход к готовой продукции.
При осуществлении ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономическую политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами.
В странах с развитой рыночной экономикой отсутствует государственная монополия на внешнюю торговлю, тем не менее высшие государственные законодательные органы (парламенты, национальные собрания, конгрессы) определяют внешнеэкономическую политику стран, издают законы по регулированию торговли, ратифицируют государственные договоры.
Правительственные органы занимаются регулированием и реализацией ВЭД. В настоящее время в мире создано большое число международных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран. При этом важно учесть, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества.
Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ВЭК) подчиняется непосредственно Президенту РФ. К ее важнейшим задачам относятся:
- межведомственный контроль за соблюдением всеми участниками ВЭД законодательства в сфере валютного и экспортного контроля;
- аудиторская проверка отдельных участников ВЭД;
- координация действий федеральных и региональных органов регулирования ВЭД в России;
- содействие в создании единой российской информационной системы по валютному и экспортному контролю;
- анализ эффективности и разработка мероприятий по совершенствованию системы валютного контроля РФ.[2]
2. Виды государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.
Международные торговые договоры. Они определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т. д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения -5 -10 лет и более - о торговле и других формах взаимодействия. А также практикуется заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.
Наилучшие условия для развития ВЭД обеспечиваются в тех случаях, когда страны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся сторон используются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.
Таможенные формальности. В их основе лежит таможенный кодекс, утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государства. Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одним из самых эффективных методов регулирования ВЭД.
Контингентирование и лицензирование. Контингентирование экспорта и импорта - это количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.
Лицензирование - это система письменных разрешений выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее реализации, но не более, чем на один год.
Контингентирование осуществляется установлением режима выдачи индивидуальных лицензий, при этом общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать объема установленной квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): глобальные, групповые, индивидуальные. По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.[3]
Антидемпинговые процедуры. Они представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий.
Ценовые преференции. Их устанавливают в законодательном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Например, энергетические компании США имеют право размещать заказы на импортное оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен американских производителей как минимум на 6%.
Технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по поверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний.
Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, традиционным показателям. Данная процедура может серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если заблаговременно не осуществить их сертификацию.
Импортные процедуры. Представляют собой правила проведения импортных операций при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.
Оперативное регулирование ВЭД. Правительство, Министерство внешних экономических связей, Государственный таможенный комитет могут приостановить операции участников ВЭД в случае постановки недоброкачественной продукции и товаров, невыполнения обязательных экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других формах, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации. Приостановка внешнеэкономических операций применяется как к отечественным субъектам ВЭД, так и к зарубежным, допустившим нарушения законодательства.[4]
Прямое финансирование экспортеров. Осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для устранения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Чаше всего государство выделяет до 30% средств, необходимых для проведения научных, исследовательских, конструкторских работ с целью исследования и внедрения новых товаров в экспортном производстве. Государственное финансирование направлено на поддержку не только крупных компаний в странах с рыночной экономикой, но так же средних и малых фирм, способных в короткие сроки модернизировать и перестраивать экспортное производство в соответствии с требованиями мирового рынка.
Косвенное финансирование экспортеров. Производится через сеть частных банков, которым государство выдает специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортерам. Косвенным финансированием следует считать возврат экспортерам пошлин, выплаченных при ввозе сырья, а так же передачу экспортерам правительственных, в том числе и военных, заказов по стабильным и, как правило, высоким ценам.
Снижение налогов с экспортеров. Наиболее распространено прямое снижение налогов с фирм, компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве. Часто применяется разрешение фирмам экспортерам осуществлять отчисления в резервные фонды развития экспортного производства с необлагаемой налогом части прибыли.
Кредитование экспортера. Кредитование может быть внутренним и внешним. Внутреннее кредитование осуществляется через государственные банки предоставлением кредитов среднесрочных (до5 лет) и долгосрочных (до 20-30 лет) на развитие экспортного производства в национальной и свободно конвертируемой валюте. При этом предоставление кредитов осуществляется на благоприятных условиях по стабильным ставкам.
Внешнее кредитование нацелено на выделение кредитов импортерам в форме финансовых и товарных кредитов поставщиков экспортной продукции. Государство производит субсидирование из бюджета как фирменных, так и банковских кредитов, которые являются целевыми, и следовательно, должны быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы или страны кредитора.
Страхование экспорта. Оно имеет два направления внутреннее и внешнее. Внутреннее страхование осуществляется государством, помогающим за счет бюджетных средств перекрывать часть рисков при крупных капиталовложениях в экспортное производство. Осуществляя внешнее страхование, государство за счет бюджета берет на себя часть политических и коммерческих рисков по экспорту. К политическим рискам относятся войны, правительственные переговоры, резкие изменения политической обстановки, забастовки. Все эти факторы либо затрудняют, либо вообще срывают исполнение контрактов. К коммерческим рискам относятся колебания валютных курсов, банкротства, изменения в таможенной и налоговой системах. Благодаря страхованию экспортер возмещает почти все потери от рисков.
Дополнительно к административным и экономическим методам регулирования и управления ВЭД в странах с рыночной экономикой проводится организационная, статистическая, исследовательская и информационная работа. Осуществляется сбор статистических материалов, анализ состояния и оценка перспектив ВЭД, издаются справочники. С помощью посольств, торговых миссий и представительств государственные службы получают коммерческую информацию, находят иностранных контрагентов. Установлению взаимодействия между контрагентами способствуют международные симпозиумы, конференции, выставки и другие формы ознакомления представителей деловых кругов разных стран с достижениями в экономике, науке, технике.
3. Нормативная база, действующая в области регулирования ВЭД
Начиная внешнеэкономическую деятельность, каждый должен знать, что он вступает в особую сферу отношений, регулируемых не только общим, но и специальным законодательством. Общее законодательство регулирует экономическую деятельность во всех ее видах и сферах. Радикальные изменения в экономике России, связанные с ее превращением в рыночную, происходят в рамках права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как неприкосновенность собственности, новый метод регулирования предпринимательской деятельности - "дозволено все, что не запрещено", недопустимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов и т. п. Эти и другие положения закреплены в Гражданском кодексе РФ, ряде законов:
- Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 года N 39-Ф;
- Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ (ред. от 06.04.2004);
- Федеральный закон "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 года N 190-ФЗ;
- Закон "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 года N 2300-1 (ред. от 30.12.2001);
- Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ и другие.[5]
К законам, регулирующим ВЭД, относятся следующие:
- Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ;
- Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ (ред. от 29.06.2004);
- Закон "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 года N 5003-1 (ред. от 07.05.2004);
- Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ (ред. от 08.12.2003);
- Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ.[6]
Рассмотрим пример государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в деятельности ОАО "Вайниг". Акционерное общество "Вайниг" - это передовые технологии и эффективные решения, высокопроизводительные станки для различных областей обработки древесины. АО "Вайниг" - это мировой лидер в производстве калевочных станков. На предприятиях, где производят окна, двери, профильные и плоскострогальные погонажные изделия и мебель, в разных странах работает свыше 45000 вайниговских станков и комплектных установок. Более двух тысяч сотрудников на предприятиях в Германии и Швейцарии заняты совершенствованием конструкций и технологии изготовления этих станков. АО "Вайниг" выпускает не только станочные агрегаты. Оно проектирует и производит различные средства пристаночной механизации, благодаря которым высокопроизводительные калевочные станки могут использоваться с максимальной эффективностью. Большая часть продукции ОАО "Вайниг" экспортируется в Европу. В связи с этим большую часть прибыли предприятие получает в иностранной валюте.
Так в 2004 году предприятие получило выручки в иностранной валюте на сумму 8940 млн. руб., из которых 30% валюты - 2682 млн. руб. – было продано.
Это связано с положением Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ (ред. от 29.06.2004), согласно которому, обязательная продажа части валютной выручки резидентов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) осуществляется в размере 30 процентов суммы валютной выручки, если иной размер не установлен Центральным банком Российской Федерации.
Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке.[7]
Таким образом, данный случай является примером государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Кроме названных источников права (Международные договоры и национальные законы) существуют негосударственные источники права, которые широко используются в практике ВЭД. К ним относятся:
1. Публикации Международной торговой палаты, например, Международные торговые термины - "Инкотермс-90", "Унифицированные обычаи и практика для документарных аккредитивов" .
2. Документы Европейской экономической комиссии ООН, например, общие условия поставок, проформы контрактов и т. п.
3. Обычное право (обычаи и обыкновения).
4. Судебно-арбитражная практика.[8]
Законодательство признает в качестве регулятора ВЭД контракты между непосредственными участниками внешнеэкономической деятельности, но это такой регулятор, который основывается на нормах национального права, имеющих обязательный (императивный) характер, и нормах международного права, носящих диапозитивный характер, когда стороны имеют право отступать от этих норм. Диспозитивным характером обладают международные конвенции, например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 г.). Диапозитивные нормы права играют большую роль во взаимоотношениях иностранных партнеров, так как способствуют единообразию в понимании самих терминов, прав и обязанностей сторон, не требуют знания законодательства страны иностранного партнера, способствуют ускорению проведения переговоров.
В РФ действует закон "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 года N 5338-1, вступивший в силу 14 августа 1993 г. Этот закон соответствует типовому закону, разработанному комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). В России созданы также постоянно действующие третейские суды, например, при Московской торгово-промышленной палате могут создаваться арбитражи "аd hос", т, е. для рассмотрения конкретного спора.
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
- Рассмотрено государство как субъект внешнеэкономической деятельности;
- Описаны виды государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- Рассмотрена нормативно-правовую база в области регулирования внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности - комплекс экономических, правовых и административно-управленческих мер со стороны государства в лице его органов, преследующих цель формирования рамочных благоприятных условий хозяйствования для субъектов внешнеэкономической деятельности. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности обеспечивает им экономическую поддержку и правовую защищенность на внутреннем и внешнем рынках. Оно направлено на качественное совершенствование экспортного потенциала и реализацию стратегии экспортной экспансии на международных рынках товаров, услуг и прав интеллектуальной собственности, продукции с высоким уровнем добавленной стоимости. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности преследует цель поддержания устойчивого положительного сальдо внешнеторгового баланса и обеспечения хозяйственной безопасности в национальном масштабе.
Наибольшее значение в регилировании имеют Законы РФ "О таможенном тарифе", "О валютном регулировании и валютном контроле", " Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О защите прав потребителей", "О техническом регулировании", "Об авторском праве и смежных правах" и другие законы, связанные с охраной прав владельцев объектов интеллектуальной собственности, а также ТК РФ.
Список литературы
1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ. – Справочная система Гарант.
2. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ. – Справочная система Гарант.
3. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ (ред. от 29.06.2004) . – Справочная система Гарант.
4. Закон "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 года N 5003-1 (ред. от 07.05.2004). – Справочная система Гарант.
5. Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ (ред. от 08.12.2003). – Справочная система Гарант.
6. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учебное пособие. - М.: Владос, 2004.
7. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы. Учебник для вузов / Г.Д. Гордеев, Л.Я. Иванова, С.К. Казанцев и др. Под ред. Л.Е. Стровского. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2004.
8. Гордеев Г.Д. Основы внешнеэкономической деятельности. - Екатеринбург, 2005.
9. Пузакова Е. П. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Серия «учебники и учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2004.
10. Оболенский В. Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности // МЭ и МО – 2005 - №3 – с. 12 - 24.
11. Ялгубанов А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ // Внешняя торговля – 2004 - №5. – с. 27 – 34.
[1] Гордеев Г.Д. Основы внешнеэкономической деятельности. - Екатеринбург, 2005. – с. 94.
[2] Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы. Учебник для вузов / Г.Д. Гордеев, Л.Я. Иванова, С.К. Казанцев и др. Под ред. Л.Е. Стровского. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2004. – с. 113.
[3] Гордеев Г.Д. Основы внешнеэкономической деятельности. - Екатеринбург, 2005. – с. 249.
[4] Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы. Учебник для вузов / Г.Д. Гордеев, Л.Я. Иванова, С.К. Казанцев и др. Под ред. Л.Е. Стровского. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2004. – с. 197.
[5] Оболенский В. Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности // МЭ и МО – 2005 - №3 – с. 16.
[6] Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учебное пособие. - М.: Владос, 2004. – с. 157.
[7] Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ (ред. от 29.06.2004). – Справочная система Гарант. – ст. 21.
[8] Ялгубанов А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ // Внешняя торговля – 2004 - №5. – с. 31.