Вариант 2

Содержание

1. Какова цель внедрения АИС в организациях?........................................ 3

2. Классифицируйте ПО АРМ......................................................................... 6

3. Охарактеризуйте способы защиты информации................................... 14

4. Приведите классификацию управленческой информации................... 19

Список использованной литературы........................................................... 21

1. Какова цель внедрения АИС в организациях?

Автоматизированная информационная система (АИС) представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решении.

Создание АИС способствует повышению эффективности производства экономического объекта и обеспечивает качество управления. Наибольшая эффективность АИС достигается при оптимизации планов работы предприятий, фирм и отраслей, быстрой выработке оперативных решений, четком маневрировании материальными и финансовыми ресурсами и т.д. Поэтому процесс управления в условиях функционирования автоматизированных информационных систем основывается на экономико-организационных моделях, более или менее адекватно отражающих характерные структурно-динамические свойства объекта. Адекватность модели означает прежде всего ее соответствие объекту в смысле идентичности поведения в условиях, имитирующих реальную ситуацию, поведение моделируемого объекта в части существенных для поставленной задачи характеристик и свойств. Безусловно, полного повторения объекта в модели быть не может, однако несущественными для анализа и принятия управленческих решений деталями можно пренебречь. Модели имеют собственную классификацию, подразделяясь на вероятностные и детерминированные, функциональные и структурные. Эти особенности модели порождают разнообразие типов информационных систем.

Опыт создания АИС, внедрение в практику экономической работы оптимизационных методов, формализация ситуаций производственно-хозяйственных процессов, оснащение государственных и коммерческих структур современными вычислительными средствами коренным образом видоизменили технологию информационных процессов в управлении. Повсеместно создаются АИС управленческой деятельности.

Автоматизированные информационные системы разнообразны и могут быть классифицированы по ряду признаков (рис. 1.).

Так как классификация систем по сфере функционирования объекта управления очевидна, рассмотрим следующие признаки. По видам процессов управления автоматизированные информационные системы подразделяются на:

АИС управления технологическими процессами — это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями.

АИС управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые системы, сочетающие АИС управления технологическими процессами и АИС управления предприятиями.

Для АИС организационного управления объектом служат производственно-хозяйственные, социально-экономические функциональные процессы, реализуемые на всех уровнях управления экономикой, в частности: банковские АИС; АИС фондового рынка; финансовые АИС; страховые АИС; налоговые АИС; АИС таможенной службы; статистические АИС; АИС промышленных предприятий и организаций (особое место по значимости и распространенности в них занимают бухгалтерские АИС) и др.

АИС научных исследований обеспечивают высокое качество и эффективность межотраслевых расчетов и научных опытов. Методической базой таких систем служат экономико-математические методы, технической базой — самая разнообразная вычислительная техника и технические средства для проведения экспериментальных работ моделирования. Как организационно-технологические системы, так и системы научных исследований могут включать в свой контур системы автоматизированного проектирования работ (САПР).

Обучающие АИС получают широкое распространение при подготовке специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников разных отраслей.

В соответствии с третьим признаком классификации выделяют отраслевые, территориальные и межотраслевые АИС, которые одновременно являются системами организационного управления, но уже следующего — более высокого уровня иерархии.

Отраслевые АИС функционируют в сферах промышленного и агропромышленного комплексов, в строительстве, на транспорте. Эти системы решают задачи информационного обслуживания аппарата управления соответствующих ведомств.

Территориальные АИС предназначены для управления административно-территориальными районами. Деятельность территориальных систем направлена на качественное выполнение управленческих функций в регионе, формирование отчетности, выдачу оперативных сведений местным государственным и хозяйственным органам.

Межотраслевые АИС являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.). Имея в своем составе мощные вычислительные комплексы, межотраслевые многоуровневые АИС обеспечивают разработку экономических и хозяйственных прогнозов, государственного бюджета, осуществляют контроль результатов и регулирование деятельности всех звеньев хозяйства, а также контроль наличия и распределения ресурсов.

Современное развитие информатизации в области экономической и управленческой деятельности требует единых подходов в решении организационных, технических и технологических проблем. Основными факторами, определяющими результаты- создания и функционирования АИС и процессов информатизации, являются:

• активное участие человека – специалиста – в системе автоматизации обработки информации и принятия управленческих решений;

• интерпретация информационной деятельности как одного из видов бизнеса;

• наличие научно обоснованной программно-технической, технологической платформы, реализуемой на конкретном экономическом объекте;

• создание и внедрение научных и прикладных разработок в области информатизации в соответствии с требованиями пользователей;

• формирование условий организационно-функционального взаимодействия и его математическое, модельное, системное и программное обеспечение;

• постановка и решение конкретных практических задач в области управления с учетом заданных критериев эффективности.

2. Классифицируйте ПО АРМ

Автоматизированное рабочее место (АРМ) определяется и характеризуется учеными и практиками по разному. Автоматизированное рабочее место - комплекс информационных ресурсов, программно-технических и организационно-технологических средств индивидуального и коллективного пользования, объединенных для выполнения определенных функций профессионального работника управления.

Автоматизированное рабочее место - представляет собой комплекс аппаратных и программных средств, обеспечивающих оперативное удовлетворение информационных и вычислительных потребностей специалиста и размещенных на его рабочем месте.

Автоматизированное рабочее место - средство автоматизации производственно-технологических процессов, организации и управления производством, организационно-экономического управления.

Современную концепцию развития АРМ возможно построить лишь имея четкое представление о сущности АРМ и механизме его функционирования.

Для определения сущности АРМ является необходимым раскрытие его назначения, роли, функций, состава, классификации и принципов формирования.

По своему назначению АРМ представляют собой вычислительные системы, расположенные на рабочих местах специалистов, служащие автоматизации их работ.

Роль АРМ определяется характером их участия в процессе управления той или иной сферы производственной деятельности.

Функция АРМ заключаются в реализации предметной технологии (ПТ) - последовательности этапов модификации первичной информации в результатную, посредством информационной технологии (ИТ) - системы методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации, и обеспечивающей технологии (ОТ) - аппаратно-технологического комплекса обработки информации.

По составу АРМ представляет комплекс технических средств (ПЭВМ, коммуникационное, печатающее, множительное и др. оборудование), программных средств, программного обеспечения (системные - Windows, OS/2, Unix, прикладные и вспомагательные программы), информационное и методологическое обеспечение.

АРМ содержит в себе целиком функциональную информационную технологию (ФИТ) или ее часть. Под ФИТ здесь понимается модификация конкретной обеспечивающей технологии, при которой реализуется какая-либо из предметных технологий. Какую именно часть ФИТ закреплять за тем или иным АРМ, определяется характером задач в структуре управления объектом. Такое распределение ФИТ на АРМ не должно нарушать требований самой предметрой технологии. Распределенность между ПЭВМ участников ФИТ может касаться либо хранимых данных, либо процессов обработки этих данных. Наложение ФИТ на управленческую структуру позволяет создать распределенную систему решения предметных областей.

Классифицировать АРМ можно по функциональному назначению, по видам решаемых задач, по режиму эксплуатации.

Черкасов Ю.М. и Лукина М.В выделяют следующие виды АРМ:

по функциональному признаку:

·        АРМ административно-управленческого персонала;

·        АРМ проектировщика радиоэлектронной аппаратуры, автоматизированных систем управления (АСУ) и т.д.;

·        АРМ специалиста в области экономики, математики, физики и т.д.;

·        АРМ производственно-технологического назначения;

по видам решаемых задач:

·        информационно-вычислительные АРМ;

·        АРМ подготовки и ввода данных;

·        информационно-справочные АРМ;

·        АРМ бухгалтерского учета;

·        АРМ статистической обработки данных;

·        АРМ аналитических расчетов;

по режиму эксплуатации:

·        АРМ одиночного режима эксплуатацииАРМ группового режима эксплуатации;

·        АРМ сетевого режима эксплуатации.

В одиночном режиме АРМ реализуется на обособленной ПЭВМ, все ресурсы которой находятся в монопольном распоряжении пользователя. Такое рабочее место ориентировано на решение нестандартных специфических задач, и для его реализации применяются электронные вычислительные машины (ЭВМ) небольшой мощности.

При групповом режиме эксплуатации на базе одной ЭВМ реализуется несколько рабочих мест, объединенных по принципу административной или функциональной общности. В этом случае требуются более мощные ЭВМ и достаточно сложное программное обеспечение. Групповой режим эксплуатации обычно используется для организации распределенной обработки данных в пределах отдельного подразделения или организации для обслуживания стабильных групп специалистов и руководителей.

Сетевой режим эксплуатации объединяет достоинства и одиночного и группового режимов. В этом случае каждое АРМ строится на базе одной ЭВМ, но в то же время предусматривается возможность использовать некоторые общие ресурсы вычислительной сети.

АРМ для каждого объекта управления создаются в соответствии с их функциональным назначение. В основе создания АРМ лежат общие принципы:

·        максимальная ориентация на конечного пользователя, достигаемая созданием инструментальных средств адаптации АРМ к уровню подготовки пользователя, возможностей его обучения и самообучения;

·        формализация профессиональных знаний, т.е. возможность предоставления с помощью АРМ самостоятельно автоматизировать новые функции и решать новые задачи в процессе накопления опыта работы с системой;

·        проблемная ориентация АРМ на решение определенного класса задач, объединенных общей технологией обработки информации, единство режимов работы и эксплуатации, что характерно для специалистов экономических служб;

·        модульность построения, обеспечивающая сопряжение АРМ с другими элементами системы обработки информации (системность), а также модификацию и наращивание возможностей АРМ без прерывания его функционирования (гибкость);

·        эргономичность, т.е. создание для пользователя комфортных условий труда и дружественного, удобного интерфейса общения с системой.

Целесообразность использования АРМ в хозяйстве определяется коэффициентом эффективности его применения, который рассматривается как интегральный показатель уровня реализации приведенных выше принципов, отнесенного к затратам по созданию и эксплуатации системы. Эффективность использования АРМ возникает на практике лишь при условии правильного распределения функций и нагрузки между человеком и машинными средствами обработки информации. В этом случае будет наблюдаться не только повышенная эффективность управления и производства, но и социальный фактор комфортного и безопасного труда специалиста.

Рассмотрение назначения, роли, функций, состава, классификации и принципов создания дает возможность сформировать представление о механизме АРМ, т.е. о внутреннем устройстве, приводящем в действие.

Современная концепция развития АРМ базируется на совершенствовании и развитии каждого элемента системы АРМ.

В сфере теоретического исследования АРМ необходимо выделить следующие направления развития:

·        совершенствование методологических основ применения АРМ в хозяйственной деятельности;

·        более глубокая интеграция АРМ в различные производственные сферы при условии универсализации и стандартизации объектно образующих хозяйственных операций;

·        расширенное исследование возможностей дальнейшего внедрения профессионально ориентированных АРМ;

·        разработка технологий создания "интеллектуальных" АРМ;

·        изучение иных возможностей применения АРМ в условиях "глобальной информатизации общества".

В области практического применения АРМ концепция современного развития затрагивает совершенствование программного обеспечения и аппаратной части АРМ, которые рассматриваются в следующих разделах реферата.

Программное обеспечение АРМ - это совокупность программ и документации на них, предназначенных для реализации целей и задач ЭВМ. Программное обеспечение (ПО) обусловливается включением таких составных частей, как методы, алгоритмы и алгоритмические языки.

В контексте использования в составе АРМ программное обеспечение можно разделить на две части:

·        общее (системное, техническое), предназначенное для организации и контроля вычислительного процесса на ЭВМ, для автоматизации разработки программ;

·        функциональное программное обеспечение (ФПО), предназначенное для решения конкретных задач в различных сферах применения ЭВМ управленческих и научных задач, задач сферы массового обслуживания.

Общее, или системное ПО обеспечивает функционирование вычислительной техники, разработку и подключение новых программ. Среди всех системных программ особое место занимают операционные системы (ОС). Операционная система управляет компьютером, периферийным оборудованием, запускает программы, обеспечивает защиту данных, выполняет различные сервисные функции по запросам пользователя и программ. Каждая программа пользуется услугами ОС, а потому может работать только под управлением той ОС, которая обеспечивает для нее эти услуги. Таким образом, выбор ОС для ЭВМ в составе АРМ чрезвычайно важен, так как он определяет, какие программы будут работать на АРМ, какие аппаратные средства будут включены в АРМ, какова будет степень защиты данных, и насколько комфортными и безопасными будут условия работы для специалиста АРМ.

Наиболее широко в настоящее время на компьютерах типа IBM PC применяются ОС, разработанные фирмой Microsoft, такие как: Windows 95; Windows NT 4.0 Workstation; Windows NT 4.0 Server; Windows 98

Подготовлена к официальному выходу ОС Windows 2000, прошедшая неоднократное пробное тестирование, созданная по технологии Windows NT.

Другими современными менее распространенными ОС, применяемыми на компьютерах, являются OS/2, UNIX, NetWare, MacOS.

Современная концепция АРМ предъявляет к ОС жесткие требования, направленные на соблюдение безопасности и комфорта (эргономичность) в работе на АРМ, на повышение производительности АРМ вцелом, на расширение парка обслуживаемого периферийного оборудования, на возможность синхронизации выполняемых операций и процедур.

Наиболее соответствующими перечисленным требованием можно выделить ОС серии Windows, которым присущи такие качества, как:

·        удобный для пользователя интерфейс - способ обращения и взаимодействия ЭВМ и пользователя (объектное, графическое представление данных, отдельные рабочие окна, рабочий стол и др.);

·        многозадачность - возможность выполнения нескольких программ одновременно;

·        многоязыковая поддержка, поддержка различных шрифтов;

·        поддержка мультимедиа - возможность использования в работе звуковых и видео материалов;

·        удобство в подключении и поддержке устройств с возможностью их самоналаживания;

·        широкие средства обмена данными (буфер обмена, динамический обмен, механизм связи и внедрения объектов).

К сожалению, программы Windows не лишены недостатков (повышенная требовательность ОС к аппаратным ресурсам, не всегда высокие стабильность и надежность). Присутствие недостатков объясняется молодым возрастом программы и коньюнктурой рынка ПО. Однако, следует отметить устойчивый прогресс в развитии Windows и выделить значительное превосходство достоинств программы перед ее недостатками, что и обяъсняет огромную популярность Windows в мире.

К классу общих, системных программ также относятся программы, чаще всего дополняющие ОС:

·        драйверы - расширяют возможности ОС, позволяя ей работать с тем или иным внешним устройством, обучая ее новому протоколу данными и др.;

·        программы-оболочки, обеспечивающие более удобный и наглядный способ обращения, доступа и обработки данных;

·        программы резервирования - позволяют дублировать информацию на разных носителях для надежного сохранения;

·        программы для диагностики компьютера;

·        программы ограничения доступа - для поддержания безопасности;

·        другие программы.

Наибольшую по численности и по предназначению группу программ представляют прикладные программы. Их отличительной особенностью является не служебный, вспомогательный характер использования, а целевой, функциональный. Количество программ данного класса исчисляется сотнями тысяч, если не миллионами. Уместным будет рассмотреть наиболее широко применяемые в практике хозяйствования типы программных средств:

·        редакторы текстов - программы создания, редактирования текстов;

·        табличные процессоры - программы обработки информации, представленной в табличном виде;

·        базы данных - системы управления базами данных (СУБД);

·        системы автоматизированного проектирования (САПР);

·        программы мультимедиа - для создания и использования звуковых, анимационных, видео данных;

·        программы экономической сферы - бухгалтерского учета, финансового анализа, управления, планирования и др.

Наиболее распространенными и массовыми являются текстовые редакторы. Они позволяют подготавливать документы гораздо быстрее и удобнее, чем с помощью пишущей машинки. Данные программы позволяют применять различные шрифты символов, абзацы произвольных форм, автоматически переносить слова на новую строку, делать сноски, создавать автоматически оглавление и указатели, проверять орфографию, а также предоставляют множество иных возможностей.

Программное обеспечение под управлением человека является мозгом в организме АРМ. Непосредственным же исполнителем и реализатором практических задач выступает аппаратный комплекс на базе ЭВМ.

3. Охарактеризуйте способы защиты информации.

Способы – это порядок и приемы использования сил и средств для достижения поставленной цели по защите конфиденциальной информации.

Любое действие человека, ориентированное на достижение каких-либо результатов, реализуется определенными способами. Естественно, что имеющийся опыт по защите информации достаточно четко определил совокупность приемов, сил и средств, ориентированных на обеспечение информационной безопасности. С учетом этого можно так определить понятие способов защиты информации: способы защиты информации – это совокупность приемов, сил и средств, обеспечивающих конфиденциальность, целостность, полноту и доступность информации, и противодействие внутренним и внешним угрозам.

Естественно предположить, что каждому виду угроз присущи свои специфические способы, силы и средства.

Обеспечение информационной безопасности достигается системой мер, направленных:

·        на предупреждение угроз. Предупреждение угроз – это превентивные меры по обеспечению информационной безопасности в интересах упреждения возможности их возникновения;

·        на выявление угроз. Выявление угроз выражается в систематическом анализе и контроле возможности появления реальных или потенциальных угроз и своевременных мерах по их предупреждению;

·        на обнаружение угроз. Обнаружение имеет целью определение реальных угроз и конкретных преступных действий;

·        на локализацию преступных действий и принятие мер по ликвидации угрозы или конкретных преступных действий;

·                 на ликвидацию последствий угроз и преступных действий и восстановление статус-кво.

Предупреждение возможных угроз и противоправных действий может быть обеспечено самыми различными мерами и средствами, начиная от создания климата глубоко осознанного отношения сотрудников к проблеме безопасности и защиты информации до создания глубокой, эшелонированной системы защиты физическими, аппаратными, программными и криптографическими средствами.

Предупреждение угроз возможно и путем получения (если хотите – и добывания) информации о готовящихся противоправных актах, планируемых хищениях, подготовительных действиях и других элементах преступных деяний. Для этих целей необходима работа сотрудников службы безопасности с информаторами в интересах наблюдения и объективной оценки ситуации как внутри коллектива сотрудников, особенно главных участков ее фирмы, так и вне, среди конкурентов и преступных формирований.

В предупреждении угроз весьма существенную роль играет информационно-аналитическая деятельность службы безопасности на основе глубокого анализа криминогенной обстановки и деятельности конкурентов и злоумышленников.

Выявление имеет целью проведение мероприятий по сбору, накоплению и аналитической обработке сведений о возможной подготовке преступных действий со стороны криминальных структур или конкурентов на рынке производства и сбыта товаров и продукции. Особое внимание в этом виде деятельности должно отводиться изучению собственных сотрудников. Среди них могут быть и недовольные, и неопытные, и "внедренные".

Обнаружение угроз - это действия по определению конкретных угроз и их источников, приносящих тот или иной вид ущерба. К таким действиям можно отнести обнаружение фактов хищения или мошенничества, а также фактов разглашения конфиденциальной информации или случаев несанкционированного доступа к источникам коммерческих секретов. В числе мероприятий по обнаружению угроз значительную роль могут сыграть не только сотрудники СБ, но и сотрудники линейных подразделений и служб фирмы, а также технические средства наблюдения и обнаружения правонарушений.

Пресечение или локализация угроз – это действия, направленные на устранение действующей угрозы и конкретных преступных действий. Например, пресечение подслушивания конфиденциальных переговоров за счет акустического канала утечки информации по вентиляционным системам.

Ликвидация последствий имеет целью восстановление состояния, предшествовавшего наступлению угрозы. Например, возврат долгов со стороны заемщиков. Это может быть и задержание преступника с украденным имуществом, и восстановление разрушенного здания от подрыва и др.

Все эти способы имеют целью защитить информационные ресурсы от противоправных посягательств и обеспечить:

·        предотвращение разглашения и утечки конфиденциальной информации;

·        воспрещение несанкционированного доступа к источникам конфиденциальной информации; сохранение целостности, полноты и доступности информации;

·        соблюдение конфиденциальности информации;

·        обеспечение авторских прав.

Защита от разглашения сводится в общем плане к разработке перечня сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия. Эти сведения должны быть доведены до каждого сотрудника, допущенного к ним, с обязательством этого сотрудника сохранять коммерческую тайну. Одним из важных мероприятий является система контроля за сохранностью коммерческих секретов.

Защита от утечки конфиденциальной информации сводится к выявлению, учету и контролю возможных каналов утечки в конкретных условиях и к проведению организационных, организационно-технических и технических мероприятий по их ликвидации.

Защита от несанкционированного доступа к конфиденциальной "формации обеспечивается путем выявления, анализа и контроля возможных способов несанкционированного доступа и проникновения к источникам конфиденциальной информации и реализацией организационных, организационно-технических и технических мероприятий по противодействию НСД.

На практике в определенной степени все мероприятия по использованию технических средств защиты информации подразделяются на три группы: организационные (в части технических средств); организационно-технические; технические.

Организационные мероприятия – это мероприятия ограничительного характера, сводящиеся основном, к регламентации доступа и использования технических средств обработки информации. Они, как правило, проводятся силами самой организации путем использования простейших организационных мер.

В общем плане организационные мероприятия предусматривают проведение следующих действий:

·        определение границ охраняемой зоны (территории);

·        определение технических средств, используемых для обработки конфиденциальной информации в пределах контролируемой территории;

·                 определение "опасных", с точки зрения возможности образования каналов утечки информации, технических средств и конструктивных особенностей зданий и сооружений;

·        выявление возможных путей проникновения к источникам конфиденциальной информации со стороны злоумышленников;

·        реализация мер по обнаружению, выявлению и контролю за обеспечением защиты информации всеми доступными средствами.

Организационные мероприятия выражаются в тех или иных ограничительных мерах. Можно выделить такие ограничительные меры, как территориальные, пространственные и временные.

Территориальные ограничения сводятся к умелому расположению источников на местности или в зданиях и помещениях, исключающих подслушивание переговоров или перехват сигналов радиоэлектронных средств.

Пространственные ограничения выражаются в выборе направлений излучения тех или иных сигналов в сторону наименьшей возможности их перехвата злоумышленниками.

Временные ограничения проявляются в сокращении до минимума времени работы технических средств, использовании скрытых методов связи, шифровании и других мерах защиты.

Одной из важнейших задач организационной деятельности является определение состояния технической безопасности объекта, его помещений, подготовка и выполнение организационных мер, исключающих возможность неправомерного овладения конфиденциальной информацией, воспрещение ее разглашения, утечки и несанкционированного доступа к охраняемым секретам.

Организационно-технические мероприятия обеспечивают блокирование разглашения и утечки конфиденциальных сведений через технические средства обеспечения производственной и трудовой деятельности, а также противодействие техническим средствам промышленного шпионажа с помощью специальных технических средств, устанавливаемых на элементы конструкций зданий, помещений и технических средств, потенциально образующих каналы утечки информации. В этих целях возможно использование:

·        технических средств пассивной защиты, например фильтров, ограничителей и тому подобных средств развязки акустических, электрических и электромагнитных систем защиты сетей телефонной связи, энергоснабжения, радио- и часофикации и др.;

·        технических средств активной защиты: датчиков акустических шумов и электромагнитных помех.

Организационно-технические мероприятия по защите информации можно подразделить на пространственные, режимные и энергетические.

Пространственные меры выражаются в уменьшении ширины диаграммы направленности, ослаблении боковых и заднего лепестков диаграммы направленности излучения радиоэлектронных средств (РЭС).

Режимные меры сводятся к использованию скрытых методов передачи информации по средствам связи: шифрование, квазипеременные частоты передачи и др.

Энергетические – это снижение интенсивности излучения и работа РЭС на пониженных мощностях.

Технические мероприятия – это мероприятия, обеспечивающие приобретение, установку и использование в процессе производственной деятельности специальных, защищенных от побочных излучений (безопасных) технических средств или средств, ПЭМИН которых не превышают границу охраняемой территории.

Технические мероприятия по защите конфиденциальной информации можно подразделить на скрытие, подавление и дезинформацию.

Скрытие выражается в использовании радиомолчания и создании пассивных помех приемным средствам злоумышленников.

Подавление - это создание активных помех средствам злоумышленников.

Дезинформация – это организация ложной работы технических средств связи и обработки информации; изменение режимов использования частот и регламентов связи; показ ложных демаскирующих признаков деятельности и опознавания.

Защитные меры технического характера могут быть направлены на конкретное техническое устройство или конкретную аппаратуру и выражаются в таких мерах, как отключение аппаратуры на время ведения конфиденциальных переговоров или использование тех или иных защитных устройств типа ограничителей, буферных средств, фильтров и устройств зашумления.

4. Приведите классификацию управленческой информации.

Управленческая (экономическая) информация - совокупность сведений о социально-экономических процессах, происходящих в информационной системе организации - между органами управления, управляемым объектом и внешней средой. Задачи управленческой информации - предоставление менеджерам основы знаний как о внутренней среде организации, связанной с ее работой, так и о внешней среде, в которой она функционирует.

Характристики управленческой информации:

·        ориентация на знания и способности людей как новое качество экономического роста;

·        большие объемы;

·        многократное повторение циклов ее получения и преобразования в установленные временные периоды;

·        многообразие источников и потребителей;

·        значительный удельный вес рутинных процедур при ее обработке;

Способы классификации управленческой информации: в зависимости от субъекта, достоверности выделенного интервала времени или доступности, размещению источника и предназначению информации, других факторов.

Категории субъекта в управлении:

·        макросреда экономических, социальных, политических, экологических и технологических тенденций;

·        конкурентная среда в лице других организаций и внешних заинтересованных сторон;

·        внутренняя ситуация, включающая в себя основные и вспомогательные виды коммерческой деятельности, функциональные области, подразделения, квалифицированный персонал по ведущим специальностям и другие внутренние субъекты.

Меры оценки достоверности:

·        проверка ряда источников по степени их независимости (с появлением технологии удаленного доступа и базам данных по сетям телекоммуникаций любая информация баз данных стала доступной многим пользователям);

·        наведение справок об источнике информации (некоторые организации используют несколько баз данных, в которых могут содержатся противоречивые "факты" об одном и том же объекте;

·        определение до какой степени информация опровергает существующие знания или опровергается ими.

Временные рамки и стабильность. Информация может быть:

·        историческая (например, временнной ряд выпуска продукции, продаж, карьеры);

·        текущая (например, уровни запасов ресурсов, состояние банковскипх счетов, курсы валют);

·        прогонозируемая (возможные сценарии, тенденция);

·        переменная и условно-переменная (нормативы, прейскуранты цен);

Размещение источника информации:

·        расположен внутри организации;

·        является внешним по отношению к организации.

Другие классификации:

·        проблемная информация (требующая решения задач и принятия решений);

·        комфортная информация (рабочие сообщения);

·        пусковая информация (инициирует программы реорганизации, целевые программы);

·        по источникам возникновения - первичная (данные непосредственных исследований), производная (промежуточная, отчетная), вторичная (взятая из внешних источников и которую предстоит проанализировать);

·        направлению движения (входящая, исходящая);

·        принадлежности к функциям управления и сферам деятельности (конструкторская, технологическая, финансовая, бухгалтерская, оперативно-производственная).

Список использованной литературы

1.      Автоматизированное рабочее место для статистической обработки данных/В.В. Шураков, Д.М. Дайитбегов, С.В. Мизрохи, С.В. Ясеновский. - М.: Финансы и статистика, 1990. - 190 с.

2.      Аппак М.А. Автоматизированные рабочие места на основе персональных ЭВМ.- М.: Радио и связь, 1989.-176 с.

3.      Информатика: Учеб. Пособие для вузов/Сост. Ю.М. Черкасов, М.В. Лукина; Под ред. Ю.М. Черкасова/ ГУУ. М.: ЗАО "Финстатинформ", 1998.- 117с.

4.      Персональный компьютер для офиса / Т.Л Аллимова, Л.В. Лямин, Т.Н. Петрова, И.Г. Холкин - М.: Радио и связь, 1993. - 144 с.

5.      Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 480 с.: ил.