Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тобольский государственный педагогический институт
имени Д.И. Менделеева»
Кафедра психологии
Изучение индивидуальных особенностей личности школьников
Методическое сопровождение для психологической практики студентов 2курса
Составитель:
Алфёрова Е. И.
ст.пр.кафедры психологии
Тобольск 2004
Пояснительная записка
В соответствии с программой психологической практики студенты традиционно выполняют комплекс психологических заданий. Это важная составляющая их профессиональной подготовки (О.А. Абдуллина, Г.С. Абрамова, Т.М.Бостанджиевой, А. А. Реана, Слободчикова, В. Д. Шадрикова, А. Э. Штейнмеца и др.). В процессе выполнения психологических заданий студенты применяют знания теории, полученные в курсах «Общей», «Социальной» и «Возрастной» психологии. Б. Теплов, авторитетный исследователь в области психологии способностей, писал: «В жизнь недопустимо идти с «пустыми руками»: в ту или иную область практики необходимо нести какие-то определённые достижения науки (законы, факты, методы)». Как известно, предметом возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития человека в онтогенезе. Несмотря на немалый накопленный опыт, эта наука развивающаяся, так как изменения, происходящие в нашем обществе, затрагивают условия развития школьника (социальную ситуацию) в процессе обучения и его взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Практиканты, как будущие учителя - предметники, погружаясь в жизнь школьника, учатся психологически правильно «знать» возрастные и индивидуальные особенности школьников с которыми они будут работать в будущем, «проверяют» на практике известные им факты, теории, гипотезы. Без этих знаний и понимания невозможно быть гуманным, толерантным и ответственным учителем.
Цели и задачи психологической практики
В образовании будущих учителей одной из задач ставится - формирование научного стиля мышления. Эта задача достигается в процессе проведения психологического мини – исследования, когда студенты «пробуют» определить психологическую проблему, выдвигают причины её возникновения («ставят» гипотезу), применяют научные психологические методы, анализируют полученные результаты, осмысливают их, сверяясь с ранее полученными результатами в научной психологии. Задания психологической практики направлены на выполнение цели: повышение психологической компетентности будущего учителя. Они затрагивают несколько аспектов изучения возрастных особенностей школьников: социальная среда в которой учатся школьники (психологический климат школьной группы, эмоциональное состояние школьников во время урока и на перемены), индивидуальные психологические особенности личности (особенности темперамента), возрастные особенности развития психических процессов (внимание ученика на уроке).
Требования к допуску практики
Студенты должны знать:
1. Возрастные периодизации отечественной и зарубежной психологии (Л. С. Выготского, Д.Б.Эльконина, Д.И.Фельдштейна, Э.Эриксона и др.)
2. Психологические характеристики подросткового и ранне-юношеского возрастов.
3. Методологию проведения научного исследования.
4. Методы психологии (наблюдение, диагностические методы, беседа).
Студенты должны уметь:
1. Правильно проводить психологические задания.
2. Владеть методами математической обработки.
Отчётность:
В процессе прохождения психологической практики студенты работают в классах парами или тройками, однако каждый имеет своего испытуемого и пишет отчёт (дневник психологической практики) самостоятельно.
Отчёт должен включать:
1. Общую характеристику школы и класса(по итогам беседы с школьным психологом, классным руководителем и на основе собственных наблюдений);
2. Изложение выявленной проблемы и план её решения;
3. Результаты (протоколы) наблюдений и использованных диагностических методов (в дневнике должны быть отражены таблицы сводных результатов – первичные материалы сдаются школьному психологу; расчёты);
4. Анализ среднегрупповых и индивидуальных результатов испытуемого;
5. Выводы по выполненным заданиям.
Критерии оценки качества выполнения заданий *:
1. Уровень оперирования теоретическими знаниями;
2. Обоснованность гипотез результатами наблюдений (факты, события школьной жизни, признаки поведения учеников, опыт общения с ними);
3. Логичность, доказательность рассуждений о личности ученика, раскрытие связей между параметрами;
4. Качество прилагаемого исследовательского материала;
5. Раскрытие своеобразия, индивидуальности личности;
6. Психологическая содержательность педагогических рекомендаций;
7. Оформление отчёта.
Примечание: * - по материалам А.Э.Штейнмеца (Москва. 2002).
Содержание практики
Тематический план
День практики |
Задачи |
Содержание работы |
Отчётность |
1 |
1. Знакомство со школой; работой школьного психолога; классным руководителем; классом; выбор испытуемого. 2. Проведение беседы знакомства с классом. |
1. Беседа со школьным психологом (содержание работы школьного психолога, основные направления работы); Беседа с классным руководителем о жизни класса, его текущих делах, проблемах, успехах и пр. Выбор испытуемого во время наблюдения класса на уроках, уточнение его в беседе с кл. руководителем и психологом. 2. Наблюдение класса на уроках: общение учеников друг с другом на уроке и на переменах, эмоциональный климат в классе. 3. Проведение темпинг – теста. |
1. Записи в дневнике практики о впечатлениях первого знакомства с классом, школой; 2. Составление характеристики класса. 3. Обработка результатов темпинг – теста (групповых и индивидуальных) |
2 |
1. Изучение внимания ученика на уроке в течении учебного дня |
1. наблюдение внимания ученика на уроках. 2. Проведение диагностики «Дисциплина ума» 3. Индивидуальная беседа с учениками по результатам темпинг - теста |
1. Протоколы наблюдения 2. Сводная таблица результатов, анализ. 3. Описание проведённой беседы с учениками по результатам темпинг – теста. |
3 |
1. Изучение организации внимания учителем на уроке 2. Изучение индивидуальных особенностей личности |
1. Наблюдение организации внимания учеников на уроке. 2. Проведение опросника Г. Айзенка. |
1. Протоколы наблюдения 2. Обработка результатов опросника Г. Айзенка. Анализ групповых и индивидуальных результатов испытуемого. |
4 |
1. Изучение общения учителя с учениками на уроке 2. Выполнение индивидуального задания |
1. Наблюдение стиля общения учителя с учениками на уроке. 2. Проведение методики индивидуального задания |
1. Протоколы наблюдения 2. Обработка и анализ результатов |
5 |
1. Изучение общения учителя с учениками на уроке 2. Проведение индивидуальных бесед с учениками по результатам обследования. |
1. Наблюдение стиля общения учителя с учениками на уроке. |
1. Протоколы наблюдения |
6 |
1. Проведение групповой беседы с классом 2. Работа по заданию школьного психолога 3. Окончание практики |
1. Беседа с классом по результатам обследования – рекомендации ученикам по организации работоспособности, внимательности на уроках, общее впечатление о классе. |
1. Анализ проведённой беседы 2. Анализ школьным психологом работы студентов, оценка за практику. |
Приложение.
I Изучение индивидуально психологических особенностей личности школьника.
1. Исследование силы нервной системы.
Цель исследования: определить тип нервной системы при помощи темпинг – теста.
Оборудование: бланки, представляющие собой стандартные листы (А-4), разделённые на шесть квадратов расположенных по три в два ряда, пронумерованных по часовой стрелке; карандаши, секундомер, протокол исследования.
№1 |
№2 |
№3 |
№6 |
№5 |
№4 |
Процедура исследования.
Исследование состоит из двух этапов. Его проводят в паре испытуемый и экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещённым столом, взять бланк и карандаш.
Квадрат №1 – тренировочный. Первый этап: испытуемому предлагают проставить карандашом точки (как можно больше) в бланке правой рукой. По сигналу экспериментатора он должен переходить к расстановке точек из одного квадрата в другой по часовой стрелке.
Инструкция: «По моему сигналу начинайте проставлять карандашом точки в каждом квадрате данного бланка. Старайтесь проставить как можно больше точек и переходите с одного квадрата на другой только по моей команде и только по направлению часовой стрелки. Теперь возьмите в правую руку карандаш и по сигналу «Начали» проставляйте точки».
Проверив правильность понимания инструкции, экспериментатор даёт сигнал «Начали!» и через каждые 5 секунд командует «Перейти на следующий квадрат». По истечении 5 секунд работы в шестом квадрате он говорит «Стоп».
Второй этап. Выдать новый бланк, аналогичный первому.
Он начинается вслед за первым с предложением взять карандаш в левую руку. Инструкция и порядок проведения такие же, как на первом этапе.
Обработка результатов.
Цель обработки – определить характер работоспособности (РС) испытуемого во время выполнения темпинг – теста. Для этого:
1. Подсчитать количество точек, расставленных испытуемым за каждые 5 секунд в квадратах первого и второго бланков.
2. Занести результаты в протокол.
3. Построить графики работоспособности отдельно для правой и левой рук. Для этого на оси абсцисс – отложить пятисекундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.
Анализ результатов.
Выделяют 4 типа графика: А- выпуклого типа; Б- ровного типа; В – нисходящего типа; Г – промежуточного и вогнутого типа (см. графики РС).
ü График по типу выпуклый (А): темп РС испытуемого нарастает в первые 10 – 15 секунд работы, а в последующем к 25 – 30 секундам он может снизится ниже исходного уровня. Тип нервной системы (НС) испытуемого – сильный.
Протокол исследования. Задание _____________________ дата ______________________ Испытуемый ________________________________________________________ Экспериментатор_____________________________________________________ Самочувствие испытуемого____________________________________________ |
|||
№ квадрата |
Промежуток времени работы (в с) |
Количество проставленных точек |
|
Правой рукой |
Левой рукой |
||
1 |
0-5 |
||
2 |
6-10 |
||
3 |
11-15 |
||
4 |
16-20 |
||
5 |
21-25 |
||
6 |
26-30 |
ü График РС по типу ровный (Б): максимальный темп удерживается испытуемым примерно на одном уровне в течении всего времени работы. Тип НС – средней силы.
ü График РС по типу нисходящий (В): максимальный темп снижается уже со второго 5 – секундного отрезка времени и остаётся на сниженном уровне в течении всей остальной работы. Это свидетельствует о слабости типа НС испытуемого. Наибольшая РС – в начале урока с резким снижением к середине.
ü График РС по типу промежуточный (Г ): темп работы снижается в этом случае после первых 10-15 секунд. Тип НС – средне – слабый. Наибольшая РС – в начале урока.
ü График РС по типу вогнутый (Г ): первоначальное снижение уровня РС сменяется кратковременным возрастанием до оптимального (исходного) уровня, что свидетельствует о способности к кратковременной мобилизации. Тип НС – средне – слабый. Наибольшая РС – в середине урока.
При анализе результатов сначала сопоставляются графики РС левой и правой руки. В большинстве случаев они по характеру одинаковы. У правшей работоспособность правой руки выше, чем левой; у левшей – наоборот. В случае значительных расхождений графиков опыты желательно повторить через некоторое время.
Важно сравнить силу нервной системы с особенностями темперамента испытуемого. На этом основании можно дать диагноз работоспособности и продумать рекомендации по её повышению.
II Исследование типа темперамента.
a) Цель: определить уровни экстраверсии, эмоциональной устойчивости и тип темперамента.
Материал и оборудование: модифицированный тест опросник Г. Айзенка (35 вопросов – подр. вариант), бланк для ответов, ручка или карандаш.
Методические указания. 1. При изучении психологических свойств темперамент с помощью опросника следует руководствоваться «Инструкцией испытуемому». После ответов испытуемого на вопросы надо подсчитать сумму баллов за каждое свойство темперамента в отдельности, соотнести положительные ответы с ключом опросника.
2. При интерпретации данных изучения темперамента необходимо учитывать их объективность и степень выраженности. Объективность данных испытуемого устанавливается по «шкале искренности». Сумма менее 3 баллов — показатель необъективности данных испытуемого. Степень выраженности свойств темперамента представлена в таблице:
Свойства темперамента |
Балл |
Степень |
Балл |
Свойства темперамента |
Тревожность |
8-10 |
Высокая |
1-3 |
Нетревожность |
Ригидность |
8-10 |
Высокая |
0-1 |
Пластичность |
Экстравепсия |
8-10 |
Высокая |
1-3 |
Интроверсия |
Педагогические рекомендации о путях индивидуального подхода составляются только для испытуемого.
Опросник
Инструкция испытуемому. Ребята, я попрошу вас ответить на ряд вопросов, которые не являются задачами или правилами, они не связаны со школьной программой. Все они очень простые. Отвечая на каждый вопрос, надо давать один из двух ответов: либо ДА, либо НЕТ. Если вы захотите ответить на какой-нибудь вопрос ДА. надо поставить в клетке бланка для ответов плюс (+); если захотите ответить НЕТ, нужно поставить минус (-). Номер клетки на бланке для ответов соответствует номеру вопроса. Если вы захотите исправить ответ, сделайте это так, чтобы было понятно. Отвечая, помните:
1. Не нужно тратить много времени на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым приходит в. голову.
2. Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ни одного не пропуская. Даже если некоторые вопросы покажутся вам не очень подходящими, постарайтесь найти наиболее точный ответ.
3. Отвечайте искренне и честно. Не старайтесь своими ответами произвести хорошее впечатление. Я никому не поважу ваши ответы, они будут использованы только в научных целях. К тому же, посмотрите сами, на бланке для ответов будут стоять только плюсы и минусы, которые без ключа расшифровать нельзя.
Инструкция экспериментатору.
Если кто-то из учащихся спросит, писать ли свою фамилию, следует сказать: «Сейчас фамилию писать не надо». А после того, как все заполнят бланки, нужно спросить; «Были вопросы личного характера?» Большинство ответит:
«Нет». Тогда надо попросить написать «ради науки» фамилию, возраст и другие данные о себе.
Вопросы.
1. Когда тебя о чем-нибудь спрашивают, ты чаще всего быстро находишь ответ?
2. Бываешь ли ты очень сердитым и раздражительным?
3. Часто ли у тебя меняется настроение?
4. Беспокоят ли тебя различные перемены в жизни (например, переезды)?
5. Считаешь ли ты, что всегда надо покупать только очень надежные и прочные вещи?
6. Бывает ли так, что иногда тебя почти все раздражает?
7. Тебе понравилась бы такая работа, где все надо делать очень быстро?
8. Часто ли ты планируешь то, как будешь вести себя при встрече?
9. Ты можешь без большого труда развеселить компанию скучающих ребят?
10. Когда ты что-то уже сделал, ты обычно говоришь себе: «В этой, ситуации любой на моем месте поступил бы точно так же»?
11. Ты сильно привыкаешь к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что очень неохотно меняешь ее на что-то другое?
12. Ты когда-нибудь говорил неправду?
13. Забываешь ли ты про все остальное, когда занят каким-то делом?
14. Ты иногда чувствуешь себя усталым без особой причины?
15. Можешь ли ты сказать, что чуть-чуть более обидчивый, чем другие?
16. Тебе всегда очень нравится играть с другими ребятами?
17. Тебе всегда трудно взяться за какое-либо новое, незнакомое дело?
18. У тебя временами бывает такое чувство, что тебе надоело все?
19. Бывает, что ты так волнуешься, что не можешь усидеть на месте?
20. Охотно ли ты делаешь работу, которая требует сосредоточенного внимания на мелких деталях?
21. Ты шумишь иногда в классе, когда там нет учителя?
22. Можешь ли ты веселиться, не сдерживая себя, в компании ребят?
23. Тебя легко огорчить?
24. Можешь ли ты иногда сказать про себя, что ты беззаботный человек?
25. Если ты оказываешься в глупом положении, то ты потом долго расстраиваешься?
26. Когда тебя о чем-нибудь просят, тебе всегда бывает трудно отказать?
27. Ты любишь часто ходить в гости?
28. Чувствуешь ли ты себя особенно неприятно, если кто-то или что-то нарушает твои привычки, обычный уклад жизни?
29. Случалось ли тебе говорить о ком-либо плохо?
30. Как ты думаешь, тебя считают веселым человеком?
31. Ты избегаешь иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и очень красивы?
32. Тебе бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
33. Ты почти всегда уверен, что справишься с делом, за которое ты взялся?
34. Разговаривал ли ты когда-нибудь грубо с родителями?
35. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
«Ключ» опросника
Искренность — 2, 12, 21,29,34;
Тревожность—3,6, 14, 15, 18, 19,23,25,26,32;
Ригидность—4,5,8,10,11,13,17,20,28,31;
Экстраверсия — 1, 7, 9, 16, 22, 24, 27, 30, 33, 35.
b) Исследование типа темперамента.
Цель: определить уровни экстраверсии, эмоциональной устойчивости и тип темперамента.
Материал и оборудование: тест опросник Г. Айзенка (57 вопросов - юнош. вариант), бланк для ответов, ручка или карандаш.
Процедура исследования.
Желательно каждому испытуемому иметь текст опросника, бланк ответов должен иметь каждый.
Инструкция (для работы с группой; текст опросника зачитывается вслух): вам предлагается ответить на 57 вопросов. Внимательно слушайте вопрос и в бланке ответов поставьте ваш «Да» или «Нет» (+ или -). Постарайтесь представить ситуацию вопроса и ответьте без долгих раздумий. Помните, что здесь нет «хороших» и «плохих» ответов. Старайтесь не оставлять вопросы без ответов».
Опросник.
1. Часто ли ты испытываешь тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильное ощущение?
2. Часто ли ты чувствуешь, что нуждаешься в друзьях, которые могут тебя понять, ободрить, выразить сочувствие?
3. Считаешь ли ты себя беззаботным человеком?
4. Очень ли тебе трудно отказаться от своих намерений?
5. Ты обдумываешь свои дела не спеша, и предпочитаешь подождать, прежде чем действовать?
6. Всегда ли ты сдерживаешь свои обещания, даже если тебе это не выгодно?
7. Часто у тебя бывают спады и подъёмы настроения?
8. Ты обычно действуешь и говоришь без долгого обдумывания?
9. Возникало ли у тебя когда-нибудь чувство, что ты несчастен, хотя никакой серьёзной причины для этого не было.
10. Верно ли, что на спор ты сделал бы почти всё, что угодно?
11. Смущаешься ли ты, когда хочешь познакомиться с человеком противоположного пола, который симпатичен тебе?
12. Бывает ли, что разозлившись, ты выходишь из себя?
13. Часто ли ты действуешь под влиянием минутного настроения?
14. Часто ли ты беспокоишься из-за того, что сделал или сказал что-то, чего не следовало?
15. Ты обычно предпочитаешь чтение книг встречам с людьми?
16. Верно ли, что тебя легко обидеть?
17. Любишь ли ты бывать в компаниях?
18. Бывают ли у тебя мысли, которыми тебе хотелось бы делиться с другими людьми?
19. Верно ли, что ты иногда настолько полон энергии, что всё «горит» в руках, а иногда совсем вял?
20. Стараешься ли ты ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?
21. Ты много мечтаешь?
22. Когда на тебя кричат, ты отвечаешь тем же?
23. Тебя часто беспокоит чувство вины?
24. Все ли твои привычки хороши?
25. Способен ли ты дать волю своим чувствам, и вовсю повеселиться в компании?
26. Можно ли сказать, что нервы у тебя, часто, бывают напряжены до предела?
27. Считают ли тебя человеком живым и весёлым?
28. После того, как дело сделано, часто ли ты возвращаешься к нему и думаешь, что можно было бы сделать лучше?
29. Верно ли, что ты обычно молчалив и сдержан, когда находишься среди людей?
30. Бывает ли, что передаёшь слухи?
31. Бывает ли, что тебе не спиться из-за того, что в голову лезут разные мысли?
32. Верно ли, что ты предпочитаешь узнать о чём-то в книге, чем спросить об этом у других людей?
33. Бывает ли у тебя сильное сердцебиение?
34. Нравиться ли тебе работа, которая требует напряжённого внимания?
35. Бывают ли у тебя приступы дрожи?
36. Верно ли , что ты всегда говоришь о знакомых тебе людях только хорошее, даже тогда, когда уверен, что они об этом не узнают?
37. Верно ли, сто тебе неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?
38. Верно ли, что ты раздражителен?
39. Нравиться ли тебе работа, где требуется быстрота действия?
40. Верно ли, что тебе нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя всё кончилось благополучно?
41. Верно ли, что ты нетороплив в движениях?
42. Ты когда-нибудь опаздывал в школу?
43. Тебе часто сняться кошмары?
44. Верно ли, что ты такой любитель поговорить, что никогда не упустишь удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?
45. Беспокоят ли тебя какие-нибудь боли?
46. Ты сильно бы огорчился, если долго не смог видеться со своими друзьями?
47. Можешь ли ты назвать себя нервным человеком?
48. Есть ли среди твоих друзей такие, которые тебе явно не нравятся?
49. Мог бы ты сказать, что ты уверенный в себе человек?
50. Легко ли тебя задевает критика твоих недостатков или недостатков твоей работы?
51. Ты считаешь, что трудно получить удовольствие от мероприятия, в котором много участников?
52. Беспокоит ли тебя чувство, что ты чем-то хуже других?
53. Ты легко бы мог внести оживление в скучную компанию?
54. Бывает ли , что ты говоришь о вещах, в которых не разбираешься?
55. Беспокоишься ли ты о своём здоровье?
56. Ты любишь подшучивать над другими?
57. Страдаешь ли ты от бессонницы?
Обработка результатов.
1. Для оценки надёжности показателей – подсчитать величину показателя искренности («И»). Величина подсчитывается в баллах, как количество совпадений ответов испытуемого с вопросами шкалы по вопросам: «Да»- №6, 24, 36; «Нет» - №12, 18, 30, 42, 48, 54.
2. Определить величины показателей экстраверсии и невротизма. Показатель экстраверсии («Э»)равен величине совпадений ответов испытуемых с ответами: «Да» - 1,3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56; «Нет» - 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Показатель невротизма – величина совпадений ответов: «Да» с вопросами № 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
3. Построить график типа темперамента испытуемого.
Анализ результатов.
В общем смысле экстраверсия – это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия – направленность личности на её внутренний мир, а невротизм – понятие, синонимичное тревожности, проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряжённость, эмоциональная возбудимость, депрессивность.
Динамическое проявление этих свойств связано со скоростью выработки условных рефлексов, их прочностью, балансом процессов возбуждения – торможения в ЦНС и уровнем активации коры головного мозга.
Так, экстраверт, по сравнению с интровертом, быстрее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, в следствии чего, не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы.
Интроверт часто погружён в себя, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и адаптируясь в действительности. Интроверт любит планировать будущее; в большинстве случаев спокоен, уравновешен, его действия продуманы и рациональны.
На одном полюсе невротизма (высокий уровень) находятся так называемые нейротики, отличающиеся нестабильностью, неуравновешенностью нервно – психических процессов, эмоциональной неустойчивостью. Для них характерна изменчивость настроения, чувствительность, тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность.
Другой полюс невротизма (низкий уровень) – это эмоционально – стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, решительностью.
Темпераменту сангвиника соответствует экстраверсия и эмоциональная устойчивость; холерика – экстраверсия и невротизм; флегматика – интроверсия и эмоциональная устойчивость; меланхолика – интроверсия и невротизм. Результаты от 4 до 7 баллов свидетельствуют о слабой выраженности типа, больше 7 и меньше 3 – о выраженности типа темперамента.
Примерный перечень характеристики проявления свойств темперамента* и педагогических рекомендаций по индивидуализации учебной деятельности с различными свойствами темперамента
Тревожность – тем выше, чем: человек больше думает о возможной личной неудаче в ответственных делах, чем о самом деле. У него выше стремление избегать различных жизненных ошибок, даже незначительных; отсюда, склонность неоднократно перепроверять результаты своих действий. Хуже переносит ожидания. Больше неуверен в себе и в своих действиях, легче впадает в уныние, более мнителен.
Отсюда, примерный перечень рекомендаций:
1. Удержание от чрезмерной траты энергии.
2. Мягкое, тактичное, чуткое, внимательное отношение.
3. Поддержание бодрого оптимистического настроения. Внушение уверенности.
4. Помощь в принятии и исполнении ответственных решений.
5. Минимизация угрозы при столкновении с риском и опасностью.
6. Стимулирование смелых и решительных действий в состоянии боевой готовности.
7. Ободрение при неудачах.
9. Предпочтение воздействия похвалой (по сравнению с порицанием).
10. Отвлечение внимания от раздражающих мыслей и переживаний.
Нетревожность.
1. Проведение занятий с высокой нагрузкой.
2. Повышенная требовательность и повседневный контроль за выполнением заданий учителя.
3. Повышение интереса к изучению нового материала.
4. Поощрение проявлений самостоятельности и активности.
5. Опора на предрасположенность к спокойным и расчетливым действиям в «горячей» обстановке.
6. Воздействие не только похвалой но и порицанием.
7. Дополнительное стимулирование на уроках.
Ригидность – проявляется тем больше, чем: человек с большим трудом привыкает к новым людям (новый класс); медленно отвыкает от прежних жизненных условий, окружающих предметов, с большим трудом расстаётся со старыми вещами, не любит менять расположение вещей на своём столе и пр.; труднее и медленнее происходит переключение с одних действий на другие, труднее «сдвинуть» с места; но после привыкание к новому действию, новой работе, способен к длительному её выполнению, даже если эта работа ему не интересна; труднее вырабатываются новые двигательные навыки; медленнее и труднее происходит переключение с одних эмоций на другие.
Отсюда, примерные рекомендации:
1. Побуждение к предварительному планированию своих действий.
2. Планирование выполнения предстоящего задания.
3. Опора на расположенность к высокой сосредоточенности и устойчивости внимания.
4. Учет наклонности к длительному и прочному образованию двигательных навыков.
8. Поощрение наклонности к соблюдению привычного режима жизни и спортивной деятельности.
Пластичность.
1. Учет легкости приспособления к изменяющимся условиям учебных занятий.
2. Обязательность «разминки» перед выполнением учебных упражнений .
3. Опора на предрасположенность к высокой переключаемое и распределенности внимания.
4. Учет склонности к изменению своих решений и увлечений.
5. Требование повторений упражнений с целью лучшего закрепления навыков.
Экстраверсия.
1. Учет склонности к общению с новыми людьми.
2. Стимулирование деятельности с помощью зрителей и других внешних воздействий.
3. Использование расположенности к лидерству и руководству коллективными действиями.
4. Поощрение способности легко ориентироваться в тактическом взаимодействии с партнерами.
5. Требование лучшей сосредоточенности внимания на собственных действиях, систематической работы над собой.
Интроверсия
1. Учет склонности к ограниченному общению с новыми людьми.
2. Стимулирование деятельности в условиях; отсутствия всякого рода внешних помех.
3. Использование действий, требующих глубокой внутренней сосредоточенности.
4. Обучение приемам идеомоторной тренировки, различным ее вариантам.
5. Поддержание интереса к занятиям, такт и помощь в постановке перспективных и других целей.
Примечание: * - по материалам И. В. Лавровской (Киров. 1991).
III Наблюдение внимания школьника на уроке – 5 уроков.
Внимание выступает в жизни субъекта как сторона психической деятельности и является необходимой предпосылкой успешного приобретения знаний, высокого качества и продуктивности учебной деятельности школьника.
Внимательность как свойство личности предполагает высокую степень развития произвольного и непроизвольного внимания, а также высокий уровень развития устойчивости, распределяемости и переключаемости внимания. Внимательность также предполагает определённое отношение человека к окружающим людям, выражающееся не только в способности подмечать , но активно реагировать на их психическое состояние, проявлять чуткость. Для более глубокой характеристики внимательности школьников следует проанализировать её связь с учебной деятельностью, интересами к школьным предметам, которые определяют содержательно – мотивационную сторону внимания, а также соотношение в структуре внимательности разных свойств внимания. Это поможет студенту и в содержательной характеристике внимания при его организации на уроке.
Важно показать в анализе этого психического процесса, что оно представляет собой многосторонний процесс, имеющий соответствующие свойства и качества.
С целью изучения свойств и индивидуальных особенностей внимания школьников важно провести экспериментальные задания и сделать психологический анализ полученных данных.
Целевая установка. Наблюдение за вниманием педагога и ученика на уроках с целью установить приемы привлечения и удержания в течение урока внимания учащихся.
Материал. Протокол наблюдения за устойчивостью внимания педагога и ученика на уроке физической культуры. Шкала значения баллов для оценки устойчивости внимания ученика. График динамики устойчивости внимания ученика.
Методические указания. Объектом наблюдения должна быть работа педагога и деятельность учащихся. Наблюдение проводится на уроках в школе. Наблюдать за деятельностью преподавателя и учеников целесообразно нескольким студентам одновременно. Каждый студент проводит наблюдение самостоятельно, (объекты наблюдения распределяют до урока), лишь на этапе анализа фактов наблюдений в подведения итогов все студенты работают совместно. Наблюдая за вниманием ученика, важно определить быстроту сосредоточения в начале урока, активность и устойчивость в течение урока, изменение в. связи с возникновением затруднений во время работы (при выполнении сложных упражнений, в том числе «на внимание», возникновении отрицательных эмоций—страха, неуверенности, переходе от упражнений к играм и т. п.), переключение по ходу работы, внешнюю форму, отвлечение.
Наблюдая за педагогом, необходимо стремиться к максимальной полноте-записей (фиксировать все: начало урока, объяснение, команды, показ, вопросы, замечания, распределение занимающихся, по группам, распределение времени между частями урока, проведение различных заданий, выставление оценок, завершение урока).
Столбцы 3, 4, 5 заполняются в процессе наблюдения за учеником в форме кратких словесных записей. В столбце 6 выставляются баллы соответственно критериям, приведенным ниже.
Графы, заполняются соответственно отрезкам «времени в минутах» (столбец 2). При наблюдении за вниманием педагога, заполняются 1, 2, 3-й столбцы.
Совпадение положительного ответа с номером вопроса дает 1 балл.
Протокол наблюдения за устойчивостью внимания
ученика на уроке.
Фамилия ученика___________ Класс_____ Дата__________
Часть урока |
Время, мин |
Ход занятий (действия педагога, его речь) |
Что делает наблюдаемый (выполняет такие-то упражнения, слушает) |
Как делает (правильно или нет, ошибки и т. п.) |
Баллы за устойчивость внимания |
|
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
||||||
|
0-5 |
|||||||||||
|
6-10 |
|||||||||||
|
11-15 |
|||||||||||
|
16-20 |
|||||||||||
|
… |
|||||||||||
Шкала критериев для оценки устойчивости внимания ученика
Баллы |
Показатели устойчивости внимания |
«5» «4» «З» «2» «I» |
В высшей степени внимателен, совершенно не отвлекается требования педагога, команды, упражнения, ошибок не допускает дисциплинирован Внимателен, редко отвлекается. Добросовестно выполняет требования, ошибается редко Внимание удовлетворительное, иногда отвлекается, пропускает команды, выполнение упражнений иногда не соответствует счету, много ошибок Недостаточно внимателен, часто отвлекается, допуска нарушает порядок Внимание отсутствует (занят другими делами, разговаривает, плохо ориентируется в том, что происходит на уроке) |
График устойчивости внимания ученика
Баллы |
|
«5» |
|
«4» |
|
«З» |
|
«2» |
|
«I» |
|
5 10 15 20 25 30 35 40 45 Минуты |
ü Завершение работы. На основании протокольной записи и графика делается письменное заключение об устойчивости внимания ученика и его проявления .
IV Организация учителем внимания на уроке – 2 урока.
Методические указания: используя схему протокола предыдущего задания, проанализируйте организацию внимания учителем на уроке.
Ответьте на вопрос: «Как и на сколько успешно влиял учитель на внимание учащихся? Какие использовал для этого приёмы?»
Об организации внимания учащихся со стороны учителя свидетельствует: создание установок на сосредоточение внимания; последовательность и логичность изложения материала; постановка вопросов; эмоциональная насыщенность; оптимальный темп урока; использование наглядности, ТСО.
Обратите внимание, какие учителем используются приёмы для переключения внимания, обеспечения устойчивости внимания во время объяснения нового материала; как происходило переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.
О сосредоточенности, устойчивости, распределении и переключении внимания учащихся свидетельствуют: поглощённость деятельностью; отсутсвие посторонних разговоров, занятий постороннними делами; соответствие ответов поставленным вопросам; длительность продуктивной работы; одновременное выполнение разных действий (слушают и записывают); скорость перехода от одной деятельности к другой (от одного задания к другому).
Заключение работы: Письменное заключение о деятельности педагога должно содержать описание приемов, применяемых с целью привлечения и удержания внимания учеников.
Объясните с точки зрения психологии внимания, почему:
ü Наиболее трудным является начало урока;
ü Недопустимы длинные паузы на уроке;
ü Вопросы учителя должны быть обращены к классу, а не к отдельным ученикам;
ü Следует разнообразить виды деятельности на уроке;
ü При выполнении домашних заданий требуется самопроверка способа и результата работы?
Предложите приёмы организации внимания на уроке – в начале, в середине, в конце урока.
V Наблюдение стиля общения учителя с учениками на уроке (по А. А. Леонтьеву) – 5 уроков
Цель работы: научиться делать психологический анализ общения учителя с учениками на уроке.
Задание: Сделайте психологический анализ общения учителя на уроке, которого вы присутствуете, по карте наблюдений А. А. Леонтьева.
Высказывания учителя |
Обращение к 1 ученику |
Обращение к группе учеников |
Обращение к классу |
Сумма баллов |
Хвалит |
||||
Выражает недовольствие |
||||
Повторяет высказывания учеников |
||||
Задаёт вопросы (в том числе не по уроку) |
||||
Задаёт вопросы по существу урока |
||||
Отвечает на вопросы учеников |
||||
Ученики отвечают по своей инициативе задают вопросы |
||||
Учитель делает дисциплинарные замечания |
||||
Сумма баллов |
Содержание отчёта.
1. Основные характеристики урока (школа, класс, дата проведения наблюдения, учебный предмет, тема урока);
2. Протокол наблюдения по схеме;
3. Анализ педагогического общения на уроке в соответствии с методическими рекомендациями;
4. Выводы;
5. Впечатление автора наблюдения от посещённого урока.
Критерии оценки качества выполнения задания:
ü Качество заполнения протокола наблюдения
ü Уровень анализа проведённого наблюдения
ü Оформление отчёта.