СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
СТРУКТУРА УРОКА ОБЪЯСНЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Этапы урока
Характеристика компонента
1. Оргмомент.
Мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке.
2. Проверка домашнего задания.
Актуализадия знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала.
3. Психологическая подготовка к изучению новой темы.
Создание проблемной ситуации, установка на запоминание и практическое применение новых знаний.
4. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.
Выводятся языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируется формулировка правила (понятия), данная в учебнике. Наблюдения проводятся на материале связных текстов.
5. Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на новом языковом материале.
Выполнение аналитических упражнений. Построение устных рассуждений.
6. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
Овладение способами действия по правилу, алгоритмическими предписаниями, инструкциями. Выполнение ан литико-синтетических упражнений, работа со словарями.
7. Подведение итогов урока.
Оформление знаний, полученных на уроке, в виде устных или письменных заданий, повторение алгоритмов действия по распознаванию понятия по применению правил.
8. Задание на дом.
Формулирование задач выполнения упражнения, сопутствующие комментарии.
СТРУКТУРА УРОКА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
Этапы урока
Характеристика компонента
1. Оргмомент.
Мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке, создание ситуации, при которой школьники самостоятельно формулируют цель урока.
2. Проверка домашнего задания.
Проверка усвоения алгоритма, способа действия. Проведение устного и письменного опроса.
3. Закрепление изученного понятия и тренировка алгоритма его применения в речи.
Выполнение аналитико-синтетических упражнений, написание диктантов разных видов. Выяснение роли изучаемого явления в речи. Организация сопутствующего повторения.
4. Введение приобретенных умений в общую систему языковых и коммуникативных умений и навыков учащихся.
Организация речевой практики на уроке. Углубление понимания функции изучаемого понятия в устной и письменной речи. Самостоятельное выполнение упражнений. Организация дифференцированной работы.
5. Подведение итогов урока.
Самостоятельное формулирование учащимися выводов по теме.
6. Задание на дом.
Формулирование задач выполнения дифференцированных упражнений, сопутствующие комментарии. Задание на конструирование собственного текста в устной или письменной форме с включением изученного грамматического факта.
СТРУКТУРА ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА.
Этапы урока
Характеристика компонента
1. Оргмомент.
Мобилизация внимания школьников. Создание ситуации, при которой ученики определяют место языкового явления в системе изученного. Определение цели и задач урока.
2. Проверка домашнего задания.
Различные формы опроса по домашнему заданию. Комбинирование устного и письменного опроса. Проверка дифференцированного домашнего задания
3. Подготовка к обобщению понятий, правил.
Дифференцированная работа с постоянным наращиванием трудностей. Выявление всех изученных понятий по теме, определение общих оснований и существенных признаков каждого; уточнение роли каждого. Сопоставление языковых явлений.
4. Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи.
Углубленная работа на уровне широких обобщений (классификационные и обобщающие таблицы), установление связей между понятиями темы, определение места изученной темы в системе русского языка.
5. Самостоятельная работа.
Проверка умений находить изучаемое явление в теме.
6. Подведение итогов урока.
Формулирование основных классификационных знаков явления.
7. Задание на дом.
Подготовка к выполнению контрольной работы, к диктанту, к урокам развития речи.
СТРУКТУРА КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА.
Этапы урока
Характеристика компонента
1. Оргмомент.
Мобилизация внимания школьников. Определение цели и задач урока.
2. Проверка домашнего задания.
Различные формы опроса по домашнему заданию, комбинирование устного и письменного опроса.
3. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.
Сопоставление языковых явлений. Включение небольшой доли нового материала в систему общих знаний учащихся. Наблюдения над грамматическими фактами на материале связных текстов.
4. Закрепление изученного понятия и тренировка алгоритма его применения в речи.
Формирование умений применять полученные знания. Построение устных и письменных высказываний.
5. Самостоятельная работа.
Проверка умений находить изучаемое явление в тексте, давать ему характеристику и определять его роль в тексте.
6. Подведение итогов урока.
Самостоятельное формулирование учащимися выводов по теме.
7. Задание на дом.
Формулирование задач выполнения дифференцированных упражнений, сопутствующие комментарии. Задание на конструирование собственного текста в устной или письменной форме с включением изученного грамматического факта.
СТРУКТУРА УРОКА АНАЛИЗА
ПИСЬМЕННЫХ (ТВОРЧЕСКИХ) РАБОТ УЧАЩИХСЯ.
Этапы урока
Характеристика компонента
1. Оргмомент.
Мобилизация внимания учащихся.
Объявление темы и постановка задач урока анализа
письменной работы.
2. Слово учителя.
Общая характеристика работ учащихся. Качественный анализ выполнения поставленной задачи.
3. Беседа с классом.
Анализ и оценка содержательной стороны текста (насколько полно раскрыта тема и основная мысль высказывания, удалось ли автору реализовать замысел, правильно ли выделены микротемы, как осуществлялась связь между микротемами).
Оценка композиционной стройности высказывания (обнаружены ли нарушения в последовательности изложения и логической связи мыслей).
Владение функционально-смысловыми типами речи. Анализ и оценка речевого оформления текста (речевые ошибки и недочеты, пути их устранения).
4. Повторение и обобщение грамматических сведений с использованием материалов письменной работы.
Коллективная работа по исправлению типичных недочетов (грамматические ошибки в образовании слова или его формы, в построении предложений; непонимание значения слова, неоправданные повторы, нарушение стилистического единства).
5. Дифференцированная работа.
Выполнение дифференцированных заданий (по специально подготовленным карточкам). Работа над ошибками.
6. Организация речевой практики.
Саморецензия или взаиморецекзия письменной работы (по предложенной учителем памятке) в устной либо в письменной форме.
7. Домашнее задание.
Инструктаж по выполнению дифференцированного домашнего задания, творческой самостоятельной работы.
8. Итог урока.
Определение общей результативности урока.
СТРУКТУРА УРОКА АНАЛИЗА ОБУЧАЮЩИХ И КОНТРОЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ.
Этапы урока
Характеристика компонента
1. Оргмомент.
Мобилизация внимания учащихся.
Объявление темы урока и задач работы над ошибками
Диктанта.
2. Общая характеристика выполнения работы.
Количественный и качественный анализ орфографических и пунктуационных ошибок.
3. Повторение, обобщение, систематизация знаний и умений по изученной теме.
Выполнение работы над ошибками.
Разбор типичных грамматических ошибок и затруднений с последующим объяснением.
4. Организация индивидуальной работы учащихся.
Самостоятельный подбор школьниками аналогичных примеров по данным орфограммам и пунктограммам (с использованием словарей, учебников, справок). Решение индивидуальных грамматических заданий. Выполнение самостоятельной работы с языковым разбором.
5. Домашнее задание.
Инструктаж по выполнению дифференцированного домашнего задания.
6. Итог урока.
Определение общей результативности урок.
Этапы планирования урока и подготовка к нему учителя
1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
2. Определение образовательных, воспитательных, развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.
3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.
4. Выделение главного материала, который должен ученик понять и запомнить на уроке.
5. Формулирование учебных задач урока.
6. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.
7. Нахождение связей при изучении нового материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.
8. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего, при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.
9. Подбор дидактических средств урока.
10. Проверка оборудования и технических средств обучения.
11. Планирование записей на доске учителем, выполнение аналогичной работы уч- ся на доске и в тетрадях.
12. Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.
13. Приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.
14. Составление списка учеников, знания и умения которых будут проверяться.
ВИДЫ ТЕКУЩЕГО ОПРОСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Умение учителя занять во время урока всех учащихся есть критерий достоинства учителя.
К. Д. Ушанский
Индивидуальный опрос Коллективный опрос
Устный ответ Устный
1. Монологический ответ по плану, предложенному 1. Фронтальный опрос.
учителем.
2. Монологический ответ по самостоятельно 2. Выборочный опрос.
составленному плану.
3. Связный ответ на отдельные вопросы. 3. Уплотненный опрос.
4. Монологический ответ по опорным примерам. 4. Работа в паре:
— взаимный опрос;
— рецензирование ответов друг друга;
— взаимопроверка и оценка знаний.
5. Монологический ответ по обобщающей таблице. 5. Работа в группе.
6. Монологический ответ с использованием средств наглядности.
7. Устный ответ с использованием карточек контроля знал ий.
Письменный ответ Письменный
1. Ответ с помощью индивидуальных перфокарт. 1. Тесты.
2. Ответ с использованием раздаточного материала, 2. Работа с перфокартами.
3. Индивидуальные авалитико -синтетические упражнения с 3. Различные виды диктантов, последующей самопроверкой.
4. Лабораторная работа.
5. Письменный ответ с использованием карточек контроля
знаний.
Используемая литература:
1.Алгазина Н.Н., др. Методика преподавания русского языка: Краткий конспект лекций._Дрофа,1997.
2. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка (любое издание).
Материал подготовлен методистом ГМЦ УО по русскому языку и литературе
Люлюковой М.Н.