Содержание

Введение. 3

1. Царь Михаил и патриарх Филарет. Положение государства. 4

2. Правление Алексея Михайловича. Предпосылки формирования абсолютной монархии. 8

3. Раскол церкви. 12

Заключение. 17

Список литературы.. 18

Введение

Лидерам Второго ополчения было понятно, что их миссия будет неполной без избрания нового царя. Они говорили, что без царя «ни малое время быти не можно; пещися о государстве и людьми Божьими промышлять некому». Разоренной стране необходим был официально признанный всеми (или, хотя бы, значительным большинством) глава. Только это могло положить конец Смуте. Однако, желая избрания нового царя, лидеры ополчения не допускали пришествия Владислава или кого-либо из самозванцев. Все, кто как-либо скомпрометировал свое имя в период междоусобия и интервенции не могли стать опорой для всех сил порядка. Лидеры ополчения торопились, так как избрание должно было состояться прежде, чем казачество и поляки вновь возьмут верх над земцами. Выборные люди съехались в Москву в январе 1613 года. Из Москвы просили города прислать для царского выбора людей «лучших, крепких и разумных». Города должны были также подумать и о том, как «строить» государство и как вести дело до избрания, и об этом дать выборным «договоры», то есть инструкции, которых те должны были придерживаться. На Собор съехалось около 700 человек, представлявших все свободные от оккупантов или казаков земли и все сословия. Это был самый многолюдный Собор за всю историю России. Это не случайно, так как только наиболее полное представительство могло обеспечить законность избрания царя в глазах народа. Заседания проходили в Успенском соборе, самом вместительном здании  Москвы.

Таким образом, началась новая эпоха в истории России после смуты – эпоха Романовых. Целью данной работы является рассмотрение государственного и общественного развития после смуты и особенностей правления первых Романовых.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-             Рассмотреть правление Михаила Романова и патриарха Филарета;

-             Раскрыть особенности правления Алексея Михайловича;

-             Рассмотреть особенности церковного раскола.

1. Царь Михаил и патриарх Филарет. Положение государства

Последствия Смуты были очень тяжелы для России.

1. Значительно подорвана была экономика (упадок, натурализация хозяйства и т.д.).

2. Резко ослабла обороноспособность (южная граница была фактически открыта).

3. Усилились патриотические настроения и, вместе с тем, ксенофобия в русском обществе и самоизоляция России.

4. Усилилось крепостничество.

5. Возросло влияние представительных органов (соборы).

6. Активизировалась внешняя колонизация (Сибирь).[1]

Россия почти весь XVII век изживала последствия Смуты.

Продолжавшаяся более 10 лет Смута не способствовала развитию в народе высоких качеств. Расцвело казнокрадство, взяточничество. Государственный аппарат был практически неработоспособен. Бояре и дворяне стремились прежде всего повысить свое личное благосостояние, компенсировать нанесенный Смутой ущерб.

Для усиления своей власти Михаил Романов, особенно в первые годы царствования, стремился на авторитет земских соборов. В условиях только что закончившейся Смуты решения по всем наиболее важным вопросам было довольно опасно принимать без участия представителей от народа - общество еще не успокоилось окончательно и любое резкое движение могло вновь сорвать страну в новый виток Смуты. Видимо именно этим объясняется то, что на протяжении первых десяти лет царствования Михаила (1613 - 1622 гг.) продолжал непрерывно действовать Земский собор. Да и в последующие годы для консультаций по всем важнейшим вопросам собирались Соборы. Подобной интенсивности взаимодействия монарха со своими подданными Россия никогда не знала до этого и не знала после вплоть до начала XX в.

Огромную роль в восстановлении страны и ограничении всевластия придворных бояр сыграл вернувшийся в 1619 г. из польского плена отец царя - митрополит Филарет, сразу по возвращении в Москву ставший патриархом (характерно, что патриарший престол, пустовавший с 1612 г. после смерти Гермогена специально не занимали, ожидая возвращения Филарета) и получивший право именоваться «великим государем», что прежде было привилегией одного царя.

В процедуре многих государственных дел и в форме их делопроизводства стало выявляться исключительное положение патр. Филарета, как соправителя государством вместе с царем-сыном. Так, напр., в циркуляре 3.7.1619 г. к воеводам и правителям областей и городов об устранении злоупотреблений в области прямого обложения царь Михаил сообщает, что об этом деле с ним советовался и собор архиереев, и сам "Великий Государь, святейший патриарх Филарет Никитич". Правление царя Михаила после Смуты характеризуется усиленной практикой тогдашней неписанной конституции, т.е. созывом частых Земских Соборов из выборных депутатов, из каждого округа от духовенства, от дворянства и от посадских людей по два депутата. Мотивировка такая: "чтобы нам и отцу нашему богомольцу Филарету Никитичу, Божией милостию патриарху московскому и всея Руси, всякие их нужды и тесноты и разорения и всякие недостатки были ведомы. А мы, великий государь, с отцом своим и богомольцем советовав, по их челобитью, прося у Бога милости, учнем о московском государстве промышляти, чтобы во всем поправить, как лучше".[2]

Филарет, обладая значительным авторитетом и политическим опытом, он сумел удалить от молодого царя всех тех, кто использовал свое влияние исключительно в личных целях, прежде всего - родню матери Михаила - Салтыковых. С приездом Филарета началось так называемое двоевластие - Михаил стал управлять государством при помощи отца-патриарха. Даже царские грамоты издавались от лица обоих великих государей. До возвращения отца Михаил находился под влиянием различных противоборствующих боярских группировок, в которых не нашлось людей калибра Годунова - хороших государственных деятелей и советников, но зато обнаружились интриганы, казнокрады и т.п.

Важнейшей заботой правительства Михаила Федоровича было пополнение казны, значительно опустившей за годы Смуты. Многие служилые люди разорились и испытывали нужду, их вотчины и поместья обезлюдели. Увеличилось число «лихих людей» на дорогах, пытавшихся любыми средствами добыть средства к существованию. В 1616 году на Земском соборе было принято решение брать «пятую деньгу» с имущества торговых людей или по 120 рублей с сохи (единица налогообложения).

Попытки выгнать шведов силой с захваченных ими земель успеха не принесли. Однако и дальше продолжать войну не было сил ни одной из сторон. Опасаясь затягивания войны с возрождавшейся Россией Швеция, готовившаяся к участию в войнах на европейском театре между католической (Польша, Австрия и Испания) и протестантской (Швеция, Англия и Голландия) коалициями, получившей впоследствии название Тридцатилетней войны, сочла за благо заключить мир на весьма выгодных для нее условиях. Он был заключен 27 февраля 1617 г. в селе Столбово. По его условиям Новгород возвращался России, но побережье Финского залива, возвращенное в состав России по Тявзинскому миру вновь передавалось шведам. Так Россия почти на 100 лет потеряла выход в Балтийское море.

Польша тоже стремилась обеспечить себе свободу рук в Европе, но надежда полностью подчинить себе Россию заставляла Сигизмунда III тянуть с заключением мира. В 1617 г. начался последний поход поляков во главе с претендентом на русский престол - королевичем Владиславом на Москву. Наступление шло по двум направлениям - армия Владислава наступала по западной дороге, а войска запорожского гетмана Сагайдачного - с юго-западной окраины России. Походу предшествовали безуспешные попытки русской армии взять Смоленск и столь же неудачные попытки переговоров при посредничестве Священной Римской империи. Поляки дошли до Москвы, но не сумели ее захватить и 1 декабря 1618 г. в деревне Деулино было подписано перемирие на 14,5 лет. Россия теряла Смоленск, Себеж, Чернигов, Новгород-Северский, Дорогобуж и ряд других городов. Владислав не отказывался от претензий на русскую корону. Важным пунктом соглашения был размен пленных - в Россию должны были вернуться все оставшиеся в живых члены Великого посольства (в их числе и отец нового царя митр. Филарет) и защитники Смоленска.

 Россия не могла смириться с условиями Деулинского перемирия, поэтому сразу по истечении оговоренных его условиями 14 лет начала войну, получившую название Смоленской (1632 - 1634 гг.). Начало войны было благоприятным. В Речи Посполитой после смерти Сигизмунда III наступило «бескоролевье». Благожелательного нейтралитета придерживалась Швеция, некоторую дипломатическую поддержку оказала даже Франция. Были очищены от поляков почти все уступленные им земли, осажден Смоленск. Тем временем в Польше избрали нового короля - Владислава, который сразу же двинулся на выручку польскому гарнизону Смоленска, уже 8 месяцев державшемуся в осаде. Он сумел отбросить превосходящую его по численности армию Шеина от Смоленска, окружить их в собственном лагере и принудить к капитуляции, по которой войско получало свободу, но должно было отдать все оружие и провиант. В Москве распространилось убеждение о том, что Шеин стал изменником. По возвращении в Москву герой обороны Смоленска был казнен. Другие военачальники - биты кнутом и сосланы в Сибирь. Окрыленный успехом Владислав предпринял попытку захватить ряд русских городов, но под Белой потерпел поражение и был ранен. Это подтолкнуло обе стороны к заключению «вечного мира» (Поляновский мир 1634 г.) на условиях сохранения территориального status-quo, отказа Владислава от русского престола и официального признания им Михаила русским царем. Здесь же оговаривалось возвращение в Россию тел умершего в Польше Василия Шуйского и его брата Дмитрия.

Едва закончилась Смоленская война, как осложнились отношения с Турцией из-за взятия Азова казаками. Крепость Азов, принадлежавшая Турции, занимала важное стратегическое положение, закрывая для русских Черное море. Летом 1637 г. казаки без ведома царя захватили Азов. Реакция на это известие в Москве была неоднозначна. С одной стороны - владеть Азовом было заманчиво, с другой - включение Азова в состав России означало разрыв прежде весьма неплохих взаимоотношений с Турцией и, возможно, войну. Поэтому царь решил собрать Земский собор для разрешения этой проблемы. Собравшийся в 1641 г. заявил о согласии с любым решением государя. Сам же Михаил был склонен вернуть Азов туркам, т.к. страна совершенно не была готова к войне. После сдачи Азова дружественные отношения с Турцией были восстановлены. В то же время царь велел послать казакам деньги, провиант и оружие, а также укрепить южные границы, т.к. возможно было осложнение отношений с Крымом.

2. Правление Алексея Михайловича. Предпосылки формирования абсолютной монархии

Летом 1645 года скончались царь Михаил Фёдорович и его жена Евдокия Лукьянова. Оставив молодого сына (16 лет) Алексея, который отличался необыкновенно впечатлительным и подвижным характером, обладал хорошим умом и душевною мягкостью и добротой. По своей молодости, Алексей  мало вникал в дела государственные, и поэтому поручал их своему воспитателю боярину Борису Ивановичу Морозову.

В июле 1648 года царь созвал у себя свою боярскую думу с совет патриарха («освящённый собор») и совещался с ними о порядке и правосудие в государстве. И было решено поручить боярину Н.И. Одоевскому с четырьмя помощниками собрать все законы, т.е. Судебник 1550 года, дополнительные к нему указы (которых много накопилось почти за сто лет) и статьи из «Кормчей книги». По окончанию работы, предполагалось собрать земский собор, обсудить их работу и утвердить её.[3]

Таким образом, молодой государь хотел утвердить правосудие и лучшие порядки, дав народу новый свод законов. Так как старый Судебник, а тем более Кормчая, не были доступны простым людям. Привести в порядок старые законы, сделать из них один свод и напечатать его в общее сведение было делом очень нужным. И всё это и решено было сделать «общим советом» на «земском соборе».

Собор начал действовать 1-го сентября 1648 года. На нём было представители разных слоёв населения из 130 городов. Слушая доклад князя Одоевского, выборные люди обсуждали их, и входили к государю по поводу их с челобитьями.

Важнейшими из новых законоположений были следующие:

1. Духовенство было лишено права впредь приобретать себе земли.

2. Бояре и духовенство потеряли право селить около, в «слободках», своих крестьян и холопов и принимать к себе «закладчиков».

3. Посадские общины получили право возвратить всех ушедших от них «закладчиков» и удалить из посадов всех не принадлежавших к общинам людей.

4. Дворяне получили право искать своих беглых крестьян без «урочных лет».

5. Купцы добились того, что иноземцам было запрещено: торговать внутри Московского государства, где бы то ни было, кроме Архангельска.

Все эти новые постановления сделаны в пользу служилых людей (дворян) и посадских людей (горожан). Поэтому дворяне и горожане были очень довольными законами. Зато духовенство и бояре были противоположного мнения. Недовольна была и чернь: закладчики, крестьяне и т.д. Они были склонны уходить на Дон. Таким образом, новые законы, установленные в пользу средних классов населения, раздражали высшие классы и простонародье.

Законодательные работы были окончены в 1649 году и новый свод законов, названный «Соборным уложением» (или просто «Уложением»),  был напечатан в количестве 2000 экземпляров и распространён по всему государству.

По расчётам царя Алексея, Уложение должно было успокоить народ и навести порядок в государстве, но уже через год (1650) государство потряс новый мятеж. Он был вызван тем, что вследствие некоторых условий Столбовского мира (1617), московские власти посылали  в шведские владения через Новгород и Псков деньги и хлеб. Псковичи и Новгородцы сильно возмущались по этому поводу и, в конце концов, учинили насилие над боярами и иностранцами, которые непосредственно были причастны к этому.

Москва направила войско к  мятежным городам, и мятеж удалось погасить без кровопролития. Прошло пять лет, и для Российского государства настали новые испытания. В 1654-1655 разразилась страшная эпидемия чумы. Быстро опустошались города, и остановилась торговля. Приток серебра резко снизился, и началась нехватка денег. В этот момент московское правительство решает применить такую меру, как медные деньги. Ранее деньги чеканились из серебра – «копейки» и «деньги» (в рубле было 100 копеек и 200 денег), теперь было решено чеканить монету из меди, стоящей в 20 раз дешевле серебра, и выпускать её по цене серебряной. Иначе говоря, это было введение условных денежных знаков (современные бумажные деньги). С 1656 года медные деньги вошли в оборот и имели большой успех. Но через два года пошли слухи о том, что мошенники стали подделывать  медные деньги в большом количестве, да и на монетном дворе их выпускалось неимоверно большое количество. Рынок был наводнён медью, и монета неуклонно стала терять цену. Так за 100 серебряных  монет давали 130, 150, 200 медных. Товар сильно поднялся в цене и началась чрезвычайная  дороговизна, а с ней и голод для бедных. Народ не выдержал и в 1662 году поднялся мятеж, но его удалось успокоить. Царь дал обещание разобраться с этим делом. Вскоре к царю явилась новая толпа, ещё более возбуждённая. На этот раз уговоры не помогли и бунт был подавлен с помощью оружия. Царь понял, что так дело оставлять нельзя, и в 1663 году медные деньги были отменены, и в оборот было пущено серебро.  

Безусловно, царь Алексей Михайлович внёс большой вклад в развитие правовой системы России, издав Соборное уложение 1649 года. Необходимо отметить и идею создания медных денег, хотя реализовать её не смогли в полном объёме.

Но это вина не власти, так как был использован совершенно новые метод, не известный ранее и требовалось разработать систему защиты и регулировки выпуска денег. С моей точки зрения  это всего лишь факт неосознанности того, что было придумано.  Быть может, если бы власть задумалась над этим, то Россия стала бы на новый путь развития и наша история писалась бы по-другому.

Установление абсолютизма в России было вызвано и внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за экономическую и политическую независимость страны, за выход к морю. Абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, нежели сословно-представительная монархия. Так, двадцатипятилетняя Ливонская война (1558-1583) закончилась поражением России, а абсолютная монархия  в результате Северной войны (1700-1721 гг.) блестяще справилась с решением этой проблемы.

 «Абсолютизм возник и развивался в специальных условиях существования крепостного права и сельской общины, подвергнутой уже значительному разложению. Определенную роль в становлении абсолютизма сыграла и политика царей, направленная на усиление своей власти».[4]

Абсолютизм в России возник во второй половине XVII в. Именно с этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Теперь он уже обходился без них. Однако еще проходили государственные совещания с представителями отдельных сословий по вопросам: о ценах на товары, о денежной системе, об условиях договора о торговле с армянскими купцами, о местничестве (1660, 1662, 1667, 1682 гг.). Укрепилась приказная система управления, подчиненная непосредственно царю. Было создано постоянное царское войско. Монарх стал менее зависимым от дворянского войска, которое, например, в 1681 г. насчитывало лишь 6000 чел. В то же время постоянное войско состояло из 82000 стрельцов, рейтаров, драгун, солдат.

Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, получая доходы от своих вотчин, сбора подати с покоренных народов, от таможенных сборов, возросших в связи с развитием торговли. Важное значение имели налоги (стрелецкие, ямские и т.д.), царская монополия на изготовление и продаже водки, пива, меда. Это давало возможность создавать и содержать государственный аппарат.

Подводя итог данному разделу контрольной работы хотелось бы сформулировать две основные причины отмирания сословно-представительных институтов. Во-первых, это уже вышеуказанные социально-экономические причины. А, во-вторых, как отмечает О.И. Чистяков, во второй половине XVII в. не только возникла необходимость, но и сложилась возможность установления абсолютной монархии. … Вместо своевольного дворянского ополчения было создано постоянное войско. Развитие приказной системы подготовило армию чиновничества. Царь получил независимые источники дохода в виде ясака (налог преимущественно пушниной с народов Поволжья и Сибири) и винной монополии. Теперь ему не нужно спрашивать разрешения у земских соборов на начало войны или иное серьезное мероприятие. Необходимость в сословно-представительных органах отпала и они были отброшены. Это означало, что монарх освободился от всяких пут, что его власть стала неограниченной, абсолютной.

3. Раскол церкви

Русская православная церковь играла значительную роль в жизни России. С одной стороны, она поддерживала царскую власть, с другой — часто конфликтовала с ней:

-             казна и дворяне пытались присвоить огромные церковные богатства;

-             церковь пыталась оказывать влияние на государственные дела.

Поэтому на Руси постоянно существовала проблема: что выше — “священство или царство”, т. е. духовная или светская власть.[5]

При царе Михаиле Романове страной фактически управлял патриарх Филарет. Был проведен учет земельного фонда, постоянно взимались налоги, укреплен суд, уменьшен произвол властей в центре и на местах, уменьшены привилегии монастырей. Филарет выступал против взяток, вольнодумства, распущенности, в церковной жизни стало больше спокойствия и порядка. Но после его смерти в церкви начались бурные события.

Многих церковных деятелей тревожило то, что в церковных книгах накопилось много неточностей. Во время церковных служб одновременно священник читал свою молитву, дьячок — свою, а хор пел псалмы. Прихожане не могли ничего разобрать, во время службы разговаривали.

В это время в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия, в который вошли известные деятели церкви: Никон, Аввакум, царский духовник Вонифантьев и др. Их возмущали нравы, царившие в среде духовенства: невежество, пьянство; они выступали за “исправление” церковных служб, разночтений в богослужебных книгах.

Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея привести все церковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами. Царь и часть духовенства поддержали Паисия. Но многие священники считали, что исправления надо вносить согласно древним русским рукописям и решениям Стоглавого собора (1551). При изучении рукописей выяснилось, что в них много ошибок и исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церковным книгам. Реформатором Русской православной церкви выступил патриарх Никон.

По поручению Алексея Михайловича в 1653 г. Никон начал проводить в жизнь церковную реформу. Ее основное содержание сводилось к следующему:

-             устанавливался единый для всех церквей культ богослужения по греческому образцу;

-             вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано проклятию;

-             земные поклоны заменялись поясными;

-             устанавливалось единоголосие во время церковной службы;

-             во время крестного хода теперь двигались навстречу солнцу;

-             иначе стали писать имя Христа — Иисус вместо старого Исус;

-             “Аллилуйя” стали произносить трижды, а не дважды;

-             заново были переведены с греческого богослужебные книги, в которые вносились исправления.

-             для богослужения допускались иконы только греческого письма.[6]

Фактически реформы Никона не затронули каноны Русской церкви, вводились лишь уточнения, единообразие. Изменились лишь обряды. Церковную реформу Никона поддержали царь, его окружение, представители высшего духовенства и православные патриархи. Вместе с тем реформа сразу же встретила жесткое сопротивление со стороны многочисленных противников. К ним относились разные группы людей. Одни были недовольны не столько содержанием реформы, сколько формой и методами ее проведения. Их раздражали высокомерие, жестокость и непримиримость Никона ко всем непослушным. Многочисленную группу недовольных составили малограмотные и неграмотные служители церкви. Они с трудом разбирались в старых книгах и тем более не были готовы для работы с новыми исправленными книгами. Были и идейные противники — упорные блюстители старины вообще, непримиримые защитники старой веры. Они требовали, чтобы исправления производились не по греческим образцам, а по старинным русским книгам.

Многие верующие выступали против нарушения старых догматов, троеперстие называли дьявольским. Никона обвиняли в “латинстве” и греческой ереси. Главным противником Никона стал протопоп Аввакум, человек фанатичный, нетерпимый.

В 1654 г. по требованию Никона церковный Собор одобрил все реформы, а Собор 1656 г. отлучил от церкви всех сторонников старых обрядов. Аввакум с женой и четырьмя детьми был сослан в Тобольск за “многое бесчинство”. О своих страданиях и борьбе Аввакум написал в своем знаменитом “Житии...”. В 1666 г. протопоп был привезен на Собор в Москву, где был расстрижен, проклят и сослан на север, в Пустозерск. Здесь он прожил 14 лет, но продолжал писать и обличать самого царя. В 1682 г. Аввакум был заживо сожжен “за великие на царский дом поношения”.

Но главной целью всей жизни Никона было осуществление первенства “священства над царством”, что означало подчинение царской власти власти патриаршей. Постепенно в боярской среде сложилась оппозиция Никону, которая сумела поссорить патриарха с царем. Алексей Михайлович перестал посещать службы, которые вел патриарх, не приглашал его на прием во дворец. В 1658 г. Никон отказывается от патриаршества и уезжает в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь на реке Истре. Он рассчитывал вернуть расположение царя. Этого не произошло. Царь выжидал более восьми лет. В 1666—1667 гг. по инициативе царя в Москве заседал Собор с участием вселенских патриархов — Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. На нем обсуждался вопрос о соотношении “царства” и “священства”. В результате горячих прений было принято решение: “царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх — в делах церковных”. Церковный Собор вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в Белозерский Ферапонтов монастырь. Через 15 лет, при царе Федоре, ему было разрешено вернуться в основанный им подмосковный Воскресенский монастырь, но Никон был тяжело болен и по дороге скончался под Ярославлем.

В 1667 г. церковный Собор проклял всех защитников старых обрядов — старообрядцев. Собор официально признал, что реформа не есть личное дело Никона, а дело царя, государства и церкви. Поэтому все, кто выступал против реформы, стали врагами царской власти. Царь издал ряд указов, которые предписывали воеводам разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Они жестоко преследовались, их сжигали на кострах. Так произошел раскол в Русской православной церкви. Возникнув на почве религиозного разногласия, он превратился в одну из форм социального протеста народных масс.

Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где не подчинялись ни власти, ни официальной церкви, создали свою церковную организацию. Раскольники создавали свои общины (скиты), изолированные от мира. Тысячи семей уходили в раскол. В рядах старообрядцев оказались люди из самых разных социальных слоев. Основную массу составляли крестьяне.

Раскольники сохранили до наших дней много древних книг, часть из них были вновь переписаны. В среде раскольников осуждалось пьянство, курение табака, почиталась семья. Сложилась особая мораль, основанная на почитании старших, скромности, честности и труде. Многие русские капиталисты вышли из старообрядческих семей.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены особенности государственного и общественного развития после смуты.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-             Рассмотрены особенности правления Михаила Романова и патриарха Филарета. Описано положение государства в этот период;

-             Раскрыты особенности правления Алексея Михайловича. Описаны предпосылки формирования абсолютной монархии в России;

-             Рассмотрены особенности церковного раскола.

Государственное и общественное развитие после смуты в России было направлено на формирование абсолютной монархии. Все предпосылки перехода России от сословно-представительной монархической формы правления к абсолютной монархии можно разделить на две больших условных группы: социально-экономические и внешнеполитические. Содержанием социально-экономических предпосылок являлось, прежде всего, внутриклассовая борьба, происходившая в период становления абсолютизма; сущностные характеристики внешнеполитических причин реформирования формы правления заключались, во-первых, в увеличении военных побед при абсолютизме, а, во-вторых, в изменении качественных основ этих побед.

Одной из положительных черт абсолютистского государства является то, что в отличие от сословно-представительного оно начинает проводить политику бюрократизации государственного аппарата, набирать людей на государственную или военную службу, причем люди получают за работу установленное жалованье.

     Таким образом, возникновение абсолютной монархии было вызвано ходом общественно-экономического развития, зарождением буржуазных отношений, усилением классовых противоречий и классовой борьбы, внешнеполитическим положением России в то время.

Список литературы

1.     Грушевский М.Н. История России. – СПб: Питер, 1997.

2.     История России. Учебник для вузов. / Под ред. Чистякова О.И.. – М.: Инфра-М, 1997.

3.     Волков М.Я. История государственного управления в России. - М.: Наука, 1999.

4.     Мавродин В.В.  История государственного управления. – М.: Инфра-М, 2003.

5.     Смирнов А. Н. Государственное управление в России в XVI - XIX веке. -  М.: Наука, 2002.


[1] История России. Учебник для вузов. / Под ред. Чистякова О.И.. – М.: Инфра-М, 1997. – с. 247.

[2] Смирнов А. Н. Государственное управление в России в XVI - XIX веке. -  М.: Наука, 2002. – с. 189.

[3] Волков М.Я. История государственного управления в России. - М.: Наука, 1999. – с. 141.

[4] Смирнов А. Н. Государственное управление в России в XVI - XIX веке. -  М.: Наука, 2002. – с. 115.

[5] Грушевский М.Н. История России. – СПб: Питер, 1997. – с. 236.

[6] История России. Учебник для вузов. / Под ред. Чистякова О.И.. – М.: Инфра-М, 1997. – с. 257.