Содержание

Введение. 3

Методология реинжениринга информационных и деловых процессов предприятий. 4

Практическая часть. 14

Заключение. 17

Список использованной литературы.. 18

Введение

Метод революционного преобразования деятельности предприятия, коренной перестройки его бизнеса, который получил название реинжиниринг, появился на Западе в 80-е годы прошлого столетия. Основателями теории реинжиниринга являются Майкл Хаммер и Джеймс Чампи, которые выпустили книгу «Реинжиниринг корпорации: манифест для революции в бизнесе». Авторы определили реинжиниринг как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность».

Реинжиниринг – это перестройка (перепроектирование) деловых процессов для достижения радикального, скачкообразного улучшения деятельности фирмы. Реинжиниринг бизнеса требует начать заново, начать с нуля. Он означает отказ от многого из накопленного за два столетия опыта промышленного менеджмента, необходимость забыть то, как работа осуществлялась в эпоху массового рынка, и решить, как она теперь должна выполняться наилучшим образом. В рамках реинжиниринга бизнеса старые названия профессий и старые организационные образования - департаменты, отделения, группы и так далее - утрачивают свое значение.

Цель работы – определить методологию реинжениринга информационных и деловых процессов предприятий.

Задачи работы – рассмотреть сущность реинжениринга; изучить способы применение реинженеринга; определить принципы реинжениринга.

 

Методология реинжениринга информационных и деловых процессов предприятий

В реинжиниринге важным является то, как мы хотим организовать работу именно сегодня с учетом спроса на сегодняшнем рынке и возможностей сегодняшних технологий. Таким образом, анализируя выше сказанное, выделить свойства реинжиниринга:

Отказ от устаревших правил и подходов и начало делового процесса с нуля, что позволяет преодолеть негативное воздействие сложившихся хозяйственных догм;

Пренебрежение действующими системами, структурами и процедурами компании и радикальное изменение способов хозяйственной деятельности – если невозможно переделать свою деловую среду, то можно переделать свой бизнес;

Приведение к значительным изменениям показателей деятельности (на порядок отличающихся от предыдущих).

Реинжиниринг необходим в случаях потребности очень существенных улучшений, например, таких как эти 3 основные ситуации, требующие вмешательства:

В условиях, когда фирма находится в состоянии глубокого кризиса. Этот кризис может выражаться в явно неконкурентном уровне издержек, массовом отказе потребителей от продукта фирмы и т.п.

В условиях, когда текущее положение фирмы может быть признано удовлетворительным, однако прогнозы ее деятельности являются неблагоприятными. Фирма сталкивается с нежелательными для себя тенденциями в части конкурентоспособности, доходности, уровня спроса и т.д.

Реализацией возможностей реинжиниринга занимаются благополучные, быстрорастущие и агрессивные организации. Их задача состоит в ускоренном наращивании отрыва от ближайших конкурентов и создании уникальных конкурентных преимуществ.[1]

Определим место современного реинжиниринга среди других управленческих подходов: в практике существует множество подходов к формированию стратегии развития организационных процессов и организации в целом:

- Интенсификация - усовершенствование процессов с целью достижения более высокого уровня их эффективности;

- Расширение - использование наиболее сильных процессов для выхода на новые рынки сбыта;

- Приращение - развитие процессов для предоставления более широкого спектра услуг потребителям;

- Конверсия - использование наиболее эффективного процесса для предоставления услуг другим экономическим субъектам;

- Инновация - использование наиболее эффективных процессов для создания и предоставления новых товаров и услуг;

- Диверсификация - создание новых процессов для предоставления новых товаров и услуг.

Реинжиниринг нельзя поставить в ряд с вышеназванными подходами к формированию стратегии развития организации, поскольку реинжиниринг сам использует эти подходы. Он является одним из последних представителей семейства процессуально ориентированных подходов к управлению. Реинжиниринг хозяйственных процессов основан на подходе всеобщего управления качеством и использует ряд базовых процедур концепции:

1) метод анализа процессов;

2) внутрифирменную оценку деятельности;

3) анализ восприимчивости.

В целом же, наиболее существенным отличием реинжиниринга от других управленческих подходов является именно то, что реинжиниринг - не концепция непрерывного улучшения. Он направлен на создание относительно устойчивой структуры заданного качества, учитывающей, однако, возможность будущих преобразований.

Суть реинжиниринга с практической точки зрения состоит в том, что структура экономического субъекта, подвергаемого преобразованию, не ломается. Переопределяются цели и связи организации, то есть происходит целесообразное преобразование процессов организации не извне, а изнутри. Если определить суть реинжиниринга с общетеоретической точки зрения, то в его современном состоянии реинжиниринг сочетает в себе признаки, как управленческой технологии, так и управленческого подхода. Реинжиниринг сегодня - это процесс применения различных управленческих приемов, методов, средств; в то же время, он обладает особым подходом, определяемым теоретиками реинжиниринга «особый философский подход». Категоризация этого подхода до сих пор была возможна исключительно на практике, поскольку реинжиниринг пока не является методологией. [2]

Для формирования методологического подхода реинжиниринга и дальнейшего перенесения подхода в сферу информации, обратимся к истокам реинжиниринга. Технология реинжиниринга хозяйственных процессов - лишь часть реинжиниринга, использовавшаяся экономистами, однако, существует и другая часть. Реинжиниринг изначально зародился в сфере информационных систем. Однако в сфере информационных систем существуют два взаимосвязанных подхода - системный реинжиниринг и реинжиниринг процессов. Системный реинжиниринг был (и до сих пор остается) инструментом, используемым исключительно в информационных системах в рамках глобального повышения качества всей системы. Системный реинжиниринг базируется на процедурах декомпозиции информационной системы для последующего конструировании системы с качественно новыми характеристиками. На взгляд автора диссертации, именно игнорирование системного реинжиниринга при создании теоретической базы реинжиниринга в экономике обусловило существование значительных ограничений в его применении в экономике и управлении (где любая неудача проекта моментально ставит под угрозу существование самого экономического субъекта). До сих пор системный подход к реинжинирингу оставался в исключительной компетенции системных администраторов. Трудно однозначно определить причины такого положения, однако можно предположить, что затратность системного реинжиниринга не позволяла до сих пор использовать его в экономической практике. Это упущение, безусловно, должно быть исправлено. В своем диссертационном исследовании, автор предлагает использовать методологический подход реинжиниринга (основанный на совместном использовании системного реинжиниринга и реинжиниринга процессов) в рамках информационной подсистемы экономического субъекта и, в первую очередь, применить его к информационной базе в рамках управления предприятием. Однако для выполнения этой цели необходимо сначала выстроить сам методологический подход реинжиниринга.

Определим, чем отличаются системный реинжиниринг и реинжиниринг хозяйственных процессов:

Реинжиниринг системы подразумевает разработку экономического субъекта или любой системы «с чистого листа», то есть построение совершенно новой системы, и требует комбинирования различных управленческих подходов, и сложного организационного и математического моделирования для определения внутренней структуры системы, а также разработку надорганизационного уровня системы и ее связей с окружающей средой. Реинжиниринг системы позволяет добиться ощутимых результатов сразу после завершения работ по реинжинирингу и отладке работы системы. Границы системы определяются по установленным системным подходом признакам. Системы, моделируемые с использованием системного реинжиниринга, могут быть вложенными в системы большего масштаба (таким образом, правомерна возможность реинжиниринга информационной подсистемы в рамках реорганизации экономического субъекта).

В отличие от системного реинжиниринга, реинжиниринг хозяйственных процессов использует управленческие методики и процессный подход, и ставит своей целью организацию качественно новых (измененных) процессов на базе уже существующей организационной схемы и действующей модели развития экономического субъекта. Реинжиниринг процессов призван качественно повысить эффективность работы экономического субъекта, и оставляет неприкосновенной его целостность, лишь модифицируя отдельные его компоненты, которыми являются процессы. Основными инструментами, используемыми реинжинирингом хозяйственных процессов, являются процессный подход и метод логических абстракций.

Реинжиниринг хозяйственных процессов, несмотря на его внешнюю фундаментальность, установленную при разработке экономистами, не изменяет компонентов системы, меняя лишь их свойства и переопределяя связи между ними. Системный реинжиниринг в отличие от реинжиниринга процессов требует адекватного преобразования всех составных частей системы и переопределения связей между частями системы.

В терминах программного обеспечения, применение системного реинжиниринга и продуцирование новой системы подразумевает последовательное завершение пяти фаз: 1) определение существующего дизайна системных компонентов; 2) определение системных требований существующих компонентов; 3) разработка системных требований новой системы; 4) дизайн новой системы; 5) продуцирование новой системы.

Ясно, что каждый из подходов имеет четко определенную сферу применения. Тем не менее, совместное применение системного реинжиниринга и реинжиниринга хозяйственных процессов возможно. Более того, для полноценного и наиболее эффективного следования организационной стратегии, в случае несоответствия какой-либо системы поставленным перед организацией стратегическим целям, требуется применение как реинжиниринга хозяйственных процессов, так и системного реинжиниринга. В таком случае реинжиниринг хозяйственных процессов и реинжиниринг систем будут интегрироваться на уровне взаимозависимых процессов, проходящих через подсистемы организации[3].

Реинжиниринг, направленный на создание нового качества управляемой системы, подчинен целям организации, ее миссии и должен соответствовать не только стратегическим, но и тактическим задачам организации. Поэтому системный реинжиниринг и реинжиниринг хозяйственных процессов требуют адекватного преобразования стратегии организации.

В рамках достижения поставленных целей, реинжиниринг, как методология, использует как традиционные инструменты менеджмента, так и специфические. Реинжиниринг хозяйственных процессов использует инструменты и методы, направленные на преобразование обычной организационной структуры путем объединения разнородных функций организации на макроуровне. Наиболее используемый технический прием - работа с диаграммами процессов IDEF (Integration Definition for Function Modeling)

Системный реинжиниринг строит организацию заново. Именно поэтому основными инструментами, используемыми системным реинжинирингом являются декомпозиция и рекурсивный инжиниринг — разработка параметров системы из заданных свойств системы и внешнего ее окружения. В рамках экономической системы используются системный и организационный подходы, моделирование.

Как реинжиниринг хозяйственных процессов, так и системный реинжиниринг основной своей целью определяют достижение нового уровня качества результативных показателей системы; для этих целей они используют процедуры итерации, добиваясь решений эволюционным путем, в отличие от применения предетерминированных решений, свойственных другим подходам к преобразованию.[4]

Хаммер и Чампи выделяют три ситуации, когда экономические субъекты прибегают к реинжинирингу: 1) экономические субъекты находятся в критической ситуации (потеря доли рынка, падение прибылей, высокие издержки и т.д.); 2) экономические субъекты не находятся в критической ситуации, но предвидят ее появление в будущем; 3) экономические субъекты находятся на пике своей эффективности.

В ходе выполнения процесса преобразования экономического субъекта с использованием реинжиниринга целесообразно решение следующих задач:

- исследование потребности системы в реинжиниринге;

- выделение процессов, требующих преобразования;

- построение новых процессов;

- отслеживание функционирования новых процессов и внесение необходимых корректив.

Реинжиниринг опирается на ряд принципов, позволяющих коренным образом изменять базовые правила работы системы.

1. «Принцип целесообразности». Реинжиниринг основывается на целях и задачах организации, ее стратегических планах

2. «Принцип радикальности изменений». Важнейшим принципом реинжиниринга является то, что процессы, подвергаемые коренным преобразованиям, разрабатываются "с нуля", на необходимых для выполнения целей организации управленческих решениях, чтобы в ходе перестройки избежать влияния обычаев и традиций, которые привели процесс к его текущему состоянию. Реинжиниринг основан на концепции прерывистого мышления: определении устаревших правил и фундаментальных допущений, на которых строится работа системы, и решительном разрыве с ними. Структура процессов фрагментирована и раздроблена, в них отсутствует интеграция, необходимая для поддержания качества процессов. Реинжиниринг позволяет не просто исправлять процессы, тем самым, оставляя поле для ошибок и допущений, а преобразовать их до уровня рациональных, или заменять новыми, способными учитывать возможные будущие изменения внутренней структуры системы и ее внешнего окружения.

Рис. 1 Изменение традиций с помощью подхода реинжиниринга.

3 «Принцип объектной ориентированности». Реинжиниринг ориентируется на объекты и предполагает декомпозицию экономического субъекта в рамках построения новой модели его функционирования и переопределения его хозяйственных процессов. Объекты просты - пользователи могут работать с объектами, не зная их внутренней структуры. Неотъемлемым и очень важным свойством объектов является возможность их повторного использования. Это свойство согласуется с тем, что реинжиниринг учитывает возможность цепи непрерывных преобразований системы.

4 «Принцип экономической выгоды». Подход реинжиниринга основывается на концепциях затратности и полезности. Именно затратность, вне зависимости от самих сумм затрат побуждает экономических субъектов искать пути повышения эффективности своей деятельности для более полного удовлетворения своих потребностей. Использование количественных характеристик позволяет оценить эффективность организации хозяйственных процессов и их частей, определить источники потерь эффективности экономического субъекта.

5 «Принцип перспективности». Реинжиниринг ориентируется как на реальные процессы, так и на перспективные. Структура системы и ее процессы разрабатываются не только с учетом реально существующих условий деятельности экономического субъекта, не только с учетом будущего состояния внешней и внутренней среды экономического субъекта, но и будущих изменений экономического субъекта. Таким образом, реинжиниринг не исключает постоянное улучшение, а предопределяет его.

6 «Принцип участия» подразумевает вовлечение внешнего окружения организации в процесс ее функционирования. Это означает, что обращение с контрагентами и условиями внешней среды должно быть таким, как будто они являются частью организации. Только активное использование внешней среды может обеспечить одновременно сохранность системы и рост ее эффективности. Этот принцип разрушает традиционное представление о внешней среде организации как о среде, не поддающейся управлению. Система не просто взаимодействует с внешним окружением, но, будучи структурно связанной с ним, адаптируется к изменениям и коэволюционирует вместе со средой, оказывая активное на нее воздействие.

7 «Принцип централизации/децентрализации». Построение системы осуществляется на основе «организованной» децентрализации ее подсистем посредством объединения их общими информационными потоками. Централизация ускоряет адаптацию и определяет специализацию элементов системы, но, по мере развития централизации, совершенствование технологий и внедрение инноваций происходит все более инертно. Поэтому целесообразно установить некоторый уровень децентрализации, обеспечивающий требуемую защищенность системы, возможность продуктивного развития отдельных ее звеньев, и поддерживать оптимальный баланс между централизацией и децентрализацией. Следует, однако, помнить, что сам процесс реинжиниринга всегда проходит централизованно, сверху вниз, и подчинен целям организации и ее миссии.

8 «Принцип горизонтальной и вертикальной общности подхода». Горизонтальная общность подхода, обеспечивает его применение при совершенствовании деятельности экономических систем и их частей, если они функционируют в различных сегментах экономики. Вертикальная общность подхода обеспечивает охват всех направлений совершенствования деятельности экономического субъекта. Именно данный принцип позволяет адаптировать методологический подход реинжиниринга для различных отраслей: финансов, коммерции, производства, управления.

9 «Процессная ориентированность». Реинжиниринг ориентируется на процессы как на определяющие моменты существования организации.[5]

Практическая часть

Задание:

1.     Создать базу данных «Заказы» в соответствии с Приложением 3, установить связи.

2.     Создать запросы к базе данных для оперативного получения информации по следующим вопросам:

a.     Есть ли клиенты в Москве?

b.     Сколько раз в течение февраля-марта 2002 г. товары отпускались в день поступления оплаты?

c.      Кто из наших клиентов оплачивал заказы по карточке в январе 2002 г.?

Решение:

База данных «Заказы» была создана средствами СУБД Microsoft Access.

База данных в соответствии с заданием содержит три таблицы: Города, Заказы, Клиенты.

Схема связей между таблицами представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема базы данных

Связи между таблицами имеют тип «один ко многим». Это означает, что в одном городе может быть много клиентов, а каждый клиент может размещать множество заказов.

Также на рисунке 1 видно, какие поля содержит каждая база данных.

Пример набора данных для таблицы Клиенты приведен ниже.

КодКлиента

Клиент

КодГорода

Адрес

Контактный телефон

ФИОКонтакта

2

ООО универсам "Центральный"

4

ул. Весенняя, 134

22-33-78

Иванов А.С.

3

ЧП "Успех"

3

ул. Октябрьская 286, оф.331

25-25-88

Сидоров Н.Н.

4

ООО магазин "Техника для дома"

8

Курортный проспект, 22

33-10-01

Соколова А.В.

5

АО "Все для кухни"

1

ул. Профсоюзная, 55

238-55-98

Андреева О.И.

6

ЗАО "Фортуна"

3

ул. Московская, 220, оф. 721

93-12-00

Павлов И.И.

7

ЧП Логунова

3

ул. Тимирязева, 2, оф. 102

44-33-11

Логунов А.И.

8

ЧП "Уют"

8

ул. Ленина, 290

37-21-02

Артемьева Г.И.

9

ЗАО маг. "Бытовая техника"

12

пл. Мужества, 21

221-18-97

Яковлев А.А.

Код SQL запроса по клиентам в Москве выглядит следующим образом:

SELECT Города.Город, Клиенты.Клиент, Клиенты.Адрес, Города.[Телефонный код], Клиенты.[Контактный телефон], Клиенты.ФИОКонтакта

FROM Города INNER JOIN Клиенты ON Города.КодГорода = Клиенты.КодГорода

WHERE (((Города.КодГорода)=1));

Код SQL запроса о товарах приведен ниже.

SELECT Заказы_1.ДатаОплаты, Заказы.[Дата отгрузки], Клиенты.Клиент, Клиенты.КодГорода, Клиенты.Адрес, Города.[Телефонный код], Клиенты.[Контактный телефон], Клиенты.ФИОКонтакта

FROM Города INNER JOIN (Клиенты INNER JOIN (Заказы AS Заказы_1 INNER JOIN Заказы ON Заказы_1.ДатаОплаты = Заказы.[Дата отгрузки]) ON (Клиенты.КодКлиента = Заказы_1.КодКлиента) AND (Клиенты.КодКлиента = Заказы.КодКлиента) AND (Клиенты.КодКлиента = Заказы_1.КодКлиента) AND (Клиенты.КодКлиента = Заказы.КодКлиента)) ON Города.КодГорода = Клиенты.КодГорода

GROUP BY Заказы_1.ДатаОплаты, Заказы.[Дата отгрузки], Клиенты.Клиент, Клиенты.КодГорода, Клиенты.Адрес, Города.[Телефонный код], Клиенты.[Контактный телефон], Клиенты.ФИОКонтакта;

Код SQL запроса о заявках в феврале 2002 г.:

SELECT Клиенты.Клиент, Клиенты.Адрес, Города.[Телефонный код], Клиенты.[Контактный телефон], Клиенты.ФИОКонтакта, Заказы.МетодОплаты

FROM Города INNER JOIN (Клиенты INNER JOIN Заказы ON Клиенты.КодКлиента = Заказы.КодКлиента) ON Города.КодГорода = Клиенты.КодГорода

WHERE (((Заказы.МетодОплаты)="карточка"));

В результате выполнения работы была создана база данных и запросы к ней.

Таким образом, поставленная задача выполнена.

Заключение

Для формирования методологического подхода реинжиниринга требуется определить каким образом реинжиниринг хозяйственных процессов и системный реинжиниринг должны быть интегрированы для наиболее эффективного конструирования параметров объекта, подвергаемого реинжинирингу. На взгляд автора, использование (и степень использования) того или иного подхода должно соотноситься с конечной целью экономического субъекта. В случаях, когда требуется коренное преобразование процессов, проходящих в системе, безотносительно к системным объектам, следует использовать реинжиниринг хозяйственных процессов. Если состояние системы и процессов, протекающих в ней критическое, причем система работает с эффективностью, близкой к максимальной, также как и процессы в ней, то дальнейшее изменение системы невозможно, и требуется разработка новой системы. В таком случае применяется системный реинжиниринг. В процессы системы добавляются новые элементы, но сами процессы при этом не подвергаются реинжинирингу. Если экономический субъект нуждается в изменении общей организационной структуры и объектов системы, применяются оба подхода для усиления силы воздействия на систему. Тогда структура системы, также как и связи между объектами, входящими в систему, создается заново, переопределяются входы и выходы системы. В случае невозможности достижения системой заданного качества и уровня эффективности, дальнейшее ее существование нецелесообразно, следует ликвидация системы.

Практическая часть работы содержится в прилагаемом mdb файле.

Список использованной литературы

1.                Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник, под общ. ред. И.Т. Трубилина. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 416 с.

2.                Информационные системы. В.Н. Петров. – СПб: Питер, 2002, 688 с.

3.                Персональный компьютер для офиса / Т.Л Аллимова, Л.В. Лямин, Т.Н. Петрова, И.Г. Холкин - М.: Радио и связь, 1993. - 144 с.

4.                Уткин Э.А., «Бизнес-реинжиниринг. Обновление бизнеса», ЭКМОС, М-1998;

5.                http://www.smartcat.ru/p_plant/books/book_80/


[1] Уткин Э.А., «Бизнес-реинжиниринг. Обновление бизнеса», ЭКМОС, М-1998. – стр. 92

[2] http://www.smartcat.ru/p_plant/books/book_80/

[3] Информационные системы. В.Н. Петров. – СПб: Питер, 2002, С. 120.

[4] http://www.smartcat.ru/p_plant/books/book_80/

[5] http://www.smartcat.ru/p_plant/books/book_80/