Содержание
Введение. 3
1. Задачи, цели и функции служб управления персоналом в организациях. 4
2. Исследование службы управления персоналом в ООО «Магнат». 7
3. Основные пути улучшения работы служб управления персоналом. 9
Заключение. 11
Список литературы.. 12
Введение
Управление активами и персоналом предприятия – две неразделимые стороны управления бизнесом. Кадровая политика предпринимателя должна быть тесно связана с технической и инвестиционной. Иначе неизбежны либо неэффективное использование капиталовложений (нет кадров, способных освоить новую технику), либо утрата кадрового потенциала (способные и квалифицированные люди не находят на предприятии работу, соответствующую их запросам).
Управление персоналом начинается с выработки кадровой политики, учитывающей стратегические цели фирмы и условия формирования рынка труда. Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики большинства стран является проблема в области работы с персоналом.
Управление персоналом связано с людьми и их отношениями внутри предприятия (организации). Оно применимо не только к сферам материального производства, но и ко всем видам занятости.
Цель данной работы – выявить значение кадровых служб в управлении, изучить их функции, задачи и цели.
Задачи, которые решились в процессе работы:
4 Изучение литературы по данной теме;
4 Исследование служб управления персоналом в организации;
4 Разработка рекомендаций по данной проблеме.
1. Задачи, цели и функции служб управления персоналом в организациях
Управление персоналом включает в себя:
4 обеспечение сотрудничества между всеми членами трудового коллектива;
4 кадровую политику;
4 обучение;
4 информирование;
4 мотивацию работников
и другие важные составные части работы руководителя как менеджера.
Важным инструментом управления является кадровое планирование, обеспечивающее целенаправленное развитие коллектива в соответствии с ресурсными возможностями и целями предприятия. Кадровое планирование представляет собой часть всей системы планирования, поэтому оно должно тесным образом увязываться с другими его видами (планирование производства, сбыта, финансов, инвестиций и др.)[1].
Эффективность управления персоналом, наиболее полная реализация поставленных целей во многом зависят от выбора вариантов построения системы управления персоналом предприятия, познания механизмов его функционирования, выбора оптимальных технологий и методов работы с людьми.
Рассматривая процесс управления персоналом как целостную систему, можно выделить основные элементы, реализующие следующие функции:
организационную:
4 планирование источников комплектования кадрами;
4 информированность населения о наборе кадров и сроках набора;
4 объем средств, выделенных на подготовку кадров и жилищно-бытовое строительство, и др.;
социально-экономическую:
4 комплекс условий и факторов, определяющих использование и закрепление персонала;
воспроизводственную:
4 обеспечивающую создание учебно-материальной базы и развитие персонала[2].
В практическом плане можно выделить следующие основные функции управления персоналом:
4 четкое понимание и реализацию стратегических и тактических целей своей фирмы;
4 прогнозирование ситуации на рынке труда и в собственном коллективе для принятия упреждающих мер;
4 анализ имеющегося кадрового потенциала и планирование его развития с учетом перспективы;
4 мотивация персонала, оценка и обучение кадров, содействие адаптации работников к нововведениям, создание социально комфортных условий в коллективе, решение частных вопросов психологической совместимости сотрудников и др.
Функции управления персоналом очень тесно связаны между собой и образуют в совокупности определенную систему работы с персоналом, где изменения, происходящие в составе каждой из функций, вызывают необходимость корректировки всех других сопряженных функциональных задач и обязанностей.
Целями управления персоналом предприятия (организации) являются:
4 повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях;
4 повышение эффективности производства и труда, в частности, достижение максимальной прибыли;
4 обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.
Успешное выполнение поставленных целей требует решения таких задач, как:
4 обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации;
4 достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала;
4 полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом;
4 обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивации, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;
4 закрепление работника на предприятии, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала);
4 обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижения и т.п.;
4 согласование производственной и социальных задач (балансирование интересов предприятия и интересов работников, экономической и социальной эффективности);
4 повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу[3].
Эффективность управления персоналом, наиболее полная реализация поставленных целей во многом зависят от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора оптимальных технологий и методов работы с людьми[4].
2. Исследование службы управления персоналом в ООО «Магнат»
Для исследования целей и задач кадровой службы необходимо изучить управленческую структуру организации (рис.1).
Рис.1 Структура управления организацией
Как мы можем увидеть из приведенного рисунка, служба управления кадрами подчиняется непосредственно директору организации.
Управление персоналом в ООО «Магнат» базируется на следующих исходных положениях:
4 необходимость тесной связи планирования персонала со стратегией развития организации;
4 количественная оценка издержек на работу с персоналом и их влияния на экономические показатели производства;
4 определение необходимого пакета компенсаций для эффективной работы на рынке труда.
Структура управления персоналом включает в себя следующие направления деятельности:
4 планирование ресурсов;
4 набор персонала;
4 отбор;
4 определение заработной платы и компенсации;
4 профориентацию и адаптацию;
4 обучение;
4 оценку трудовой деятельности;
4 повышение, понижение, перевод, увольнение;
4 подготовку руководящих кадров, управление продвижением по службе;
4 трудовые отношения;
4 занятость.
При работе с персоналом организации кадровая служба ООО «Магнат» использует следующие технологии:
4 многозвенные, под которыми понимается серия взаимосвязанных задач, выполняемых последовательно;
4 посреднические – оказание услуг одними группами людей другим в решении конкретных задач;
4 индивидуальные – с конкретизацией приемов, навыков и услуг применительно к отдельному работнику, ориентированы на управление поведением людей в ходе трудовой деятельности и опираются на использование методов мотивации труда, социальной психологии и, прежде всего, методов регулирования межличностных отношений и т.д.
Основными направлениями работы с персоналом являются:
4 разработка требований к персоналу;
4 определение потребности в персонале;
4 расчет плановых затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала;
4 выбор путей покрытия потребности в персонале.
Разработка требований к персоналу производится на основе штатного расписания, текущего и перспективного анализа требований к должностям и рабочим местам. Разработка требований к персоналу заключается в формировании качественных характеристик персонала: способностей, мотиваций и свойств.
3. Основные пути улучшения работы служб управления персоналом
Ключевая проблема для абсолютного большинства российских предприятий, и для ООО «Магнат», в частности, – проблема кадров. Именно сейчас необходимо уделять более пристальное внимание планомерной подготовке и, особенно, переподготовке квалифицированных специалистов. Это позволит быстрее и эффективнее реагировать на изменения в стране и на денежном рынке, усилить в рыночной деятельности элементы стабильности, солидности, репрезентативности, трезвого расчета, отказа от чрезмерно рискованной спекулятивной игры. Новые условия обусловливают необходимость новых подходов и новых людей.
Пока существует очень мало российских коммерческих фирм, которые подготовку и постоянное повышение квалификации кадров ставят в ранг приоритетных задач. В большинстве случаев в данном вопросе компании продолжают жить одним днем, сосредоточивая все внимание на решении текущих проблем, не осознавая, что, затыкая дырки, не обеспечишь будущее, и его перспективы остаются в тумане. Без сомнения, вопрос о кадрах носит стратегический характер как для крупных и преуспевающих, так и для мелких фирм.
Новые рыночные отношения ведут к тому, что в ряде организаций уже возникают службы управления персоналом. Эти новые службы создаются, как правило, на базе традиционных: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и др.
Стоит отметить, что кадровая служба ООО «Магнат» уже перестроилась в новых условиях рыночных отношений и занимается многими вопросами, которые раньше отдел кадров не решал. Поэтому в данной организации необходимо обратить внимание именно на подготовку и переподготовку уже существующего персонала, а не на круг задач, решаемых кадровой службой.
На сегодняшний день утверждается взгляд, что служба персонала должна определять стратегическое направление своей собственной работы, которое делает ее необходимым звеном в общей структуре управления. Учет этих направлений в практической работе позволяет определить возможную организационную структуру службы управления персоналом организации.
Реально предложить в этой области новую стратегию, которая включает следующие элементы:
4 переориентацию кадровой политики фирм с привлечением уже готовых высококвалифицированных работников со стороны для формирования ядра персонала за счет повышения квалификации собственных работников;
4 сотрудничество компаний с университетами, колледжами, училищами в области разработки учебных программ по новым технологиям, в деле подготовки специалистов новых профессий;
4 использование системы непрерывного обучения и повышения квалификации кадров внутри предприятия, подход к обучению как к интегральной части современного производственного процесса.[5]
Заключение
Эффективное управление персоналом выдвинулось в число практических задач, факторов, экономического успеха. Оно призвано обеспечить благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются личные способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественное признание своих достижений.
Своевременное комплектование кадрами всех ключевых подразделений предприятия становится невозможным без четкого планирования, разработки и реализации кадровой политики. Кадровое планирование направлено, как на удовлетворение запросов производства, так и на обеспечение интересов сотрудников и общества в целом. Сегодня приходится в большей степени, чем прежде, искать возможности для согласования рыночных условий и интересов сотрудника фирмы.
Возрастание роли кадровых служб и кардинальная перестройка их деятельности вызваны коренными изменениями экономических и социальных условий, в которых на сегодняшний день действуют предприятия. Необходимость подобной перестройки работы кадровых служб связана и с тем, что кадровый состав, а также статус и уровень оплаты труда кадровиков не соответствуют задачам реализации активной кадровой политики, о чем свидетельствуют приведенные выше данные.
Службы управления персоналом должны быть укомплектованы специалистами, способными успешно решать широкий спектр вопросов деятельности предприятия и совместно с другими службами активно влиять на эффективность работы предприятия.
Проведенный анализ службы управления персоналом ООО №Магнат» позволяет сделать выводы, что на сегодняшний день кадровая политика данной организации весьма успешна и не отстает от требований, предъявляемых к современным службам.
Список литературы
1. Вересов Н.Н. Психология управления. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 224с.
2. Красовский Ю. Управление поведением на фирме. - М.: Инфра – М, 2004. – 208с.
3. Михалева Е.П Менеджмент. – М.: Юрайт, 2004. – 175с.
4. Перлаки И. Нововведения в организациях. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 168с.
5. Хорошев Г.И., Савруков Н.Т. Управление персоналом. – СПб.: Политехника, 2000. – 448 с.
[1] Красовский Ю. Управление поведением на фирме. - М.: Инфра – М, 2004. – с. 45.
[2] Михалева Е.П Менеджмент. – М.: Юрайт, 2004. – с. 102.
[3] Перлаки И. Нововведения в организациях. – М.: ВЛАДОС, 2001. – с. – 61.
[4] Вересов Н.Н. Психология управления. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – с. 18.
[5] Хорошев Г.И., Савруков Н.Т. Управление персоналом. – СПб.: Политехника, 2000. С. 190.