Челябинский Гуманитарный Институт
Курсовая работа
По предмету: Менеджмент
Тема: Этика и культура менеджмента
Выполнила: студентка
группы Э-32
Апухтина А.Б.
Проверил: ___________
Челябинск 2002
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................................................................................... 3
Этические нормы и этическая ответственность 4
Культура управления.......................................................... 19
Состояние этики и культуры в современных организациях....................................................................................... 25
Заключение................................................................................ 29
Список используемой литературы........................... 31
Введение
Под культурой принято понимать общепризнанные ценности и нормы поведения. Разумеется, это понятие шире и глубже приведенного здесь его краткого толкования. Социология представляет богатый материал исследований различных форм проявления культуры в разных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и многообразную типологию организационных культур. Опираясь на базисное определение культуры, под культурой организации (предприятия) вообще следовало бы понимать совокупность общих ценностей и норм поведения, признанных работниками данного предприятия. Соответственно под организационной культурой предприятия нужно понимать совокупность ценностей и норм организационного поведения, принятых на данном предприятии.
Организационную культуру предприятия определяет формула: общие ценности — взаимовыгодные отношения и сотрудничество — добросовестное организационное поведение. Как культура вообще базируется на общепризнанных ценностях и общепринятых нормах (правилах) поведения, так и организационная культура на предприятии формируется на основе признанных ценностей и принятых норм поведения именно в данном коллективе и данной организации.
Объектом исследования в данной работе являются такие ценности как культура и этические нормы. Предмет исследования – влияние культуры и этики на управление в современном мире безнравственности.
Данная тема курсовой работы актуальна тем, что в процессе управления важен выбор стиля управления, а именно подход с точки зрения этических норм поведения и культуры общения. Ведь в современных условиях, два понятия как этика и культура, должны занимать особое место в нашей жизни. Такими ценностями должен обладать каждый человек.
Таким образом, целью настоящей работы является рассмотреть высшие ценности современного человечества как культура и этика.
Исходя из цели работы следует обозначить основные задачи исследования, которыми являются:
· Сущность и значение этических норм;
· Культура управления;
· Современное состояние этики и культуры на современных организациях.
Этические нормы и этическая ответственность
"Какое слово ты скажешь, такое в ответ и услышишь"
Гомер
"Хорошо слушать и хорошо отвечать — это одно из величайших совершенств, какое только возможно"
Ф. Ларошфуко
То, без чего не может существовать современный бизнес, без чего нереально эффективно использовать колоссальный потенциал менеджмента, то, что стало одной из ключевых основ общественной жизни — именуется этикой и культурой предпринимательства.
Этика менеджмента — деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно действовать на рынке в соответствии с действующим законодательством.
Можно привести много имен российских купцов, промышленников, предпринимателей, считавших свою репутацию честного человека высшей ценностью. Можно сослаться на известные принципы ведения дела в России, выработанные еще в 1912 г. и неуклонно ранее соблюдаемые большинством российских предпринимателей. Среди них:
Уважай власть. Власть — необходимое условие эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка на узаконенных эшелонах власти.
Будь честен и правдив. Честность и правдивость — фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель обязан быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости.
Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство — основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица трудиться на благо своей отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.
Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.
Будь верен слову. Деловой человек должен быть верен своему слову: "Единожды солгавший, кто тебе поверит". Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе. Слово делового человека должно цениться неизмеримо выше казенной бумаги с печатью.
Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй, сообразуясь со своими средствами.
Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.
Понятие деловой этики неразрывно переплетается с понятием "Корпоративная культура", которое во всем мире, и во все возрастающих масштабах и в России становится ключевой предпосылкой успеха в бизнесе.
Корпоративная культура — это система ценностей и убеждений, разделяемых всеми работниками фирмы, предопределяющая их поведение, характер жизнедеятельности организации.
Любое коммерческое предприятие, каждая организация является сложным организмом, основой жизненного потенциала которого является организационная (или корпоративная) культура: то, ради чего люди стали членами этой организации; то, как строятся отношения между ними, какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо, и очень многое из того, что принято относить к ценностям и нормам. Культура не только отличает одну организацию от другой, но и предопределяет успех функционирования и выживания ее в перспективе.
Работу на современном предприятии целесообразно рассматривать как групповую, а не индивидуальную. Отсюда ясен вывод о важности формирования и использования возможностей корпоративной культуры, дающей людям представление о характере деятельности, общепринятых ценностях, ориентации и философии фирмы. Высокая культура открывает для менеджера возможность руководить через нормы и ценности, быстрее принимать решения на местах, предлагает четкие стандарты качества, конкретные критерии самооценок и облегчает комплексное понимание того, что происходит в коллективе. Корпоративная культура обогащает людей чувством уверенности, гордости за свою фирму, противодействует возможному уходу из нее, что существенно повышает стабильность функционирования. Носителями корпоративной культуры выступают люди. Но в организациях с устоявшейся корпоративной культурой она как бы отходит от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей мощное воздействие на ее участников, трансформирующей их поведение в соответствии с номами и ценностями, которые и составляют ее основу.
Корпоративная культура играет очень важную роль в жизни предприятия. Поэтому она обязана быть предметом самого пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только призван соответствовать корпоративной культуре, он сильно зависит. от нее, но и должен в свою очередь оказывать влияние на формирование и развитие самой корпоративной культуры. Менеджеры призваны уметь анализировать практику корпоративной культуры, влиять на ее формирование и изменения в лучшую сторону.
Культура организации — сложная композиция разных предположений и предпосылок (причем часто даже не поддающихся формулированию), бездоказательно, априорно принимаемых и разделяемых членами коллектива. Нередко корпоративная культура трактуется как принимаемые основной частью коллектива организации философия и идеология управления, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействия внутри организации и за ее пределами.
При анализе корпоративной культуры следует выделить три основных момента. Первое — это базовые предположения, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях. Они нередко связаны с видением окружающей человека среды (группы, организации, общества и т. д.) и регулирующих ее переменных (природа, время, работа, характер отношений и т. д.). Второе — это ценности (или ценностные ориентации), которых • может придерживаться человек. Ценности ориентируют, какое поведение можно считать допустимым или недопустимым. В некоторых организациях считается, что "клиент всегда прав", поэтому в них нельзя обвинять клиента за неудачу в работе. В других — все наоборот. Однако принятая ценность помогает человеку понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации.
Третье — это "символика", посредством которой ценностные ориентации "передаются" членам организации. Некоторые фирмы имеют специальные документы, в которых детально описаны ценностные ориентации. Содержание и значение последних наиболее полно раскрываются работниками через "ходячие" истории, легенды и мифы. В результате этого последние оказывают иногда больше влияния на людей, чем те ценности, которые записаны в рекламном буклете компании.
Корпоративная культура выступает как система наиболее существенных предположений, принимаемых членами организации и выражающихся в конкретных ценностях, задающих людям ориентиры их поведения.
Эти ценностные ориентации передаются через средства духовного и материального внутриорганизационного окружения. Выделяют два аспекта корпоративной культуры: субъективный аспект, исходящий из разделяемых работниками предположений, ожиданий, а также из группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности. Сюда включаются герои организации, мифы, истории об организации и ее лидерах, организационные запреты, обряды и ритуалы, восприятия языка общения и лозунгов. Не менее важен объективный аспект. Он связывается с физическим окружением, создаваемым в организации: само здание, его дизайн, место ' расположения, оборудование, мебель, цвета и объем пространства, удобства, комнаты приема, стоянки для автомобилей и т. д. Все это в той или иной степени отражает ценности, которых придерживается организация. Субъективный аспект обычно создает больше возможностей для нахождения, как общего, так и различий между людьми и между организациями.
Можно рассматривать конкретную корпоративную культуру на основе следующих характеристик:
— осознание себя и своего места в организации. В одних случаях ценят маскировку сотрудниками своих настроений, в Других — поощряется их внешнее проявление. Иногда независимость и творчество проявляются через сотрудничество, в другом случае — через индивидуализм;
— коммуникационная система и язык общения. Использование устной, письменной коммуникации, "телефонного права" и открытости коммуникации рознится от группы к группе, от организации к организации. Жаргон, аббревиатуры, жестикуляции варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций;
— внешний вид, одежда и представление личности на работе. Разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей,
опрятность, косметика, прическа и т. п. подтверждают наличие множества микрокультур;
— чем, и как питаются люди, привычки и традиции в этой области. Характерна организация питания работников, люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотации на питание, периодичность и продолжительность приема еды; едят ли работники разных уровней управления вместе или отдельно и т. п.;
— осознание фактора времени, отношение к нему, его использование. Степень точности и относительности учета фактора времени у работников; соблюдение временного распорядка, поощрение за это;
— характер взаимоотношений между людьми. По возрасту и полу, статусу и уровню власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству и т. п.; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов;
— особенности ценностей (как набора ориентиров) и нормы, (как системы предположений и ожиданий в рамках определенного типа поведения) — что люди ценят в своей организационной жизни (свое положение, титулы или саму работу и т. п.), как эти ценности сохраняются;
— вера, оптимистическое отношение к жизни (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость, отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам, к злу и насилию, агрессии, влияние религии и морали;
— процесс совершенствования работника, его обучение и переобучение. Бездумное или осознанное выполнение работы сотрудником; полагаются ли сотрудники на интеллект или на силу; процедуры информирования работников; признание или отказ от логики в рассуждениях и действиях; подходы к объяснению причин;
— трудовая этика и мотивирование. Отношение к работе и ответственность за ее качество; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; привычки, связанные с работой; оценка работы и вознаграждение; индивидуальная или групповая работа; продвижение по службе.
Разделяя веру и ожидания, участники организации вырабатывают язык общения, совершают адекватно воспринимаемые другими действия, проявляют понимаемые всеми чувства и эмоции. Это помогает им понять и интерпретировать культуру организации, придать свое значение событиям и действиям, сделать осмысленным свое рабочее окружение. Поведение людей и групп внутри организации связано нормами, вытекающими из этих разделяемых верований, ожиданий и действий.
Содержание корпоративной культуры воздействует на поведение и определяется не суммой предположений, а тем, как они связаны между собой, как они формируют определенные образцы поведения. Отличительной чертой той или иной культуры является то, какой порядок, какая политика и какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта. Так, две компании в равной мере могут заявлять как об одной из своих ценностей о развитии кооперации и внутренней конкуренции в работе. Однако в одной компании кооперация будет иметь больше отношения к процессу принятия решения, а внутренняя конкуренция — к планированию карьеры. В другой компании акценты могут быть расставлены в обратном порядке. Культуры этих двух организаций окажутся различными по содержанию, несмотря на то, что набор предположений в сущности один и тот же.
Под крышей одной общей культуры могут сосуществовать различные субкультуры. Обычно есть одна, преобладающая культура в организации, но существуют также и культуры ее частей (уровней, подразделений, профессиональных, региональных, национальных, возрастных и т. д. групп). Такого типа культура обычно соответствует мультинациональным корпорациям или, например, банкам, имеющим широкую региональную сеть.
Внешняя среда, в которой корпорации существуют, оказывает значительное влияние на них, что, естественно, сказывается на их культуре. Но две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь совершенно разные культуры. Через свой коллективный опыт члены организации по-разному решают важные проблемы. Первая — это внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией, и как это должно быть сделано. Вторая — это внутренняя интеграция: как работники организации решают свои ежедневные, связанные с их работой и жизнью проблемы.
Процесс внешней адаптации и выживания связан с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и ее приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению. В любой организации работники склонны участвовать в следующих процессах: выделять из внешнего окружения главное и неглавное для организации; разрабатывать пути и способы измерения достигнутых результатов; находить объяснения успехам и неудачам в достижении целей.
Работники обычно нуждаются в развитии приемлемых способов доведения до представителей внешней среды информации о своих реальных возможностях, преимуществах и успехах. Важно также, чтобы коллектив знал о том, когда и до каких пределов можно допустить неудачу. Для этого отдельные компании при разработке новых проектов устанавливают рубежи, на которых по причине неудачи проект сворачивается.
Процесс внутренней интеграции связан с установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами коллектива. Это процесс нахождения способов совместной работы и сосуществования. Внутренняя интеграция часто начинается с дифференциации организации. Взаимодействуя, члены группы или коллектива стремятся оценить для себя окружающий их организационный мир. Люди пойдут на нововведения, если они верят, что могут осуществить важные изменения в окружающей их обстановке. На всех стадиях развития организации управленческая культура ее лидера (его личная вера, ценности и стиль) во многом способны определять культуру организации. Влияние лидера или основателя компании на формирование культуры особенно проявляется, если он является сильной личностью, а организация только формируется. Анализ факторов формирования корпоративной культуры показывает, что последняя является предметом развития и изменений в течение всей жизни организации. Обычно указанные процессы протекают постепенно и эволюционно. Охарактеризуем различные методы поддержания корпоративной культуры, которые не сводятся только к найму нужных и увольнению ненужных людей. Среди них:
Объекты и предметы внимания, оценки, контроля со стороны менеджеров. Это один из наиболее энергичных методов поддержания культуры в организации. Своими действиями менеджер дает знать работникам, что является важным и что от них ожидается.
Реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы. Менеджеры, их подчиненные раскрывают для себя корпоративную культуру порой в такой степени, в которой они ее ранее и не представляли. Глубина кризиса может потребовать от организации усиления существующей культуры или внедрения новых ценностей и норм, меняющих ее в определенной мере. Так, в случае резкого сокращения спроса на производимую продукцию у организации есть две альтернативы: уволить часть работников или частично сократить рабочее время при том же числе занятых. В организациях, где человек заявлен как ценность "номер один", видимо, примут второй вариант.
Моделирование ролей, обучение и тренировка. Специфика корпоративной культуры усваивается подчиненными через то, как они должны исполнять свои роли. Менеджер сам может демонстрировать подчиненным, например, определенное отношение к клиентам или умение слушать других. Концентрируя на этих моментах внимание, менеджер способствует поддержке определенных аспектов корпоративной культуры.
Критерии определения вознаграждения и статусов. Культура в организации связывается и системой наград и привилегий. Последние обычно привязаны к определенным образцам поведения, расставляют для работников приоритеты, указывают на ценности, имеющие особое значение для менеджеров и организации в целом. В этом же направлении действует и система статусных позиций в организации. Так, распределение привилегий (хороший кабинет, секретарь, автомобиль и т. п.) указывает на роли и поведение, более ценимые организацией. Но практика свидетельствует, что данный метод часто используется не в полной мере и не систематически.
Критерии принятия на работу, продвижения и увольнения. Это один из основных способов поддержания культуры в организации. То, из чего исходит организация и ее руководство, регулируя. Весь кадровый процесс, сразу становится известно ее членам по движению сотрудников в рамках организации. Критерии кадровых решений могут способствовать, а могут и помешать укреплению существующей в организации культуры.
Организационные символы и обрядность. Многие верования и ценности, лежащие в основе культуры организации, выражаются не только через легенды и сказания, становящиеся частью организационного фольклора, но и через различные ритуалы, обряды, традиции и церемонии. К обрядам относятся стандартные, повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для воздействия на поведение работников. Ритуалы — система обрядов. Даже стабильные управленческие решения способны становиться организационными обрядами, которые работники интерпретируют как часть корпоративной культуры. Соблюдение ритуалов, обрядов и церемоний усиливает самоопределение работников.
Особенно сотрудники ценят решения руководства организовать, например, празднование какого-либо события в достаточно неформальной атмосфере. В таких ситуациях целостность организации, ее культуры наиболее полно ощущается сотрудниками. Продуманной организацией такого рода событий менеджеры добиваются заметного улучшения развития культуры в своей фирме, проведения в жизнь фиксированных ценностных ориентиров.
С течением времени, под воздействием обстоятельств культура может претерпевать определенные изменения. Однако при проведении изменений в культуре организации возникает ряд трудностей. Нередко они порождаются сопротивлением изменениям культуры. Отмечено, что проведение радикальных и быстрых изменений в содержании корпоративной культуры происходит с большими трудностями и более болезненно, чем проведение медленных изменений. Степень сопротивления изменениям в культуре организации пропорциональна величине изменений по содержанию, т. е. степени их радикальности и силе, преобладающей в корпоративной культуре.
Изменения в культуре могут либо предшествовать, либо следовать за изменениями поведения. Первое происходит тогда, когда имеются безусловные доказательства значительного преимущества новых базовых подходов по сравнению с существующими. В этом случае от людей требуется приобретение новых знаний, компетенции и навыков, необходимых для выработки соответствующих образцов поведения. Может сложиться и такая ситуация, при которой изменения в культуре происходят намного позже после изменений поведения или же даже никогда не иметь место. При этом возможны два подхода: добиться от людей в организации принятия новых верований и ценностей или включение новых людей в коллектив и увольнение части персонала.
Определение изменений культуры. Изменения происходят в умах людей и трудно быть уверенным, произошли они или нет. Хорошей проверкой результативности подобных изменений является факт, что после ухода из организации лидера-проводника такой новой культуры люди продолжают вести себя по-новому.
Изменения в содержании культуры требуются при значительных и динамичных корректировках "правил игры", к которым можно отнести повышение организационной эффективности и морали; фундаментальное изменение миссии организации; усиление международной конкуренции; значительные технологические изменения; важные изменения на рынке; поглощения, слияния, появление совместных предприятий; быстрый рост организации; переход от семейного бизнеса к профессиональному управлению; переход к активной внешнеэкономической деятельности.
Влияние культуры на эффективность организации порой оказывается очень значительным. Различаются два пути влияния культуры на организационную жизнь. Первое — культура и поведение взаимно воздействуют друг на друга, но культура влияет не только на то, что люди делают, но также и на то, как они это делают. Перед каждой фирмой стоит вопрос о соответствии ее стратегий существующей в организации культуре. Можно рассмотреть его с двух позиций: важность конкретной задачи для успеха данной стратегии; и совместимость между задачей и тем аспектом корпоративной культуры, который призван ее обеспечить.
Независимо от той стадии развития, на которой находится организация, ее руководство может управлять развитием культуры двумя способами. Первый представляет собой как бы оценку сверху, которая должна вызывать энтузиазм у большинства членов организации. Это предполагает наличие искренних личных обязательств лидера по отношению к ценностям, в которые он верит. Применение второго принципа начинается с нижних уровней организации. Менеджеры должны отслеживать по всей организации, что в ней происходит, стараясь при этом шаг за шагом воздействовать на культуру организации.
Первый способ может быть реализован через публичные заявления, выступления и личный пример, свидетельствующие о последовательном интересе самого руководителя к вводимым ценностям. Руководителям крупных организаций рекомендуется выступать в печати, по радио и по телевидению как можно чаще с разъяснением устанавливаемых ценностей. Второй способ требует понимания значения культуры в повседневной жизни организации.
Если каждодневные действия менеджеров в организации находятся в соответствии с обозначаемыми ими ценностями, это способствует развитию и усилению культуры.
Культура служит своего рода "клеем", скрепляющим разные части организации. Вместе с тем необходимо помнить, что если части плохие, то даже лучший в мире "клей" не сделает целое достаточно крепким. Унификация ценностей, ежедневная работа менеджеров по их "внедрению" в жизнь способны привести организацию к успеху. Управление культурой является достаточно длительным процессом, он не похож на быстрый ремонт неисправностей. Базовые предположения, лежащие глубоко в сознании, верованиях и поведении членов организации невозможно изменить за короткий период.
Понятие культуры фирмы включает в себя множество компонентов, но особое место при ее формировании занимает мнение о фирме, ее общественный авторитет. Если предприниматель, менеджер хочет, чтобы его фирма на рынке преуспевала, необходимо постоянно заботиться о ее имидже, о том, как партнеры, покупатели, все общество ее воспринимают. Репутация фирмы — сложное понятие, вмещающее, в частности, в себя весь цикл операций с товаром: от его конструкторской проработки до продажи конечному покупателю. Но, естественно, на этом процесс формирования хорошей репутации не завершается. Очень важно сохранить хорошее отношение к фирме клиентов. По оценке специалистов, удержать старых клиентов в 5 раз дешевле, чем завоевать благосклонность новых. Поэтому вся фирма должна быть ориентирована на потребителя. В этих целях надо затратить немало денег, времени, сил на формирование культуры фирмы, соответствующую подготовку ее работников. Бессмысленно вкладывать огромные средства в службу сбыта или пышную рекламную кампанию, если их с легкостью "пустят по ветру" бюрократы из сбытового отдела, грубая секретарша или вспыльчивый руководитель. Каждый сотрудник призван ощущать свою личную ответственность за репутацию фирмы, поэтому столь необходимо ценить и воспитывать в персонале честность, внимательность и надежность.
Хорошую репутацию приобрести достаточно трудно, на это уходят годы, утратить же ее можно мгновенно, зачастую из-за пустяка: не ответив вовремя на телефонный звонок или письмо, не послав факс, которого ждут, проявив невоспитанность в любой форме. Для репутации важно все: и культура речи, и манеры, и одежда, и интерьер офиса. Российским предпринимателям сейчас очень нелегко. С одной стороны, правительство проводит жесткую налоговую политику, а ослабления налогового стресса ожидать не приходится. С другой стороны, на деловых людей, их компании и фирмы навалилась организованная преступность. Репутация для предприятия — это не только престиж, но и залог выживания. Чтобы иметь свою рыночную нишу, нужно выпускать продукцию, превосходящую по своим достоинствам изделия конкурентов. Примеры такого рода в России множатся.
Без серьезной причины целесообразно не менять однажды выбранное название фирмы. К нему привыкают, оно удерживается в памяти, это облегчает деловые контакты. Трудно представить, чтобы всемирно известные фирмы "Дженерал моторз", "Мицубиси" или "Макдональдс" вдруг появились под другим названием. Удачно подобранное наименование способствует созданию оригинальной и красивой эмблемы организации, товарного знака и др. Эти же подходы относятся и к названию продукции.
Для имиджа фирмы немалое значение имеет обстановка и внешний вид офиса. Если он производит благоприятное впечатление, половина успеха обеспечена.
Непременным атрибутом делового офиса, его лицом является секретарь. Это одна из ключевых фигур, так как именно от секретаря зависит не только первое впечатление о фирме, но и правильное оформление документов, своевременное напоминание о пред-. стоящей деловой встрече, грамотное, решительное, но тактичное обращение с посетителями. Большинство секретарей у российских бизнесменов очень уязвимы, когда им задают какие-то вопросы. Они, как правило, не имеют достаточной информации, не могут ответить, когда у них спрашивают, например: что ваш начальник имел в виду, отметив в письме то-то... Информированность секретаря не только облегчает взаимоотношения с клиентами, но и позволяет фирме выглядеть в значительно лучшем свете.
Для имиджа фирмы особое значение имеют характер и уровень связей с общественностью, Которые выступают в качестве искусства и науки достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности. Применительно к современным условиям, паблик рилейшнз может рассматриваться как искусство и наука создания в обществе делового имиджа (образа) фирмы на основе достаточной, правдивой и оперативной информации. При этом имеются в виду методы формирования имиджа и делового человека — менеджера и организации (фирмы). Паблик рилейшнз включает в себя следующие основные направления: общественное мнение; общественные отношения; отношения с государственными органами; отношения с поставщиками; отношения с потребителями; исследования и статистика; взаимодействие со средствами массовой информации.
Многие российские фирмы и компании уже сегодня имеют хорошо налаженные службы по связям с прессой, однако нередко упускают другие важные направления работы в этой области. Наилучших результатов, как правило, добиваются те компании, в которых план работы по паблик рилейшнз тщательно разработан, обеспечивает взаимоувязку всех его основных направлений и неуклонно выполняется. В основе паблик рилейшнз лежит организация общения на всех уровнях — от правительственного до потребительского. Можно рекомендовать следующие правила эффективного общения:
Всегда настаивайте на полной информации.
Любое сообщение должно быть простым и понятным.
Не преувеличивайте, не набивайте цену.
На забывайте, что половина вашей аудитории — женщины.
Делайте общение увлекательным, не допускайте излишней скуки, обыденности.
Следите за формой общения, оно не должно быть слишком вычурным или экстравагантным.
Не жалейте времени на выяснение общественного мнения. Непрерывность общения и выяснения общественного мнения жизненно необходимы.
Старайтесь быть убедительным и конкретным на каждом этапе общения.
От человека, занимающегося деятельностью в области паблик рилейшнз, требуется, кроме знаний профессиональных, представлять собой целостную личность, обладать трезвостью суждений, хорошими организаторскими способностями, умением управлять и, самое главное, — быть контактной, сильной личностью и прирожденным лидером.
В зарубежной (и уже в российской практике) не существует обычно сомнений в обязательности формирования имиджа фирмы, который выступает как составная часть всей культуры деловых отношений. Без достойного имиджа сегодня наивно рассчитывать, на серьезный успех в бизнесе, высокую репутацию в самых различных кругах общества. В понятие имидж фирмы входят система отношений между сотрудниками данной фирмы и с ее клиентами, фирменный стиль одежды, эргономика и дизайн офиса. Эти особенности фирмы должны внушать клиентам и деловым партнерам представления о надежности, солидности фирмы, готовности ее сотрудников идти навстречу пожеланиям клиентов.
Эргономика офисов (обустройство техническими средствами автоматизации управленческого труда) и их дизайн (внешнее оформление) — весьма актуальная для нашей страны проблема. Однако ее решение не всегда удачно. В одних случаях не хватает средств, чтобы пригласить соответствующих специалистов, в других — дело губит безвкусица заказчика, его недооценка правил организации труда. В итоге многое теряется в имидже. Как отсутствие визитной карточки является несоблюдением делового этикета, так неряшливый вид офиса и служебных кабинетов наносит огромный ущерб репутации фирмы. В то же время эстетически оформленные интерьеры, оборудование, удобное для служащих и клиентов, создают благоприятные для общения и работы условия.
В создании фирменного стиля нет мелочей. Важно, чтобы все способствовало формированию того образа, который желательно создать для фирмы. Формирование имиджа — длительная и дорогостоящая процедура. Она требует крупных затрат времени, денег и собственных усилий. Имидж фирмы должен ассоциироваться с успехом ее в бизнесе. Успех — достижение поставленных перед фирмой целей при минимальных потерях материальных, социальных и психических ресурсов. Стремление к успеху слагается из следующих компонентов: готовности нести ответственность за свои решения, умения поставить цель и достичь ее собственными силами; склонности к умеренному риску, ставки на собственные знания и умения, а не на случайность; умения за каждым решением видеть реальный конкретный результат.
Успех рыночной деятельности фирмы, следовательно, определяется ее способностью сформировать свою культуру. Этому может помочь строгое соблюдение следующих принципов: убежденность в правильности действий, ведущая к установлению определенных целей в рамках данного подхода; разделение всеми работниками общих этических ценностей; политика обеспечения занятости; повышение разнообразия и творческого характера работы; разнообразное и последовательное стимулирование; развитие карьеры в соответствии с возможностями и потребностями фирмы; личное участие сотрудника в принятии решений; постоянное развитие фирменной культуры.
Постановка проблемы "Культура фирмы (корпоративная культура)", сегодня в России становится актуальной прежде всего для крупных компаний. Там, где ни один, ни десять человек не в состоянии лично контролировать деятельность всего коллектива, нужны свои четко формализованные моральные и ценностные устои, необходимые для успешной деятельности предприятия. Фирма навязывает свои правила и нормы поведения каждому новому сотруднику и контролирует процесс сращивания человека с фирмой.
"Привести лошадь к водопою может и один человек, но даже десять не в состоянии заставить ее пить, если она этого не хочет". В этой пословице отражено отношение современных руководителей предприятий к их человеческим ресурсам. Производство ныне не нуждается ни в мускульной, ни в нервной (легкий физический труд), ни в логической (простой умственный труд) энергии наемного работника. Поэтому предприятия подбирают работников, ориентируясь на реальный потенциал их интеллектуальной и духовной энергии, от которого и зависит их способность к творческому труду. Но различные уровни человеческой энергии требуют разных условий для своего проявления и активизации. Основные из них — уровень принуждения, степень свободы. Чем выше уровень используемой человеческой энергии, тем обширнее должны быть границы свободы действий. Принуждение заменяется побуждением. Человек должен сам желать делать то, что необходимо фирме, без указаний руководства. Он сам обязан определять, что нужно делать для блага фирмы.
Цель корпоративной культуры — обеспечение высокой прибыльности фирмы посредством совершенствования управления человеческими ресурсами для обеспечения лояльности сотрудников к руководству и принимаемым им решениям, воспитания у работников отношения к предприятию как к своему дому, что приводит к максимизации эффективности производственного менеджмента и к качественным улучшениям деятельности предприятия в целом. Менеджмент концентрирует свои действия на чувстве общности, причастности к совместному делу, последовательно создает такой образ компании, который необходим ее руководителям. Управление этим процессом базируется на четко сформулированных целях компании, ее фундаментальных принципах, на стратегических программах развития.
Организация, если она рассматривается как сложный и целостный механизм, изучается как состоящий из множества составных элементов агрегат, при помощи которого предстоит решать задачи, нацеленные на достижение максимальной эффективности фирмы. Любой "агрегат" функционирует успешно лишь тогда, когда он хорошо отрегулирован. Все составляющие такого организма борются между собой за выживание в постоянно меняющейся среде. Они изучаются на предмет того, сколь успешно они справляются с взаимозависимостями, как им удается оказывать воздействие за рамками собственных систем и обмениваться с другими системами. В нестабильном окружении характерны четкие и всеобъемлющие представления о ценностях, гибкие и живые организационные формы, способная к развитию, готовая к обучению и преобразуемая личность. В такой ситуации эффективно применение девиза многих врачей: "Сила находится в самом пациенте". Организация рассматривается как живой организм, который должен быть пробужден к активной жизни. От старого и привычного приходится отказываться. Новое же всегда сопряжено с риском. Но такие проблемы решаются легче, если в преобразованиях все сотрудники фирмы становятся их соучастниками. Речь при этом идет не об индивидуальных проблемах, а о проблемах, которые стоят перед всеми.
Культуру предприятия не следует понимать как нечто монолитное, неизменное. В каждой крупной организации имеет место целая совокупность правил игры, норм, принципов, определенных понятий и подходов к самим себе и другим, установленных и скрытых распорядках. Носителями этих субкультур выступают личности, выражающие сходные интересы. Субкультуры при этом, как правило, повторяют структуру самого предприятия: развитие управления, отделы предприятия имеют собственные субкультуры. При этом постоянно развиваются новые нормы и образы поведения, которые ранее никем не привносились в организацию, возникают элементы новой культуры.
На любом предприятии всегда имеется некоторое число определенных ценностей, которые признаются, одобряются и вынашиваются всеми членами организации. В содержании этих основных ценностей обычно характерны гордость и стиль. Во многих случаях основные ценности представляют программу того, чего желают достичь, с одной стороны, во внешней сфере, то есть, например, на рынке, в обществе. С другой стороны, эти ценности затрагивают проблему взаимоотношений, желательных внутри самой организации. Культура является решающим инструментом мотивации: гордость за собственное предприятие, свой коллектив, ощущение того, что на основе стиля общения все находятся на высоком уровне. Естественно, желание быть первым, лучшим в определенной области, в определенной сфере, в конкретной рыночной нише, желание расширить и удержать уже достигнутые рубежи. Ничто, как известно, не делает достижение столь успешным, как сам успех.
Человек стремится оторваться от основной массы. Место наверху доставляет неизмеримо больше удовлетворения, чем место в середине. Это естественное стремление максимально используется при формировании культуры фирмы. Очень важен и принципиальный подход к ней руководства. Грубейшая ошибка, когда руководящие кадры принимают порой противоречивые решения. В идентичных ситуациях они реагируют на одно действие по-разному. Например, в случае успеха превышение полномочий сотрудником поощряется как предприимчивость, в случае неудачи — наказывается как недисциплинированность.
Предприятия с сильной и самоосознанной культурой, тем не менее, подвержены опасности. Стабильный, постоянно поддерживаемый успех в бизнесе порой приводит к успокоенности, нежеланию что-то менять, развиваются самодовольство и глухота в отношении критики извне.
Почему принципы корпоративной культуры, нацеленной на использование творческого потенциала работников, пока не полностью работают в России? Во многом это наследие недавнего прошлого. Принцип "инициатива наказуема" — пока прочно сидит в сознании большинства россиян. Воспитанное ранее отсутствие привычки думать является следствием привычки получать указания. Характерна далее низкая компетентность многих. Нельзя, например, говорить о делегировании полномочий, если конкретный работник не может сам найти пути решения поставленной перед ним задачи. Не менее важно и то, что при предоставлении полной инициативы, свободы профессионалу, чтобы он работал с настоящей самоотдачей — нужно достойно платить. Этого пока, как правило, нет. Тем не менее, формирование или привнесение корпоративной культуры, приводящее к благоприятному психологическому климату в коллективе, становится в современных условиях глобальным стратегическим ресурсом компании.
Можно предложить некоторые рекомендации, учет которых может помочь формировать такое многогранное понятие, как корпоративная культура:
— выработайте привычку: все, с чем сталкиваетесь, рассматривать с точки зрения пользы для вашего дела; но в то же время учитывать и интересы партнера;
— всегда выполняйте обещания в срок. Если не смогли это сделать, не оправдывайтесь, а определите новый срок и сдержите слово;
— будьте внимательны и объективны к предложениям, не представляющим для фирмы интерес, отклоняйте их тактично и вежливо;
— будучи уверенным в себе, избегайте быть самоуверенным;
— ничто так не компрометирует менеджера, как его даже минутная растерянность;
— не забывайте, что ваше мнение или позиция не всегда оптимальны; есть ведь и иные мнения и позиции — может быть, отнюдь не худшие;
— не оставляйте без тщательного анализа ни один случай неудачи, сбоя или промаха;
— в общении с людьми научитесь понимать не только то, что сказано, но и то, что не высказано;
— руководствуйтесь в работе тремя "не": не раздражайтесь, не теряйтесь, не распыляйтесь;
— будьте терпимы к недостаткам людей (если эти недостатки не мешают непосредственно вашему бизнесу);
— помните, что человека можно оскорбить не только словом — поза, жесты, мимика часто не менее выразительны;
— избегайте заносчивого, самонадеянного, категоричного тона в разговоре, выступлении, в этом явно видны переоценка собственной персоны и пренебрежение к окружающим;
— никогда не упускайте из виду, что нет ничего острее и болезненнее для человека, чем унижение. Последнее никогда не забывается и не прощается. Бойтесь поступить несправедливо — это всегда и очень сильно задевает людей;
— необходимо обращать особое внимание на нематериальные, внешние не воспринимаемые аспекты организационного окружения. Глубоко укоренившиеся в людях предположения и ценностные ориентиры могут требовать длительных и трудных изменений в системе и структуре управления. Культура — это тот путь, который помогает понять организационное "Зазеркалье";
— скептически относитесь к предложениям, призывающим к быстрой трансформации культуры;
— оцените значимость основных организационных символов (название компании, логотип, лозунги) для сотрудников;
— периодически вводите организационные обряды для усиления культуры;
— проводите в жизнь абстрактные идеалы непосредственным и прямым образом в своей повседневной деятельности. От менеджера требуется понимание того, каких идеалов он должен придерживаться и какими действиями следует передать это вниз по уровням организации.
Культура управления
Целый ряд проведенных в России и за рубежом исследований показал, что для результативности бизнеса первостепенное значение имеет безупречное с точки зрения этики и культуры проведение деловых переговоров. Особенно много на этом теряют российские предприниматели, менеджеры. Именно поэтому следует остановиться на этом подробнее.
Менеджер фирмы — человек, представляющий ее в деловых связях с любыми рыночными контрагентами. От его умения, способностей осуществлять бизнес-контакты деликатно, строго соблюдая общепринятые нормы и правила, от характера его поведения в значительной мере зависит результат хозяйственных взаимоотношений с партнерами, а, следовательно, и финансовое благосостояние компании. Как показала практика, для российских менеджеров особое значение приобретает умение наиболее радикально вести любые деловые переговоры, добиваясь намеченного с соблюдением всех установленных этических порядков и в то же время, производя на партнеров максимально благоприятное впечатление, формируя тем самым имидж собственный и компании, представителем которой он является. Можно сказать, что основным имиджмейкером менеджера является он сам.
Очень важно, прежде всего, правильно бизнес-контакты организовать. По содержанию переговоры обычно делятся на следующие этапы: уточнение интересов, точек зрения, позиций участников; обсуждение предложений, их аргументация и обоснование; сближение, согласование позиций, выработка общего соглашения. Характерны определенные стадии деловой беседы: начало переговоров и выдвижение предложений; пробуждение интересов и установление потребности клиента; формирование доверия к сделке, к ведущему переговоры и фирме, которую он представляет; демонстрация выгод сделки; формирование стремления удачно ее завершить и принятие решения о заключении сделки.
Переговоры, как правило, начинаются с представления сторон друг другу, обмена визитными карточками и расположения за столом, причем гостям отводятся лучшие, наиболее удобные места. Далее следует небольшая вступительная часть, чтобы снять психологические барьеры и создать непринужденную, дружелюбную атмосферу. Эта часть деловых переговоров не должна недооцениваться. В это время стороны изучают, оценивают друг друга (одежду, манеры, реакцию, психологическое состояние), делают первые выводы. Позже переходят к взаимным уточнениям интересов, точек зрения, изложению своих позиций и предложений. Происходит обмен не только устной, но и письменной информацией. Главное — пробудить интерес партнера. Для этого используется: показ новой продукции, демонстрация преимуществ своего товара, ссылки на благоприятные отзывы других фирм и т. д. Завоевание доверия партнера по переговорам достигается, если на предлагаемую ему продукцию имеется надлежащим образом оформленный сертификат качества. Весьма эффективно бесплатное предоставление в пользование образцов продукции. Сравните характеристики продукции и условия сделки с тем, что партнер может получить, если он прибегнет к услугам конкурентов.
При выдвижении партнером искренних возражений обычно, прежде всего, демонстрируется их понимание, а также следует усилить аргументацию своих предложений, прибегнуть к новым доказательствам. Возражения могут быть и надуманными, что свидетельствует или о недостаточной компетенции партнера в вопросах обсуждаемой сделки или о его стремлении сознательно создать трудности в ведении переговоров. Можно попытаться убедить партнера. Здесь эффективны следующие приемы:
Уклонение от переговоров применяется для выжидания смены сложившейся неблагоприятной ситуации, а также ухода от конфликтов в надежде на то, что интересы партнера заставят его пойти на уступки. В качестве повода для перерыва может использоваться необходимость дополнительных консультаций.
Преувеличенные первоначальные требования — фактор создания поля для маневрирования. Предлагая завышенные или заниженные цены, партнер создает ситуацию, когда он может делать уступки, не ущемляя собственных интересов.
Блефование — введение партнера в заблуждение относительно своих реальных намерений и возможностей. Блефуют обычно начинающие бизнесмены, чтобы приукрасить свой имидж, создать видимость прочных позиций в бизнесе.
"Тупиковая ситуация" появляется при выдвижении заведомо неприемлемых требований. Расчет делается на то, что дополнительные трудности сделают партнера более сговорчивым. Срывпереговоров свидетельствует, что одна из сторон в переговоры вступила просто для получения необходимой информации.
Затягивание переговорного процесса происходит, когда одна из сторон воздерживается от активного участия в нем, не раскрывает свою позицию, но при этом у партнера может сложиться впечатление, что вы просто не располагаете соответствующими полномочиями для переговоров.
Иногда имеет место имитация ухода с переговоров — одна из сторон делает вид, что она хочет уйти с переговоров, хотя в действительности этого желания нет. Расчет делается на получение уступок. Имитация ухода несет с собой определенный риск.
Ультиматум, демонстрирует реальную готовность партнера уйти с переговоров, если его условия не будут приняты. Более эффективно выдвижение компромиссных предложений, основывающихся на взаимных уступках. Хорошие результаты нередко дает выдвижение требований в последнюю минуту. Цель — вырвать у партнера дополнительные уступки. Выдвигающий дополнительные требования ничем не рискует, поскольку в случае отказа он может их снять.
Главным результатом деловых переговоров должно быть принятие решений. При сложных переговорах бывает несколько вариантов решений. Иногда практикуются компромиссные решения, достигаемые путем поэтапных уступок партнеров друг другу. Очень важное место занимает подведение итогов переговоров. Оценка их результатов включает: выявление факторов, способствующих успеху, стиля поведения партнера, что препятствовало переговорам, каковы основные выводы.
Для контроля можно подготовить ответы на следующие вопросы: Степень достижения цели? Какие выводы надо делать для переговоров в будущем? Эффективна ли была подготовка к переговорам по содержанию, составу участников, стратегии и тактике? Подтвердилась ли предварительная оценка партнера? Хватило ли полномочий для проведения переговоров? Все ли пути для достижения соглашения были пройдены? Какие непредвиденные обстоятельства появились в ходе переговоров? Сколь серьезны в ходе переговоров были незапланированные уступки, и каковы их последствия? Что помогло созданию на переговорах деловой обстановки? Что надо делать, если поставленные цели выполнены не были? Каковы выводы и предложения для более успешного решения подобных задач в будущем?
Особое значение имеет этика переговоров и разрешения конфликтных ситуаций. Этика переговоров — морально-нравственная категория, выражающая кодекс сводных правил общения партнеров в процессе переговоров, создающих определенный морально-психологический климат в предпринимательской деятельности. Этика рыночных отношений отражает социальную ответственность предпринимателей, их общественную миссию. В отличие от комплексов юридических норм, этика основывается на культуре, общественном мнении, традициях и привычках. В последнее время и в России этике, деловому этикету уделяется больше внимания. Считается, что в условиях рыночной экономики 15% успеха менеджера зависит от профессиональных знаний и 85% — от искусства общения, владения приемами собственной презентации.
В рамках норм предпринимательского поведения действуют специальные рекомендации для лиц, участвующих в переговорах. Среди них: внешний вид и привычки; порядок представления и знакомства; требования к визитным карточкам; умение держать себя на визитах, в обществе, в гостях; организация официальных и неофициальных приемов и встреч.
В рамках основных требований делового этикета: пунктуальность и обязательность, бережное отношение к своей репутации, проявление внимания и уважения к партнеру, настрой на компромисс, немногословность. Деловая этика, помимо общей культуры поведения, включает в себя также специальные приемы, способствующие успеху делового общения, основанные на психологии. Сошлемся на следующие:
Относитесь к людям так же, как вы бы хотели, чтобы они относились к вам.
Не критикуйте своего партнера. Критика в деловых отношениях бесполезна, она задевает гордость и заставляет обороняться.
Искренне интересуйтесь другими людьми, их делами. Во время деловых переговоров учитывайте не только свои интересы, но и интересы партнера. Сначала загляните в чемодан партнера, затем открывайте свой.
Старайтесь произвести хорошее впечатление на партнера. Почаще улыбайтесь. Человек без улыбки не должен открывать магазин.
Обращайтесь к людям по имени. Звучание собственного имени для человека — самая приятная мелодия.
Говорите с партнером о том, что ему интересно. Готовьтесь к беседе. Изучите партнера. С людьми, преодолевшими большие трудности, полезно говорить о них.
Умейте говорить людям комплименты. Для этого надо учиться открывать в людях хорошее.
Не всегда надо говорить неприятную правду. Если ваш партнер купил что-то задорого, не напоминайте ему об этом.
Избегайте острых углов. Единственный способ одержать верх в споре — уклониться от него. Продавец не должен спорить. Нельзя говорить: "Я вам докажу". Это равносильно тому, как если бы вы сказали: "Я вас умнее".
Не начинайте переговоров с вопросов, по которым мнения сторон расходятся. Не давайте партнеру возможности сказать: "нет".
Старайтесь внушить партнеру, что ваша идея — это его идея. Не надо стараться продать, надо стремиться к тому, чтобы покупатель захотел купить.
Эффективность деловых коммуникаций в современной практике связана с выполнением следующих требований: не перебивать партнера, проявлять заинтересованность, терпение, всегда сдерживать себя, не критиковать партнера, задавать вопросы, создавать свободную атмосферу, устранять раздражающие моменты (постукивание по столу, перелистывание бумаг и т. п.).
Не рекомендуется говорить слишком громко, а то у партнера по переговорам сложится впечатление, что ему навязывается определенное мнение. А слишком тихая речь создает мнение о неуверенности и слабости позиции. Основные предложения рекомендуется вносить медленнее, чем все остальное, и четко формулировать. Заметим, что короткие предложения воспринимаются лучше, чем длинные.
Особое значение имеет разрешение конфликтных ситуаций. Конфликт на переговорах означает столкновение противоположных интересов. Конфликты всегда считаются нежелательными, поскольку они наносят ущерб людям, ухудшают отношения, связи. Причинами возникновения конфликтов бывают различия целей, психологическая несовместимость партнеров, недостатки в организации переговоров, неудовлетворительные коммуникации, некомпетентность, неполномочность одной из сторон. Присутствие серьезных причин вовсе не означает, что конфликт произойдет. Обычно он не происходит, если обе стороны считают, что выгода от конфликта меньше возможных потерь, но когда конфликт происходит, приходится применять разные методы его решения, что обычно зависит от причины. Нередко конфликт возникает из-за неудовлетворительных коммуникаций — непонимания друг друга. Здесь оптимальный метод — разъяснение своих позиций.
Когда налицо противоречивость целей, то эффективен метод принятия принципиально новых решений. Стороны отказываются от своих первоначальных требований и переводят переговоры в новое русло. Это реально, когда обе стороны учитывают интересы друг друга и настроены на достижение согласия. Эффективно бывает и уклонение от конфликта, что происходит тогда, когда обе стороны стараются не попадать в конфликтную ситуацию, снимают предложение, вызывающее конфликт. Используют и сглаживание конфликта в расчете на то, что конфликт разрешится сам собой. Это бывает, когда конфликт возникает по малозначительному поводу. Подавление конфликта связано с предъявлением альтернативных требований, или имитацией ухода с переговоров.
Более результативны взаимные уступки, когда стороны предлагают, принимают или отвергают уступки. Иногда при этом используется посредничество — участие третьей стороны, причем посредник должен располагать доверием партнеров по переговорам. Бывает и разделение конфликтующих сторон, когда одна или обе стороны заменяют участников переговоров, что иногда вызывается их психологической несовместимостью. Соблюдение общечеловеческих этических норм и правил разрешения конфликтов является важнейшим условием формирования в России цивилизованной рыночной экономики.
Итак, проблем у российских менеджеров становится все больше, и они все сложнее. Исходя из накопленного на Западе опыта и анализа российской практики становится очевидной необходимость учета в полной мере факторов, которые активно влияют на управленческую деятельность к началу XXI века. Среди них:
Стрессы, давление и неопределенность, во все большей мере присутствующие в большинстве организаций. Поэтому от умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой, своим временем.
Эрозия традиционных ценностей привела к серьезному расстройству личных убеждений и ценностей. Следовательно, от современных менеджеров требуется способность определить свои ценности.
Появилась более широкая возможность выбора. От менеджеров требуется четкое определение, как цели выполняемой работы, так и собственных целей.
Организационные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся современному руководителю. Отсюда каждый менеджер призван сам поддерживать свое постоянное развитие.
Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то время как средства их решения ограничены. Следовательно, решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной частью управленческих навыков.
Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыли делают совершенно необходимым генерирование новых идей и постоянное приспособление к изменяющимся условиям. Поэтому руководители должны быть изобретательны, способны гибко реагировать на трансформацию ситуации.
Традиционные иерархические отношения становятся сложнее. Требования эффективного управления побуждают менеджеров к использованию разных форм воздействия на окружающих, не прибегая к прямым приказам.
Многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности и не отвечают вызову будущего. В этой связи нужны новые управленческие приемы. Менеджеры обязаны освоить более современные подходы в отношении своих подчиненных.
Большие затраты и возрастающие трудности связаны ныне с использованием наемных работников. От каждого руководителя требуется более умелое использование людских ресурсов. Менеджерам необходимо умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков.
Состояние этики и культуры в современных организациях
В нашей стране в настоящее время идет активный процесс становления предпринимательского слоя. На смену прежним партийно-хозяйственным руководителям пришли новые люди, свободные от авторитета традиций и лишенные инерции мышления. Именно они и стали реализовывать возникшие в ходе перестройки новые возможности в сфере экономики. Социальный портрет российского предпринимателя противоречив, многолик, сложен и неоднозначен.
Этот новый класс сформировался из разных социальных слоев: из предпринимателей прошлых лет, в большинстве своем функционировавших в теневых структурах; из представителей номенклатуры, прошедших социальную конверсию и нашедших свое место в новом экономическом пространстве; из производственников и творческой интеллигенции, которым уже за 30 и которые отчаялись занять достойное положение в своей профессии; из молодых людей, еще не успевших приобрести профессию, но уже постигших азы бизнеса. Почти все эти "новые русские" совершенно не представляют себе этики и культуры бизнеса. Многие новоявленные бизнесмены больше заботятся о своих карманах, чем о репутации. Поэтому нередки случаи недобросовестного исполнения обязательств, пренебрежения интересами партнера, а то и откровенное стремление его обмануть.
Можно проследить четкую закономерность: чем выше образовательный и культурный уровень народа, чем выше поднимается по пути цивилизованной экономики то или иное общество, тем меньше в нем элементов недобросовестности, нечестности в отношениях между людьми. Чем богаче страна, тем постыднее и безнравственнее становятся понятия типа "украсть", "обмануть". Нынешний всплеск экономических нечистоплотностей и обманов в России объясняется прежде всего условиями, сложившимися в стране: противоречивостью и явной недостаточностью законодательной базы, потерей властными структурами многих рычагов управления, задержками в платежах и выплате зарплаты и т. д., а также незнанием истинной культуры рыночных отношений, законов цивилизованного рынка.
В зарубежных деловых кругах полагают, что российский стиль делового поведения отличается необязательностью и неаккуратностью, отсутствием привычки держать слово, вечным стремлением что-то выклянчить лично для себя у иностранных партнеров. Даже лучшие представители нашего нарождающегося делового мира часто оказываются в проигрыше при контактах с потенциальными зарубежными партнерами, потому что просто-напросто не умеют себя вести. В прежние времена иностранные предприниматели закрывали глаза на неотесанность своих советских партнеров, поскольку те выступали не сами по себе, а в качестве полномочных представителей державы, гарантировавшей выполнение даже самых невыгодных контрактов. Ныне же наши бизнесмены, как правило, представляют собственные предприятия и компании, а от впечатления, которое они производят на потенциального партнера, очень часто зависит судьба даже неплохо задуманного начинания. За рубежом ценят проверенных годами деловых партнеров, а к новичкам подходят очень осторожно.
Только тот предприниматель, в котором столь сильно стремление к реализации своих творческих способностей, кто постоянно изучает запросы людей, стремится завоевать их доверие высоким качеством товара и обслуживания, кто совестлив и порядочен, показывает личный пример непрерывного духовного и профессионального совершенствования и деловой порядочности — только подобный человек способен стать истинным бизнесменом, принести пользу себе, людям и своей стране.
Можно считать, что содержание деятельности каждой компании определяют следующие моменты: прибыль, люди (мораль), товары или услуги, гордость (престиж). Прибыль — основная цель бизнеса. Каждая компания должна обогащать тех, кто в ней работает, а люди — получать удовлетворение от своего дела. Продукция или услуги компании призваны отличаться высоким качеством. Кроме того, у компании имеется этическое обязательство быть полезной обществу, содействовать его обогащению и процветанию. Многие российские бизнесмены еще далеки, от следования этим принципам деловой жизни в цивилизованном мире. Финансовые махинации, невыполнение ранее заключенных договорных обязательств при обнаружении, более выгодного партнера — это и многие другие неправомерные действия вносят значительную долю скепсиса при взгляде на развитие бизнеса в России. Российская предпринимательская реальность пока еще не стала настолько требовательной к бизнесменам, менеджерам, чтобы те серьезно стали задумываться над необходимостью формирования корпоративной культуры. Культура фирмы на сегодня не является необходимым условием делового успеха. Руководитель фирмы не станет думать о культуре, когда вопросы выживания и процветания бизнеса решаются на уровне получения льготных кредитов, государственных гарантий и оборота бюджетных средств через его предприятие. В этих условиях все внимание уделяется "нужным" людям "наверху", а не тем, кого можно в любой момент заменить.
Нельзя в то же время не отметить, что наиболее предусмотрительные менеджеры стали в последнее время активно развивать, например, связи с общественностью, что свидетельствует об осознании того факта, что внешняя среда способна тормозить процветание дела, а может и вообще его разрушить. Однако почти никто из менеджеров крупных российских фирм не задумывается обо всей опасности разлагающих процессов изнутри.
Чтобы правильно оценить подлинное отношение российских менеджеров к сущности и значению корпоративной культуры, можно привести данные социологического исследования, проведенного по данной проблематике. Оно показало, что набрать персонал, обучить его, рассадить по местам и исправно платить зарплату, чтобы люди столь же исправно работали — такой видится, на первый взгляд, задача руководителя российской фирмы. Шансов, что такой механизм будет работать, примерно половина. Любую компанию можно сравнить с подводной лодкой или космическим кораблем: люди работают на внешний мир, однако отношения между ними замкнуты вовнутрь. Это создает психологические проблемы, требующие от руководителя специфических лидерских и человеческих качеств.
Приведенный опрос российских менеджеров показал, что создание корпоративной культуры — это вложение в перспективу: если целями, поставленными на 5—10 лет, не проникнется каждый работник, вероятность их достижения очень мала. Некоторые менеджеры считают, что корпоративная культура — это что-то вроде морального климата в коллективе. Поэтому корпоративная культура воспитывается в основном с помощью дружеских вечеринок и пикников.
Создание корпоративной культуры важно не только для поддержания командного духа — от нее во многом зависит безопасность компаний. Как выразился один из управляющих, "люди, болеющие за фирму, не нанесут ей вреда". С уходом человека происходит утечка коммерческой информации, бывают случаи, когда люди пытаются важные сведения продать. Некоторые наши компании периодически проверяют своих сотрудников на лояльность. Это подталкивает людей к тому, чтобы они высказывали свое недовольство открыто и действовали законными методами. Естественно, к проверкам на лояльность подключена служба безопасности.
Смысл корпоративной культуры в том, чтобы ценности компании и человека совпадали. Это касается даже внешних проявлений, поэтому фирмы устанавливают правила поведения, которые должны соблюдаться всеми. В компании "Юниконс", например, запрещено приходить в джинсах и кроссовках, а курить можно только в специальных местах. Неписаные правила касаются стиля общения — в фирме со всеми принято здороваться. Если человек не принимает правил, компании приходится с ним расставаться.
Данные проведенного опроса показали, что создание системы ценностей организации постоянно заботит менее половины руководителей российских фирм, а более 20% из них этим не занимаются никогда. Исследователи проблемы так объясняют причину явления: "Это самая "тонкая материя" из всех, которые составляют искусство управления, и результат не всегда оправдывает ожидания". Недаром еще один из респондентов, который, как он считает, постоянно занимается созданием этой самой "атмосферы", тем не менее, не смог скрыть того факта, что делает это "безуспешно".
Результаты исследования корпоративной культуры ряда российских организаций показали, что эффективному бизнесу всегда сопутствует высокий уровень корпоративной культуры. Иными словами, последняя является одним из важнейших факторов успеха. Корпоративная культура определяет, какое поведение является ценным для организации и, какое таковым не является. Это не обязательно диктуется регламентами или должностными инструкциями. Сотрудники могут привнести в организацию ценности, которые не являются таковыми для ее руководства, и если этих сотрудников наберется достаточно, чтобы составить "доминантную группу", то руководство может потерять контроль над развитием корпоративной культуры.
Судя по результатам исследования, проблема лидерства (передача руководителями целей и культуры организации своим подчиненным, и соответственно уважение последних к руководителям за их знания, готовность выполнять их решения) решается в успешно функционирующих на рынке организациях достаточно просто. Наоборот, в фирмах, не отнесенных к успешным, авторитет руководителей — самое слабое место. Это еще раз подтверждает первостепенную роль личности руководителя, менеджера, причем не только в "авторитарной" организации. Не интересуясь личностью подчиненного, руководитель способен не заметить и не поощрить вовремя его профессионального роста, повышения качества работы, то есть того, что должно его интересовать в первую очередь. Что же касается целей организации, то если они и достигаются, подчиненные не получают за это вознаграждения и не связывают это ни со своими личными целями, ни с решениями руководства.
Заключение
Культура и этика, по определению, не могут быть сконструированы и внедрены. Они не могут быть даже заимствованы. Заимствованы могут быть лишь некоторые структуры и механизмы связей, отражаемые в организационных проектах. Пересадка же с одной почвы на другую образа организационного поведения, как правило, бывает безуспешной. Каждый коллектив уникален: половозрастной состав, профессионально-квалификационная структура кадров, отраслевая, географическая специфика и т. п. — все это накладывает свой отпечаток. Важное значение имеет история становления предприятия, формирования самого коллектива и сложившиеся традиции. На некоторых предприятиях основой для формирования особой культуры организационного поведения и воспитания в этом духе кадров провозглашается так называемое кредо фирмы.
Таким образом создается база для формирования организационной культуры. Однако еще никому не удавалось внедрить ту или иную организационную культуру административными методами. При сильной воле управляющего с помощью автократических методов самое большое, что удавалось, — это создать жесткий авторитарный режим организации. Другие же смогли всего-навсего ввести некие внешние символы организованности: единая форма сотрудников, значки, дежурные знаки внимания к клиентам, фирменный стандарт и т. п.
Провозглашенное кредо, по сути, является фирменной идеологией менеджмента. Сама же организационная культура не внедряется, а прививается и формируется посредством множества организационно-управленческих мер и приемов, которые в основном укладываются в следующие направления:
• постоянное совершенствование организации при сохранении относительно устойчивой структуры связей,
• управление интересами или, точнее, управление организационным поведением через интересы;
• применение на всех уровнях управления единого стиля руководства, способствующего развитию позитивных процессов самоорганизации;
• формирование идеологии мышления, способствующей более быстрой и легкой адаптации к нововведениям;
• целенаправленная работа с персоналом, включающая:
подбор и расстановку кадров с учетом требований организационной культуры данного предприятия;
профессиональную и психологическую адаптацию молодых и вновь принимаемых работников к действующей структуре связей и традициям организационной культуры;
непрерывную подготовку и повышение квалификации персонала применительно к задачам организации и требованиям организационной культуры;
воспитание персонала в духе определенных традиций организации и активного отношения к ее развитию.
Последнее направление имеет особенно важное значение. Именно постоянная и целенаправленная работа с персоналом предопределяет успех формирования организационной культуры. Даже самые современные структуры, великолепные организационные проекты, грамотно выполненные должностные инструкции и положения — все это останется на бумаге, если не станет образом мышления и базой профессиональной организационной деятельности работников предприятия. Требования к профессиональным знаниям, навыкам и качествам руководителей и специалистов, как и других работников, должны формироваться на основе принятой, на предприятии идеологии организационного поведения. Таким образом, формируется организационная культура.
Список используемой литературы
1. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при разных формах хозяйствования. — М., 1993.
2. Ансофф И. Стратегическое управление. — М., 1989.
3. Вейл П. Искусство менеджмента. — М., 1993.
4. Веснин В. Р. Менеджмент для всех. — М.: Юрист, 1994.
5. Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы. — М., 1996.
6. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник для студентов и аспирантов вузов по специальности «Менеджмент». — М.: МГУ, 1995.
7. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. — М., 1991.
8. Гастев А. К. Как надо работать: Практическое введение в науку организации труда. — М., 1972.
9. Гвишиани Д.М. Организация и управление. — М.: Наука, 1990.
10. Горчакова И.Н. Менеджмент. — М., 1995.
11. Доусон Р. Уверенно принимать решения: как научиться принимать решения в бизнесе и жизни. — М., 1996.
12. Драккер П. Управление, нацеленное на результаты. — М., 1992.
13. Дункан Дж.У. Основополагающие цели в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. — М., 1996.
14. Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. — М., 1984.
15. Жежко И. В. Социальные последствия НТР и проблемы управленческих нововведений//Вопросы философии, 1982, № 6.
16. История менеджмента: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1997.
17. Карась Л.Ю. Системный анализ и принятие решений в деятельности менеджера. — М., 1996.
18. Керженцев П.М. Принципы организации. — М., 1998.
19. Лапин Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений / Труды конференции. — М., 1990.