Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1. Вспомогательные производства: понятие, роль и организация учета     5

1.1. Классификация вспомогательных производств, основные принципы, задачи учета затрат............................................................................................................... 5

1.2. Организация учета затрат вспомогательных производств.................... 8

Глава 2. Структура и виды калькуляций вспомогательных производств. 18

Глава 3. Учет затрат и калькулирование себестоимости вспомогательного производства................................................................................................. 21

3.1. Технико-экономическая характеристика ООО «Блисс-мебель».......... 21

3.2. Организация бухгалтерского и налогового учета затрат и калькулирования себестоимости вспомогательных производств............................................. 24

Заключение.................................................................................................... 30

Список литературы....................................................................................... 33

Введение

Центральное место в производственном процессе предприятия занимает основное производство, в котором преобладают основные технологические процессы, содержащие совокупность действий, непосредственно связанных с изменением формы, размеров, вида, положения, состояния или других свойств предмета труда для получения готового изделия.

Наряду с основным производством в производственный процесс предприятия входит вспомогательное производство, включающее вспомогательные процессы, необходимые для обслуживания основного производства и обеспечения бесперебойного изготовления и выпуска продукции предприятия. Эффективность предприятия в значительной степени зависит от уровня организации вспомогательных производств.

Повышению эффективности производства на основе совершенствования труда вспомогательных процессов посвящены многие практические и теоретические работы [1,2]. Однако среди них преобладают исследования, анализирующие эффективность отдельных функций обслуживания. В условиях комплексной интенсификации необходимо не повышение эффективности вспомогательного производства как обособленной, самостоятельной части машиностроительного предприятия, а повышение эффективности производства на основе системного подхода при совершенствовании организации основных и вспомогательных процессов с ориентацией на конечную цель. Эта проблема охватывает несколько вопросов: развитие самих вспомогательных служб, комплексное развитие вспомогательных служб в связи с основными, повышение эффектности производства и ориентация на конечную цель – изделие.

Производственный процесс является основой деятельности каждого промышленного предприятия. Изготовление любого вида продукции происходит в результате воздействия живого труда на предметы труда с помощью средств труда. Следовательно, неотъемлемыми элементами производственного процесса являются средства труда, предметы труда и труд как целесообразная деятельность людей, а его результатом – воспроизводство материальных благ и производственных отношений [3].

Вспомогательные производства обслуживают основные производства, обеспечивая его водой, электроэнергией, паром и т.д. К вспомогательным производствам относятся энергетические хозяйства, ремонтно-механические и ремонто-строительные мастерские, жестяно-баночные производства, цеха производства тары, транспортные хозяйства, холодильники и др.

Данные факты и определили актуальность темы дипломной работы.

Объектом исследования настоящей работы является калькулирование затрат вспомогательных производств.

Целью настоящей работы является разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности учета и калькулирования себестоимости вспомогательных производств.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

– дать классификацию вспомогательных производств, рассмотреть основные принципы, задачи учета;

– исследовать организацию учета затрат вспомогательных производств;

– рассмотреть структуру и виды калькуляций вспомогательных производств;

– дать технико-экономическую характеристику ООО «Блисс-мебель»;

– раскрыть особенности бухгалтерского и налогового учета затрат и калькулирования себестоимости вспомогательных производств ООО «Блисс-мебель»;

Глава 1. Вспомогательные производства: понятие, роль и организация учета

1.1. Классификация вспомогательных производств, основные принципы, задачи учета затрат

Классификация производственных процессов производится по наиболее важным признакам, к числу которых относятся:

- назначение производственного процесса;

- характер технологических операций, выполняемых в ходе производственного процесса;

- степень автоматизации;

- характер объекта производства.

На предприятии производственный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных частичных процессов, которые в зависимости от назначения в изготовлении продукции подразделяются на основные, вспомогательные, обслуживающие и естественные. Состав и взаимосвязь основных, вспомогательных и обслуживающих процессов образуют структуру производственного процесса. Структура производственного процесса не является неизменной. К числу основных факторов, оказывающих влияние на структуру, следует отнести:

- конструктивно-технологические особенности (характер) выпускаемой продукции;

- объем выпуска продукции;

- вид и уровень специализации производства;

- уровень кооперации;

- уровень технического развития производства и т. д.

Рациональная организация производственного процесса на предприятии должна обеспечивать эффективность производственно-хозяйственной деятельности, экономию трудовых и материальных ресурсов, высокое качество продукции. Для этого в основу организации производственного процесса положен ряд принципов, а именно, специализация, пропорциональность, параллельность, прямоточность, непрерывность и ряд других. Следует учесть, что данные принципы относятся как к производственному процессу в целом, то есть к совокупности основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, так и к каждому из этих процессов в отдельности [3].

Выделение вспомогательного производства из производственного процесса является следствием вторичного разделения труда. К. Маркс указывал, что «разделение общественного производства на его крупные роды, каковы земледелие, промышленность и т. д., можно назвать общим разделением труда, а разделение внутри мастерской – единичным разделением труда» [4].

По отношению к производственному процессу единичное разделение труда проявляется в формах:

- технологической – по организационно-техническим особенностям;

- профессионально-квалификационной – по сложности работ и их профессиональной принадлежности;

- функциональной – по отношению к орудиям и предметам труда и месту в производственном процессе.

Таким образом, вспомогательное производство – есть проявление функциональной формы единичного разделения труда.

В отличие от основного производства во вспомогательном непосредственно конечный продукт данного предприятия не создается, однако, без успешного функционирования вспомогательных производств регламентированное протекание основного производственного процесса невозможно.

Задачи вспомогательного производства по отношению к основному могут быть сформулированы следующим образом:

- предотвращение возможных отклонений хода производственного процесса от заданного;

- создание условий для реализации преимуществ специализированной организации основного производства;

- функционирование на основе технологического, организационного, технико-экономического соответствия основного и вспомогательного производств;

- обеспечение выпуска максимума продукции заданного качества при фиксированном объеме ресурсов или выпуск заданного объема продукции при минимуме затраченных ресурсов;

- обеспечение гибкости основного производства при изменении номенклатуры выпускаемой продукции.

Вспомогательное производство определяется особенностями и спецификой основного производства, его размерами и производственными связями. В состав вспомогательного производства входят службы цехи и другие подразделения, выполняющие функции технического обслуживания основного производства или предприятия в целом.

Организация учета затрат вспомогательных производств основана на ряде принципов. Изучение состава затрат позволяет выделить десять основных принципов, четкое следование которым обеспечит достоверное формирование фактической себестоимости продукции и правильное исчисление налогооблагаемой прибыли и иных налогов.

1. Неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в течение года.

2. Формирование затрат предприятия на основании условий договоров, заключенных в письменном виде. При этом сделка должна быть оформлена договором, заключенным  в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

3. Полнота отражения в учете всех хозяйственных операций и документальное подтверждение произведенных расходов надлежаще оформленными первичными документами. Следует учитывать, что не могут быть учтены в составе расходов предприятия, расходы, подтвержденными фиктивными или недействительными документами.

4. Правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам.

5. Празграничение в учете текущих затрат на производство и капитальных вложений.

6. Возможность подтвердить производственную направленность затрат.

7. Производственные затраты предприятия должны относиться к деятельности самого предприятия.

8. Затраты, произведенные предприятием в иностранной валюте и подлежащие к включению в себестоимость продукции (работ, услуг), отражаются в валюте, действующей на территории РФ.

9. Перечень затрат, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг) и относимых на ее себестоимость, ограничивается положениями действующих нормативных актов.

10. Перечень статей затрат, их состав распределения по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.

Также под организацией учета производственных затрат  понимается, во-первых, система используемых предприятием бухгалтерских счетов и, во-вторых, применяемые предприятием подходы группировки своих издержек.

1.2. Организация учета затрат вспомогательных производств

Для определения себестоимости продукции (работ, услуг) вспомогательных производств, не выделенных на отдельный баланс, соответствующие затраты группируются на счете 23 «Вспомогательное производство». По назначению и экономическому содержанию этот счет соответствует счету 20 «Основное производство».

Особенностью учета затрат на производство продукции (работ, услуг) вспомогательного производства является избирательность включения тех или иных расходов в себестоимость строительных работ, которая зависит как от характера производства, так и от дальнейшего использования продукции. Продукция, работы и услуги указанного производства, применяемые строительной организацией при производстве строительных работ, включаются в себестоимость работ по их фактической себестоимости, а реализация продукции, работ и услуг сторонним организациям производится по договорным ценам.

Проблема заключается в том, что одна и та же продукция (услуга) одновременно может быть использована в основном производстве или направлена другим цехам вспомогательного производства, передана непроизводственной сфере или реализована на сторону. Во всех этих случаях требуется особый порядок калькулирования себестоимости вспомогательных производств.

Счет 23 "Вспомогательные производства" предназначен для обобщения информации о затратах производств, которые являются вспомогательными (подсобными) для основного производства организации. В частности, этот счет используется для учета затрат производств, обеспечивающих:

–        обслуживание различными видами энергии (электроэнергией, паром, газом, воздухом и др.);

–        транспортное обслуживание;

–        ремонт основных средств;

–        изготовление инструментов, штампов, запасных частей; строительных деталей, конструкций или обогащение строительных материалов (в основном в строительных организациях);

–        возведение (временных) нетитульных сооружений;

–        добычу камня, гравия, песка и других нерудных материалов;

–        лесозаготовки, лесопиление;

–        засолку, сушку и консервирование сельскохозяйственных продуктов.

По дебету счета 23 "Вспомогательные производства" отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств, и потери от брака. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 23 "Вспомогательные производства" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств, списываются на счет 23 "Вспомогательные производства" со счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы". При целесообразности расходы по обслуживанию производства могут учитываться непосредственно на счете 23 "Вспомогательные производства" (без предварительного накапливания на счете 25 "Общепроизводственные расходы"). Потери от брака списываются на счет 23 "Вспомогательные производства" с кредита счета 28 "Брак в производстве".

По кредиту счета 23 "Вспомогательные производства" отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Эти суммы списываются со счета 23 "Вспомогательные производства" в дебет счетов:

20 "Основное производство" - при отпуске продукции (работ, услуг) основному производству;

29 "Обслуживающие производства и хозяйства" - при отпуске продукции (работ, услуг) обслуживающим производствам или хозяйствам;

90 "Продажи" - при выполнении работ и услуг для сторонних организаций;

40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" - при использовании этого счета для учета затрат на производство и др.

Остаток по счету 23 "Вспомогательные производства" на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.

Аналитический учет по счету 23 "Вспомогательные производства" ведется по видам производств.

На счете 23 учитываются расходы, связанные с деятельностью вспомогательных и подсобных производств, обслуживающих основное производство (например, транспортного отдела, цеха по изготовлению инструментов и запасных частей и т.п.).

Счет 23 применяется, если организация ведет учет таких расходов обособленно.

Производственные расходы по способу отнесения их на себестоимость продукции делятся на прямые и косвенные.

Прямые расходы непосредственно связаны с деятельностью вспомогательного производства (заработная плата рабочих вспомогательного производства; стоимость материалов, израсходованных вспомогательным производством; расходы по содержанию и амортизационные отчисления по оборудованию вспомогательного производства и т.п.).

Прямые расходы отражаются непосредственно по дебету счета 23 и кредиту счетов, предназначенных для учета начисленной амортизации, материалов, расчетов с персоналом по оплате труда и т.д.

Косвенные расходы связаны с управлением и обслуживанием вспомогательного производства (заработная плата административного персонала, расходы на содержание основных средств общехозяйственного назначения и т.п.).

Косвенные расходы учитываются по дебету счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы". Долю этих расходов, относящуюся к деятельности вспомогательного производства, ежемесячно списываются со счетов 25 и 26 в дебет счета 23 "Вспомогательные производства".

Амортизацию по объектам основных средств, которые используются во вспомогательном производстве, необходимо начислить проводкой:

Дебет 23 Кредит 02 - начислена амортизация по основным средствам вспомогательного производства.

Материалы и запасные части, израсходованные вспомогательным производством, списвается проводкой:

Дебет 23 Кредит 10 - списаны материалы, израсходованные вспомогательным производством.

Если учет материалов ведется по учетным ценам, то сумму отклонений их фактической себестоимости от учетных цен необходимо отразить на счете 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".

Отклонения в стоимости материалов, израсходованных вспомогательным производством, списываются проводкой:

Дебет 23 Кредит 16 - списана сумма отклонений в стоимости материалов, использованных вспомогательным производством.

Некоторые работы, связанные с деятельностью вспомогательного производства, могут выполнять сторонние организации. Стоимость таких работ (услуг) отражаются проводкой:

Дебет 23 Кредит 60 (76) - учтена в затратах вспомогательного производства стоимость работ (услуг), выполненных сторонними организациями.

Суммы НДС, указанные в счетах-фактурах сторонних организаций, отражаются так:

Дебет 19 Кредит 60 (76) - учтен НДС по работам (услугам) сторонних организаций.

После оплаты работ (услуг) сумма НДС подлежит возмещению из бюджета. В учете делаются записи:

Дебет 60 (76) Кредит 51 - оплачены работы (услуги) сторонних организаций;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - произведен налоговый вычет.

Заработная плата работникам вспомогательного производства начисляется проводкой:

Дебет 23 Кредит 70 - начислена заработная плата работникам вспомогательного производства.

Сразу после начисления заработной платы начисляется единый социальный налог.

Для этого необходимо сделать проводки:

Дебет 23 Кредит 69-1-1 - начислен единый социальный налог с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в фонд социального страхования;

Дебет 23 Кредит 68 субсчет "Расчеты по ЕСН" - начислен единый социальный налог с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в федеральный бюджет;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по ЕСН" Кредит 69-2-1 - начисленные взносы по страховой части трудовой пенсии зачтены в счет уплаты ЕСН в федеральный бюджет;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по ЕСН" Кредит 69-2-2 - начисленные взносы по накопительной части трудовой пенсии зачтены в счет уплаты ЕСН в федеральный бюджет;

Дебет 23 Кредит 69-3-1 - начислен единый социальный налог с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Дебет 23 Кредит 69-3-2 - начислен единый социальный налог с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Помимо единого социального налога на заработную плату работников вспомогательного производства нужно начислить взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

Дебет 23 Кредит 69-1-2 - начислены взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Косвенные (общепроизводственные и общехозяйственные) расходы отражаются по дебету счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы".

При отражении этих расходов в учете делается проводка:

Дебет 25 (26) Кредит 10 (60, 70, 69, ...)

- отражена сумма общепроизводственных (общехозяйственных) расходов.

Доля косвенных расходов, относящаяся к деятельности вспомогательного производства, ежемесячно списывается на счет 23:

Дебет 23 Кредит 25 (26) - доля общепроизводственных (общехозяйственных) расходов включена в затраты по содержанию вспомогательного производства.

Общехозяйственные расходы в полном объеме ежемесячно списывается непосредственно в дебет субсчета 90-2 "Себестоимость продаж".

Способ списания общехозяйственных расходов должен быть закреплен в учетной политике организации.

Расходы вспомогательного производства, связанные с обеспечением деятельности основного производства, списываются проводкой:

Дебет 20 Кредит 23 - списаны расходы вспомогательного производства по выполнению работ (оказанию услуг) для основного производства.

Расходы вспомогательного производства, связанные с обеспечением деятельности обслуживающего производства (хозяйства), списываются так:

Дебет 29 Кредит 23 - списаны расходы вспомогательного производства по выполнению работ (оказанию услуг) для обслуживающего производства (хозяйства).

Зачастую определить, какие именно расходы вспомогательного производства относятся к деятельности основного или обслуживающего производства, невозможно (например, расходы по содержанию электрической подстанции или ТЭЦ, обеспечивающей всю организацию электроэнергией или теплом). Поэтому распределить такие расходы вы должны пропорционально какому-либо показателю.

Таким показателем может быть заработная плата рабочих различных производств, сумма прямых затрат, связанных с содержанием того или иного производства.

Порядок распределения расходов вспомогательного производства должен быть закреплен в учетной политике организации.

Расходы вспомогательного производства по выполнению работ (оказанию услуг) для сторонних организаций списываются в дебет субсчета 90-2 "Себестоимость продаж". Списать расходы необходимо после отражения в учете выручки от продажи результатов работ или услуг.

После перехода к заказчику права собственности на результаты выполненных работ (услуг) делается проводка:

Дебет 62 Кредит 90-1 - отражена выручка от продажи результатов работ (услуг).

После этого списываются все затраты вспомогательного производства, связанные с выполнением этих работ (оказанием услуг):

Дебет 90-2 Кредит 23 - списаны расходы вспомогательного производства по выполненным работам (услугам)

и начисляется налог на добавленную стоимость (если работы или услуги облагаются этим налогом):

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" - начислен налог на добавленную стоимость.

В конце месяца определяется финансовый результат от продажи результатов работ (услуг) вспомогательным производством:

Дебет 90-9 Кредит 99 - отражена прибыль от продажи результатов работ (услуг)

или:

Дебет 99 Кредит 90-9 - отражен убыток от продажи результатов работ (услуг).

Сегодня проблемой постановки налогового учета озабочены многие специалисты. Качественно решить эту задачу на промышленном предприятии невозможно без знания технологических особенностей процесса выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также без учета организационной структуры организации. Причем это касается любого промышленного предприятия.

К вспомогательному производству относятся цеха (подразделения), являющиеся вспомогательными по отношению к основному производству. Организации при ведении налогового учета в этих подразделениях должны принимать во внимание следующие документы:

- утвержденные технологические инструкции по работам и услугам, осуществляемым подразделениями вспомогательного производства;

- производственные отчеты подразделений;

- ведомость распределения продукции (работ, услуг) по другим структурным подразделениям предприятия.

Ведение учета расходов может быть различным. Это зависит от наличия (или отсутствия) реализации продукции (работ, услуг), а также от иных хозяйственных ситуаций.

1. Во вспомогательном производстве собственной выручки нет.

Алгоритм построения налогового учета следующий:

- распределение расходов подразделения на прямые и косвенные. В данном случае распределение расходов вызвано необходимостью определения величины НЗП;

- определение величины НЗП в данной структуре;

- признание всех расходов подразделения (в пределах установленных нормативов и выполнения условий их признания в соответствии с нормами главы 25 НК РФ), за исключением установленной суммы НЗП, косвенными и принятие их для целей налогообложения в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Расходы будут признаны в других подразделениях в качестве косвенных. Поэтому целесообразно не распределять их по направлениям, а признать сразу косвенными на уровне цеха, выполняющего работы (услуги).

2. Цех вспомогательного производства помимо обеспечения основного производства продукцией (работами, услугами) выпускает и реализует продукцию (работы, услуги) собственного изготовления.

Алгоритм построения учета в цехе вспомогательного производства при наличии доходов от реализации товаров (работ, услуг):

- распределение расходов подразделения на прямые и косвенные;

- определение величины НЗП;

- распределение всех прямых расходов подразделения (в пределах установленных нормативов и выполнения условий их признания в соответствии с нормами главы 25 НК РФ), за исключением установленной суммы НЗП, по направлениям в порядке, указанном на рис. 1.

 

Рис. 1. Распределение прямых расходов вспомогательного производства

3. Цех производит продукцию, которая в следующем цехе вспомогательного производства используется для создания амортизируемого имущества.

На практике промышленные предприятия в рамках вспомогательных производств нередко создают амортизируемое имущество. В том числе осуществляют строительство хозспособом.

Формирование стоимости амортизируемого имущества имеет свои особенности. Их необходимо учитывать при ведении налогового учета в производственных подразделениях.

Затраты, связанные с созданием амортизируемого имущества, не могут быть учтены как расходы для целей исчисления налога на прибыль (п.5 ст.270 НК РФ). Данная норма является приоритетной. Она устанавливает общий порядок в отношении расходов, связанных с амортизируемым имуществом.

Рассмотрим требования главы 25 НК РФ, касающиеся стоимости амортизируемого имущества. Так, первоначальная стоимость основных средств определяется как сумма расходов на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования (ст.257 НК РФ). Иными словами, для определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества необходимо учитывать все (за исключением внереализационных) расходы по его созданию. Дело в том, что эти расходы не принимаются в расчет налоговой базы в период возникновения.

Если налогоплательщик использует объекты основных средств собственного производства, их первоначальная стоимость определяется как стоимость готовой продукции, исчисленная в соответствии с п.2 ст.319 НК РФ (абз.8 п.1 ст.257 НК РФ). Данная норма указывает налогоплательщику только на способ оценки имущества.

Учитывая действие других норм главы 25 НК РФ, можно сделать вывод: положение абз.8 п.1 ст.257 НК РФ применимо в учете только при производстве амортизируемого имущества, создание которого является одним из видов деятельности предприятия*(1).

Таким образом, все расходы, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода и относящиеся к созданию амортизируемого имущества (в том числе услуги подрядных организаций), формируют стоимость указанных объектов налогового учета и не подлежат учету для целей налогообложения в момент их возникновения.

При создании амортизируемого имущества величина незавершенного производства в соответствии с правилами ст.319 НК РФ не рассчитывается.

В настоящее время отсутствуют методические рекомендации по налоговому учету, основанные на специфике отраслей промышленности. Поэтому у налогоплательщика остается единственная возможность решать проблемные вопросы налогообложения декларированием методов учета в учетной политике предприятия для целей налогообложения.

Учетная политика является реальным инструментом управления предприятием в части налогового планирования его деятельности и снижения налоговых обязательств. Значение роли учетной политики уже доказано: при налоговых проверках на нее ссылаются налогоплательщики, ее положения принимают судебные инстанции в качестве доказательств при разрешении налоговых споров.

От того, насколько рационально будет организован налоговый учет и верно выбраны способы и методы учета, зависит финансовое положение организации.

Глава 2. Структура и виды калькуляций вспомогательных производств

При учете затрат вспомогательных производств стоит двуединая задача: исчисление совокупности затрат, в том числе, в поэлементном разрезе за отчетный период, исчисление себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг), т.е. калькуляция.

Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) условно мож­но подразделить на три этапа. На первом этапе исчисляется себестоимость всей выпущенной продукции в целом, на втором — фактическая себестои­мость по каждому виду продукции, на третьем — себестоимость единицы продукции, выполненной работы или оказанной услуги.

В действительности процесс калькулирования является более сложным и чередуется с процессом учета затрат. После распределения первичных затрат калькулируется себестоимость продукции вспомогательных произ­водств. На этом этапе калькулирование усложняется, так как необходимо учесть предоставление взаимных услуг.

Учет затрат и калькулирование себестоимости могут чере­доваться и в основном производстве. Калькулирование себестоимости продукции является объективно необ­ходимым процессом при управлении производством.

На калькулирование себестоимости продукции оказывает влияние при­меняемая методика учета затрат на производство, в частности экономически обоснованный выбор объекта учета производственных затрат, определяющий их аналитическое построение. Очень важно, чтобы объект учета затрат соответ­ствовал объекту калькулирования.

Во многих случаях объекты учета зат­рат и объекты калькулирования не совпадают. Объектами учета затрат являются места их возникновения, виды или группы однородных продук­тов. Местом возникновения затрат в управленческом учете называют струк­турные единицы и подразделения предприятия, в которых происходит пер­воначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, бригады, цехи и т.п.).

Под объектом калькулирования (носителем затрат) понимают виды про­дукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для реализации на рынке.

Выбор калькуляционной единицы зависит от особенностей производства и выпускаемой продукции (оказываемых услуг, выполняемых работ). Могут использоваться натуральные единицы (штуки, тонны, метры и т.д.); условно-натуральные единицы (например, в обувной промышленности — 100 пар обуви определенного типа, в литейном производстве — тонна литья определенного вида, в консервной промышленности — условные банки); единицы времени (часы, машино-часы, человеко-дни); единицы работы — одна тонна переве­зенного груза. Из этого множества калькуляционных единиц для калькулиро­вания используется один измеритель, который рассматривается как основной. Условно-натуральные единицы могут применяться при калькулировании про­межуточных продуктов.

Различают плановую, сметную, нормативную и отчетную (или фактическую) калькуляции.

Плановые калькуляции определяют среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (год, квартал). Составляют их исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода. Разновидностью плановой являются сметные калькуляции, которые составляют на разовое изделие или работу для определения цены, расчетов с заказчиками и других целей.

Нормативные калькуляции составляют на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям организации на данном этапе его работы. В условиях инфляции и роста цен на сырье, материалы, топливо текущие нормы затрат в начале года, как правило, ниже средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года, наоборот, выше. Именно поэтому и нормативная себестоимость продукции в начале года, как правило, ниже плановой, а в конце года - выше.

Отчетные, или фактические, калькуляции составляются по данным бухгалтерского учёта о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ. В фактическую себестоимость продукции включают и непланируемые непроизводительные расходы.

Таким образом, в мировой бухгалтерской практике вопросам внутрихозяйственного учета, в том числе методикам планирования и учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, придается большое значение. Метод калькулирования предполагает систему производственного учета, при которой определяются фактическая себестоимость продукции, а также издержки на единицу продукции. Выбор метода калькулирования себестоимости продукции связан с технологией производства, его организацией, особенностями выпускаемой продукции

Глава 3. Учет затрат и калькулирование себестоимости вспомогательного производства

3.1. Технико-экономическая характеристика ООО «Блисс-мебель»

Общество с ограниченной ответственностью «Блисс-мебель» является юридическим лицом и действует на основании устава законодательства Российской Федерации.

Юридический адрес: г. Тюмень, ул. Климовская, 23.

ООО «Блисс-мебель» образована в 1998 году. Предприятие было открыто с уставным капиталом  8 400 рублей.

Сферой деятельности предприятия является производство мягкой мебели, с последующей реализацией товара собственным автотранспортом и ж/д контейнерами, а также отгрузка со склада готовой продукции в автотранспорт покупателей.

Основной целью общества является получение прибыли. Общество с целью получения прибыли осуществляет следующие виды деятельности:

– производство и продажа мягкой мебели;

– заготовка древесины;

– оказание услуг по организации производства и сбыта, покупки и продажи, включая экспортно-импортные операции по заявкам российских и иностранных партнеров различной продукции;

– торговая, торгово-закупочная и посредническая деятельность;

– сбор и переработка вторичного сырья, организация и проведение выставок, выставок-продаж, ярмарок.

На сегодняшний день в автопарке ООО «Блисс-мебель» имеется два мебельных фургона большого и среднего объема для доставки товара в другие регионы по предварительной заявке.

Приоритетной задачей является реализация товара оптом в другие регионы Урала и Сибири.

В планах на будущее - производство корпусной мебели. Предприятие постоянно развивается, расширяя ассортимент выпускаемой продукции. Мебель выпускается по предварительным заявкам. На их основании составляется производственный план на неделю, закуп материалов на производство мебели.

Процесс производства изделий мебели зависит от конструкции отдельных его элементов, вида исходного сырья и наличия оборудования. Поэтому, как бы ни была сложна конструкция изделия, технология его изготовления состоит из совокупности технологических процессов производства отдельных деталей, сборки их в сборочную единицу (если необходимо), обработки сборочных единиц и общей сборки изделия.

В ООО «Блисс-мебель», производящего обработку древесины, цехи лесопиления и производства изделий деревообработки относятся к основному производству.

К вспомогательным цехам (участкам) исследуемого предприятия относятся: сушильное хозяйство, паросиловое хозяйство, энергетическое хозяйство, ремонтно-механические и ремонтно-строительные мастерские (цехи), транспортное хозяйство, инструментально-шаблонные цехи (участки) и другие, обслуживающие основное производство, обеспечивая ему бесперебойную работу.

Калькуляционной единицей мебельного производства являются предметы мебели по артикулам. Отдельной калькуляционной статьей выделяются затраты на сушку древесных материалов.

Рассмотрим основные экономические показатели деятельности исследуемого предприятия (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Экономические показатели деятельности предприятия

Показатели

2003 год

2004 год

Темп роста, %

Выручка, тыс. руб.

112706

473754

420,3

Себестоимость продукции, тыс. руб.

68894

312774

454,0

Прибыль от продаж, тыс. руб.

20394

7768

38,1

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

7458

6500

87,2

Среднесписочная численность, чел.

56

83

148,2

Фондоемкость, тыс. руб.

0,0662

0,0137

20,7

Фондовооруженность, тыс. руб.

133,2

78,3

58,8

Производительность труда

2013

5708

283,6

Затраты на 1 рубль произведенной продукции, коп.

61,13

66,02

108,0

Рентабельность продукции, %

18,1

1,6

9,1

Таким образом, выручка предприятия за отчетный год увеличилась почти в три раза. Соответственно и затраты на производство продукции повысились на ту же величину. В результате, ООО «Блисс-мебель» получило прибыли меньше в отчетном году на 61,9% за счет повышения коммерческих и управленческих расходов, прочих операционных расходов. Среднегодовая стоимость основных фондов также снизилась на 12,8%. Фондоемкость основных средств ООО «Блисс-мебель» снизилась, что свидетельствует об эффективном использовании основных средств. Степень технической оснащенности работников предприятия снизилась, о чем свидетельствует снижение показателя фондовооруженности труда на 41,2%. Численность работников увеличилась на 27 человек. Производительность труда увеличились почти в два раза. Затраты на 1 рубль произведенной продукции возросли на 8%. Рентабельность продукции предприятия уменьшилась за 2004 год 16,5%.

Виды   выпускаемой   продукции   ООО «Блисс-мебель»   представлены  ниже (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Виды выпускаемой продукции ООО «Блисс-мебель»

№ п/п

Наименование вида продукции

Ед измерения

Данные за 2004 год

Структура изделий, %

1

Диван

Шт.

145

17,7

2

Кресло

Шт.

98

12,0

3

Стул

Шт.

500

61,1

4

Кровать

Шт.

76

9,3

Итого

Шт.

819

100,0

Заказчиками выступают, как юридические лица (ООО «Евростандарт», ООО «Анабелла-плюс», ЗАО «Мебель-сервис» и другие), так и физические лица (ПБОЮЛ Сидоров А.Н., ИП Караев А.Р.).

При разработке и ведении учета затрат на производство на предприятии ООО «Блисс-мебель» существует следующее распределение обязанностей.

Начальник производства. Осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью всех поразделений. Обеспечивает выполнение производственных заданий, ритмичный выпуск продукции высокого качества, эффективное использование основных и оборотных средств. Координирует работу мастеров и цеховых служб.

Заведующий склада комплектующих и материалов. Обеспечивает бесперебойное ритмичное снабжение необходимым объемом и видами товарно-материальных ценностей. Обеспечивает нормальную работу складов и производственных цехов, их оснащение измерительно-весовыми приборами.

Участки-изготовители. Обеспечиваются технической документацией, всеми видами сырья, товарно-материальных ценностей, инструментов, оборудования по нормам, штатами, заработной платой по норме. Передают документацию по производственным затратам и начисленной заработной плате в бухгалтерию организации, составляют материальный отчет.

Начальник отдела сбыта. Осуществляет поставку произведенной продукции покупателям, ведет поиск новых заказчиков и покупателей.

Главный бухгалтер. Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия, формирует с соответствии с законодательством учетную политику. Обеспечивает формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, законность и правильность оформления документов, организует проведение проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а  также документальных ревизий в структурных подразделениях предприятия и т.д. На основании первичных документов осуществляет учет затрат на производство. Составляет отчетные калькуляции по изделиям.

3.2. Организация бухгалтерского и налогового учета затрат и калькулирования себестоимости вспомогательных производств

Один из цехов вспомогательного производства ООО «Блисс-мебель» вырабатывает пар.

Этот пар используют для нужд здания заводоуправления, объектов жилищно-коммунального хозяйства и ремонтно-строительных мастерских. Кроме того, «Блисс-мебель» реализует пар другим организациям.

В I квартале 2005 года у цеха по выработке пара были следующие расходы:

- плата за забор воды - 70 800 руб. (в том числе НДС - 10 800 руб.);

- стоимость израсходованного газа для отопления - 177 000 руб. (в том числе НДС - 27 000 руб.);

- стоимость расходных материалов для общехозяйственных нужд цеха - 7080 руб. (в том числе НДС - 1080 руб.);

- зарплата работникам цеха - 60 000 руб.;

- единый социальный налог на зарплату работников - 21 360 руб.;

- амортизация оборудования - 48 000 руб.

В I квартале 2005 года расходы цеха по выработке пара составили:

70 800 руб. - 10 800 руб. + 177 000 руб. - 27 000 руб. + 7080 руб. - 1080 руб. + + 60 000 руб. + 21 360 руб. + 48 000 руб. = 345 360 руб.

Затраты цеха вспомогательного производства распределяются между подразделениями пропорционально объему потребляемого пара следующим образом:

- цех основного производства - 55 процентов;

- ремонтно-строительные мастерские - 10 процентов;

- заводоуправление - 10 процентов;

- объекты жилищно-коммунального хозяйства - 15 процентов;

- другие организации - 10 процентов.

Следовательно, расходы цеха вспомогательного производства списываются на:

- цех основного производства - 189 948 руб. (345 360 руб. x 0,55);

- ремонтно-строительные мастерские - 34 536 руб. (345 360 руб. x 0,1);

- заводоуправление - 34 536 руб. (345 360 руб. x 0,1);

- объекты жилищно-коммунального хозяйства - 51 804 руб. (345 360 руб. x 0,15);

- другие организации - 34 536 руб. (345 360 руб. x 0,1).

Согласно своей учетной политике «Блисс-мебель» списывает общехозяйственные расходы на реализованную продукцию отчетного периода. Такие расходы предприятия в I квартале 2005 года составили 751 000 руб. Из них 145 250 руб. приходится на пар, который был реализован другим фирмам.

В бухгалтерском учете «Блисс-мебель» за I квартал 2005 года сделаны следующие проводки:

Дебет 10 Кредит 60

- 6000 руб. - оприходованы материалы для хозяйственных нужд котельной;

Дебет 19 Кредит 60

- 1080 руб. - отражена сумма НДС по приобретенным материалам;

Дебет 23 субсчет "Производство пара" Кредит 60

- 150 000 руб. - отражены расходы на приобретение газа;

Дебет 19 Кредит 60

- 27 000 руб. - отражена сумма НДС по приобретенному газу;

Дебет 23 субсчет "Производство пара" Кредит 60

- 60 000 руб. - отражены расходы на забор воды;

Дебет 19 Кредит 60

- 10 800 руб. - отражена сумма НДС по расходам на забор воды;

Дебет 23 субсчет "Производство пара" Кредит 10

- 6000 руб. - материалы списаны на хозяйственные нужды цеха;

Дебет 23 субсчет "Производство пара" Кредит 70

- 60 000 руб. - начислена заработная плата работникам цеха;

Дебет 23 субсчет "Производство пара" Кредит 69

- 21 360 руб. - начислен ЕСН на заработную плату;

Дебет 23 субсчет "Производство пара" Кредит 02

- 48 000 руб. - начислена амортизация по объектам основных средств;

Дебет 20 Кредит 23 субсчет "Производство пара"

- 189 948 руб. - списана доля расходов цеха, приходящихся на основное производство;

Дебет 23 субсчет "Ремонтно-строительные мастерские"

Кредит 23 субсчет "Производство пара"

- 34 536 руб. - списана доля расходов цеха, приходящихся на цех по производству запчастей;

Дебет 26 Кредит 23 субсчет "Производство пара"

- 34 536 руб. - списана доля расходов цеха, приходящихся на заводоуправление;

Дебет 29 субсчет "ЖКХ" Кредит 23 субсчет "Производство пара"

- 51 804 руб. - списана доля расходов цеха, приходящихся на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж"

Кредит 23 субсчет "Производство пара"

- 34 536 руб. - списана доля расходов цеха, приходящихся на реализуемый на сторону пар;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продажи пара" Кредит 26

- 145 250 руб. - списана доля общехозяйственных расходов, приходящихся на реализацию пара на сторону;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж основного производства"

Кредит 26

- 605 750 руб. (751 000 - 145 250) - списана доля общехозяйственных расходов, приходящихся на реализованную продукцию основного производства.

Далее рассмотрим порядок налогового учета расходов вспомогательного производства ООО «Блисс-мебель». Все расходы вспомогательного производства исследуемого предприятия делятся на прямые и косвенные.

Бухгалтером «Блисс-мебель» формируется налоговая стоимость услуг цеха по производству пара. Для этого им были распределены расходы цеха на прямые и косвенные с помощью таблицы 3.3.

Таблица 3.3

Регистр-расчет налоговой стоимости услуг цеха вспомогательного производства за отчетный период

Перечень расходов

Группировка расхо-дов для целей налого-вого учета

Сумма расходов без НДС, руб.

Сумма прямых расходов, руб.

Сумма косвен-ных расхо-дов, руб.

Матери-альные

Оп-лата труда

Аморти-зация

Итого пря-мых расхо-дов

Закупка сырья (газа)

Прямые/материальные

150 000

150 000

150000

Плата за забор воды

Прямые/материальные

60 000

60 000

60000

Приоб-ретение материа-лов на хоз. нужды

Косвен-ные

6 000

6 000

Заработ-ная плата

Прямые/расходы на оплату труда

60 000

60000

60 000

ЕСН на зарплату

Прямые/расходы на оплату труда

15 600

15600

15600

Аморти-зация оборудо-вания

Прямые/аморти-зация

48 000

48000

48000

Итого расходов

339 600

210 000

75600

48 000

333 600

6 000

Доля прямых расходов

61,84

36,00

63,49

Распределяя налоговую стоимость услуг вспомогательного производства между подразделениями предприятия, бухгалтером была составлена следующая таблица (табл. 3.4).

Таблица 3.4

Регистр-расчет распределения налоговой стоимости услуг вспомогательного производства между подразделениями за отчетный период

Перечень подразделений, получающих услуги

Доля распределенных услуг

Сумма расходов без НДС, руб.

Сумма прямых расходов, руб.

Сумма косвен-ных общехо-зяйственных расхо-дов, руб.

Матери-альные

Оп-лата труда

Аморти-зация

Итого пря-мых расхо-дов

Цех основ-ного производства

0,55

186648

Ремонт-но-строи-тельные мастер-ские

0,10

33936

Заводоуправление

0,10

33936

ЖКХ

0,15

50904

Реализо-вано на сторону

0,10

179186

21040

8144

4751

33936

145250

Итого расходов

484610

21040

8144

4751

33936

145250

Таким образом, на исследуемом предприятии ведется как бухгалтерский учет, так и налоговый. В следующей главе данной работы разработаны рекомендации по повышению эффективности учета затрат на предприятии.

Заключение

Вспомогательные производства играют важную роль в подготовке производства, совершенствовании техники, технологии, организации производства. Уровень вспомогательных производств оказывает значительное влияние на технико-экономические показатели предприятий. Переход вспомогательных производств на техническую основу, соответствующую требованиям современности, их организационная перестройка – важные резервы повышения эффективности производства. Кроме того, улучшение организации и структуры вспомогательных производств и их взаимодействие с основным производственным процессом является важным направлением перестройки хозяйственного механизма в целом.

Вспомогательные подразделения:

- обеспечивают предприятие электроэнергией, паром, газом;

- занимаются транспортным обслуживанием;

- ремонтируют основные средства;

- изготавливают инструменты, запчасти, строительные детали и конструкции;

- возводят временные сооружения;

- добывают камень, гравий, песок и другие нерудные материалы;

- заготавливают и обрабатывают лесоматериалы.

Затраты на подобные работы собираются на счете 23 "Вспомогательные производства". Прямые расходы - те, что можно отнести к производству конкретной продукции либо определенному виду услуг, - показывают по дебету счета 23 сразу. Косвенные же расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств, списываются в дебет счета 23 со счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы".

Объектом исследования данной работы являлось производственное предприятие ООО «Блисс-мебель».

По итогам проведенного исследования руководству предприятия можно предложить следующие мероприятия по повышению эффективности учетной процесса затрат на производство продукции.

С целью облегчения учета отклонений от норм и калькулирования себестоимости продукции изменения в нормы целесообразно приурочивать к началу месяца. Нормативная калькуляция при этом будет оставаться неизменной на протяжении всего месяца.

Необходимо разработать новую классификацию статей затрат, которая позволит установить достоверную информацию о связях между затратами и определяющими их производственными процессами.

С целью совершенствования налогового учета, правильного распределения фактических затрат между отдельными объектами учета необходимо выделить такие статьи затрат, как «Расходы на погашение налоговых обязательств», «Расходы на погашение обязательств перед внебюджетными фондами».

С целью повышения ответственности и контроля за издержками необходимо общебригадные (цеховые) расходы учитывать по центрам ответственности и по местам возникновения, то есть по каждому подразделению. В таком же порядке они должны планироваться, что вызвано требованием перехода на управленческий учет.

Для создания и учета резерва на финансирование процесса производства продукции представляется целесообразным предусмотреть в составе статей затрат специальную статью "Резервы". В составе этой статьи могут также учитываться отдельными перечнями другие резервы, создаваемые организацией согласно ее учетной политике, например резервы на ремонт основных средств и добровольное страхование имущества.

На основе существующих методов учета затрат применять новую модель управленческого учета, стержнем которой является попроцессно-нормативный метод учета в сочетании с системой директ-костинг, позволяет решить все указанные проблемы.

При внедрении данной модели трудоемкость учета затрат возрастает не сильно, а оперативность информации как первичного, так и бухгалтерского учета повышается и, следовательно, лучше выполняются их контрольные функции управления производством.

В связи с этим необходимо использовать ряд документов и регистров по учету и контролю затрат на производство продукции. Они включают: производственный отчет структурного подразделения; сводный производственный отчет по структурным подразделениям; ведомость аналитического учета и контроля отклонений затрат от установленных норм (лимитов). Эти документы и регистры приспособлены для ведения учета по процессам в сочетании с нормативным методом и системой директ-костинг.

Список литературы

1.     Гражданский кодекс РФ. – М., 2004.

2.     Налоговый кодекс РФ. – М., 2004.

3.     Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н) (с изменениями от  24 марта 2000 г.).

4.     Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.).

5.     Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (утв. 9 декабря 1998 г. N 60н с изм. и доп.).

6.     Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово - экономической деятельности предприятия. - М.: Дело и Сервис, 2002. - 256 с.

7.     Апчёрч А. Управленческий учет: принципы и практика: Пер.с англ.-М.: Финансы и статистика, 2002.-952с.

8.     Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Материальные расходы. Налоговый и бухгалтерский учет. – М.: Налоги и финансовое право, 2003. –650 с.

9.     Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 800 с.

10. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Омега-Л, 2002. – 528 с.

11. Власов Б. В., Семенов В. М. Повышение эффективности вспомогательных производств. – М., 1983 – С. 181.

12. Друри К. Управленческий производственный учет. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 580 с.

13. Карпова Т.П. Управленческий учет. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 460 с.

14. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 560 с.

15. Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета. - Система ГАРАНТ, 2003. – 450 с.

16. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: ИПБ-БИНФА, 2002. – 640 с.

17. Котляров С.А. Управление затратами. – СПб.: ПИТЕР, 2002. – 467 с.

18. Лебедев В.Г. Управление затратами на предприятии. – М., 2002.

19. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23 – С.363.

20. Организация и планирование машиностроительных предприятий / Мищенко В.И., Ильина Г.И., Курганская Н.И. и др.: Учеб. пособие. / РИСХМ. - Ростов-н/Д, 1991. -121с.

21. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: - Минск: Новое знание, 2003. - 688 с.

22. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 479 с.

23. Тишков И. Е. Учет и калькулирование продукции вспомогательных производств. – М.:Финансы, 1980 – 112с.

24. Уваров А. В., Уваров С. А., Циталовский Э. А. Вспомогательное производство: интенсификация и эффективность. –Л.:Изд-во ЛФЭИ, 1991 – 138с.

25. Управленческий учет / Под ред. А.Д. Шеремета. – М.: ФБК ПРЕСС, 2002. – 460 с.

26. Чунихин В. К. Повышение эффективности производства на основе совершенствования организации вспомогательных работ. - М.: ВНИИТЭМР, 1987. - 60с.

27. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 207с.

28. Аверчев И. Управленческий учет // Московский бухгалтер. – 2004. – №2. – С. 32-34.

29. Андреев Д. Анализ производственных затрат в мукомольной промышленности // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2002. – №12. – С. 12-15.

30. Вахрушина М. Нормативный учет затрат как способ управления предприятием // Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". – 2001. – №17. – С. 29-31.

31. Вахрушина М. Управленческий анализ поведения затрат, Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь" – 2001. – №21. – С. 27-29.