Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

Глава 1. Социально-экономическая сущность финансовых результатов. 5

1.1     Формирование показателей финансовых результатов в соответствии с ПБУ 18  5

1.2 Показатели рентабельности. 9

1.3     Влияние инфляции на финансовые результаты.. 13

Глава 2. Обзор методик анализа финансовых результатов, выбор методики анализа  16

Глава 3. Анализ финансовых результатов на предприятии ООО «Хабаровск-продукт». 24

3.1 Краткая характеристика предприятия «Хабаровск-продукт». 24

3.2 Факторный анализ прибыли от продажи продукции. 25

3.3 Факторный анализ показателей рентабельности. 28

3.4 Маржинальный доход. 34

Заключение. 38

Список литературы.. 39

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

Целью курсовой работы является характеристика финансовых результатов деятельности предприятия.

Объектом исследования в работе является предприятие ООО «Хабаровск-продукт»; предметом – финансовые результаты деятельности этого предприятия.

Основными задачами анализа финансовых результатов данной курсовой работы являются:

·        анализ изменения динамики прибыли по составу и структуре;

·        факторный анализ прибыли до налогообложения;

·        факторный анализ прибыли от продажи продукции;

·        факторный анализ чистой прибыли;

·        анализ динамики показателей рентабельности;

·        маржинальный анализ;

·        факторный анализ рентабельности собственного капитала

·        анализ рентабельности чистых активов.

Круг вопросов, исследуемых в курсовой работе – анализ финансовых результатов деятельности конкретного коммерческого предприятия – включает в качестве обязательных элементов, во-первых, оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период (т.е. «горизонтальный анализ» показателей); во-вторых, оценку структуры показателей прибыли и изменений  их структуры (что принято называть «вертикальным анализом» показателей); в-третьих, изучение хотя бы в самом общем виде динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (т.е. «трендовый анализ» показателей); в-четвертых, выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественная оценка.

Базой для анализа (фактическими материалами), в работе явились данные отчета о прибылях и убытках (форма 2) и агрегированные технико-экономические показатели деятельности предприятия – эти данные приведены в приложении к работе.

Временные границы исследования очерчены годами: 2004 (предыдущий год), 2005 (отчетный год) и 2006 (прогнозный год).

Глава 1. Социально-экономическая сущность финансовых результатов

1.1       Формирование показателей финансовых результатов в соответствии с ПБУ 18

Общий финансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете Прибылей и убытков путем подсчета и балансирования всех прибылей и  убытков за отчетный период. Хозяйственные операции на счете Прибылей и убытков отражаются по накопительному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного периода.

Другим принципом определения финансовых определения финансовых результатов является использование метода начисления, а не кассовый способ. По этой причине прибыль (убыток), показанная в отчете о финансовых результатах, не отражает реального притока (оттока) денежных средств предприятия в результате его хозяйственной деятельности. Для восстановления реальной картины о величине  финансового результата деятельности предприятия как приросте (или уменьшении) стоимости его капитала, образовавшегося в процессе его хозяйственной деятельности за отчетный период, необходимы дополнительные корректирующие расчеты.

На  счете Прибылей и убытков финансовые результаты деятельности предприятия отражаются в двух формах:

1.                           как результаты (прибыль и убыток) от реализации продукции, работ, услуг, материалов и иного имущества, с предварительным выявлением их на отдельных счетах реализации;

2.                           как результаты, не связанные непосредственно с процессом реализации, так называемые внереализационные доходы (прибыли) и потери (убытки). Внереализационные доходы и потери прямо отражаются по кредиту и дебету счета Прибылей и убытков без предварительной записи на каких-либо иных счетах.

Существенное влияние на финансовые результаты и использование прибыли оказывает правильная группировка затрат предприятия в соответствии с действующими принципами налогообложения прибыли:

·        расходы, включаемые в затраты на производство;

·        расходы и потери, подлежащие отнесению на счет Прибылей и убытков;

·        расходы, осуществляемые за счет целевых поступлений и счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль;

·        прочие расходы предприятия.

Номенклатура статей по каждой группе расходов определяется «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г., №552 и №661 от 12 июля 1995 г.), Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, Инструкцией о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия, инструкциями Государственной налоговой службы Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации и др.[1]

Прибыль – важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли определяется также рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции. Характеризуя рентабельность вложений средств в активы данного предприятия и степень умелости его хозяйствования, прибыль является наилучшим мерилом финансового здоровья предприятия. Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить долю каждого фактора ее роста или снижения.

Основные показатели прибыли:

·        общая прибыль (убыток) отчетного периода – балансовая прибыль (убыток);

·        прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

·        прибыль от финансовой деятельности;

·        прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций;

·        налогооблагаемая прибыль;

·        чистая прибыль.

Все показатели содержатся в форме №2 квартальной и годовой бухгалтерской отчетности предприятия – «Отчет о финансовых результатах».

Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС, спецналога и акцизов и затратами на ее производство и реализацию[2].

Прибыль (убыток) от финансовой деятельности и от прочих внереализационных операций определяется как результат по операциям, отражаемых на счетах 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и 48 «Реализация прочих активов», а также как разность между общей суммой полученных и уплаченных:

·        штрафов, пени, неустоек и др.;

·        процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия;

·        курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;

·        прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;

·        убытков от стихийных бедствий;

·        потерь от списания долгов и дебиторской задолженности;

·        поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные;

·        прочих доходов, потерь и расходов, относимых на счет прибылей и убытков.

Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетам. Она равна прибыли, уменьшенной на сумму отчислений в резервный или другие аналогичные фонды, рентных платежей в бюджет, доходов по ценным бумагам, прибыли от страховой деятельности, прибыли от отдельных банковских операций и сделок, курсовой разницы, прибыли от производства и реализации производственной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции.

Чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт.

Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплату в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства и на другие цели.

1.2 Показатели рентабельности

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли (и дохода) предприятия. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

1.     показатели рентабельности продукции;

2.     показатели рентабельности капитала (активов);

3.     показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчетности предприятия. Например,

Данные показатели характеризуют прибыльность (доходность) продукции базисного () и отчетного () периода. Например, рентабельность продукции по прибыли и реализации

;

,

или

,

где   - прибыль от реализации отчетного и базисного периодов соответственно;

,  - реализация продукции (работ, услуг), соответственно;

,  - себестоимость продукции (работ, услуг), соответственно;

 - изменение рентабельности за анализируемый период.

Влияние фактора изменения объема продукции определяется расчетом (по методу цепных подстановок)

Собственно влияние изменения себестоимости составит

Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период

.

Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера  и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал. Например,

Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризуют степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Данные показатели весьма практичны. Они отвечают интересам участников. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов – отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей – доходность акций и т.д.

Каждый из перечисленных показателей легко моделируется  по факторным зависимостям. Рассмотрим следующую очевидную зависимость.

Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов (или производственных активов), рентабельностью реализации и фондоотдачей (показателей оборота производственных фондов). Экономическая связь заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов.

Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности.

Из этой модели видно, что рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменений уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала. Изучение подобных зависимостей имеет большую доказательную силу для оценки финансового состояния предприятия, оценки степени результатов своей деятельности Из этой зависимости следует, что прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств  в составе совокупного капитала.

Третья группа показателей рентабельности формируется на базе расчета уровня рентабельности аналогично показателям первой и второй групп, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.

Например

Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечить кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала. Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она более приоритетна, потому что операции  с денежными потоками являются существенным признаком интенсивного типа производства, признаком «здоровья» экономики и финансового состояния предприятия. Переход на использование этой концепции требует перестройки отчетности предприятия. Эта работа находится лишь  в начальной стадии.[3]

1.3       Влияние инфляции на финансовые результаты

Инфляция представляет собой процесс снижения покупательной способности денег в результате роста цен.

В теории и практике различают несколько уровней инфляции, которые можно классифицировать следующим образом (таблица 1.1)[4]

Таблица 1.1

Классификация уровней инфляции

Изменение цен за год в %, до

Индекс инфляции за год (разы)

Характер инфляции

1

1,01

низкая

10

1,1

ползучая

100

2

галопирующая

1000

11

гиперинфляция

10000 и более

101

суперинфляция

Небольшая инфляция считается допустимой и даже полезной, потому что способствует росту активности владельцев денег, побуждая вкладывать их в прибыльные мероприятия, поскольку деньги, находящиеся без движения, теряют в цене.

Однако высокая инфляция отрицательно влияет на весь производственный процесс и является основным дестабилизирующим фактором развития производства и устойчивости финансового положения предприятий.

Инфляция обесценивает все доходы и поступления предприятия. Малейшая отсрочка платежей ведет к тому, что предприятие получает лишь часть причитающегося дохода.

Инфляция ведет к неоправданному росту потребности предприятия в оборотных средствах, потому что затраты предприятия на сырье и материалы, заработную плату, амортизацию и прочие элементы, учитываемые в себестоимости продукции по ценам предыдущего периода, не возмещают суммы реальных расходов предприятия в текущем периоде. Инфляция искажает реальную стоимость капитала предприятия, его активов и обязательств.

В условия инфляции финансовые отчеты предприятий о результатах хозяйственной деятельности, финансовом состоянии и использовании прибыли могут оказаться источником необъективной  информации, так как различные элементы баланса теряют свою стоимость с различной скоростью. Например, денежная наличность и дебиторская задолженность, представляющие собой требования о выплате фиксированной суммы в будущем, в связи с инфляцией теряют свою стоимость и ведут к убыткам предприятия на сумму снижения покупательной способности долговых денег. И наоборот, предприятия, увеличивающие свою кредиторскую задолженность, т.е. задерживающие оплату счетов поставщиков и других обязательств  (по оплате труда, с бюджетом, соцстраху и прочими кредиторами), извлекают из этого выгоду, потому что могут расплатиться по своим обязательствам деньгами со сниженной покупательной способностью.

Стремясь сохранить реальный уровень оплаты труда, предприятия увеличивают фонды потребления в ущерб фондам накопления и развития. Однако выдвижение на первый план тактических задач управления наносит вред стратегическим целям и интересам предприятия, ведет к развитию феномена «затухания» инвестиционной активности предприятий,  к «проеданию» средств, предназначенных для расширенного воспроизводства. Высокая инфляция затрудняет процесс не только расширенного, но и простого воспроизводства капитала предприятия. Производство свертывается, предприятия оказываются на грани выживания. Основные средства предприятий (здания, сооружения, машины и оборудование), а также производственные запасы (сырье и материалы, малоценные предметы и т.п.) приобретались в предшествующие периоды, когда покупательная способность денег была выше. Перенос стоимости этих активов на готовый продукт (амортизация и текущие затраты на производство) осуществляется в текущем периоде, т.е. запаздывает во времени, и, таким образом, в заведомо заниженной стоимости. Чем продолжительней период операционного цикла (длительность производственного цикла), тем ниже перенесенная стоимость, тем «худее» источник накоплений предприятия на финансирование развития производства (инвестиций) за счет амортизации. Наряду с этим текущие затраты и амортизация основных средств, исчисленные в оценке по более высокой покупательной способности, для определения финансовых результатов вычисляются из поступлений (выручки от реализации) за текущий период, оцениваемых по более низкой покупательной способности денег. Результатом этого является завышение финансовых результатов деятельности, увеличение налогооблагаемой прибыли, а следовательно, увеличение уплачиваемых налогов и, опять же, уменьшение источников финансирования развития производства.

Таким образом, в условиях инфляции в связи с искажением информации отчетов пользователи могут принимать решения не адекватные реальным процессам. Объективно оценить финансовое состояние и финансовые результаты деятельности предприятия без коррекции на инфляцию данный отчетности невозможно[5].

Глава 2. Обзор методик анализа финансовых результатов, выбор методики анализа

Анализ финансовых результатов предполагает последовательное изучение всех статей отчета.

Анализ начинается с изучения выручки как доходов по обычным видам деятельности и соответствующих им расходов – себестоимости проданной продукции; особое внимание уделяется тенденциям изменения этих показателей. Конечная цель анализа состоит в том, чтобы объяснить причины изменения и качество чистой прибыли – источника прироста капитала и выплаты дивидендов. Результаты анализа отчета о финансовых результатах конкретного субъекта хозяйствования используются в сравнительном анализе, который важен для кредиторов, акционеров, участников фондового рынка и других пользователей, принимающих деловые решения на основе выбора вариантов. Кроме этого результаты анализа используются в прогнозировании финансовых результатов, что может быть использовано как во внутреннем, так и во внешнем анализе.

В аналитической практике применяется несколько методов:

·        Вертикальный;

·        Горизонтальный;

·        Трендовый анализ показателей;

·        Сравнительный анализ;

·        Факторный анализ.

В оценке качества прибыли большое значение придают бухгалтерским методам. В прогнозировании финансовых результатов используются методы статистики.

К стандартным методам анализа отчетности относят горизонтальный и вертикальный анализ формирования финансовых результатов, который выполняется в аналитических таблицах  с помощью относительных показателей динамики, показателей структуры и динамики структуры.

Вертикальный анализ отчета о финансовых результатах – это анализ структуры формирования финансовых результатов в сравнении с предыдущим периодом. Горизонтальный анализ направлен на изучение темпов роста (прироста) показателей, который объясняет причины изменений в их структуре.

Трендовый анализ возможен при наличии сопоставимых данных за несколько лет, что предполагает длительный период функционирования организации, стабильность методов бухгалтерского учета и устоявшиеся формы бухгалтерской отчетности, возможность учитывать влияние инфляции на бухгалтерские показатели. Данные базового года служат исходной точкой расчета и принимаются за 100 процентов. Изменение показателей отчета (объема продаж, себестоимости, различных доходов и расходов, показателей финансовых результатов) рассчитывается по каждому показателю в процентах к базисному году. При изучении достаточно длительного периода данные могут быть усреднены, например, рассчитаны средние показатели за каждые три года. Другой подход заключается в расчете структурных показателей отчета о прибылях и убытках за ряд лет. Таким образом, построенные тренды изучаются для выявления тенденций изменения финансовых результатов[6].

При построении аналитических таблиц необходимо учитывать, что объектом анализа является неоднородная совокупность – прибыли и убытки, итоговый показатель – будь то прибыль до налогообложения или чистая прибыль – формируется не только за счет выручки от продажи. Для определения итогового показателя в таблице не всегда удобно использовать объем продаж. Для изучения факторов, повлиявших на чистую прибыль в отчетном  году по сравнению с предыдущим, необходимо проанализировать несколько ступеней формирования финансовых результатов. Поэтому представляется целесообразным представить данные о формировании финансовых результатов в нескольких таблицах, количество и содержание которых определяется содержанием бухгалтерского отчета  о прибылях и убытках.

Обычно в таблицах сочетаются абсолютные значения анализируемых показателей, по которым рассчитываются отклонения, данные о структуре совокупности и ее изменении, относительные показатели динамики показателей финансовых результатов.

Наиболее существенной частью прибыли до налогообложения является прибыль от продаж, поэтому особое внимание уделяется анализу ее формирования. Для этого используются методы горизонтального и вертикального анализа, рассчитываются финансовые коэффициенты – рентабельность (по прибыли от продаж), коэффициент валовой прибыли, изучаются факторы, повлиявшие на изменение прибыли от продаж.

Главный аспект анализа при изучении этих статей – целесообразность увеличения коммерческих и управленческих расходов, соответствие темпов роста этих расходов темпам роста объема продаж[7].

Показатель валовой прибыли введен в отчет о финансовых результатах (стр. 020) для повышения аналитичности бухгалтерской информации. Он является расчетным показателем и определяется как разность между выручкой от продажи товаров, работ, услуг и себестоимости проданных товаров, работ, услуг (стр. 010 – стр. 020). Коэффициент (норма) валовой прибыли характеризует доходность хозяйственной деятельности при сопоставлении объема продаж и производственной себестоимости продукции. Он отражает динамику объема продаж и динамику себестоимости. Как коэффициент покрытия он характеризует возможности организации в покрытии обычных и прочих операционных расходов и существенно влияет на величину чистой прибыли.

Величина коэффициента валовой прибыли зависит от метода определения себестоимости продукции (товаров, работ, услуг), структуры ассортимента, ценовой политики. Поэтому его оценка зависит от доступности информации об учетной, маркетинговой и ценовой политики организации. Для внешнего пользователя бухгалтерской информации возможности проведения детального анализа абсолютной и относительной величины валовой прибыли ограничены. Но оценка этих показателей в динамике необходима.

Объем продаж анализируемой организации оценивается с позиций его роста (снижения) в течение нескольких периодов в сравнении с продажами основных конкурентов и лидеров в данной отрасли или на соответствующем сегменте рынка. Оценка устойчивости показателей роста продаж дополняется оценкой доли объема продаж анализируемой компании, так как не исключено, что увеличение продаж сопровождается падением доли продаж на рынке. В сравнительном анализе необходимо учитывать неодинаковые условия деятельности компаний, например, сезонность, географическое положение.

Сравнительный анализ расходов по обычным видам деятельности возможен, если годовой отчет содержит достаточно подробную информацию о методах оценки запасов и учета коммерческих и управленческих расходов, способах начисления амортизации и т.п., что предписано раскрывать в пояснительной записке в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету. В российской практике сравнительный анализ затруднен по многим причинам, одна из них – отсутствие достоверной информационной базы для сравнения. В практике других стран используются данные, подготовленные информационными компаниями и агентствами.

К оценке состава  и структуры прочих доходов и расходов подходят с позиций существенности этих статей как факторов увеличения чистой прибыли[8].

С 90-х годов прошлого столетия многие компании, применяющие стандарты US GAAP рассчитывают и другие показатели на основе отчета о финансовых результатах (схема 2.1), которые  используются для определения ряда финансовых коэффициентов и оценки эффективности хозяйственной деятельности, способности покрывать расходы и генерировать прибыль.

Проценты к уплате

Налог на прибыль

Чистая прибыль

Амортизационные отчисления

Денежный поток

Доход до выплаты процентов и налога на прибыль

Доход до вычета амортизации, выплаты процентов и налога на прибыль = доход до выплаты процентов и налога на прибыль + амортизация

Схема 2.1 Аналитические показатели, рассчитываемые на основе отчета о финансовых результатах

Выделение в отчете о прибылях и убытках расходов по обслуживанию долга (стр. 070 «Проценты к уплате») позволяет рассчитывать полезный аналитический показатель – доход от выплаты процентов и налога на прибыль, который может быть получен из отчетности по финансовым результатам любым из двух способов (без учета финансовых результатов чрезвычайных событий)[9]:

1.     доход от выплаты процентов и налогов = прибыль до налогообложения + проценты к уплате;

2.     доход до выплаты процентов и налогов = чистая прибыль + налог на прибыль + проценты к уплате.

Далее приведем методики расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции и факторного анализа показателей рентабельности.

Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топлива, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции[10].

1.     Расчет общего изменения прибыли () от реализации продукции:

,

где  - прибыль отчетного года;

 - прибыль базисного года.

2.     Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию ():

,

где  - реализация в отчетном году в ценах отчетного года (- цена изделия,  - количество изделий);

 - реализация в отчетном году в ценах базисного года.

3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции () (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):

,

где  - прибыль базисного года;

 - коэффициент роста объема реализации продукции

,

где  - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;

 - себестоимость базисного года (периода).

4. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции ():

,

где  - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам

,

где  - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;

 - реализация в базисном периоде.

5. Расчет влияния на прибыль экономии и от снижения себестоимости продукции ():

,

где  - себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода;

 - фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.

6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции ():

.

Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (), а также экономии, вызванной  нарушениями хозяйственной дисциплины (). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:

,

или

,

где  - общее изменение прибыли;

 - изменение прибыли за счет - го фактора.

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов: уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования.

Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности[11].

Например, для анализа общей рентабельности (рентабельности производственных фондов) можно использовать трех- и пятифакторную модель.

В основе всех используемых моделей лежит следующее соотношение:

где  - зарплатоемкость продукции;

 - материалоемкость продукции;

 - амортизациеемкость продукции;

 - фондоемкость продукции по основным производственным фондам;

  - фондоемкость продукции по оборотным средствам (коэффициент закрепления оборотных средств)

 - прибыль балансовая;

 - средняя за период стоимость основных фондов;

 - средние остатки материальных оборотных средств;

 - рентабельность продукции;

 - затраты на один рубль продукции по полной себестоимости.

Рентабельность фондов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше фондоотдача основных фондов и скорость оборота оборотных средств; чем ниже затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда). Числовая оценка влияния факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных подстановок, или по интегральному методу оценки факторных явлений[12]

Глава 3. Анализ финансовых результатов на предприятии ООО «Хабаровск-продукт»

3.1 Краткая характеристика предприятия «Хабаровск-продукт»

Анализируемое в данной курсовой работе предприятие находится в городе Хабаровске.

Вид деятельности предприятия – производство пищевых продуктов из злаков (все виды мучных изделий: хлеб, сдоба, печенье, пряники, сухари; крупы различной фасовки, сорта и упаковки; мука различного сорта и фасовки, сахар).

Основные технико-экономические характеристики приведены в табличной форме в приложении 2.

В данной курсовой работе подлежат анализу финансовые результаты предприятия. Необходимые данные приведены в Отчете о прибылях и убытках в приложении 1.

Кроме основных технико-экономических характеристик приведем еще некоторые достаточно важные характеристики объекта:

·        число рабочих дней в году  - 240 дней;

·        продолжительность рабочего дня (смены) – 8 часов;

·        коэффициент технической готовности незавершенного производства  Кнзп=0,5;

·        коэффициент выполнения норм основными производственными рабочими Квн=1,1;

·        максимальное количество рабочих мест на предприятии – 240;

·        коэффициент загрузки оборудования одного рабочего места Кз=0,9;

·        количество оборотов оборотных средств за год Коб=2;

·        площадь, занимаемая одним рабочим местом (включая оборудование) 15 кв.м.;

·        высота производственного здания 6м;

·        высота вспомогательных помещений 3,5 м;

·        стоимость 1 куб.м. производственного здания 1200 руб.;

·        стоимость 1 куб.м. вспомогательных помещений 1700 руб.;

·        стоимость оборудования одного рабочего места 275000 руб.;

·        величина тарифной ставки первого разряда тарифной сетки для производственных рабочих составляет 5% от минимального размера оплаты труда в России.

Предприятие существует на рынке с 1998 года.

3.2 Факторный анализ прибыли от продажи продукции

Используя методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции, произведем анализ прибыли от продажи продукции рассматриваемой организации.

Исходные данные для анализа приведены в таблице 3.1

Таблица 3.1

Анализ прибыли по факторам

Показатели

По базису

По базису на фактически реализованную продукцию

Фактические данные по отчету

Фактические данные с корректировкой на изменение цен

1

2

3

4

5

1. Выручка (нетто) от реализации продукции

69410

71880

74650

71880

2. Полная себестоимость реализации продукции

60619

62155

63990

61642

3. Прибыль (убыток) от реализации

9391

9725

10660

10238

Определим степень влияния на прибыль следующих факторов[13]:

1. изменение отпускных цен на продукцию. Это влияние определяется как разность между выручкой от реализации по отчету в фактически действующих ценах (графа 4) и в ценах базисного периода (графа 3). В нашем примере она составляет 2770 млн. руб. (74650 – 71880) и отражает рост цен в результате инфляции. Анализ данных бухгалтерского учета позволит раскрыть причины и величину завышения (снижения) цен в каждом конкретном случае (по видам продукции).

2. изменение цен на материалы, тарифов на энергию, перевозки и прочее. Для этого используют сведения о себестоимости продукции. В нашем примере влияние данных факторов составило 2348 млн. руб. (61642 – 63990).

3. нарушение хозяйственной дисциплины. Влияние устанавливается с помощью анализа данный учета о доходах и расходах в следствие нарушений стандартов, технических условий, рецептур, невыполнение мероприятий по охране труда, техники безопасности и др. По данным бухгалтерского учета рассматриваемого предприятия нет сведений о дополнительной прибыли, полученной за счет перечисленных нарушений.

4. Увеличение объема реализации продукции в оценке по базисной полной себестоимости ( собственно объема продукции). Для расчета влияния данного фактора исчисляют коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости. В нашем примере он равен 1,025 (62155/60619).

Затем корректируют базисную прибыль на данный коэффициент и вычитают из нее базисную прибыль:

9391*1,025 – 9391 = 234,78 млн. руб.

5. Увеличение объема реализации продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции. Для расчета влияния данного фактора базисная величина прибыли корректируется на разность между коэффициентом роста объема реализации в оценке по отпускным ценам и коэффициентом роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости. Приведем результат расчета:

9391*(71880/69410 – 62155/60019) = 18,78 млн. руб.

6. Уменьшение затрат на 1 рубль продукции. Влияние данного фактора определяется как разность между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы и факторов, связанных с нарушениями хозяйственной дисциплины. В нашем примере это влияние составило:

62155 – 61642 = 513 млн. руб.

7. Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Влияние данного фактора определяется как разность между базисной полной себестоимостью, скорректированной на коэффициент роста объема реализации продукции, и базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции:

60019*1,025 – 62155 = 80,44 млн. руб.

Общее отклонение по прибыли составляет 1269 млн. руб. (10660 – 9391), что балансируется по сумме факторных влияний:

1269 = 2770 – 2348 + 234,78 + 18,78 + 513 +80,44

Результаты анализа влияния факторов на отклонение прибыли от реализации продукции представлены в таблице 3.2

Таблица 3.2

Результаты анализа влияния факторов на отклонение прибыли от реализации продукции

Показатели

Результат, млн. руб.

Отклонение прибыли всего

В числе за счет:

1269

1. Изменение отпускных цен на продукцию

2770

2. Изменение цен на материалы и тарифы

2348

3. Нарушения хозяйственной дисциплины

-

4. Изменения объема реализации продукции

234,78

5. Изменения структуры продукции

18,78

6. Снижения уровня затрат (режима экономии)

513

7. Изменение структуры затрат

80,44

Как видно из этих данных, наибольшее влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы. За счет роста объема продаж получено дополнительной прибыли только 18,50 % (234,78/1269), тогда как структурные сдвиги в затратах на производство позволили получить экономию ресурсов и получить дополнительную прибыль 513 млн. руб., что составляет 40,4% общего отклонения по прибыли.

3.3 Факторный анализ показателей рентабельности

В предыдущей главе была рассмотрена методология факторного анализа показателей рентабельности. Произведем анализ показателей рентабельности с помощью пятифакторной модели.

Факторный анализ рентабельности приведен в таблице 3.7

Таблица 3.7

Факторный анализ рентабельности

Показатель

Условные обозначения

Отчетный год

Базисный год

Отклонения

Абсолютные

гр.3 – гр.4

Относительные

гр.5/гр.3*100

1

2

3

4

5

6

Исходные данные

1.

2.

3.

4.

5.

Продукция, млн. руб.

Трудовые ресурсы

2.1 промышленно-производственный персонал, чел.

2.2 оплата труда с начислениями, млн. руб.

Материальные затраты, млн. руб.

Фонды

4.1 основные производственные фонды

4.2 амортизация, млн. руб.

Оборотные средства, млн. руб.

N

T

U

M

F

A

E

74650

214

9432

47244

69423

7314

13294

69410

212

8965

43862

62730

7192

12943

5240

2

467

3382

6693

122

351

7,54

0,94

5,21

7,71

10,67

1,70

2,71

Расчетные показатели

1.

Себестоимость продукции, млн. руб.

C=U+M+A

63990

60019

3971

6.61

2.

Прибыль, млн. руб.

P=N - C

10660

9391

1269

13,51

3.

Рентабельность капитала (предприятия)

R=P/(F+E)

0.128873

0.1240997

0.0047733

3.85

Расчеты для пятифакторной модели

Фактор 1.

Материалоемкость продукции

Фактор 2.

Трудоемкость продукции

Фактор 3.

Амортизациеемкость продукции

Фактор 4.

Скорость оборачиваемости основного капитала

Фактор 5.

Скорость оборачиваемости оборотных средств

M/N

U/M

A/N

A/F

E/N

0.632873

0.1263496

0.097977

0.105354

0.178084

0.631926

0.129160

0.103616

0.144650

0.186472

0.000947

-0.00281

-0.005639

-0.039296

-0.008388

0.15

-2.18

-5.44

-27.17

-4.49

Пятифакторная модель анализа рентабельности[14]:

,

где  - материалоемкость продукции:

;

 - трудоемкость продукции:

;

 - амортизациеемкость:

;

 - скорость оборачиваемости основного капитала:

;

 - оборачиваемость основных средств:

.

Анализ рентабельности производится по данным предоставленным в таблице 3.7.

В первую очередь определим значение рентабельности для базисного и отчетного года:

для базисного года

=

для отчетного года

Рассмотрим какое влияние на эти изменения  оказали пять вышеперечисленных факторов.

1.           Исследование влияния изменения фактора материалоемкости продукции.

Рассчитаем условную рентабельность по материалоемкости продукции при условии, что изменялась только материалоемкость продукции, а значения всех остальных факторов остались на уровне базисных:

=

Выделяем влияние фактора материалоемкости продукции:

==0,1232275 – 0,1288669= - 0,005639= -0,56%

2.           Исследование влияния изменения фактора трудоемкости.

Рассчитаем условную рентабельность по трудоемкости продукции при условии, что изменялись как материалоемкость, так и трудоемкость продукции, а значения всех остальных факторов остались на уровне базисных.

Выделяем влияние факторов трудоемкости

3.           Исследование влияния фактора амортизациеемкости продукции

Рассчитаем условную рентабельность по амортизациеемкости продукции при условии, что изменялись материалоемкость, трудоемкость и амортизациеемкость продукции, а значение всех остальных факторов остались на уровне базисных:

Выделение фактора амортизациеемкости продукции

4.                Исследование влияние изменения фактора скорости оборачиваемости основного капитала.

Рассчитаем условную рентабельность по скорости оборачиваемости основного капитала при условии, что изменялись материалоемкость, трудоемкость, амортизациеемкость продукции и скорость оборачиваемости основного капитала, а значение скорости оборачиваемости оборотных средств осталось на уровне базисного:

Выделяем влияние фактора скорости оборачиваемости основного капитала

5.                Исследование влияния изменения фактора скорости оборачиваемости оборотного капитала

Рассчитываем рентабельность для отчетного периода. Ее можно рассматривать как условную рентабельность при условии, что изменились значения пяти факторов - материалоемкости, трудоемкости, амортизациеемкости, скорости оборачиваемости основного капитала и скорости оборачиваемости оборотных средств (расчет =0,1289 приведен выше).

Выделяем влияние фактора оборачиваемости оборотных средств

Итак

Факторные модели рентабельности раскрывают важнейшие причинно-следственные связи между показателями рентабельности и финансовыми результатами. Поэтому они являются незаменимым инструментом оценки сложившейся ситуации. В целом  для всех показателей существует единое факторное пространство, задаваемое важнейшими показателями формирования финансовых результатов  (рассмотрены ранее).

Факторные модели рентабельности являются также управляемыми моделями прогнозирования финансовой устойчивости предприятия. Необходимость предвидения ближайших и отдаленных перспектив развития – актуальная задача для предприятий.

3.4 Маржинальный доход

Методика анализа прибыли и рентабельности зависит от полноты включения затрат в себестоимость, также наличие раздельного учета переменных и постоянных затрат.  Этой задаче классическая система директ-костинг, которая является атрибутом рыночной экономики.

Наиболее важные аналитические возможности системы директ-костинг следующие: оптимизация прибыли и ассортимента выпускаемой продукции; определение цены на новую продукцию, расчет вариантов изменения производственной мощности предприятия; оценка эффективности производства (приобретения) полуфабрикатов; оценка эффективности принятия дополнительного заказа, замена оборудования[15].

Сущностью система директ-костинг является разделение производственных затрат на переменные  постоянные и понятие маржинального дохода. Маржинальный доход – это прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия или разность между вручкой организации и переменными расходами.

МД=П + А или МД=В-Р,

где МД – маржинальный доход;

П – прибыль;

В – выручка от реализации;

А – постоянные расходы;

Р – переменные расходы.

По сравнению в традиционной методикой анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях система директ-костинг дает возможность точнее отразить влияние факторов и взаимосвязь показателей.

При анализе прибыли, применяемой в нашей стране обычно используют формулу:

П=О*(Ц – С),

где П – сумма прибыли;

О – количество (масса) реализованной продукции;

Ц – цена реализации;

С- себестоимость единицы продукции.

В этом случае исходят из предположения, что все эти факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга.  Прибыль изменяется прямо пропорционально объему реализации, если реализуется рентабельная продукция. Если продукция убыточна, то прибыль изменяется обратно пропорционально объему продаж. Однако здесь не учитывается взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. При увеличении производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, т.к. при этом обычно возрастает сумма переменных расходов (сдельная зарплата производственных рабочих, сырье, материалы, технологическое топливо, электроэнергия), а сумма постоянных расходов (амортизация, аренда помещений, повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхование административно – хозяйственного аппарата и др.) остается, как правило, без изменений. И наоборот при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют формулу:

П=О*(Ц – Р) – А,

где Р – переменные затраты на единицу продукции;

А – постоянные затраты на весь объем данной продукции.

Эта формула позволяет проанализировать прибыль от отдельных видов продукции и определить изменения за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и сумму постоянных расходов.

На основании приведенных данных в таблице 3.8 произведем расчеты прибыли с учетом маржинального дохода.

Условно долю переменных расходов в полной себестоимости продукции примем равной  - 65%, а постоянных – 35%.

Таблица 3.8

Исходные данные для расчета прибыли

Показатели

Базисный период

Отчетный период

По базису на фактически реализованную продукцию

Выручка от реализации - В

69410

74650

71880

Полная себестоимость - С

60619

63990

62155

В том числе

переменные расходы - Р

постоянные расходы - А

39402,35

21216,65

47992,5

15997,5

46616,25

15538,75

Прибыль - П

9361

9724

10660

Общее изменение прибыли составляет:

9724 – 9361=363 млн. руб.

Расчеты  суммы прибыли с учетом ставки маржинального дохода (В – Р) от количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных расходов для одного вида продукции показывают:

(74650 – 39402,35) – 21216,65=14031 млн. руб.;

(74650 – 39402,35) – 15538,75=19708,9 млн. руб.;

(74650 – 47992,5) – 21216,65=5440,85 млн. руб.

(74650 – 47992,5) – 15997,5=10660 млн. руб.

Таким образом изменение прибыли в отчетном году на  363 млн. руб. по сравнению с базисным периодом произошло за счет следующих факторов:

- за счет изменения объема реализованной продукции:

 14031 – 9361=4670 млн. руб.

- цены реализации:

19708,9 – 14031=5677,9 млн. руб.

- удельных переменных затрат:

=5440,85 - 19708,9=-14268,05 млн. руб.

- сумма постоянных затрат:

=9724 - 5440,85=4283,15 млн. руб.

Результаты расчетов по традиционной методики и с учетом маржинального дохода показывают значительные расхождения.

За счет изменения объема реализации продукции прибыль предприятия фактически увеличилась на  4670 млн. руб., а не  363 млн. руб.

По методики с учетом маржинального дохода прибыль больше зависит от объема и структуры продаж, т.к. эти факторы влияют одновременно и  на себестоимость.

В приведенном примере отрицательное влияние на величину общей прибыли оказали  такие факторы как ассортимент продукции, цены реализации и рост постоянных расходов в себестоимости.

Применение методики с применением маржинального дохода прибыли позволяет исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости.

Результаты расчетов по сравниваемым моделям (формулам) существенно различаются между собой. Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях много номенклатурного производства, где кроме рассмотренных факторов следует учитывать влияние структуры реализованной продукции.

Заключение

В данной курсовой работе был произведен следующий анализ:

1.           факторный анализ прибыли от продажи продукции. В итоге общее влияние факторов на отклонение прибыли реализованной продукции составило 1269 млн. руб. Наибольшее влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы. За счет роста объема продаж получено дополнительной прибыли только 18,5 %;

2.           факторный анализ показателей рентабельности. Анализ показателей рентабельности производился на основе пятифакторной модели. В итоге рентабельность предприятия составляет 13%;

3.           Произведен анализ прибыли на основе маржинального дохода.

Анализ предприятия ОАО «Хабаровск-продукт» в данной курсовой работе произведен далеко не полный, но обобщая полученные результаты анализа, можно судить о повышении эффективности хозяйственной деятельности организации.

Список литературы

1.    Абрютина М.С. Финансовый анализ коммерческой деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство «Финпресс», 2002.-176с.

2.    Адова И.Б. Анисимова М.В. Экономический анализ: Учебное пособие. – Новосибирск: НГТУ, 2002.-107с.

3.    Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие /Под ред. О.В.Ефимовой, М.В. Мельник. – М.: Омега-Л, 2004.-408с.

4.    Базисный комплект нормативных документов по налогам, обязательным платежам и бухучету. – М.: «Эксперт», 1997.

5.    Бакаев А.С. Закон о бухгалтерском учете: Комментарии. – М., 1997.-97с.

6.    Барнгольц С.Б. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.-239с.

7.    Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2000.-206с.

8.    Броненкова С.А. Управленческий анализ: [Учебное пособие для вузов по специальности «Бухучет и аудит»] / С.А.Броненкова. – М.: Финансы и статистика, 2004.-381с.

9.    Бухгалтерский учет, экономический анализ, аудит: исследования, практика и теория: Материалы региональной научно-практической конференции. (6-7 октября 2001 года) / [Под ред. Шешуковой Т.Г.]. – Пермь, 2000.-53с.

10.      Бухгалтерский учет: основные документы. Профессиональные комментарии. - 2-е изд-е, перераб. и доп. – М.: ИДФБК-Пресс, 2000.-358с.

11.      Ванинский А.Я. Факторный анализ хозяйственной деятельности. – М.: Финансы и статистика, 1987.

12.      Ефимова О.В. Финансовый анализ.- 4-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 2002.-528с.

13.      Иваненко А.Ф. Способы элиминирования: Теория и практика расчетов по оценке причин изменения результатов показателей: Учебное пособие. – М.: МИИТ, 2000.-141с.

14.      Карпов А.В. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности: Практическое пособие / В.В.Карпова, А.В.Карпов. – 2-е издание, доп. и перераб. – М.: Приор, 2002.-112с.

15.      Ковалев А.И. Анализ финансового состояния предприятия.- 4-е издание, испр., доп. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.-208с.

16.      Комментарии к положениям по бухгалтерскому учету / [М.Н.Агафонова и др.]: Под общей ред. М.П.Кочкина. – М.: Главбух, 2004.

17.      Кузина Е.Л. Финансовые результаты предприятия. Учет. Анализ. Аудит. – М.: Изд-во «ПРИОР», 1999.-64с.

18.      Маркарьян Э.А. Управленческий анализ в отраслях: Учебное пособие /Э.А.Маркарьян, С.Э.Маркарьян. – Ростов на Дону: МарТ, 2004.-346с.

19.      Модельный анализ результатов хозяйствования /Под ред. У.И. Мересте. – Таллин: ТПИ, 1986.-154с.

20.      Нормативные документы бухгалтерского учета: [Сборник]. – М.: Финансы и статистика, 2004.-239с.

21.      Опыт применения факторного анализа для изучения эффективности производства: Сборник научных трудов. – М.: ИМЭМО, 1998.-75с.

22.      Основные нормативные акты по бухучету. / [Составлены Т.А.Стяжкина]. – М.: Экзамен, 2004.-206с.

23.      Панков В.В. Анализ и оценка состояния бизнеса. Методология и практика /В.В.Панков. – М.: Финансы и статистика, 2003.-206с.

24.      Правила бухгалтерского учета в России. – М.: МЦФЭР, 1998.-183с.

25.      Протасов В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг. – М.: «Финансы и статистика», 2003.-536с.

26.      Трухаев Г.И. Факторный анализ в организационных системах. – М.: Финансы и статистика, 1985.-185с.

27.      Финансовый анализ деятельности фирмы: [Руководство]. – М.: Ист - сервис, 1994.-240с.

28.      Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник / А.Д. Шеремет. – М.: ИНГФА-М, 2003.-331с.

29.      Щеглова Т.Л. Международная система учета и анализа. Раздел «Анализ»: Курс лекций. – Новосибирск, НГАЭиУ, 2001.

30.      22ПБУ: практический комментарий: Все действующие ПБУ. /Ред. Г.Ю.Касьянова. – М.: Информцентр ХХI, 2004.-434с.

 
Приложение 1

Отчет о прибылях и убытках

Показатель

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

Наименование

Код

1

2

3

4

Доходы и расходы  по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

010

74650

69410

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ

020

51192

47964

Валовая прибыль

029

23458

21446

Коммерческие расходы

030

8532

8003

Управленческие расходы

040

4266

4052

Прибыль (убыток) от продаж

050

10660

9391

Прочие доходы и расходы

Проценты к получению

060

140

138

Проценты к уплате

070

94

90

Доходы от участия в других организациях

080

-

-

Прочие операционные доходы

090

43

41

Прочие операционные расходы

100

42,5

38

Внереализационные доходы

120

26

24

Внереализационные расходы

130

17,5

19

Прибыль (убыток) до налогообложения

140

10717

9447

Отложенные налоговые активы

141

-

-

Отложенные налоговые обязательства

142

-

-

Текущий налог на прибыль

150

2465

2173

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190

8252

7274

 
Приложение 2

Основные технико-экономические показатели работы предприятия на плановый год

№ п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Величина показателя

1

Объем товарной продукции

млн. руб.

74650

2

Объем валовой продукции

нормо-час

57789

3

Производственная мощность

штука

8259

4

Коэффициент использования производственной мощности

-

0,75

5

Стоимость основных производственных фондов, задействованных в выполнении производственной программы

млн. руб.

69423

6

Стоимость нормируемых оборотных средств

млн. руб.

13294

7

Численность промышленно-производственного персонала

человек

214

8

Оплата труда с начислениями

млн. руб.

9432

9

Производительность труда одного рабочего

штук/чел

121,5

10

Полная себестоимость продукции

млн. руб.

63990

11

Прибыль

млн. руб.

10660

12

Рентабельность предприятия

%

12

 


[1] Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М., ИНФРА-М, 1997.-с.109

[2] Кузина Е.Л. Финансовые результаты предприятия. Учет. Анализ. Аудит. – М.: Изд-во «ПРИОР», 1999.-64с.

[3] Протасов В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг. – М.: «Финансы и статистика», 2003. - с.248

[4] Никитин С.М., Семенов Е.Л. Гиперинфляция: латиноамериканский опыт и Россия//Деньги и кредит, 1993, №6 с. 46.

[5] Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М., ИНФРА-М, 1997.-с.130

[6] Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие/Под ред. О.В.Ефимовой, М.Б.Мельник. – М.: Омега-Л, 2004.- с.216

[7] Барнгольц С.Б. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.-144с.

[8] Панков В.В. Анализ и оценка состояния бизнеса. Методология и практика /В.В.Панков. – М.: Финансы и статистика, 2003.-84с.

[9] Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. Теория, практика, интерпретация. М.: Финансы и статистика, 1996. – с.546

[10] Трухаев Г.И. Факторный анализ в организационных системах. – М.: Финансы и статистика, 1985.-86с.

[11] Ванинский А.Я. Факторный анализ хозяйственной деятельности. – М.: Финансы и статистика, 1987.

[12] Протасов В.Ф. Анализ деятельности предприятия: производство, экономика, инвестиции, маркетинг. – М.: Финансы и статистика, 2003. – с.248

[13] Адова И.Б. Анисимова М.В. Экономический анализ: Учебное пособие. – Новосибирск: НГТУ, 2002.-37с.

[14] Протасов В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг. – М.: «Финансы и статистика», 2003.-136с.

[15] Протасов В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг. – М.: «Финансы и статистика», 2003.-348с.