Содержание

1.     Понятие мировой цены. Потребительская стоимость и ее роль в образовании мировой цены. Факторы, влияющие на потребительскую стоимость. 3

1.1. Понятие мировой цены.. 3

1.2. Потребительская стоимость и ее влияние на образование мировой цены.. 5

2.     Понятие, причины, цель и формы международного движения капитала. 9

Список литературы.. 15

1.    Понятие мировой цены. Потребительская стоимость и ее роль в образовании мировой цены. Факторы, влияющие на потребительскую стоимость

1.1. Понятие мировой цены

Цена производства представляет собой совокупность издержек производства и средней прибыли. Процесс формирования цены производства предполагает внутриотраслевую конкуренцию, т. е. конкуренцию однородных товаров, в результате которой складывается рыночная стоимость и рыночная цена этих товаров. Перелив капитала между отраслями приводит к выравниванию отраслевых норм прибыли в среднюю норму прибыли, а тем самым и к превращению стоимости товаров, производимых в различных отраслях, в цену производства. Цена производства не является продажной ценой товаров. Конкретные товарные цены формируются на основе цены производства, тяготея к ней в большей или меньшей мере, но не совпадая с ней.

Аналогичным образом и на мировом рынке происходит процесс превращения интернациональной стоимости в мировую цену производства, хотя здесь существует целый ряд препятствий для перелива капитала между отраслями производства с различным органическим строением капитала, действующих только в международной торговле [4, с. 178].

Интернациональная цена производства - исходная база мировой цены. Мировые цены - это денежное выражение интернациональной цены производства на мировом рынке. В основе ее формирования на международном рынке лежит интернациональная стоимость.

Под влиянием конкуренции капиталов сперва уравниваются нормы прибыли на внутреннем рынке той или иной страны и образуются национальные цены производства. Затем из национальных цен производства стран, вывозящих на одни и те же рынки одинаковые или сходные товары, образуется интернациональная цена производства вследствие тенденции к выравниванию нормы прибыли в среднюю прибыль, возникающую на почве международного движения капиталов.

Процесс образования интернациональной цены производства можно наглядно представить с помощью краткой схемы. Предположим, что какая-либо страна (или фирма) начинает экспорт нового продукта, который до этого не был известен на мировом рынке. В связи с этим в международной торговле возникает мировая цена на новый товар, которая будет близка к цене национального рынка и будет базироваться на национальной цене производства экспортирующей страны. В данном случае интернациональная цена производства будет соответствовать национальной цене производства, а мировая цена - национальной цене рассматриваемой страны.

Спустя некоторое время на мировой рынок выступит другая страна, которая будет приспосабливаться к уровню существующей мировой цены. Если у второй страны национальные издержки производства ниже, чем у первой, то она начнет продавать свою продукцию на мировом рынке дешевле. Пока между этими странами или фирмами нет картельного соглашения и продолжается конкуренция, интернациональная цена производства и мировая цена на новый продукт понизятся, и могут в крайнем случае, упасть до национального уровня второй страны, если эта страна сможет покрыть спрос мирового рынка. Однако чаще всего страны идут на соглашения и делят между собой рынок [5, с. 190].

Мировая цена, таким образом, выражает в денежной форме интернациональную стоимость (цену производства) товара общественно необходимого качества.

В современных условиях все большее влияние на уровень цены оказывают услуги производителя товара при продаже в процессе функционирования (условия поставки и монтажа, техническое обслуживание, гарантийный ремонт и т. п.), стоимость которых тоже складывается как ОНЗТ. Естественно, что эти затраты учитываются в мировой цене.

Еще один немаловажный фактор, вызывающий отклонение мировых цен от интернациональной стоимости - инфляция. Инфляция проявляется в повышении цен товаров и тесно связана с обесценением бумажных денег по отношению к золоту, которое замещается ими в обращении. Инфляция, вызывающая повышение товарных цен на внутреннем рынке, понижает конкурентоспособность страны на внешних рынках. Кроме того, инфляционный рост цен обычно вызывает повышение цены золота внутри страны, что свидетельствует о нереальности курса валюты.

Существенное влияние на мировые цены на международном рынке оказывают валютно-финансовые факторы, воздействующие на конъюнктуру рынка. Нестабильность валютных курсов, наличие валютных зон и ограничений валют приводит к тому, что цены, выражаемые в разных валютах, неодинаковы. Это порождает клиринговые соглашения /система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств/. Поставки в клиринговых соглашениях часто отличаются уровнями цен, что ведет к росту мировых цен и к инфляции.

1.2. Потребительская стоимость и ее влияние на образование мировой цены

Выгодность любой внешнеторговой операции зависит прежде всего от уровня цен на экспортируемые и импортируемые товары. Чтобы обеспечить эффективность товарообмена, нужно знать как и в каких пределах должно отражаться на уровне цен повышение технического уровня и качества продукции.

При формировании цен на мировом рынке отсутствуют данные о фактических издержках производства и размерах прибыли. В связи с этим особую роль играют параметрические методы определения цен, глубокие исследования зависимости цен и качества продукции. Преимущество этих методов по сравнению с методами калькулирования затрат состоит в том, что полученная на основе таких исследований цена в большей мере отражает реально складывающиеся на рынке условия формирования цен, чем калькуляция.

На рынке в ряде случаев цена на продукцию возрастает в большей мере, чем повышается качество этой продукции, и таким образом выплачивается определенная надбавка за превышение стандартных показателей качества; с другой стороны, поставщик продукции пониженного качества, как правило вынужден представлять скидку на свои изделия, причем размеры ее возрастают быстрее, чем снижается качество [4, с. 187].

При реализации таких сложных изделий как современное оборудование, его потребительная стоимость слагается из целого ряда отдельных потребительских свойств. Сохраняя назначение, тип изделия и его основные параметры, можно за счет улучшения или ухудшения отдельных второстепенных потребительских свойств изменить его цену. Кроме того, условия поставки также косвенно влияют на цену.

Этим свойством широко пользуются фирмы в политике ценообразования. Стремясь победить в конкурентной борьбе, они вынуждены улучшать потребительские свойства, гамму условий поставок, технический и коммерческий сервис. Такие улучшения продукции и услуг требуют дополнительных затрат, поэтому обычно учитываются в цене и оплачиваются потребителем.

Существуют мировые цены и мировой уровень качества, условий поставки и технического сервиса. Одни фирмы достигают этого уровня и реализуют свои изделия по мировым ценам, другие, не достигшие его, реализуют свою продукцию по ценам ниже мировых. Фирмы, превысившие сложившийся мировой технический уровень и уровень качества, реализуют товары по ценам, включающим избыточную прибыль; производители, поставляющие изделия ниже мирового технического уровня и качества, вынуждены довольствоваться весьма скромной прибылью или терпят прямые убытки.

Определение цен на рынке, принцип которого - «Если товары одинаково хороши, их цены должны быть равны»., происходит на основе прямого и косвенного сравнения цен, складывающихся на нем, и их потребительных стоимостей.

Основной проблемой определения уровня цен мировой торговли является сопоставление изделий, потребительские свойства которых могут отличаться друг от друга множеством различных параметров, а также конкретными условиями, на которых совершается договор купли-продажи. Особую проблему представляют определение цен на новые и принципиально новые изделия, ранее не производившиеся в данной стране или мире.

Возникает вопрос, на сколько /при прочих равных условиях/ товар Х дороже товара Y, если его потребительная стоимость /количественно и качественно/ выше на величину Z? Как изменится в том случае цена? Для установления количественной, денежной взаимозависимостью между стоимостью и потребительной стоимостью, в одном случае, и ценой и потребительной стоимостью, в другом, мировая практика накопила большой арсенал средств. Эти средства разработаны с учетом того, что цена товара зависит от целого комплекса факторов, главным из которых выступает взаимосвязь затрат на производство и его потребительной стоимости, определяемая с помощью метода корреляционно-регрессионного анализа. Потребительная стоимость товара имеет решающее значение при определении его конкурентоспособности.

Важное влияние на мировую цену оказывает качество продукции, ее потребительная стоимость. На мировом рынке это проявляется через спрос, который зависит от структуры мирового хозяйства и для национальных хозяйств является внешним фактором, влияющим на потребительскую стоимость. Это вызывает противоречие между стоимостью и потребительной стоимостью, углубление которого приводит к значительным отклонениям мировых цен от интернациональной стоимости. Поэтому, исследуя динамику интернациональной стоимости и мировых цен, необходимо учитывать изменения в общественных потребностях на продукцию. Именно они нередко приводят к росту или падению мировых цен, хотя изменений в производительности труда не произошло.

В условиях рыночного хозяйства соотношение между спросом и предложением является чаще всего определяющим фактором ценообразования, и его действие имеет постоянный характер.

Спрос определяется объемом покупательной способности населения, фирм, стран, заинтересованных в покупке данного товара.

Предложение выступает как способность всех производителей дать на рынок необходимое количество товара, способное удовлетворить сложившийся на него спрос.

Закон стоимости проявляется по отношению ко всей совокупности продуктов таким образом, что необходимое рабочее время употребляется не только на создание стоимости каждого товара, но на различные группы товаров из него приходится лишь необходимое, пропорциональное количество времени. Ибо остается условие, что товар должен представлять собой общественную потребительную стоимость.

Общественная потребность, т. е. потребительная стоимость в общественном масштабе - вот что определяет здесь долю всего общественного рабочего времени, которая приходится на различные особые сферы производства. Но это все тот же закон, который обнаруживается по отношению к отдельному товару, а именно: потребительная стоимость товара есть предпосылка его меновой стоимости, а потому и стоимости. Таким образом, на рыночную цену воздействует потребительная стоимость, представленная на рынке в определенном количестве.

Если товар произведен в количестве, превышающие общественную потребность, часть общественного рабочего времени оказывается растраченным попусту, и вся масса товаров представляет на рынке гораздо меньшее количество общественного труда, чем то которое в ней действительно заключено. Поэтому эти товары должны быть проданы ниже их рыночной стоимости, а часть их вовсе не может быть продана.

Если на производство товара затрачено мало общественного труда и количество товаров недостаточно для покрытия общественной потребности, то в этом случае товар продается выше его рыночной стоимости. Предложение товара, как и спрос на него, характеризуется рядом показателей. К числу основных можно отнести количество товаров, поступающих на рынок, и объем потребности в них, их потребительские свойства /качество/, издержки воспроизводства и т. п.

Между количеством предложенной для реализации массы товаров и издержками производства тоже существует связь: например, для товаров горнодобывающей промышленности /уголь, нефть, руды/ расширение производства с освоением менее богатых месторождений вызывает относительный рост издержек производства. Для других товаров, например машиностроения, наоборот, рост масштабов производства позволяет использовать технологию массового, поточного производства, и это значительно сокращает удельные издержки.

2.    Понятие, причины, цель и формы международного движения капитала

Международное движение капитала - это размещение и функцио­нирование капитала за рубежом. Прежде всего, с целью его самовозрас­тания [2, с. 187].

Международная миграция капитала, как явление, начала активно развиваться в период становления мирового хозяйства. Дополняя и опосредуя международную миграцию товаров, оно становилось постепенно неотъемлемой, определяющей, отличительной чертой современной мировой экономики и международных экономических отношений.

Согласно оценки экспертов среднегодовые темпы прироста прямых зарубежных инвестиций составили в 80-е годы почти 34%, что в 5 раз превышало темпы расширения мировой торговли.

На современном этапе международное движение капитала служит определяющим элементом в функционировании мировой экономики, развитии прочих форм международных хозяйственных связей.

Перемещение капитала за рубеж (вывоз капитала) представляет собой процесс, в ходе которого происходит изъятие части капитала из национального оборота одной страны и помещение его в различных формах (товарной, денежной) в производственный процесс и обращение другой, принимающей страны. Международное движение капитала означает миграцию капиталов между странами, которое приносит доход их собственникам.

Среди причин перемещения капитала за рубеж выделяется относительная избыточность в собственной стране, стране – доноре. Это позволяет размещать капитал за границей в поисках сравнительно большей прибыльности и получать при этом доход как в форме дивиденда, так и процента.

Объективной основой международной миграции капитала является неравномерность экономического развития стран мирового хозяйства, которая на практике выражается [1,с . 109]:

·        в неравномерности накопления капитала в различных странах; в ''относительном избытке'' капитала в отдельных странах;

·        в несовпадении проса на капитал и его предложения различных звеньях мирового хозяйства. По оценкам специалистов, на начало 90–х годов размер ''относительных избытков'' капитала достиг 180 – 200 млрд. долларов;

На развитие процесса международной миграции капитала влияют две группы факторов, среди которых:

Факторы экономического характера:

·        развитие производства и подержание темпов экономического роста;

·        глубокие структурные сдвиги как в мировой экономике, так и в экономике отдельных стран (особенно с воздействием НТР и развитием мирового рынка услуг);

·        углубление международной специализации и кооперации производства;

·        рост транснационализации мировой экономики (так, объемы производства продукции зарубежными фирмами США в 4 раза превышают объемы товарного экспорта из самих США);

·        рост интернационализации производства и интеграционных процессов;

·        активное развитие всех форм международных экономических отношений.

Факторы политического характера:

·        либерализация экспорта (импорта) капитала (СЭЗ, оффшорные зоны и т.д.);

·        политика индустриализации в странах ''третьего мира'';

·        проведение экономических реформ (приватизация государственных предприятий, поддержка частного сектора, малого бизнеса);

·        политика поддержки уровня занятости.

Наряду с этим имеет мест экономическая целесообразность, непосредственно стимулирующая субъекты капитал экспорту и импорту капитала, которая заключается в [2,с .66]:

·        получении дополнительных прибылей;

·        установлении контроля над другими субъектами;

·        обходе протекционистских барьеров, выдвигаемых на пути движения товарных потоков;

·        приближении производства капитал новым рынкам сбыта (например, на территории СНГ должно быть создано около 200 совместных предприятий с итальянским капиталом по производству макаронных изделий);

·        получении доступа капитал новейшим технологиям;

·        сохранении производственных секторов путем создания зарубежных филиалов;

·        экономии на налоговых платежах, особенно при создании и регистрации промышленности в оффшорных зонах и СЭЗ;

·        снижении расходов на охрану окружающей среды.

 Классификация форм международного движения капитала отражает различные стороны этого процесса и производится по различным показателям.

По источникам происхождения различают частные и государственные капиталовложения.

Государственные капиталовложения – это государственные займы, ссуды, гранты (дары), помощь, международное перемещение которых определяется межправительственными соглашениями. Сюда же относятся кредиты и иные средства международных организаций (например кредиты МВФ). Но в любом случае это деньги налогоплательщиков, хотя и идущие до получателя разным путем.

Частные капиталовложения – это средства из не государственных источников, помещаемые за рубеж или принимаемые из – за рубежа частными лицами (физическими или юридическими).

Сюда относятся инвестиции, торговые кредиты, межбанковское кредитование; они не связаны напрямую с госбюджетом, но правительство держит их перемещения в поле зрения и может в пределах своих полномочий их контролировать и регулировать.

По срокам заграничные капиталовложения делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. К последним относятся все вложения более чем на 15 лет. Сюда входят наиболее значимые капиталовложения, т.к. капитал долгосрочным относятся все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций (преимущественно частные), а также ссудный капитал (государственные и частные кредиты). Краткосрочные – это вложения сроком до 1 – 1,5 года. Среднесрочные – от 1 до 5 – 7 лет.

По характеру использования зарубежные капиталовложения бывают ссудными и предпринимательскими.

Первые означают предоставление средств взаймы или ради получения прибыли в форме процента. В этой сфере довольно активно выступают капиталы из государственных и вложения из частных источников.

Предпринимательские инвестиции прямо или косвенно вкладываются в производство и связаны с получением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда. Чаще всего речь идет о вложениях частного капитала.

По целям предпринимательские капиталовложения делятся на прямые и портфельные инвестиции.

Прямые зарубежные инвестиции являются вложением капитала во имя получения долгосрочного интереса и обеспечения его с помощью права собственности или решающих прав в управлении. В основном прямые иностранные инвестиции являются частным предпринимательским капиталом.

Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за объектом вложения, а дают лишь долгосрочное право на доход, причем даже преимущественное в смысле очередности в получении такого дохода.

Международный валютный фонд в этом контексте (т.е. "цели") выделяет еще одну группу – ''прочие инвестиции'', в которые в основном входят международные займы и банковские депозиты [3,с . 14].

Однако основными формами международной миграции капитала являются ввоз и вывоз предпринимательского и ссудного капитала (рис.1) которые необходимо рассмотреть более подробно.

Ввоз и вывоз капитала

 
 

 

 

Рис. 1 Содержание ссудной и предпринимательской форм миграции капитала

 

 

 

 

Список литературы

1.     Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. — Ч. I: Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. — М.: Инфра-М, 2003.

2.     Козловский В.В., Лутохина Э.А. Мировая экономика (социально-ориентированный подход): Курс лекций / Под ред. д-ра эконом. наук, проф. Э.А. Лутохиной. — Мн.: ОДО «Равноденствие», 2004.

3.     Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. д-ра эконом. наук, проф. В.П.Колесова и д-ра эконом. наук, проф. М.Н.Осьмовой. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2002.

4.     Мировая экономика: Учеб. Пособие: 2-е изд., стереотип./С.П.Гурко, Е.П. Целехович, Г.А. Примаченок и др.; Под ред. А.К. Корольчука, С.П. Гурко. — Мн.: «Экоперспектива», 2003.

5.     Шемянков В.Г. Мировая интеграция. Учебное пособие. — Международные отношения, 2003.