Содержание

Введение. 3

1. Система социальных норм: понятие, виды социальных норм, место права в данной системе. 4

2. Законодательный процесс в Российской Федерации. 9

3. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов. 16

Заключение. 19

Список литературы.. 20

Введение

Слово “норма” латинского происхождения и означает буквально: регулирующее начало, правило, образец. По выражению Алексеева норма-это общее правило поведения, действующее непрерывно во времени и в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев. Нормы вырабатывает общество, социальные группы, которые входят в него. С помощью норм к людям предъявляются требования, которым должно удовлетворять их поведение.

В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются, прежде всего, на две большие группы - социальные и технические. Это наиболее общее деление, имеющее как бы первичное, исходное значение. Далее обе группы норм классифицируются по различным основаниям на многочисленные виды и разновидности.

Закон РФ характеризуется рядом свойственных ему черт. Он принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю народа РФ. Закон РФ содержит правовые нормы и поэтому является нормативным правовым актом. Закон РФ обязателен к исполнению всеми государственными органами, действующими на территории РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами РФ. Ему должны соответствовать акты всех других государственных органов. Закон РФ имеет прямое действие на всей территории РФ. Закон РФ является юридической базой деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции РФ, которой закон не может противоречить.

Права и обязанности супругов бывают как неимущественные (личные), так и имущественные.

В свою очередь имущественные права супругов могут регулироваться как законом, так и договором (брачным контрактом).

1. Система социальных норм: понятие, виды социальных норм, место права в данной системе

Теория государства и права обращает свое внимание главным образом на социальные нормы. Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами.

  Исследование социальной нормы сопряжено с анализом общественных отношений, деятельности индивидов. Общество всегда является результатом взаимодействия людей, выражает итог связей и отношений индивидов их деятельности.

Из этого следует, что изучение предметной, практической деятельности людей-необходимая предпосылка исследования общественных отношений, социальной организации общества. Общественные отношения и деятельность неотъемлемы друг от друга, эти явления взаимосвязаны, хотя и не тождественные. Общественные отношения выступают в качестве формы человеческой деятельности. Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадии людей к человеческому  обществу, с прогрессом социализации отношений с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.

  Люди не просто  “относятся друг к другу “ за категорией “отношение” стоят интересы человека, его потребности в общении, во взаимном обмене материальными и духовными ценностями. Каждому типу общественного развития, с его особенностям производства, материальной и духовной культуры присущ свой характер обмена, объективирующегося в устойчивых, повторяющихся общественных связях, формах деятельности людей. Эта деятельность неотделима от сознания и воли людей, которые являются ее предпосылкой и регулятором, определяют ее цели. Социальные нормы образуются в результате сознательно-волевой деятельности людей как высшей формы отражения объективного мира. В своей совокупности они выражают закономерности общественного развития, познаваемые людьми в процессе общения и освоения окружающей действительности и конкретизируемые в виде социальных норм. Так, для того чтобы общество могло существовать, люди должны продолжать свой род, добывать продукты питания, соблюдать элементарные запреты. Выработка соответствующих правил и является сознательно волевой деятельности людей по отношению объективных закономерностей общественного развития, в результате которой устанавливаются социальные нормы.

  Действуя сознательно люди не свободны в выборе характера деятельности, т.к. должны считаться объективными предпосылками человеческого существования. Ставя перед собой определенные цели, люди не могут не учитывать той объективной детерминации, которая предстает как общественная необходимость.         

Социальные нормы имеют всеобщий характер. Выражая определенное правило поведения, социальная норма распространяет свое действие не только на конкретное лицо (т. е. имеет не конкретный характер), но на всех лиц, оказавшихся в сходных ситуациях. Для социальных норм именно как для всеобщих правил поведения характерны многогранность применения длительность действий, неопределенность адресата (адресуется всем, кто оказывается в определенном качестве, в определенных условиях, предусмотренных социальными нормами).

Социальное взаимодействие людей объективно проявляется в повторяющихся актах производства, обмена, распределения, многообразных общественных связях и отношениях. На самых ранних этапах развития общества одновременно с возникновением труда и обмена появляется, и потребность их упорядочить. Многократная повторяемость определенных актов деятельности, явлений и событий особая черта исторического процесса, выявляющая внутреннюю закономерность его развития.

Подводя итог вышесказанному мы можем отметить, что социальные нормы это сознательно волевая деятельность людей, общеобязательные правила поведения людей в их взаимоотношениях между собой, определяемые в конечном итоге опытом исторического развития, национальными особенностями, существующими экономическими и политическими отношениями и обеспечиваемые в исполнение сознательностью масс, а также в необходимых случаях мерами государственного принуждения, либо общественным воздействием. Социальная норма не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки становятся правилом.

Таким образом, социальная норма формируется в ходе сознательной, целеполагающей деятельности людей, обусловленной, в конечном счете, объективными факторами, придающим нормам “объективную властность”.

  Объективный характер социальной норм определяется следующими обстоятельствами:

­­­– социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в само регуляции, в поддержании стабильности и порядке

–                       норма неотделима от отношений обмена, характер которых также детерминирован способом производства и распределения

–                       материальные и духовные блага, выступающие объектом обменных операций, не произвольны, а  заданы существующими экономическими и социально культурными условиями.[1]

Вместе с тем в социальной норме неизменно присутствуют субъективные качества, поскольку потребность общества в поддержании устойчивости субъективно осознается классами, индивидами, социальными группами. Результатом такого осознания является стремлением взять под защиту одну группу норм “перекрыть” действие других, приспособить определенные нормативные системы к наиболее оптимальному обслуживанию общих, классовых или групповых интересов. Такое субъективное осознание социальной значимости объективных социальных норм играет чрезвычайно важную роль в установлении в обществе ценностных эталонов и стандартов, усиление воздействия социальных норм на сознание и поведение людей.

  Социальные нормы чрезвычайно разнообразны,  поскольку разнообразны и регулируемые ими общественные отношения. Юридическая наука подразделяет социальные нормы исходя из таких критериев как:

–                       способ формирования

–                       сфера действия

–                       социальная направленность

С этой точки зрения выделяются:

Правовые нормы: они закрепляются в законах издаваемых государством, четко описывает границу поведения и наказания за их нарушение. Они выступают в качестве основных пунктов сосредоточения, определяют черты всей системы и характер взаимоотношений между ее частями. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства. При этом юридические нормы, по мнению С.С.Алексеева должны регламентировать поведение людей с таким расчетом, чтобы разрешались всевозможные конфликты, столкновения интересов.  

Моральные нормы: моральные нормы формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов. Мораль – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла и т. д. Мораль охватывает почти все сферы общественных отношений (в том числе и отношений урегулированных правом)

  Нормы морали по своему происхождению не связаны с государственной властью, они существуют устно и реализуются на основе внутреннего убеждения человека, на основе внутреннего общественного мнения. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания и их нарушение встречает общественное осуждение.

Политические нормы: правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом. Проявляются как во внутригосударственных, так и во внешних отношениях с другими странами и народами. Они состоят из правил поведения регулирующих отношений между государствами, социальными группами, партиями, в сфере осуществления политической власти.

Эстетические нормы: они закрепляют представления о прекрасном и безобразным не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и в быту. Одним, словом это правила связанные с представлениями о красоте человеческих поступков. Негативные оценки в этом случае сочетаются с моральным порицанием.

Религиозные нормы:  это установленные религиозными организациями или выработанные в ходе общественной практики правила поведения людей в области вероисповедания по содержанию многие из них выступают, как нормы морали, а также соприкасаются с правовыми нормами так религиозные нормы в заповедях устанавливают “не убий, не укради” так и правовые запрещают такие действия.

Корпоративные нормы: есть установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях, решениях общественных организаций для реализации и достижения целей их функционирования. Они регулируют отношения внутри данной организации, порядок ее деятельности, взаимоотношения, составляющих данную организацию, порядок вступления и выхода из данной организации. Корпоративные нормы обеспечиваются мерами, предусмотренными данной общественной организацией. Специфическая их особенность состоит в том.

Особое положение в системе социальных норм занимают

Нормы, обычаи, традиции: это такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, и в результате их многократного повторения становятся для них привычками. Обычаи когда-то были либо моральными, либо религиозными нормами, но со временем их истинное значение было забыто. Люди, следуя обычаям, уже не говорят, хорош или плох тот или иной вариант поведения, а поступают определенным образом в силу привычки. Многие обычаи складываются на определенной территории, носят национальный характер и твердо укореняются в общественной жизни. Обычай опирается на силу привычки и существует в силу наличия фактических отношений. Здесь права и обязанности совпадают, это является главным отличием его от других социальных  норм. В этом выражается его регулятивная особенность. Традиции по сравнению с обычаями имеют гораздо меньшую историю, а в будущим они могут перерасти в обычай.

Социальные нормы приобретают качество юридических вследствие того, что объективно способствуют функционированию социального целого определяя одинаковый для всех масштаб поведения участников общественной жизни, они обеспечивают их как элементов единой социальной системы и закрепляют связи множества отдельных индивидов в коллектив, общество. Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития. Право закрепляет условия, при которых индивид в состоянии удовлетворить свои потребности, лишь удовлетворив потребности другого. Массовые несоблюдения этих условий может привести к разрушению баланса общественных связей той основы, на которой держится современная социальная система, поэтому нормы их закрепляющие общеобязательны. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему общественных отношений, получает возможность нормального взаимодействовать с другими людьми, с различными организациями, с обществом в целом.  Воздействие социальных норм на поведение личности предполагает, во-первых, значение социальной нормы и ее осознание, во-вторых, мотив (желание следовать этой норме) и, в-третьих, само действие (реальное поведение).[2]

2. Законодательный процесс в Российской Федерации

Законодательный  процесс - это упорядоченная деятельность парламента по принятию федерального закона, включающая ряд последовательных стадий (этапов): внесение законопроекта, рассмотрение законопроекта, принятие федеральных законов, подписание и обнародование федеральных законов. Конституцией РФ предусмотрено три вида законов Российской Федерации:

-   федеральные законы;

-   федеральные конституционные законы;

-   законы РФ о поправках к Конституции РФ.[3]

Законы РФ принимаются в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представляющем собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. В РФ законодательный процесс состоит из нескольких стадий.

Первая стадия законодательного процесса — законодательная инициатива, сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.

Согласно ст. 114 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

Таким образом, Конституция РФ различает две группы субъектов права законодательной инициативы. В первую из них входят субъекты, чье право законодательной инициативы не связано какими-либо компетенционными рамками. Во вторую же группу этих субъектов входят те из них, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения.

Конституция РФ (ст. 104) устанавливает, что законопроекты вносятся в Государственную Думу. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Согласно Регламенту Государственной Думы право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных  конституционных законов и федеральных законов; законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР либо признании этих законов утратившими силу; предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Вторая стадия — предварительное рассмотрение законопроектов.

Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту.

В случае направления законопроекта в несколько комитетов Совет Государственной Думы определяет из числа этих комитетов ответственный комитет по законопроекту.

Законопроекты по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ направляются субъектам РФ для дачи предложений и замечаний (ст. 102 Регламента Государственной Думы).

Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе.

Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и соответствующие материалы к нему по предоставлению ответственного комитета Государственной Думы направляются депутатам Государственной Думы не позднее чем за три до рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы.

При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта.

Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада ответственного комитета Государственной Думы. При рассмотрении законопроекта заслушиваются предложения и замечания фракций и депутатских групп, депутатов Государственной Думы, полномочного представителя Президента РФ в Федеральном собрании, представителей Правительства РФ, субъектов РФ, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний; отклонить законопроект; принять закон.

Четвертая стадия законодательного процесса — принятие закона.

Совет Государственной Думы назначает в специально отведенный день недели третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в качестве закона. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить вопрос о возвращении к процедуре второго чтения законопроекта.

Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой Федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. В случаях если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии с Конституцией РФ (ст.ст. 106 и 108) и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту РФ для подписания и обнародования.

Пятая стадия — рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон в срок не более 48 часов направляется вместе с сопровождающими его документами всем депутатам Совета Федерации.

Конституция РФ (ст. 106) устанавливает перечень вопросов, законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации после их принятия Государственной Думой. К их числу относятся законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного. кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; войны и мира.

Особую стадию законодательного процесса представляет преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов.

В случае если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он передается Советом Государственной Думы в ответственный комитет Государственной Думы, который рассматривает возражения Совета Федерации, дает по ним заключение и вносит свои предложения по преодолению возникших разногласий на рассмотрение палаты.

Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону, принятому Государственной Думой и отклоненному Советом Федерации, может быть создана согласительная комиссия. Она создается как по инициативе Совета Федерации, поддержанной Государственной Думой, так и по инициативе Государственной Думы, поддержанной Советом Федерации. Регламент Государственной Думы предусматривает возможность проявления инициативы в создании такой комиссии также со стороны Президента РФ и субъекта права законодательной инициативы.

Члены согласительной комиссии от Совета Федерации избираются Советом Федерации и образуют депутацию от Совета Федерации в согласительной комиссии. Избранными считаются те члены Совета Федерации, которые получили наибольшее число голосов из всех предложенных на заседании палаты кандидатур, но не менее половины от числа депутатов, присутствующих на заседании.

Решение об избрании депутатов Государственной Думы в состав согласительной комиссии принимается на заседании палаты большинством голосов от числа избранных депутатов Государственной Думы.

Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст соответствующего федерального закона. Решения комиссии принимаются раздельным голосованием членов комиссии от каждой из палат. Комиссия принимает решение открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии от каждой из палат.

По результатам работы согласительная комиссия составляет протокол, содержащий предложения по преодолению разногласий. Протокол вносится на рассмотрение Совета Государственной Думы, который включает федеральный закон в календарь рассмотрения вопросов для повторного рассмотрения закона Государственной Думой.

В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной комиссии Государственная Дума может предложить продолжить ее работу с учетом поправок, одобренных палатой, для представления комиссией новых предложений в течение 10 дней. Совет Федерации вправе принять решение о продлении срока работы согласительной комиссии либо отказаться от участия в работе согласительной комиссии. Государственная Дума принимает решение по каждому предложению согласительной комиссии отдельно большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный закон в редакции, учитывающей предложения согласительной комиссии, которые были одобрены Государственной Думой, направляется в Совет Федерации.

Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла предложений согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый в этом порядке федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Председатель Государственной Думы уведомляет Председателя Совета Федерации о направлении этого Президенту Российской Федерации.

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 107) Президент РФ, которому направлен федеральный закон, в течение 14 дней подписывает его и обнародует.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен федеральным законом от 25 мая 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

В соответствии с упомянутым федеральным законом на территории РФ применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона можно считать день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания.

Федеральные законы подлежат официальному опубликования в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ». Федеральные законы для официального опубликования направляются Президентом РФ.

Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечение 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.[4]

3. Личные неимущественные и имущественные права и            обязанности супругов

Брак это юридически оформленный свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности.

Равенство супругов в семье

Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Заключение брака является правоустанавливающим юридическим фактом. Именно с момента государственной регистрации заключения брака у супругов возникают права и обязанности. Причем каждый из супругов становится в равной степени обладателем прав и обязанностей. Нормы семейного права разделяют совокупность всех прав и обязанностей супругов на две группы — личные и имущественные.

Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, а при отсутствии совместного места жительства законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов, не имевших совместного места жительства, определяются на территории

Российской Федерации законодательством Российской Федерации.

При заключении брачного договора или соглашения об уплате алиментов друг другу супруги, не имеющие общего гражданства или совместного места жительства, могут избрать законодательство, подлежащее применению для определения их прав и обязанностей по брачному договору или по соглашению об уплате алиментов. В случае если супруги не избрали подлежащее применению законодательство, к брачному договору или к их соглашению об уплате алиментов применяются положения пункта 1 ст. 161 Семейного Кодекса.

Личным неимущественным правам супругов в Семейном кодексе посвящена целая глава.

Определенные права супруги вправе осуществлять самостоятельно, например, выбирать род занятий, профессию, место пребывания и жительства. Супруги, состоящие в зарегистрированном браке, не обязательно должны проживать совместно, и в случае смены постоянного места жительства или временного места пребывания одним из супругов, второй супруг не обязан следовать за ним. Но, конечно, семья является более прочной, когда супруги живут совместно. Государство, поощряя совместное проживание супругов, предоставляет определенные льготы именно семьям, а не отдельным ее членам. Кроме того, место жительства несовершеннолетних детей, не достигших 14 лет, определяется, в соответствии с гражданским законодательством, по месту жительства родителей. Вселить несовершеннолетнего ребенка по месту своего жительства каждый из родителей имеет право в упрощенном порядке. Некоторые нюансы могут лишь возникнуть в том случае, если в суде имеется дело по жилищному спору. При раздельном проживании родителей место жительства определяется соглашением родителей. Если такое соглашение между родителями отсутствует, то спор между родителями решается в судебном порядке, исходя из интересов детей и с учетом их мнения.

В то же время вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно. При заключении брака супруги по своему желанию выбирают фамилию одного из них в качестве общей фамилии, они также могут оставить свои добрачные фамилии или присоединить к своей фамилии фамилию своего супруга. Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной. Если один из супругов поменял свою фамилию, в том числе и в браке, то это не влечет изменение фамилии другого супруга.

В последнее время девушки, имея возможность получать большое количество информации, в том числе и по наукам, которые раньше нам были неизвестны, предпочитают, при заключении брака, оставлять свою фамилию, чтобы не изменять свою судьбу. От себя лично могу добавить, что рациональное зерно в этом есть. Мне известны случаи, когда женщины при расторжении брака возвращали себе добрачную фамилию и утверждали, что со сменой фамилии их жизнь непостижимым образом менялась в лучшую сторону. Особенно это касалось тех женщин, брак для которых оставил много негативных эмоций и которые хотели сразу разорвать все отношения с бывшим мужем. Но, повторяю, это мое личное мнение, я ни в коей мере не призываю вас следовать ему. Могу лишь добавить, что за свою практику я узнала много не только женских историй: страдают в браке и мужчины.

В случае признания брака недействительным по решению суда, лицам, которые состояли в браке, возвращаются их добрачные фамилии. Но у добросовестного супруга, не знавшего о наличии препятствий к заключению брака, имеется возможность, предусмотренная законом, сохранить ту фамилию, которая была выбрана им при регистрации брака. В следующей статье мы поговорим о законном режиме имущества супругов. Это вопрос очень важный, минимальные знания по этому вопросу желательны для всех супругов, состоящих в браке.[5]

Заключение

     Социальные нормы имеют всеобщий характер. Выражая определенное правило поведения, социальная норма распространяет свое действие не только на конкретное лицо (т. е. имеет не конкретный характер), но на всех лиц, оказавшихся в сходных ситуациях. Для социальных норм именно как для всеобщих правил поведения характерны многогранность применения длительность действий, неопределенность адресата (адресуется всем, кто оказывается в определенном качестве, в определенных условиях, предусмотренных социальными нормами).

Законы РФ принимаются в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представляющем собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. В РФ законодательный процесс состоит из нескольких стадий.

Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по др. уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

Собственность каждого из супругов

Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам, является его собственностью.

Список литературы

1.                     Антокольская М.В. Курс лекций по семейному праву. -  М.: Юристъ, 2003.

2.                     Комаров С.А. Общая теория государства и права. – СПб.: Нева, 2004.

3.                     Манов Г. Н. Теория государства и права. - М.: Логос, 2003.

4.                     Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2003.

5.                     Шершеневич Г.Ф. Общая  теория  права. – М.: ЮНИИ, 2004.


[1] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2003. – С. 218

[2] Комаров С.А. Общая теория государства и права. – СПб.: Нева, 2004. – С. 193

[3] Манов Г. Н. Теория государства и права. - М.: Логос, 2003. – С. 274

[4] Шершеневич Г.Ф. Общая  теория  права. – М.: ЮНИИ, 2004. – с. 310

[5] Антокольская М.В. Курс лекций по семейному праву. -  М.: Юристъ, 2003. – С. 135