Содержание

Введение. 3

1. Понятие и сущность политических партий. 4

2. Классификация политических партий. 6

3. Партийные системы: понятие, виды, конституционное закрепление в зарубежных государствах (Великобритания, Италия, КНР) 8

Заключение. 14

Список литературы.. 15

Введение

Партия - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти.

   Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в США в начале ХIХв.

Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально партии активно действовали только в периоды избирательных компаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны с партийной дисциплиной. Политические партии с оформлением партийных билетов, взносов, членства в партии и дисциплиной появились в Европе с возникновением массового организованного рабочего движения.

Политические партии можно считать общественными объединениями. Так же, как и общественные объединения, политические партии должны действовать на принципах добровольности и самоуправления и не должны создаваться для достижения коммерческих целей.

Специфика же политических партий состоит в том, что они создаются с целью вовлечения граждан в политическую жизнь общества и в дела государства.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение политических партий и партийных систем в зарубежных странах (Великобритания, Китай, Италия).

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-             Дать понятие политическим партиям и рассмотреть их сущность;

-             Привести различные классификации политических партий;

-             Рассмотреть партийные системы – виды, конституционное закрепление в перечисленных государствах.

1. Понятие и сущность политических партий

Частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Партия - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти.[1] Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в Соединенных Штатах не ранее начала 19 века. Например, в тексте американской Конституции. Декларации прав и свобод гражданина, в других политических документах конца 18 в. нет даже упоминания о политических партиях.

Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течении многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Каждая партия создавалась для защиты интересов определенных социальных групп. По этой причине партии, как правило, не однородны и имеют внутри себя фракции - группы выдвигающие программы несколько отличные от общей, основной программы партии. Существование в партии различных фракций делает ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди различных групп избирателей.

Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической борьбы между различными фракциями и течениями. Руководящие органы многих партий составляются на основе представительства от различных фракций.

В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить интересам определенных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах.

Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально активно действовали только в период избирательных компаний. Они не имели постоянно действующих местных организаций.

Политические партии с оформлением партийных билетов, взносов, членства в партии и дисциплиной появились в Европе с возникновением массового орга­низованного рабочего движения.

  Общее, что присуще современным политическим партиям и что отличает их от партии начала и первой половины 19 в., - наличие партийного аппарата, т.е. организованной группы людей, для которой партийная, политическая деятельность является профессией. Структура партийного аппарата отвечает прежде всего задачам ведения избирательной борьбы.

  Каждая партия создавалась для защиты интересов определенной социальной группы. Постепенно она привлекала к себе все новые и новые слои избирателей. В результате партии стали в большинстве своем объединениями, в которых в том или другом сочетании представлены интересы различных социальных групп. По этой причине партии, как правило, неоднородны и имеют внутри себя фракции- группы, выдвигающие программы, отличные от общей программы партии.

  Существование в партии нескольких фракции, направлений не ослабляют партию, а наоборот, делают ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди разнообразных групп избирателей, учитывать многообразие социальных, экономических, политических интересов в обществе. Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной борьбы между различными фракциями и течениями.

  Те слои общества, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают ее на протяжение длительного времени, составляют ее социальную базу, а избиратели, регулярно отдающие ей голоса на выборах,-  ее электорат. Традиционной социальной базой социал-демократических партий в Европе был рабочий класс; либерально-демократические поддерживали средние слои (служащие, интеллигенция, мелкие предприниматели и т.д.); аграрные партии опирались на крестьянство; партии, занимавшие консервативные позиции, получали поддержку крупных собственников, части крестьянства и средних слоев. Примерно в середине 20 в. ситуация изменилась. Крупные партии получают на выборах голоса избирателей , принадлежащих к различным группам населения. Так, за социал-демократов голосуют не только рабочие, но и служащие, интеллигенция, мелкие и средние собственники. Партии консервативной ориентации поддерживают рабочие и служащие, члены профсоюзов и предприниматели.

  В программах партий обычно подчеркивается их намерение служить интересам различных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах. Вместе с тем на выборах в европейских странах (в значительной мере в США) партии продолжают сохранять своеобразие, собственное политическое и идеологическое лицо. Например, от социал-демократов избиратели ожидают проведения сильной социальной политики, принятия новых или совершенствования существующих программ помощи социально незащищенных групп населения.

2. Классификация политических партий

Рассмотрим основные классификации политических партий.

1. Существующие сейчас политические партии по организационной структуре  можно отнести к двум основным типам: организационно оформленным и организационно неоформленным.

1.           Организационно оформленные: в партиях этого типа члены партии получают партийные билеты и платят  взносы.

2.           Организационно неоформленные: в партиях этого типа нет официального членства (состояния в партии),  а для того, что бы считаться членом такой партии достаточно, что бы за  тебя проголосовал комитет этой партии. [2]

Общее, что присуще всем современным партиям, наличие партийного аппарата. То есть организованной  группы людей, для которых партийная политическая деятельность является профессией.

2. По характеру доктрин партии делятся на:

-             Революционные;

-             Реформаторские;

-             Консервативные;

-             Реакционные.

3. По месту и роли партий в политической системе они делятся на:

-             государственные (партийная идеология становится государственной, партия формирует государственную систему управления);

-             авторитарные (не сливающиеся с государством, но составляющие основу политического режима и пользующиеся его поддержкой);

-             парламентские (действующие в конкурентных политических системах).

4. Существует классификация партий по критерию организационной структуры: централизованные; децентрализованные; кадровые; массовые; партии с формально определенными принципами членства; партии со свободным членством.

5. По виду партийного руководства партии бывают:

-             коллективного руководства;

-             коллективного руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера;

-             личностного руководства;

-             харизматического руководства;

-             консенсуального руководства.[3]

3. Партийные системы: понятие, виды, конституционное закрепление в зарубежных государствах (Великобритания, Италия, КНР)

Понятие партийной системы отображает способ взаимодействия различных партии в борьбе за власть. Старейшим (и наиболее популярным посей день) критерием, используемым для классификации партийных систем, является количественный: выделяют беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

Количественная классификация выделяет лишь две партийные системы, которые связаны с либеральной демократией - двухпартийную и многопартийную. Главная сложность, связанная с применением этих понятий, вытекает из некоторой условности термина “двухпартийная система” в Великобритании, которая считается её классическим образцом, “третьи” партии набирают на выборах до 10% голосов, а количество этих партии давно перевалило за сотню. Обосновывая правомерность использования термина, обычно указывают на то, что власть всё же осуществляется попеременно двумя крупными партиями.

Партийная система Китая

Для Китая в партийной системе характерно следующее: есть руководящая организация и руководимые организации.

Согласно конституции, «руководящей силой в обществе и государстве является Коммунистическая партия Китая»[4], которая, по существу, выполняет властные функции. Все важнейшие мероприятия осуществляются по директивам, указаниям партии. Это относится как к кардинальным событиям, преобразующим лицо страны (создание в свое время народных коммун, а затем отказ от них и переход к допущению частной собственности и рыночных отношений), так и к решению частных вопросов в масштабах административно-территориальных единиц или, например, предприятий (назначение на должности определенных лиц, кадровая политика). В результате в Китае тесно переплетаются партийные и государственные функции, деятельность органов правящей партии и государства. Задача разграничить партийные и государственные функции в Китае ставилась неоднократно, но решить ее пока не удается и при сохранении существующих особенностей политической системы вряд ли удастся.

То, что конституция закрепляет руководящую роль КПК, означает, что она не может быть отстранена от власти, например путем выборов или иных демократических процедур, без изменения конституции и при сохранении существующей политической системы.

На основе конституционного права на объединение (ст. 16) в Китае существуют восемь других политических партий, объединяющих представителей различных слоев общества, а иногда лиц определенных профессий (например, так называемая Рабоче-крестьянская демократическая партия традиционно объединяет главным образом работников в области медицины).

Кроме нее к числу партий, которые в Китае обычно называются демократическими, относятся: Революционный комитет гоминьдана (это крыло, отколовшееся от правящей партии гоминьдана еще во время гражданских войн и пошедшее на известное сотрудничество с Компартией), Ассоциация содействия развитию демократии, Демократическая лига, Партия стремления к справедливости (Чжигундан), Общество Цзюсань (Общество третьего сентября). Лига демократической автономии Тайваня, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев (в Китае эта организация считается партией). Иногда распространяет заявления нелегальная организация, называющая себя Демократической партией.

Поправки к конституции, принятые в 1993 г., предусматривают “многопартийное сотрудничество” и “демократические консультации” между партиями и общественными организациями. Однако, даже взятые вместе, если исключить объединение промышленников и торговцев, эти партии насчитывают не более нескольких десятков тысяч членов; они несопоставимы по численности с КПК (более 57 млн. членов) и по роли их в обществе. По существу, действуют только центральные органы этих партий; они, как правило, не создают своих отделений в административно-территориальных единицах, не имеют организаций в учреждениях и на предприятиях. Демократические партии признают руководящую роль КПК в обществе и государстве (но не по отношению к ним самим, так как они считаются самостоятельными). Поэтому, хотя в Китае существует несколько партий, нельзя говорить о подлинной многопартийности. Самостоятельность демократических партий введена в определенные рамки и в результате существования Единого фронта различных партий и народных организаций.

Партийная система Великобритании

В отличие от Китайской партийной системы, для деятельности государственного механизма в Великобритании огромное значение имеет двухпартийная система. Одна из двух партий, сменяющих друг друга у власти, считается трудовой, рабочей партией. «В Великобритании признаются политическое многообразие, многопартийность».[5]

Консервативная партия (2 млн. членов) является наследницей партии тори, выражавшей интересы помещиков и крупного духовенства, но в настоящее время большинство в ней составляют рабочие и фермеры. Партия не имеет перспективной программы, устава, хотя существует фиксированное членство. Высший орган партии — ежегодная национальная (т.е. общегосударственная) конференция. Ее основной состав не избирается, а включает членов обеих палат парламента — консерваторов, а также 150 местных представителей.

Лейбористская партия значительно крупнее Консервативной (в ней 6,5 млн. членов), но благодаря коллективным членам, которыми являются профсоюзы и кооперативные общества (около 6,2 млн. членов), индивидуальных членов в партии только около 300 тыс. Правда, численность партии постоянно меняется. Лейбористская партия была создана для избрания рабочих в парламент. Главную роль в ней также играет парламентская фракция в палате общин, и прежде всего ее лидер, который на деле определяет политику партии, подбирает партийное руководство. По процедуре лидер избирается на ежегодной конференции партии (помимо парламентской фракции в коллегии выборщиков участвуют представители профсоюзных организаций и местных отделений партии).

Кроме того, в Великобритании существуют и другие менее многочисленные политические партии. Социал-демократическая партия создана в 1981 г. и коренным образом реорганизована в 1988 г. Вопреки названию по своим позициям она ближе к консерваторам, чем к лейбористам. В 1988 г. создана Партия социал-либеральных демократов. По своим экономическим требованиям она также ближе к консерваторам, но в политике требует введения пропорциональной избирательной системы и усиления роли парламента. Как и Социал-демократическая партия, это партия центристская. Общегосударственными партиями являются Коммунистическая партия Великобритании (около 7 тыс. членов), Коммунистическая партия Британии (менее 2 тыс.) и Партия зеленых. Число членов последней партии постоянно изменяется, но влияние “зеленых” падает, поскольку ее экологические лозунги перехватывают и трансформируют в своих интересах другие, особенно две главные партии. Несколько партий имеют местный характер. В Шотландии действует Шотландская национальная партия (80 тыс. членов), в Уэльсе — Уэльская национальная партия (Плайд Камри). Первая выступает за независимость Шотландии, а в качестве переходной меры — за очень широкую автономию, вторая — за самоуправление Уэльса, но избиратели этих регионов на референдуме 1979 г. не поддержали ни ту, ни другую партию. В Северной Ирландии действуют Юнионистская партия Ольстера, Народная юнионистская партия Ольстера и др.

В Великобритании нет закона о партиях, законодательные акты избегают даже упоминания о них, оперируя понятиями “правительство его (ее) Величества” и “оппозиция его (ее) Величества”. Партии действуют на основе конституционного обычая о праве на объединения.

Партийная система Италии

Согласно Конституции Италии, «все граждане имеют право свободно объединяться в партии, чтобы демократическим методом участвовать в определении национальной политики»[6]. Также говорится «запрещается восстановление в какой бы то ни было форме распущенной фашистской партии».[7]

Политические партии играют основную роль при формировании Правительства. В условиях многопартийности партии вынуждены объединяться в коалиции для того, чтобы войти в Правительство. Итальянская политическая практика характеризуется жестким контролем политических партий за конституционными органами; образование правительства - результат компромисса между партиями и, прежде всего, между их лидерами, а "продолжительность жизни" Правительств зависит от соглашений между этими лидерами.

Все партии, а их более 20, можно поделить на три большие группы:

1. L'Olivo - парламентское объединение, занимащее 48% в Сенате и 45% в Парламенте, включающее в себя следующие партии:

-             Партия левых демократов. Возглавляет Massimo D'Alema. Создана как партия социал-демократического толка (год создания - 1991),  выделилась из бывшей Компартии Италии

-             Народная Партия, под руководством Franco Marini

-             Партия обновления Италии, под руководством Lamberto Dini (был председателем Правительства)

-             Зеленые, под руководством Carlo Ripa Di Meana

2. Альянс Свободы. Занимает 35% в Сенате и 39% в Палате Депутатов, включает в себя центристкие и право-центристкие партии:

-             Партия "Италия, вперед!" Возглавляет Silvio Berlusconi (был председателем Правительства; был замешан в делах связанных с коррупцией; был привлечен к уголовной ответственности за получение взяток и осужден в 1997 на 18 месяцев тюремного заключения). Партия формировала Правительство совместно с Северной Лигой и Национальным Альянсом в 1994. Популисткая партия, зависящая от популярности своего лидера

-             Национальный Альянс. Под руководством Giofranco Fini. Партия неофашисткого направления, хотя и не проявляет себя открыто

-             Христианско-демократический Центр, под руководством Pierferdinando Cassini

-             Христианско-демократический Союз. Под председательством Rocco Buttiglione. Центристкая партия. Существует с 1946 года. Члены партии были вовлечены в скандалы, связанные с коррупцией. Имеет клерикальный характер, хорошие связи с Католической Римской Церковью. Под ее началом существуют различного рода конфессиональные союзы (2,9 млн. чел.)

Другие партии, не вошедшие в основные два блока в силу их малочисленности или независимости: Северная Лига; Партия обновленного коммунизма; Партия Южного Тироля; Итальянские Социалисты; Радикальная Партия.

В такой ситуации в партийной системе Италии наблюдаются следующие тенденции:

-             Снижение роли "классических" партий, скомпрометированных скандалами, связанными с коррупцией: Христианско-демократического Союза и Христианско-демократического Центра, несмотря на клерикальность (при этом следует учитывать, что 92% населения католики и только 8% иной веры или атеисты), несмотря на представительство в каждом церковном приходе по всей Италии;

-             Компартии Италии, что распалась и остатки которой в настоящее время представляет Партия Обновленного Коммунизма(процент представительства снизился с 35% в лучшие времена к 4%);

-             В то же время, характерно усиление роли малых партий, тех, что не присоединились ни к L'Olivo, ни к Альянсу Свободы, так как в Парламенте заметно равновесие между этими блоками и перевес в ту или иную сторону

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены политические партии и партийные системы в зарубежных странах (Великобритания, Китай, Италия).

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-             Дано понятие политическим партиям и рассмотрена их сущность;

-             Приведены различные классификации политических партий;

-             Рассмотрены партийные системы – виды, конституционное закрепление в перечисленных государствах.

В настоящее время в России появилось много различных политических   партий. Они постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу,  идет их развитие,  объединение и выработка совместных позиций.

Если сравнивать партийную систему изученных государств – Италия, Китай, Великобритания, - то для России ближе всего партийная система Италии.

В этом есть свои положительные стороны и отрицательные.

Двухпартийная система в отличии от многопартийной способствует постепенному смягчению идеологических конфликтов между партиями и их постепенному переходу на более умеренные позиции. А это делает политическую систему более устойчивой.

В условиях же Российской многопартийности политическое руководство носит, как правило, коалиционный характер. Это делает возможной ситуацию, когда потерпевшая поражение на выборах партия остается в правительстве лишь потому, что является удобным партнером по коалиции.

Эффективное функционирование многопартийности предполагает наличие и взаимодействие устойчивых либо активно формирующихся социальных групп с объективно обусловленными и осознанными социальными интересами и с реальной возможностью реализации этих интересов путем воздействия на политические структуры через различного рода общественные объединения.

Список литературы

1.           Китай. Конституция и законодательные акты. - М.: Прогресс, 2004.

2.           Конституции зарубежных государств. Сборник официальных документов. – М.: Юристъ, 2004.

3.           Конституция Италии. Официальный документ. – М.: Юристъ, 2005.

4.           Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 2004.

5.           Страшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник - М.: БЕК, 2003.


[1] Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 2004. – с. 149.

[2] Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 2004. – с. 154.

[3] Страшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник - М.: БЕК, 2003. – с. 197.

[4] Конституции зарубежных государств. Сборник официальных документов. – М.: Юристъ, 2004. – с.340. ст.17.

[5] Конституции зарубежных государств. Сборник официальных документов. – М.: Юристъ, 2004. – с.157. ст. 12.

[6] Конституции Италии. Официальный документ. – М.: Юристъ, 2005. – ст.49.

[7] Там же. – ч.1. ст.12