Содержание

Введение. 3

Глава 1. Философский аспект понятия качества. 4

1.1 Генезис понятия "качество". 5

1.2 Цель качества в философском плане. 9

Глава 2. Философское структурирование проблемы качества. 10

2.1 Типологизация качества. 12

2.2 Системное качество. 13

Глава 3. Управление  качеством и проблемы, связаные с этим. 14

Заключение. 18

Список используемой литературы.. 18

Введение

Человечество стоит на пороге перехода в новую цивилизацию — "цивилизацию качества", XXI век объявлен многими международными организациями, в частности, Европейской организацией по качеству ИСО, веком качества. Качество, по существу, стало показателем высокой эффективности труда в обществе, источником националь­ного богатства и, что особенно важно, фактором выхода из социального и экономиче­ского кризисов. Историческое подтверждение тому — послевоенное развитие Японии и Германии.

      Для обеспечения требуемого качества в различных областях жизни России необходи­мо перейти к новой системе, гармонически сочетающей использование механизмов рыночной конкуренции, целевых инвестиций, совершенствования форм организации производства, стандартизации, сертификации, законодательства и др. Необходима также кропотливая и последовательная работа организационного и научно-исследова­тельского плана.

Цель данной работы раскрыть философский аспект проблемы качества с помощью следующих задач:

- Категория «качество» - как социально – экономическая категория;

- Структура качества;

- Управление качеством и проблемы связанные с этим

 Глава 1. Философский аспект понятия качества

       Качество принизывает все стороны мироздания и является ключевым фактором социального устройства и деятельности людей. Качественная  характеристика имеет также фунда­ментальное значение для понимания человеческой сущности, духовной культуры.

       Качеством, таким образом, обу­словлена целостность природного и социального мира и его многообра­зие.

       Качество есть определенность вещи, предмета, явления, процесса, но основе которой они приобретают свое специфиче­ское бытие и выделяются из много­образия других вещей, предметов, процессов и явлений. Тем самым качество выражает неотделимую от бытия предмета его сущностную оп­ределенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным предметом.

      Обычно на этом и останавливается анализ понимания качества. Но что такое определенность предме­та? Во-первых, у предмета есть внеш­няя определенность, его форма, те ли иные свойства, признаки. На уровне чувственного восприятия на основе внешней определенности у человека (и у животных тоже) имеет­ся способность различать и выделять предметы. Различие предметов прежде всего воспринимается на осно­ве их свойств. Во-вторых, что более важно и су­щественно, у предметов (явлений, процессов) имеется внутренняя определенность, раскрываемая  на основе ряда  категорий: система, струк­тура, функция и т. д. Синтетической характеристикой внутренней опре­деленности предмета является цело­стность, придающая ему качествен­ное своеобразие.

   Итак, качество есть внешняя и внутренняя определенность предмета (явления, процесса), фундамен­тальная характеристика его целост­ности.

       1.1 Генезис понятия "качество"

     Для уяснения сути категории "качество", ее логического содержания остановимся на рассмотрении ее генезиса. В весьма сложной и много­гранной истории человеческой мыс­ли в обобщенном виде можно выделить следующие качественно различные вехи понимания качества:

- субстратное — характерное для древних культур и сводимюе к характеристике основных космических сти­хий, "стихий бытия": огонь, вода, земля, воздух и т. п.;

       - предметное—обусловленное влиянием производственной деятельности, формированием научных и тех­нических дисциплин;

       - системное — которое становится значимым в связи с тем, что объектами научного исследования и практи­ческой деятельности являются систе­мы образования;

- функциональное — выражает тенденцию определять качество через количественные показатели;

- интегральное — ориентирует на синтетический, целостный охват всех сторон, факторов.

   Одним из первых категорию "качество" рассмотрел древнегреческий мыслитель Аристотель. По его мне­нию, то, что существует само по себе, и  образует качество. И качество стоит на втором месте после  сущности.

     Качество рассматривается Ари­стотелем в следующих значениях:

1) как видовое отличие сущности;

2| кок характеристика состояний сущности;

3) кок свойство вещи.

      Таким образом, по Аристотелю, категория «качество»проявляется во многие отношениях. Первый вид качества выражает устойчивость пред­мета, его отличия от других вещей. Второй и третий — это состояния, свойства, которые способны изме­ряться и переходить друг в друга тепло — холод, болезнь — здоровье и т. п.).

    Аристотелевское понимание ка­чество на многие столетий определило последующее развитие мысли. Основное внимание обращалось на предметный характер качества.

     Идея системного понимания каче­ства принадлежит Гегелю и Марксу. В философской системе Гегеля ис­ходными логическими моментами бы­тия выступают качество, количество и мера. "Качество, — подчеркивает Гегель, — есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. Количество есть, на­против, внешняя бытию, безразлич­ная для него определенность... Тре­тья ступень бытия, мера, есть единст­во первых двух, качественное количество" [2, стр.33]. Гегель выявил диалектику качества и количества, их взаимоопределяемость. Качество есть в-себе-количество, а количество — в-себе-кочество. Такое понимание соотношения качества и количества открывало возможности функ­ционального подхода к каче­ству, выражению его через ко­личественные показатели, что стало значимым в XX столетии.

      Идея качества присуща рус­ской культуре. Качественная сторона мировоззрения, ментальности, души русского на­рода были постоянно в поле зрения творцов философии, науки и религии,

      Русские философы уделяли большое внимание проблемам качества, подчеркивая его ценностную (аксиологическую) значимость, его системный характер. Существенным в этом подходе к качеству было то, что оно прежде всего связывалось с духовностью, Так, В.С. Соловьев широко исполь­зует понятие качественной опреде­ленности при анализе нравственно-философских проблем [З, стр. 62]. Наличие качества приобретают добродетели, проявляющие свои свойства че­рез должные (нравственные) отно­шения.

      Добродетель как качество есть должное отношение человека ко все­му многообразию. При этом отно­шение качественно, оно имеет свои качественные различия. Так, инди­вид, отличая свою качественную определенность по отношению к дру­гому, вступает в следующие типы отношений: отношение к низшему, к себе подобному, к высшему. Не бу­дет должным отношение, если мы, например, к подобному себе будем относиться как к низшему или как к высшему.

 В то же время П. Б. Струве отмечал важную роль духовных, психологиче­ских факторов в Экономическом по­ведении, в обеспечении хозяйствен­ного подъема. Он писал: "Более производительная система не есть нечто мертвое, лишенное духовно­сти. Большая производительность всегда опирается на более высокую личную годность. А личная годность есть совокупность определенных духовных свойств: выдержки, самооб­ладания, добросовестности, расчет­ливости. Прогрессирующее обще­ство может быть построено только на идее личной годности кок основе и мериле всех общественных отношений" [5, стр 29]. Качество нового ("экономического") человека автор обозначает термином "годность", что, по его мнению, соответствует таким значениям, как направленность, действенность, эффективность, продуктивность. Индивидуализированная годность — это главная конструи­рующая экономического развития, ключевая характеристика работни­ка.

С более широких мировоззренче­ских позиций к проблеме качества подошел И. А. Ильин, который увя­зал в одно целое качество и судьбу России. Это позволило увидеть мно­гогранность качества, необходимость целостного, синтетического подхода к решению проблемы качества. Качество необходимо России: верные, волевые, знающие и даровитые лю­ди; крепкая и гибкая организация; напряженный и добросовестный труд; выработанный первосортный продукт; высокий уровень жизни, Новая, качественная эпоха нужна ношей Родине, эпоха, которая исцелила бы, зарастила бы все язвы револю­ционного времени" [б, стр.45]. Предпосыл­кой такому развитию, по мнению И. А. Ильина, является природная даровитость и духовная гениальность русского народа.

 Функциональное понимание каче­ства, закономерность выражать ка­чественные характеристики через ко­личественные показатели было тес­но связано с экономическими про­цессами, практикой хозяйствования.

В этой связи поучителен мировой опыт, опыт ряда стран, вставших уже в первые десятилетия XX века на путь интенсивного экономического развития. 20-е годы ознаменовались из­менением отношения к проблеме качества продукции.      Начинает раз­виваться инженерная наука управ­ления качеством в процессе произ­водства, начинают применяться ста­тистические методы управления на основе контрольных карт, предложенных американским специалистом У. Шухартом.

  В 30-х годах в мировой практике промышленного производства вы­двигается идея совместной деятельности рабочего, контролера и ме­неджера в решении проблем качества изделий. Одним из важнейших условий повышения качества про­дукции выдвигается качество "рабочей жизни", то есть условий, в кото­рых работает производственный персонал.

  В конце 50-х годов, когда в ряде развитых стран были удовлетворены первые жизненные потребности на селения, важнейшим условием вы­живания фирм стало качество изде­лий. В это время Дж. Джураном, американским специалистом в об­ласти управления качеством, выдви­гается идея бездефектности как ос­новного показателя качеств про­дукции. В 1976 г. известный японский специалист К. Исикава публикует свои работы, где описываются мето­ды построения причинно-следственных диаграмм для решения пробле­мы качества. В это же время другой не менее известный японский уче­ный Г. Тагути публикует работы, в которых выдвигаются идея и методы обеспечения высшего уровня качества. путем принятия оптимальных решений на этапе проектирования изделий.

Итогом этих процессов стало ут­верждение в мировом производстве идеи приоритета качества. Обост­ренное внимание к качеству продук­ции вызывалось не только конкурен­цией товаров, но и рядом других факторов: эргономических, экологи­ческих, технологических. Конец 80-х годов отмечен формированием идеи всеобщего управления качеством (Total Quality Management — ТQМ), главным содержанием которой явля­ется ответственность за качество всех работников предприятия, на всех стадиях создания изделий. В практику внедряется система ИСО 9000, в соответствии с которой ка­чество определяется как "совокупность свойств и характеристик изде­лий или услуг, обеспечивающих удовлетворение обусловленных или пред­полагаемых потребностей".

      Опыт решения проблемы качества в хозяйственной практике имеет­ся и в России, где обращается вниманий на интеграцию усилий всех участников технологического про­цесса по изготовлению изделий и на системные и функциональные свой­ства качества.

      Это важный рубеж в решении про­блем качества. Однако его недоста­точно. В российской культуре есть все возможности для более всесто­роннего, интегрального понимания качества, для возрождения России на качественной основе, охваты­вающей все стороны жизни талант­ливого, самобытного народа.

       1.2 Цель качества в философском плане

       Цель качества — внести осмыслен­ность в жизнь человека, сделать ее более творческой и радостной. Че­ловек не только участвует в действии природных сил, и его деятельность приобрела все качества мощной геологической силы, но он должен знать цель планетарно-космического процесса, что придает осмыслен­ность и свободу его действиям.

Цель качества, таким образом, определяется:

    - мировоззренческими ориентира­ми: человек живет и действует в качественно многообразном мире. Системы мироздания, начиная с микроявлений и кончая галактическими образованиями, представляют со­бой качественные явления, имеющие специфические пространственно-временные характеристики;

     - логико-гносеологическими и мето­дологическими условиями: познавая те или иные процессы, которые ста­новятся объектом для научного ис­следования, мы прежде всего стре­мимся выявить их качественную оп­ределенность, раскрыть их свойст­ва, связи и отношения. Применяе­мые при этом методы и сродства в той или иной степени учитывают качественные особенности исследуе­мого объекта,

      - психологическими факторами: ка­чественная, хорошо организован­ная деятельность, а также и качество производственной среды вызывают положительные эмоции и чувства, приносят удовлетворение. Качество тем самым положительно "заряжает" человека;

      - этическими и эстетическими нормами и принципами. Нравственно развитый человек творит, организу­ет свою деятельность, ориентируясь на принцип качества, и направляет максимум усилий своей душевной энергии на его достижение. Эстети­ка качества, красота воспитывают нравственную чистоту, человеческие качества;

     - социальной основой: человек стре­мится жить в качественном социуме,

  в котором созданы условия для его жизни и творчества. Социум дол­жен иметь такие качественные ха­рактеристики: целостность, духов­ность, демократичность, гуманистичность и т. п.;

      - технологическими условиями. Они определяют значимость качества:

материалов, проектирования, тех­нологий, работающего персонала и т. д. Итогом этих условий и является качество продукции, процессов, услуг.

Глава 2. Философское структурирование проблемы качества

      Проблема качества в методологическом плане содержит широкие возможно­сти для изучения. На для этого категория качество должна быть со­отнесена не только с такими традиционными категориями, как количество, мера, но прежде всего с категориями система, структура, организованность. Это вполне отвечает современной научной парадигме, на­учной картине мира.

      Наука в своем историческом развитии совершила в XX в, переход от парадигмы механизма, для которой было характерно механическое по­нимание мира и качество сводилось к вещественным характеристикам, к парадигме организованности. Одним из первых, кто осознал необхо­димость перехода к новой парадиг­ме, был русский ученый А. А. Богда­нов, провозгласивший концепцию организованности как новый способ мышления [2,стр.28]. Толкование идей организованности но основе общесистемных представлений и термодинамики неравновесных процессов привело к возникновению ряда но­вых научных дисциплин — общей теории систем, теории самоорганизации синергетики. Принципы и идеи организованности всесторонне разрабатывались в биосферно-ноосферной концепции о роботах В. И. Вернадского [З, стр. 58], В. Н. Сукачева, С Н. В. Тимофеева-Рессовското и их последователей.

      В результате развития отмеченных идей выявляется новое понимание качества, в котором ведущее значение приобретают системные и структурные характеристики.

      Система представляет собой со­вокупность элементов и их связей, образующую определенную целостность (внешнюю и внутреннюю). Качественные же характеристики сис­темы несводимы к сумме свойств составляющих ее элементов и связей.

      Структурный аспект качества вы­ражает способ связей, расположения и порядка элементов содержания системы. Это позволяет дать более емкую характеристику качества.

      Категория организованности вводит в характеристику качества осо­бенности пространственно-временных соотношений, уровни и формы вещественного, энергетического и информационного обмена между со­ставляющими целостности системы, а также между системой и средой.

Все это позволяет дать всестороннюю типологию качества, выделить основания ее классификации.

         2.1 Типологизация качества

      Классификацию типов качества можно проводить по том или иным основаниям:

    1). Через соотношение внешнего и внутреннего можно выделить:

- качество как внешнюю определенность, раскрываемую через совокупность свойств;

    - качество как внутреннюю определенность, выражающую целостность предмета и его сущностные характеристики;

       2). По природе  носителей качество различается на:

- природное качество, детерминированное естествен­ными закономерностями;

- социаль­ное качество, обусловленное осо­бенностями социальных отношений;

-  духовное качество, характеризующее духовный  мир ценностей;

       3). Структурный подход позволяет раз­личать структуры качества: природное,

социальное  и  духовное;

       4). Системный подход различает сис­темы самоорганизующиеся и несамоорганизующиеся.  Любая сложная система включает три уровня: субстратный (уровень материальных носителей), структурный (уровень взаимосвязей элементов системы) и  информационный (уровень обмена информацией);

       5).  По функциям качество, во-первых, выражает и закрепляет определенный уровень целостности предмета, стабилизирует его и упорядочивает; во-вторых, стимулирует творческий поиск в совершенствовании качество; в-третьих, ориентирует на инте­грацию различных подходов, видов деятельности.

2.2 Системное качество

      В современных условиях как в нау­ке, так и в практике приходится иметь депо со сложными системными образованиями. В связи с этим и возникают теоретические трудности с определением уровней качества и с выделением в данной типологии системного качества.

      Первый род качества — природный материально-структурный. В его основе лежат свойства сомой при­роды. Любое природное тело — почва, вода, воздух и т. п. — опреде­ляется прежде всего по своему материально-структурному качественно­му статусу. На этом уровне исследования нас интересуют те или иные свойства, состояния этих природных сил. Как правило, теряется из виду их системное качество, их целостность, самобытность, законы функциони­рования.

     С первым родом качества связан второй — функциональный. В основе этого типа качественной определен­ности лежит принцип специализа­ции, назначения. Это прежде всего видно на примере предметов (ве­щей, процессов), созданных челове­ком. Все предметы, созданные чело­веком, определяются по этому прин­ципу. Здесь нас интересует их на­значение, их функции. С этими же мерками мы зачастую подходим и к самобытным природным образованиям, давая им то или иное функцио­нальное качество, например, почве — биопродуктивность, не придавая значения тому, чем и какими систем­ными факторами она обусловлена. К сожалению, функциональный под­ход широко распространен и по отношению к человеку. Для работо­дателя функциональные качества че­ловека превыше всего.

       Третий род качество — системный. Он значим для рассмотрения природных, социальных и духовных явлений. Любое сложное образование ость прежде всего системное образование, для которого ведущее зна­чение имеет его целостность, харак­тер взаимосвязи составляющих его элементов.

       Современная наука синергетика, развивая идеи системности и орга­низованности, большое значение придает описанию сложных систем [4, стр 62]. Любая сложная система имеет внутреннюю структуру и функциони­рует с большим числом степеней свободы. Это обусловливает то, что эти системы являются стохастическими — вероятностными в своем опи­сании. Уже при наличии нескольких десятков элементов число возмож­ностей весьма велико/ что затрудняет процесс управления системой, а ее поведение делает близким к хао­тическому.

Для противодействия этому слож­ные системы строятся по иерархиче­скому принципу, когда каждый уро­вень системы оказывается самостоятельным и саморегулируется.

      

Глава 3. Управление  качеством и проблемы, связаные с этим

Исключительно важное значение в современных условиях имеет про­цесс управления, посредством кото­рого возможно достижение тех или иных целей, придание системности проводимым изменениям. При этом существенно то, что цели, средства и методы управления сориентирова­ны на качество, т. е. речь идет об управлении качеством. И этот фак­тор становится ведущим для харак­теристики развитости современных стран и государств. Те страны и государства, которые осознали значимость фактора качества в сво­ем развитии, разрабатывают и при­меняют соответствующие системы управления качеством, {Э. Деминга, Дж. Джурана, ТОМ).

Проблема качества особенно актуальна для России, для процессов ее преобразования. Фактор качества был упущен из виду, не были сформулированы качественные це­ли реформ, такие как улучшение условий жизни и рост жизненного уровни население, повышение качес­тва и оптимизация ассортимента вы­пускаемых товаров и оказываемых услуг [4, стр 35].

      По нашему мнению, необходимо философское осмысление существа проблем управления качеством, что позволит с учетом национального и мирового опытов подойти к формированию интегральной системы управления качеством. Нами предлагается его интегральная модель (эллипсоид), завершающая форма­лизацию процесса исследования про­блем качества {схема 3).

      Устремленность к качеству есть всеобщая составляющая всего мироздания. Мир, Вселенная, Космос как порядок, организованность есть качественная определенность, на­ходящаяся в динамическом состоя­нии. И эту устремленность к качеству человек может выразить своим творчеством, своей культурой, а так­же и хозяйственной деятельностью.

Имеется взаимосвязь между тем, как понимается качества, как оно рассматривается, и тем, как и каки­ми методами решается вопрос об управлении им. Субстратному   и предметному пониманию качества соответствует технологический уро­вень управления, воздействие на вещь (предмет) с целью придания ему соответствующих свойств; сис­темному и функциональному — со­временные системы управления, по­строенные на принципах ТQМ. В этой системе управления учитывается обусловленность качества не толь­ко экономическими и технологичес­кими факторами, но и организационными, психологическими.

В этих системах подчеркивался, что только систематическая и целе­направленная работа может при­нести успех. Над качеством нельзя работать эпизодически, на предпри­ятии необходимо сформировать ус­тановку на качество и недопусти­мость дефектов в материалах, про­дукции, технологии, квалификации персонала. Иначе говоря, качество технологически, организационно, психологически должно быть задано. Категория "качество" — это кате­гория и технологическая, и органи­зационная, и психологическая, и нравственная.

Типичная ошибка — сужение качества до проблем технологии. Качест­во начинается с качества работни­ка, его квалификации, ею раскрепо­щенности. Э. Деминг в своей концеп­ции качества обращает внимание и на такой психологический фактор, как страх. Поэтому предлагается изгонять страх, так как он разрушает качество человека, его достоин­ство, его гордость. Раскрепощение людей, создание условий для творчес­кой роботы, поддержка и стиму­лирование их инициативы создают ориентацию на качество.

  Другая типичная ошибка — оцен­ка результатов работы по количест­ву. Конечно, оценить количество про­ще, ибо оно измеряемо и наглядно. Сложнее увидеть всю систему факторов, взаимоотношений, которые обеспечивают качество. Результаты труда каждого работника зависят не только от его личного умения и усердия, но и от организации про­цесса производства, состояния обо­рудования, качества взаимоотношений между людьми, качества ком­плектующих, материалов и т. п.

 Управление — это не только качес­твенный вид деятельности, на что обычно больше обращают внима­ние, но прежде всего — системное качество. Субъект, объект, цели, средства и методы управления взаимообусловливаются и находятся в системной взаимосвязи. В этой системе полнее выявляют свои возможности все слогаемые процесса управления.

   Субъекты управления: -

- участники процесса управления;

- специфические органы управления;

   Качество субъекта управления во многом определяется тем, насколько и как вовлечены в процесс управления все участники.

 Средства и методы управления:

     - человеческие качества;

     - властные отношения;

  -информационные ресурсы.

Качество методов и средств управления определяется прежде всего тем, асколько и как матевируются человеческие качества. Но властные отношения имеют абсолютное значение лишь в критических ситуациях, а человечкский фактор - ведущий фактор процесса управления.

Объекты управления:

- отношения между людьми;

- технологические процессы.

Качество объекта управления определяется отношениями между людьми. Через формирование этих отношений объекту управления придается новое качество. Важное значение имеют и проблемы управления технологическими процессами.

 Цели управления:

           - достижение нового качества организованности, нового порядка;

           - костижение более вымсоких показателей качества в работе.

            Качества целей управления зависит от того, что является приорететным в работе фирмы, коллектива. Добиваясь сиюминутного успеха, можно упустить главное, слаженность в работе коллектива.

Заключение

Итак, философской основой проблемы качества и процесса управления качеством являются духовная, социальная и природная среды.  Ключевая роль во взаимосвязи факторов качества принадлежит духовности, духовное творчество русского народа - питательная почва, на основе которой могут быть решены все и другие проблемы, связанные с качеством.

 Итак, хозяйство как целостный организм может развиваться лишь на основе ориентированности на качество, что и определяет необходимость решения проблемы управления качеством.

Поставленные задачи раскрыты в определениях известных философов, приведены примеры и описание возможных подходов для более полного восприятия данной темы.

Первая задача раскрывает: генезис понятия "качество", цель качества;

Вторая задача определяется структурностью качества, которая раскрыта в типах качества и системности;

Третья задача показывает сложности и проблемы управления качеством, средства, методы управления.

Список используемой литературы

1. Аристотель - соч. в 4-х томах. — Т.. — Метафизика. — М-: Мысль, 1976.

2. Гегель. Энциклопедия философских на­ук. Т. 1. Наука логики. М: Наука, 1 974.

3. Соловьев В.С. Соч. в 2-х томах. — М.:  Мысль, 1990,

4. Карсавин Л.Н. Философия истории. — С.-Пб.: АО "Комплект", 1993.

5. Струве П. Б. Интеллигенция и народное хозяйство. — С-П6., 1911.

6. Ильин И.А. Спасение в качестве// Русский колокол. — 1928. — № 4. — С 3-7.

7. Ивлев Ю.В. Логика. - М,: Изл-во МГУ, 1992.

  8. Живая Этика: Избранное — М.: Республика, 1992.

9.Концепция самоорганизации становление нового   научного               мышления - М Аргус 1994.

  10. Булгаков С.Н. Филисофия хозяйства. Соч. В 2-х т. - Т.1. - М.: Наука 1993.

   11.Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статистики и    динамики. - М.: Наука , 1991.

    12.  Ильин И.А. Избанное - Смоленск : Посох, 1995

      13.  Гличев А.В. Реформирование экономики и фактор качества / Стандарты и    качество. - 1997, 4.