Содержание

Введение_______________________________________________________ 2

Глава 1. Феминизм во всем своем разнообразии______________________ 3

1.1. Либеральный феминизм____________________________________ 3

1.2. Радикальный феминизм____________________________________ 5

1.3. Марксистский и социалистический феминизм_________________ 8

Глава 2. Что обещает обществу феминизм... ?_____________________ 12

Заключение____________________________________________________ 17

Список источников и литературы_______________________________ 18

Введение

История борьбы женщин за свои права, история феминизма, являясь частью социальной истории человечества, почти не известна большинству женщин и мужчин. Лишь в последние десятилетия феминизм стал предметом общественных дискуссий, научных исследований и учебной дисциплиной в университетах. Благодаря публикации в конце 80-х – 90-х гг. работ российских авторов, посвященных истории и идеологии этого социального феномена, а также переводам на русский язык некоторых из известных во всем мире текстов по истории и социологии феминизма, появляется возможность и у нас в стране понять, что же стоит за набором убеждений, которые обозначаются понятием «феминизм».

Феминизм(новолатинское feminismus, от латинского femina – женщина) - это убеждение в том, что женщины должны иметь равные с мужчинами права и возможности. Феминисты, придерживающиеся разных теоретических точек зрения, расходятся во мнении относительно причин и основ патриархата, относительно того, какие методы верны, а также относительно характера и глубины необходимых изменений, однако все они согласны, что биологический пол не оправдывает господства или подчинения.

Феминизм - социокультурное и общественно-политическое движение, сформировавшееся в XIX веке и ставшее массовым движением XX веке. Согласно доктрине феминизма женщины в современном обществе находятся в неблагоприятном положении; феминизм отстаивает идею равенства прав мужчин и женщин. Проблемы, обсуждаемые феминистками в XIX веке, были разнообразными: влияние брака на личность женщины; политические права женщин; экономическая зависимость женщины от мужа; возможность полной социальной реализации; женское творчество и др. В. XX веке феминизм из социального движения за равные избирательные права перестает в радикальное движение за фундаментальные права полов на работе и дома.

Глава 1. Феминизм во всем своем разнообразии

Теория феминизма - теория, которая в связи с политическими и cоциальными изменениями 1960-70-х гг. бросила вызов традиционным концепциям женственности и пола. Теории "описывают исторический, психологический, сексуальный и расовый опыт женщин" не только в академическом ключе, но и демонстрируя, что "феминизм может быть источником силы".

1.1. Либеральный феминизм

Ранние либеральные феминистки предприняли попытку исправить недоразумения, допущенные в отношении женщин. В своей работе Мэри Уолтонкрафт (1759-1797 гг.) "В защиту прав женщин" (Лондон, 1792) энергично защищает права женщин. Пятнадцатью годами позднее Гарриет Тэйлор Милль (1807-1858 гг.) вместе со своим соратником Джоном Стюартом Миллем (1806-1873 гг.) опубликовала ряд эссе, оправдывающих женскую эмансипацию.[1]

В "Зависимости Женщины", впервые опубликованной в 1851 г., традиционные конвенции, касающиеся работы и семьи, квалифицировались как подавляющие женщину и отказывающие ей в свобод выбора. И Уолстоункрафт, и Милли отмечали, что женщина - это человеческое существо, которому доступна рациональная мысль, и что она заслуживает таких же естественных прав, которые гарантированы мужчине. Поскольку женщина воспринималась в Первую очередь как сексуальный объект, именно на таких качествах, как мягкость, послушание, воздержанность, делался акцент при ее воспитании. Таким образом так называемая "естественная" слабость женщины, ее иррациональность и любопытство в действительности представляют собой результат недостатка образования и отсутствия свободы выбора, результат ее зависимости от мужчин, а также результат ее ущербной социализации.

Предвещая развитие феминизма, эти авторы формулирую цели, которые до сих пор актуальны для феминисткой повестки дня. Среди них - прекращение правовой, экономической и социальной зависимости от мужчин; обеспечение свобод и возможностей в получении и усовершенствовании образования; поддержка открытого соревновательного функционирования экономического рынка и защита его от вмешательств и интервенций; ускорение процесса модернизации; введение законов которые приводили бы к улучшению статуса женщины.

Либерализм изменялся по мере развития капиталистического мира, изменялся и статус либерального феминизма(далее л.ф.). Либерализм в классическом смысле, подразумевавший защиту государством гражданских свобод, создание равных возможностей действовать на рынке, остался в прошлом. На смену ему пришел эгалитарный либерализм, который подразумевал защиту государством экономической справедливости, предоставление социального, медицинского обслуживания и помощи семье и пр. Л.ф. проделал схожую эволюцию, хотя он и не является простой копией либерализма. Более того, либералам распространял индивидуализм и личную свободу только на мужчин. Развитие л.ф. вывело его за границы формального равенства, подняв новые вопросы помощи в воспитании детей и личной свободы в репродуктивной сфере.

В 1960-е годы классиком данного направления признана американка Бетти Фридан, изложившая свои взгляды в книге "Мистика женственности"(1963). Образ счастливой домохозяйки был подвергнут критике как несуществующий миф. Общественные нормы препятствовали личностному развитию женщины: от нее ожидалось соблюдение "инфантильных" образцов поведения, она воспринималась только через мужчину только как пассивное существо, имеющее много общего с ребенком.

В конце 1950-х годов в Америке идеалом считалась красивая, образованная, занятая мужем и детьми женщина, имеющая дом в пригороде, автомобиль и пр. Однако достигшие данного идеала женщины оказывались неудовлетворенными, сами не понимая причин - проблема не имела названия. У многих присутствовало чувство разочарования и недовольства, и в то же время слова "эмансипация" и "карьера" звучали для них странно. В послевоенный период было широко распространено представление о женственности, когда открылись новые возможности личностного роста. Именно в тот момент, когда открылись новые возможности для карьеры и образования, женщины стали покидать учебные заведения, предпочитая выполнять только одну, традиционную роль. Стереотипы оказались столь сильны, что женщины утратили даже представление о своих возможностях. Это привело к кризису идентичности и личностного роста - той же проблеме, которая возникает у многих людей, и которая тогда считалась мужской. Судьба женщины рассматривалась как заданная биологией, и потому не предполагалось, что женщина может иметь проблемы идентичности и роста.[2]

Как утверждает Б. Фридан, такие представления о женственности создали психоанализ, интерпретирующий невротическую зависть женщины к мужчине, и функционализм, рассматривающий статус женщины как жены и матери, а равенство полов - как нефункциональное для общества. Общество обучает девушек в первую очередь тому, как "выполнять роль женщины". Либеральное решение проблемы виделось автором в образовании и вовлечении женщин в общественную сферу, в прекращении дискриминации женщин в труде, в совмещении семьи и работы.

Предполагалось необходимым сломать стереотипы, связывающие женщин исключительно с воспитанием, заботой, обслуживанием, а мужчин - с управлением (то есть те стереотипы общественного сознания, в соответствии с которыми избиратели голосовали за мужчин, а наниматели предпочитали нанимать мужчин).

Положение женщины связано с традициями и законами, преграждающими путь к успеху. В обществе существуют убеждения, что женщины от природы менее развиты, интеллектуально и физически, и эти убеждения препятствуют раскрытию их потенциала. Если женщины получат равные права с мужчинами, то равенство полов будет установлено.

Либерально-классическое направление феминизма, исходя из того, что общество в целом благоприятствует мужчинам, ориентировалось на изменение законов и политики, дискриминирующих женщин. Предполагалось, что в результате изменения законов женщины смогут на равных соревноваться с мужчинами.

В отличие от них феминисты эгалитарного либерализма полагали, что женщины должны иметь преимущества. От гендерно-нейтральных законов необходимо переходить к гендерно-специфичным, позволяющим вдовам, одиноким матерям, разведенным получить реальные шансы.

К этому направлению относят вторую книгу Б. Фридан - "Вторая cтадия"(1981), которая вышла почти через двадцать лет после первой, когда обнаружились новые трудности совмещения женских ролей. Если в 1960-е гг. женщины были жертвами мистики фемининности (представления о женственности), то теперь они стали жертвами "мистики феминизма" (представления о феминизме). Если раньше было обнаружено, что женщины-домохозяйки не удовлетворены своей жизнью, то спустя четверть века возникло разочарование у женщин, успешно делающих карьер. "Суперженщина" стала зависимой и от мужа, и от начальника.

Феминистская критика либерализма направлена на переоценку индивидуальной свободы, ратует за гуманизм, нейтральный в гендерном отношении, за ориентацию на общечеловеческие ценности, которые равны мужским ценностям, а также за стремление действовать внутри существующей системы, не ставя целью ее коренное преобразование.

1.2. Радикальный феминизм

В определенном смысле радикальная идеология противоположна либерализму. Если либерализм в дилемме "сходство - различие полов" решает проблему через сходство, равенство, одинаковость, то радикализм строит свою теорию и практику, исходя из различия. В центре радикальной идеологии находится женская биология. Феминизм определяет причину подавления женщин через структуры традиционных гетеросексуальных отношений и социальных институтов. Эта идеология возникла в 60-х годах XX века. Организационно радикальный феминизм вырос в США из движения Новых Левых и кампании за гражданские права чернокожих американцев. Данная идеология отрицала идею равенства с мужчинами, провозглашала освобождение всех угнетенных. Организационная деятельность движений радикальной идеологии привела к созданию феминистской альтернативы в литературе, музыке, духовной сфере, медицине, сексуальности, даже в сфере занятости и технологии. Новая ветвь движения состояла из сети разнородных организаций, связанных в определенные "связи".

Радикальный феминизм(далее р.ф.) как явление XX века тесно связан с такими тенденциями современности, как рост внимания к межличностным отношениям, чувствам и ощущениям, и с изменением отношения к сексуальности, контрацептивам, материнству. Р.ф. был представлен относительно небольшими группами в основном белых женщин, студенток, принадлежащих к среднему классу. В р.ф, не существует единой теории. По мере его развития идеология становилась все более дифференцированной. В теоретическое осмысление постепенно включался не только опыт белых образованных женщин (которые оставались ядром движения), но и опыт цветных, женщин из рабочего класса.

Радикальная идеология соглашается со следующими положениями: женщины исторически были первой угнетенной группой; угнетение женщин - наиболее широко распространенная и наиболее сильная форма угнетения. Р.ф. обычно призывает покончить не только с капитализмом, но и изменить семью, по крайней мере как экономический институт и институт воспитания детей. Направление сепаратистов (лесбийского феминизма) предлагает к этому добавить еще и отрицание гетеросексуальности.

В целом р.ф. выступает за социальные, экономические, политические, психологические эксперименты. Феминистки хотели сами создавать свое будущее, свою идентичность и свою судьбу. Такие идеологии и движения возникали и развивались в настроении общей радикальности, "левизны" и поисков нового образа жизни 60-х годов. Они искали новые объяснения, бросали вызов буржуазности, стереотипам ролей и поведения. Радикальная идеология феминизма породила массовые женские сообщества, повлияла на либерализацию общественного сознания в отношении полов, создала новые интерпретации сексуальности, телесности. [3]

Р.ф. анализируют, через какие средства и институты (включая медицину, религию, воспроизводство, расизм, экологию и политическую теорию) осуществляется мужская доминация. Самый важный способ контроля - это контроль женской сексуальности (сексуальные домогательства, избиение женщин, насилие, порнография, стерилизация, аборты, законы об использовании контрацептивов, принудительная гетеросексуальность).

Как утверждала Фирестон в одной из наиболее известных работ данного направления "Диалектика пола" (1970), что патриархат основан на биологическом разделении полов. Предлагаемое понятие "seх сlass" позволяет рассматривать разделение общества на два биологических класса, находящихся в борьбе. Основа эксплуатации заложена в способности к деторождению. Рождение и воспитание ребенка делает женщину подвижной, а потому более зависимой от мужчины. Пол является основанием для эксплуатации (в этом отношении значимы положения марксизма, в частности положения Энгельса о пером разделении труда в браке между мужчиной и женщиной).

Еще одним механизмом подавления женщин является любовь. Ибо на пути с свободной любви стоят традиции "двойного стандарта", в соответствии с которым женщина меньше, чем мужчина, интересуется сексом, больше склонна к моногамности. В условиях "двойного стандарта" любовь является некой сделкой, при которой женщина должна быть признан мужчиной, чтобы узаконить свое существование. В обмен на свою любовь женщина получает эмоциональную и экономическую безопасность. Женщина существует для любви, а мужчины - для творчества, в результате женщины оказываются исключенными из искусства и науки, у них нет возможностей выразить свой собственный, отличающийся от мужского, опыт.

Критики р.ф. не разделяют положения о биологических причинах угнетения женщины, о решении проблем посредством технологии. Если в "Диалектике пола" освобождение женщины связано с (технологическим) освобождением от материнства, то в других вариантах именно с материнством связывается надежда на освобождение (например, О'Брайн "Репродуктивная политика" (1981).[4]

Проблема материнства находится в центре внимания р.ф. Предлагается изменение самой трактовки материнства, при которой "биологическая" мать не тождественна "социальной", хотя общество и настаивает на том, что лучшая мать - биологическая. Женщина при этом не должна отказываться от рождения ребенка, которое не только приносит удовлетворение, но и играет важную роль в ее личностном развитии. Однако женщину нужно освободить от того материнства, которое ей навязывает патриархат, и дать ей возможность самой контролировать свое тело.

Р.ф, в отличие от либерального, не верит в возможность изменения законодательства и политических институтов в сторону эгалитарности, справедливости. Считается, что женщины останутся подавленными, угнетенными и эксплуатируемыми, до тех пор, пока не будет реконструирована сексуальность.

Данное направление идеологии подвергается критике другими феминистками за биологический детерминизм, за то, что ставит в цент женскую биологию, фиксирует ее неизменность, а из особенностей биологии выводит психологические особенности. Р.ф. критикуется и за чрезмерно обобщенный взгляд на женщину, не учитывающий расовых и социальных различий, за взгляд на женщину как на божественное существо (в отличие от мужчины, чье происхождение восходит к дьяволу). Критики говорили, что женщина не тогда свободна, когда говорит "нет" мужчине, а тогда, когда она говорит "да" свободным отношениям.

Р.ф. не стал основным направлением феминизма. Не во всех странах он был представлен сильными организациями в движении

1.3. Марксистский и социалистический феминизм

Движения 1960-х гг. развивалось в контексте общей критики капитализма и мощного подъема левых движении, распространившихся из Франции в 1968 г., в ситуации повсеместного увлечения интеллектуалов марксизмом, роста антибуржуазных настроений и намерений. Социалистические и марксистские феминистки(далее СиМ.ф.) видели себя участниками этой борьбы. И этим они отличались от радикалов, которые считали не капитализм, а мужчин ответственными за угнетение по признаку пола. На СиМ.ф. оказали большое влияние тесные связи с Новыми левыми. Именно там, где были сильными левые протесты в 60 - 70-е годы, особенно активно развивалось женское освободительное движение.

Главные положения МиС.ф. опираются на взаимосвязи гендерного и классового неравенств с институтами частной собственности. Различие направлений заключалось в том, что первые полагали классовое неравенство основной и первичной формой социальных иерархий в обществе, а вторые рассматривали класс и пол как относительно автономные системы, каждая из которых создает свою иерархию.

Данное направление восходит к работам К. Маркса, Ф. Энгелься (в первую очередь - "Происхождение частной собственности, семьи и государства"), А. Бебеля, подчеркивавшим экономическое измерение неравенства, и к трудам утопических социалистов (Р. Оуэн и Ш. Фурье), настаивающих на моральном превосходстве женщины. [5]

Марксистское направление феминизма акцентирует специфику капиталистической системы, порождающей классовое неравенство так же, как и экономическую зависимость женщины от мужчины. Гендерное неравенство может исчезнуть только с исчезновением капитализма и классов.

Следуя Марксу и Энгельсу, феминистки полагают, что начало угнетения женщин было положено введением частной собственности. Сосредоточение средств производства в руках малого количества людей, по больше части мужчин, положило начало классовой системе, которая сформировала причины неравенства и несправедливости в мире. По мнению М.ф. женщины угнетены не столько сексизмом, сколько капитализмом. Гендерное неравенство исчезнет лишь когда, когда капитализм будет заменен социализмом. А раз исчезнет экономическая зависимость женщины от мужчины, исчезнет также и материальный базис угнетения женщин. С их точки зрения капитализм сильно влияет на угнетение женщины. Во-первых, капитализму присуще разделение труда по половому признаку. Женщина, которая работает дома, склоняется к тому, чтобы быть ответственной за производство продуктов и услуг, которые не имеют большой обменной стоимости. И женская домашняя работа не рассматривается как "настоящая", поскольку она не приносит денег. Во-вторых, ассоциирование женщины с домом, сообщает ее труду вторичный статус.

Внутри марксистского направления нет унифицированной системы взглядов. Подходы различаются в зависимости от того, какие аспекты марксистского анализа используются и для чего. Идеологически и организационно взаимоотношения феминизма и марксизма достаточно сложны, временами конфликтны. Марксисты критикуют феминизм за буржуазность, за сосредоточенность на чувствах и оценках, феминистки обвиняют марксистов за смещение акцентов от пола к классу, за то, что они не выходят за пределы мужского видения мира.

Одну из наиболее острых дискуссий в марксистском направлении феминизма вызвал вопрос о "зарплате для домохозяек". Домашнюю работу женщин можно интерпретировать как участие в производстве, а женщин - как класс, производящий прибавочную стоимость в домашнем труде. Маргинальность домашней работы при капитализме порождает Маргинальность женщины в обществе. Один из выходов - оплата домашнего труда. Поскольку домашняя работа интерпретируется как главное средство подавления женщины, то женщина должна по крайней мере получать зарплату. Тогда женщина не будет экономически зависеть от мужа, а будет получать зарплату у государства за работу по дому. "Зарплата для хозяек" как лозунг борьбы отражала феминистское представление, что отношения между мужчиной и женщиной в семье имеют такой же социальный смысл, как и отношения на производстве.

Корни социалистического направления лежат в политических, интеллектуальных и социо-экономических изменениях. которые имели место во второй половине ХIХ века в Запада Европе и Северной Америке. Распространение индустриального капитализма, стремительная индустриализация, урбанистическая бедность, сдвиги в структуре семьи и отход от стандартных экономических ролей породили как либеральный, так и социалистский отклики.

В то время как либеральный взгляд на проблему выделяет в качестве основных причин угнетенного положения женщины догматизированность гендерных ролей и отказ от предоставляемых возможностей, с.ф. рассматривает вовлечение женщины в экономику в качестве основной причины угнетения женщин. С.ф. рассматривают личность в контексте ее социального бытия, вовлеченного в сеть конкретных социальных и экономических отношений. Капиталистические отношения в действительности вынуждай людей к тому, чтобы соревноваться друг с другом и эксплуатировать друг друга в ходе борьбы за экономическое выживание.

Социалистское давление на капитализм напоминает феминисткам о том, что необходимо уделять внимание тем механизмам, благодаря которым экономика обуславливает наличие выбора и возможностей. Уничтожение эксплуатирующих структур смягчает (социальные последствия, такие, как, например, феминизация бедноты, неравенство в оплате труда и неоплачиваемая работа. С.ф, сделавшие социальный класс ведущей категорией анализа, сосредоточились на социальной и экономической организации труда в капиталистической системе, на отношениях между оплачиваемым и неоплачиваемым трудом. У всех женщин есть общий опыт, который касается материнства и сексуальности. Все женщины выполняют домашнюю работу и обладают меньшей степенью свободы по сравнению с мужчинами. Женщины имеют длинный рабочий день, получая меньшее, чем мужчины, материальное и эмоциональное вознаграждение, они меньше участвуют в принятии решений, имеют меньше сексуальной свободы и получают меньше сексуального удовлетворения. Для освобождения женщины нужно не только изменение экономических условий, но и реорганизация "воспроизводственной" сферы. В этом смысле равенство расширяется не только для женщин, но и для мужчин. Этот принцип получил впоследствии широкое распространение в Скандинавии, где многие мужчины берут отпуск по уходу за ребенком.

В конце 60-х гг. на социалистов сильное впечатление произвели работы Фирестон и Кейт Миллет. Подавление женщины оказалось связано не только с капитализмом, но и с полом, расой и т.п. Власть и угнетение стали рассматриваться как следствие материальных и идеологических условий патриархата, расизма и капитализма.[6]

Классический м.ф. рассматривает угнетение женщины как непосредственно следующее из капитализма, в котором женщина определена как собственность мужчины, а также как проистекающее из общей выгоды, которая содержится в эксплуатации женского труда. Новейшие с.ф. подвергают критике традиционных м.ф. за то, что те акцентируют внимание только на экономических источниках гендерного неравенства.

Современный с.ф. стремится сосредоточить анализ на следующих пяти проблемах. Первая состоит в исследовании роли домохозяйки. В 1969 году Маргарет Бенстон в "Политической Экономии Освобождения Женщин" квалифицировала домашний труд как критическую форму женского труда, поскольку он одновременно и неоплачиваемый, и малоценный, и почти видимый. Все многочисленные исследования, которые были вызваны к жизни работой Бенстон, ставили перед собой цель признания и легитимации традиционной женской ответственности перед домом. Исследования домашнего труда оказали большое влияние на формирование общественного мнения в отношении неоплачиваемого женского труда.

Вторая область повышенного внимания посвящена дискуссиям по поводу отношений женщины как оплачиваемого работника. Ряд исследований выявили, что определение женщин как в первую очередь жен и матерей оказывает непосредственное влияние на формирование вторичного статуса женщин как работников

Третий проблемный узел связан с отношениями женщины и социального класса. Возникает вопрос, к какому социальному классу принадлежат женщины.

Роль семьи в идеологической социализации женщины, мужчины и ребенка репрезентирует четвертый блок проблемы. В большей степени с.ф. рассматривали стратегии семейной занятости с целью выделения традиционных ценностей и линий поведения.

И, пятый блок это практика, воспитание сознательности и идеология являются центральными для исследователей в области с.ф. Эти вопросы формируют базис феминистической методологии. С.ф. настаивают на необходимости развития альтернативных структур (кризисные центры для жертв насилия, малый бизнес, детские сады) которые стимулируют иные виды мышления и поведения.

МиС идеология стала с.ф. стали терять свою силу, многие женщины-марксистки ушли из социалистических организаций и из женского движения вообще.

Глава 2. Что обещает обществу феминизм... ?

На феминистских конференциях часто висят плакаты со словами Джойс Стивенс: "...Потому что женская работа никогда не кончается и не оплачивается или оплачивается ниже или она скучна и однообразна и нас первыми увольняют и то как мы выглядим важнее того что мы делаем и если нас изнасилуют то это наша вина и если нас избили значит мы это спровоцировали и если мы повышаем голос то мы скандалистки и если мы получаем удовольствие от секса значит мы нимфоманки а если нет то фригидны а если мы ждём от общества заботы о наших детях то мы эгоистичны и если мы отстаиваем свои права то мы агрессивны и неженственны а если нет то мы типичные слабые женщины и если мы хотим замуж значит мы охотимся на мужчину а если не хотим то мы ненормальные и потому что мы до сих пор не имеем надёжных и безопасных контрацептивов когда мужчины ни за что не отвечают и если мы боимся ответственности или отказываемся от беременности нас делают виновницами абортов и... по многим другим причинам мы участвуем в женском движении."

В этом тексте перечислен достаточно большой список проблем, занимающий феминисток.

Не смотря на историческую протяжённость женского движения в России, слово феминизм долго считалось чуть ли не бранным. Общественное сознание приписывало феминисткам не успешность у противоположного пола, агрессивность и даже не традиционную сексуальную ориентацию. Это происходило от масштабов безграмотности: "Пастернака не читал, но осуждаю!"; бесконечно низкого российского гуманитарного стандарта и обывательского страха перед людьми, восстанавливающими правовые нормы. Феминисткам даже приписывалось желание отнять у женщины семью и силой отправить на её на работу, в то время как движение утверждало не конкретное право женщин работать или стоять у плиты, а возможность делать этот выбор самостоятельно. Реальный же феминизм кратко формулировался устами одной западной деятельницы: "Всякий раз, когда я не даю вытирать о себя ноги, меня называют феминисткой."

Дискриминированной в обществе считается группа, совершеннолетние представители которой не имеют адекватного представительства в эшелонах власти и оказывать влияние на политические процессы. Общеизвестно, что основные решения на планете принимает небольшое количество белых мужчин среднего возраста, вышедших из среднего класса. Остальные вынуждены жить в мире увиденном их глазами и существующем по придуманным ими схемам.

Феминисток не устраивает придуманное этими мужчинами и отлитое в форме законов, обычаев и государственных политик стереотипное разделение ролей мужчин и женщин. Изменяя его, феминизм объединил в своих рядах представителей обоих полов. Сегодня для западного интеллектуала не быть феминистом означает то же самое, что быть расистом и антисемитом.

Казалось бы, никто не подвергает сомнению ценность гражданских прав. Однако, только под давлением феминистского движения в список нарушений прав и свобод были включены такие понятия, как угнетение женщин, доведение их до состояния деградации и проблемы насилия над женщинами. Ведь если одни государства осуждают другие государства за нарушения прав групп населения по национальному, идеологическому, социальному и профессиональному признаку, то ни разу в жизни ни одно государство не упрекало другое за дискриминацию женщин. То есть, уроны в области свободы, чести и достоинства, нанесённые женщинам даже частными лицами, совершаются при попустительстве мирового сообщества на правовом поле с двойным стандартом.

Всемирная организация здравоохранения свидетельствует, что во многих странах девочкам традиционно дают меньше еды, их быстрее отнимают от груди и реже показывают врачам. В результате недоедания у девочек более высокий процент смертности, умственной и физической неполноценности. Женщины на планете составляют 70% неимущих, 66% безграмотных, занимают всего 14% управленческих должностей, 6% постов в кабинетах министров, 11% мест в парламентах.[7]

Первая причина, по которой женские кабинеты в коридорах власти занимают мужчины, та, что общество, построенное по мужской модели, при прочих равных данных, воспитывая мальчиков поощряет независимое, уверенное поведение, ориентированное на достижение целей, а воспитывая девочек, нацеливает на удачное замужество и заботу об окружающих, как основную социальную планку. Как шутят в американские феминистки: "В детстве мальчику говорят, когда он выростет, то сможет стать однажды президентом, а девочке, когда она вырастет, она может стать однажды женой президента."

С младенчества девочку ориентируют на то, что она "второй пол". Это закреплено и в системе обычаев. Если, например, в советском роддоме при выписке было принято давать медсёстрам по пять рублей за мальчика и по три рубля за девочку, а отец дочери ласково назывался "бракодел", то традиционный китаец на вопрос сколько у него детей, называл только число своих сыновей. Исследования подтверждают, что в школе, не зависимо от географии и уровня экономики страны, учителя уделяют больше внимания мальчикам.

Женщины реже получают высшее образование, являющееся путевкой в политику. Например, в сегодняшнюю российскую власть рекрутировались бывшая советская номенклатура, специалисты международных отношений и "новые русские". По закону "стеклянного потолка", через который нельзя пробраться наверх, женщины при социализме в солидную номенклатуру не пропускались; на международные отделения вузов, не принимались; в "новых русских", конвертирующих деньги в политические посты превратиться не успели.

Беспрецедентное по количеству нынешнее присутствие женщин в министерских креслах (Татьяна Дмитриева, Наталья Дементьева, Наталья Фонарёва и Ирина Хакамада), безусловная заслуга команды молодых реформаторов. А депутатская элита до сих пор избирается по патриархальной модели. По опросам женщины входят в наиболее нежелательную группу претендентов на власть вместе с очень молодыми, очень старыми, очень богатыми и бывшей коммунистической номенклатурой. Мужчина делает политическую карьеру "не смотря" на семью, женщина - приносит политическую карьеру в жертву семье. Это делает её менее конкурентно способной на политическом поле.

Женщины-политики медленно эволюционируют в сторону интереса к проблемам нарушения прав женщин. Не ощущая себя представительницами женщин-избирательниц, они не готовы представлять и защищать их интересы, полагая, что это нанесет ущерб политическому имиджу. И нет большего политического просчёта, ведь женский электорат в России на 9,5 млн больше мужского и старше на 8-10 лет. В его трудоспособных на 3 млн меньше женщин, но среди пенсионеров, женщин в 2,5 раза больше, чем мужчин.[8]

Взаимное равнодушие обидно, потому, что исследования и тестирования, проведённые среди женщин-политиков подтверждают: женщины настроены на делание чистой политики, приоритетом для них является не завоевание власти, а использование её для улучшения жизни граждан. В скандинавских странах, где в парламентах 40% женщин политика малоагрессивна и конструктивна, приоритетными в ней стали защита прав человека, политика социального благосостояния и избегания военных конфликтов. Изменилось и отношение к вопросам, прежде замалчиваемым обществом : насилие, права детей, молодежная политика, аборты, контрацепция, разделение труда в семье, жизнь пожилых. Написанное на феминистских знамёнах "личное - это общественное" пришло на смену табу на обсуждение приватной сферы жизни.

Помимо гендорной политической ассиметрии, мы живём в мире, с колоссальной ассиметрией в сфере занятности. Женщины практически не занимают руководящих постов, а сферы традиционной мужской занятости оплачиваются выше. При прочих равных данных, женщину увольняют первой, потому, что она социально неудобна в период беременности и воспитания ребёнка. В цивилизованных странах под напором феминистского движения этого не допускают комиссии по равноправию и судебные инстанции.

Все помнят, что западный феминизм формировался вокруг женского избирательного права и права на аборты. Феминистки даже назывались суфражистками от французского слова, обозначающего участие в выборах. История абортов в России специфична : смертная казнь за прерывание нежелательной беременности была установлена во второй половине семнадцатого века, и отменена уже Петром 1. До 1917 года женщина наказывалась тюремным заключением, а в 1920 году получила на законное право на аборт. Новый запрет Россия ввела одновременно с фашистской Германией. С 1936 по 1955 за криминальные аборты было осуждено и расстреляно 500 000 врачей и женщин, статистика умалчивает о том, сколько погибло от криминальных абортов.

После заявления советской женщины о том, что " у нас в стране секса нет", запад спрашивал : "В таком случае, отчего ваша среднестатистическая женщина делает 8 абортов за жизнь?" Как писала об отечественной контрацепции психолог Наталья Кигай "…каждая любовная встреча становилась чем-то вроде "русской рулетки", только жизнь на карту ставилась не своя…".[9]

Среди феминистских сторонниц абортов, никогда не было людей, не понимающих и не познавших ужаса этого мероприятия. Дискуссия с церковью строилась не вокруг понимания, а вокруг клерикальной монополии на истину. Увы, церковь ещё периодически добивается закона о запрещении абортов. Подобный опыт недавно был в Польше, где, как и в любой стране, ограничившей право женщины на рождение желанного ребёнка, взлетели вверх цифры женской смертности от криминальных абортов, количества детей, сдаваемых в приюты и детоубийств. Запрет на аборты в сочетании с низкой контрацептивной культурой грубейшим образом нарушает права женщин. Например, главная причина смертности женщин от 15 до 25 лет в Латинской Америке - подпольные аборты.

Статистика утверждает, самые распространённые причины смерти молодых женщин в мире : домашние избиения, изнасилования на улице и в семье, убийства с целью присвоения приданного , ритуальное калеченье и половое рабство. Даже в США побои - главная причина физических травм, получаемых женщинами. В Перу 70% жертв зарегистрированных полицией преступлений - женщины и девочки. В Индии 8 из 10 женщин - жертвы домашнего насилия. Во Франции 95% жертв различных преступлений женщины, 50% из них жертвы мужей и любовников.

Для многих женщин самое опасное место - собственный дом, там они подвергаются тому, что международными конвенциями квалифицируется как пытки. Огромная часть человечества считает насилие над женщиной культурной нормой и частной проблемой. Консервативные государства, в принципе, хотят распоряжаться телом женщины, лоббируя запрет на аборт и контрацептивное просвещение, на сексуальную свободу и отказываясь защищать женщину от изнасилования, в том числе, и собственным мужем.

Логика современного планирования семьи в подобных странах существует как логика исключительной женской физической и моральной ответственности. Все попытки предложения иных механизмов снижения числа абортов - высокого штрафа или тюремного заключения соавторов аборта, и т.д., до сих пор не воспринимаются. Мысль об ответственности мужчины за аборт не внедрена в контекст общественного обсуждения.

Российские правозащитники не считают права женщин собственной компетенцией, государство слабое, менталитет патриархальный. Скорее всего, это будут сами женщины, осознавшие цели и задачи феминистского движения.

Заключение

Самые жуткие формы процесс становления феминизма принял в России. Наговорив бедным женщинам какой-то чепухи, их из уютных квартир вытащили на заводы и фабрики, дали в руки лом, торжественно вручили костыль для укладки шпал, серп, так сказать, и молот.

И делали это не только мужики, отнюдь. Во-первых, политики, которых, по крупному счету, к людям отнести сложно (это некие особи). Во-вторых, сами женщины (вспомните хотя бы неистовую Коллонтай, с вулканической страстью отстаивающую свое право трахаться с кем угодно и где угодно). Комсомолки и комиссарки заставили русских женщин на долгое время забыть, что они в первую очередь женщины, мамы и дочки, а уж во вторую - строительницы никому неизвестного светлого будущего.

Но дело не в коммунистах. В Америке и Западной Европе шли такие же процессы при фашизме, демократии, монархии... Правда, там процесс протекал мягче – истинные арийки в массовом порядке землю на тележках не возили. В Штатах же победу феминизма обеспечила Вторая мировая война. Американок с помощью мощной системы пропаганды притащили к станкам и конвейерам, как и советских женщин. Эпоха Принцесс в развитых, немусульманских странах, кончилась.

А теперь подумайте – кому все это было выгодно?

Женщинам? Думаю, большинство жен русских инженеров-врачей-учителей предпочли бы сидеть дома, а не вкалывать на заводе.

Мужикам? С первого взгляда – да, им, поганцам. Не хотят работать как следует, мол, денег не хватает, давай, милая, хватай кайло, пошли на труд и на подвиг! А со второго, более пристального взгляда – нет! – невыгодно это мужикам. И в первую очередь, как ни странно, по экономическим причинам.

Список источников и литературы

Айвазова С. Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 1992. № 6

Брайсон В. Политическая теория феминизма. Пер. с англ. О. Липовской и Т. Липовской. М.: Идея- Пресс, 2001. - 304 с.

Большой толковый социологический словарь. М.: "ACT', 1999. Т. 2. С. 386-388.

Воронина О. А. Категории пол / гендер в философии феминизма. Философские исследования. 1995. № 4.

Женское движение в контексте российской истории. М., 1999.

Ушакин С. Пол как идеологический продукт: о некоторых направлениях в российском феминизме// Человек, 1997. № 2.

Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц. М: Касталь, 1996.

Шатерникова М. Откуда растет феминизм? // Вестник, № 16.

Старовойтова Г. Каково быть женщине-политику в России сегодня (Стенограмма выступления) // Феминистская теория и практика: Восток- Запад. СПб., 1996. С. 38.


[1] Айвазова С. Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 1992. № 6

[2] Айвазова С. Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 1992. № 6

[3] Шатерникова М. Откуда растет феминизм? // Вестник, № 16.

[4] Шатерникова М. Откуда растет феминизм? // Вестник, № 16.

[5] Старовойтова Г. Каково быть женщине-политику в России сегодня (Стенограмма выступления) // Феминистская теория и практика: Восток- Запад. СПб., 1996. С. 38.

[6] Старовойтова Г. Каково быть женщине-политику в России сегодня (Стенограмма выступления) // Феминистская теория и практика: Восток- Запад. СПб., 1996. С. 38.

[7] Старовойтова Г. Каково быть женщине-политику в России сегодня (Стенограмма выступления) // Феминистская теория и практика: Восток- Запад. СПб., 1996. С. 38.

[8] Женское движение в контексте российской истории. М., 1999.

[9] Ушакин С. Пол как идеологический продукт: о некоторых направлениях в российском феминизме// Человек, 1997. № 2.