Содержание

Введение_______________________________________________________ 2

Глава 1. Правовой статус иностранных юридических лиц____________ 3

1.1. Понятие иностранного юридического лица____________________ 3

1.2. Правосубъектность иностранного юридического лица в Российской Федерации___________________________________________________ 7

1.3. Личный закон юридического лица__________________________ 12

Глава 2. Основные аспекты деятельности иностранных юридических лиц в Российской Федерации__________________________________________ 19

2.1. Иностранные юридические лица как субъекты инвестиционных правоотношений_____________________________________________ 19

2.2. Иностранные юридические лица как субъекты валютных правоотношений_____________________________________________ 23

Заключение____________________________________________________ 26

Список источников и литературы_______________________________ 27

Введение

Уравнивание иностранных юридических лиц в гражданских правах и обязанностях с российскими юридическими лицами — одно из нововведений Гражданского кодекса РФ (ст. 2). Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Иное может быть определено также международным договором РФ, как это следует из п. 2 ст. 7 ГК РФ.

Модель Гражданского кодекса для стран СНГ (ст. 1213) рекомендует включить в гражданские кодексы этих стран статью о национальном режиме деятельности иностранных юридических лиц. В разделе VII "Международное частное право" проекта третьей части Гражданского кодекса РФ о национальном режиме деятельности иностранных юридических лиц сказано следующим образом: "Иностранные юридические лица осуществляют в Российской Федерации предпринимательскую и иную деятельность, регулируемую гражданским законодательством, в соответствии с правилами, установленными этим законодательством для такой деятельности российских юридических лиц, если законом Российской Федерации не предусмотрено иное".

Предоставление иностранным юридическим лицам национального режима в гражданско-правовой сфере на основе ГК РФ освобождает законодателя от необходимости фиксировать в отдельных актах, подлежащих применению в этой стране, наличие такого режима. И, наоборот, изъятие из национального режима требует специального указания об этом федеральном законе или международном договоре РФ.

Предметом исследования являются нормы права, определяющие статус иностранных юридических лиц в Российской Федерации.

Глава 1. Правовой статус иностранных юридических лиц

1.1. Понятие иностранного юридического лица

Иностранное юридическое лицо – это юридическое лицо, созданное на территории иностранного государства.

Под юридическими лицами в отличие от физических лиц понимаются обычно такие субъекты права, имущество которых обособлено от имущества его создателей (учредителей, участников). В международном частном праве в отношении юридических лиц применяется понятие личного закона юридического лица.

Таким образом понятие иностранного юридического лица раскрывается через понятие личного закона юридического лица.

Согласно третьей части ГК РФ, на основе личного закона юридического лица определяются, в частности, следующие вопросы:

· правовой статус организации в качестве юридического лица;

· организационно-правовая форма юридического лица;

· требования к наименованию юридического лица;

· вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

· содержание правоспособности юридического лица;

· порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

· отношения внутри юридического лица, включая отношения юридического лица с его участниками;

· способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

Из этого перечня видно, какое значение придается личному закону (иногда применяют термин «личный статут») юридического лица

Каким образом можно определить, закон какой страны будет рассматриваться в качестве личного закона? Это определяется так называемой национальностью юридического лица. Термин «национальность», как и многие термины в области международного частного права, применяется к юридическим лицам условно, в ином смысле, чем он применяется к гражданам. Речь идет об установлении принадлежности юридического лица к определенному государству. В международной практике наряду с определением личного закона юридического лица государственную принадлежность юридического лица («национальность») необходимо установить для того, чтобы знать, какое государство может оказывать дипломатическую защиту таким лицам.

Кроме того, без определения «национальности» юридического лица нельзя будет установить, на какие юридические лица распространяется национальный режим или режим наибольшего благоприятствования, предусмотренный двусторонними договорами о правовой помощи, например, по договорам РФ с Латвией и Эстонией, соглашениями о торгово-экономическом сотрудничестве, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, действующими для России в отношении большого числа государств.

Вопрос о критериях определения «национальности» юридических лиц решается по-разному в различных государствах.

Критерий инкорпорации. В праве Великобритании, США и других государств англосаксонской системы права, в Скандинавских странах господствующим критерием для определения «национальности» юридического лица является место его учреждения, т.е. закон того государства, где юридическое лицо создано и где утвержден его устав. Английские авторы называют такой закон законом инкорпорации. При этом если юридическое лицо учреждено в Великобритании и там зарегистрирован его устав, то считается, что ото юридическое лицо английского права.

Критерий местонахождения. В континентальных государствах Западной Европы применяются другие принципы определения «национальности» юридического лица. Господствующая тенденция сводится к тому, что в качестве критерия для установления «национальности» юридического лица применяют закон места его нахождения. Под местом нахождения юридического лица понимается то место, где находится его центр управления (совет директоров, правление и т.д.). Такой принцип принят, в частности, во Франции, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Испании. Так, в Латвии, где продолжает действовать Гражданский закон 1937 г. правоспособность и дееспособность юридического лица определяется законом места нахождения его органа управления, а в соседней Эстонии (Закон 1994 г. об общих принципах Гражданского кодекса) предусмотрены более подробные правила. Во-первых, установлено, что при учреждении юридического лица в Эстонии применяется закон Эстонии (§ 133 Закона 1994 г.). Во-вторых, иностранные юридические лица признаются в Эстонии и обладают правоспособностью и дееспособностью наравне с эстонскими юридическими лицами, если иное не предусмотрено законом или договором (§ 135 Закона 1994 г.). В-третьих, к правоспособности и дееспособности иностранного юридического лица применяется закон страны, где расположен орган управления такого лица. Если основная деятельность иностранного юридического лица не ведется в стране, где расположен его орган управления, применяется закон страны, в которой ведется основная деятельность юридического лица (§ 134 Закона 1994 г.).

В Литве, согласно Гражданскому кодексу в редакции Закона от 17 мая 1994 г., гражданская правоспособность иностранного юридического лица устанавливается в соответствии с законами государства, на территории которого фактически имеется местонахождение юридического лица (его правление, дирекция и т.д.)

Критерий места деятельности. В литературе по международному частному праву был выдвинут и еще один критерий определения «национальности» юридического лица — место деятельности (центр эксплуатации). Этот критерий получил применение в практике развивающихся стран. Под местом деятельности понимается обычно основное место производственной деятельности (правление может находиться в одной стране, а разработка недр, например, осуществляться в другой). Так, в Законе о компаниях 1956 г. Индии применительно к иностранным компаниям особо оговаривается, что компания, учрежденная в соответствии с законами иностранного государства, может зарегистрироваться в Индии как «иностранная компания, имеющая местом осуществления бизнеса Индию» Определение «национальности» юридических лиц на основе сочетания различных критериев характерно для ряда государств. Так, согласно Гражданскому кодексу Египта 1948 г., правовой статус иностранных юридических лиц подчиняется закону государства, на территории которого находится местопребывание основного и действенного органа управления юридического лица. Однако, если это лицо осуществляет свою основную деятельность в Египте, применимым является египетский закон.

Наиболее далеко на пути создания единообразного правового регулирования в сфере статуса юридических лиц продвинулись Европейские сообщества, использующие не только унификацию посредством международных договоров, но и юридические механизмы сближения и гармонизации законодательства. Именно удачное сочетание традиционных международно-правовых средств унификации и специфических правовых инструментов, избирательность в методологических подходах к решению каждого конкретного вопроса позволяют осуществить развернутое регулирование статуса иностранных юридических лиц.

1.2. Правосубъектность иностранного юридического лица в Российской Федерации

Согласно ст. 2 ГК РФ, иностранные юридические лица уравниваются в отношении их прав и обязанностей с отечественными юридическими лицами. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно третьей части ГК, личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо. Таким образом, российское гражданское законодательство исходит при определении «национальности» юридического лица из критерия инкорпорации. Из этого следует, что, для того чтобы установить, является ли то или иное образование юридическим лицом, необходимо выяснить, какую государственную принадлежность оно имеет. Личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена. Например, если личным законом полного товарищества будет английский закон, тогда такое товарищество не признается юридическим лицом. В случае же, когда установлено, что личным законом является французский закон, аналогичное образование будет рассматриваться как юридическое лицо.

Этим же законом определяются вопросы создания и прекращения юридического лица, реорганизации юридического лица, включая правопреемство, содержания его правоспособности, способности отвечать по своим обязательствам. Однако, согласно п. 3 ст. 1202 ГК РФ, юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона о сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении

На вопросах о представительстве юридического лица и доверенностях необходимо остановиться особо. Как уже отмечалось выше, содержание правоспособности юридического лица определяется его личным законом. Поэтому с учетом законодательства страны «национальности» иностранного юридического лица должен определяться объем полномочий на совершение сделки органов юридического лица и лиц, совершающих сделки по доверенности, выданной органом юридического лица.

Из принципа инкорпорации исходит и Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»[1], поскольку по этому Закону в качестве иностранного инвестора понимается «иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено». К понятию «иностранный инвестор» Закон относит также иностранную организацию, не являющуюся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определена в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена

Во многих двусторонних международных соглашениях, заключенных СССР, а затем Россией с иностранными государствами о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений, применяется тот же критерий инкорпорации, в некоторых соглашениях, например, с Грецией и Аргентиной, действуют одновременно два критерия - инкорпорации и местонахождения, в соглашении с ФРГ и Италией использован только критерий местонахождения. Принцип «контроля» применен в некоторых соглашениях Российской Федерации (с Филиппинами, Кувейтом, Швейцарией, Бельгией и Люксембургом). Так, по договору с Филиппинами он установлен применительно к компаниям, созданным не в рамках законов Филиппин, но реально контролируемых гражданами или компаниями, созданными в соответствии с законами Филиппин, однако в отношении РФ этот принцип не применен. В литературе отмечалось, что в нашем законодательстве не решен вопрос о том, могут ли рассматриваться в качестве иностранных инвесторов предприятия и компании, зарегистрированные в качестве юридических лиц России, капитал которых принадлежит иностранным лицам. Закон об иностранных инвестициях 1999 г. не относит их к категории иностранных инвесторов, но в то же время в отношении реинвестирования распространяет на них в полном объеме правовую защиту, гарантии и льготы, установленные этим законом для иностранных инвесторов (п. 5 ст. 4).

Из принципа инкорпорации исходит и Федеральный закон от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»[2], поскольку он относит к иностранным лицам юридические лица и организации в иной правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены. Таков общий подход российского законодательства. Однако в некоторых специальных областях (в налоговом, валютном, банковском законодательстве), а также в соответствующих международных соглашениях в качестве основного критерия применяется критерий местонахождения юридического лица, в соответствии с которым определяются «резиденты» и «нерезиденты». Таким образом, в России иностранным юридическим лицам с определенными изъятиями предоставляется национальный режим и признается их правоспособность в соответствии с приведенными выше принципами

Какую хозяйственную деятельность могут осуществлять на территории России иностранные юридические лица при условии соблюдения ими правил ведения такой деятельности, установленных внутренним российским законодательством? Иностранные юридические лица могут:

· заключать внешнеэкономические сделки без каких-либо специальных разрешений (имеются в виду сделки купли-продажи товаров, бартерные сделки, осуществление лизинговых операций, строительного подряда и др.). При этом не требуется, чтобы иностранное юридическое лицо было зарегистрировано в реестре юридических лиц, состояло на учете в налоговых органах,

· арендовать земельные участки, здания и помещения для офисов, осуществлять производственную деятельность, л также приобретать право собственности на недвижимое имущество;

· совершать связанные со сделками расчеты, кредитно-финансовые, транспортные и иные операции (в частности, в области рекламы товаров и услуг и соответствии с Федеральным законом «О рекламе» 1999 г.),

· быть учредителями и участниками создаваемых в России обществ и товариществ,

· создавать полностью принадлежащие им предприятия, хозяйственные общества и товарищества или же совместно с российскими лицами в организационно-правовых формах, предусмотренных российским законодательством (в частности, в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью);

· заключать инвестиционные соглашения, концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции и в иных формах участвовать в разработке недр и природных ресурсов (Федеральные законы: «О недрах» 1995 г., «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 г., «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г.);

· учреждать на территории России свои представительства, филиалы;

· принимать участие в приватизации государственных и муниципальных предприятии;

· регистрировать товарные знаки и наименования мест происхождения (на началах взаимности),

· быть учредителями и участниками некоммерческих и благотворительных организаций.

Иностранные юридические лица могут открывать на территории Российской Федерации для ведении внешнеторговой и иной деятельности представительства от имени этих юридических лиц (ст. 2, 10, 30 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности 1995 г). Свои представительства в России могут открывать иностранные банки, авиационные предприятия и др. Согласно установленному порядку, иностранные юридические лица могут открывать на территории России свои представительства только с разрешения, выдаваемого специально уполномоченным на то аккредитующим органом

Иностранная фирма или организация, заинтересованная в открытии представительства, подает в соответствующий аккредитующий орган письменное заявление, в котором оговаривается цель открытия представительства, дается описание деятельности фирмы, ее планов и перспектив сотрудничества с российскими партнерами. К заявлению прилагаются официальные документы, в числе которых можно назвать, устав иностранного юридического лица, открывающего представительство; выписку из торгового реестра и банковскую справку о платежеспособности иностранной фирмы, положение о представительстве и решение компетентного органа управления иностранного предприятия о его открытии. Разрешение на открытие обычно выдается на срок от одного года до трех лет и может быть продлено по просьбе соответствующего иностранного юридического лица.

Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории Российской Федерации той деятельности, которую осуществляет за пределами России головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица. Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции, включая функцию представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица (головной организации), при условии, что цели создания и деятельности головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам.

1.3. Личный закон юридического лица

Рассмотрение коллизионных вопросов правового положения и деятельности иностранного юридического лица обычно предваряется замечанием о сложном составе коллизионных норм, посредством которых решаются эти вопросы: отношения, в которых участвует юридическое лицо, подчиняются различным коллизионным правилам, тогда как вопросы его статуса — закону юридического лица (lex societatis).

Личный закон юридического лица определяет его государственную принадлежность, "национальность" и решает на этой основе вопросы его статута: является ли организация юридическим лицом, когда возникает и прекращается его правоспособность, каков ее объем, как создается, реорганизуется и. ликвидируется юридическое лицо, какова судьба имущества юридического лица, его филиалов и представительств и др.

Наиболее известными доктрине и практике критериями определения "национальности" юридического лица и его личного закона являются: 1) место учреждения ("инкорпорации") юридического лица; 2) место нахождения его административного (управляющего) центра; 3) место, осуществления его деятельности, "(центр эксплуатации".

Критерий "инкорпорации", интерпретирующий личный закон юридического лица как закон места его учреждения, регистрации его устава, характерен для стран англо-американского права, но известен и праву других стран.

Критерий местонахождения административного (управляющего) центра юридического лица, его "оседлости" (доктрина siege social) рассматривается как исходный в странах континентальной Европы, включая Германию, Францию, Австрию, Швейцарию. Закон о реформе итальянской системы международного частного права подчиняет статус компаний, имеющих место правления в Италии, итальянскому праву.[3] Адаптированный к условиям международного оборота, требующим определенности в вопросах право- и дееспособности юридического лица, этот критерий пользуется достаточно широким признанием; он позволяет предупреждать ситуации, когда учреждение юридического лица сводится по сути дела к фиксированию "почтового ящика", носит условный, сугубо формальный характер.

Напротив, степень приверженности практики критерию "центра эксплуатации" не позволяет говорить о его сколько-нибудь широкой поддержке. Недостаток этого критерия видится прежде всего в том, что значительная часть операций, осуществляемая юридическим лицом, совершается в его административном центре.

Основы гражданского законодательства (ст. 161) определяют гражданскую правоспособность иностранных юридических лиц по праву страны, где учреждено юридическое лицо. Однако российское законодательство не отличается последовательностью. В Законе "Об иностранных инвестициях в РСФСР" используется критерий местонахождения иностранного предприятия.[4] Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" под российским участником внешнеторговой деятельности понимает, в частности, юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее постоянное место нахождения на ее территории.

Гражданский кодекс РФ (п. 2 ст. 54) рассматривает место нахождения юридического лица как место его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.

Модель Гражданского кодекса для стран СНГ (ст. 1211) законом юридического лица считает право страны, где это юридическое лицо учреждено. Касаясь правоспособности юридического лица, модель (ст. 1212) предлагает ввести в гражданские кодексы стран СНГ следующие два правила (второе предусмотрено в п. 2 ст. 161 Основ гражданского законодательства): 1) гражданская правоспособность юридического лица определяется законом юридического лица; 2) иностранное юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, не известное праву страны, в которой орган или представитель иностранного юридического лица совершил сделку.

Обращение к любому из упомянутых выше коллизионных критериев с целью определения "национальности" юридического лица, его государственной принадлежности ставилось практикой под сомнение на том основании, что их применение не выявляет действительной принадлежности капиталов юридического лица и потому носит формальный характер. Эта точка зрения легла в основу теории контроля. Происхождение теории связано с событиями первой и второй мировых войн, когда для предупреждения нарушения законодательства "о враждебных иностранцах" устанавливались владельцы капиталов юридических лиц. В качестве примера, иллюстрирующего направленность теории контроля, в литературе приводится дело Daimler Co v. Continental Tyre and Rubber Co (1915), при разрешении которого в английском суде обсуждался вопрос, может ли имеющая британскую национальность компания, акции которой находятся в руках враждебных иностранцев (из 25 тыс. акций акционерной компании по продаже шин лишь одна акция принадлежала британскому подданному, другими же владели германские собственники) "рассматриваться как британская компания с точки зрения законоположений о запрещении торговли с врагом".[5] Другой пример — шведские законы от 30 мая 1916 г. и 18 июня 1925 г., которые были направлены против приобретения земли и рудников компаниями, "хотя и созданными в Швеции, но фактически контролируемыми иностранцами".[6] Эти и подобные им ситуации дали основание для утверждений о расширяющихся в реальной жизни процессах отделения личного статута юридического лица от его действительной государственной принадлежности. Такое отделение может происходить очевидно и в связи с образованием транснациональных корпораций, характерной особенностью которых "...является несоответствие между экономическим содержанием, экономической сущностью и юридической формой; экономическое единство оформляется юридической множественностью... "[7]

Проблема установления личного закона юридического лица может быть ограничена или снята в результате разработки единого статута юридического лица в рамках интеграционного объединения (так, в рамках ЕЭС была разработана форма европейского объединения с общей экономической целью). Международными договорами предусматривается создание юридических лиц особого рода — международных юридических лиц, определяется их статус, особенности статуса.

Российскому законодательству известны понятия — финансово-промышленная группа, транснациональная финансово-промышленная группа, межгосударственная финансово-промышленная группа.[8] Финансово-промышленная группа определяется как совокупность юридических лиц, действующих в качестве основного и дочерних обществ либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора. Договор о создании такой группы заключается в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Структуру финансово-промышленной группы образуют юридические лица, подписавшие договор о создании группы, и учрежденная ими центральная компания группы либо основное и дочерние общества. Среди участников группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.

В качестве транснациональных финансово-промышленных групп регистрируются: группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств — участников Содружества Независимых Государств; группы, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения.

Транснациональной финансово-промышленной группе, создаваемой на основе межправительственного соглашения, присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы. Этими же соглашениями устанавливаются особенности создания, деятельности и ликвидации межгосударственной финансово-промышленной группы, а также национальный режим на основе взаимности для участников таких групп.

Статус финансово-промышленной группы приобретается по решению полномочного государственного органа о ее государственной регистрации. Подтверждением регистрации группы является свидетельство установленного -образца, содержащее ее полное наименование с обязательным указанием — "финансово-промышленная группа", "транснациональная финансово-промышленная группа" или "межгосударственная финансово-промышленная группа", а также включение группы в государственный реестр финансово-промышленных групп.

Иностранные фирмы осуществляют предпринимательскую деятельность, как правило, путем создания на территории Российской Федерации обособленных подразделений. Порядок аккредитации и условия пребывания представительств иностранных организаций в Российской Федерации определяются в настоящее время рядом актов, принятых на разном уровне. Следовало бы осуществить кодификацию соответствующих норм, придав ей форму федерального закона.

Торгово-промышленная палата РФ выдает разрешения на открытие в Российской Федерации представительств иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми заинтересованы члены торгово-промышленных палат. Согласно ст. 7 Закона РФ "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" членами торгово-промышленной палаты могут быть российские предприятия независимо от формы собственности и их организационно-правовой формы и предприниматели, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей.

Центральный банк Российской Федерации выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными законами.

Воздушный кодекс Российской Федерации (п. 4 ст. 63) разрешает иностранным авиационным предприятиям открывать свои представительства на территории Российской Федерации в соответствии с ее законодательством и (или) международными договорами.

Государственная регистрационная палата осуществляет аккредитацию представительств иностранных компаний на территории Российской Федерации. Аккредитованным при Палате представительствам предоставляется право пользоваться услугами соответствующих служб Палаты, отвечающих за паспортное, визовое и таможенное обслуживание, решение вопросов о постановке на учет автомобилей представительства, персональную аккредитацию иностранных сотрудников представительства с выдачей им служебных карточек и т. д. Иностранным компаниям, представительства которых получили аккредитацию, выдается разрешение на открытие представительств. Все аккредитованные на территории Российской Федерации представительства (независимо от ведомства, при котором они аккредитованы) вносятся палатой в Государственный реестр, что подтверждается выдаваемым представительству свидетельством.

Для целей налогообложения факт наличия или отсутствия аккредитации иностранных юридических лиц не имеет значения. К иностранным юридическим лицам при налогообложении из прибыли и доходов относят компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, а также иностранные юридические лица — члены объединений, не являющихся юридическими лицами.[9]

Под постоянным представительством иностранного юридического лица в Российской Федерации для целей налогообложения понимаются филиал, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности по извлечению дохода на территории Российской Федерации или за границей, а также любые организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в России.[10]

Глава 2. Основные аспекты деятельности иностранных юридических лиц в Российской Федерации

2.1. Иностранные юридические лица как субъекты инвестиционных правоотношений

Обычно под иностранными инвестициями понимаются материальные и нематериальные ценности юридических и физических лиц одного государства, которые вывезены из этого государства на территорию другого государства с целью извлечения прибыли. Само слово «инвестиция» (англ. - investment) означает «капиталовложение». Согласно российскому законодательству, под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуги и информация). Из наиболее широкого понимания иностранных инвестиций исходят двусторонние соглашения о защите и поощрении капиталовложений, заключенные Россией с другими странами. Приведем в качестве примера определение, которое дается в Соглашении России с Японией от 13 ноября 1998 г., вступившем в силу в 2000 г.[11] под инвестицией в этом договоре понимаются капиталовложения инвесторов одной страны на территории другой. Речь идет о любом виде имущественных ценностей, включая права в отношении движимого и недвижимого имущества, акции и другие формы участия и компаниях, «право требования по денежным средствам или любому выполнению договора, имеющему финансовую ценность, связанное с капиталовложениями», права на интеллектуальную собственность и «концессионные права, включая права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов» (ст. 1). В Типовом соглашении, одобренном Правительством РФ постановлением от 9 июня 2001 г.[12], в отношении последней категории дается более полное определение. В нем говорится о правах на осуществление предпринимательской деятельности, предоставляемых па основе закона или договора, включая, в частности, права, связанные г разведкой, добычей и эксплуатацией природных ресурсов

Наиболее часто в юридической литературе проводится деление на прямые и портфельные инвестиции[13]. Под прямыми инвестициями понимаются инвестиции, дающие возможность инвестору осуществлять контроль над предприятием. Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что инвестор, приобретая активы в форме ценных бумаг для извлечения прибыли (акции, облигации), получив тем самым права на извлечение прибыли, не имеет возможности осуществить управленческий контроль над предприятием. Таково общее понимание Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» под прямыми иностранными инвестициями понимает приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования.

Таким образом, в рамках внутреннего (национального) законодательства осуществляется комплексное регулирование иностранных инвестиций. Их положение определяется нормами конституционного, административного, налогового, таможенного, гражданского и иного законодательства. Необходимо, прежде всего, обратить внимание на применение норм гражданского законодательства. Это законодательство действует для предприятий с иностранными инвестициями (в ФЗ «Об иностранных инвестициях» они именуются коммерческими организациями с иностранными инвестициями) в таком же объеме, как и для предприятий всех форм собственности. Точно так же к гражданским правоотношениям этих предприятий с их контрагентами, как отечественными, так и иностранными, применяются одни и те же положения гражданского законодательства, что и к правоотношениям иных юридических лиц. Этим объясняются отсылки к гражданско-правовым понятиям и к гражданскому законодательству в ФЗ «Об иностранных инвестициях» (ст. 2, 7, 20 и др.) и в Законе об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений (ст. 8).

Потребность регионов в привлечении иностранных инвестиций, пробельность и недостаточная эффективность федерального законодательства в этой области и ряд иных причин привели к развитию правового регулирования на уровне субъектов Федерации. Возможность принятия таких нормативных актов субъектами Федерации вытекает из положений Конституции России и соглашений РФ с субъектами Федерации о разграничении компетенции между РФ и ее субъектами.

В субъектах Федерации принимались различные законодательные и иные нормативные акты. В ряде случаев в этих актах содержалось регулирование, осуществление которого не входит в компетенцию субъектов Федерации. Принимались нормы, противоречащие федеральному законодательству, что создавало дополнительные трудности для иностранных инвесторов.

К вопросам правового порядка, которые определялись в законодательстве субъектов РФ, относятся следующие:

· регистрация предприятий с иностранными инвестициями и лицензирование;

· обеспечение гарантий прав инвесторов;

· предоставление различных льгот - освобождение от налогов и сборов в части, касающейся бюджета субъектов, предоставление льготных условий пользования землей, установление льготных ставок по арендной плате за недвижимость, за пользование недрами и иными природными ресурсами;

· осуществление контроля и принятие мер для защиты национальных интересов и интересов регионов от незаконных действий инвесторов.

В законодательстве об иностранных инвестициях, а также в международных договорах применяются различные подходы к определению понятия режима иностранных инвестиций. В одном варианте речь идет о национальном режиме. В этом случае иностранным инвесторам предоставляется режим не менее благоприятный, чем отечественным инвесторам, иными словами, иностранные инвесторы приравниваются к отечественным. В другом варианте инвесторам одной страны предоставляется режим не менее благоприятный по сравнению с тем, который предоставляется инвесторам иного иностранного государства

Возможна и одновременная ссылка на оба этих режима (например, в ст. 2 и 3 Соглашения России с Японией 1998 г).

Согласно Закону об иностранных инвестициях 1999 г., правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленной российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами (п. 1 ст. 4). Закон об иностранных инвестициях 1999 г. предусматривает два вида изъятий из действия принципа национального режима, изъятия стимулирующего характера в виде предоставления определенных льгот и изъятия ограничительного характера

Для решения сложных проблем, связанных как с предотвращением, так и с компенсацией инвесторов в случае наступления некоммерческих рисков, применяется сочетание международно-правовых и гражданско-правовых методов.

В отношении вопросов некоммерческих рисков, связанных с военными действиями, определенный интерес представляет механизм удовлетворения претензий иностранных инвесторов, понесших убытки в связи с войной в Персидском заливе в 1990- 1997 гг.

Компенсационная комиссия ООН, созданная в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН, рассмотрела, в частности, требования правительств Индии, Южной Кореи и России к Ираку о компенсации убытков, понесенных компаниями этих стран, участвующих в производственных проектах на территории Ирака, Кувейта и иных сопредельных государств. Компании понесли убытки, связанные с потерей оборудования, эвакуацией рабочих, невыполнением Ираком обязательств по договорам с ними.

2.2. Иностранные юридические лица как субъекты валютных правоотношений

Валютные правоотношения осуществляются в рамках валютного регулирования, которое осуществляют от лица государства уполномоченные органы.

Цель валютного регулирования - проведение разумной денежно-кредитной политики в условиях рыночной экономики. Можно утверждать, что валютное регулирование и валютный контроль - составная часть регулирующего механизма - объективно способствуют поддержанию сбалансированности финансовых потоков, что благоприятствует стабильности банковской системы, через которую реально осуществляется движение финансовых ресурсов.

Существующая система нормативно-правовых актов образует юридический механизм регулирования валютных отношений, имеющий двойное функциональное назначение. Во-первых, он выполняет статическую функцию, закрепляя уже сложившийся комплекс отношений; во-вторых, ему присуща динамическая функция, которая выражается в том, что создаются предпосылки для дальнейшего развития и трансформации названного комплекса, т.е. возможность его эволюционирования.

Подчеркнем, что вне рамок существующей системы нормативно-правовых актов вообще невозможно говорить о механизме регулирования валютных отношений в любом государстве. В научной литературе эта система получила название валютное законодательство. Термин употребляется в широком смысле и охватывает не только законы, но и любые подзаконные акты нормативного характера (постановления Правительства, указы Президента, инструкции Центрального банка Российской Федерации и т.п.).

Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 13 закона 173-ФЗ:

· Нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.

· Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, в том числе специальных счетов, устанавливает Центральный банк Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

· Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту Российской Федерации со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на свои банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках.

· Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации.

· Списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет нерезидента осуществляются в порядке, который может предусматривать, если это установлено Центральным банком Российской Федерации, только:

o установление требования о резервировании нерезидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100 процентов суммы денежных средств и (или) стоимости ценных бумаг, списываемых со счета нерезидента, на срок не более 60 календарных дней;

o установление требования о резервировании нерезидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 20 процентов суммы денежных средств и (или) стоимости ценных бумаг, зачисляемых на счет нерезидента, на срок не более года.

Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, иностранные юридические лица в Российской Федерации имеют все возможности для совершения сделок и их оплаты и репатриации своих денежных средств в иностранной валюте.

Заключение

Предоставление иностранным юридическим лицам национального режима в гражданско-правовой сфере на основе ГК РФ освобождает законодателя от необходимости фиксировать в отдельных актах, подлежащих применению в этой стране, наличие такого режима. И, наоборот, изъятие из национального режима требует специального указания об этом федеральном законе или международном договоре РФ.

Предоставляемый иностранным юридическим лицам национальный режим может, если это основывается на федеральном законе или международном договоре РФ, выходить за рамки отношений, подпадающих под действие гражданского законодательства. Так, правовой режим деятельности иностранных инвесторов, включая иностранные юридические лица по осуществлению инвестиций является согласно Закону РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" не менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности российских юридических лиц, за изъятиями, определенными этим Законом.

Иностранные юридические лица могут быть учредителями и участниками создаваемых в России хозяйственных обществ и товариществ.

Личный закон юридического лица определяет его государственную принадлежность, "национальность" и решает на этой основе вопросы его статута: является ли организация юридическим лицом, когда возникает и прекращается его правоспособность, каков ее объем, как создается, реорганизуется и. ликвидируется юридическое лицо, какова судьба имущества юридического лица, его филиалов и представительств и др.

Список источников и литературы

1.     Конвенция о признании правосубъектности иностранных обществ, ассоциаций и учреждений от 1 июня 1956 г. // СПС «Гарант». 2004 г.

2.     Конституция Российской Федерации (принята на всероссийском Референдуме 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

3.     Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.). «Российская газета» от 8 декабря 1994 г. , «Российская газета» от 6, 7, 8 февраля 1996 г. , «Российская газета» от 28 ноября 2001 г.

4.     Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-Ф «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г.) // «Российская газета» от 14 июля 1999 г.

5.     Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп. от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г.). // «Российская газета» от 10 августа 2001 г.

6.     Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 2 января 2000 г.) // «Российская газета» от 4 марта 1999 г.

7.     Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп. от 29 декабря 1998 г., 5 июля 1999 г., 31 мая, 8 августа, 30 декабря 2001 г., 31 декабря 2002 г., 27 февраля, 7 июля, 10 декабря 2003 г.) // «Российская газета» от 4 ноября 1992 г.

8.     Богуславский М.М. Международное частное право. М. 2000.

9.     Городисский А.М. Определение национальности юридических лиц в международном частном праве // Советский ежегодник между народного права 1983 г. М. 1984.

10.            Гражданское право: Общая и особенная части: Учебник / Белов В.А.. - М.; АО «Центр ЮрИнфоР», 2003. - 960 с.

11.            Гражданское право: В 2-х томах: Учебник. Т. 1 / Дюжева О.А., Ем В.С., Зенин И.А. и др. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.; БЕК, 2003. - 816 с.

12.            Ладыженский Л. М. Теории национальности юридических лиц в международном частном праве // Советский ежегодник международного права 1964 -1964. М. 1966


[1] Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-Ф «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г.) // «Российская газета» от 14 июля 1999 г.

[2] Федеральный закон от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп. от 8 июля 1997 г., 10 февраля 1999 г.) // «Российская газета» от 24 октября 1995 г.

[3] Басистый Б.А. Реформа системы международного частного права в Италии // Юридический мир. 1998. №2.

[4] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1996г. №10 // Вестник ВАС РФ. 1997. №3. Ст.90-91

[5] Вольф М. Международное частное право. М.: Гос. Изд. Иностр. Лит., 1948. С. 336.

[6] Там же. С. 336-337.

[7] Богуславский М.М. Международное частное право. М.: Международные отношения, 1994. С.119.

[8] Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» (СЗ РФ. 1995. №49. Ст.4697)

[9] Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации от 16 июня 1995г. №34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц».

[10] Там же.

[11] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о поощрении и защите капиталовложений (Москва, 13 ноября 1998 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 2000 г., N 26, ст. 2739.

[12] Постановление Правительства РФ от 9 июня 2001 г. N 456 «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений» (с изм. и доп. от 11 апреля 2002 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 июня 2001 г., N 25, ст. 2578.

[13] Дронина Н., Семилютина Н. Обзор законодательства об иностранных инвестициях. (Начало) // Право и экономика. - М.; Юрид. Дом «Юстицинформ», 2003. - № 3. - с.79-85