Содержание

Вопрос 1.......................................................................................................... 3

Вопрос 2.......................................................................................................... 4

Вопрос 3.......................................................................................................... 6

Вопрос 4.......................................................................................................... 7

Вопрос 5.......................................................................................................... 9

Вопрос 6........................................................................................................ 10

Вопрос 7........................................................................................................ 11

Вопрос 8........................................................................................................ 12

Вопрос 9........................................................................................................ 14

Вопрос 10...................................................................................................... 15

Вопрос 1

Выделите из системы экономических отношений, реализуемых в рыночной экономике, налоговых отношений

Вопрос 2

Какой документ законодательно определяет состав неналоговых доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ

Ответ:

Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе: средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление; средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям; плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям; часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей; другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе: средства от продажи уставного капитала организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности; средства от продажи акций, находящихся в собственности государства; доходы от реализации государственных запасов и резервов; доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, земли и нематериальных активов; иные доходы.

3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного само­управления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти. Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, по­лученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.

5. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

6. Иные неналоговые доходы.

Вопрос 3

В чем состоит и как проявляется экономическая природа налогообложения

Ответ:

Прежде всего остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... »[1]. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налога, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Вопрос 4

Назовите возможные проявления регулирующей функции налогов

Ответ:

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции - фискальную, стимулирующую и регулирующую.

 В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

 Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

 Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.

 Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т. е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

Вопрос 5

Укажите основные признаки, по которым лицо признается налогоплательщиком

Ответ:

В соответствии со ст. 19 НК РФ «Налогоплательщики и плательщики»

Налогоплательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

 

Вопрос 6

Перечислите критерии оценки налоговой системы

Ответ:

В оценке эффективности любой налоговой системы существует три критерия:

·                             Соотношения выгоды налогоплательщика предоставляемым государством услуг.

·                             Административные издержки.

·                             Затраты налогоплательщика на соблюдение налогового законодательства.

Чтобы судить об эффективности современной налоговой системы России необходимо выяснить составляющие этой систем.

При анализе этого вопроса пришлось столкнуться с существующей сегодня проблемой: нет единой трактовки понятий

налоговая система и ее элементов

система налогообложения и ее элементы.

Вопрос 7

Что означает понятие «экономическая нейтральность налогов»

Рациональная налоговая политика всегда стремится к простой и ясной цели: на равный доход должен взиматься равный налог. К сожалению, в условиях переходной экономики достаточно часто проявляется противоположная тенденция. Принципу нейтральности налогообложения прямо противоречит установление особого налогового режима для отдельных предприятий и акционерных обществ.

Проведение субъективных различий между «первоочередными» и «второстепенными» сферами развития производства — это, по сути дела, есть модификация планового финансирования капиталовложений социалистического периода и позавчерашний день налоговой политики.

В этой связи мы полагаем возможным сократить масштабы налоговой дифференциации в отношении налогоплательщиков, в зависимости от источника их доходов, а также предотвратить попытки введения чрезмерно прогрессивных налоговых ставок, направленных на уменьшение предполагаемого неравенства, избежав тем самым стереотипа «уравниловки».

Последовательное соблюдение принципа нейтральности позволит значительно расширить базу налогообложения, а следовательно, появится возможность снижения налоговых ставок.

В практике налогообложения на сегодняшний день необходима, прежде всего, стабильность налогообложения. Но здесь не надо путать стабильность налога и стабильность законодательства, как справедливо отмечает И.В. Горский, поскольку стабильность законодательства определяется стабильностью текста закона и его трактовки и в условиях перехода к рыночной экономике позволяет достаточно часто его менять. Под стабильностью же налогов понимается, прежде всего, стабильность реализации присущих им функций, в частности, первой их них - фискальной.

 

 

Вопрос 8

В чем состоит критерий гибкости налогообложения

Ответ:

В качестве важных методов налогового регулирования выс­тупают налоговые льготы и налоговые санкции. Оптимальное сочетание этих подсистем обеспечивает гибкость налогообложе­ния и, в конечном счете, результативность налоговой полити­ки. Налоговое стимулирование инвестиционных процессов, внешнеэкономической деятельности способно положительно влиять на структурную перестройку экономики. Необходи­мость текущих налоговых корректировок через систему льгот и санкций диктуется динамичным характером воспроизводствен­ных процессов. Экономические реалии, сложившиеся на момент законодательного принятия обновленной налоговой техники, могут существенно отличаться от тех, которые сложатся к концу финансо­вого года. На эту подвижность экономико-социальных и общественно-политических отношений и призвана реагировать совокупность мер налогового регулирования.

Система налогового льготирования включает в себя различные виды льгот. К их числу можно отнести отмену авансовых плате­жей, отсрочку по заявлению, уменьшение налоговых обязательств, связанных с направлением прибыли или дохода плательщика на благотворительность и другие цели и т.д.

В систему налоговых санкций входят такие их виды, как штра­фы, пени, доначисления налогов и др.

Таким образом, налоговое регулирование, проводимое через эко­номически обоснованные системы льгот и санкций, представляет собой взаимообусловленный комплекс налоговых преференций стра­тегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, становлении в производственной сфере имущественных основ среднего собственника.

Вопрос 9

Каким законодательным актом регулируется права и обязанности налоговых органов

Ответ:

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Права и обязанности налоговых органов регулируются Приказом МНС РФ от 29 августа 2002 г. N БГ-3-29/465 "О совершенствовании работы налоговых органов по применению мер принудительного взыскания налоговой задолженности", Приказом Минфина РФ и МНС РФ от 10 марта 1999 г. NN 20н, ГБ-3-04/39 "Об утверждении положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке"

Вопрос 10

Назовите законодательные основы реализации налогового контроля

Ответ:

Основы реализации налогового контроля, регулируются налоговым Кодексом РФ, а также следующими правовыми актами:

Приказ Федеральной налоговой службы от 29 апреля 2005 г. N САЭ-3-06/187@ "Об утверждении Регламента взаимодействия между структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России по вопросам назначения и проведения мероприятий налогового контроля в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей"

Письмо МНС РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ от 5 октября, 10 сентября 1999 г. NN АС-6-16/784, АА-3107 "О некоторых вопросах взаимодействия налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции при осуществлении налогового контроля"

 


[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 21, с. 171