Содержание

Введение_______________________________________________________________ 3

1. Сущность и понятие государственного бюджета_________________________ 5

2. Значение государственного бюджета в стабилизации экономики страны___ 7

3. Понятие дефицита бюджета, причины и пути его преодоления___________ 11

Заключение____________________________________________________________ 19

Список литературы____________________________________________________ 21

Введение

История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. «Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало — составляет смету доходов и расходов на определенный период».

В переводе с английского бюджет означает мешок. Когда палата общин в Англии в XVI-XVII вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля перенесено на сам документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и тот документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства. «Бюджет в его современных формах не восходит далее первых десятилетий XIX в.».

В любой стране государственный бюджет — ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т. е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

1. Сущность и понятие государственного бюджета

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти — парламентом[1].

Республиканский бюджет Российской Федерации (или федеральный бюджет России) — главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации как закон. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.[2]

Содержание бюджета как экономической категории сводится к тому, что государственный бюджет выражает денежные отношения, связанные с образованием и использованием централизованного фонда денежных ресурсов страны.

«Будучи экономической формой существования реальных отношений, выполняя специфическое общественное назначение — по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев отношений».3 К числу особенностей относятся следующие:

• государственный бюджет — центральное звено финансовой системы и является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

• с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже — национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

• пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

• область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, так как обусловлена ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Сущность государственного бюджета реализуется через его функции: мобилизацию денежных средств в руках государства, их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также контроль за своевременностью и полнотой поступления финансовых ресурсов в распоряжение государства, эффективностью их использования.

2. Значение государственного бюджета в стабилизации экономики страны

Роль бюджета в развитии национальной экономики неоднозначна в различные периоды истории, при этом достаточно четко выделяются два этапа. В эпоху классического капитализма государство не вмешивалось активно в хозяйственную деятельность. Примечательно, что в ведущих западных странах через государственный бюджет перераспределялось от 9 до 19% национального дохода. Во второй половине XX в. бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. 06 этом свидетельствует тот факт, что через бюджет ныне перераспределяется в западных государствах от 1/3 до 1/2 ВНП. Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.[3]

Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государственных расходов и налогообложения правительства могут регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов), а тем самым влиять на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры. В связи с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику. Первая из них выражается в увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышение налогов, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру.

Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Но проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме.

Бюджетный механизм используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.

Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению. Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Судить о ней можно по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающим источники формирования и направления использования бюджетного фонда страны.

В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в учреждениях, организациях; масштабов намечаемых структурных сдвигов в пропорциях народного хозяйства и т. п. В составе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфических формах.[4]

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет также понятие государственного бюджета.

Существенный признак бюджета — его плановость. Бюджет — это план государственного хозяйства на предстоящий период. Вотирование бюджета и разграничение функций между законодательной и исполнительной властью придало бюджету характер политического документа. Это план управления на будущий период, программа управления, предложенная исполнительной властью на одобрение парламента.

В России порядок составления государственной росписи, или «сметы доходов и расходов», ведет свое начало с 1863 г. Роспись относится к бюджету как часть к общему. Роспись есть только приложение бюджетного закона к данному конкретному случаю. Бюджет определяет общие нормы составления и утверждения финансового плана, а роспись представляет собою финансовый план на данный период.

Бюджет — план, но не основной финансовый план государства, каковым его считают многие экономисты. Основной финансовый план государства — сводный финансовый баланс, который отражает всю совокупность финансовых ресурсов, мобилизуемых в стране, а также направления их расходования. Бюджетные же ресурсы находят отражение в сводном финансовом балансе как его часть, централизуемая органами власти.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством существования особых экономических форм — доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы — это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение: доходы служатг финансовой базой деятельности государства, расходы — удовлетворению общегосударственных потребностей.

Подавляющая часть всех доходов бюджета западных государств образуется за счет налогов (90% поступлений на центральном и 70% — на местном уровне). Через налоговый механизм в бюджет направляется от 30% валового национального продукта в США и Японии, до 40-50% -- в Германии, Франции, Швеции.

3. Понятие дефицита бюджета, причины и пути его преодоления

Экономическая и финансовая наука вплоть до Дж. Кейнса (1883-1946) считала законом равновесие бюджета, его бездефицитность. М. Сперанский в «Плане финансов» определил, что «главное расстройство в финансах — есть несоразмерность расходов с приходами. Поэтому расходы должны быть учреждаемы по приходам и назначение издержек (читай — расходов) есть первая и самая существенная операция в финансах. У каждого расхода должен быть свой источник покрытия.

Если соразмерность между расходами и доходами нарушается, то она восстанавливается двумя способами: сокращением издержек или приумножением доходов. Сокращение издержек должно быть основано на том правиле, что все необходимые издержки сохранить, полезные отложить, а излишние вовсе прекратить. Приумножение доходов в ежегодной системе финансов может быть произведено: 1) лучшим распределением налогов; 2) удобрением разных источников, как то: лучшим устройством казенных имений, винных и соляных сборов и прочее». Профессор М. Боголепов писал[5], что «бюджет необходим в условиях современного государства для того, чтобы установить правильные соотношения между государственными доходами и расходами». По его мнению цель бюджета должна быть ясной и определенной. Бюджет в качестве плана государственного хозяйства указывает администрации, ведающей финансами, виды и величину потребностей и необходимые для их покрытия средства, и в связи с этим выявляет необходимость в изменениях в той или иной области для достижения равновесия доходов и расходов на предстоящий финансовый период. Достижение равновесия бюджета — это труднейшая финансово-политическая задача. Разрешение этой задачи — пробный камень для всякого бюджета, считал М. Боголепов. Теория, хотя и много занималась этим вопросом, не может дать рецептов для установления правильного соотношения между государственными доходами и расходами. Это соотношение всегда является вопросом факта, т. е. оно обусловлено данными текущего момента, всей реальной обстановкой. До сего времени проблема сбалансированности бюджета, покрытия его дефицита продолжает оставаться предметом научно-практических дискуссий.

Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит (недостаток). Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).

Точное исчисление расходов — более существенное дело, нежели исчисление доходов, потому что при определении той или иной суммы расхода в бюджете заранее устанавливается размер тех сумм, которые предоставляются бюджетом в распоряжение того или иного лица. Распоряжение внесенными в бюджет суммами ограничивается определенным в нем пределом. Ввиду этого внесение той или иной суммы в расходную часть бюджета приобретает особую природу и называется ассигнованием, а самая сумма допущенных к производству расходов — кредитом. Отсюда кредит можно определить как разрешение произвести расход и употребить на него определенную сумму в течение данного финансового года.

Когда доходы превышают расходы (это явление называется «профицит»), то излишек доходов, если он временный и получается от случайных обстоятельств, может использоваться на удовлетворение чрезвычайных потребностей, на образование резервного фонда для незначительных непредвиденных случаев или на частнохозяйственные затраты капитала. Если же излишек предвидится постоянным, то лучше всего понизить налоги и облегчить бремя народа, так как получение регулярных избытков противоречит сущности и целям финансового хозяйства. Гораздо труднее решить задачу в том случае, когда расходы превышают доходы и обнаруживается дефицит. Он может быть вызван следующими причинами: необходимостью осуществления крупных государственных программ развития экономики, милитаризацией страны, войнами и стихийными бедствиями, экономическими кризисами и т. д. Во всех этих случаях резко возрастают расходы государства, превышая его доходы.

Различают структурный и циклический дефициты. Дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Он приводит, с одной стороны, к сокращению доходов предпринимателей, населения, что уменьшает налоговые поступления в казну, а с другой — к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает расходы государства. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом бюджета. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком. В случае, когда при формировании бюджета закладывается превышение доходов над расходами, говорят об излишке доходов бюджета.

Уровень дефицита государственного бюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП. Многие экономисты считают финансовое положение страны нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3% от ВНП.[6]

Мировая практика экономического развития свидетельствует о том, что сам по себе бюджетный дефицит не страшен для экономики страны. Но при этом очень важно, чтобы он весь, или по крайней мере большая его часть, приходился на бюджет развития. Инвестиции государства в экономическое развитие страны не обязательно должны быть полностью обеспечены собственными доходами государства в текущем финансовом году, они вполне могут покрываться за счет заемных средств (кредитов ЦБ, облигационных займов, иностранных кредитов), ибо эти инвестиции предполагают дополнительную отдачу от хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности. Если причиной превышения темпов роста расходов над темпами роста доходов является инвестирование централизованных финансовых ресурсов в производственную сферу, то происходит одновременно их накопление и последующая капитализация. Таким образом, дефицит бюджета развития в целом не нарушает нормального хода экономических процессов, если существует реально действующий механизм выявления зависимости между планированием бюджетного дефицита и крупными капитальными вложениями в развитие экономики.

Совершенно иная картина складывается, если большая часть дефицита государственного бюджета приходится на бюджет текущих расходов (именно такое распределение дефицита характерно сегодня для российского бюджета). Это означает рост необеспеченной государственной задолженности, и он чреват самыми серьезными социальными последствиями.

Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учета финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Высокий уровень расходов непроизводственного характера (военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и др.) приводит к «проеданию» бюджетных средств, а не к умножению общественного богатства. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика.

Основными методами покрытия бюджетных дефицитов служат кроме налоговых поступлений выпуск государственных займов и эмиссии кредитных денег. Однако оба этих источника дают в конечном счете отрицательный эффект. Выпуск государственных займов наряду с ростом государственного долга влечет за собой сокращение совокупного потребительского спроса со стороны лиц — покупателей займов, отвлечение крупных средств от их производительного использования. Что касается эмиссии кредитных денег в целях покрытия бюджетного дефицита, то она еще больше усиливает присущую современному периоду развития общества инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений.

С 1990 г. и до 1995 г. для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором; только за три квартала 1991 г. рублевая масса возросла с 989 млрд руб. до 1,7 трлн руб. В конце 1991 и начале 1992 г. ситуация продолжала ухудшаться. Нарастание инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги и резком повышении уровня неудовлетворенного платежного спроса. С 1995 г. эмиссия денег для финансирования дефицита бюджета не применялась. С этой целью использовались различные государственные ценные бумаги — ГКО с трехмесячным, шестимесячным и годовым сроком погашения; казначейские обязательства (КО); облигации внутреннего государственного облигационного займа; облигации федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ); государственные сберегательные займы; золотые сертификаты.

В 1997 г. в РФ был осуществлен механизм секвестра расходов, суть которого заключалась в пропорциональном сокращении государственных расходов на 5,10, 15% и т. д. ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета в течение остававшегося до конца финансового года периода, если в процессе исполнения бюджета происходило значительное, более чем на 10%, снижение доходов.

Экономисты предлагают три основных подхода к проблеме сбалансированности бюджета:

Первый подход связан с ориентацией на ежегодную сбалансированность бюджета, что означает объявление его сбалансированности основной целью государственных финансов. Такая ориентация фискальной политики сводит на нет её антициклический и стабилизационный характер. Ежегодно балансируемый бюджет, на самом деле, усугубляет колебания экономического цикла, вызывает ускорение инфляции. Это происходит потому, что в условиях депрессии, значительной безработицы имеет место сокращение доходов, которое неизменно вызовет уменьшение налоговых поступлений в государственную казну, и в такой ситуации правительство, стремясь балансировать бюджет,  должно либо увеличивать налоги, либо сокращать государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Но эти меры являются сдерживающими  по своему характеру: каждая из них ещё больше сокращает совокупный спрос, что приводит к дальнейшему снижению общественного производства.

В противоположном случае, при профиците государственного бюджета в условиях инфляционных процессов и роста доходов, чтобы не допустить превышения доходов над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличить расходы, либо сделать и то и другое одновременно. В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания инфляционной спирали.

Второй подход предполагает достижение сбалансированности бюджета в течение экономического цикла, при этом он не должен балансироваться ежегодно. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется одновременно как инструмент и антициклического регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Логическое обоснование этой концепции выглядит просто и привлекательно. Для того чтобы  противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего подъема и проявления инфляции необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительство может сбалансировать бюджет не на ежегодной основе, а в период в несколько лет.

Сторонники этой концепции считают, что надо стремиться к балансу бюджета в течение всего цикла деловой активности. С точки зрения кейнсианцев, этого можно достичь с помощью продуманной фискальной политики. Монетаристы предлагают придерживаться рациональной политики денежного обращения. Защитники этой теории считают что бюджет выступает инструментом антициклической политики.

Однако, ключевой проблемой такого подхода, несмотря на его внешнюю привлекательность, является его явная упрощенность. Дело в том, что подъемы и спады в экономическом цикле неодинаковы по глубине и длительности. Длительный и глубокий спад может сменяться краткосрочным и небольшим подъемом и наоборот. И в том, и в другом случае будет наблюдаться циклическая разбалансированность государственного бюджета.

Третий подход к регулированию государственного бюджета связан с концепцией функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства. При этом вопрос о ежегодной или циклической сбалансированности бюджета – второстепенный. Основной целью государственных финансов является макроэкономическая стабильность, а сбалансированность госбюджета рассматривается как один из составляющих элементов такой стабильности. В соответствии с этим подходом, развитие экономики может сопровождаться бюджетными дефицитами или профицитами. Предполагается, что макроэкономическая стабильность и экономический рост автоматически оказывают положительное воздействие на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга.

Рост структурного дефицита означает, что правительство проводит стимулирующую политику: увеличивает расходы и сокращает налоги, что вызывает рост совокупного спроса и положительно влияет на выпуск продукции. Сокращение структурного дефицита, напротив, свидетельствует о проведении сдерживающей политики.

Заключение

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти — парламентом.

Сущность государственного бюджета реализуется через его функции: мобилизацию денежных средств в руках государства, их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также контроль за своевременностью и полнотой поступления финансовых ресурсов в распоряжение государства, эффективностью их использования.

Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государственных расходов и налогообложения правительства могут регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов), а тем самым влиять на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры.

Бюджетный механизм используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.

Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами.

Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит (недостаток). Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).

Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства.

Основными методами покрытия бюджетных дефицитов служат кроме налоговых поступлений выпуск государственных займов и эмиссии кредитных денег. Однако оба этих источника дают в конечном счете отрицательный эффект.

Рост структурного дефицита означает, что правительство проводит стимулирующую политику: увеличивает расходы и сокращает налоги, что вызывает рост совокупного спроса и положительно влияет на выпуск продукции. Сокращение структурного дефицита, напротив, свидетельствует о проведении сдерживающей политики.

Список литературы

1.     Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 1707. 98.

2.     Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 641 "О первоочередных мерах по укреплению доходной части федерального бюджета и улучшению деятельности налоговых органов" (с изменениями от 25 ноября 1995 г.)

3.     Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год"

4.     Федеральный закон «О Федеральном Бюджете на 2000 год» // Официальное издание Собрания Законодательства РФ, № 9, 3 марта 2000.

5.     Заявление Правительства Российской Федерации о немедленных мерах по стабилизации финансового рынка и о бюджетно-налоговой политике в 1998 году // Финансы, 1998, № 6.

6.     Брайчева Т.В. Государственныефинансы.–СПб:Питер,2001.–288с.

7.     Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики, № 1, 2000.

8.     Концепция среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997-2000 г. г. // Вопросы экономики, 1997, № 1.

9.     Опять авансы, опять долги (интервью с Н.П. Шмелевым) // Московский Комсомолец, 26 марта 2000.

10.                        Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 2000.

11.                        Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика, 2000.

12.  Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 1998, № 5.

13.  Макаров Г.Н. Бюджетная система РФ.–М.,1999.


[1] Лапина В.Н. Финансы и кредит. - М., 1998. С.97

[2] Макаров Г.Н. Бюджетная система РФ. - М., 1999. С.22.

[3] Макаров Г.Н. Бюджетная система РФ.–М.,1999., с.25

[4]Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях.//Финансы,1998,№5.–с.7-8.

[5] Брайчева Т.В. Государственные финансы.–СПб:Питер,2001, с.121.

[6] Брайчева Т.В. Государственные финансы.–СПб:Питер,2001,с.122.