3. Сильные и слабые управленческие стороны менеджера-женщины

Руководители фирм в современной России, независимо от пола, не могут не признавать того, что неопределенность социально-политической и экономической ситуации повышает требования к профессионализму руководителей и персонала фирм. Это значит, что приоритетной задачей руководителей фирм становится постоянное обновление и переосмысление своих знаний и технологий управления. Обоснованность подобного вывода подтвердили и материалы интервью. Большинство проинтервьюированных настаивают на том, что в условиях кризиса "спасти фирму могут как профессионалы-работники, так и профессионализм управленцев, умеющих находить нетрадиционные формы, воздействия и поощрения персонала". В условиях кризиса, по мнению многих руководителей, ключевыми управленческими умениями становятся техника ведения переговоров, установка на консолидацию сотрудников, умение избегать давления со стороны персонала, применение "мягких" конфликтных стратегий, постоянная готовность к изменениям и риску, этическая толерантность, "легкий психологический вес".

Как показывают материалы интервью, в настоящее время лидеры фирм активно нуждаются в поиске собственных технологий с учетом множества реальных особенностей, характерных для овладения ситуацией "здесь и сейчас" в своих фирмах. "Макрополитика" и построение общих стратегий развития фирм-конкурентов дополняется необходимостью выстраивания "микрополитики", учитывающей интересы и мотивы многих лиц в фирмах, так как управленческие технологии в условиях дефицита финансовых ресурсов приобретают все более сложную конфигурацию.

Усложнение экономического положения, кризис и резкое обострение проблем внутри самих фирм, по мнению большинства женщин-руководителей, приводят к необходимости коррекции традиционных технологий осуществления управления, переориентации этих технологий на преимущественно "сенситивные" модели управления (управления но "слабым" сигналам), направленные прежде всего на консолидацию усилии управленческой команды и персонала фирм. Однако их реализация предполагает, по мнению женщин-руководителей, иной масштаб ответственности со стороны персонала фирм, с одной стороны, с другой - развитие в управленцам фирмы навыков "социально-психологического" управления персоналом и консолидацию персонала и руководителей всех уровней в фирме. Психологический аспект оценки происходящего в фирме предполагает мнение не только управлять "деловыми процессами", но и находить оптимальные стратегии влияния на напряженные межличностные отношения. К категории последних относится управление конфликтами, - сфера, в которой большинство опрошенных нами руководителей испытывают наибольшее напряжение. "Деятельность любой фирмы, - считает одна из них, - часть peaiwou жизни, в которой конфликты неизбежны. Поэтому лидер фирмы должен бороться с "ложными" конфликтами, когда отсутствуют объективные основания конфликта, и он существует в силу ошибок восприятия и понимания. Все остальные типы конфликтов требуют избирательных стратегий".

Предотвращению конфликтов в фирме и за ее пределами могут служить технологии, построенные на нескольких принципах. Материалы интервью позволяют выделить пять основных.

- Выбор в качестве партнеров по взаимодействию и работников фирм компетентных и профессионально подготовленных лиц (сотрудников, партнеров по бизнесу). Профессионалы склонны в основном заниматься своим делом и обращают меньше внимания как на распределение власти в фирме, так и на собственное место во властной иерархии. Кроме того, они обладают большей личностной рациональностью и меньшей амбициозностью в отношении своего места в иерархии власти, в силу того, что знают себе цену. Они менее склонны к "двойной игре" и не претендуют на власть в фирме "ради власти".

-Прозрачность принятия решений. Важно при принятии тех или иных решений четко мотивировать их таким образом, чтобы не ущемлять интересы и самолюбие участников взаимодействия. В том случае, если руководитель к этому прибегает, должны быть понятны причины, обусловившие необходимость подобного поведения со стороны лидера фирмы.

- Концентрация власти.

-Приоритет задачи над отношениями.

- Осознание места и ценности каждого сотрудника, независимо от иерархического места в фирме. Использование технологии оказания "знаков внимания".

Если первые два принципа легко расшифровать, то три последующих имели несколько интерпретаций в толковании женщин-руководителей. В том случае, если организация имеет небольшие размеры, - а именно такими являются попавшие в выборку фирмы, - наиболее эффективна для их деятельности, по мнению большинства опрошенных, четкая концентрация власти. Технология, строящаяся на таком принципе, будет полезна и при выстраивании деловых контактов с партнерами. Поэтому ни "размывание ответственности", ни бегство от принятия решений не будут способствовать достижению конечных целей. "Центральным источником принятия решений в фирме должен являться лидер, - считает одна из респонденток, - который обладает необходимыми личностными характеристиками, контролирует все, что происходит в организации и имеет право последнего голоса. Удерживать фирму "на плаву" помогает единоличное распоряжение всеми ресурсами. Это позволяет быстро реагировать на изменяющуюся среду, быстро принимать и выполнять решения. Влияние отдельных сотрудников должно определяться близостью к лидеру и тем потенциалом влияния, который делегирует лидер своим партнерам. Четкая иерархия отношений в таком взаимодействии позволяет снизить потенциал возможных конфликтов".

Неограниченная власть лидера в коллективе, на наш взгляд, формирует большую ответственность за благополучие фирмы и исключает повторяемость ошибок при принятии решения.

Принцип концентрации власти распространяется женщинами-руководителями не только на деятельность внутри фирмы, но и на взаимодействие с внешними партнерами. Как показывают материалы интервью, тем женщинам-лидерам, которые достигают концентрации власти в своих фирмах, в наибольшей степени удается держать ситуацию под контролем в условиях кризиса и консолидировать управленческую команду и персонал. Таким образом, кризис способствует "ужесточению" управленческих технологий, являющемуся во многом вынужденным шагом в условиях нестабильной экономической ситуации.

Принцип приоритета задачи над отношениями ориентирован прежде всего на конкретную задачу. Это тот случай, когда, по мнению опрощенных женщин, следует избегать излишней психологизации и не брать в расчет личного отношения к партнеру по взаимодействию в фирме, особенно если речь идет о члене команды. "Наибольшая эффективность достигается в том случае, - убеждена одна из руководительниц, -когда у персонала есть отождествление собственных целей с целями фирмы, которые ставятся выше индивидуальных Однако достижение этого состояния весьма сложно. оно не происходит даже при необходимом обновлении персонала...".

Подобная особенность менеджмента в условиях кризиса, подмеченная женщинами-руководителями, вполне оправдана. Она обусловлена тем, что влияние в данном случае основано на степени рациональности или компетентности, а не на статусном положении или силе личности. Модель поведения в этом случае сводится к распределению ключевых задач, их исполнителей и ресурсов, а не к контролю за отношениями, который так часто приписывают женскому менеджменту.

Весьма важное место в предотвращении конфликтов играет, по оценкам женщин, практика конкретного менеджмента, построенная на положительном психологическом подкреплении вкладов работников в развитие фирмы. Теоретики менеджмента иногда называют эту практику "технологией знаков внимания", которая в условиях экономической нестабильности становится особенно выраженной в конкретной деятельности руководства фирмы. Технология знаков внимания, по мнению топ-менеджеров, снижает напряженность отношений, делает прозрачным положительный вклад каждого в позитивное развитие ситуации и способствует смягчению конфликтов на стадии зарождения.

Гибких творческих технологий в условиях кризиса требуют не только конфликтные ситуации. Важнейшая составляющая профессионализма женщин-лидеров - умение вести переговоры без поражения для себя и для партнеров. "Наши партнеры за столом, - как справедливо отмечает одна из руководительниц, - обладают эмоциями, глубокой приверженностью к определенным ценностям, различными жизненными основами и взглядами. Более того, они непредсказуемы. Как любой человек и руководитель. Этот факт может быть полезным или разрушительным для переговоров. Все зависит от того, насколько вы умеете его заставить работать на достижение целей".

В условиях кризиса, когда ситуация в экономике в России значительно усложнилась, решение многих фирменных проблем, по мнению женщин-руководителей, во многом будет предопределяться умением руководителей фирмы вести конструктивный диалог и договариваться. Особое значение эта техника имеет для консолидации интересов партнеров с множеством несовпадающих интересов.

Другим важным условием успеха деятельности женщины-руководителя, по мнению опрошенных, является способность быстро ориентироваться в изменениях, наметившихся в управленческих технологиях, и уметь соответствовать этим изменениям, формируя новую организационную культуру в фирме. Материалы интервью позволяют говорить об изменении в традиционных типологиях лидерства в фирмах. В настоящее время, по мнению большинства интервьюируемых, во все большей степени в реальной управленческой практике проявляется отказ от статусного лидера и замена его лидером харизматическим. В самом общем виде статусный лидер, в отличие от харизматического, при осуществлении власти опирается па возможности своего положения в рамках иерархии, забывая о силе личного влияния, не обусловленного позициями во власти. Как правило, харазматический лидер отличается от статусного большим личным влиянием в команде, высоким уровнем эмпатии, повышенной психологической сенситивностью, особой техникой коммуникации. Это техника, которую один из авторов называет "втягивающей коммуникацией" и особенности которой были описаны еще в 1994 г. Харизматические лидеры не нивелируют своих личностных особенностей. не пытаются скрыть свои недостатки, их "внутреннее пространство" не сковано функциональной принадлежностью, а отличается внутренней динамикой и разносторонностью.

Иная психологическая палитра поведения характерна для статусных лидеров. Эти люди сами называют себя солдатами, исполнителями, рабами и т.п. Их внутренний эмоциональный фон - постоянное ожидание неуспеха. Это позволяет предположить, что степень самореализации в данном случае резко снижена, а доминирующим мотивом является стремление выжить.

Отличие харизматических лидеров от статусных при одинаковом уровне агрессивности внешней среды - внутренняя установка на успех, порождающая пластичность средств и способов достижения поставленных целей. "Я убеждена, - считает одна из предпринимательниц, - что ситуация в России и фирме всегда была сложной, и ею надо управлять, принимая заданную систему ограничений. Я уверена — моя команда и я справимся с проблемами, свалившимися на нас в связи с кризисом".

Итак, проведенный анализ интервью позволяет утверждать, что ситуация экономического кризиса привела к изменению управленческих стратегий женщин-руководителей, способствуя, с одной стороны "ужесточению" этих технологий по вектору "концентрация власти", что могло вызвать повышенный уровень напряжения в отношениях с командой; с другой — способствовало тому, что женщины чаще стали прибегать к технологии "знаков внимания", что могло сопровождаться "потеплением" отношений между персоналом фирмы и ее первым руководителем.

Насколько оправданы сделанные выводы, было решено проверить путем опроса членов команды и персонала, результаты которого представлены ниже.

4.

          Принципы и функции процесса управления, предложенные А. Файолем, до настоящего времени обладают практической полезностью и находят свою реализацию в современном менеджменте. Выработанные А. Файолем принципы администрирования сегодня применяются ко всем сферам управленческой деятельности: разделение труда, власть и авторитет, дисциплина, подчинение индивидуальных интересов общей цели, вознаграждение, централизация и децентрализация, порядок и режим, равенство, устойчивость должностей личного состава, инициатива, корпоративный дух, скалярная цепь (т.е. ступенчатость власти в иерархии управления).

          В современном менеджменте влияние идей теории «человеческих отношений» велико. Широкое распространение получила идея существенной роли внешних сил окружающей работника среды, которые могут быть основными детерминантами успеха деловой организации.

          Эволюционный характер управленческой мысли помогает руководителю, менеджеру любого уровня понимать какие специфические приемы и способы можно использовать для эффективного достижения поставленных целей деловой организации в конкретной хозяйственной ситуации с учетом влияния внешних сил. Описанный подход к выработке управленческих решений принято называть «ситуационным». На его основе появилось такое направление теории менеджмента как «ситуационная теория управления», цель которой – переориентировать теории управления на практику управленческой деятельности, так как сформировавшиеся ранее теории организации и управления все чаще оказываются не в состоянии ответить на усложняющиеся  проблемы практического менеджмента.

          Именно потребности практики управления деловой производственной структурой, решения реальных менеджерских проблем и задач требуют творческого подхода и искусства управления, так как объектами менеджмента выступают: и работники со своими индивидуальными особенностями, и постоянно усложняющаяся техника, и изменяющаяся среда, в которой функционируют деловые организации.

          Современные теории и концепции многочисленных школ управленческой мысли оказывают непосредственное влияние на развитие менеджмента как научной дисциплины. Критическое познание и анализ сложившегося многообразия идей и подходов помогают менеджерам всех уровней выявлять причины несостоятельности некоторых теорий, не прошедших проверки практикой управления, и находить новые, более действенные, методы и приемы практического менеджмента, тем самым творчески обогащая общую науку менеджмента. Таким образом, современный менеджмент представляет собой феномен «организованной деловой культуры»: синтез науки и искусства управления в современном деловом мире.