Оглавление
Введение 3
1. Тенденции развития мирового хозяйства и формы
международных экономических отношений 4
2. Роль финансов в развитии международной торговли 8
3. Вывоз капитала за рубеж 11
4. Международные валютные отношения 13
5. Международные кредитно-финансовые организации 16
Заключение 24
Список литературы 25
Приложения 26
Введение
Мировая экономика - это сумма всех национальных экономик мира, по узкому определению - это совокупность только той части национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром.
Мировое хозяйство является сложной системой. Вся совокупность различных национальных экономик скреплена движением товаров, услуг и факторов производства. На этой основе между странами возникает международные экономические отношения, которые можно классифицировать по формам.
Традиционно в отдельную форму выделяют международную (мировую) торговлю товарами и услугами, в отдельную зону нужно выделить международные валютно-расчетные отношения.
Система мирового хозяйства, если прибегнуть к упрощенна, может быть представлена в виде механизма, у которого есть составные части, узлы. Главными из этих частей (узлов) является национальные экономики, а также транснациональные корпорации, интеграционные объединения, международные экономические организации.
Все больше сращиваясь, экономики многих соседних стран образуют региональные интеграционные объединения. Подобные образования стали заметной частью механизма мирового хозяйства, а некоторые интеграционные объединения вообще выступают во внешнем мире от лица входящих в них стран.
В последневоенные годы резко возросло количество международных экономических организаций. Они все активнее принимаю участие в регулирование международных экономических отношений, превратившись в заметную самостоятельную часть механизма всемирного хозяйства.
На современном этапе международные финансово-кредитные отношения имеют существенное значение для мировой экономики, они способствуют развитию интеграционных экономических процессов, установлению связей между различными странами.
1. Тенденции развития мирового хозяйства и формы международных экономических отношений
Являясь результатом длительного исторического развития, мировое хозяйство как целостная система оформилось на рубеже XIX-XX вв. в результате деятельности корпораций и создания колониальных империй. Эта система включала разнородные части, существенно различающиеся по социально-экономическому уровню и структуре народного хозяйства.
Объективной основой формирования мирового хозяйства является общественное разделение труда, перешагнувшее рамки национальных хозяйств и превратившее страны в звенья единого мирового воспроизводственного процесса.
Многие страны мирового сообщества в 70-80-х гг. XX столетия пережили крупные экономические кризисы. С середины 70-х до начала 80-х гг. темпы экономического развития капиталистических стран замедлились, стала нарастать инфляция, обострилась конкурентная борьба за владение рынками сбыта. В конце 80-х гг. начался экономический подъем, но начало 90-х вновь ознаменовалось экономическим кризисом, который привел к снижению платежеспособного спроса, вызвал уменьшение роста производства в странах Европы (Приложение 1). Если реальный валовой внутренний продукт (ВВП) стран Западной Европы в 1989 г. вырос на 3,2%, то в 1991 г. - всего на 0,9%. В большинстве стран Западной Европы прирост промышленного производства в 1991 г. вообще прекратился [3].
В современных условиях кризис начинается со сферы обращения - растет масса нереализованных товаров, сокращается кредит (банки сокращают кредитование спекулятивного капитала), ссудный процент повышается, падает курс акций. Все это приводит к обесценению капитала предпринимателей, которые начинают сдерживать производство. Сокращение объемов производства ведет к падению прибыли, предприниматели не в состоянии погашать задолженность банкам по кредитам; возникает кризис неплатежей, что приводит в конечном счете к банкротству предприятий.
Экономический рост в капиталистическом производстве не является равномерным и непрерывным. Он постоянно чередуется с падением, которое в особенно резкой и разрушительной форме обнаруживается в период экономического кризиса.
В поисках выхода из кризиса многие капиталистические государства стали внедрять прогрессивные формы организации общественного производства: концентрацию и специализацию на базе углубления разделения труда; рационализацию производства, внедряя новые технологии, усиливая эксплуатацию наемного труда. Однако тенденции развития отдельных стран в мировом хозяйстве складывались неодинаково, о чем свидетельствуют индексы валового внутреннего продукта (Приложение 2) [7].
Одной из важнейших черт послевоенного развития мирового капиталистического хозяйства было образование тех или иных союзов государств, направленных на развитие экономического сотрудничества между странами в области производства, торговли, валютных отношений. Протекающие на этой основе экономические процессы получили название интеграция.
Термин «интеграция» используется для определения разного рода процессов, в которых осуществляется централизация капитала и производства, координация производственной и финансовой деятельности и др.
Исторически первой формой интеграции в Европе было Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), возникшее в 1957 г. путем объединения шести западноевропейских стран - Бельгии, Голландии, Италии, Люксембурга, Франции и ФРГ. Позднее к ЕЭС присоединились Англия, Дания, Греция, Ирландия, Испания и Португалия. Целью Сообщества было создание объединенного рынка товаров, капиталов, услуг, рабочей силы стран-участниц. Поэтому широко распространенным названием ЕЭС стал термин «Общий рынок».
В основе ЕЭС лежал таможенный союз, в рамках которого были отменены тарифные ограничения на взаимную торговлю промышленными товарами, для стран-участниц была создана зона беспошлинной торговли, разработаны меры защиты от внешних конкурентов.
С 1992 г. ЕЭС называют Европейским сообществом. Европейское сообщество является объединением государств, которые стремятся к политическому и экономическому единству при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. В Общий рынок также входят: Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество, Европейское объединение по атомной энергии. Общий рынок стал крупнейшим в мире торговым объединением. Численность населения стран, входящих в ЕС, составляет 320 млн. чел.
ЕС имеет следующие межгосударственные органы: Совет министров (законодательный орган), Комиссию ЕС (исполнительный орган), Европейский парламент (контролирующий орган), Суд ЕС. Общий рынок имеет свой бюджет. Собственные средства ЕС складываются из ввозных пошлин и отчислений от оборота по некоторым товарам (сахар) и отчислений от налога на добавленную стоимость. С 1989 г. в бюджет ЕС выделяется 1,2-1,3% ВВП всех государств - членов ЕС [1].
Страны - члены Общего рынка считают себя ядром будущих Соединенных Штатов Европы.
Интеграционные процессы носят региональный характер, приобретая форму объединений, направленных на достижение общих финансово-экономических целей. Первоначально интеграционные объединения в Европе и на других континентах создавались для отмены таможенных барьеров на ввозимые товары и торговлю между странами - участницами объединения. Зонам таких объединений присваивается название «свободные зоны».
Развитие интеграционных процессов привело к объединению государств с целью свободного перемещения товаров и услуг внутри группы государств и образованию в их регионе общего рынка.
Процессы интеграции происходят и на других континентах. Так, между США и Канадой подписано соглашение о свободе торговли, которое содержит положения, являющиеся реальными шагами к созданию общего экономического пространства на североамериканском континенте. Общие рынки созданы в Юго-Восточной Азии и др.
В настоящее время сформировалась следующая структура мирового хозяйства [2]:
- мировой рынок товаров и услуг;
- мировой рынок капиталов;
- мировой рынок рабочей силы;
- международная валютная система;
- международная кредитно-финансовая система.
Субъектами мирового хозяйства являются [2]:
- государства с их народнохозяйственными комплексами;
- транснациональные корпорации;
- международные организации и институты.
В комплексе факторов, побуждающих страны к экономической интеграции, важное место принадлежит задачам индустриализации стран, внедрения результатов научно-технического прогресса, задачам снижения затрат в производстве и торговле и обеспечения доходов.
Эти задачи предопределяют характер и формы международных экономических отношений, специфику участия в них каждого субъекта мирового хозяйства, характер кредитно-финансовых взаимосвязей.
Интеграционные процессы в странах мирового хозяйства, вывоз сырья из слаборазвитых стран, использование финансово-кредитных отношений способствовали в отдельных государствах росту ВВП. В то же время рыночные реформы в бывших социалистических республиках (ныне - странах СНГ) ослабили экономические связи между ними, замедлили рост ВВП, о чем свидетельствуют данные Приложения 3 [7].
Российская Федерация как субъект мирового хозяйства все более включается в мировое хозяйство, используя разнообразные формы международных экономических отношений. Россия стремится прежде всего к интеграции со странами СНГ. Интеграция рынков стран СНГ неизбежно порождает объединение хозяйственной политики и образование экономического союза. Договор об экономическом сотрудничестве стран СНГ был подписан в сентябре 1993 г. Венцом экономического союза в перспективе будет переход к единой валютной системе, образование единого банка внешнеэкономических расчетов.
В настоящее время международные экономические отношения между субъектами мирового хозяйства утвердились и реализуются в следующих основных формах [3]:
- международная торговля товарами и услугами;
- инвестирование капитала (вывоз и ввоз капитала);
- кредитно-финансовые отношения;
платежно-финансовые отношения.
Во всех этих формах международных экономических отношений важную роль играют финансы.
2. Роль финансов в развитии международной торговли
В системе международных экономических связей ведущее место занимает внешняя торговля. Она опосредует в материально-вещественной форме практически все виды международного разделения труда.
Внешняя торговля государств - это торговые отношения между странами, состоящие из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров, сырья и материалов. В своей совокупности она представляет международную торговлю, в основе которой лежит международное разделение труда. Международная торговля возникла в докапиталистических формациях и способствовала росту товарного производства. Широкое развитие она получила в эпоху капитализма. «Капиталистическое производство, - писал К. Маркс, - вообще не существует без внешней торговли». Всемирный рынок является базисом и жизненной сферой капиталистического способа производства.
Многие предприятия и компании уже при возникновении ориентируются не только на внутренний, но и на внешний рынок. Конкуренция вынуждает капиталистические компании расширять масштабы производства и искать новые пути сбыта товаров.
Современные теории внешней торговли восходят к постулатам классической школы А. Смита - основоположника классической политической экономии и Д. Рикардо.
Адам Смит (1723-1790) обосновал тезис, в соответствии с которым основой развития внешней торговли является различие в абсолютных издержках при производстве товаров в разных странах: одни могут производить товары более эффективно, чем другие. Он отмечал, что импортировать товары нужно из страны, где издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки которых ниже у экспортеров.
В обороте мировой торговли Советский Союз занимал 4-5%. Удельный вес России в обороте мировой торговли составлял в 2002 г. менее 2%. Основную часть валюты от внешней торговли Россия получает от экспорта нефти, газа, леса, чугуна, стали, оружия и золота. Показатели объемов внешней торговли России приведены в Приложении 4 [7].
По данным Росстата, в общем объеме экспорта товаров Российской Федерации на долю Германии в 2002 г. приходилось 7,6%, США - 3,8, Китая - 6,4, Швейцарии - 5,1, Италии - 7,0, Великобритании - 3,6, Нидерландов - 6,8, Польши - 3,5%. Удельный вес экспорта отдельных видов продукции и товаров в их производстве в России составлял: прокат черных металлов - 55,2%, газ природный - 24,0, уголь каменный - 21,4, круглый лес - 45,3, бумага газетная - 62,3, фанера клееная - 62, целлюлоза древесная - 32,8, автомобили грузовые - 5,8, автомобили легковые - 7,7, тракторы - 20,6% (по данным Госкомстата за 2002 г.).
Удельный вес импорта отдельных видов продукции и товаров в их потреблении в России составлял (по данным за 2002 г.): шины - 18,1%, автомобили грузовые - 14,6, автомобили легковые - 12,9, тракторы - 58,3, мясо - 40,1, масло подсолнечное - 34,1, сахар - 22,1, масло сливочное - 46,0, холодильники бытовые - 42,1%.
Первостепенное значение во внешней торговле России отводится развитию внешнеторгового оборота со странами СНГ. Наиболее успешно развивается внешнеторговый оборот России с такими странами СНГ, как Белоруссия, Казахстан, Украина. Они занимают наибольший удельный вес в обороте внешней торговли, о чем свидетельствуют данные Приложения 5 [7].
Отличительной чертой мирового рынка является существование особой системы цен - мировых цен на товары. Отношения здесь строятся на основе закона стоимости, спроса и предложения. В обмене участвуют товары, производимые в странах с различным уровнем развития производительных сил, с различными формами общественной организации, различным спросом.
Экспортные и импортные операции осуществляются на основе внешнеторгового контракта, в котором фиксируются цены.
Все сделки во внешней торговле между странами связаны с платежами, с переводом денег из одной страны в другую. Этим они отличаются от системы клиринговых расчетов, когда платежи между клиентами и государственными или внешнеторговыми банками производятся в одной стране, а окончательный расчет происходит между государственными банками этих стран.
В связи с укреплением экономического положения стран почти все страны Запада в 50-60-е гг. перешли от клиринговых расчетов к расчетам в свободно конвертируемой валюте.
В контрактах отечественных внешнеторговых организаций с зарубежными фирмами принимается любая свободно конвертируемая валюта, если межправительственным соглашением не оговорено иное. Во избежание валютных потерь стороны стремятся зафиксировать в качестве валюты цены наиболее устойчивые валюты. Ими являются валюты тех стран, которые открывают конвертируемые счета по движению капиталов для нерезидентов - иностранных юридических и физических лиц.
Из изложенного отчетливо видна роль финансов в развитии мировой торговли. Являясь инструментом хозяйствования, финансы непосредственно обслуживают экспортно-импортные операции внешней торговли. Функционируя в международной торговле, финансы оказывают влияние на экономические интересы ее участников и тем самым способствуют развитию внешней (международной) торговли.
В международной торговле с помощью финансовых инструментов осуществляются расчеты по экспортно-импортным операциям, распределяется доход между участниками международных отношений. И наконец, роль финансов проявляется в том, что они выполняют контрольную функцию в исполнении международных торговых контрактов [4].
Международная торговля между государствами растет и развивается в связи с выгодностью и целесообразностью международного разделения труда.
3. Вывоз капитала за рубеж
Международные экономические связи осуществляются, как было отмечено выше, в форме международной торговли, экспорта и импорта товаров. Но в современном мировом хозяйстве в число вывозимых и ввозимых товаров все больше включается и такой специфический товар, как капитал.
Вывоз капитала за рубеж - это целенаправленное перемещение денежных средств из одной страны в другую для помещения их в выгодное предпринимательское дело [1]. Он осуществляется в следующих основных формах: 1) прямых инвестиций; 2) портфельных инвестиций; 3) ссудного капитала.
Прямые инвестиции представляют собой долгосрочные зарубежные инвестиции в промышленные, сельскохозяйственные, торговые и другие предприятия [5]. Они служат источником финансовых средств при создании и расширении предприятий. Иногда прямые иностранные инвестиции служат фактором внедрения новой техники и технологии на действующих предприятиях. К прямым относят и такие инвестиции, при которых иностранный инвестор обладает не менее чем 10% акционерного капитала предприятия (фирмы).
О целесообразности прямых инвестиций, минуя фондовые биржи и других посредников, имеется ряд высказываний в зарубежной печати. При этом фирмы ссылаются на то, что прямые инвестиции представляют собой наиболее выгодное вложение капитала в производство, позволяющее вырабатывать и сбывать товары на месте.
Портфельные инвестиции - это вложения капитала в покупку акций, векселей, облигаций и других ценных бумаг с целью получения прибыли на вложенный капитал в виде дивидендов [5].
Вывоз ссудного капитала - это предоставление срочных и долгосрочных кредитов в денежной или товарной форме с целью получения прибыли за счет высокого ссудного процента [1; 5].
Международный рынок ссудных капиталов подразделяется на денежный рынок и рынок капиталов.
Денежный рынок - это в основном рынок краткосрочных (до одного года) кредитов [2]. Благодаря им корпорации, а также государственные банки получают возможность восполнять за счет внешних источников временную недостачу оборотных средств.
Рынок капиталов имеет дело со среднесрочными (от 2 до 10 лет) банковскими кредитами и долгосрочными (свыше 10 лет) займами, которые предоставляются (по преимуществу) путем выпуска и приобретения облигаций.
В последние годы на международном рынке стали широко использоваться нетрадиционные формы долгосрочного инвестирования ссудного капитала - проектное финансирование, т. е. предоставление крупных кредитов под конкретные промышленные и иные проекты.
О размерах прямых и портфельных инвестиций от иностранных инвесторов в Российской Федерации свидетельствуют данные, приведенные в Приложении 6 [7].
Объемы инвестиций от иностранных инвесторов по отраслям экономики Российской Федерации приведены в Приложении 7 [7].
В объеме инвестиций от иностранных инвесторов в российскую экономику в 1997 г. наибольший удельный вес приходился на общую коммерческую деятельность на рынке, инвестиции в промышленность и кредит.
Россия не стоит в стороне от процессов международной интеграции. Она не только способствует ввозу капитала, не и одновременно вывозит капитал за рубеж. Значительны вывоз из России осуществляется в бывшие советские республики - ныне страны СНГ. За рубежом, в странах СНГ и развивающихся государствах действуют тысячи предприятий с российским капиталом, часть предприятий была создана за рубежом Советским Союзом.
Важная роль финансов здесь проявляется в мобилизации ресурсов иностранных инвесторов - зарубежных коммерческих фирм, банков, международных строительных и иных компаний.
Иностранные инвестиции в экономику России способствуют ее восстановлению, стабилизации и подъему в послекризисный период. В то же время при вывозе российского капитала за рубеж, в страны СНГ и развивающиеся страны финансы содействуют развитию и углублению международных экономических связей и формированию внешних источников финансовых ресурсов.
4. Международные валютные отношения
В мировом хозяйстве невозможно обойтись без налаженной системы валютных (денежных) и кредитных отношений между странами.
Развитие международных валютных отношений обусловлено формированием мировой системы хозяйства. Экономические отношения между государствами по поводу обмена товарами на мировом рынке объективно приводят к международным валютным отношениям.
Международные валютные (денежные) отношения - это экономические отношения, связанные с функционированием национальных валют на мировом рынке, денежным обслуживанием товарообмена между странами, использованием валюты как платежного средства и кредита [2].
Валютные отношения так или иначе сопровождают международную торговлю, вывоз капитала за рубеж, научно-технический обмен, кредитование, международные расчеты и иные экономические и культурные связи между государствами.
Различают национальные и мировую валютные системы.
Национальная валютная система представляет собой форму организации валютных отношений страны, которая определяется национальным законодательством [6].
Мировая валютная система - это форма организации международных валютных отношений, обусловленная развитием мирового хозяйства и юридически закрепленная международными соглашениями [3].
Государственное и межгосударственное регулирование валютных отношений находит свое выражение в валютной политике.
Валютная политика представляет собой совокупность экономических мер, проводимых в жизнь государственными органами и международными учреждениями в соответствии с их программными целевыми установками.
Характер валютных отношений во многом зависит от конвертируемости валюты стран. Валюты делят на свободно конвертируемые, частично конвертируемые, неконвертируемые.
Свободно конвертируемой валютой принято называть валюту, которая свободно, без ограничений обменивается на другую иностранную валюту. Свободно конвертируемой валютой стали: доллар США, канадский доллар, японская иена, валюты стран - членов Европейского сообщества (Общего рынка) и некоторые другие [2].
Частично конвертируемой называют национальную валюту страны, в которой применяются отдельные ограничения на некоторые виды валютных операций [2]. Частично конвертируемая валюта обменивается только на некоторые иностранные валюты, но не на все.
Неконвертируемой (замкнутой) называют валюту, которая применяется (используется) только в пределах одной страны и не обменивается свободно на иностранные валюты. Среди валют есть термин «мягкие» валюты. К «мягким» валютам относят валюты, курс которых постепенно падает.
Российский рубль прошел путь от неконвертируемой валюты до разряда валют с внутренней конвертированностью. Он свободно обменивается на валюту внутри России и в странах СНГ.
Нынешний курс рубля к доллару признается нереальным, так как он не отражает их реального соотношения, а чрезвычайно занижен, что наносит ущерб российской экономике.
Необоснованно занижен не только курс рубля по отношению к доллару, но и курс многих других валют стран СНГ. Это нанесло значительный урон международной торговле и экономике стран СНГ и России, а также породило волну спекуляции наличностью на денежном рынке.
Для решения проблемы конвертируемости валюты и установления реального курса валюты необходимы стабилизация денежного обращения внутри страны, устранение дефицита товаров на внутреннем рынке, преодоление дефицита внешнего платежного баланса, ограничение инфляции до минимума.
Рассмотрим динамику курса доллара по отношению к рублю по данным Центрального банка РФ (Приложение 8) [7].
Колебания курсов национальных денежных единиц обусловлены двумя основными факторами: во-первых, реальными стоимостными соотношениями покупательной способности валют на внутренних рынках зарубежных стран; во-вторых, спросом и предложением национальных валют на международном рынке, подверженными постоянным изменениям в связи с переливами капиталов из одной страны в другую.
Как видно из Приложения 8, курс рубля неуклонно падает, а курс доллара растет. Практически имеет место обвальное паде-ние рубля, происходит процесс долларизации экономики. Объяснить это можно отчасти нестабильностью российской экономики, вызванной проведением рыночных реформ, значительным снижением - более чем в 2 раза - объемов промышленного и сельскохозяйственного производства (2000 г. по отношению к 1990 г.). Доля России в международной торговле снизилась и сейчас составляет около 2%.
В мировой практике сложились определенные формы расчетов, способы их оформления и оплаты платежных документов.
Основными формами расчетов являются банковский перевод, инкассо и документарный аккредитив. Реже используются вексельная форма расчетов и чековая.
Важное значение в области валютной интеграции и международных расчетов имело образование в 1979 г. Европейской валютной системы (ЕВС). Она была основана на трех элементах: европейской валютной единице - ЭКЮ, механизме валютных курсов, механизме кредитования. Эта система обеспечивала относительную стабильность обменных курсов национальных валют и коллективное противостояние американскому доллару.
Курс ЭКЮ устанавливался на базе «корзины» 12 валют стран - членов ЕС и используется в качестве средства расчетов между центральными банками стран - членов ЕС. С созданием Европейской валютной системы увеличен объем валютных ресурсов европейского фонда с 10,4 млрд. до 25 млрд. ЭКЮ, из которых 14 млрд. ЭКЮ предназначены для предоставления краткосрочных кредитов и 11 млрд. ЭКЮ - для среднесрочных кредитов странам - членам ЕВС.
Для регулирования денежного обращения создан Европейский центральный банк, которому поручено обеспечить единую валютную политику стран - членов Европейской валютной системы (ЕВС), в которую входит 14 стран Европы.
5. Международные кредитно-финансовые организации
Кредитно-финансовые отношения - это экономические отношения между кредитором и заемщиком при использовании кредита (ссуды) в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с выплатой процента [4].
В кредитно-финансовые отношения вступают почти все участники международных экономических отношений. Особенно нуждаются в кредитах участники внешней торговли. У одних - импортеров - ощущается недостаток валюты, чтобы рассчитаться с экспортером, и они прибегают к помощи организации, которая может дать им кредит. У других организаций - экспортеров - недостает средств для того, чтобы осуществить инвестиционный проект за рубежом. Международные кредитные отношения не ограничиваются отношениями организаций-экспортеров и организаций-импортеров, они неразрывно связаны с международными кредитно-финансовыми организациями.
Кредитование в иностранной валюте имеет следующие основные разновидности:
- кредитование экспортно-импортных операций внешней (международной) торговли;
- кредитование государственных нужд, связанных с погашением внешней задолженности иностранным государствам и банкам;
- кредитование совместных инвестиционных проектов государств, фирм, корпораций;
- кредитование банков по расчетным операциям;
- иные формы кредитования [6; 7].
В выполнении кредитно-финансовых операций и в поддержании стабильности международных расчетов важнейшая роль принадлежит международным кредитным и финансовым институтам (организациям).
Международные кредитно-финансовые институты - это международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования кредитно-финансовых отношений между странами, содействия развитию экономических отношений, оказания кредитной политики.
Крупнейшими специализированными международными кредитно-финансовыми организациями являются следующие:
1. Международный валютный фонд (МВФ), созданный на основе Бреттон-Вудских (США) соглашений в 1944 г., является специализированным органом Организации Объединенных Наций, начал функционировать с 1947 г. Цели создания МВФ:
1) содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и установления валютных ограничений;
2) предоставление кредитных ресурсов своим членам при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов;
3) предоставление кредитов странам, испытывающим трудности в области платежного баланса [7].
Кредитные операции осуществляются только с официальными органами стран: центральными банками, казначействами, валютными стабилизационными фондами. Кредиты предоставляются в иностранной валюте или в форме продажи иностранной валюты за национальную валюту.
Предоставляемые кредиты делятся на виды в зависимости от причины, вызвавшей несбалансированность внешних платежей. Решение о выдаче кредита принимается голосованием членов МВФ. Все страны при голосовании зависят от финансовой квоты в МВФ.
Вступая в МВФ, каждая страна вносит определенную сумму взноса, называемую квотой (вклад по подписке), - своего рода членский взнос. Квоты образуют объединенные денежные запасы, которыми МВФ пользуется для предоставления займов, и определяют вес каждого члена МВФ.
Устав МВФ трижды пересматривался: в 1969 г., 1976 г., 1992 г. Согласно Уставу высший орган МВФ - Совет управляющих, в который входит каждая страна - член МВФ (обычно это министры стран) сроком на 5 лет. Управляющие собираются на сессии один раз в год. Наибольшее количество голосов имеют США (18,2%), Германия (5,6%), Япония (5,6%), Канада (3,0%), Англия (5,1%), Франция (5,1%), Италия (3,1%), Россия (2,9%) и т. д. [7].
На сессии МВФ избирается Исполнительный совет в составе 22 исполнительных директоров для контроля за деятельностью стран, которым были выданы кредиты.
Персонал МВФ насчитывает 2000 чел. и возглавляется исполнительным директором-распорядителем, который является также главой Исполнительного совета. Основной персонал находится в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне.
В МВФ вступили 178 стран, полагая, что Фонд будет помогать росту международной торговли и созданию рабочих мест в экономике государств.
Сейчас МВФ дает кредиты странам, испытывающим острую нужду в выполнении финансовых обязательств по отношению к другим странам. Кредиты выдаются при условии, что страна, которой дается кредит, обязуется проводить экономические реформы по программе МВФ. При этом МВФ диктует стране, на какие цели и как расходовать предоставленный кредит. Затем через своих экспертов собирает информацию в стране о проводимой государством экономической политике.
В настоящее время (по имеющимся данным) страна-заемщик вносит в МВФ плату за услуги и компенсационные платежи за подтверждение обязательства выдать кредит - 0,5% от занятой суммы, а также выплачивает проценты: как правило, 9% годовых.
Приоритетным направлением в деятельности МВФ стала выдача кредитов на реорганизацию экономики государств, субсидирование политики рыночных реформ. Чтобы быть уверенным в том, что кредитные средства используются на эти цели, МВФ тщательно контролирует ход экономического развития страны в течение периода, на который выдан кредит, дает правительству консультации по проведению реформ в экономике, налоговой системе, банковском деле.
Страны - члены Международного валютного фонда обязаны представлять ему информацию о золотых запасах и валютных резервах, о состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях. Эти данные МВФ использует для определения платежеспособности стран.
2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в 1945 г. на основе Бреттон-Вудских (США) соглашений ряда стран как специализированное учреждение ООН. Операции начал в 1946 г. Сейчас это межправительственная финансовая организация, которую ныне называют Всемирным банком. Руководящие органы - Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган). В составе Совета управляющих - министры финансов стран-участниц и руководители центральных банков. Совет созывается один раз в год. Основные задачи МБРР: стимулирование экономического развития стран - членов МБРР; содействие развитию международной торговли и поддержание платежных балансов путем предоставления долгосрочных займов под достаточно высокий процент.
Займы предоставляются как государственным, так и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств. Часть кредитов направляется в местные (региональные) банки развития, которые перераспределяют полученные от МБРР средства.
3. Европейский банк реконструкции и развития (Евробанк) учрежден в 1990 г. Согласно учредительным документам Банк имеет целью оказание содействия странам Центральной и Восточной Европы в переходе к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также в развитии частной предпринимательской инициативы. Соглашение о создании Европейского банка реконструкции и развития принято представителями стран в Париже. Это первый в Европе международный финансовый институт, в котором США не играют лидирующую роль. Активную роль в создании Евробанка сыграл СССР.
В учредительных документах Банка записано, что ЕБРР обеспечивают финансирование конкретных проектов, инвестиционных программ, а также технического содействия в реконструкции и развитии инфраструктуры.
Членами Банка первоначально были 12 стран, в том числе СССР, а с 1992 г. - Россия. В 1995 г. у Банка было 60 акционеров из 58 стран. Капитал банка 10 млрд. ЭКЮ (евро) [4; 5].
Ныне Евробанк имеет трехступенчатую структуру управления: Совет управляющих, Совет директоров и Президент банка.
Совет управляющих - высший орган управления Банком. Совет директоров состоит из 23 человек из стран - членов Банка. Президент Банка избирается на Совете управляющих сроком на 5 лет.
Штаб-квартира Евробанка размещается в Лондоне.
4. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) создан в 1958 г. по Римскому договору рядом государств Европы. Цели создания банка:
1) поддержка проектов, имеющих значение для нескольких стран - членов Европейского сообщества;
2) финансирование развития остальных регионов Европы. Банк предоставляет долгосрочные кредиты (до 20 лет) и гарантии частным и государственным предприятиям в целях развития отдельных регионов, выдает кредиты на реконструкцию и строительство предприятий, создание совместных предприятий, строительство железных и автомобильных дорог, конверсию предприятий [7].
Европейский инвестиционный банк - учреждение с автономным финансовым статусом. Руководящий орган - Совет управляющих (в составе министров финансов стран-участниц), который определяет кредитную политику, утверждает годовые балансы, принимает решения о предоставлении кредитов и гарантий, о выпуске займов и размере процентных ставок.
Уставный капитал Банка 14,4 млрд. евро, резервы - 1,6 млрд. евро. Учредителями Банка являются 10 государств. В настоящее время Банк работает с 60 странами Европы и Африки.
5. Международная финансовая корпорация (МФК) образована в 1956 г. по инициативе США. Является филиалом
Международного банка реконструкции и развития (Всемирного банка).
Цель создания Международной финансовой корпорации:
1) развитие частного предпринимательства в промышленности развивающихся стран;
2) участие в формировании капитала частных предприятий;
3) предоставление кредитов без государственной гарантии высокорентабельным частным предприятиям. Кредиты выдаются сроком до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта [1].
МФК имеет собственный капитал, органы управления и отдельный штат сотрудников.
6. Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) создан в 1973 г. в рамках Европейской валютной системы. Цели создания ЕФВС:
1) предоставление кредитов на покрытие дефицита платежного баланса стран - членов ЕФВС;
2) укрепление Европейской валютной системы. Кредиты предоставляются странам при условии выполнения ими программ стабилизации экономики.
ЕФВС выполняет в рамках Европейской валютной системы функции кредитно-расчетного обслуживания стран - членов ЕВС.
7. Банк международных расчетов (БМР) - межгосударственный валютно-кредитный банк организован в 1930 г. центральными банками Англии, Германии, Франции, Италии, Бельгии и группой американских банков во главе с Банкирским домом Моргана. Соглашение о создании банка подписано в Базеле (Швейцария).
В 1931-1933 гг. к БМР присоединились центральные банки других стран Европы. В 1950-1970 гг. в банк вступили Япония, Канада, ЮАР. В 1982 г. членами БМР стали восточноевропейские страны (кроме СССР, ГДР и других социалистических стран, которые создали Международный банк экономического сотрудничества).
Задачи банка:
1) облегчить расчеты по репарационным платежам Германии и военным долгам;
2) содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними [7].
Свою главную функцию содействия расчетам между центральными банками стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет банки 30 стран, главным образом европейских государств. С 1979 г. БМР проводит расчеты между банками стран - участниц Европейской валютной системы, выполняет функции депозитария Европейского объединения угля и стали, совершает операции по поручениям отдельных стран.
Банк международных расчетов выполняет депозитные, кредитные, валютные операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков.
Будучи западноевропейским международным банком, БМР осуществляет межгосударственное регулирование ва-лютно-кредитных отношений.
Представленные здесь кредитно-финансовые организации являются наиболее крупными и влиятельными международными институтами, созданными на основе международных соглашений.
Кроме указанных выше организаций в мире имеется еще множество региональных кредитно-финансовых организаций. Например, можно отметить такие организации, как Банк Франции для внешней торговли, Африканский банк развития, Азиатский банк развития, инвестиционные агентства и др.
Заключение
Мировое хозяйство представляет собой систему национальных хозяйств отдельных стран, объединенных международным разделением труда, торгово-производственными, финансовыми и научно-техническими связями.
Мировое хозяйство имеет следующую структуру: мировой рынок товаров и услуг; мировой рынок капиталов; мировой рынок рабочей силы; международная валютная система; международная кредитно-финансовая система.
Формами реализации международных экономических отношений сегодня являются: международная торговля товарами и услугами; инвестирование капитала; кредитно-финансовый отношения; платежно-финансовые отношения.
Реализация международных экономических отношений приводит к потребности в кредитах. При этом кредиты могут выдаваться на:
- экспортно-импортные операции внешней торговли;
- государственные нужды;
- совместные инвестиционные проекты государств, фирм, корпораций и т.д.
Крупнейшими специализированными международными кредитно-финансовыми организациями являются:
1. Международный валютный фонд (МВФ).
2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР).
3. Европейский банк реконструкции и развития (Евробанк).
4. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).
5. Международная финансовая корпорация (МФК).
6. Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС).
7. Банк международных расчетов (БМР).
Список литературы
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: Юрист,1999.-368с.
2. Акопова Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 416с.
3. Басовский Н.Е. Мировая экономика: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2003. - 208с.
4. Воронин В.П. Мировая экономика. – М.: Юрайт, 2003.-186с.
5. Международные экономические отношения / Под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.,2004.-348с.
6. Мировая экономика / Под ред. Ю.А. Щербинина. – М.: ЮНИТИ,2004.-318с.
7. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – М.: «Дашков и Ко», 2006. – 512с.
Приложение 1
Индексы производства промышленной продукции отдельных стран
(1990 = 100%)
Страна |
Год |
||||||
1991 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
2000 |
2002 |
|
Россия |
92 |
50 |
48 |
49 |
46 |
57 |
62 |
Австрия |
94 |
112 |
114 |
121 |
130 |
151 |
153 |
Бельгия |
98 |
101 |
102 |
106 |
110 |
116 |
117 |
Болгария |
78 |
60 |
61 |
56 |
52 |
50 |
- |
Великобритания |
96 |
106 |
107 |
108 |
109 |
112 |
105 |
Венгрия |
86 |
88 |
95 |
101 |
113 |
148 |
157 |
Германия |
100 |
96 |
96 |
101 |
104 |
113 |
112 |
Дания |
100 |
116 |
117 |
117 |
127 |
137 |
139 |
Индия |
101 |
134 |
144 |
145 |
156 |
178 |
182 |
Италия |
99 |
107 |
105 |
106 |
112 |
115 |
115 |
Канада |
96 |
113 |
114 |
120 |
124 |
135 |
131 |
Китай |
115 |
257 |
318 |
359 |
367 |
448 |
492 |
Нидерланды |
102 |
108 |
111 |
111 |
116 |
120 |
119 |
Норвегия |
103 |
127 |
134 |
134 |
138 |
142 |
141 |
Польша |
88 |
124 |
124 |
151 |
158 |
178 |
181 |
Румыния |
77 |
66 |
76 |
72 |
54 |
54 |
63 |
США |
98 |
116 |
118 |
124 |
133 |
147 |
141 |
Турция |
102 |
117 |
123 |
123 |
138 |
139 |
138 |
Финляндия |
91 |
115 |
118 |
110 |
140 |
165 |
166 |
Франция |
99 |
102 |
100 |
104 |
108 |
118 |
118 |
Швеция |
95 |
112 |
120 |
121 |
128 |
141 |
135 |
Япония |
102 |
95 |
98 |
101 |
94 |
101 |
92 |
Приложение 2
Индексы валового внутреннего продукта (1990 г. = 100%)
Страна |
На душу населения |
||||||
1992 |
1995 |
1996 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
|
Россия |
81 |
62 |
60 |
58 |
60 |
67 |
70,4 |
Австрия |
103 |
106 |
107 |
113 |
116 |
119 |
122 |
Бельгия |
102 |
105 |
106 |
112 |
114 |
118 |
121 |
Болгария |
87 |
89 |
77 |
79 |
78 |
83 |
76 |
Великобритания |
97 |
105 |
107 |
113 |
115 |
118 |
123 |
Венгрия |
85 |
90 |
91 |
96 |
106 |
112 |
- |
Германия |
103 |
105 |
106 |
111 |
113 |
114 |
115 |
Дания |
102 |
111 |
113 |
120 |
122 |
125 |
123 |
Индия |
102 |
117 |
123 |
130 |
139 |
141 |
- |
Италия |
103 |
105 |
105 |
110 |
110 |
114 |
119 |
Канада |
96 |
101 |
100 |
106 |
110 |
113 |
119 |
Китай |
123 |
166 |
180 |
207 |
222 |
238 |
- |
Нидерланды |
102 |
107 |
110 |
117 |
121 |
125 |
126 |
Норвегия |
106 |
117 |
122 |
128 |
128 |
130 |
134 |
Польша |
96 |
110 |
117 |
131 |
136 |
141 |
143 |
Румыния |
77 |
92 |
96 |
90 |
84 |
88 |
92 |
США |
100 |
105 |
108 |
114 |
118 |
123 |
122 |
Турция |
103 |
107 |
112 |
122 |
115 |
122 |
109 |
Финляндия |
89 |
95 |
98 |
109 |
112 |
119 |
120 |
Франция |
100 |
103 |
104 |
109 |
112 |
115 |
116 |
Швеция |
97 |
99 |
101 |
105 |
109 |
114 |
117 |
Япония |
104 |
106 |
110 |
107 |
107 |
110 |
111 |
Приложение 3
Основные результаты международных сопоставлений ВВП по паритету покупательной способности в 1996 г.
Страны |
Валовой внутренний продукт |
Индекс физического объема ВВП на душу населения (США = 100%) |
|
млрд долл. США |
на душу населения долл. США |
||
США |
7390,6 |
27831 |
100 |
Россия |
996,1 |
6742 |
24,2 |
Эстония |
9,8 |
6645 |
23,9 |
Белоруссия |
53,2 |
5166 |
18,6 |
Латвия |
12,6 |
5052 |
18,2 |
Казахстан |
71,5 |
4328 |
15,6 |
Украина |
169,9 |
3325 |
11,9 |
Туркмения |
13,5 |
2968 |
10,7 |
Грузия |
16,1 |
2947 |
10,5 |
Киргизия |
9,6 |
2101 |
7,5 |
Молдавия |
7,6 |
2100 |
7,5 |
Узбекистан |
46,4 |
2004 |
7,2 |
Армения |
7,4 |
1967 |
7,1 |
Азербайджан |
14,5 |
1921 |
6,9 |
Таджикистан |
5,5 |
921 |
3,3 |
Приложение 4
Показатели внешней торговли России, млрд. долл. США
Год |
Экспорт |
Импорт |
Всего |
В том числе страны СНГ |
||
экспорт |
импорт |
всего оборот |
||||
1995 |
78,2 |
46,7 |
124,9 |
14,5 |
13,6 |
28,1 |
1996 |
85,2 |
46,4 |
131,6 |
15,9 |
14,5 |
30,4 |
1997 |
85,1 |
53,1 |
138,2 |
16,6 |
14,2 |
30,8 |
1998 |
71,3 |
43,6 |
114,9 |
13,7 |
11,3 |
25,0 |
1999 |
72,9 |
30,2 |
103,1 |
10,7 |
8,3 |
19,0 |
2000 |
103,1 |
33,9 |
137,0 |
13,8 |
11,6 |
25,4 |
2002 |
106,1 |
46,1 |
152,2 |
15,6 |
10,2 |
25,8 |
Приложение 5
Внешняя торговля России со странами СНГ (в %)
Страна |
Экспорт |
Импорт |
||||
1995 г. |
2000 г. |
2002 г. |
1995 г. |
2000 г. |
2002 г. |
|
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
В том числе |
||||||
Азербайджан |
0,6 |
1,0 |
1,8 |
0,8 |
1,2 |
0,8 |
Армения |
0,7 |
0,2 |
0,6 |
0,7 |
0,4 |
0,6 |
Белоруссия |
20,6 |
40,3 |
37,9 |
14,5 |
32,0 |
38,9 |
Грузия |
0,3 |
0,3 |
0,6 |
0,4 |
0,7 |
0,7 |
Казахстан |
17,5 |
16,2 |
15,4 |
19,8 |
19,0 |
19,0 |
Киргизия |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
Молдавия |
2,8 |
1,4 |
1,8 |
4,7 |
2,8 |
2,7 |
Таджикистан |
1,2 |
0,4 |
0,4 |
1,2 |
2,0 |
0,6 |
Туркмения |
0,6 |
1,0 |
0,9 |
1,3 |
4,1 |
0,3 |
Узбекистан |
5,8 |
2,0 |
2,9 |
6,6 |
5,7 |
3,4 |
Украина |
53,2 |
36,3 |
37,5 |
49,2 |
31,5 |
31,5 |
Приложение 6
Объем инвестиций от иностранных инвесторов по видам в Российской Федерации
Виды инвестиций |
1995 г. |
1998 г. |
2000 г. |
2002 г. |
||||
млн долл. |
%к итогу |
млн долл. |
%к итогу |
млн долл. |
%к итогу |
млн долл. |
%к итогу |
|
Всего инвестиций |
2983 |
100 |
11773 |
100 |
10958 |
100 |
19780 |
100 |
В том числе: |
||||||||
1) прямые инвестиции |
2020 |
67,7 |
3361 |
28,6 |
4429 |
40,4 |
4002 |
20,2 |
из них: |
||||||||
взносы в капитал |
1455 |
48,8 |
1269 |
10,6 |
1060 |
9,0 |
1713 |
8,6 |
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий |
341 |
11,4 |
1690 |
14,4 |
2738 |
25,0 |
1300 |
6,6 |
прочие |
224 |
7,5 |
425 |
3,6 |
631 |
5,7 |
989 |
5,0 |
2) портфельные инвестиции |
39 |
1,3 |
191 |
1,6 |
145 |
1,3 |
472 |
2,4 |
из них: |
||||||||
акции и паи |
11 |
0,4 |
33 |
0,3 |
72 |
0,7 |
283 |
1,4 |
долговые ценные бумаги |
28 |
0,9 |
158 |
1,3 |
72 |
0,6 |
129 |
0,7 |
3) прочие инвестиции |
924 |
31,0 |
8221 |
69,8 |
6384 |
58,3 |
15306 |
77,4 |
из них: |
||||||||
торговые кредиты |
187 |
6,3 |
1671 |
14,2 |
1544 |
14,1 |
2243 |
11,3 |
прочие кредиты |
493 |
16,5 |
6297 |
53,5 |
4731 |
43,8 |
12928 |
65,4 |
прочее |
244 |
8,2 |
253 |
2,1 |
105 |
1,0 |
136 |
0,7 |
Приложение 7
Объем инвестиций от иностранных инвесторов по отраслям экономики Российской Федерации
Отрасли экономики |
1995 г. |
1998 г. |
2000 г. |
2002 г. |
||||
млн долл. |
в%к итогу |
млн долл. |
в%к итогу |
млн долл. |
в % к итогу |
млн долл. |
в % к итогу |
|
Всего инвестиций |
2983 |
100 |
11773 |
100 |
10 958 |
100 |
19 780 |
100 |
Промышленность |
1291 |
43,3 |
4698 |
39,9 |
4721 |
43,1 |
7332 |
37,1 |
Строительство |
217 |
7,3 |
237 |
2,0 |
86 |
0,8 |
126 |
0,6 |
Транспорт и связь |
99 |
3,3 |
589 |
5,0 |
1020 |
9,3 |
610 |
3,1 |
Торговля и общественное питание |
507 |
17,0 |
1201 |
10,2 |
1954 |
17,8 |
5800 |
44,5 |
Общая коммерческая деятельность на рынке |
145 |
4,9 |
1426 |
12,1 |
271 |
2,5 |
1355 |
6,9 |
Финансы, кредит, страхование |
406 |
13,6 |
900 |
7,6 |
274 |
2,5 |
130 |
0,7 |
Прочие отрасли |
318 |
10,6 |
23,2 |
3,5 |
1627 |
14,7 |
1427 |
7,1 |
Приложение 8
Динамика курса доллара США по отношению к российскому рублю по данным Центрального банка РФ
Год |
Месяц |
Курс доллара США руб./долл. |
1990 |
Ноябрь |
1,80 |
1995 |
Декабрь |
4,64 в деноминированных рублях |
1998 |
Январь |
6,02 |
1998 |
Сентябрь |
20,82 |
1999 |
Январь |
21,80 |
1999 |
Июнь |
24,23 |
1999 |
Октябрь |
25,80 |
1999 |
Ноябрь |
26,39 |
2000 |
Январь |
28,52 |
2001 |
Декабрь |
30,14 |
2002 |
Декабрь |
31,78 |
2003 |
Сентябрь |
30,61 |