Вариант 2
1. Условия труда по показателям тяжести трудового процесса (характеристика показателей тяжести и классы условий труда). Особенности режима труда и отдыха работников, занятых преимущественно физическим трудом.
Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (с. 209. Трудового Кодекса РФ)[1]
Под факторами трудового процесса (безотносительно окружающей среды) понимают основные его характеристики: тяжесть труда и напряженность труда.
Тяжесть труда – один из основных факторов трудового процесса, отражающий нагрузку преимущественно на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистая, дыхательная и др.), которые обеспечивают его трудовую деятельность.
Тяжесть труда определяется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, рабочей позой, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве.
Напряженность труда – один из основных факторов трудового процесса, отражающий нагрузку преимущественно на ЦНС, органы чувств, эмоциональную сферу работника.
К факторам, определяющим напряженность труда, относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень их монотонности, режим работы.
Условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Оптимальные условия труда (1 класс) – условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высоко уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют либо не превышают уровней, принятых в качестве безопасных для населения.
Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.
Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающие неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) на его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:
1 степень 3-го класса (3.1.) – условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывания контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;
2 степень 3-го класса (3.2) – условия труда, при которых уровни вредных факторов вызывают стойкие функциональные изменения, приводят в большинстве случаев к увеличению производственного обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и в первую очередь теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), к появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 лет и более);
3 степень 3-го класса (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных заболеваний легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производственно обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;
4 степень 3-го класса (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечаются значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;
Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе в тяжелых формах[2].
Периодическое чередование работы и отдыха способствует сохранению высокой устойчивости работоспособности. Различают две формы чередования периодов труда и отдыха на производстве: введение обеденного перерыва в середине рабочего дня и кратковременных регламентированных перерывов. Оптимальную длительность обеденного перерыва устанавливают с учетом удаленности от рабочих мест санитарно-бытовых помещений, столовых, организации раздачи пищи. Продолжительность и число кратковременных перерывов определяют на основе наблюдений за динамикой работоспособности, учета тяжести и напряженности труда.
При выполнении работы, требующей значительных усилий и участия крупных мышц, рекомендуются более редкие, но продолжительные 10...12-минутные перерывы. При выполнении особо тяжелых работ (металлурги, кузнецы и др.) следует сочетать работу в течение 15..20 мин с отдыхом такой продолжительности. При работах, требующих большого нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движений рук, целесообразны более частые, но короткие 5...10-минутные перерывы.
Кроме регламентированных перерывов существуют микропаузы – перерывы в работе, возникающие самопроизвольно между операциями и действиями. Микропаузы обеспечивают поддержание оптимального темпа работы и высокого уровня работоспособности. В зависимости от характера и тяжести работы микропаузы составляют 9...10 % рабочего времени.
Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживается рациональным чередованием периодов работы, отдыха и сна человека. В течение суток организм по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние (с 8 до 12 ч) и дневные (с 14 до 17 ч) часы. В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14 ч, а в ночное время–с 3 до 4 ч, достигая своего минимума. С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, перерывы на отдых и сон.
Чередование периодов труда и отдыха в течение недели должно регулироваться с учетом динамики работоспособности. Наивысшая работоспособность приходится на 2, 3 и 4-й день работы, в последующие дни недели она понижается, падая до минимума в последний день работы. В понедельник работоспособность относительно понижена в связи с врабатываемостью.
Элементами рационального режима труда и отдыха являются производственная гимнастика и комплекс мер по психофизиологической разгрузке, в том числе функциональная музыка.
В основе производственной гимнастики лежит феномен активного отдыха – утомленные мышцы быстрее восстанавливают свою работоспособность не при полном покое, а при работе других мышечных групп. В результате производственной гимнастики увеличивается жизненная емкость легких, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, повышается функциональная возможность анализаторных систем, увеличивается мышечная сила и выносливость.
В основе благоприятного действия музыки лежит вызываемый ею положительный эмоциональный настрой, необходимый для любого вида работ. Производственная музыка способствует снижению утомляемости, улучшению настроения и здоровья работающих, повышает работоспособность и производительность труда. Однако функциональную музыку не рекомендуется применять при выполнении работ, требующих значительной концентрации внимания (более 70 % рабочего времени), при умственной работе (более 70 % рабочего времени), при большой напряженности выполняемых работ, непостоянных рабочих местах и в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях внешней среды.
Для снятия нервно-психологического напряжения, борьбы с утомлением, восстановления работоспособности в последнее время успешно используют кабинеты релаксации или комнаты психологической нагрузки. Они представляют собой специально оборудованные помещения, в которых в отведенное для этого время в течение смены проводят сеансы для снятия усталости и нервно-психического напряжения.
Эффект психоэмоциональной разгрузки достигается путем эстетического оформления интерьера, использования удобной мебели, позволяющей находиться в удобной расслабленной позе, трансляции специально подобранных музыкальных произведений, насыщения воздуха благотворно действующими отрицательными ионами, приема тонизирующих напитков, имитации в помещении естественно-природного окружения и воспроизведения звуков леса, морского прибоя и др. Одним из элементов психологической разгрузки является аутогенная тренировка, основанная на комплексе взаимосвязанных приемов психической саморегуляции и несложных физических упражнений со словесным самовнушением. Этот метод позволяет нормализовать психическую деятельность, эмоциональную сферу и вегетативные функции. Как показывает опыт, пребывание рабочих в комнатах психологической разгрузки способствует снижению утомляемости, появлению бодрости, хорошего настроения и улучшения самочувствия[3].
2. Опишите и проанализируйте 1-2 события, связанные с опасностями в сфере экономики.
Развитие научно-технического прогресса, средств коммуникаций и транспорта повлекло за собой расширение товарного производства и обмена, интенсификацию временных и постоянных перемещений населения. Согласно анализам Н.Н.Моисеева с 60-х годов XX века началась общая экономическая перестройка мира и происходит с тех пор с возрастающей скоростью. Реализация сверхпроизводительных, сверхточных, сверхчистых и других «сверхтехнологий» в сочетании с современными информационными технологиями предъявляет сверхжёсткие требования к технологической дисциплине, нуждается в качественно новом уровне образованности и дисциплины работников. Они не укладываются в старые организационные рамки и нуждаются в новых структурах организации человеческой деятельности, их перестройке, носящей революционный и общепланетарный характер. Последнее особенно существенно и влечет за собой перестройку самой структуры общества, меняет природу и взаимоотношения социальных групп.
Национальные экономики, т.e. производство, товарный и денежный обороты стран, постепенно стали терять свою независимость и объединяться в единый общепланетарный экономический организм с системой рыночного регулирования, называемой системой свободного предпринимательства. Решающую роль в результате стихийного процесса самоорганизации стали играть транснациональные корпорации (ТНК). За последние десятилетия возникла совокупность 37 тысяч ТНК, имеющих около 200 тысяч филиалов. Они образуют единую систему, охватившую всю планету и владеющую третью всех производственных фондов планеты, производящую около половины общепланетарного продукта, осуществляющую более половины внешнеторгового оборота, более 80% торговли высшими технологиями и контролирующую более 90% вывоза капитала. За последние два десятилетия объём внешней торговли увеличился на планете не в 2-3 раза, как объем промышленного производства, а в 10 раз. Это показывает, насколько распространилось международное разделение труда.
Рынок – обмен товарами и капиталами через ТНК приобрел всемирный характер, в котором успех стала определять общественная производительность труда. Страны разделились на группы быстро прогрессирующих, производительность труда в которых выше средней общепланетарной, и группы отсталых стран с производительностью ниже среднего уровня. При этом рынок, международная конкуренция стали беспощадно подавлять промышленность отсталых стран. Мировой характер экономической системы означает, что национальные экономики стали открытыми: капиталы и технологии через ТНК теперь легко перетекают из одной страны в другую. Менеджеры ТНК имеют целью максимальную прибыль, им нет дела до национальных интересов (рабочие места в стране, честная уплата налогов, инвестиции в национальную экономику и т.п.). Они концентрируют производство в тех странах, где общественная производительность труда более высокая, где вкладывать деньги выгоднее. Это касается любых денег, в том числе денег тех стран, которые называются отсталыми. Значит, эти страны будут лишаться не только внешних «инвесторов», но и их собственные капиталы неизбежно будут утекать в более благополучные государства. Причем это касается не только денег, но и «мозгов»: наиболее энергичные и талантливые люди тоже начинают эмигрировать в развитые страны, которые становятся своеобразным насосом, откачивающим из отсталых стран все то лучшее, что они имеют. В результате действия этого «насоса» образуется все углубляющаяся пропасть между государствами. Если лет 20-30 назад отсталые страны было справедливо называть развивающимися, они имели определенные шансы для своего развития и сокращения разрыва с передовыми странами, то теперь отсталые страны возможно «отстали навсегда» (пока действует мировой рыночный механизм).
Для того, чтобы в имеющихся условиях какой-либо из стран выбраться из состояния отставания, необходим подъем производительности труда. А для этого нужны значительные капиталовложения и квалифицированные люди. Они нужны не только для перевооружения промышленности и перехода на новые технологии, но в еще большей степени для создания интеллектуального потенциала - без него никакой подъем невозможен. Причем носителем интеллектуального потенциала является не только интеллигенция - ученые, деятели культуры, инженеры, но и многие рабочие специальности, поскольку обслуживание «высших технологий» требует от рабочих инженерной квалификации. Подъем производительности труда могут совершить только те страны, которые способны обеспечить высокий уровень образования и дисциплины населения.
При переходе к устойчивому развитию, скорее всего, исключается возможность самостоятельного независимого развития отдельных стран, когда экономика, становится общепланетарной. В интегрированном мире придется жить всем народам и государствам. Им надо приспособиться к новой жизни, учесть экономические угрозы, если они хотят выжить.
Тест 1. Экспертиза зданий и сооружений на экономически опасных производственных объектах проводится:
1. 1 раз в 3 года;
2. по требованию органов гостовтехнадзора;
3. периодически в процессе эксплуатации;
4. при выработке сроков службы зданий и сооружений, установленных проектом или другими документами.
Экспертиза зданий и сооружений на экономически опасных производственных объектах проводится по требованию Ростехнадзора.
Экспертиза зданий и сооружений включает:
· определение пространственного положения строительных конструкций, их фактических сечений и соединений;
· проверку соответствия строительных конструкций проектной документации, выявление отклонений от требований нормативных документов, дефектов и повреждений элементов и узлов конструкций, с составлением ведомостей дефектов и повреждений;
· уточнение фактических и прогнозируемых нагрузок;
· определение фактических свойств материалов конструкций;
· проверочный расчет конструкций с учетом выявленных при обследовании отклонений, дефектов и повреждений, фактических (или прогнозируемых) нагрузок и свойств материалов этих конструкций;
· при обследовании конструкций, подверженных тепловому воздействию и воздействию агрессивной среды:
- изучение распределения температур на поверхности обследуемого объекта с целью выявления мест локальных перегревов за весь период эксплуатации конструкций;
- определение степени охрупчивания металла в различных участках конструкций;
- определение критической температуры хрупкости металла на момент обследования.
При проведении экспертизы зданий и сооружений подлежит рассмотрению:
· проектная документация и акт приемки здания (сооружения) в эксплуатацию;
· сертификаты, технический паспорт, удостоверяющие качество конструкций и материалов;
· акты расследования аварий и нарушений технологических процессов, влияющих на условия эксплуатации зданий (сооружений);
· заключения ранее проводимых экспертиз в части выполнения указаний, направленных на обеспечение безопасности эксплуатации; установленные нормативные сроки эксплуатации;
· документы о текущих и капитальных ремонтах, об усилении строительных конструкций здания (сооружения) и другая необходимая документация.
На основании вышеперечисленных материалов проводится анализ, даются оценка технического состояния строительных конструкций, рекомендации по устранению выявленных при обследовании дефектов, повреждений и обеспечению безопасной эксплуатации зданий и сооружений[4].
Тест 2. К экспериментальным мерам защиты персонала объекта при ЧС относится:
1. оповещение персонала об опасности;
2. организация мониторинга состояния окружающей среды;
3. использование средств защиты в соответствии с развитием ЧС;
4. при необходимости эвакуация работников.
В настоящее время существуют два основных направления минимизации вероятности возникновения ЧС и их последствий.
Первое направление заключается в разработке технических и организационных мероприятий, уменьшающих вероятность реализации опасного поражающего потенциала современных технических систем. В рамках этого направления осуществляется тщательный контроль эксплуатационных показателей всех технологических процессов объекта, позволяющий заранее выявить возможный аварийный участок, технические системы снабжают защитными устройствами — средствами взрыво- и пожарозащиты технологического оборудования, электро-и молниезащиты, локализации и тушения пожаров и т. д. Объектом анализа в рамках первого направления деятельности является первая типовая фаза развития ЧС. Эффективность решения задач первого направления оценивают повышением устойчивости промышленного объекта.
Второе направление базируется на анализе возможного развития аварии во второй, третьей и четвертой фазах и заключается в подготовке объекта, обслуживающего персонала, служб гражданской обороны и населения к действиям в условиях ЧС. Основой второго направления является формирование планов действий в ЧС, для создания которых нужны детальные разработки сценариев возможных аварий и катастроф на конкретных объектах, а также необходимо располагать экспериментальными и статистическими данными о физических и химических явлениях, составляющих возможную аварию, прогнозировать размеры и степень поражения объекта при воздействии на него поражающих факторов различных видов[5].
Тест 3. Установите соответствие аварий на химически опасных объектах с их классификацией.
Характеристика аварий |
Классификация |
|||
Частичная |
Объектовая |
Местная |
Региональная |
|
Авария со значительным выбросом СДЯВ. Ядовитое облако распространяется на жилые районы |
+ |
|||
Авария с незначительной утечкой СДЯВ |
+ |
|||
Авария с утечкой СДЯВ. Глубина торговой зоны менее радиуса санитарно-защитной зоны предприятия |
+ |
|||
Авария с выбросом СДЯВ в атмосферу. Ядовитое облако достигает зоны жилой застройки |
+ |
Вообще-то, химически опасные аварии, исходя из протяжённости границ распространения СДЯВ и их последствий, предлагается подразделять на следующие типы: локальная, местная и общая. Локальная авария – авария, химические последствия которой ограничиваются одним сооружением (агрегатом, установкой) предприятия, приводят к заражению в этом сооружении воздуха и оборудования и создают угрозу поражения работающего в нём производственного персонала. Местная авария – авария, химические последствия которой ограничиваются производственной площадкой предприятия или его санитарно-защитной зоной и создают угрозу поражения производственного персонала всего предприятия. Общая авария – авария, химические последствия которой распространяются за пределы производственной площадки предприятия и его санитарно-защитной зоны с превышением пороговых токсодоз. Ликвидация последствий локальной аварии осуществляется силами и средствами предприятия, на котором произошла авария. Для этого на предприятиях крупнотоннажного производства и потребления СДЯВ имеются специальные штатные газоспасательные отряды и невоенизированные формирования (сводные отряды, команды, группы)[6].
Тест 4. В каких случаях уровень звука превышает допускаемый.
1. на рабочем месте бухгалтера – 45 дБ А;
2. в фирме в рабочем помещении менеджеров – 60 дБ А;
3. в торговом зале магазина – 57 дБ А;
4. в рабочем кабинете управляющего фирмы – 35 дБ А;
5. при общении между супругами в конструктивном бюро предприятия уровень звукового давления достигает 61 дБ А со средне геометрической частотой – 25 Гц.
Болевым порогом принято считать звук с уровнем 140 дБ, что соответствует звуковому давлению 200 Па и интенсивности 100 Вт/кв. м. Звуковые ощущения оцениваются по порогу дискомфорта (слабая боль в ухе, ощущение касания, щекотания).
Нормируемые параметры шума на рабочих местах определены ГОСТ 12.1.003 – 83 с дополнениями 1989 г. И Санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
По данному тесту можно сказать, что уровень звука ни в одном случае не превышает допустимый[7].
Список литературы
1. Аварии на химически опасных объектах. / Под ред. Козлова С.Д. – М.: Химия, 1989. – 128 с.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для ВУЗов. / Под ред. С.В. Белова. – М.: Высшая школа, 2001. – 485 с.
3. Малахова Д.Ю., Юсупов Л.Б. Экономика и управление на предприятии природопользования. – М.: Инфра-М, 2007. – 304 с.
4. Охрана труда: Учебное пособие для руководителей бюджетныных организаций / Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д. Под ред. Проф. Г.З. Фанбурга. – Пермь: Пермский гос. тех. ун-т., 2005. – 300 с.
5. Трудовой кодекс РФ. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 206 с.
[1] Трудовой кодекс РФ. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 206 с.
[2] Охрана труда: Учебное пособие для руководителей бюджетныных организаций / Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д. Под ред. Проф. Г.З. Фанбурга. – Пермь: Пермский гос. тех. ун-т., 2005. – 300 с.
[3] Безопасность жизнедеятельности: Учебник для ВУЗов. / Под ред. С.В. Белова. – М.: Высшая школа, 2001. – 485 с.
[4] Малахова Д.Ю., Юсупов Л.Б. Экономика и управление на предприятии природопользования. – М.: Инфра-М, 2007. – 304 с.
[5] Безопасность жизнедеятельности: Учебник для ВУЗов. / Под ред. С.В. Белова. – М.: Высшая школа, 2001. – 485 с.
[6] Аварии на химически опасных объектах. / Под ред. Козлова С.Д. – М.: Химия, 1989. – 128 с.
[7] Безопасность жизнедеятельности: Учебник для ВУЗов. / Под ред. С.В. Белова. – М.: Высшая школа, 2001. – 485 с.