Содержание

Введение. 3

1. Теоретические  основы аудита учета основных средств  в организации  4

1.1. Задачи, значение,  объекты и  источники контроля  и аудита  основных средств. 4

1.2.Характеристика основных нормативных актов, регулирующих  методологию, методику и практику контроля и аудита. 5

1. Организация учета основных средств  в ЗАО «Квант». 7

1.1. Краткая характеристика ЗАО «Квант». 7

1.2.  Организация документации    при учете  движения  основных средств в ЗАО «Квант». 7

2. Организация аудита учета основных средств  в ЗАО «Квант». 16

2.1. Источники информации  и основные направления проверки. 16

2.2. План и программа аудиторской проверки. 18

2.3. Перечень аудиторских процедур. 27

Заключение. 29

Список литературы.. 30

Приложения. 31

Введение

Переход  к  рыночным  отношениям  в  России   заставил  экономически   активное население по-новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Контроль остаётся одним из важных элементов рыночной экономики, причём, действуют системы как государственного, управленческого, так и независимого контроля, позволяющие обеспечить необходимой информацией все уровни управления.

Дни проведения независимого контроля над соблюдением законности финансово-хозяйственных операций и достоверности бухгалтерского учёта и отчётности на предприятиях и организациях создаются аудиторские фирмы.

Актуальность внешнего и внутреннего профессионального аудита означает создание условий, обеспечивающих экономическую устойчивость, гарантии собственникам сохранности их вложений, предоставление информации о реальном положении дел предприятия веем: другим пользователям.

Целью исследования в работе является изучение вопросов аудита основных средств  на предприятии, выявление методов и способов ведения аудиторских проверок на исследуемом предприятии и разработка рекомендаций по их совершенствованию.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1.           рассмотреть теоретические основы аудита учета основных средств

2.           рассмотреть организацию учета основных средств в ЗАО «Квант»

3.     рассмотреть аудит основных средств в ЗАО «Квант»

Методологической основой в изучении данного вопроса будут являются нормативные и законодательные акты регулирующие вопросы аудита в РФ. а также учебная и научная литература

1. Теоретические  основы аудита учета основных средств  в организации

1.1. Задачи, значение,  объекты и  источники контроля  и аудита  основных средств

В связи с развитием рыночных отношений в учёте основных средств произошли кардинальные изменения. Они коснулись начисления износа; учёта капитальных вложений; операций, связанных с арендой имущества; переоценкой основных средств, списания затрат на ремонт основных средств; учёта реализации основных фондов.

При аудите основных средств прежде всего надо проверить, как ведется аналитический учёт. Такой учёт организуется по отдельным объектам, каждому из которых присваивается инвентарный номер на весь период его эксплуатации. Пообъектный учёт ведётся в инвентарных карточках или книгах. Аудитору необходимо проверить, как ведутся карточки или книги, а также правильность присвоения шифра амортизационных отчислений и наличие всех справочных данных.

Следует проверить, нет ли объектов основных средств, по которым не ведутся инвентарные карточки, и предложить их восстановить на такие средства

При использовании ЭВМ вместо инвентарных карточек или книг может вестись электронная картотека основных средств, что значительно удобнее и позволяет сократить трудоёмкость аналитического учета. Однако для визуального контроля такая картотека должна быть распечатана и представлена в виде описи проверяющему.

Проверка правильности ведения аналитического учёта может быть сплошной или выборочной [5, с. 190].

Важным моментом в организации аналитического учёта является качественное и своевременное проведение их инвентаризации. Аудитор проверяет как была проведена последняя инвентаризация, какие были выявлены ошибки и как они исправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать её проведения. Это позволит более качественно провести последующую проверку и уменьшить аудиторский риск.

Синтетический учёт движения основных средств и износа ведётся в журналах-ордерах, а при использовании ЭВМ - в машинограммах дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 01, 02 и 04. Необходимо по этим регистрам сверить данные с Главной книгой, балансом, приложением.

Задачи контроля по учёту основных средств[1, с. 187]:

1. Важной задачей контроля по учёту основных средств является проверка правильности начисления износа Важно установить правильность отнесения основных средств к соответствующей группе амортизационных отчислений. При обнаружении ошибок надо довести их до сведения клиента, предложить их исправить и внести соответствующие исправления в регистры и отчётные формы.

2. Проверка правильности переоценки основных средств, которая в настоящее время приобретает важное значение, поскольку такая процедура, начиная с 1992 года, производится практически каждый год.

3. При проверке необходимо обратить внимание на то, как проводилась безвозмездная передача основных средств.

4. Проверка правильности учёта отнесения затрат на ремонт основных средств. Новым аспектом в области аудита учёта основных средств является проверка организации учёта от несения затрат на ремонт основных средств.

1.2.Характеристика основных нормативных актов, регулирующих  методологию, методику и практику контроля и аудита

Нормативная база, используемая для организации проверок, подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя нормативная база - соответствующие законы, положения, методологические материалы по учёту и отчётности, налогообложению и аудиторские правила (стандарты).  Данные нормативные акты необходимы аудитору, чтобы выявить соответствие ведения бухгалтерского учёта и составления отчётности, проведения анализа, составления заключения. При наличии у аудитора или в аудиторской фирме современных персональных ЭВМ можно использовать различные информационно-справочные системы: «Гарант», «Консультант» и др., значительно облегчающие работу аудитора, ускоряющие процесс проведения проверок, повышающие их качество. В условиях рыночного труда можно применять вспомогательные таблицы, справочники. Внизу перечислены основные нормативные документы при аудите основных средств[4,с .1 87]:

1.                    Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ 6/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 30.03.2001г. №26н,

2.                    Гражданский кодекс РФ. Части 1 и 2.

3.                    План счетов бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению.

4.                    Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 20.07.1998г. №33н (в редакции от 28.03.2000г.).

5.                    Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. №34н (в редакции от 24.03.2000г.),

6.                    Земельное законодательство

7.                    Положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика предприятий» (Утверждено Приказом Минфина России № 60 от 9 декабря  1998 г.

8.                    Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. №129-ФЗ (в редакции от 23.07.1998г.),

9.                    О переоценке основных фондов на 1997 г. (Постановление Правительства РФ № 1442 от 7 декабря 1996 г.).

Внутренняя нормативная база - это учётная политика, различные методические и инструкционные материалы по организации учёта на конкретном предприятии. Они подлежат анализу и сопоставлению  с действующей методологией.

2. Организация учета основных средств  в ЗАО «Квант»

2.1. Краткая характеристика ЗАО «Квант»

Предприятие которое представлено для рассмотрения содержит следующую информацию:

Официальное наименование предприятия: Полное – Закрытое Акционерное общество « Квант».

Сокращенное – ЗАО « Квант».

В соответствии с Уставом предприятия (приложение 1) Предприятие выполняет строительно-монтажные работы, изготов­ляет строительные конструкции и материалы, а также оказывает ус­луги с целью извлечения прибыли, развития производственной базы и удовлетворения общественных потребностей.

2.2.  Организация документации    при учете  движения  основных средств в ЗАО «Квант»

Документы для учета основных средств на предприятии практически используются не так как предусмотрено Краткими указаниями по применению и заполнению межведомственных форм первичной документации по учету основных средств. Это обусловлено слишком сложной для небольшого предприятия системой документов.  В рамках данной главы  будем руководствоваться ПБУ 6\01, которой было принято взамен ПБУ 6\97 (приложение 2). Основные бухгалтерские записи по счету 01 «Основные средства» в новом  плане счетов представлены в приложении 3

Поступление и выбытие основных средств

         Способы поступления основных средств на ЗАО “Квант” можно разделить на несколько групп. Для каждой из них я приведу корреспонденцию счетов с условными цифровыми данными.

         1.  25 января 2004г на предприятия ЗАО “Квант” поступило оборудование (основное средство) безвозмездно от юридического лица рыночная стоимость которого составляла 70000 рублей. В этом случае корреспонденция счетов выглядит следующим образом:

Получен объект, требующий монтажа (первоначальная стоимость 70 000 рублей, расходы по монтажу данного оборудования составили 25 000 рублей. сюда вошла заработная плата рабочих включая отчисления на социальное страхование).Для целей бухгалтерского учета организация применяет линейный метод начисления амортизации .

первоначальная стоимость

         Д 08     “Вложения во внеоборотные активы” - К98-2 “Доходы будущих периодов”(субсчет-“Безвозмездно полученные ценности”) -      70 000 руб.

         Д 20   “Основное производство”     -   К 02-1 “Амортизация основных средств”         -          874 руб.

         Д 08 “Вложения во внеоборотные активы" - К 69 “Расчеты по социальному страхованию”         6 950руб.

         Д 08 “Вложения во внеоборотные активы”  - К 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”   -      18 050руб.

При принятии на баланс этого объекта после выполнения  соответствующих процедур  делается следующая проводка :

оборудование принято в эксплуатацию

Д 01  “Основные средства” - К 08 “Вложения во внеоборотные активы” -     95 000руб.

Стоимость основных средств  может увеличиваться при их переоценки на сумму дооценки  .

Внутреннее перемещение  основных средств  отражается по дебету  и кредиту счета 01 “Основные средства” в разрезе соответствующих субсчетов. Основанием для такой записи является акт (накладная) приемки-передачи основных средств форма ОС-1 , выписывается в 2-х экз. работником структурного подразделения организации сдатчика. Первый экз. с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию , второй- структурному подразделению организации сдатчика .

     2. Предприятием приобретаются основные средства, не требующие монтажа. В этом случае, когда основные средства приобретены для производственных целей, они приходуются по стоимости приобретения без учета НДС, уплаченного при приобретении.

         ЗАО «Квант» приобретает основные средства для производственных целей.

         1. Акцептовано платежное требование на офисную мебель.

на покупную стоимость

         Д 08-4 “Приобретение отдельных объектов ОС”  -  К 60  “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”- 10 000 000 руб.

на сумму НДС

         Д 19-1 “НДС” -   К 60  “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” -        2 000 000 руб.

         2. Акцептовано платежное требование за доставку и сборку мебели.

на стоимость услуг

         Д 08-4 “Приобретение отдельных объектов ОС” -   К 60  “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” -          1 000 000 руб.

на сумму НДС

         Д 19-1“НДС”  - К 60“Расчеты с поставщиками и подрядчиками” - 200 000 руб.

         3. Оприходован объект основных средств.

по первоначальной стоимости

         Д 01“Основные средства”     - К 08-4“Приобретение отдельных объектов ОС” - 11 000 000 руб.

         4. Далее списывается сумма НДС ежемесячно равными долями в течение 6 месяцев.

         Д 68  “Расчеты с бюджетными организациями” -  К 19-1“НДС”- 366 667 руб.

Документально мы оформим данную операцию по оприходованию офисной мебели  актом (накладной) приемки передачи объекта основных средств по форме ОС-1.  

      3. Предприятие может получить основные средства как вклад в уставной капитал в пределах сумм, установленных в учредительном договоре. В счет уставного капитала основные средства относятся по цене соглашения. В таком случае расходы по доставке основных средств на предприятие несет учредитель и, по условиям учредительного договора, предприятие возмещает ему расходы.

         Предприятие ЗАО “Квант” получает основные средства в качестве вклада в уставной капитал (по документам учредителя первоначальная стоимость 30 000 000 руб., износ 10 000 000 руб.) сумма вклада определяется ценой соглашения.

         Цена соглашения соответствует остаточной стоимости по документам вкладчика.

остаточная стоимость

         Д 01“Основные средства” -  К 75-1 “Расчеты по вкладам в уставной капитал”         - 20 000 000 руб.

износ

         Д 01  “Основные средства”   - К 02-1“Амортизация основных средств” -           10 000 000 руб.

         Аналогично отражается в бухгалтерском учете если цена соглашения ,  превышает первоначальную стоимость.

         При   цене    соглашения (15 000 000 руб.)   ниже   первоначальной       стоимости.

на цену соглашения

         Д 01“Основные средства” - К 75-1 “Расчеты по вкладам в уставной капитал”  -   15 000 000 руб.

разница между ценой соглашения и остаточной стоимостью

         Д 01“Основные средства” - К 87-1 “Прирост стоимости имущества при переоценке”  -     5 000 000 руб.

износ

         Д 01“Основные средства” -  К 02 - 1“Амортизация основных средств” -           10 000 000 руб.

При получении обществом от своего учредителя – юридического лица основного средства в качестве вклада в уставный капитал  налог на добавленную стоимость у учредителя не возникает, счет-фактура не выписывается . Следовательно , принимающая сторона (ЗАО “Квант” ) у себя в учете получаемый объект основных средств без (входного ) НДС . К вычету налог , поскольку его нет , в дальнейшем не принимается.

         Основанием для принятия к учету объекта основных средств служат следующие первичные документы:

         - решение собрания учредителей о денежной оценке вкладов участников , производимых в не денежной форме ;

-         акт независимого оценщика об оценки объекта основных средств ;

акт (накладная ) приемки передачи объекта основных средств по форме ОС-1 после чего на основании информации содержащейся в акте и другой документации прилагаемой к основным средствам, в  бухгалтерии открывается инвентарная карточка.(см. Приложение 6 )

4. Предприятие может приобрести основные средства, требующие монтажа. Расходы на приобретение такого оборудования и его доставку отражают по дебету счета 07 “Оборудование к установке” и кредиту счетов 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76. После передачи оборудования в монтаж, делается запись Д 08, К 07. Далее все расходы по монтажу отражаются по дебету счета 08 и кредиту счетов 10, 12, 13, 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76. После окончания монтажа объект принимается на учет по фактическим затратам (Д 01, К 08).

         Уплаченный при приобретении оборудования НДС в его инвентарную стоимость не включается, а берется на учет по дебету счета 19-1 и кредиту 60, а затем списывается аналогично предыдущему пункту 3). Документальным оформлением является форма ОС – 15 (приложение 7)

         5. Предприятие принимает в эксплуатацию основные средства на условиях текущей аренды. По условиям текущей аренды основные средства не должны переходить в собственность арендатора по истечение аренды. Поэтому такие основные средства на балансе предприятия не учитываются, а принимаются на забалансовый счет 001 “Арендованные основные средства”. По таким объектам износ арендатором не начисляется. Сумма аренной платы без учета налогов включается в издержки производства (Д 20 “Основное производство”, 23, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 29 “Обслуживающие производства и хозяйства”, 43 “Коммерческие расходы”, К 76-3). Арендная плата перечисляется в сроки, обусловленные договором (Д 76-3, К 51).

         На предприятии ЗАО «Квант» существует способ поступления основных средств в качестве аренды по условиям текущей аренды ежемесячно выплачивается арендная плата в размере 800 000         руб.

6.  Рассмотрим  проведения ремонтных работ  хозяйственным способом  на примере нашего предприятия АО «Квант» . В июле-августе 2004г организация выполнила   работы по текущему ремонту  производственного здания ( ремонт кровли и остекления ) силами своих рабочих  . Стоимость приобретенных  и использованных на производство ремонта материалов составила 24000 рублей. , в том числе НДС 4000 рублей , зарплата с начислениями 25000 рублей .

Документами служащими основанием  для отражения в учете  рассматриваемых   операций являются :

-         калькуляция стоимости ремонтных работ ;

-         накладная на передачу материалов со склада на проведение ремонтных работ ;

-         бухгалтерская справка о сумме оплаты труда  и начислений на нее за выполненный объем  ремонтных работ ;

-         акт на выполнение ремонтных работ подтверждающий  сам факт проведения ремонта  его объем и стоимость . (см. Приложение 8)

         Выбытие основных средств с ЗАО “Квант” производится в различных формах:         

1. Безвозмездная передача основных средств. Такие операции проходят через дебет счета 91 “Прочее доходы и расходы” (первоначальная стоимость объекта) и кредит 01, расходы по демонтажу и транспортировке объекта и т.п.  (кредит счетов 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76). На кредите счета 91 списывают износ списываемого объекта (Д 02-1). Потери от безвозмездной передачи, получившиеся на счете 91 списываются на уменьшение добавочного капитала (Д 83, К 91), если его недостаточно —  на уменьшение фонда накопления (Д 99, К 91), чистую прибыль или нераспределенную прибыль прошлых лет. При этом предприятие начисляет и перечисляет (Д 91, К 68; Д 68, К 51) НДС в установленном размере.

         2. Передача основных средств в уставной капитал создаваемого дочернего предприятия. Такие операции также отражаются предприятием на счете 47, учитывая три основных случая возникающих при передаче по цене соглашения: 1) цена соглашения ниже остаточной стоимости, 2) цена соглашения соответствует остаточной стоимости, 3) цена соглашения выше остаточной стоимости.

         Рассмотрим один из примеров выбытия основных средств с  ЗАО “Квант”:

 Первоначальная стоимость передаваемых основных средств 800 000 руб.,  сумма амортизации на день передачи  680 000 руб. договорная стоимость определена в учредительном договоре 600 000 руб.

В учете мы сделаем следующие записи :

         остаточная стоимость

         Д 91“Прочие доходы и расходы  ”     - К 01 “Основные средства” -          680 000 руб.

износ

         Д 02  “Амортизация основных средств” - 01-2 “Основные средства (субсчет выбытие)”       -             120 000 руб.  

остаточная стоимость

         Д 58“Финансовые вложения ” - К 91“Прочие доходы и расходы  ” -                                           600 000 руб.

Согласованная оценка оказалась ниже остаточной стоимости поэтому разницу мы должны списать за счет прибыли оставшейся в распоряжении организации после налогообложения или за счет соответствующих фондов .

При выбытии основных средств специальная комиссия составляет  акт на списание по форме № ОС-4 .(см. Приложение 9)

         3. Продажа основных средств. При производстве операций по продаже основных средств такие операции фиксируются на счете 91: по дебету счета - первоначальная стоимость списываемого объекта (К 01), расходы предприятия по демонтажу и другие расходы по продаже объекта (К 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76); по кредиту счета сумма износа объекта (Д 02) и сумма предъявленного покупателю счета (Д 73-3).

         При превышении выручки от реализации над расходами , разницу списывают на прибыль предприятия (Д 91, К 99). В противном случае, потери списываются на убытки предприятия (К 99, Д 91).

         4. Продажа основных средств может осуществляться  через посредническую организацию  путем оформления  договора комиссии.

Рассмотрим пример комиссионер по договору комиссии продал легковой автомобиль комитента по цене 60000руб в том числе НДС 10000руб. Сумма комиссионного вознаграждения  определена  в размере 3500 руб. или 7% цены продажи  в том числе НДС 583 руб Первоначальная стоимость  автомобиля  составляет 65000 руб . Сумма износа 24000руб

В учете комитента будут сделаны следующие проводки :

Д 01“Основные средства” суб. счет (выбытие)         - К 01“Основные средства”  суб. счет(собственные) -       65 000 руб.

Д 91 “Прочие доходы и расходы  ” Суб. счет (расходы)- К 01   “Основные средства” суб. счет (выбытие)        -         17 750 руб.

Д 02“Амортизация основных средств”  - К 01“Основные средства” суб. счет (выбытие)            -        47 250 руб.

Д 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” - К  91 “Прочие доходы и расходы  ” Суб. счет (доходы)  -   60 000 руб.

Д 91“Прочие доходы и расходы  ” Суб. счет (расходы) - К 68 “расчеты по налогам и сборам  ”              -                  10 000 руб.

Д 91“Прочие доходы и расходы  ” Суб. счет (расходы) - К 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами ”   -     2 917 руб.

Д 19 “Налог на добавленную стоимость  ” - К 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами ” -     583 руб.

Д 91 “Прочие доходы и расходы  ”        - К 99 “Прибыли и убытки  ” - 6 083 руб.

Для документального отражения выбытия автотранспортных средств существует акт на списание по автотранспортным средствам  форма № ОС-4а.(См. Приложение 10).                   

5.   Рассмотрим еще один из способов выбытия объекта основных средств (трактор) на предприятии ЗАО «Квант». В июне 2004г. организация принимает решение о ликвидации принадлежащего ей объекта основных средств  по причине его морального износа и непригодности к дальнейшей эксплуатации .

Объект был приобретен в марте 2003г за 720 000руб.в том числе НДС 120 000 руб.Годовая норма амортизации в соответствии с требованиями Единых норм амортизационных отчислений – 12,5%. При ликвидации объекта приходуются материалы , рыночная стоимость которых установлена в  размере  8 000 руб.

         1 Ликвидация объекта

первоначальная стоимость

         Д 01  01“Основные средства” суб. счет (выбытие) - К 01“Основные средства”          - 600 000 руб.

износ

         Д 02“Амортизация основных средств” - К 01“Основные средства” суб. счет (выбытие)     -      585 000 руб.

остаточная стоимость

Д 91“Прочие доходы и расходы  ”         -       К 01“Основные средства” суб. счет (выбытие)            -        15 000 руб.

2.Получены материалы при ликвидации

         Д 10 “Материалы” - К 91  “Прочие доходы и расходы  ” - 8 000 руб.

3. Финансовый результат

         Д 99“Прибыли и убытки  ” - К 91“Прочие доходы и расходы  ” - 7 000 руб.

Полученные от ликвидации объекта основных средств материалы для целей бухгалтерского учета приходуются по рыночной стоимости и в дальнейшем уже ни чем не отличаются от других материалов приобретенных или изготовленных собственными силами .

Для документального отражения выбытия автотранспортных средств существует акт на списание по автотранспортным средствам  форма № ОС-4а. (См. Приложение 11).                   

3. Организация аудита учета основных средств  в ЗАО «Квант»

3.1. Источники информации  и основные направления проверки

Источники информации, используемые при аудите основных  средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это выражается в выборе форм учета: журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной, машинно-ориентированном,  а также в перечне применяемых регистров, их построении, по­следовательности и способах записей в них.  Но следует помнить, что при любой форме учета операции по основным сред­ствам должны  оформляться  унифицированными  межведомст­венными формами первичной учетной документации:

·        форма ОС-1   —  акт  (накладная)  приемки-передачи основ­ных средств;

·        форма ОС-3   — акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов;

·        форма ОС-4   — акт на списание основных средств;

·        форма ОС-4а — акт на списание автотранспортных средств:

·        форма ОС-6   — инвентарная карточка учета основных средств

·        форма ОС-14 — акт о приемке оборудования;

·        форма ОС-15 — акт приемки-передачи оборудования в монтаж;

·        форма ОС-16 — акт о выявленных дефектах оборудования:

Синтетический учет движения основных средств и их износа  ведется в журналах-ордерах № 13, 10 и 10/1, а при использовании компьютерных информационных технологий — в машино- граммах дебетовых и кредитовых оборотов по счету 01, 02;

·        Главная книга;

·        баланс (ф. № 1);

·        отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);

·        приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5).

Основные направления аудита учета основных средств должны обеспечить:

•   контроль за наличием и сохранностью основных средств;

• правильность отнесения предметов к основным средст­вам;

•   правильность оценки основных средств в учете;

• правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

• правильность начисления и отражения в учете износа и ремонта основных средств;

• правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

В соответствии с основными направлениями и задачами ау­дита основных средств  можно выде­лить четыре направления проверки:

1)    аудит наличия и сохранности основных средств

2) аудит движения основных средств;

      3) аудит правильности начисления износа;

      4) проверка правильности налогообложения по основным средствам .

3.2. План и программа аудиторской проверки

Аудиторская проверка учета основных средств  планируется на основе сводного общего плана и сводной программы аудита экономического субъекта.

Общий план проверки основных средств  должен учитывать направления аудита данных участков, названные выше.

Содержание общего плана и программы аудита приведены в (Приложение 12, Приложение 13).

План и программа аудита учета основных средств  может быть дополнена следующими вопросами.

Аудит наличия и сохранности основных средств. Аудитору не­обходимо проверить:

• создана ли на предприятии комиссия по приемке основ­ных средств ОС и оформлению ее результатов;

•   оформлены ли договоры купли—продажи ОС;

•   оформлены ли протоколы договорной цены;

• правильно ли указана первоначальная стоимость в актах приемки—передачи ОС;

• правильно ли отражена первоначальная стоимость после достройки и дооборудования  объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов.

По данным проверки состояния контроля и учета объектов основных средств аудитор сможет сделать вывод об эффектив­ности контроля.

Важное условие обеспечения сохранности основных средств -качественное проведение их инвентаризации. Поэтому в про­цессе контроля нужно проверить полноту и своевременность ее

и правильность отражения результатов в бухгалтерском учете. Аудитору это необходимо для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам проведенной инвентаризации на предприятии, чтобы уменьшить аудиторский риск.

Проверяя состояние учета основных средств, нужно убедить­ся в правильности организации аналитического учета.

В целях более глубокого ознакомления с контролем и учетом основных средств аудитор требует от предприятия составить де­тальный список всех основных средств, которыми владело предприятие на дату составления отчета, с разбивкой их по ти­пам. К этому списку должны быть приложены сведения о сни­жении или переоценке стоимости объектов основных средств, сведения об основных средствах, арендованных предприятием у других предприятий, организаций.

Основные средства отражаются в учете не систематически, а по мере совершения операций, что влияет на правильность на­числения амортизации и включения ее в издержки обращения и производства.

Накопленные амортизационные отчисления подсчитываются по состоянию на отчетную дату. Несмотря на то что список ос­новных средств содержит обширную информацию о наличии основных средств, их движении в течение года, аудитору необ­ходимо получить и документы, отражающие поступление, вы­бытие, перемещение основных средств. По данным документов и бухгалтерских записей в них можно убедиться, что все опера­ции по движению основных средств были правильно отражены на счета 01 «Основные средства».

Подтверждение данных о хозяйственных операциях по учету основных средств является расширенной процедурой, так как основная часть данных содержится во внешних и внутренних документах.

Привлечение таких документов, как счета-фактуры, кон­тракты, соглашения об аренде, страховые полисы, отметки (акты) налоговой инспекции, позволит аудитору получить убе­дительную информацию об аудируемом объекте. Если аудито­рам необходимы более убедительные данные, чем те, которые можно извлечь из регистров учета, то они должны ознакомиться с письмами, адресованными арендодателям, страховым компа­ниям и государственным учреждениям.

Документальное подтверждение хозяйственных операций : основным средствам — это процесс выбора статьи счета и прослеживания в обратном порядке, т.е. поиск исходных документов, подтверждающих правильность учетной записи. По основным средствам аудиторы могут сделать выборку, чтобы установить факт поступления, выбытия основных средств, а также в явить статьи ремонта, по которым были затрачены значительные средства. Можно использовать также метод случайной выборки. Таким образом можно выбрать отраженные в учете и налоги и расходы по страхованию основных средств.

В процессе аудита основных средств широко примени] прием пересчета, который необходимо осуществлять при проверке начисления износа и оценок выбытия и списания основных средств. Накопленный износ существует как арифметическая величина, поэтому определение ее реальности возможно только путем пересчета.

Аудит движения основных средств. Пути поступления основных средств на предприятие:

•   приобретение за плату у поставщиков;

•   безвозмездное поступление; -

•   в качестве учредительских взносов в уставный капитал;

•   в порядке выкупа арендованных основных средств;

• возврат имущества (основных средств) по договору о совместной деятельности. •

Поступление основных средств оформляется актом (накладной) приемки—передачи (внутреннего перемещения) основных средств (ф. ОС-1) с приложением к нему технической документации на данный объект.

Причины выбытия основных средств на предприятии:

• ликвидация объекта в силу ветхости и износа, а также силу форс-мажорных обстоятельств;

•   ликвидация в связи с переоборудованием, модернизацией

•   передача ОС другим организациям.

Для определения непригодности основных средств на пре приятии создается специальная комиссия. Ликвидацию объектов комиссия оформляет актом на списание основных среде (ф. ОС-3). Акт утверждается руководителем предприятия, бухгалтер проставляет в карточке дату выбытия объекта и ном акта.

В местах использования основных средств (в цехах и отделах предприятия) ведутся инвентарные списки основных средств (ф. ОС-9), в которых даются краткие сведения об объектах ос­новных средств, находящихся в эксплуатации.

Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и пере­мещенные внутри предприятия основные средства после соот­ветствующих записей до конца месяца не раскладывают, а хра­нят отдельно. Это необходимо, так как на их основе ежемесячно составляется расчет амортизации основных средств (износ). Кроме того, по окончании месяца карточки с записями за дан­ный месяц группируют по классификационным видам основных средств, суммируют обороты по поступлению и выбытию по каждому виду и записывают в карточку учета движения основ­ных средств.

Необходимо проверять правильность оценки основных средств, поскольку неправильная оценка может не только иска­зить общую картину, но и вызвать:

•   неточное исчисление амортизации;

•   искажение сумм исчисляемых налогов;

•   неправильное отражение величины основных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При аудиторской проверке операций по движению основных средств необходимо обратить внимание на следующие моменты:

•   на документального оформления оприходования ОС и их списания. Практика проведения аудиторских проверок показывает, что в большинстве случаев необходимая документация, связанная с оприходованием ОС, не ведется, а если и ведется, то заполняются не все реквизиты, предусмотренные в форме документа, а это в конечном итоге приводит к тому, что неправильно определяются амортизационные отчисления, а при производстве капитального ремонта ОС незаконно включаются в себестоимость затраты, которые по положению должны быть отнесены на капитальные вложения. Часто оборудование числится в учете обезличенно, без закрепления за ответственными за его сохранность работниками, что порой приводит к недостачам и хищениям. Нередко передача ОС с одного места нахождения в другое документально не оформляется, что приводит к запутанности в учете. Обо всех случаях аудитор должен сообщить руководству предприятия. Особое внимание при проверке аудитор должен уделить документальному оформлению законности списания ОС с учета, т.к. этот момент влияет на конечные результаты деятельности предприятия. Занимаясь вопросами списания ОС, аудитор должен проверить оприходование материальных ценностей, полученных от разборки ОС; если такового не производилось, то нельзя признать правильными конечные результаты от списания ОС.

• при передаче основных средств в качестве взноса в устав­ный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены соглашения при пе­редаче. К перечню должны быть подложены вторые экземпляры актов приема—передачи, заверенные печатью передающей сто­роны, и вся техническая документация на передаваемые объекты;

• при приобретении основных средств должен быть оформ­лен договор купли—продажи с указанием первоначальной стои­мости, износа и цены приобретения;

• при приобретении объектов основных средств в комплек­те (например, мебель для офиса) в инвентарную карточку долж­на быть вписана расшифровка — перечень отдельных предме­тов, входящих в комплект;

• при приобретении объектов основных средств за ино­странную валюту первоначальная стоимость объекта должна учитываться по пересчитанному курсу в рублях на момент при­обретения;

• объекты капстроительства, находящиеся во временной эксплуатации,' до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств, а учитываются как неза­вершенные капиталовложения;

• объекты основных средств, принятых в эксплуатацию на условиях текущей аренды, учитываются на забалансовом счете 001;

• при продаже основных средств должна быть установлена рыночная стоимость (письмо ГНС РФ № 12 от 11.01.95);

• при безвозмездной передаче основные средства подлежат обложению НДС у передающей стороны за исключением без­возмездной передачи ОС, зачисленных ранее в ОС с НДС (для непроизводственной сферы);

• для определения непригодности основных средств, не­возможности или неэффективности проведения их восстанови­тельного ремонта, а также для оформления необходимой доку­ментации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия;

• если оборудование списывают в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевоо­ружением действующих предприятий, то перечень этого обору­дования должен быть указан в плане расширения, реконструк­ции и технического перевооружения действующих предприятий;

• все детали, узлы и агрегаты от разборки и демонтажа оборудования, пригодные для дальнейшего использования, должны быть оприходованы на склад и эта операция отражается соот­ветствующей записью в бухгалтерском учете.

Аудит начисления износа. В ходе аудита необходимо устано­вить, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации; начисляется ли износ с учетом дви­жения основных средств, правильно ли применяются нормы амортизации.

Износ начисляется по всем видам основных средств, за ис­ключением находящихся на консервации земельных и природ­ных ресурсов, объектов жилищного фонда и внешнего благоуст­ройства, библиотечного фонда, музейных и художественных ценностей, продуктивных животных, числящихся на балансе предприятия.

Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания .то с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собст­венности или иного вещного права.

Амортизационные отчисления по объекту основных средств прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания его с бухгалтерского учета.

Амортизационные отчисления по основным средствам отра­жаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов дея­тельности организации в отчетном периоде.

Амортизационные отчисления по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независи­мо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

Важно установить правильность отнесения основных средств к соответствующей группе амортизационных отчислений.

Для проверки правильности отнесения износа по счетам за­трат или других источников следует установить, к какому виду относятся основные средства: производственного или непроиз­водственного назначения.

Проводя проверку начисления амортизации, аудитор должен обратить особое внимание на начисление амортизации по ос­новным средствам, не относящимся к промышленно-производственным (например, объекты культуры), не включается ли она в себестоимость продукции. Делается это с целью снижения затрат по содержанию непромышленных объектов, и такие слу­чаи при проверках выявляются;

В связи с тем, что в настоящее время многие предприятия простаивают или работают менее чем в две смены, находятся в резерве или законсервированы, важным элементом проверки является равномерность приостановки начисления амортизации или применение понижающих коэффициентов к действующим нормам (при этом необходимо помнить, что большинство норм начисления амортизации установлено исходя из двухсменной работы оборудования).

Важно проверить, не продолжается ли начисление амортиза­ции по основным средствам, уже имеющим полный износ.

Необходимо проверить, не допускаются ли ошибки в опре­делении норм амортизации, особенно по тем объектам основ­ных средств, в документах которых не указаны шифры.

При контроле начисления износа необходимо учесть, что некоторым предприятиям разрешено применять метод ускорен­ной амортизации активной части производственных основных фондов (например, малым и др.). Ускоренная амортизация применяется и оформляется предприятием как элемент учетной политики.

При обнаружении аудитором ошибок необходимо довести их до сведения клиента, предложить их исправить и внести соот­ветствующие исправления в регистры и отчетные формы.

По всем фактам неправильного начисления амортизации определяются суммы излишне начисленной или недоначислен­ной амортизации. Устанавливают, как это повлияло на себе­стоимость продукции и финансовые результаты, выявляют при­чины нарушений и виновных в этом лиц, предлагают меры к недопущению подобных недостатков в будущем.

Аудит налогообложения по операциям с основными средствам . На предприятиях, не прошедших аудиторскую проверку, увеличивается риск нарушений бухгал­терского   и  налогового  законодательства,   влекущих  за  собой. уменьшение поступления налоговых платежей в бюджеты pas личных уровней и ухудшение финансового состояния.  Кроме того, отсутствие аудиторского заключения у предприятий и ор­ганизаций,   подлежащих  обязательной  ежегодной   аудиторской проверке, затрудняет, а иногда и исключает выход этих эконо­мических субъектов на международный финансовый рынок.

В последнее время в учете основных средств произошли зна­чительные изменения. Они коснулись начисления износа; учета капитальных вложений; переоценки основных средств; списа­ния затрат на ремонт основных фондов; учета реализации ос­новных фондов. Постановлением Правительства Российской Федерации № 1672 от 31.12.97 «О мерах по совершенствованию порядка и методов определения амортизационных отчислений» предприятиям разрешено сохранять при ведении бухгалтерского и статистического учета и составлении отчетности на 1 январи 1998 г. балансовую стоимость основных фондов, имевшуюся на 1 января 1996 г., если иное приводит к ухудшению (искажению) финансовых показателей деятельности. С 1 января 1998 г. пре­кращено действие п. 8 Постановления Правительства Россий­ской Федерации № 967 от 19.08.94 «Об использовании механиз­ма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов» и абзаца 2 п. «х» п. 2 Положения о составе затрат (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 552 от 05.08.92), которые предусматривали исключение из себе­стоимости сумм амортизации, исчисленных ускоренным' мето­дом, в случае их  не целевого использования. Также Письмом Госналогслужбы России № ВК-6-02/332 от 10.06.98 «О приме­нении индексов инфляции в 1998 году» сообщено, что при оп­ределении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения применяют индекс инфляции (ИРИП). Если по результатам переоценки ос­новных фондов организации по состоянию на 1 января 1998г. путем индексации ухудшаются финансово-экономические пока­затели организации и искажается структура ее баланса, то орга­низация может сохранить при ведении бухгалтерского и стати­стического учета и состояния отчетности на 1 января 1998 г. балансовую стоимость основных фондов по состоянию на 1 января 1996 г. Поэтому при реализации указанных фондов в 1998 г. индексация для целей налогообложения производится путем умножения балансовой стоимости основных фондов на 1 января 996 г. на произведение цепных индексов инфляции 1996— [997 гг. и соответствующих кварталов 1998 г. до момента сделки.

3.3. Перечень аудиторских процедур

Для обоснованного выражения своего мнения о правильно­сти ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства. Собирая их, аудитор может приме­нить несколько аудиторских процедур в соответствии с россий­ским правилом (стандартом) аудита «Аудиторские доказательст­ва». При проверке учета основных средств и нематериальных активов аудитор может применять следующие способы получе­ния доказательств:

•   проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);

•   инвентаризация;

• проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйст­венных операций;

•   подтверждение;                                               

•   аналитические процедуры.

Проверка арифметических расчетов используется для под­тверждения достоверности расчетов сумм начисленной аморти­зации по основным средствам и нематериальным активам, на­логовых расчетов, показателей отчетности и т.д.

Инвентаризация используется для проверки фактического наличия объектов основных средств и нематериальных активов. В ходе проверки аудиторы сами могут принять участие в прове­дении инвентаризации.

Проверка соблюдения правил учета применяется при про­верке учета основных средств и нематериальных активов. Ауди­тор проверяет соответствие закону «О бухгалтерском учете», По­ложению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской от­четности, Положениям ПБУ 3/95, ПБУ 6/97, ПБУ 9/99, ПБУ Ю/99 и т.д. применяемой экономическим субъектом корреспонденции  счетов  Инструкции  по   применению   Плана  счетов другим законодательным и нормативным документам.

При проверке соблюдения правил составления отчетности аудитор проверяет отчетность экономического субъекта на предмет достоверности и соответствия требованиям нормативных и законодательных документов, например ПБУ 4/99.

Проверка документов может использоваться для подтверждения правильности отражения в бухгалтерском учете достоверности оценки и переоценки основных средств .

Подтверждение применяется для установления фактической передачи и приема вкладов основных средств  в совместную деятельность, уставные капиталы других организаций и т.п.

Аналитические процедуры используются при сопоставлен наличия основных средств и нематериальных активов в различные периоды, данных отчета об их движении, оценке соотношений между разными статьями и формами отчетности и т.д.

Заключение

         В ходе выполнения работы были достигнуты ее основные задачи и цель, поставленная во введении. В заключении сделаем несколько общих выводов по работе.

Документы для учета основных средств на предприятии практически используются не так как предусмотрено Краткими указаниями по применению и заполнению межведомственных форм первичной документации по учету основных средств. Это обусловлено слишком сложной для небольшого предприятия системой документов.  В рамках данной главы  будем руководствоваться ПБУ 6\01, которой было принято взамен ПБУ 6\97.

Источники информации, используемые при аудите основных  средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это выражается в выборе форм учета: журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной, машинно-ориентированном,  а также в перечне применяемых регистров, их построении, по­следовательности и способах записей в них.

Основные направления аудита учета основных средств должны обеспечить:

•   контроль за наличием и сохранностью основных средств;

• правильность отнесения предметов к основным средст­вам;

•   правильность оценки основных средств в учете;

• правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

• правильность начисления и отражения в учете износа и ремонта основных средств;

• правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

Аудиторская проверка учета основных средств  планируется на основе сводного общего плана и сводной программы аудита экономического субъекта.

Список литературы

1.     Астахов В.П. Основные средства бухгалтерский учет и налогообложение .- М.:  ИД ФБК – ПРЕСС, 2002. – 345 с.

2.     Вещунова Н. Л. , Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учет . – М.: Финансы и статистика, 2000. – 345 с.

3.     Качалин В.В. Финансовый учет и отчетность .- М.: Дело , 2001. – 567 с.

4.     Камышанов П. И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету и аудиту . –М .: Элиста: АПП Джангар , 2002. – 265 с.

5.     Козлова Е. П. Бухгалтерский учет в организациях . – М .: Финансы и статистика, 2001. – 453 с.

6.     Кондраков Е. П. Бухгалтерский учет .- М .: Инфра – М , 2003. – 267 с.

7.     Верещагин С.А. ; Сазонтов С. Б. Основные средства бухгалтерский и налоговый учет ._- М . 200. – 333 с.

8.     Бойкова М.П. ; Пархачева М. А. Налоговый учет основных средств. – М.: Питер, 2003. – 560 с.

9.     Подольский В.И. Аудит. – М .: Юнити, 2003. – 420 с.

10.           Нидлз Б. ; Андерсон Х.; Принципы бухгалтерского учета . – М . : Финансы и статистика, 2001. – 256 с.

11.           Палий В.Ф ; Палий В. В. Финансовый учет . – М . :  ИД ФБК – ПРЕСС, 2001. – 389 с.

Приложения

Приложение 1

УТВЕРЖДЕН: Решением общего собрания акционеров №1 от 01 августа 2003 г.

Протокол №1 от 01 августа 2003 г.

УСТАВ

Закрытого акционерного общества «Квант» 1. Общие положения

1.1 Закрытое акционерное общество "Квант", именуемое в дальнейшем "Общество", создано в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах", Гражданским кодексом РФ и иным действующим законодательством.

1.2. Общество является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании настоящего Устава и действующего законодательства Российской Федерации

1.3. Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Закрытое акционерное общество "Квант", сокращенное фирменное наименование на русском языке: ЗАО "Квант".

1.4. Учредителями Общества являются:

-        ЗАО «ПРОЛЕСАЛ». Свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц №000637654, выдано ИМНС России г. Хабаровска Хабаровского края 22.07.2002 г. Местонахождение: 680000, г. Хабаровск, ул. Советская д.70 ИНН 7414001523, ОКПО 03257171;

-        Пинегин Василий Евгеньевич – частный предприниматель;

-        Балтин Равиль Анатольевич – Экономист;

-        Филатов Сергей Николаевич – частный предприниматель;

-        Бортников Михаил Сергеевич – Инженер лесного хозяйства.

1.5. Общество вправе в установленном порядке открывать расчетный, валютный и другие банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

1.6. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке (Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках) и указание на место его нахождения. Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.

1.7. Местонахождение Общества: 680000, г. Хабаровск, ул. Советская, д.70. Основание его приобретения – договор аренды. По данному адресу располагается исполнительный орган Общества - Директор.

1.8. Почтовый адрес Общества: 680000, г. Хабаровск, ул. Советская, д.70. Основание его приобретения - договор аренды.

2. Цель и виды деятельности

2.1. Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.

2.2. Предметом деятельности Общества является оказание строительно- монтажных услуг  и работ по возведению зданий и сооружений, а также реализация строительных материалов.

2.3. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность Общества со стороны государственных и иных организаций не допускается, если оно не обусловлено их правом по осуществлению контроля за деятельностью Общества.

3. Имущество общества

3.1. В Обществе создается резервный фонд в размере 5% от уставного капитала Общества. Резервный фонд Общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного Уставом Общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается Уставом Общества, но не может быть менее 5% от чистой прибыли до достижения размера, установленного Уставом Общества.

3.2. Резервный фонд Общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций Общества и выкупа акций Общества в случае отсутствия иных средств. Резервный фонд не может быть использован для иных целей.

3.3. Акционер имеет право распорядиться принадлежащими ему акциями в порядке, установленном действующим законодательством и настоящим Уставом. Акционер вправе потребовать выделения его доли в имуществе Общества пропорционально количеству акций, которыми он владеет, только в случае принятия решения о ликвидации Общества.

3.4. В принудительном порядке имущество Общества может быть изъято только по вступившему в законную силу решению суда.

3.5. Имущество образуется за счет:

-        доходов от реализации продукции, работ, услуг;

-        кредитов банков;

-        безвозмездных или благотворительных взносов, пожертвований российских и иностранных организаций, предприятий, граждан;

-        иных, не запрещенных законом поступлений.

3.6. Общество может объединить часть своего имущества с имуществом иных юридических лиц и граждан для совместного производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, в том числе путем организации совместных предприятий с иностранными партнерами.

3.7. Общество осуществляет учет результатов работ, ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет по нормам, действующим в Российской Федерации.

3.8. Организацию документооборота в Обществе осуществляет Генеральный директор.

4. Уставный капитал и ценные бумаги Общества

4.1 Уставный капитал Общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов, и составляет 500000 $ (Пятьсот тысяч долларов).

4.5. Уставный капитал Общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций.

4.6. Решение об увеличении уставного капитала Общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций принимается Общим собранием акционеров Общества.

4.7. При увеличении уставного капитала Общества путем размещения дополнительных акций уставный капитал увеличивается на сумму номинальной стоимости размещенных дополнительных акций, а количество объявленных акций определенных категорий и типов уменьшается на число размещенных дополнительных акций этих категорий и типов.

4.8. Общество вправе проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг Общества, конвертируемых в акции, путем закрытой подписки в порядке, предусмотренном законом.

4.9. Размещение Обществом акций и иных эмиссионных ценных бумаг Общества осуществляется в соответствии с правовыми актами Российской Федерации.

4.10. Дополнительные акции и иные эмиссионные ценные бумаги Общества, размещаемые путем подписки, размещаются при условии их полной оплаты.

4.11. Оплата акций, распределяемых среди учредителей Общества при его учреждении, дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку. Форма оплаты акций Общества при его учреждении определяется договором о создании Общества, а дополнительных акций - решением об их размещении. Оплата иных эмиссионных ценных бумаг может осуществляться только деньгами.

4.12. Денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении Общества, производится по соглашению между учредителями.

6. Права и обязанности акционеров

6.1. Каждая обыкновенная акция предоставляет ее владельцу - акционеру одинаковый объем прав.

6.2. Акция не предоставляет права голоса до момента ее полной оплаты, если иное не установлено законом.

6.3. В случае неполной оплаты акции в установленные сроки акция поступает в распоряжение Общества, о чем в реестре акционеров Общества делается соответствующая запись. Деньги и (или) иное имущество, внесенные в оплату акции, по истечении установленного срока не возвращаются.

6.4. За неисполнение обязанности по оплате акций Общество может взыскать с недобросовестного акционера штраф в размере номинальной стоимости неоплаченных акций.

6.5. Акционер имеет право:

-        участвовать в управлении делами Общества, в том числе участвовать в Общих собраниях лично или через представителя, избирать и быть избранным на выборные должности в Обществе;

-        получать информацию о деятельности Общества и знакомиться с бухгалтерскими и иными документами в установленном настоящим Уставом порядке;

-        принимать участие в распределении прибыли;

-        получать пропорционально количеству имеющихся у него акций долю прибыли (дивиденды), подлежащей распределению среди акционеров;

-        получать в случае ликвидации Общества часть имущества (или его денежный эквивалент) пропорционально количеству принадлежащих ему акций;

-        отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров и Общества;

-        требовать и получать копии (выписки) протоколов и решений Общего собрания, а также копии решений других органов управления Общества.

6.6. Акционеры вправе иметь другие права, предоставляемые акционерам настоящим Уставом и действующим законодательством.

6.7. Акционер обязан:

-        оплатить приобретаемые им акции в сроки и в порядке, установленные настоящим Уставом и действующим законодательством. Общее собрание вправе начислять акционеру дивиденды лишь с момента полной оплаты стоимости всех заявленных акций;

-        соблюдать требования Устава и выполнять решения органов управления Общества, принятые в рамках их компетенции;

-        не разглашать сведения, отнесенные к коммерческой тайне.

6.8. Акционеры могут нести и другие обязанности, предусмотренные настоящим Уставом или действующим законодательством.

7. Органы управления общества

7.1. Высшим органом управления Общества является Общее собрание акционеров. Один раз в год Общество проводит годовое Общее собрание акционеров. Проводимые помимо годового Общие собрания акционеров являются внеочередными. Исполнительным органом Общества является Директор Общества.

7.2. К компетенции Общего собрания акционеров относятся следующие вопросы:

-        Внесение изменений и дополнений к Уставу Общества; утверждение Устава в новой редакции.

-        Реорганизация, ликвидация Общества.

-        Образование исполнительного органа Общества - Генерального директора и досрочное прекращение его полномочий.

-        Определение предельного количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями

-        Увеличение и уменьшение уставного капитала Общества путем увеличения или уменьшения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций.

-        Избрание членов Ревизионной комиссии (Ревизора) Общества и досрочное прекращение их (его) полномочий.

-        Утверждение аудитора Общества.

-        Утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков) Общества, а также распределение прибыли, в том числе выплата (объявление) дивидендов и убытков Общества по результатам финансового года.

-        Утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов Общества. Создание филиалов и открытие представительств Общества и их ликвидация.

7.3. Вопросы, отнесенные к компетенции Общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительному органу Общества - Генеральному директору.

7.4. Решение о созыве годовых и внеочередных Общих собраний акционеров принимает Ревизионная комиссия (Ревизор) Общества. Ревизионная комиссия (Ревизор) Общества утверждает повестку дня и организует подготовку к проведению Общих собраний акционеров Общества. Ревизионная комиссия (Ревизор) Общества обязана известить акционеров о дате и месте проведения Общего собрания акционеров, повестке дня, обеспечить ознакомление акционеров с документами и материалами, выносимыми на рассмотрение Общего собрания акционеров, и осуществить другие необходимые действия. Общее собрание акционеров не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня.

7.5. Собрание ведет Председатель Общего собрания акционеров, выбираемый из числа присутствующих акционеров (представителей акционеров).

7.6. Если не собран кворум, то собрание распускается. Новое собрание считается правомочным при наличии акционеров, владеющих не менее чем 30% голосующих акций.

7.7. Ревизионная комиссия (Ревизор) Общества не вправе вносить изменения в форму проведения и формулировки вопросов повестки дня внеочередного Общего собрания акционеров.

7.8. Акционер вправе обжаловать в суд решение, принятое с нарушением требований закона, иных правовых актов, Устава Общества в случае, если он не принимал участия в Общем собрании акционеров или голосовал против принятия такого решения и указанным решением нарушены его права и законные интересы. Такое заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом решении.

7.9. В случае если число акционеров Общества будет не более одного, все решения, отнесенные к компетенции Общего собрания, принимает единственный акционер Общества.

8. Распределение прибыли

8.1. Часть чистой прибыли, подлежащей распределению, распределяется пропорционально количеству акций, которыми владеет акционер.

8.2. Порядок распределения чистой прибыли между акционерами определяется Общим собранием акционеров.

9. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества

9.1. Для осуществления контроля над финансово - хозяйственной деятельностью Общее собрание акционеров избирает Ревизионную комиссию (Ревизора). Срок полномочий Ревизионной комиссии (Ревизора) - 1 (один) год.

9.2. Компетенция и порядок деятельности Ревизионной комиссии (Ревизора) определяются законодательством, настоящим Уставом и положением о Ревизионной комиссии (Ревизоре), утверждаемым Общим собранием акционеров.

9.3. Члены Ревизионной комиссии (Ревизор) не могут одновременно занимать какие-либо должности в органах управления Общества. Обязанности членов Ревизионной комиссии (Ревизора) могут выполнять акционеры (представители акционеров), а также лица, не являющиеся акционерами Общества.

9.4. Проверки (ревизии) финансово - хозяйственной деятельности осуществляются Ревизионной комиссией (Ревизором) по итогам деятельности Общества за год, а также во всякое время по собственной инициативе, по решению Общего собрания акционеров Общества или по требованию акционера (акционеров), владеющего в совокупности не менее чем 10% (десятью процентами) голосующих акций.

9.5. По решению Общего собрания акционеров членам Ревизионной комиссии (Ревизору) Общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением Общего собрания акционеров.

9.6. Члены Ревизионной комиссии (Ревизор) вправе требовать от должностных лиц Общества предоставления всех необходимых документов о финансово - хозяйственной деятельности и личных объяснений. Ревизионная комиссия (Ревизор) вправе привлекать к своей работе экспертов и консультантов, работа которых оплачивается за счет Общества.

9.7. Для проверки финансово - хозяйственной деятельности Общества Общее собрание акционеров может назначить аудитора. Аудитором Общества может быть гражданин или аудиторская организация, обладающие соответствующей лицензией. Аудитор осуществляет проверку финансово - хозяйственной деятельности Общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого между Обществом и аудитором договора.

9.8. По итогам проверки финансово - хозяйственной деятельности Ревизионная комиссия (Ревизор) или аудитор Общества составляет заключение.

9.9. Стоимость чистых активов Общества оценивается по данным бухгалтерского учета в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

9.10. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам Общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов Общества оказывается меньше его уставного капитала, Общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов.

9.11. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам Общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов Общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала, Общество обязано принять решение о своей ликвидации.

9.12. Если в случаях, предусмотренных п.п. 9.10 и 9.11 настоящей статьи, Общество в разумный срок не примет решение об уменьшении своего уставного капитала или о ликвидации, кредиторы вправе потребовать от Общества досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения им убытков. В этих случаях орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы, или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, вправе предъявить в суд требование о ликвидации Общества.

10. Учет и отчетность

10.1. Общество осуществляет учет результатов работ, ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет по нормам, действующим в Российской Федерации.

10.2. Организацию документооборота в Обществе осуществляет Генеральный директор.

10.3. Общество обязано обеспечить акционерам доступ ко всем документам.

10.3. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций Общества.

10.4. Общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном Федеральным законом "Об акционерных обществах" и иными правовыми актами Российской Федерации.

10.5. Генеральный директор и главный бухгалтер Общества несут личную ответственность за соблюдение порядка ведения, достоверность учета и отчетности.

10.6. Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете Общества, годовой бухгалтерской отчетности, должна быть подтверждена Ревизионной комиссией (Ревизором) Общества.

10.7. Общество обязано раскрывать следующую информацию:

-        годовой отчет Общества, годовую бухгалтерскую отчетность;

-        проспект эмиссии акций Общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации;

-        сообщение о проведении Общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об акционерных обществах";

-        иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

10.8. Финансовый год Общества совпадает с календарным годом. Первый финансовый год заканчивается 31 декабря 2003 года.

11. Реорганизация и ликвидация Общества

11.1. Общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об акционерных обществах". Другие основания и порядок реорганизации Общества определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

11.2. Реорганизация Общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Если федеральными законами будут установлены иные формы реорганизации, Общество будет вправе реорганизоваться в указанных формах.

11.3. Формирование имущества обществ, создаваемых в результате реорганизации, осуществляется только за счет имущества реорганизуемых обществ.

11.4. При реорганизации вносятся соответствующие изменения в учредительные документы Общества.

11.5. Не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации Общества, а при реорганизации Общества в форме слияния или присоединения - с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, Общество обязано письменно уведомить об этом кредиторов Общества и опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы Общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств Общества и возмещения им убытков. Права кредиторов, возникающие в связи с реорганизацией Общества, определяются законом.

11.6. Реорганизация Общества в соответствующих формах осуществляется в порядке, определяемом действующими правовыми нормами.

11.7. При реорганизации Общества все документы (управленческие, финансово - хозяйственные, по личному составу и др.) передаются в соответствии с установленными правилами организации - правопреемнику.

11.8. При отсутствии правопреемника документы постоянного хранения, имеющие научно - историческое значение, передаются на государственное хранение в архивы г. Магнитогорска; документы по личному составу (приказы, личные дела, лицевые счета и т.п.) передаются на хранение в архив ОАО «Магнитогорскмежрайгаз», на территории которого находится Общество. Передача и упорядочение документов осуществляются силами и за счет средств Общества в соответствии с требованиями архивных органов.

11.9. Общество может быть ликвидировано добровольно либо по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ.

Приложение 2

Структура ПБУ 6

ПБУ 6/97

ПБУ 6/01

1. Общие положения 2. Определения

I Общие положения

3. Оценка основных средств

II Оценка основных средств

4. Амортизация основных средств

III Амортизация основных средств

5. Восстановление основных средств

IV Восстановление основных средств

6. Аренда основных средств

--

7. Выбытие основных средств

V Выбытие основных средств

8. Раскрытие в бухгалтерской отчетности

VI Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

9. Заключительные положения

--

Приложение 3

Основные бухгалтерские записи по счету 01 "Основные средства" в новом плане счетов

 № п/п

Содержание операций

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

1

Отражена остаточная стоимость основных средств, переведенных арендатором из состава долгосрочно арендованного имущества, в собственное, после выкупа

01

03

Отражена стоимость объектов основных средств, не предполагаемых более к использованию в виде лизингового имущества

01

03

2

Отражены затраты по приобретению отдельных объектов основных средств

08

60,76, 70,69, 10,23 и т. д.

3

Отражена стоимость отдельных объектов основных средств, принятых на учет на основании акта приемки-передачи

01

08

4

Отражена стоимость основных средств, внесенных учредителями в качестве вклада в уставный капитал

08

75

Оприходованы вышеуказанные основные средства в учете

01

08

5

Отражены затраты на выполнение геолого-разведочных, буровых и проектно-изыскательских работ, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством

01

08

6

Отражены операции по безвозмездному получению основных средств:

Рыночная стоимость безвозмездно полученного объекта;

08

98

принят на учет объект основных средств;

01

08

отражено ежемесячное начисление амортизации;

20,25,26 др.

02

одновременно отражен внереализационный доход

98

91

7

Отражены суммы завышения цен либо арифметические ошибки в предъявленных поставщиками и подрядчиками счетах на приобретение основных средств, которые ранее были отнесены на расчеты по претензиям, и как выяснилось впоследствии, взысканию не подлежат;

01

76

Оприходованы основные средства , возвращенные в рамках группы взаимосвязанных организаций

01

76

8.

Оприходованы основные средства, возвращенные подразделениями организации выделенными на отдельные балансы;

01

79

Оприходованы основные средства, возвращенные по окончании договора доверительного управления имуществом;

01

79

Основные средства приняты доверительным управляющим на отдельный баланс;

01

79

Основные средства полученные от головной организации приняты на учет (у подразделений выделенных на отдельный баланс)

01

79

9

Основные средства, внесенные в качестве вклада в совместную деятельность, оприходованы на отдельном балансе у участника, ведущего общие дела

01

80

10

Отражен прирост стоимости основных средств, выявленный по результатам переоценки

01

83

11

Отражена сумма амортизации при выбытии основных средств (продаже, списании, передаче безвозмездно, частичной ликвидации и др.)

02

01

12

Отражена стоимость животных, выбракованных из основного стада (продуктивный скот по первоначальной стоимости; рабочий скот - в размере фактически полученных сумм от продажи и выбраковки)

11

01

13

Отражены потери по страховым случаям (уничтожение и/или порча основных средств), если имущество было застраховано

76

01

Отражены претензия поставщику, когда завышение цен либо арифметические ошибки в предъявленных поставщиками и подрядчиками счетах обнаружились после того, как записи по счетам учета основных средств или затрат были совершены (исходя из цен и подсчетов, отфактурованных поставщиками и подрядчиками);

76

01

14

Отражена стоимость основных средств, переданных обособленным подразделениям организации, выделенным на отдельные балансы

79

01

15

Отражено выбытие основных средств, внесенных в качестве вклада по договору простого товарищества

80

01

Отражена стоимость основных средств, возвращенных товарищам, в связи с прекращением договора простого товарищества (на отдельном балансе у участника, ведущего общие дела)

80

01

16

Отражена сумма снижения стоимости основных средств, выявившаяся по результатам их переоценки

83

01

17

Отражена остаточная стоимость основных средств при их выбытии (за исключением выбытия  в результате недостач и порчи, а также в связи с чрезвычайными обстоятельствами)

91

01

18

Отражена остаточная стоимость недостающих или полностью испорченных основных средств, независимо от того, подлежат ли потери отнесению на счета учета затрат на производство (расходов на продажу) или виновных лиц.

94

01

19

Отражены убытки от списания основных средств, утраченных в результате чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийное бедствие, пожар, авария, национализация и т. п.)

99

01