Содержание

Виды деятельности на рынке ценных бумаг_______________________ 3

Организационное устройство, правовой статус, требования к созданию, цели функционирования фондовой биржи____________________________ 10

Список источников и литературы_____________________________ 14

Виды деятельности на рынке ценных бумаг

В Федеральном законе (ст.2)[1] профессиональная деятельность упоминается в связи с определением термина "профессиональный участник рынка ценных бумаг". Из данной нормы видно, что под профессиональной деятельностью понимаются те виды деятельности, которые перечислены в главе 2 Закона.

Для занятия этими видами деятельности в соответствии с анализируемым законом необходимо получение у специально уполномоченных на то органов специального разрешения (лицензии). Данная норма полностью соответствует норме права, сформулированной в п.1 ст.49 Гражданского кодекса РФ, которая носит более общий характер. Она предписывает, что "отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)".

Необходимо иметь в виду: для того, чтобы деятельность считалась профессиональной, не имеет значения, осуществляется ли она на основании специального разрешения (лицензии) или нет. Это вытекает, в частности, из п.6 ст.51 Федерального закона, где указано, что "профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной", то есть наличие специального разрешения (лицензии) не является признаком, с помощью которого можно выделить профессиональную деятельность.

Итак, Федеральным законом предусмотрены следующие виды профессиональной деятельности:

1) брокерская;

2) дилерская;

3) деятельность по управлению ценными бумагами;

4) по определению взаимных обязательств (клиринг);

6) по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

7) по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, именуется брокером.

В случае оказания брокером услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг брокер вправе приобрести за свой счет не размещенные в срок, предусмотренный договором, ценные бумаги.[2]

Брокер должен выполнять поручения клиентов добросовестно и в порядке их поступления. Сделки, осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера.

Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, именуется дилером. Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией.

Кроме цены дилер имеет право объявить иные существенные условия договора купли-продажи ценных бумаг: минимальное и максимальное количество покупаемых и/или продаваемых ценных бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленные цены. При отсутствии в объявлении указания на иные существенные условия дилер обязан заключить договор на существенных условиях, предложенных его клиентом. В случае уклонения дилера от заключения договора к нему может быть предъявлен иск о принудительном заключении такого договора и/или о возмещении причиненных клиенту убытков.

Для целей настоящего федерального закона под деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц:

ценными бумагами;

денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;

денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, именуется управляющим.

Наличие лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами не требуется в случае, если доверительное управление связано только с осуществлением управляющим прав по ценным бумагам.

Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, права и обязанности управляющего определяются законодательством Российской Федерации и договорами.

Управляющий при осуществлении своей деятельности обязан указывать, что он действует в качестве управляющего.

В случае, если конфликт интересов управляющего и его клиента или разных клиентов одного управляющего, о котором все стороны не были уведомлены заранее, привел к действиям управляющего, нанесшим ущерб интересам клиента, управляющий обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством.

Клиринговая деятельность - деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.[3]

Организации, осуществляющие клиринг по ценным бумагам, в связи с расчетами по операциям с ценными бумагами принимают к исполнению подготовленные при определении взаимных обязательств бухгалтерские документы на основании их договоров с участниками рынка ценных бумаг, для которых производятся расчеты.

Клиринговая организация, осуществляющая расчеты по сделкам с ценными бумагами, обязана формировать специальные фонды для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами. Минимальный размер специальных фондов клиринговых организаций устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием. Депозитарием может быть только юридическое лицо.

Лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги, именуется депонентом.

Договор между депозитарием и депонентом, регулирующий их отношения в процессе депозитарной деятельности, именуется депозитарным договором (договором о счете депо). Депозитарный договор должен быть заключен в письменной форме. Депозитарий обязан утвердить условия осуществления им депозитарной деятельности, являющиеся неотъемлемой составной частью заключенного депозитарного договора.[4]

Заключение депозитарного договора не влечет за собой переход к депозитарию права собственности на ценные бумаги депонента. Депозитарий не имеет права распоряжаться ценными бумагами депонента, управлять ими или осуществлять от имени депонента любые действия с ценными бумагами, кроме осуществляемых по поручению депонента в случаях, предусмотренных депозитарным договором. Депозитарий не имеет права обусловливать заключение депозитарного договора с депонентом отказом последнего хотя бы от одного из прав, закрепленных ценными бумагами. Депозитарий несет гражданско-правовую ответственность за сохранность депонированных у него сертификатов ценных бумаг.

Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица.

Лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, именуются держателями реестра (регистраторами).

Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, не вправе осуществлять сделки с ценными бумагами зарегистрированного в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг эмитента.

Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и/или с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.

Система ведения реестра владельцев ценных бумаг должна обеспечивать сбор и хранение в течение установленных законодательством Российской Федерации сроков информации о всех фактах и документах, влекущих необходимость внесения изменений в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, и о всех действиях держателя реестра по внесению этих изменений.

Для ценных бумаг на предъявителя система ведения реестра владельцев ценных бумаг не ведется.

Реестр владельцев ценных бумаг (далее - реестр) - это часть системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг.

Владельцы и номинальные держатели ценных бумаг обязаны соблюдать правила представления информации в систему ведения реестра.

Держателем реестра может быть эмитент или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента. В случае, если число владельцев превышает 500, держателем реестра должна быть независимая специализированная организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляющая деятельность по ведению реестра. Регистратор имеет право делегировать часть своих функций по сбору информации, входящей в систему ведения реестра, другим регистраторам. Передоверие функций не освобождает регистратора от ответственности перед эмитентом.

Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, называется организатором торговли на рынке ценных бумаг.

Организационное устройство, правовой статус, требования к созданию, цели функционирования фондовой биржи

Фондовый рынок является новой для России системой перераспределения денежных накоплений в экономике, пришедшей на смену директиной системе. Поэтому государственное регулирование фондового рынка особенно важно на этой начальной стадии его развития, так как только установленная государством продуманная законодательная база и жесткий контроль за ее исполнением могут "запустить" этот рынок в его цивилизованной форме.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг должно стать гарантом надежности и доходности рынка для отечественных и иностранных инвесторов, а также ограничить спекулятивные тенденции в его развитии и направить в русло поддержки народного хозяйства страны.

Государственное участие в регулировании фондового рынка необходимо, поскольку этот рынок является очень масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны. Особенно активное участие государство должно принимать в разработке концепции развития фондового рынка, устанавливая разумные и вместе с тем жесткие правила и нормы для участников рынка ценных бумаг.

Способы государственного регулирования можно подразделить на два основных вида:

Нормативно-правовое регулирование, которое включает создание юридических норм, определяющих правила деятельности на фондовом рынке, требования ,предъявляемые к участникам, а также структуру государственных органов, регулирующих рынок.

 Экономическое регулирование, объединяющее различные инструменты экономического воздействия: налогообложение, операции на открытом рынке, изменение ставки рефинансирования и изменение нормы обязательных резервов.

Исходя из этих способов можно выделить следующие функции государства на рынке ценных бумаг:

а) идеологическая и законодательная (концепция рынка, программа ее реализации и т.п.);

б) концентрация ресурсов на цели создания рынка и его инфраструктуры;

в)установление "правил игры" (требований к участникам, операционных и учетных стандартов);

г) контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (надзор за финансовым состоянием профессиональных участников рынка ценных бумаг, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);

д) создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;

е) формирование системы защиты инвесторов от потерь (в т.ч. государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

ж) предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);

Другим аспектом роли государства на рынке ценных бумаг является то, что оно выступает крупнейшим эмитентом (финансирование государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков); использует инструменты рынка ценных бумаг для проведения макроэкономической политики; в лице центрального банка является крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.

Нормативно- правовое регулирование рынка ценных бумаг должно охватывать и четко регламентировать все возможные области деятельности, связанные с ценными бумагами: определение, выпуск и обращение ценных бумаг, определение видов профессиональной деятельности на фондовом рынке, отношения доверительной собственности (траста) и т.д. На сегодняшний день существует множество проблем в правовой инфраструктуре фондового рынка, связанных с противоречивостью и недостаточной проработкой нормативных актов, регулирующих российский фондовый рынок. Началом решения проблем правового регулирования фондового рынка можно считать выход Закона о рынке ценных бумаг, который устанавливает стратегию развития российского рынка ценных бумаг на ближайшие пять лет.

Фондовая биржа имеет, как правило, статус бесприбыльного акционерного общества, то есть не ставит своей целью получение дохода для распределения его среди своих членов. Это может показаться на первый взгляд странным, но в действительности глубоко закономерно: члены биржи получают доход ,функционируя в качестве биржевых посредников. Смысла в том, чтобы клиенты биржи уплачивали еще какие-то суммы в общую биржевую копилку, из которой они  будут распределяться между членами биржи, явно не просматривается: может начаться перераспределение поступлений в пользу тех членов, которые работают неудовлетворительно и привлекают относительно меньше клиентов, а из общей копилки требуют выплат пропорционально своему паю. Бесприбыльный статус не означает, что биржа как акционерное общество вообще не получает доходов. Полученные доходы тратятся для обустройства зала и помещений, где    работают биржевики, создания современных систем связи, ведения  исследовательской работы и т.д. Члены биржи заинтересованы в том,  чтобы биржа получала ровно столько доходов, сколько ей требуется при соблюдении разумной экономии: завышение доходов означает  сокращение прибылей членов или удорожание услуг по купле-продаже ценных  бумаг.  

В современных условиях биржа перестала выполнять учредительскую роль при образовании новых компаний, а ее главным критерием стало получение высокой прибыли. Хотя сделки на бирже делятся на инвестиционные, связанные с долгосрочным вложением денежных средств, и спекулятивные, носящие краткосрочный характер достижения прибыли.

Практически оба вида сделок подчинены главной цели биржевого механизма - получению высокой прибыли. В то же время долгосрочная прибыль биржевой сделки может быть скорректирована (устранена) из-за неблагоприятного изменения экономической обстановки через определенный период после вложения денег.

Основными получателями биржевой прибыли являются инвестиционные банки и компании, семейные банкирские дома, крупные торгово-промышленные корпорации, кредитно-финансовые институты, а также владельцы крупных индивидуальных пакетов. В целях получения выгодной курсовой разницы указанные биржевые субъекты прибегают к различным методам обогащения. Из них наиболее важными являются получение конфиденциальной закрытой информации и искусственное колебание (управление) курсами. В первом случае доступ к скрытой информации позволяет сделать правильную ставку в игре на повышение или понижение. Во втором случае это преднамеренное воздействие на курсы ценных бумаг с целью извлечения значительной прибыли.

Список источников и литературы

1.     Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 17, ст. 1918

2.     Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 13 августа 2003 г. N 03-37/пс "О Правилах осуществления брокерской деятельности при совершении на рынке ценных бумаг сделок с использованием денежных средств и/или ценных бумаг, переданных брокером в заем клиенту (маржинальных сделок)" // Российская газета. 14 октября 2003. N 206

3.     Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 14 августа 2002 г. N 32/пс "Об утверждении Положения о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации" // Российская газета. 2 октября 2002. № 186

4.     Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 октября 1997 г. N 36 "Об утверждении Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, установлении порядка введения его в действие и области применения" // Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" от 5 ноября 1997 г. N 8

5.     Басова А.И., Галанова В.А. Рынок ценных бумаг - М.: Финансы и статистика, 2004 с. 369.

6.     Басова А.И., Галанова В.А. Рынок ценных бумаг - М.: Финансы и статистика, 2004 с. 369.


[1] Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 17, ст. 1918

[2] Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 13 августа 2003 г. N 03-37/пс "О Правилах осуществления брокерской деятельности при совершении на рынке ценных бумаг сделок с использованием денежных средств и/или ценных бумаг, переданных брокером в заем клиенту (маржинальных сделок)" // Российская газета. 14 октября 2003. N 206

[3] Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 14 августа 2002 г. N 32/пс "Об утверждении Положения о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации" // Российская газета. 2 октября 2002. № 186

[4] Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 октября 1997 г. N 36 "Об утверждении Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, установлении порядка введения его в действие и области применения" // Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" от 5 ноября 1997 г. N 8