Содержание

Задание 1. 2

РЫНОК И СУБЪЕКТЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА.. 2

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЫНКА.. 2

1. Сущность рынка. Его функции. Субъекты и объекты рыночного хозяйства  2

1.1. Функции рынка. 2

1.2. Субъекты и объекты рынка. 4

2. Условия возникновения рынка. 5

3. Система рынков. Понятие конкуренции. 7

4. Роль государства в рыночной системе. 11

Задание 2. 16

Контрольные тесты. 16

Задание 3. 17

Задача 1. 17

Задача 2. 18

Список литературы.. 20

Задание 1

 

РЫНОК И СУБЪЕКТЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЫНКА

1. Сущность рынка. Его функции. Субъекты и объекты рыночного хозяйства

Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок — это система экономических отношений, складывающихся в процессе производ­ства, обращения и распределения товаров, а также движения де­нежных средств. Развитие рынка происходит  вместе с развитием товарно­го производства, вовлекая в обмен не только произведенные про­дукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Если говорить более обобщенно, то  рынок представляет сферу обмена (обраще­ния), в которой осуществляется связь между агентами общест­венного производства в форме купли-продажи, т. е. связь произ­водителей и потребителей, производства и потребления.

1.1. Функции рынка

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций [1, стр. 71-77]:

Регулирующая функция

Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колеба­ния цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства: падает цена — сигнал к его сокращению. Информа­ция, предоставляемая рынком, заставляет производителей сни­жать затраты, улучшать качество продукции.

В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.

Информационная функция

Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потреб­ном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платеже­способным спросом.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в ги­гантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колос­сальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охва­тывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждо­му участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запро­сам рынка свои расчеты и действия.

Ценообразующая функция

В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется  цена. Она отражает полезность товара и издержки на его произ­водство.

В отличие от административно-командной системы в рыноч­ной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопо­ставления затрат производителей и полезности (ценности) данно­го блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издер­жек) и полезности обмениваемых благ.

Посредническая функция

Рынок выступает посредником между производителями и по­требителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку  наиболее устраивающим его покупателем.

Санирующая функция

Рыночный механизм — это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффек­тивных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекцион­ной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производ­ства и капитала монополизация деформирует санирующий меха­низм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конку­ренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.

В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось. Одна часть предпри­ятий разорилась в результате банкротства банков, другая — ушла в среду теневого бизнеса: многие не выдерживают конкуренции.

1.2. Субъекты и объекты рынка

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В ка­честве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в со­ставе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), госу­дарство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «по­ток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве това­ров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Рынок, как самостоятельное образование включает три основ­ных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капи­тала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздейст­вуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

2. Условия возникновения рынка

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользовать­ся продуктами любого другого конкретного вида труда.

Не менее важным условием возникновения рынка яв­ляется специализация. Специализация — форма общест­венного разделения труда, как между различными отрасля­ми и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.

В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например - автомо­бильные, тракторные заводы), по детальную (например - завод шарикоподшипников), технологическую — стадий­ную (например - прядильная фабрика).

Улучшение, совершенствование производственного профиля предметно-специализированных предприятий, развитие по детальной и технологической специализации ведут к расширению производственных связей — коопери­рованию. Специализация производства в ряде индустриально развитых стран в основном пошла по пути расшире­ния по детальной и технологической специализации.

Схема специализации, т.е. набор специальностей, ста­новится все более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда. В старину человечество владело несколькими специальностями, прежде всего охотника и земледельца. Сегодняшние же перечни специ­альностей включают многие тысячи профессий. Подавляющее большинство из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда. Специализация достигла ныне такой сте­пени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в по­стоянном обмене плодами специализированного труда оп­ределяет сегодня характер взаимоотношений людей в об­ществе.

Важной причиной возникновения рынка является естественная ограничен­ность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь неболь­шое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производ­ственного использования в другой. В экономической тео­рии это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается по­средством обмена одного продукта на другой через рынок.

Причиной формирования рынка является и экономи­ческая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автоном­ные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Адекватным право­вым режимом состоянию экономической обособленности, является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда, в первую очередь, предполагает нали­чие частной собственности. С развитием частной собствен­ности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высо­кого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.

В дальнейшем, обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, ак­ционерные общества, государственные и смешанные пред­приятия.

Кроме того, причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъ­екта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствова­ния, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

3. Система рынков. Понятие конкуренции.

Формирование рыночных цен — это процесс взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), пре­следующих диаметрально противоположные цели.

Как взаимоувязываются эти различные стремления экономи­ческих агентов? Каким образом при возникновении дефицита или напротив, избытка товаров эти перекосы сравнительно быстро устраняются? Кто стимулирует действия миллионов произво­дителей и покупателей, принуждая расширять производство одних благ и сокращать предложение других?

Эту постоянную работу выполняет механизм цен и конкурен­ции. При этом цена способна выполнять свою функцию регулято­ра денежных и товарных потоков лишь при наличии конкурент­ной борьбы участников хозяйственной (экономической) деятель­ности. Конкуренция во многом направляет действия «невидимой руки», о которой писал Смит.

Конкуренция (от лат. concurrere — сталкиваться) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие усло­вия производства, купли и продажи товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Конкуренция — эко­номическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворе­ние своих интересов, связанных с продажей этой продук­ции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Конкуренция — состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм сти­хийного регулирования пропорций общественного произ­водства.

Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргумен­тов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене.

Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способ­ствует установлен то на рынке определенною порядка, гарантиру­ющего производство достаточною количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.

Исторически конкуренция возникла в условиях просто­го товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции, стремился создать для себя наи­более выгодные условия производства и сбыта товаров, в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталис­тическая конкуренция. В современных условиях конкурен­ция также выступает, как важное средство развития произ­водства, и существует в различных формах.

Экономическое значение конкуренции огромно. Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин роста эффективности производства. Именно конкуренция за­ставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершен­ствовать технологию производства.

Положительный эффект конкуренции во многом  зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство эконо­мических агентов, действующих на рынке (во многом зависит от количества фирм и потребителей); во-вторых, характер произ­водимой ими продукции (степень однородности продукта); в-тре­тьих, свобода входа на рынок и выхода с него (прежде всего отсут­ствие препятствий для входа в виде организационных объедине­ний и структур).

В западной экономической литературе различают несколько видов конкуренции, или так называемых форм рыночных структур.

Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:

• существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлич­но, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;

• доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложе­ния данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении иены не отражается на цене рыноч­ного равновесия;

• вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

• нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информа­ции о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, ка­честве товаров, технике производства и т.д.

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с замет­ным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначи­тельное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимате­лей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существу­ют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители про­дукции, выпускаемой привилегированными производителями.

Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежи тот вид ее, который весьма часто встречается в практике и являет­ся как бы смесью двух отмеченных видов, — это так называемая монополистическая конкуренция.

Она представляет собой тип рынка, в условиях которого боль­шое количество мелких фирм предлагают разнородную продук­цию. Вход на рынок и выход с него, обычно не связан с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.

Противоположностью конкуренции служит монополия (от греч. monos — один и poleo — продаю). В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы. Если в единствен­ном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называет­ся монопсонией (от греч. monos — один и opsonia — закупка).

В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В не которых отраслях встречается своеобразная двусторонняя моно­полия, когда на рынке определенной продукции выступает один продавец и один покупатель (например, в области военного про­изводства: заказчик — государство, поставщик — единственная фирма).

Чистая монополия и чистая монопсония — сравнительно ред­кие явления. Гораздо чаше в ряде отраслей в странах с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия (от греч. oligos — немногий и poleo - продаю). Этот вид конкуренции пред­полагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии яв­ляется взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необхо­димости защиты конкурентной среды государственными средства­ми [3, стр. 46]. Основная цель применения этих средств состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не допустить, чтобы одни из них подавили другие и тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конкуренции.

Для формирования конкурентных рынков необходима соответ­ствующая институциональная среда эффективная работа финан­сово и кредитной системы, защита национальных производителей.

4. Роль государства в рыночной системе.

Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.

В этом свете термин регулируемая рыночная экономика обладает выраженной избыточностью, таким образом, подобная экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета регулируемая не лишена смысла, если мы подчёркиваем, что экономика в значительной степени регулируется со стороны государства.

Роль регулирующего центра может выполнить только государство институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономики максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращают эту задачу в вечную проблему.

Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимое для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие для надёжной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, контроле за соблюдением. Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органичному встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.

С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определённым образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения .

Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства государства. К ним относится проблема справедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответствующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане. Государст­во необходимо для обеспечения права на труд тех, кто может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.

В литературе выделяют сле­дующие экономические функции государства [4]:

·        создание, сохранение и совершенствование системы социально-экономических отношений;

·        составление прогнозов развития своей социально-эко­номической системы на перспективу;

·        регулирование процессов использования производи­тельной силы природы и охрана окружающей человека среды;

·        управление демографическими процессами, обеспечи­вающими рациональное, научно обоснованное воспроиз­водство производительной силы человека;

·        ориентация производства на конечные результаты, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;

·        разработка целевых комплексных программ экономи­ческого развития;

·        повышение роли трудовых коллективов, каждого ра­ботника в управлении экономическими и социальными процессами;

·        согласование экономических интересов субъектов про­изводственно-экономических отношений, преодоление между ними противоречий;

·        формирование и регулирование системы стимулирова­ния производственно-экономической деятельности;

·        регулирование и экономическое обеспечение интеллек­туального развития, защиты жизни, прав и свобод граж­дан;

·        регулирование процессов по включению страны в меж­дународную экономическую интеграцию.

Известны следующие направления го­сударственного вмешательства в экономику: микро-, макро- и интеррегулирование.

Основными инструментами микрорегулирования высту­пают налогообложение, ускоренная амортизация, воздейст­вие на цены, антимонопольное регулирование. Например, в соответствии с антимонопольной политикой определяются монополии, регулируются процессы образования монополис­тических объединений, уголовно-правовые санкции против виновных лиц. В практике государств с развитой рыночной экономикой антимонопольное регулирование реализуется следующим образом. Чтобы ограничить рост масштабов про­изводства и продаж, фирмы законодательно лимитируют размеры ее рыночной квоты. В странах Европейского союза, чтобы уменьшить число слияний и поглощений одной фирмы другой, практикуется обязательная регистрация всех согла­шений об объединении фирм. Что же касается налогов, то они тоже используются для стимулирования или сдержива­ния развития предприятий. Льготное налогообложение дает возможность возмещать издержки при низких рыночных ценах. Наиболее распространены следующие виды итого­вых льгот: необлагаемый минимум дохода, налоговые скидки, полное освобождение от уплаты некоторых налогов, снижение налоговых ставок.

Макрорегулирующими инструментами являются фи­нансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономики; программирование и прогнозирование экономики, фис­кальная и денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика, государственное предпри­нимательство.

Интеррегулирование включает в себя торговую поли­тику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внеш­ней торговли и т.д.

Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различ­ных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денеж­ных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воз­действовать на поведение частных фирм, предприятий. Прямое вмешательство выражается в том, что государство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах предоставляет кредиты, принимает долевое участие, явля­ется собственником предприятий. Прямое вмешательство государства — это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

Косвенное вмешательство государства осуществляется по следующим направлениям:

·        стимулирование капиталовложений;

·        обеспечение наиболее полной занятости;

·        стимулирование экспорта и импорта товаров, капита­лов и рабочей силы;

·        воздействие на общий уровень цен в целях их стабили­зации;

·        поддержка устойчивого экономического роста;

·        перераспределение доходов.

Для проведения косвенного вмешательства государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-де­нежной политике.

Задание 2

Контрольные тесты

Тест 1. Закон предложения товара утверждает, что:

Г) при прочих равных условиях рост цены на товар вызовет увеличение объема предложения товара[1]

Тест 2. Если уменьшение цены на 5% приводит к снижению объема предложения товара на 8%, то данное предложение:

В) Эластично[2]

 

Тест 3. Если номинальная процентная ставка на рынке капитала составляет 10%, а темп инфляции 4% в год, то реальная ставка процента составит:

Б) 6%, т.к., по формуле Фишера, номинальная и реальная ставки процента связаны: rn = rr + ie, где  rr – реальная ставка, ie – инфляция, взятая как прирост[3].

Задание 3

Задача 1 В таблице 1 представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке кофе. Проанализировав данные таблицы:

а) Изобразите кривую спроса D и кривую предложения S по данным таблицы, обозначив цену на вертикальной оси, а объем спроса на горизонтальной;

б) если рыночная цена на банку кофе составляет 8 у.е., укажите, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объем (млн банок/год)?

в) если рыночная цена на банку кофе составляет 32 у.е., укажите, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объем (млн банок/год)?

г) укажите, какова равновесная цена на рынке кофе (у.е.).

Таблица 1

Цена одной банки кофе, у.е.

8

16

24

32

40

Объем спроса, млн б/год

70

60

50

40

30

Объем предложения, млн б/год

10

30

50

70

90

Решение:

а) Изобразить кривую спроса D и предложения S по данным таблицы:

б) Если рыночная цена на банку кофе составит 8 у.е., то для данного рынка характерен дефицит кофе, который составляет 70 – 10 = 60 млн банок

в) Если рыночная цена на банку кофе составит 32 у.е., то для рынка характерны излишки кофе, равные 70 – 40 = 30 млн банок

г) Равновесная цена на кофе (цена, при которой D=S) составляет 24 у.е. за банку.

Вывод: равновесная цена (та цена, при которой спрос равен предложению) на рынке кофе – 24 у.е. за банку. Если цена на банку кофе будет выше равновесной, то на рынке будут излишки кофе, если ниже – дефицит.

Задача 2

Допустим, фирма полностью монополизировала производство товара А.

Следующая информация отражает положение фирмы:

Предельный доход = 1000 – 20Q

Общий доход = 1000Q – 10Q

Предельные издержки = 100 + 10Q

Где Q – объем выпуска товара А, P – цена товара А.

Сколько товара будет продано и по какой цене, если фирма функционирует как простая монополия?

При решении задачи следует использовать формулы:

а) характеризующие условия максимизации прибыли 1-й фирмы при несовершенной конкуренции

MR=MC

Где MR – предельный доход, MC – предельные издержки

б) характеризующие общий доход фирмы

TR= P*Q

Решение:

MR = 1000 – 20Q

TR = 1000Q – 10Q

MC = 100 + 10Q

Где MR – предельный доход, MC – предельные издержки, TR – общий доход, Q – объем выпуска товара А, P – цена товара А.

Сколько товара (Q) и по какой цене (P) будет продано, если фирма функционирует, как простая монополия (MR=MC, TR=P*Q)?

MR=MC

1000 – 20Q = 100 + 10Q

30Q=900

Q=30 ед.

TR= P*Q = 1000Q – 10Q

P = 1000 – 10Q

P = 1000 – 10*30

P = 700 ден. ед.

Ответ: будет продано 30 единиц товара по цене 700 ден. ед.

Список литературы

1) Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И.  "Микроэкономика", Экономическая школа, 2003

2) Курс экономики: Учебник. – 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга- М.: ИНФРА-М. 2004.

3) Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. М.: изд. ЮНИТИ, 1996

4) Тарасевич Л., Гребенников П., Леусский А. Микроэкономика: Электронное учебное пособие., СПУЭФ, 2004 http://microeconomica.economicus.ru/

5) Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Том1,2. Кэмпбелл Маконнел и Стенли Брю М.: Республика 1992  


[1] Формулировка закона: Курс экономики: Учебник. – 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга- М.: ИНФРА-М. 2004. – с. 90.

[2] Соответствует понятию эластичности: Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. М.: изд. ЮНИТИ, 1996. – с. 112.

[3] Тарасевич Л., Гребенников П., Леусский А. Микроэкономика: Электронное учебное пособие., СПУЭФ, 2004 http://microeconomica.economicus.ru/