Содержание
Задание 1. 2
РЫНОК И СУБЪЕКТЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА.. 2
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЫНКА.. 2
1. Сущность рынка. Его функции. Субъекты и объекты рыночного хозяйства 2
1.1. Функции рынка. 2
1.2. Субъекты и объекты рынка. 4
2. Условия возникновения рынка. 5
3. Система рынков. Понятие конкуренции. 7
4. Роль государства в рыночной системе. 11
Задание 2. 16
Контрольные тесты. 16
Задание 3. 17
Задача 1. 17
Задача 2. 18
Список литературы.. 20
Задание 1
РЫНОК И СУБЪЕКТЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЫНКА
1. Сущность рынка. Его функции. Субъекты и объекты рыночного хозяйства
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок — это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.
Если говорить более обобщенно, то рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
1.1. Функции рынка
Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций [1, стр. 71-77]:
Регулирующая функция
Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства: падает цена — сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.
В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.
Информационная функция
Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.
Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.
Ценообразующая функция
В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.
Посредническая функция
Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.
Санирующая функция
Рыночный механизм — это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.
Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.
В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось. Одна часть предприятий разорилась в результате банкротства банков, другая — ушла в среду теневого бизнеса: многие не выдерживают конкуренции.
1.2. Субъекты и объекты рынка
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.
Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.
Рынок, как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.
2. Условия возникновения рынка
Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.
Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация — форма общественного разделения труда, как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.
В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например - автомобильные, тракторные заводы), по детальную (например - завод шарикоподшипников), технологическую — стадийную (например - прядильная фабрика).
Улучшение, совершенствование производственного профиля предметно-специализированных предприятий, развитие по детальной и технологической специализации ведут к расширению производственных связей — кооперированию. Специализация производства в ряде индустриально развитых стран в основном пошла по пути расширения по детальной и технологической специализации.
Схема специализации, т.е. набор специальностей, становится все более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда. В старину человечество владело несколькими специальностями, прежде всего охотника и земледельца. Сегодняшние же перечни специальностей включают многие тысячи профессий. Подавляющее большинство из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда. Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.
Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.
Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности, является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда, в первую очередь, предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.
В дальнейшем, обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.
Кроме того, причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
3. Система рынков. Понятие конкуренции.
Формирование рыночных цен — это процесс взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), преследующих диаметрально противоположные цели.
Как взаимоувязываются эти различные стремления экономических агентов? Каким образом при возникновении дефицита или напротив, избытка товаров эти перекосы сравнительно быстро устраняются? Кто стимулирует действия миллионов производителей и покупателей, принуждая расширять производство одних благ и сокращать предложение других?
Эту постоянную работу выполняет механизм цен и конкуренции. При этом цена способна выполнять свою функцию регулятора денежных и товарных потоков лишь при наличии конкурентной борьбы участников хозяйственной (экономической) деятельности. Конкуренция во многом направляет действия «невидимой руки», о которой писал Смит.
Конкуренция (от лат. concurrere — сталкиваться) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Конкуренция — экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Конкуренция — состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства.
Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене.
Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлен то на рынке определенною порядка, гарантирующего производство достаточною количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции, стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает, как важное средство развития производства, и существует в различных формах.
Экономическое значение конкуренции огромно. Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин роста эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершенствовать технологию производства.
Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом зависит от количества фирм и потребителей); во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа на рынок и выхода с него (прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур).
В западной экономической литературе различают несколько видов конкуренции, или так называемых форм рыночных структур.
Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:
• существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;
• доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении иены не отражается на цене рыночного равновесия;
• вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;
• нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.
Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.
Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежи тот вид ее, который весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов, — это так называемая монополистическая конкуренция.
Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него, обычно не связан с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.
Противоположностью конкуренции служит монополия (от греч. monos — один и poleo — продаю). В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы. Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией (от греч. monos — один и opsonia — закупка).
В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В не которых отраслях встречается своеобразная двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции выступает один продавец и один покупатель (например, в области военного производства: заказчик — государство, поставщик — единственная фирма).
Чистая монополия и чистая монопсония — сравнительно редкие явления. Гораздо чаше в ряде отраслей в странах с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия (от греч. oligos — немногий и poleo - продаю). Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.
Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необходимости защиты конкурентной среды государственными средствами [3, стр. 46]. Основная цель применения этих средств состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не допустить, чтобы одни из них подавили другие и тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конкуренции.
Для формирования конкурентных рынков необходима соответствующая институциональная среда эффективная работа финансово и кредитной системы, защита национальных производителей.
4. Роль государства в рыночной системе.
Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.
В этом свете термин регулируемая рыночная экономика обладает выраженной избыточностью, таким образом, подобная экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета регулируемая не лишена смысла, если мы подчёркиваем, что экономика в значительной степени регулируется со стороны государства.
Роль регулирующего центра может выполнить только государство институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономики максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращают эту задачу в вечную проблему.
Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимое для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие для надёжной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, контроле за соблюдением. Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органичному встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.
С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определённым образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения .
Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства государства. К ним относится проблема справедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответствующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане. Государство необходимо для обеспечения права на труд тех, кто может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.
В литературе выделяют следующие экономические функции государства [4]:
· создание, сохранение и совершенствование системы социально-экономических отношений;
· составление прогнозов развития своей социально-экономической системы на перспективу;
· регулирование процессов использования производительной силы природы и охрана окружающей человека среды;
· управление демографическими процессами, обеспечивающими рациональное, научно обоснованное воспроизводство производительной силы человека;
· ориентация производства на конечные результаты, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;
· разработка целевых комплексных программ экономического развития;
· повышение роли трудовых коллективов, каждого работника в управлении экономическими и социальными процессами;
· согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений, преодоление между ними противоречий;
· формирование и регулирование системы стимулирования производственно-экономической деятельности;
· регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;
· регулирование процессов по включению страны в международную экономическую интеграцию.
Известны следующие направления государственного вмешательства в экономику: микро-, макро- и интеррегулирование.
Основными инструментами микрорегулирования выступают налогообложение, ускоренная амортизация, воздействие на цены, антимонопольное регулирование. Например, в соответствии с антимонопольной политикой определяются монополии, регулируются процессы образования монополистических объединений, уголовно-правовые санкции против виновных лиц. В практике государств с развитой рыночной экономикой антимонопольное регулирование реализуется следующим образом. Чтобы ограничить рост масштабов производства и продаж, фирмы законодательно лимитируют размеры ее рыночной квоты. В странах Европейского союза, чтобы уменьшить число слияний и поглощений одной фирмы другой, практикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм. Что же касается налогов, то они тоже используются для стимулирования или сдерживания развития предприятий. Льготное налогообложение дает возможность возмещать издержки при низких рыночных ценах. Наиболее распространены следующие виды итоговых льгот: необлагаемый минимум дохода, налоговые скидки, полное освобождение от уплаты некоторых налогов, снижение налоговых ставок.
Макрорегулирующими инструментами являются финансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономики; программирование и прогнозирование экономики, фискальная и денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика, государственное предпринимательство.
Интеррегулирование включает в себя торговую политику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внешней торговли и т.д.
Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денежных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воздействовать на поведение частных фирм, предприятий. Прямое вмешательство выражается в том, что государство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Прямое вмешательство государства — это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.
Косвенное вмешательство государства осуществляется по следующим направлениям:
· стимулирование капиталовложений;
· обеспечение наиболее полной занятости;
· стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;
· воздействие на общий уровень цен в целях их стабилизации;
· поддержка устойчивого экономического роста;
· перераспределение доходов.
Для проведения косвенного вмешательства государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике.
Задание 2
Контрольные тесты
Тест 1. Закон предложения товара утверждает, что:
Г) при прочих равных условиях рост цены на товар вызовет увеличение объема предложения товара[1]
Тест 2. Если уменьшение цены на 5% приводит к снижению объема предложения товара на 8%, то данное предложение:
В) Эластично[2]
Тест 3. Если номинальная процентная ставка на рынке капитала составляет 10%, а темп инфляции 4% в год, то реальная ставка процента составит:
Б) 6%, т.к., по формуле Фишера, номинальная и реальная ставки процента связаны: rn = rr + ie, где rr – реальная ставка, ie – инфляция, взятая как прирост[3].
Задание 3
Задача 1 В таблице 1 представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке кофе. Проанализировав данные таблицы:
а) Изобразите кривую спроса D и кривую предложения S по данным таблицы, обозначив цену на вертикальной оси, а объем спроса на горизонтальной;
б) если рыночная цена на банку кофе составляет 8 у.е., укажите, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объем (млн банок/год)?
в) если рыночная цена на банку кофе составляет 32 у.е., укажите, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объем (млн банок/год)?
г) укажите, какова равновесная цена на рынке кофе (у.е.).
Таблица 1
Цена одной банки кофе, у.е. |
8 |
16 |
24 |
32 |
40 |
Объем спроса, млн б/год |
70 |
60 |
50 |
40 |
30 |
Объем предложения, млн б/год |
10 |
30 |
50 |
70 |
90 |
Решение:
а) Изобразить кривую спроса D и предложения S по данным таблицы:
б) Если рыночная цена на банку кофе составит 8 у.е., то для данного рынка характерен дефицит кофе, который составляет 70 – 10 = 60 млн банок
в) Если рыночная цена на банку кофе составит 32 у.е., то для рынка характерны излишки кофе, равные 70 – 40 = 30 млн банок
г) Равновесная цена на кофе (цена, при которой D=S) составляет 24 у.е. за банку.
Вывод: равновесная цена (та цена, при которой спрос равен предложению) на рынке кофе – 24 у.е. за банку. Если цена на банку кофе будет выше равновесной, то на рынке будут излишки кофе, если ниже – дефицит.
Задача 2
Допустим, фирма полностью монополизировала производство товара А.
Следующая информация отражает положение фирмы:
Предельный доход = 1000 – 20Q
Общий доход = 1000Q – 10Q
Предельные издержки = 100 + 10Q
Где Q – объем выпуска товара А, P – цена товара А.
Сколько товара будет продано и по какой цене, если фирма функционирует как простая монополия?
При решении задачи следует использовать формулы:
а) характеризующие условия максимизации прибыли 1-й фирмы при несовершенной конкуренции
MR=MC
Где MR – предельный доход, MC – предельные издержки
б) характеризующие общий доход фирмы
TR= P*Q
Решение:
MR = 1000 – 20Q
TR = 1000Q – 10Q
MC = 100 + 10Q
Где MR – предельный доход, MC – предельные издержки, TR – общий доход, Q – объем выпуска товара А, P – цена товара А.
Сколько товара (Q) и по какой цене (P) будет продано, если фирма функционирует, как простая монополия (MR=MC, TR=P*Q)?
MR=MC
1000 – 20Q = 100 + 10Q
30Q=900
Q=30 ед.
TR= P*Q = 1000Q – 10Q
P = 1000 – 10Q
P = 1000 – 10*30
P = 700 ден. ед.
Ответ: будет продано 30 единиц товара по цене 700 ден. ед.
Список литературы
1) Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. "Микроэкономика", Экономическая школа, 2003
2) Курс экономики: Учебник. – 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга- М.: ИНФРА-М. 2004.
3) Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. М.: изд. ЮНИТИ, 1996
4) Тарасевич Л., Гребенников П., Леусский А. Микроэкономика: Электронное учебное пособие., СПУЭФ, 2004 http://microeconomica.economicus.ru/
5) Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Том1,2. Кэмпбелл Маконнел и Стенли Брю М.: Республика 1992
[1] Формулировка закона: Курс экономики: Учебник. – 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга- М.: ИНФРА-М. 2004. – с. 90.
[2] Соответствует понятию эластичности: Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. М.: изд. ЮНИТИ, 1996. – с. 112.
[3] Тарасевич Л., Гребенников П., Леусский А. Микроэкономика: Электронное учебное пособие., СПУЭФ, 2004 http://microeconomica.economicus.ru/