№ заказа

№111.2

Вариант, тема

№5 конституционные права и обязанности граждан

Дисциплина

правоведение

Исполнитель

Лещенко Н.А.

 Содержание

Введение. 3

Глава 1: Структура конституционного статуса личности. 5

Глава 2: Классификация конституционных прав и свобод. 7

2.1. Личные права и свободы.. 7

2.1. Политические права и свободы граждан. 10

2.3.Социально-экономические права. 11

2.4. Культурные права и свободы. 13

Глава 3: Конституционные обязанности. 15

Заключение. 17

Библиография: 18

Введение

Правовой статус личности включает сово­купность прав и свобод человека и гражданина, отраженных в нор­мах всех отраслей действующего права.

Нормы конституционного права составляют всего лишь одну, хотя и основополагающую отрасль законодательства. Поэтому конституционное право выполняет специфическую роль в закреплении правового статуса человека и гражданина. Оно закрепляет основы правового статуса личности, определяющие ее положение в государстве и обществе, тогда как другие отрасли права фиксируют права и обязанности в определенных сферах жизни: имущественной, трудовой, семейной и т. п.

Конституционный статус – это основные права, свободы и обязанности личности, закрепленные в Конституции РФ.

Конституционный статус включает в себя относительно небольшую, но самую важную часть всех прав и свобод.

Причины, по которым одни права и свободы закрепляются в Конституции, другие — в текущем законодательстве, не произ­вольны.

Можно выделить следующие причины, от которых зависит выбор того или иного уровня правовых актов для закрепления прав и свобод.

1. Значимость данного права и данной конституционной свобо­ды для человека и общества.

В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жиз­ненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для конкретного человека, так и в целом для общества, для государст­ва. То есть основные права и свободы.

2.Изначальный или производный характер принадлежности человеку данного права и данной свободы. Статья 17 Конституции устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуж­даемы и принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и свободы закрепляются конституционно.[1]

 3.Особые юридические свойства основных прав и свобод, спе­цифика их реализации. Которое выражается в следующем:

а) основные права и свободы не имеют ограничений по кругу субъектов: они принадлежат либо каждому человеку, либо каждому гражданину. Иные права и свободы, перечисленные, в частности, в федеральных законах, нередко имеют конкретный круг субъектов: военнослужащих, судей, депутатов представительных органов и т.д.;

б) основные права и свободы имеют учредительный характер, их система составляет основу правового статуса личности.

в) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Основные права и свободы гражданина неразрывно связаны с наличием у индивида гражданства Российской Федерации, утрата гражданства автоматически влечет и утрату личностью основных прав и свобод гражданина;

г) реализация основных прав и свобод человека и гражданина не связана с участием индивида в конкретном правоотношении. Они существуют постоянно, неизменно присутствуют в каждом правоотношении. Иные права и свободы нередко обусловлены участием лица в том или ином правоотношении и даже возникают вследствие такого участия. Например, право одного лица требовать от другого лица оплаты проданной вещи (товара) возникает только в случае заключения между ними договора купли-продажи. Нет данного договора нет и соответствующих прав;

д) основные права и свободы охватывают важнейшие отношения, связанные как с индивидуальной, частной жизнью лица, так и с жизнедеятельностью гражданского общества в политической, социальной, экономической, культурной сферах. [2]

Таким образом, конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина — это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих слу­чаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности1.

Цель написания данной работы- раскрыть закрепленные в Конституции Российской Федерации конституционные права, свободы и обязанности сторон. Достижение данной цели возможно через освещение следующих вопросов: необходимо раскрыть структуру конституционного статуса личности, проанализировать классификацию конституционных прав и свобод, осветить конституционные обязанности.

Глава 1: Структура конституционного статуса личности.

В структуре конституционного статуса личности выделяют три элемента:

Конституционные права – это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на обращение в государственные органы и др.). Так, осуществить свое право на жилище без участия других субъектов права человек не может.

Конституционные свободы – это такие правомочия индивида, которые он может реализовывать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностными лицами и другими субъектами права (право на жизнь, на достоинство, на свободу передвижения, слова, мысли, вероисповедания и т. п.). Реализация индивидом свобод, ему принадлежащих, предполагает лишь невмешательство со стороны других.

Конституционные обязанности – это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность платить налоги, сохранять окружающую среду, защищать Отечество). Обязанность в принципе не предлагает возможность выбора, но, однако, границы выбора, хотя и узкие, все же есть.

Отличие конституционных прав, свобод от обязанностей носит принципиальный характер, за неисполнение обязанностей могут быть применены санкции, нежелание же использовать принадлежащие индивиду права и свободы не преследуется по закону.

Гарантии конституционного статуса личности. Гарантии – это те условия и средства, с помощью которых обеспечиваются реализация и защита основных прав и свобод граждан.

Обязанность гарантировать основные права и свободы возлагается, согласно ст. 45, на государство и всю систему государственных органов. Этот общий принцип детализируется в других статьях Конституции. Так, ст. 80 закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина Федеральное собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляет их гарантии посредством законодательной деятельности. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации. В этом же направлении работают Правительство, органы местного самоуправления и общественные объединения. Сам человек, наконец, вправе защищать свои права и обязанности всеми способами, не запрещенными законом, вплоть до обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (Европейскую комиссию и Европейский суд по правам человека в Страсбурге), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46). Особая роль в деле защиты прав и свобод личности принадлежит правоохранительным органам и прежде всего судебным органам.

Различают социально-экономические, политические и юридические гарантии. Первые две разновидности гарантий еще называют общими гарантиями.

Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние. К их числу относятся социальная стабильность, развивающаяся экономика, обеспечение занятости людей, увеличение рабочих мест, повышение платежеспособности населения, снижение налогов, создание разветвленных транспортных, информационных систем и т. п.

Политические гарантии будут налицо, когда граждане смогут в той или иной мере участвовать в управлении государством, когда политические структуры будут устойчивы и будут способны содействовать достижению гражданского согласия, когда в обществе будет достигнут необходимый уровень политической культуры

Юридические гарантии – это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина (качественное, детализированное и беспробельное законодательство, разработка механизма осуществления своих прав, применение мер юридической ответственности при жестком соблюдении процессуальных норм и др.).[3]

Глава 2: Классификация конституционных прав и свобод.

В Конституции Российской Федерации конституционному статусу целиком посвящена вторая глава, которая состоит из 48 статей. Расположены они в определенной системе, отражающей специфику характера прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. На первое место выдвинуты личные, или гражданские, права и свободы. Для того чтобы человек активно и плодотворно проявил себя в экономической или политической сфере, прежде всего ему необходимо найти себя как личность, осознать свое достоинство, самостоятельность и ответственность за то, что он является одним из участников общественной жизни. На втором месте стоят права политические. Именно они отражают положение человека в обществе и показывают, что он является отнюдь не винтиком в общественном механизме, а полноправным субъектом, участвующим в управлении делами государства. Экономические права занимают третье место и касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых. Выделяются также социальные права граждан, позволяющие человеку проявить себя не только участникам экономических отношений, но и полноправным субъектам во всем многообразии социальных связей и потребностей (например, право на материнство и детство). И, наконец, можно особо выделить культурные права граждан, позволяющие человеку осознать себя частицей не только прошлого (право на доступ к культурным ценностям), но и будущего (свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества).

2.1. Личные права и свободы

Личные права и свободы открывают главу Конституции Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Они закрепляются в статьях 19-29, их перечень значительно расширен по сравнению с предыдущими основными законами страны.

Личные права и свободы весьма разнообразны, однако их характеризуют некоторые общие особенности:

а) личные права и свободы принадлежат любому индивиду вне зависимости от наличия гражданства Российской Федерации. Это права и свободы человека. Единственное исключение предусмотрено статьей 27 Конституции (часть 2): если свободно выезжать за пределы Российской Федерации имеет право каждый, то правом беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию наделены только ее граждане;

 б) личные права и свободы естественны, то есть вытекают из факта существования человека как такового. В частности, любой человек обладает правом на жизнь исключительно в силу своего рождения, человеческой сущности, но никак не в силу того, что правом на жизнь его наделило государство. Задача государства - охранять это право от посягательств;

 в) личные права и свободы «неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации).

 Важнейшее личное право человека-право на жизнь, оно предопределяющее все остальные права, налагает на государство ряд серьезных обязанностей: а) отказ от войн и боевых действий как средства разрешения международных и внутренних противоречий; ограничение участия граждан в вооруженных конфликтах; б) проведение миролюбивой внешней политики, направленной на разоружение, прекращение производства оружия массового поражения; в) эффективная борьба с преступностью, терроризмом. В данном направлении приняты самые разнообразные нормативные правовые акты, однако экономическая нестабильность, слабая техническая оснащенность правоохранительных органов, недостаток квалифицированных кадров в них и прочие факторы не позволяют в должной мере воплотить эти правовые акты в реальность; г) борьба с производственным травматизмом, обеспечение пожарной, технологической безопасности, безопасности на транспорте;

 Право на охрану государством достоинства личности. Указанное право означает особую обязанность государства по отношению к человеку как высшей ценности. Ничто, то есть никакие иные ценности, цели, интересы, не может служить основанием для умаления человеческого достоинства. Каждый, независимо от уровня своего образования, социального положения, интеллектуального потенциала и прочих индивидуальных особенностей, имеет право на уважительное отношение к себе со стороны окружающих. Гарантом этого уважительного отношения и выступает государство. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на свободу означает возможность совершать любые правомерные действия. Соответственно, лишение свободы в самом широком его смысле (вид уголовного наказания, административный арест, содержание под стражей в качестве меры пресечения и т. д.) не дает индивиду возможности действовать по собственному усмотрению.

 Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Публичная власть не может быть абсолютной. Существует определенная сфера, вторжение, вмешательство в которую является недопустимым ни для кого. Речь идет о частной жизни человека. Правовое государство не только не вмешивается в эту жизнь, но и охраняет ее от чьего-либо незаконного посягательства.

 Неприкосновенность жилища. Конституция Российской Федерации подвергает особой правовой охране жилище. Оно как бы признается составляющим частной жизни лица. Причем под жилищем подразумевается не только жилое помещение, в котором лицо проживает постоянно, но и места его временного проживания (номер в гостинице, комната в общежитии и т.д.). Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Право определять и указывать свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком, выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества. Закрепление этого права в Конституции (ст. 26) вытекает из принципа равенства прав и свобод человека независимо от национальности. Таким образом, принадлежность лица к той или иной этнической общности утрачивает какое-либо государственно-правовое значение, переходит в сферу сугубо личных интересов индивида.

 Право на свободу передвижения. Конституция Российской Федерации (ст. 27) гарантирует свободу передвижения как в пределах, так и за пределами государства, но с важнейшими правовыми особенностями. Внутри страны право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства имеет каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации. Словосочетание «законно находится» относится только к иностранным гражданам и лицам без гражданства, ибо для них установлен особый порядок въезда на территорию России. Российские граждане могут свободно выезжать за пределы федерации и беспрепятственно возвращаться обратно.

Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации может быть ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Свобода совести, свобода вероисповедания. Каждый человек вправе исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

 Впервые особое правовое закрепление получила тайна исповеди. Отныне она охраняется законом.

Свобода мысли и слова. Свобода мысли не поддается контролю вообще. Никакие современные достижения науки и техники (например, детектор лжи) не способны дать полного представления о внутреннем мире человека. Конституция России, международно-правовые акты закрепляют также возможность свободного выражения мысли - свободу слова. Однако здесь существует важное ограничение: не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. способом. Конституция предусматривает в данной сфере лишь одно ограничение - в отношении сведений, составляющих государственную тайну.

 Важной гарантией реализации права на информацию выступают свобода массовой информации, (массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы) запрет цензуры. Цензура - требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.) Вместе с тем цензура может вводиться как временная мера при режиме военного или чрезвычайного положения.

 2.1. Политические права и свободы граждан

Политические права и свободы граждан, как и личные, признаются, соблюдаются и защищаются государством. Однако они имеют четкую юридическую специфику:

а) это права в сфере политики, неразрывно связанные с осуществлением в стране государственной власти; б) поскольку в осуществлении государственной власти в Российской Федерации могут участвовать лишь ее граждане (в противном случае Россия не была бы суверенным государством), политические права и свободы - это права граждан России. в) поскольку политические права и свободы связаны с сознательным участием гражданина в политических отношениях, обладание этими правами обусловлено наступлением определенного возраста.

Конституция Российской Федерации закрепляет следующие основные политические права и свободы граждан.

Право на объединение. Порядок реализации данного права регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», Федеральным законом от 12 января 1996 г. 2О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и другими нормативными правовыми актами.

 Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Митинги, собрания, демонстрации, шествия и пикетирование - важные элементы непосредственной демократии, позволяющие гражданам в свободной обстановке выразить свое мнение по самым различным проблемам общественной жизни. Осуществление гражданами права, закрепленного ст. 31 Конституции России, не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Высшей непосредственной формой участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства являются право на участие в референдуме и право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

 Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения, жалобы граждан - важное средство защиты прав граждан, олицетворение их общественно-политической активности, способ укрепления связей граждан с их представителями в органах государственной власти и местного самоуправления.

2.3.Социально-экономические права и свободы.

Эта группа конституционных прав и свобод человека и гражданина принципиально отличается от личных и политических прав и свобод. Конституция Российской Федерации 1993 года, принятая в период проведения глубоких преобразований в стране, значительно расширила перечень социально- экономических, конкретизировала содержание.

Можно обозначить следующие общие особенности этой группы конституционных прав и свобод: а) как правило, это права и свободы человека - они принадлежат каждому человеку в равной степени; б) Конституция, напрочь отрицая прежнюю «уравниловку», поощряет инициативу человека, его стремление улучшить свое материальное благосостояние. Это выражается в свободе (на основе закона) предпринимательской деятельности, выбора рода деятельности и профессии, охране частной собственности, поощрении жилищного строительства и т.д.; в) Конституция гарантирует социально-экономические права и свободы людям, которые в силу различных причин самостоятельно не могут обеспечить достаточно высокий уровень жизни. Речь идет об установлении государством минимального размера оплаты труда, гарантиях социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, предоставлении бесплатного или доступного по цене жилья из государственного, муниципального и других жилищных фондов для малоимущих граждан;[4]

 Экономические права и свободы в своей основе связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Право на предпринимательскую деятельность. В советские времена предпринимательская деятельность была запрещена, и лишь в настоящее время Конституция установила возможность свободно использовать свои способности и имущество в целях регулярного получения прибыли (именно такая деятельность, согласно ГК РФ, и называется предпринимательской)

Право на частную собственность. Это новое для нас право. Ранее за гражданином признавалось лишь право на личную собственность, т. е. собственность на вещи, приобретенные на трудовые доходы и используемые для домашнего обихода и личного потребления (дом, подсобное домашнее хозяйство, мебель и т. п.) Сегодня все ограничения по объектам собственности и по возможностям использования имущества отменены.

Право частной собственности лежит в основе предпринимательской деятельности и предполагает право индивида использовать свое имущество для любых, не запрещенные законом целей., например, для создания юридического лица. Как правило, имущество юридического лица является его собственностью, а, значит, также относится к частной форме собственности.

Право иметь в частной собственности землю и иные природные ресурсы специально оговорено в Конституции. Статья 36 не устанавливает каких-либо предварительных условий для его осуществления. Учитывая важность данного права для граждан, Конституция не допускает установления каких-либо условий для его возникновения, например условий его сельскохозяйственного использования. Другое дело, что последующее использование земли должно соответствовать ее категории и целевому назначению. Так, не допускается строительство промышленных предприятий на землях сельскохозяйственного назначения.

Возможности собственника земли и других природных ресурсов не безграничны. Статья 36 предусматривает два существенных условия, хотя и не ущемляющих хозяйственной свободы собственников земли, но в различных рамках ограничивающих их деятельность: они не должны наносить ущерб окружающей среде и нарушать правами законные интересы иных лиц,

 Социальные права. Эти права сформировались позже других – в течение XX века – и, как правило, затрагивают область наемного труда. К ним можно причислить следующие.

Право на труд. Это довольно-многогранное право, включающее несколько элементов, к числу которых относятся: а) право свободно распоряжаться своими способностями «к труду, выбирать род деятельности и профессию Здесь речь идет главным образом о реализации права на труд по найму, т. е на работу, выполняемую на основании трудового договора между работником и предприятием. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, из УК РФ исключена статья об ответственности за так называемое тунеядство. Принудительный труд запрещен;

б) право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

в) право получать вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда,

г) право на защиту от безработицы (бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве Федеральной службы занятости России, бесплатное обучение новой профессии, получение пособия по безработице и др.),

д) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

Право на отдых. Это право тесно связано с правом на труд. Право на отдых позволяет работнику восстановить затраченные в труде усилия и сохранить здоровье, которое является социальной ценностью. Кроме того, здесь большую роль играет и деятельность самого работника, который должен рационально и грамотно использовать время отдыха и совершенствовать свои физические, интеллектуальные, организаторские и деловые качества Функции же государства в этой сфере заключаются в установлении в законодательстве разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Право на материнство и детство. По существу, в данной статье сформировано два права, но одно касается родителей, а другое – детей. Обеспечивается это право развитой системой гарантий, предусмотренных в федеральном законодательстве, пособия, денежные и другие выплаты, связанные с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и др. Конституция определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание возлагаются на обоих родителей, но и трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Право на социальное обеспечение. Оно возникает при достижении определенного возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения детей и др. Формы осуществления данного права разнообразны: получение пособий, пенсий, добровольное социальное страхование и др.

Право на жилище. Это одно из фундаментальных прав. Это право может быть сведено к трем юридическим возможностям:

а) стабильное постоянное пользование жилым помещением;

б) улучшение жилищных условий;

в) обеспечение здоровой жилой среды, достойной цивилизованного человека.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Медицинская помощь включает профилактическую, лечебную, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности. Помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно за счет средств госбюджета.

Право на образование. Под этим правом понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Образование у нас общедоступно, бесплатно (дошкольное, основное общешкольное и среднее Бесплатно, но на конкурсной основе и высшее образование. В настоящее время параллельно развивается сеть платных учебных заведений (частные школы, колледжи, университеты, институты, академии). Помимо этого образование может иметь форму семейного самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения образования в рамках общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые государственные образовательные стандарты.

2.4. Культурные права и свободы.

 Культурные права и свободы связаны с доступом гражданина к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом.

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавании. Государство не вмешивается в творческую деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости, порнографии, национальной, религиозной исключительности и нетерпимости. Право человека заниматься творчеством может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Творческий работник имеет исключительное право на результаты своей деятельности, которое защищается государством.

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Это право обеспечивается доступностью учреждений культуры (библиотек, музеев, архивов, концертных залов, театров, картинных галереей и т. п.). В этом отношении важное значение имеет рациональное размещение этих учреждений, с тем чтобы они были удобными и доступными. Посещение некоторых культурных учреждений бесплатно (библиотеки, архивы и др.), а в других устанавливаются доступные цены на билет, предусматриваются льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, пенсионеров и инвалидов, военнослужащих срочной службы.

Глава 3: Конституционные обязанности.

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.

Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытека­ют из принадлежности лица к гражданству государства, другие — не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого.

Обязанности фиксируются в различных формах, в том- числе неправовых. Так, обязанности членов различных общественных объединений определяются в их уставах; многие обязанности за­крепляются правилами внутреннего распорядка (в вузах, учреж­дениях и т.п.). Значительная их часть устанавливается правовыми нормами, причем всех без исключения отраслей права — в сфере отношений, составляющих предмет отрасли.

Конституционно-правовое регулирование в целом тоже связано с закреплением обязанностей лица. Но в отличие от других отрас­лей конституционное право выполняет здесь двоякую роль.

Подобно всем отраслям права, оно закрепляет круг обязаннос­тей лица как субъекта конституционно-правовых отношений -обязанности лица как избирателя, как депутата, как члена различ­ных органов государственной власти и органов местного самоуправления, как обладателя многих других конституционно-право­вых статусов. Закреплении обязанностей человека и гражданина и специфическую, роль. Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина, кото­рые; 1) имеют всеобщий характер, 2) не зависят- от конкретного правового статуса лица, 3) закрепляются на высшем, конституци­онном уровне,

В конституционно закрепленных основных обязанностях вы­ражены наиболее важные требования — ответственности личнос­ти перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным ин­тересам, активного включения его в охрану этих интересов.

Соблюдение основных обязанностей обеспечивается всеми мера­ми правового и общественного воздействия. Ответственность за их несоблюдение зависит от характера нарушения, сферы отношений, к которым оно принадлежит.

Таким образом, основные обязанности — это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого иного лица, проживающего в, Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов. Эта обязанность, граждан Российской Федерации зафиксирована в главе об основах ее кон­ституционного строя (ст. 15). Обязанность- соблюдать Конституцию и законы универсальна, распространяется на всех субъектов правоотношений. Конкретно, как обязанность человека и гражданина, она выражается в необхо­димости у него стойких установок на правомерное поведение во всех сферах жизни и деятельности. Однако обязанность соблюдать Конституцию и законы Россий­ской Федерации не ограничивается требованием не нарушать их предписаний. Соблюдение Конституции и законов предусматривает и пози­тивный аспект — своей деятельностью, образом жизни человек (гражданин) должен содействовать практической реализации принципов Конституции, положений законодательства.

Конституционно, закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Данная обязанность каждого человека и гражданина в консти­туциях советского типа не закреплялась. Обязанность граждан платить налоги была конституционно за­ креплена впервые с переходом страны к рыночной экономике. И это вполне закономерно. Развитие частной собственности, свобода предпринимательства, значительное сокращение сферы государ­ственной собственности связаны с новыми подходами к налоговой системе. Число налогообязанных субъектов меняется качествен­но, расширяются и виды налогообложения.       

В условиях, когда существуют свобода предпринимательства, многообразные формы экономической деятельности, различные не контролируемые и не учитываемые государством источники доходов, уплата налогов уже связана с инициативой человека, обя­занного сообщать о своих доходах в налоговые службы, заполнять декларации о доходов. От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависят выполнение государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охрана его суверените­та, обороноспособность, в чем кровно заинтересован и каждый гражданин.

Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окру­жающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции). Природа как внешняя среда обитания человека в век научно-технического прогресса требует особых мер охраны государством и обществом. Но в ней должен участвовать и каждый человек — главный «потребитель» природы.

Действует ряд законов об охране природы, атмосферного воз­духа, животного мира. Многие нормы этих законов определяют поведение граждан при использовании природных богатств. Обя­занностью гражданина является соблюдение установленных пра­вил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц. Введена или повышена плата за пользование природными ресурсами.

В ст. 59 Конституции РФ закреплено, что защита Отечества является долгом, и обязанностью гражданина Российской Феде­рации. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О во­инской обязанности и военной службе» определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и др.                                                              

Конституция РФ закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы (ч. 3 ст. 59).

Заключение

Таким образом, рассмотрев провозглашенные Конституции Российской Федерации конституционные права, свободы и обязанности граждан можно сделать следующий вывод:

В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для конкретного человека, так и в целом для общества, для государства.

Для человека они являются условием достойного и свободного его существования, естественным правом на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого человек состоит; экономической и социальной предпосылкой для удовлетворения его жизненно насущных материальных и духовных потребностей.

Для государства, для общества значимость конституционного закрепленных прав и свобод выражается в том, что именно реализация этих прав и свобод означает претворение в жизнь сущностных свойств государства как демократического и правового.

Само существование государства, общества обеспечивается совокупностью деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности- политической, экономической, духовной.

Поэтому основные права и свободы не только признаются государством именно в Конституции, но и защищаются им как необходимое условие его существования. Вместе с тем, перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Однако одного лишь правового, пусть даже конституционного закрепления, основных прав и свобод человека и гражданина крайне недостаточно. Важно установить действенные механизмы защиты прав и свобод, и прежде всего на государственном уровне.

Библиография:

1.      Конституция РФ.

2.      Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации, под ред. В.В.Лазарева, М.2003г.

3.      Комментарий к Конституции Российской Федерации, под ред. Карповича В.Д. М., 2002 г.

4.      Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации, под ред. Окунькова Л.А. - М.: Издательство БЕК, 1994 г.

5.      Иванова В.И. Курс лекции «Конституционное право России», М.2003г.

6.      Т. В. Кашанина, А.В. Кашанина «Основы российского права», М.2003г.

7.      Е.И. Кутафин, О.Е. Козлова «Конституционное право России», М.2003г.


[1] Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России», М.2003г. С.255

[2] Иванова В.И. Курс лекции «Конституционное право России», М.2003г.

[3] Т.В. Кашанина, А.В. Кашанина «Основы российского права», М.2003г. С.135

[4] Иванова В.И. Курс лекции «Конституционное право России», М.2003г.