ПЛАН

Введение..................................................................................................... 3

1. Рынок и субъекты рыночного хозяйства............................. 4

1.1. Определение рынка и его состав........................................................... 4

1.2. Субъекты рыночного хозяйства........................................................... 6

1.3. Система рынков..................................................................................... 7

2. Условия возникновения рынка............................................... 11

Заключение............................................................................................. 15

Контрольные тесты............................................................................ 16

Задачи........................................................................................................ 18

Список литературы............................................................................. 21

Введение

 

В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок, который прошел длительный путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет, от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением. Весь исторический опыт развития человечества свидетельствует о том, что рыночный механизм — это великое детище цивилизации, которое можно сравнить с открытием огня, металла, электроники, программирования, генной инженерии и т. п. В отличие от других научных и технических открытий, рынок есть творение коллективного человеческого гения.

На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому «административно-командная система», охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. В настоящее время Россия вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночной экономике.

Переход России от закрытой системы экономики к рыночной экономике обуславливает актуальность данной темы.

1. Рынок и субъекты рыночного хозяйства

1.1. Определение рынка и его состав

В современной экономической литературе можно встретить самые различные определения рынка, т. к. рынок всегда интересовал экономистов, таких выдающихся, как Ж. Б. Сей, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. Кейнс, П. Самуэльсон и других.

Первое и самое обыденное определение утверждало, что рынок — это площадь, публичное место купли-продажи товаров, т. е. благ и услуг. Предпринимались попытки ввести в понятие рынка фактор ценообразования. Так, А. Маршалл определяет рынок как всякий район, во всех пунктах которого в один и тот же момент платят за одни и те же товары одинаковую цену.

Английский экономист XIX в. У Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Современный американский экономист Ф. Котляр характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей. Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Контакт может осуществляться прямо, либо через индивидуальных посредников или организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии A. Хайек определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов. Позднее в понятие рынка ввели отношения между покупателями и продавцами и отношение спроса и предложения. В связи с этим появились определения:

* рынок — это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. При этом не обязательно быть собственником покупаемого или продаваемого товара;

* рынок — это система отношений между спросом и предложением;

* рынок — это совокупность отношений товарного обмена;

* рынок — это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров.

Итак, обобщая, имеющуюся информация, характеристику рынка можно свести к следующему определению:

Рынок — это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг.

Рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ, между которыми происходит обмен товаров и услуг, по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. В ходе обмена происходят своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовые технологии и высококачественные ресурсы.

Современный рынок — это рынок новинок, ибо новизна стала важнейшим свойством товаров и услуг, делающих их конкурентоспособными. Новыми считаются товары и услуги, не имеющие аналогов, а также улучшенные варианты или модификации существующих. Рынок интересуют любые новшества: в конкуренции, обеспечивающие более высокую производительность, надежность долговечность; в дизайне, делающем продукцию удобной и эстетичной; в системе управления (менеджменте), повышающие рентабельность производства. Для современного рынка характерно стирание национальных границ, формирование мировых рынков товаров, услуг, технологии, информации, рабочей силы, капиталов и валют.

В любой форме организации хозяйства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечно потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники бумаг и т.д.

1.2. Субъекты рыночного хозяйства

Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы:

- домашние хозяйства;

- предпринимательство (бизнес);

- государство (правительство).

Домашнее хозяйство - основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками рабочей силы и других факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и другие деньги расходуются на удовлетворение личных потребностей (а не для наращивания прибыли).

Предпринимательство - это экономические единицы (фирмы), функционирующие с целью получения дохода (прибыли). Бизнес предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала. Доход от этого капитала расходуется не на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес обеспечивает поступление товаров и услуг на рынки товаров и услуг.

Государство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а осуществляют функции государственного регулирования экономики, социальной политики и внешнеэкономической деятельности.

Один и тот же человек может быть в составе и домашнего хозяйства, и бизнеса, и правительственного учреждения.

Например, работая по найму государственным служащим, вы являетесь представителем государства; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, вы представляете бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, вы являетесь членом домашнего хозяйства.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступают не только произведенная продукция, но и факторы производства (труд, земля и капитал); услуги и даже духовные ценности. В качестве денег — все финансовые средства.

1.3. Система рынков

Сейчас в высокоразвитых странах реально существует система рынков – единая совокупность множества рынков функционального назначения   (рис. 1)[1].

Исторически первоначально возник рынок товаров и услуг. Это товарные биржи, множество других форм оптовой и розничной торговли, маркетинга и маркетинговых организаций. Характерным признаком этого рынка является то, что цены на нем фактически формируются после производства товара.

 

Рис. 1. Система рынков

По мере созревания объективных экономических условий от рынка товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Объектами купли-продажи на этом рынке являются земля, рабочая сила и средства производства.

На рынке земли огромную роль играет географический фактор и ограниченность самих земель. В силу этого в каждой стране рынок земли носит сугубо специфический характер. Он глубоко национален, исторически традиционен.

Рынок рабочей силы организуется в форме биржи труда, где непосредственно формируется сложная инфраструктура, позволяющая сводить вместе работодателей и наемных рабочих, продающих свою рабочую силу.

Рынок средств производства отличается двумя особенностями[2]:

- спрос на капитальные средства покупатели всегда связывают с той прибылью, которую им могли бы принести ценные бумаги;

- высокая неоднородность и исключительное разнообразие товаров. На рынке товаров и услуг разнообразие еще больше, но здесь каждый товар (или группа товаров) имеет свой рынок, что отсекает его от остальной массы, позволяя учитывать все его специфические особенности. Рынок же средств производства такими возможностями не располагает.

Отличительной чертой рынка факторов производства является производный характер спроса. Главная цель бизнеса – прибыль, а капитал (средства производства), труд, земля – это условия, необходимые для производства прибыли. Поэтому спрос на них порожден стремлением бизнеса получать прибыль.

Финансовый рынок – это рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя и другие ценные бумаги. На этом рынке формируется ссудный процент, курс валют и ценных бумаг. В настоящее время он – важнейший после рынков товаров, более того в современной рыночной инфраструктуре становится определяющей формой рынка.

В соответствии с различными критериями рынки классифицируются[3]:

1. По объектам рынка:

·                      рынок потребительских товаров,

·                      рынок услуг,

·                      рынок средств производства,

·                      рынок сырья и материалов,

·                      рынок ноу-хау и т.д.;

2. По степени ограничения и развития конкуренции:

·                      чистый,

·                      свободный,

·                      смешанный,

·                      монопольный,

·                      олигопольный и т.д.

3. По характеру продаж: оптовый, розничный.

4. По отраслям производства: - рынок стали, зерна, тканей и т.д.

5. По географическому признаку: местный, национальный, мировой.

6. По уровню насыщения:

·                      равновесный,

·                      избыточный,

·                      дефицитный.

7. По соответствию действующему законодательству: легальный, нелегальный (черный).

2. Условия возникновения рынка

В современной экономической литературе указывают на следующие факторы, которые в совокупности и взаимодействии предопределили возникновение рынка.

Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация. Первое из этих понятий означает, что в любом сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Общественное разделение труда повышает эффективность производства и создает материальную основу для товарного обмена. История человечества знает целый ряд этапов развития этого процесса: отделение земледелия от скотоводства, появление ремесла как особой отрасли хозяйства, выделение купечества, появление все новых и новых отраслей производства. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда. Разделение труда неизбежно требует обмена, т. к. уже в древности скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т. е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.

Специализация определяется принципом сравнительного преимущества, т.е. способность производить продукцию при относительно меньших затратах. Это понятие является одним из центральных в экономической теории. Производители обладают разными навыками, умением, по-разному обеспечены ограниченными ресурсами. Например, два человека, А и В, производят обувь и платья. Субъект А за месяц может приготовить 2 пары обуви или сшить 4 платья. Производитель В соответственно 4 пары обуви или 16 платьев. Стоимость одной пары обуви субъекта А равна двум платьям; у производителя В затраты на производство пары обуви равны затратам на пошив четырех платьев. Относительно меньшие затрат (издержки упущенных возможностей) производства обуви - у производителя А. Это свидетельствует о том, что ему следует полностью специализироваться на производстве обуви, а другому производителю целесообразнее специализироваться на производстве платьев, так как именно это благо имеет относительно меньшие затраты на производство у В.

Важным условием возникновения рынка является так называемая экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства. Ведь обмениваются благами, созданными на основе общественного разделения труда и специализации, полностью независимые в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т. е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким — то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, государственные предприятия и т. д.).

Может ли вообще возникнуть рынок какого либо товара в обществе несвободном? Кто станет специализироваться, например, на производстве картофеля с целью последующего обмена его на другую необходимую продукцию, если земельный участок в любое время может быть конфискован в пользу государства или других лиц; производитель картофеля лишен права на доход (должен бесплатно сдавать продукцию государству); не существует права продажи и наследования земельного участка и т.д. Конечно, можно заставить производить картофель путем принуждения, но тогда нельзя говорить о рынке - ибо перед нами пример командной, а не свободной системы хозяйства. Рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые, могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться. Рабство, феодализм, крепостное право сдерживали развитие рынка, прежде всего потому, что нарушали как раз это условие. Об этом наглядно свидетельствует опыт России конца XIX — начала XX в., когда новые отрасли, не отягощенные путами крепостничества, развивались более динамично, чем отрасли старые, возникшие в недрах феодализма.

Для возникновения рынка какого-либо продукта важна и величина издержек на преодоление формальностей. Допустим, вы решили заняться выпечкой хлеба или булочек у себя дома с целью продажи. Однако при этом вам необходимо получить разрешение санэпидемстанции на такую деятельность; лицензию от муниципалитета. Если издержки на преодоление этих барьеров ("формальных препятствий") окажутся выше предполагаемого дохода, то рынок хлеба так и не будет создан. Таким образом, издержки на преодоление формальных препятствий рыночной деятельности должны быть ниже возможного дохода.

И, наконец, важным условием возникновения рынка является свободный обмен ресурсами. Ведь разделение труда, специализация и обмен могут существовать и в иерархических системах, где Центр определяет, кому и что производить, кому и с кем обмениваться произведенной продукцией. Только свободный обмен, существующий в стихийных порядках, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным субъектам наиболее эффективные направления их деятельности.

Заключение

Часто говорят, что рынок — одно из величайших достижений цивилизации. Это правильно, однако следует помнить, что возникновение и становление рынка — это не результат достижение разума, а следствие очень длительного исторического развития.

Подводя итоги необходимо отметить, что возникновение и становление рынка — это следствие очень длительного исторического развития. Рыночный механизм — это сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующую и само развивающуюся систему. В условиях рынка множество потребителей самостоятельно решают, что, когда и сколько покупать. В свою очередь, все производители также самостоятельно решают, какую продукцию, когда и сколько производить. И потребитель, и производители руководствуются лишь собственными интересами. Но, преследуя свои частные интересы, они тем самым объективно удовлетворяют потребности всего общества.

Любой рынок независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах:

·         Цена;

·         Спрос и предложение;

·         Конкуренция.

В состав рынка входят домашние хозяйства, фирмы и государство. Все субъекты рыночного механизма могут поочередно или одновременно выступать как в роли покупателя, так и в роли продавца.

 Для нормального функционирования рынка формируется его инфраструктура — система институтов, призванных содействовать рыночным отношениям.

Контрольные тесты

Тест 1. Закон предложения товара утверждает, что:

г) при прочих равных условиях рост цены на товар вызовет увеличение объема предложения товара.

Предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для продажи на рынке по определённым ценам. Объем, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которое продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производственными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени по определенным ценам.

Закон предложения заключается в том, что при прочих неизменных факторах величина (объем) предложения увеличивается по мере увеличения цены товара, т.е. высокая цена на продукт для производителя представляет дополнительную прибыль, стимулируя увеличение производства именно этого продукта[4].

Тест 2. Уменьшение цены на 5% приводит к снижению объема предложения товара на 8%, то данное предложение:

в) эластично.

Эластичность предложения исчисляется по формуле:

Es = % изменения объема предложения / % изменения цены

По условиям задачи: Es = -8% / -5% = 1,6.

Если Es > 1 -  предложение эластично[5].

Тест 3. Если номинальная процентная ставка на рынке капитала составляет 10%, а темп инфляции 4% в год, то реальная ставка процента составит:

Б) 6%.

Номинальная ставка — процентная ставка, выраженная в какой-либо валюте по текущему курсу.

Реальная ставка — процентная ставка, выраженная в валюте с поправкой на инфляцию. Реальная ставка процента равна номинальной ставке минус уровень инфляции[6].

Согласно формуле И. Фишера реальная и номинальная ставки процента связаны следующим образом[7]:

i = r + p e + rp e,

где    i - номинальная ставка процента;

r - реальная ставка процента (доход на капитал без учета инфляции);

p e - ожидаемый темп инфляции.

Если p e небольшая величина – как в условиях теста, то слагаемое rp e можно отбросить. Тогда r = i - p = 10% - 4% = 6%.

Задачи

Задача 1. В таблице представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке кофе.

Цена одной банки кофе, у.е.

Объем спроса,

млн. банок / год

Объем предложения, млн. банок / год

8

70

10

16

60

30

24

50

50

32

40

70

40

30

90

Проанализировав данные таблицы:

а) изобразите кривую спроса D и кривую предложения S по данным таблицы, обозначив цену по вертикальной оси, а объем спроса на горизонтальной;

б) если рыночная цена на банку кофе составляет 8 у.е., укажите, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Укажите каков их объем (млн. банок / год).

в) если рыночная цена на банку кофе составит 32 у.е., что будет характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Укажите каков их объем (млн. банок / год).

г) Укажите какова равновесная цена на рынке кофе (у.е.)?

Решение

D

 

S

 
 

Рис. 2. Кривые спроса и предложения

а) Кривые спроса и предложения изображены на рис. 2.

б) Если цена банки кофе 8 у.е., то на рынке наблюдается дефицит 60 млн. банок / год  (70 – 10).

в) Если цена составит 32 у.е., то для рынка будут характерны излишки кофе в количестве 30 млн. банок в год (70 – 40).

г) Равновесная цена, т.е. когда спрос равен предложению составит 24 у.е. за одну банку кофе.

 

Задача 2. Допустим фирма полностью монополизировала производство товара А. Следующая информация отражает положение фирмы:

Предельный доход = 1000 – 20Q

Общий доход = 1000 – 10Q2

Предельные издержки = 100 + 10Q

где Q – объем выпуска товара А, Р – цена единицы товара. Сколько товара будет продано и по какой цене, если фирма функционирует как простая монополия? При решении задачи следует использовать формулу, характеризующую условие максимизации прибыли 1 фирмы при несовершенной конкуренции MR = MC, где MR – предельный доход, MC – предельные издержки. И формулу общего дохода фирмы TR = P * Q.

Решение

Условие максимизации прибыли для монополии принимает вид        MR = MC < Р. В отличие от фирмы в условиях совершенной конкуренции, монополия прекращает увеличение производства до того, как предельные затраты сравняются с ценой[8].

При MR = MC, т.е. 1000 – 20Q = 100 + 10Q, объем выпуска составляет Q = 30 единиц. Но при данном объеме общий доход и, соответственно, цена, – отрицательные величины (-8000, - 266,67), что не имеет экономического смысла.

Рассчитаем по исходным формулам предельный доход, общий доход, предельные издержки и цену из соотношения P = TR / Q. Результаты расчета представлены в таблице 1.

Таблица 1

Q

MR

TR

MC

P

1

980

990

110

990,00

2

960

960

120

480,00

3

940

910

130

303,33

4

920

840

140

210,00

5

900

750

150

150,00

6

880

640

160

106,67

7

860

510

170

72,86

8

840

360

180

45,00

9

820

190

190

21,11

10

800

0

200

0,00

 

Для монополиста MR < P. Это условие выполняется только при Q = 1,  Р = 990. Предприятие не может понижать цену и выпускать больше продукции, т.к. при этом понижается доход предприятия. Так как предприятие функционирует как простая монополия, оно не устанавливает различные цены для разных покупателей.

Список литературы

1. Баликоев В.З. Краткий курс экономической теории: Учебник. – М.: Менеджер, 2003.

2. Камаев В.Д. Основы экономической теории: Учебник - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1994.

3. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: Изд-во "АСА", 1995.

4. Микроэкономика / Под ред. Проф. Яковлевой Е.Б. – М.-СПб.: Поиск, 2002.

5. Светлов А.Г. Кризис доллара // Финансовый менеджмент, 2001, № 5.

6. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Николаевой И. П. — М.: Изд-во «Проспект»,1998.


[1] Баликоев В.З. Краткий курс экономической теории: Учебник. – М.: Менеджер, 2003. – с.110.

[2] Баликоев В.З. Краткий курс экономической теории: Учебник. – М.: Менеджер, 2003. – с.111-112.

[3] Микроэкономика / Под ред. Проф. Яковлевой Е.Б. – М.-СПб.: Поиск, 2002. – с. 157

[4] Баликоев В.З. Краткий курс экономической теории: Учебник. – М.: Менеджер, 2003. – с.96.

[5] Баликоев В.З. Краткий курс экономической теории: Учебник. – М.: Менеджер, 2003. – с.98, 103, 104

[6] Светлов А.Г. Кризис доллара // Финансовый менеджмент, 2001, № 5. – с.11.

[7] Волков И., Грачева М., Алексанов Д. Учет влияния инфляции в проектном анализе. – Институт экономического развития Всемирного банка - http://www.bre.ru/risk/5617.html

[8] Микроэкономика / Под ред. Проф. Яковлевой Е.Б. – М.-СПб.: Поиск, 2002. – с. 197.