Содержание
Введение_______________________________________________________ 3
Глава 1. Международное и национальное законодательство и финансовом лизинге________________________________________________________ 6
1.1. Развитие национального законодательства РФ о лизинге_______ 6
1.2. Международная унификация в сфере лизинга________________ 13
Глава 2. Финансовый лизинг в Российской Федерации_______________ 23
2.1. Международные лизинговые сделки в России_________________ 23
2.2. Этапы управления финансовым лизингом___________________ 27
Заключение____________________________________________________ 34
Список использованной литературы и источников_________________ 36
Введение
Переход к рыночной экономике в России поставил промышленные предприятия перед рядом проблем, главными из которых являются: необходимость адаптации к необычным для них условиям возрастающей конкуренции, сокращение рынка сбыта из-за высоких цен на выпускаемую продукцию и проблема неплатежей, сложности с поставщиками сырья, материалов, ограниченность финансовых ресурсов. При этом современные производства для обеспечения выживаемости должны обладать рядом особых качеств: хорошей технологической оснащённостью, большей гибкостью, способностью быстро переналаживать производство.
Намеченная программа развития реформ и стабилизации российской экономики предусматривает создание социально ориентированной, эффективной экономики, обеспечивающей рынок высокотехнологичной, конкурентоспособной продукцией.
Экономика России должна иметь возможность динамично развиваться на основе собственных внутренних ресурсов, восприятия прогрессивных достижений науки, прочного и органичного включения в мирохозяйственные связи при обеспечении экономической и экологической безопасности.
Для такой перестройки промышленности России необходимо использование различных форм международного экономического сотрудничества, некоторые из которых позволяют непосредственно привлекать иностранные инвестиции.
Таким образом, лизинг является формой международного экономического и инвестиционного сотрудничества, который в силу присущих ему возможностей может стать импульсом технического перевооружения, создания необходимых мощностей промышленных предприятий и структурной перестройки экономики в целом.
Существенное преимущество лизинга по сравнению с другими формами инвестирования состоит в том, что предпринимателю предоставляются не денежные ресурсы, а непосредственно средства производства, имеющие технико-экономические характеристики, определенные предпринимателем.
В современном деловом мире лизинг является одним из важнейших методов финансирования развития технической базы производства. В странах со стабильной экономикой до 30% всех капиталовложений осуществляется именно через лизинг.
Лизинг позволяет в условиях сравнительно меньшего финансового напряжения обновлять основные фонды, он дает возможность предпринимателю начать дело, имея 1/3 средств (или даже меньше) для приобретения необходимого оборудования.
Благодаря лизингу финансовые институты, банки могут реструктуризировать свою деятельность, увеличивая объемы кредитования проектов с более высокими гарантиями, т.к. сдаваемое в лизинг оборудование (имущество), как правило, высоко ликвидно; кроме того, оно остается в собственности лизингодателя в течение всего срока договора лизинга.
На рынке лизинговых услуг уже функционируют более 800 лизинговых компаний, которые при дефиците финансовых ресурсов способны помочь выжить многим предприятиям, обеспечив техническое обновление их производства, т.е. заложить основы выхода из кризиса и будущего экономического подъема.
В настоящее время лизинг является, пожалуй, наиболее перспективной формой привлечения инвестиций в экономику России.
Именно поэтому лизинг интересен как предмет рассмотрения и изучения.
Использование механизма международного лизинга способствует стабильности инвестиционного процесса, повышению эффективности и защищенности инвестируемых средств, а также делает отечественное производство привлекательным для иностранного инвестора.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение, активизация и внедрение лизингового бизнеса в предпринимательской практике международных лизинговых процессов становится сегодня актуальным и интересным для российских участников лизинговых отношений.
Глава 1. Международное и национальное законодательство и финансовом лизинге
1.1. Развитие национального законодательства РФ о лизинге
Одним из решающих условий высокой эффективности лизинговой деятельности является ее надежное правовое обеспечение. Правовая неопределенность отношений с партнерами увеличивает степень риска лизинговых сделок и сдерживает предпринимательскую инициативу.
Одним из первых документов, регламентирующих практику проведения конкретных лизинговых операций и предоставляющих их участникам определенные льготы, было постановление Совета Министров СССР от 29.12.90г. № 1369 «О развитии лизинговых операций и деятельности совместной советско-французско-германской компании «Евролизинг». Тогда речь шла о предоставлении льгот по операциям лишь одной компании. Для всех остальных действовало указание Главного управления государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР от 05.06.90г. №11-38/20 «О пропуске товаров по лизинговым контрактам», в соответствии с которым товары, поставляемые в СССР на условиях долгосрочной аренды (лизинга), рассматривались как ввозимые окончательно с представлением оформленной соответствующим образом грузовой таможенной декларации и уплатой таможенных пошлин и других сборов и платежей в соответствии с действующими правилами.
До настоящего времени те льготы, которые были предоставлены постановлением Совета Министров СССР №1369 от 29.12.1990г. являются уникальными и до сих пор непревзойденными на общероссийском уровне.
В частности, было предусмотрено, что в процессе осуществления лизинговых операций компанией:
· налог на экспорт и импорт и таможенные пошлины со стоимости машин и оборудования, ввозимых в СССР согласно заключенным лизинговым контрактам, взимаются в установленном размере в момент перехода права собственности к советским юридическим лицам с остаточной стоимости оборудования, исчисленной на момент перехода права собственности;
· советские юридические лица, заключившие контракты на условиях компенсационного лизинга, имеют преимущественное право на получение лицензий на вывоз из СССР продукции, поставляемой в счет погашения задолженности по таким контрактам.
Два последующих распоряжения Правительства РСФСР, содержащие льготы по лизингу, касались авиационных предприятий.
Так, в распоряжении Правительства РСФСР от 17.12.91г. №159-р устанавливалось, что в целях безусловного выполнения объединением «Аэрофлот-Советские авиалинии» обязательств в иностранной валюте по указанному соглашению любые валютные отчисления в республиканский валютный резерв РСФСР будут производиться с выручки объединения «Аэрофлот-Советские авиалинии» в иностранной валюте от эксплуатации этих самолетов за вычетом затрат на оплату эксплуатационных расходов за рубежом и лизинговых платежей, которые освобождаются на территории РСФСР от налогов и сборов.
Распоряжением Правительства РСФСР от 24.05.94г. были полностью освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов самолеты, ввозимые в соответствии с лизинговым соглашением, заключенным между Аэрофлотом и консорциумом западноевропейских банков.
Первым нормативно-правовым документом, касающимся лизинга, стал Указ Президента РФ от 17.09.94г. №1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности».[1] В нем Правительству было поручено разработать Временное положение о лизинге, подготовить предложения о развитии лизинга в конверсии и техническом перевооружении предприятий, о возможности предоставления таможенных льгот при временном ввозе товаров, используемых в лизинговых операциях и осуществить иные меры в целях повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства.
Во исполнение данного указа было принято постановление Правительства РФ от 29.06.95г. №633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности»[2], утвердившие Временное положение о лизинге, которым определены методологические основы лизинговой деятельности (понятие лизинга, объект и субъекты лизинга, основные требования к договору лизинга, права и обязанности его участников).
Важным этапом в правовом обеспечении развития лизинга стало принятие и введение в действие с 1 марта 1996г. части 2 Гражданского кодекса РФ[3], в котором одним из видов аренды выступает аренда финансовая - лизинг (§ 6 гл.34)
Надо отметить, что отдельные пункты Временного положения о лизинге противоречили ГК РФ. Так, в п.15 в качестве общего правила зафиксировано, что риск случайной гибели, утраты, порчи лизингового имущества несет лизингодатель. Договором может быть предусмотрен переход указанного риска к лизингополучателю с момента поставки ему имущества. Ст.669 ГК РФ устанавливает прямо противоположный общий принцип: риск несет арендатор с момента передачи ему имущества, если иное не предусмотрено договором финансовой аренды. В таких случаях следует руководствоваться, разумеется ГК РФ.
Среди документов, имеющих значение для развития лизинга, необходимо отметить:
· постановление Правительства РФ от 20.11.95г. №1133 «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», которым установлено, что проценты по полученным заемным средствам, включая кредиты банков и других организаций, используемые субъектами лизинга для осуществления операций финансового лизинга, лизинговые платежи по операциям финансового лизинга включаются в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг);
· постановление Правительства РФ от 01.02.2001г. №80, утвердившее Положение о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в РФ, в соответствии с которым лицензирование финансовой аренды (лизинга) осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ. Действие настоящего Положения распространяется на резидентов и нерезидентов РФ, осуществляющих финансовую аренду (лизинг) на территории России;
· постановление Правительства РФ от 27.06.96г. №752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ», которым было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ оказывать необходимую поддержку развитию лизинговой деятельности, направленной на техническое перевооружение и модернизацию производства, в том числе путем участия в финансировании соответствующих проектов за счет бюджетов субъектов РФ;
· Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей от 16.04.96г., утвержденные Министерством экономики РФ. Этот документ носит общий характер и не предусматривает многих нюансов (в нем не учитываются особенности отдельных видов оборудования, различные условия страхования и т.п.). Кроме того, Законом РФ «О лизинге» внесены изменения в состав лизинговых платежей, поэтому документ несколько устарел;
· письмо ГТК РФ от 24.05.99г. №01-15/14858 «О применении Федерального закона от 29.10.98г. №164 – ФЗ «О лизинге», которым было установлено, что поскольку Закон РФ «О лизинге» не относится к законодательству РФ о налогах и сборах и, соответственно, применяется в части, не противоречащей налоговому законодательству, порядок уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении перемещаемых через таможенную границу РФ предметов международного лизинга, установленный в ст.34 этого Закона не соответствует ч.1 Налогового Кодекса РФ[4]. Согласно п.3 ст.34 Закона РФ «О лизинге» уплата таможенных налогов и тарифов производится:
- на момент ввоза (вывоза) предмета лизинга на сумму оплаченной части таможенной стоимости имущества, что подтверждается банковскими документами;
- в дальнейшем уплата таможенных налогов и тарифов производится одновременно с лизинговыми платежами или в течение 20 дней с момента получения лизинговых платежей.
В соответствии со ст.25 Таможенного Кодекса РФ[5] лицо вправе выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны
происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено ТК РФ по таможенному делу.
· С 01.01.97г. введены в действие “Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга” (приложение №1 к приказу Министерства финансов РФ от 17.02.97 №15);
· в сельскохозяйственном производстве и перерабатывающей промышленности лизинговый механизм развивается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.94г. №686 “Об организации обеспечения АПК машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)”.
Косвенное отношение к лизинговой деятельности имеют многие другие нормативно-правовые акты, регламентирующие общие вопросы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, осуществления экспортно-импортных операций и проч.
Таким образом, существует большое число подзаконных актов, регулирующих лизинговую деятельность.
Основным законодательным .актом в области регулирования лизинговых отношений является Закон РФ «О лизинге» №164-ФЗ от 29.10.98г. Все вышеуказанные подзаконные нормативно-правовые акты не должны противоречить данному Закону РФ.
Кроме того, поскольку согласно ст.2 Закона РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.99г. №160 ФЗ к прямым иностранным инвестициям относится и осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей, настоящий Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ:
Соответственно при осуществлении операций международного лизинга на иностранного инвестора, выступающего в качестве арендодателя и при наличии условий, перечисленных в ч.4 ст.2 Закона РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» распространяются вышеуказанные гарантии.
Срок лизинга определяется в каждом конкретном случае и зависит от стоимости приобретенного оборудования и сроков его окупаемости, но не более трех лет (п.5.2.2). В течение пяти дней после заключения договора лизинга лизингополучатель должен уплатить лизингодателю первоначальный взнос в счет общей суммы платежей по договору лизинга (специальный платеж). Его величина должна быть не менее 20% от стоимости оборудования (п.5.2.4).
Возврат средств, затраченных лизингодателем на приобретение оборудования и передачу его в лизинг, должен быть обеспечен гарантией банка либо залогом товарно-материальных ценностей, продукции, другого ликвидного имущества, находящегося в собственности лизингополучателя, либо третьего лица (п.5.2.5).Объект лизинга подлежит страхованию в обязательном порядке. Неисполнение данной обязанности является основанием для расторжения договора лизинга и бесспорного изъятия объекта лизинга с возмещением виновной стороной убытков (п.5.2.6).
1.2. Международная унификация в сфере лизинга
Широкое распространение лизинговых операций во многих странах мира, в том числе в сфере международного сотрудничества, имеющиеся различия в правовом регулировании договора лизинга породили идею о необходимости унификации правил о международном лизинге и привели к разработке представителями разных государств в рамках Международного института по унификации частного права (УНИДРУА) Конвенции о международном финансовом лизинге, подписанной в Оттаве 28 мая 1988г. (Оттавская конвенция). РФ присоединилась к указанной Конвенции в феврале 1998г.[6]
Оттавская конвенция регулирует вопросы, возникающие при заключении и исполнении договоров, заключенных в связи с операциями по финансовому лизингу, сторонами которых являются организации из разных стран.
Соответствующее положение §6 гл.34 ГК РФ по принципиальным вопросам совпадают с Конвенцией, т.е. принципиальный подход к договорам лизинга, заключаемым в рамках внутреннего экономического оборота РФ, и к договорам лизинга, заключаемым с иностранными контрагентами, унифицирован.
При присоединении к Конвенции любому государству разрешается сделать заявление о замене п. «3» ст.3, касающейся ответственности арендодателя, положениями своего законодательства, чем и воспользовалась РФ, где указанная ответственность регулируется ст.ст.401 и 406 ГК РФ. В частности, в соответствии с Конвенцией арендодатель ответственен за
нарушение данной им арендатору гарантии «спокойного владения» предметом лизинга (т.е. исключение претензий имущественного характера со стороны третьих лиц) в результате умышленных действий (или бездействия) либо грубой неосторожности. ГК РФ более строго решает этот вопрос, предусматривая ответственность за нарушение не только в случае грубой, но и простой небрежности. Разница между этими понятиями может повлиять на решение суда или международного арбитража при рассмотрении споров арендодателей и арендаторов.
Однако другой основополагающий законодательный акт, регулирующий отношения в сфере лизинга, а именно Закон РФ «О лизинге», в ряде случаев противоречит Оттавской конвенции.
Закон РФ «О лизинге» выделяет такую форму лизинга, как международный лизинг и включает в себя целый ряд положений, направленных на его регулирование. Основным признаком международного лизинга по данному Закону признается то, что лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом РФ. Порядок регулирования международного лизинга определяется следующим образом. Если лизингодателем является резидент РФ, то есть предмет лизинга находится в собственности резидента РФ, договор международного лизинга регулируется Законом РФ «О лизинге» и иным законодательством РФ. Если же лизингодателем является не резидент РФ, то есть предмет лизинга находится в собственности нерезидента РФ, договор международного лизинга все равно регулируется федеральными законами, но на этот раз в области внешнеэкономической деятельности (п.1 ст.7).
Между тем РФ, как уже отмечалось является участником Оттавской конвенции. Сфера действия Конвенции определяется в зависимости от того, где находится место деятельности участников лизинговых отношений, а то обстоятельство, кто является собственником лизингового имущества, не имеет правового значения. Поэтому, в тех случаях, когда лизингодатель, лизингополучатель и поставщик (продавец) имеют места своей деятельности на территории государств – участников Конвенции либо когда договор поставки (купли-продажи) и договор лизинга подчиняются праву одного из государств – участников Конвенции, отношения сторон должны регулироваться именно Конвенцией, а не внутренним законодательством (например, федеральными законами РФ).
Не следует забывать также, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (к таковым бесспорно относится Оттавская конвенция о международном лизинге) в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы РФ. Причем, если международным договором РФ установлены иные правила, или те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора (ст.7 ГК РФ).
В связи с этим положения Закона РФ “О лизинге” о международном финансовом лизинге, не соответствующие Конвенции о международном финансовом лизинге, не подлежат применению. В качестве примера рассмотрим следующие положения.
В соответствии с п.1 ст.16 Закона РФ “О лизинге” при осуществлении международного финансового лизинга договор лизинга должен содержать ссылку на договор купли-продажи, в соответствии с которым передача предмета лизинга лизингополучателю должна производиться не позднее чем через шесть месяцев с момента пересечения предметом лизинга таможенной границы РФ, за исключением случая его транспортировки по территории РФ в течение срока, превышающего шесть месяцев. В то же время Оттавская конвенция (ст.1) предусматривает, что оборудование приобретается лизингодателем у поставщика в связи с лизинговым соглашением, которое с ведома поставщика заключено или должно быть заключено между лизингодателем и лизингополучателем, и не требует для признания сделки финансового лизинга заключенной наличия в ней каких-либо ссылок на предварительно заключенный договор купли-продажи (поставки).
Не подлежит применению также положение, предусмотренное п.3 ст.34 Закона РФ “О лизинге” согласно которому стороны по договору международного финансового лизинга имеют право предоставлять отсрочку лизинговых платежей на срок не более чем шесть месяцев с момента фактического ввода предмета лизинга в эксплуатацию. Оттавская конвенция не содержит каких-либо ограничений прав сторон по определению сроков внесения лизинговых платежей и их отсрочке и не предоставляет возможности государствам – участникам Конвенции устанавливать такого рода ограничения во внутреннем законодательстве. А в соответствии с п.2 ст.7 ГК РФ международные договоры РФ применяются непосредственно, кроме случаев, когда из самого международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.
Нецелесообразно и включение в текст Закона РФ “О лизинге”и положения о применимом праве при разрешении споров между участниками международных лизинговых сделок. Указанное положение дублирует коллизионные нормы Оттавской конвенции (п.3 ст.7), которые и подлежат применению в спорных ситуациях.
Оттавская конвенция представляет большой интерес не только как акт международного частного права, содержащий ряд традиционных коллизионных норм, позволяющих определить
применимое право к взаимоотношениям сторон по международному лизингу. Она содержит четкие положения касающиеся самого понятия лизинга, характерных признаков данного договора, что наиболее ценно, поскольку сама Конвенция – плод согласования различных подходов, имеющихся в законодательствах разных государств.
Под сделкой финансового лизинга в Конвенции понимается такая сделка, в которой одна сторона (лизингодатель) по указанию другой стороны (лизингополучателя) заключает соглашение (договор поставки) с третьей стороной (поставщиком), по которому лизингодатель приобретает комплект машин, средств производства и иное оборудование (оборудование) на условиях, одобренных лизингополучателем, поскольку это касается его интересов, и заключает соглашение (лизинговое соглашение) с лизингополучателем, по которому представляет лизингополучателю право использовать оборудование за арендную плату (ст.1).
В тексте Конвенции отмечены и характерные черты всякой сделки финансового лизинга. К их числу относятся следующие признаки:
1) лизингополучатель сам определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь на квалификацию и решение лизингодателя;
2) оборудование приобретается лизингодателем в связи с лизинговым соглашением, которое с ведома поставщика заключено или должно быть заключено между лизингодателем и лизингополучателем;
3) арендные платежи, подлежащие оплате по лизинговому соглашению, рассчитываются так, чтобы учесть, в частности, амортизацию всей или существенной части стоимости оборудования.
Кроме того, в Конвенции специально подчеркивается, что она подлежит применению независимо от того, предоставлено ли лизингополучателю право купить арендованное оборудование. Следовательно, выкуп имущества арендатором не относится к обязательным признакам финансового лизинга.
Согласно Конвенции из круга объектов сделки финансового лизинга исключается оборудование, которое будет использоваться главным образом персоналом лизингополучателя, а также в семейных или домашних целях. Таким образом, под международным финансовым лизингом понимаются в основном сделки, заключаемые в сфере предпринимательской деятельности.
Сфера применения Конвенции о международном финансовом лизинге определена традиционным способом. Прежде всего, необходимо отметить, что Конвенция применяется в том случае, когда коммерческие предприятия лизингодателя и лизингополучателя находятся в разных государствах (п.1 ст.3), что позволяет считать финансовый лизинг международным с точки зрения Конвенции. Соответственно, если стороны договора лизинга – лизингодатель и лизингополучатель – расположены и имеют коммерческие предприятия в одном государстве, такой договор не признается международным и не подпадает под действие Конвенции.
Для применения Конвенции также необходимо, чтобы сделка финансового лизинга была связана с государствами – членами Конвенции. Такая связь может быть обнаружена в двух случаях:
а) государства, в котором имеют коммерческие предприятия лизингодатель, лизингополучатель, а также поставщик оборудования, являются договаривающимися сторонами (то есть членами Конвенции);
б) в силу норм международного частного права как соглашение о поставке оборудования, так и лизинговое соглашение подпадают под действие права государства, являющегося членом Конвенции.
Однако даже при наличии одного из названных условий применение Конвенции может быть исключено. Для этого требуется, чтобы каждая из сторон как лизингового соглашения, так и соглашения о поставке оборудования была согласна на такое исключение
Примечательной чертой Конвенции о международном финансовом лизинге является то, что она обеспечивает путем установления унифицированных правил позитивное регулирование прав и обязанностей сторон по договору международного финансового лизинга.
Прежде всего Конвенция проявляет заботу о вещных правах лизингодателя в отношении переданного в аренду оборудования на случай банкротства лизингополучателя. На это оборудование не может быть наложен арест, оно не включается в конкурсную массу (ст.7).
Учитывая, что лизингополучатель сам выбирает поставщика оборудования и только по его воле выбор оборудования и его поставщика может быть возложен на лизингодателя, Конвенция освобождает лизингодателя от ответственности перед лизингополучателем в отношении сохранности оборудования в связи с ущербом, причиненным лизингополучателю в результате его доверия к квалификации и решению лизингодателя в выборе поставщика или оборудования. Данная норма является диспозитивной, она может быть изменена соглашением сторон. Лизингодатель освобождается также от ответственности перед третьими лицами за причинение оборудованием, эксплуатируемым лизингополучателем, вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц (п.1 ст.8).
В то же время Конвенцией предусмотрена обязанность лизингодателя гарантировать, что спокойное владение лизингополучателя предметом сделки не будет нарушено третьими лицами, имеющими преимущественные права на объект лизинга (п.2 ст.8). Следовательно, если имущество будет отобрано у лизингополучателя по требованию третьего лица, лизингополучатель сможет потребовать возмещения ущерба за счет лизингодателя.
Обязанности лизингополучателя согласно Конвенции (ст.9) состоят в надлежащем использовании оборудования и содержании его в том состоянии, в котором оно было получено. Все вопросы, связанные с износом и модификацией оборудования, должны согласовываться сторонами. По окончании срока действия лизингового соглашения лизингополучатель обязан возвратить оборудование лизингодателю. Исключение составляют случаи, когда лизингополучатель реализует предусмотренное договором право на выкуп этого оборудования либо сможет договориться с лизингодателем о продлении его аренды.
Что касается отношений, вытекающих из соглашения о поставке оборудования, то Конвенция по сути ставит лизингополучателя в положение покупателя, наделяя его всеми правами последнего, в том числе и правом отложить или отменить поставку оборудования без согласия лизингодателя. Напротив, стороны соглашения о поставке (поставщик и лизингодатель) не вправе изменять срок поставки оборудования, который был предварительно одобрен лизингополучателем, без согласия последнего (ст.11).
В случае нарушения срока поставки оборудования или иного неисполнения или ненадлежащего исполнения соглашения о поставке лизингополучатель наделяется определенными правами требования в отношении как лизингодателя, так и поставщика. В частности, по отношению к лизингодателю лизингополучатель имеет право отказаться от принятия оборудования и расторгнуть лизинговые соглашения. Если же лизингополучатель не расторгает лизинговое соглашение, он может воспользоваться правом отказаться от выплаты арендной платы по лизинговому соглашению до тех пор, пока лизингодатель не возместит ущерб за недопоставку оборудования в соответствии с соглашением о поставке. В случае, когда лизингополучатель отказывается от лизингового соглашения, он вправе требовать от лизингодателя возмещения арендной платы и других сумм, выплаченных авансом (ст.12).
Конвенцией (ст.13) предусмотрены также последствия на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств со стороны лизингополучателя. Речь идет в основном об обязанности последнего своевременно вносить арендную плату. При невыполнении лизингополучателем данной обязанности лизингодатель вправе требовать взыскания с него задолженности по арендной плате вместе с соответствующими процентами, а также возмещения причиненного ущерба.
Если же невыполнение лизингополучателем своих обязательств носит существенный характер, лизингодатель может реализовать одно из своих дополнительных прав:
● потребовать предварительной оплаты суммы будущих арендных платежей (такое право должно быть предусмотрено лизинговым соглашением) либо заявить о прекращении лизингового соглашения, то есть о расторжении договора. В случае, если лизингодатель расторгает договор, лизингополучатель должен возвратить ему сданное внаем имущество и, кроме того, возместить ущерб в сумме, которую лизингодатель получил бы, если бы лизингополучатель выполнил лизинговое соглашение в соответствии с его условиями
Отдельным образом регулируется в Конвенции вопрос о правомочиях лизингодателя и лизингополучателя на уступку ими своих прав, вытекающих из лизингового соглашения. На этот счет имеется два противоположных правила. Лизингодатель вправе передать или
иначе распорядиться всеми или любым из своих прав как в отношении оборудования, так и по лизинговому соглашению. Однако передача прав не освобождает лизингодателя от каких-либо его обязанностей по лизинговому соглашению.
Что касается лизингополучателя, то он, напротив, не может передать право на использование оборудования или иные права по лизинговому соглашению без согласия лизингодателя и без учета прав третьих лиц (ст.14 ).
Развитие лизингового законодательства осуществляется и в рамках СНГ.
Для обеспечения правовой основы лизинговой деятельности Межгосударственным экономическим комитетом (МЭК) подготовлен проект Конвенции о межгосударственном лизинге в СНГ. Он основывается на национальных законодательствах стран Содружества, Конвенции о защите прав инвесторов, Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге и других общепризнанных международных нормах и правилах. Проект прошел рассмотрение на коллегии МЭК, согласован полномочными экспертами стран Содружества и был подготовлен для утверждения на президиуме МЭК и далее главами правительств стран СНГ.
Кроме того национальные лизинговые ассоциации Белорусии-Беллизинг, России-Рослизинг, Украины-Укрлизинг совместно с МЭК и Министерством экономического развития и торговли РФ ведут подготовку учредительных документов и необходимых организационных условий для создания лизинговой конфедерации СНГ, которая будет являться открытой некоммерческой организацией, мобилизующей средства на содействие развитию межгосударственного лизинга в СНГ.
Международный институт по унификации частного права – УНИДРУА- один из старейших правительственных международных организаций, который разработал и принял Конвенцию о международном финансовом лизинге. УНИДРУА за время своей деятельности подготовила несколько проектов международных Конвенций. В частности, усилиями этой организации подготовлены проекты Конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам (1980 г.), Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980 г.), Конвенции о возврате украденных или незаконно экспортированных объектов культуры (1995 г.).
Глава 2. Финансовый лизинг в Российской Федерации
2.1. Международные лизинговые сделки в России
Появление спроса на новый вид финансовых услуг в России связано с началом рыночных отношений после 90-х годов. Именно в это время ведущими банками России были сформированы лизинговые компании: Мосбизнесбанком – “Лизингбизнес”, Межрегиональным банком – “Меликон”, Промстройбанком (Санкт-Петербург) – “Балтлиз” и др. В 1994г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний (“Рослизинг”), объединяющая в настоящее время более 50 лизинговых компаний.
Российские лизинговые компании можно сгруппировать следующим образом:
· компании, организованные крупными банками, в том числе и с участием иностранных учредителей (Интеррослизинг, Промрадтехлизинг, РГ – лизинг и др.);
· специализированные отраслевые лизинговые компании, ориентированные в основном на выполнение инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках региональных программ (Центр – агролизинг при АО “Агроснаб”, Московская лизинговая компания и др.);
· лизинговые компании крупных промышленных структур (Аэрофрахт, Лукойл – лизинг и др.).
Однако, несмотря на бурный рост числа лизинговых компаний, большинство из них не смогли достигнуть необходимого уровня. Более успешно работают лишь те, которые имеют доступ к использованию в той или иной форме бюджетных и других финансовых средств или статус уполномоченных органов исполнительной власти федерального или местного уровней.
Хотя и имеет место существенный ежегодный рост объемов лизинговых услуг, их доля в общем объеме инвестиций остается все-таки незначительной, где-то в пределах 20%, тогда как в развитых странах мира она достигает 30-40%. При этом большая доля лизинговых услуг обеспечивается крупными лизинговыми компаниями (например, Евролизинг, РГ – лизинг и др.) и в основном на операциях международного лизинга. Причем более 80% сделок осуществляются на передаче оборудования для переработки сельскохозяйственного сырья, производства пищевой продукции, телекоммуникационной, компьютерной техники, грузовых автомобилей и др.
При этом в общем объеме лизинговых операций в России значительную долю составляют международные сделки. При международном лизинге имущества в роли лизингополучателей, как правило, выступают российские юридические лица.
Лизингополучателями могут быть также и иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в России. Чтобы международная лизинговая сделка соответствовала российскому законодательству об иностранных инвестициях, лизингодатель должен быть иностранным инвестором. Что касается изготовителя имущества, то страна его местопребывания не имеет значения (это может быть как иностранное предприятие, так и российское). Главное, чтобы имущество, изготовленное им и приобретенное иностранной лизинговой компанией, предназначалось для российского лизингополучателя.
Вместе с тем иностранные и российские лизинговые компании сталкиваются при осуществлении сделок с некоторыми проблемами, которые снижают экономическую эффективность международных лизинговых операций: это двойное обложение налогом на добавленную стоимость. НДС начисляется на стоимость самого имущества при ввозе его на таможенную территорию России, а также на стоимость собственно лизинговых услуг, предоставляемых по международному соглашению лизинга.
Согласно действующим нормативным актам лизинговое имущество числится на балансе лизингодателя, а в бухгалтерском учете лизингополучателя отражается только на забалансовом счете. Это предполагает, что лизингополучатель не имеет права на возмещение НДС, начисленного на используемое им по лизингу имущество, поскольку оно не является предметом его бухгалтерского учета и отчетности.
Двойное начисление НДС по международному лизингу приводит к тому, что при прочих равных условиях получение одного и того же импортного имущества по лизингу обходится российскому лизингополучателю на 20% дороже его обычной покупки.
Начисление НДС и на стоимость лизингового имущества (оборудования), и на полный объем лизинговых платежей сдерживает заключение международных лизинговых сделок. Для изменения ситуации необходимо внесение поправок в российское налоговое законодательство. Например, НДС мог бы начисляться лишь на определенную часть стоимости импортного лизингового имущества или только на сумму вознаграждения иностранного лизингодателя.
Кроме того, товары, ввозимые в рамках лизинговых соглашений, могут помещаться под режим временного ввоза (вывоза) товаров. В этом случае данные товары могут быть полностью или частично освобождены от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Случаи полного освобождения в отношении временно ввозимых (вывозимых) товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов определяются Правительством РФ.
В иных случаях может применяться частичное освобождение от таможенных пошлин, налогов в порядке, определяемом ГТК РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.
При реализации международного лизинга до недавнего времени проблемой являлась и необходимость получения российским лизингополучателем специальной лицензии ЦБ РФ для перевода лизинговых платежей в иностранной валюте зарубежному лизингодателю.
Необходимость получения лицензии Банка России на право осуществления операций, связанных с движением капитала, во многом усложняла процедуру заключения лизингового контракта с компанией-нерезидентом, особенно с лизингополучателями из регионов.
В соответствии с п.8 ст.1 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” все валютные операции подразделяются на текущие и связанные с движением капитала. При этом текущие валютные операции осуществляются резидентом без ограничений, в то время как валютные операции, связанные с движением капитала, требуют наличия лицензии ЦБ РФ (письмо ЦБ РФ от 06.10.95г. №12-524).
К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся операции по предоставлению и получению отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг (п.“г” ч.10 ст.1 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”.
Применительно к международному лизингу это означает, что если срок, в течение которого лизингополучатель уплачивает нерезиденту плату за предоставленное в лизинг имущество, превышает 90 дней от даты его предоставления, то осуществляемые при этом переводы иностранной валюты следует квалифицировать как валютные операции, связанные с движением капитала. В этом случае лизингополучатель-резидент должен получить лицензию Центрального банка РФ. Если же платежи осуществляются в течение 90 дней от даты предоставления имущества в лизинг, то переводы валюты рассматриваются как текущие операции, и лицензия не требуется.
Очевидно, что продолжительность договора лизинга и периода выплаты лизинговых платежей, как правило, превышает 90 дней, что автоматически требует от российского лизингополучателя получения лицензии на проведение валютных операций. Исходя из вышеизложенного, ЦБ РФ приказом от 24.04.96г. №02-94 “Об утверждении Положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций” установил порядок, при котором перевод иностранной валюты из РФ, а также перевод иностранной валюты на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты произведенных импортируемых работ, оказанных импортируемых услуг в случае после приема резидентом указанных выполненных работ (соответствующего этапа работ), оказанных услуг независимо от срока, прошедшего с момента их приема до даты осуществляемого резидентом платежа, не требует разрешения ЦБ РФ, т.е. независимо от срока договора лизинга и периода лизинговых платежей для лизингополучателя-резидента не требуется получения лицензии ЦБ РФ. Вместе с тем обобщенные формулировки документа допускают возможность их различной трактовки и, следовательно, не создают прочной нормативной основы для реализации международного лизинга. Особый характер таких сделок и расчетов по ним требуют четкого и адекватного режима валютного регулирования.
Несмотря на некоторые проблемы, многие иностранные лизинговые компании высоко оценивают перспективы российского рынка лизинга и стремятся закрепиться на нем. Одним из путей преодоления существующих сегодня сложностей при реализации международного лизинга, которым идут иностранные компании, является создание в России дочерних фирм-резидентов или участие в капитале российских лизинговых компаний.
2.2. Этапы управления финансовым лизингом
С учетом изложенных основных видов финансового лизинга организуется процесс управления им на предприятии. Основной целью управления финансовым лизингом с позиций привлечения предприятием заемного капитала является минимизация потока платежей по обслуживанию каждой лизинговой операции.
Процесс управления финансовым лизингом на предприятии осуществляется по следующим основным этапам (рис. 1.3):
1. Выбор объекта финансового лизинга. Такой выбор определяется необходимостью обновления или расширения состава операционных внеоборотных активов предприятия с учетом оценки инновационных качеств отдельных альтернативных их видов.
2. Выбор вида финансового лизинга. В основе такого выбора лежит классификация видов финансового лизинга и оценка следующих основных факторов:
• страна-производитель продукции, являющейся объектом финансового лизинга;
• рыночная стоимость объекта финансового лизинга;
• развитость инфраструктуры регионального лизингового рынка;
• сложившаяся практика осуществления лизинговых операций по аналогичным объектам лизинга;
• возможности эффективного использования лизингополучателем актива, являющегося объектом лизинга.
Рисунок 1.3. Основные этапы управления финансовым лизингом на предприятии
В процессе выбора вида финансового лизинга учитывается механизм приобретения лизингуемого актива, который сводится к трем альтернативным вариантам:
а) предприятие-лизингополучатель самостоятельно осуществляет отбор необходимого ему объекта лизинга и конкретного производителя – продавца имущества, а лизингодатель оплатив его стоимость передает это имущество в пользование лизингополучателя на условиях финансового лизинга (эта схема принципиально применима и к возвратному лизингу);
б) предприятие-лизингополучатель поручает отбор необходимого ему объекта лизинга своему потенциальному лизингодателю, который после его приобретения передает его предприятию на условиях финансового лизинга (такая схема наиболее часто используется при внешнем лизинге);
в) лизингодатель наделяет предприятие-лизингополучатель полномочиями своего агента по заказу предполагаемого объекта лизинга у его изготовителя и после его оплаты передает приобретенное им имущество лизингополучателю на условиях финансового лизинга (такая схема наиболее часто используется при внутреннем лизинге).
Таким образом, процесс выбора вида финансового лизинга совмещается обычно с процессом выбора и потенциального лизингодателя.
3. Согласование с лизингодателем условий осуществления лизинговой сделки. Это наиболее ответственный этап управления финансовым лизингом, во многом определяющий эффективность предстоящей лизинговой операции.
В процессе этого этапа управления согласовываются следующие основные условия (рис. 1.4)
Рисунок 1.4 Характеристика основных условий осуществления лизинговой операции, подлежащих согласованию с лизингодателем
Срок лизинга. В соответствии с механизмом финансового лизинга такой срок определяется обычно общим периодом амортизации лизингуемого имущества. По международным стандартам он не может быть ниже периода 75%-ой амортизации объекта лизинга (с последующей его продажей лизингополучателю по остаточной или ликвидационной стоимости).
Сумма лизинговой операции. Размер этой суммы должен обеспечивать возмещение лизингодателю всех затрат по приобретению объекта лизинга; кредитного процента за отвлекаемые им на длительный период денежные ресурсы; комиссионное вознаграждение, покрывающее его операционные расходы по обслуживанию лизинговой операции; налоговые платежи, обеспечивающие получение чистой прибыли.
Условия страхования лизингуемого имущества. В соответствии с действующей практикой страхование имущества – объекта лизинга осуществляет лизингополучатель в Пользу лизингодателя. Отдельные аспекты этого страхования подлежат согласованию сторон. Форма лизинговых платежей. Хотя видами лизинга предусматриваются различные формы осуществления лизинговых платежей, в практике финансового лизинга применяется обычно денежная форма. При косвенном финансовом лизинге денежная форма лизинговых платежей является, как правило, обязательным условием, а при прямом – по согласованию сторон могут допускаться компенсационные платежи в форме товаров и услуг.
График осуществления лизинговых платежей. По срокам внесения этих платежей различают:
• равномерный поток лизинговых платежей;
• прогрессивный (нарастающий по размерам) поток лизинговых платежей;
• регрессивный (снижающийся по размерам) поток лизинговых платежей;
• неравномерный поток лизинговых платежей (с неравномерными периодами и размерами их выплат).
При согласовании графика осуществления лизинговых платежей предприятие должно исходить из своих финансовых возможностей, размера и периодичности генерируемых денежных потоков с использованием лизингуемых активов, а также стремиться к минимизации общего размера лизинговых платежей в настоящей стоимости. Такая минимизация обеспечивается путем сравнения дисконтируемых потоков лизинговых платежей различных видов (формула, по которой осуществляется такое дисконтирование лизинговых платежей, рассмотрена ранее).
Система штрафных санкций за просрочку лизинговых платежей. Обычно такие штрафные санкции строятся в форме пени за каждый день просрочки очередного платежа, которая призвана возместить лизингодателю его прямые потери и упущенную выгоду.
Условия закрытия сделки при финансовой несостоятельности лизингополучателя. По условиям финансового лизинга договор не может быть расторгнут по инициативе лизингополучателя (за исключением случая, когда лизингодателем не были соблюдены условия приобретения и поставки лизингуемого имущества). Если же лизингополучатель в процессе действия договора в силу финансовой несостоятельности был объявлен банкротом, сумма закрытия сделки включает в себя невыплаченную часть общей суммы лизинговых платежей, сумму пени за просрочку платежей, а также неустойку, определенную договором. Возмещение суммы закрытия лизинговой сделки осуществляется страховой компанией или за счет проданного имущества предприятия-банкрота.
4. Оценка эффективности лизинговой операции. Такая оценка проводится путем сравнения настоящей стоимости денежного потока при лизинговой операции с денежным потоком по аналогичному виду банковского кредитования (методика и пример осуществления такого сравнения рассмотрены ранее).
5. Организация контроля за своевременным осуществлением лизинговых платежей. Лизинговые платежи в соответствии с графиком их осуществления включаются в разрабатываемый предприятием платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга его текущей финансовой деятельности.
Критерием принятия управленческих решений о приобретении или аренде отдельных видов основных средств, является сравнение суммарных потоков платежей при различных формах финансирования обновления имущества.
Эффективность денежных потоков сравнивается последовательно основным вариантам финансирования.
2. Приобретение обновляемых активов в собственность за счет долгосрочного банковского кредита.
3. Аренда (финансовый лизинг) активов, подлежащих обновлению.
Типичная лизинговая сделка выглядит следующим образом.
1. Пользователь (после вступления в лизинговые отношения лизингополучатель) сообщает лизинговой компании, какое оборудование ему необходимо.
2. Лизинговая компания, убедившись в ликвидности проекта, покупает это оборудование у фирмы-изготовителя, или другого юридического, или физического лица, продающего имущество, являющееся объектом лизинга.
3. Лизинговая компания (лизингодатель), став собственником оборудования, передает его во временное пользование с правом дальнейшего выкупа (определяется договором) лизингополучателю, получая взамен лизинговые платежи.
Заключение
Анализ мирового опыта показывает, что в последние годы лизинговые операции стали неотъемлемой частью стабилизации и развития экономики во многих странах. Темпы прироста лизинга в них значительно превышают темпы прироста частных капиталовложений в производство машин и оборудования. Лизинг широко используется при сбыте продукции как на внутренних, так и на внешних рынках.
В настоящее время в России существует несколько подходов к развитию международных лизинговых услуг.
· все коммерческие и политические риски лизингодателя (зарубежной лизинговой компании) перестраховываются специальными уполномоченными институтами (нерезидентами). Благодаря этому создаются условия для заключения лизинговых соглашений напрямую между лизинговой компанией (нерезидентом) и российским потребителем (лизингополучателем). К сожалению, такая схема лизинга не стимулирует российского производителя имущества, однако на лизинговом рынке она присутствует, имея немалый объем услуг.
· наряду с поощрением конкуренции в финансовой сфере такие институты, как, например, Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и другие, оказывают содействие в обеспечении широкого диапазона финансовых услуг, в том числе и лизинговых. При этом отбор претендентов на получение инвестиций осуществляется на основе опыта работы в лизинговой финансовой сфере исходя из существования зарубежного стратегического партнера с опытом проведения лизинговых операций и др. Однако в России этот подход пока не получил достаточно широкого распространения.
Объясняется это в основном тем, что наряду с жестким таможенным и налоговым законодательством существуют серьезные ограничения на деятельность нерезидентов в российском финансовом секторе. При этом такое положение заинтересованы сохранять российские банки, а также крупные лизинговые компании, поскольку указанные ограничения вынуждают иностранные лизинговые компании сотрудничать с ними по схеме сублизинга или по другим схемам долевого участия (с малыми лизинговыми компаниями России).
Список использованной литературы и источников
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года
2. Гражданский кодекс РФ: часть I от 30.11.94 (в ред. изменений и дополнений от 12.08.96), часть II от 26.01.96 (в редакции изменений и дополнений от 24.10.97).
3. Конвенция УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» от 28.05.88 (по состоянию на 31.12.94).
4. Федеральный закон «О присоединении РФ к конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» № 16-ФЗ от 08.02.98.
5. Гражданское право: Учебник / Под ред. С.П. Гришаева. - М., 1998.
6. Гражданское право. Учебник. Часть 1. / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М., 1999.
7. Газман В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. - М., 1997.
8. Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. - М., 1996.
9. Балтус П., Майджер Б. Школа европейского бизнеса. Лизинг-ревю. - М., 1996.
10. Гладких Р. А. Лизинг как форма инвестиционной деятельности //Бизнес и банки, - М, №30, 1998.
11. Голощапов В. Развитие лизинга в России: реальность и перспективы // Финансовый бизнес, - М, № 7, 1996.
12. Газман В. Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. - М, Фонд «Правовая культура», 1997.
13. Горемыкин В. А. Лизинг. - М, 1997.
14. Комментарии к I части Гражданского кодекса РФ под ред. Садикова О.Н. - М., 1997.
15. Комментарии ко II части Гражданского кодекса РФ под ред. Садикова О.Н. - М., 1997.
16. Козлов Д. Лизинг: новые горизонты предпринимательства // Экономика и жизнь, №29, июнь, 1997.
17. Лукасевич И. Я. Анализ финансовых операций. - М., 1998.
18. Материалы Международной конференции по развитию лизинга в РФ, М., 1996 г.
19. Масленченков Ю. Краткая характеристика законодательной базы лизинга и основных его субъектов //Финансист- М, №9, 1998.
20. О развитии лизинга в инвестиционной деятельности. - Финансовая аренда. Лизинг, - М, Приор, 1996.
21. Прилуцкий Л. Российский лизинговый бизнес подводит итоги и намечает задачи //Финансовые известия- М, №32, 1998.
22. Сусанян К.Г. Лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами - М., 1992.
23. Чекмарева Е.Н. Лизинговый бизнес. - М., 1993.
24. Чиненков А. Е. Финансовая аренда (лизинг) и ее правовое регулирование //Бухгалтерия и банки, - М, №3, 1997.
25. Хабов В.И., Старинович А.И. Организационные формы управления лизингом// Управление социальных и экономических системах: Материалы научн.практ.конф. В 2 т./ Негос.ин-т управл. - Минск, 2000. - Т 2. - С.44-46.
26. Куприянов А. Финансовая аренда (лизинг) в вопросах и ответах //"Финансовая газета " № 51 (523) декабрь 2001 г.
27. Лизинг: эффективный способ развития материально-технической базы предприятия //"Финансовая газета" № 19 2001
[1] . Утратил силу в соответствии с Указом Президента РФ от 22.04.99г. №524
[2] Утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.07.99г. №794.
[3] Далее по тексту – ГК РФ
[4] Далее по тексту - НК РФ.
[5] Далее по тексту - ТК РФ.
[6] Закон РФ от 08.02.98г №16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге».