Содержание

Понятие участников ценных бумаг, их классификация.......................... 3

Обращение эмиссионных ценных бумаг на вторичном рынке............ 10

Список литературы..................................................................................... 14

Понятие участников ценных бумаг, их классификация

Состав участников рынка ценных бумаг зависит от той ступени, на какой находится производство и банковская система, а также каковы экономические функции государства. Этим определяется способ финансирования производства и государственных расходов. Важным является также и объем накопления средств у населения сверх удовлетворения необходимых текущих потребностей. Если мелкое производство финансируется за счет собственных накоплений и капиталов собственников – владельцев производства и банковских кредитов, то крупное акционерное производство финансирует свои капитальные затраты почти полностью за счет эмиссии акций и облигаций. Результатом является отделение собственности и финансирования предприятий от самого производства. Государство в лице центрального правительства и местных органов власти со временем все в большей степени прибегает к заимствованию средств для финансирования бюджетных расходов в дополнение к взиманию налогов, а также в интервалах между поступлениями налогов. Главную массу эмитентов акций составляют нефинансовые корпорации. они же выпускают среднесрочные и долгосрочные облигации, предназначенные как для пополнения их основного капитала, так и для реализации различных инвестиционных программ, связанных с расширением и модернизацией производства.

Правительство выпускает долговые обязательства широкого спектра сроков от казначейских векселей сроком в 3 месяца до облигаций сроком 30, а иногда и 50 лет[1].

Таким образом, эмитентами ценных бумаг являются те, кто заинтересован в краткосрочном или долгосрочном финансировании своих текущих и капитальных расходов и при этом может доказать, что ему как заемщику, должнику и предпринимателю можно доверять.

 В принципе эмитенты ценных бумаг могут сами разместить (то есть продать) свои обязательства в виде ценных бумаг. Однако сложный механизм эмиссии в условиях конкуренции, потребность в гарантированном размещении ценных бумаг требует не только больших расходов, но и профессиональных знаний, специализации, навыков. Поэтому эмитенты в подавляющем большинстве случаев прибегают к услугам профессиональных посредников – банков, брокеров, инвестиционных компаний. Все они в данном случае, как организаторы и гаранты, являются посредниками на рынке ценных бумаг.

Те, кто вкладывает средства в ценные бумаги с целью извлечения дохода, являются инвесторами. На рынке денежных ценных бумаг в качестве инвесторов доминируют банки, которые в то же время как посредники частично размещают краткосрочные бумаги у своих клиентов (например, коммерческие банки одних корпораций предлагают другим корпорациям). На рынке капитальных ценных бумаг наблюдается историческая эволюция от преобладания индивидуальных инвесторов к доминированию институционных инвесторов. Появление институциональных инвесторов - важный этап в развитии рынка ценных бумаг. Возникает возможность чрезвычайного расширения круга покупателей финансовых инструментов, а соответственно рассредоточения риска помещения средств в ценные бумаги.

Частные лица, как масса, население начинают вкладывать средства в ценные бумаги лишь тогда, когда они достигают достаточной степени личного богатства, которым нужно управлять, то есть держать в форме капитала - финансовых активов, приносящих доход.

Траст-департаменты коммерческих банков стали первыми институциональными инвесторами, которые стали вкладывать в ценные бумаги средства, доверенные им их клиентами для доходного помещения. Так, в США в конце 80-х годов траст-департаменты банков управляли активами частных лиц и деловых предприятий на сумму порядка 775 миллиардов долларов.

Крупнейшими инвесторами сначала в США, а затем и в других развитых странах стали страховые компании и пенсионные фонды - государственные, местных органов власти, корпоративные. Все свои свободные средства они инвестируют в наиболее надежные ценные бумаги, извлекая огромные доходы. Активы пенсионных фондов в США в конце 80-х годов составляли примерно 2, 4 триллиона долларов.

Большую роль в качестве инвесторов приобретают так называемые взаимные фонды, или инвестиционные фонды - крупные финансовые учреждения, возникшие еще в 20-х годах текущего века, но особенно быстро развившиеся за последние 20 лет. Фонд - это управляемый портфель ценных бумаг. Отдельные инвесторы покупают долю в этом фонде, получая в свое распоряжение некий усредненный актив, приносящий доход с усредненным риском. В США после второй мировой войны чистые активы всех взаимных фондов составили сумму порядка 1 миллиарда долларов, в конце 1980-х годов они превысили 800 миллиардов долларов.

Операции на биржах проводят только профессионалы, объединенные биржевым комитетом. Вначале это были простые посредники – маклеры, но впоследствии среди них произошла четкая специализация по различным видам биржевой деятельности. Посредников в биржевых операциях называют по-разному: биржевые маклеры, куртье, комиссионеры, брокеры и стокброкеры. Все они работают за вознаграждение – куртаж, выраженный в процентах или долях процента от общей суммы сделки. Маклеры ведут расчетные записи - бродеро, которые подписывают обе стороны. Они обязаны быть беспристрастными, не должны засвой счет участвовать в коммерческих делах клиентов, не могут передавать кому-либо свои функции.

Важнейшую посредническую роль на рынке ценных капитальных бумаг играют инвестиционные банки - особые финансовые институты, которые занимаются организацией и гарантированием реализации публичного размещения прежде всего акций. В качестве консультанта по всем финансовым вопросам, связанным с эмиссией, банк вместе с потенциальным эмитентом определяет реальные и наиболее экономичные возможности выхода на конкретный рынок, а затем в качестве ведущего гаранта берет на себя обязанность организовать синдикат или другую группу, которая обеспечит полное размещение выпущенных ценных бумаг. В случае неправильной оценки ситуации банк рискует не разместить бумаги, оставить их у себя, а затем продать со скидкой. В США старейшей (с 1885 года) и крупнейшей компанией - инвестиционным банком - является "Мерилл Линч". На конец 80-х годов у нее было несколько миллионов клиентов в США и за рубежом, в том числе частные лица, фирмы и правительства, она имеет около полусотни отделений в 40 странах мира.

Рынок ценных бумаг входит как элемент в систему финансового рынка и, в свою очередь, подразделяется на первичный и вторичный, а вторичный – на биржевой и внебиржевой (рис. 1).

Рынок банковских ссуд определяется деятельностью банков, связанной с кредитными и депозитными операциями. Когда же банки работают с ценными бумагами, они входят в систему фондового рынка. Первичный рынок – это рынок первичной и последующих эмиссий, то есть первичное размещение ценных бумаг; на вторичном рынке обращаются ранее эмитированные на первичном рынке ценные бумаги. Биржевой рынок охватывает рынок операций с ценными бумагами, проходящими через фондовую биржу; операции внебиржевого рынка совершаются вне фондовой биржи.

Рис. 1

Подводя некоторый итог, можно дать более полное определение рынка ценных бумаг:

Рынок ценных бумаг – это часть финансового рынка, обеспечивающая возможность быстрого (оперативного) перелива финансовых средств в различные секторы экономики и способствующая активизации инвестиций.

Рынок ценных бумаг занимает чрезвычайно важное (ключевое) место в системе рыночных отношений; без него нормальные рыночные отношения невозможны. Основные функции рынка ценных бумаг:

1.     Регулирует и направляет финансовые потоки (если представить рынок как живой организм, то рынок ценных бумаг регулирует кровообращение; без постоянного движения капитала и инвестиций рынок умрет, как организм без кровообращения).

2.     Является механизмом привлечения инвестиций (как физических, так и юридических лиц), прежде всего через покупку корпоративных ценных бумаг.

3.     Служит механизмом привлечения денег в бюджет государства (в основном через государственные ценные бумаги).

4.     Является механизмом естественного отбора в экономике (в основном за счет борьбы за контрольный пакет акций).

Кроме всего вышесказанного, рынок ценных бумаг является объективным механизмом регулирования финансовых потоков в приоритетные отрасли экономики и предприятия.

Пойдем по ступеням логического анализа. Цена акций зависит от многих факторов, но один из главных – величина дивидендов. Чем больше дивиденд, тем выше цена акции, а величина дивиденда зависит от прибыли предприятия. Высокую прибыль имеют те предприятия, у которых хорошие технико-экономические показатели. Для этого нужно выпускать качественную продукцию с низкими затратами. Если на продукцию есть спрос – значит, данное производство в данный момент обществу необходимо. Прибыль предприятия растет, увеличивается дивиденд и повышается цена акции этого предприятия – естественно, население и различные корпорации скупают его акции. Тем самым финансовые потоки перекачиваются в отрасли, которые нужны обществу в данный момент. Таким образом: 1) деньги населения не лежат «в чулке», а работают на рост общественного производства и сферы услуг; 2) происходит инвестирование нужных обществу отраслей; 3) все эти процессы находятся в постоянном движении и мгновенно реагируют на изменение ситуации.

Это классический пример действия закона экономической заинтересованности через рынок ценных бумаг. При таком процессе мало кто думает об общественном благе, но объективные экономические законы как бы заставляют работать в указанном направлении.

В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками.

В этом смысле понятие рынка ценных бумаг не отличается и не может отличаться от определения рынка любого другого товара, например нефти. Отличия появляются, если сравнить сам объект исследуемого рынка. Номенклатура рынка ценных бумаг соответствует не рынку какого-то отдельного товара, а товарному рынку в целом. Далее, если товары производятся на заводах и фабриках, то ценные бумаги выпускаются в обращение. Чтобы товар дошел до своего потребителя, нужна своя организация товародвижения, а для ценной бумаги – своя. Товар продается один или несколько раз, а ценная бумага может продаваться и покупаться неограниченное число раз. Рынок ценных бумаг – это составная часть рынка любой страны. Основой рынка ценных бумаг являются товарный рынок, деньги и денежный капитал. Первый является надстройкой над вторым, производным по отношению к ним.

Классификации видов рынков ценных бумаг имеют много сходства с классификациями самих видов ценных бумаг. Так различают:

·        Международные и национальные рынки ценных бумаг;

·        Национальные и региональные (территориальные) рынки;

·        Рынки конкретных видов ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.)

·        Рынки государственных и корпоративных (негосударственных) ценных бумаг;

·        Рынки первичных и производных ценных бумаг.

Смысл той или иной классификации рынка ценных бумаг определяется ее практической значимостью.

Обращение эмиссионных ценных бумаг на вторичном рынке

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от того, кто выступает эмитентом, поэтому данный Закон также распространяется и на эмиссию и обращение государственных и муниципальных ценных бумаг. Вместе с тем для таких ценных бумаг установлены особенности эмиссии и обращения, которые регламентируются Бюджетным кодексом РФ[2] и Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»[3]. Эмитентом государственных ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета; эмитентом ценных бумаг субъекта Российской Федерации - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий указанные функции. Эмитентом ценных бумаг муниципального образования выступает исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий аналогичные функции. Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам.

Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть в документарной или бездокументарной форме, при этом возможен выпуск именных ценных бумаг в документарной форме с обязательным централизованным хранением в депозитарии (глобальный сертификат).

По именным ценным бумагам Российской Федерации реестр владельцев ценных бумаг не ведется.

Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг может осуществляться отдельными выпусками. В рамках выпуска могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг. Решением о выпуске может быть предусмотрено деление выпуска на транши.

Транш – это часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг этого выпуска, не совпадающую с датой первого размещения.

Закон устанавливает определенные требования к валюте обязательств, возникающих в результате эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг. Обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте Российской Федерации. Аналогичные обязательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, составляющие внешний долг Российской Федерации и внешний долг субъектов Российской Федерации, должны быть выражены в иностранной валюте. Следует учитывать, что субъекты Российской Федерации могут осуществлять эмиссию государственных ценных бумаг, приводящую к образованию внешнего долга, только при соблюдении следующих условий:

• предоставление при государственной регистрации проспекта ценных бумаг сведений о доходах, расходах, размере дефицита бюджета и источниках его финансирования за три последних года, предшествующих эмиссии;

• обеспечение исполнения своих бюджетов;

• получение разрешения на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала;

• получение в соответствии с международными стандартами кредитного рейтинга, определяемого не менее чем двумя ведущими международными рейтинговыми агентствами;

• соблюдение требований к объему заимствований и объему расходов на погашение и обслуживание всех видов долговых обязательств.

Законодательство устанавливает приоритет внешних заимствований Российской Федерации по отношению к выпуску внешних займов субъектов Российской Федерации.

Определяя порядок возникновения обязательств Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования по государственным и муниципальным ценным бумагам, законодательство устанавливает, что Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления утверждают Генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг в форме нормативных правовых актов. Эмитент в соответствии с Генеральными условиями принимает документ, также в форме нормативно-правового акта, содержащий условия эмиссии и обращения ценных бумаг. Условия эмиссии ценных бумаг подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Генеральными условиями и условиями эмиссии эмитент принимает решение об эмиссии отдельного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг. Решение о выпуске должно быть заверено печатью эмитента и подписано руководителем эмитента.

Условия, содержащиеся в решении о выпуске, должны быть опубликованы в средствах массовой информации или раскрыты эмитентом иным способом не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения.

Раскрытие информации о государственных и муниципальных ценных бумагах осуществляется путем опубликования Генеральных условий, условий эмиссии, опубликования и (или) раскрытия иным способом информации, содержащейся в решении о выпуске, а также иной информации, связанной с решением о выпуске.

Помимо этой информации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны ежеквартально публиковать отчеты об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Представляется, что принятие специального закона, посвященного эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, следует рассматривать как положительное явление в нашем законодательстве, направленное на развитие рынка ценных бумаг, поскольку государство продолжает оставаться лидером среди российских эмитентов, несмотря на заметно пошатнувшееся доверие к государственным ценным бумагам после августовского кризиса 1998 г.

Список литературы

1.     Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918

2.     Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.) // Российская газета от 29 декабря 1995 года

3.     Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3814

4.     Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и о внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»» от 28 декабря 2002 г. № 185-ФЗ // СЗ РФ. 2002. №52 (ч. 2). Ст. 5141

5.     Андреев В.К. Рынок ценных бумаг. Правовое регулирование: Курс лекций. М.,1998

6.     Баринов А. Понятие и юридическая природа сертификатов ценных бумаг // Юрист. 2001. № 10

7.     Белов В.А. Бездокументарные ценные бумаги: Научно-практический очерк. М., 2001

8.     Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. М., 1996

9.     Белов В.А. Ценные бумаги как объекты гражданских прав: Вопросы теории: Диссертация в форме научного доклада. М., 1996

10.            Гордон В.М. Система советского торгового права. М., 1924

11.            Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. 1. М., 1998

12.            Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. Т. I. М., 2000

13.            Демушкина Е. Ценные бумаги // Закон. 1995. № 7


[1] Морозов А.Ю. Ценные бумаги. - М., 1999. С. 78.

[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823

[3] Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3814