Содержание

Введение. 3

1. Понятие и основы деятельности представительного органа местного самоуправления. 5

1.1. Правовые основы деятельности представительного органа  местного самоуправления. 5

1.2. Место представительного органа в системе органов власти местного самоуправления. 7

2. Деятельность законодательного органа города Хабаровска. 11

2.1. Место и порядок формирования законодательного органа в системе муниципальных органов. 11

2.2. Структура законодательного органа местного самоуправления. 15

2.3. Полномочия законодательного органа местного самоуправления. 16

2.4. Организационные основы деятельности законодательного органа местного самоуправления. 19

2.5. Понятие муниципальной службы и муниципального служащего в Хабаровском крае. 24

Заключение. 26

Список использованных источников. 28

Введение

Среди проблем, которые приходится сегодня решать России, одно из первых мест занимает формирование экономических основ федеративных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами, в том числе и с местными органами власти (само­управления). Местное самоуправление представляет самостоятельный уровень реализации народом своей власти. При этом власть на уровне самоуправления народ осуществляет как самостоятельно (путем различных форм волеизъявления), так и через органы местного самоуправления.

За последнее время совершенствуются законодатель­ные основы развития местного самоуправления, сформирована ба­за для функционирования этого существенного общественного ин­ститута. Тем не менее, многие вопросы в этой области еще не ре­шены. Это касается определения границ компетенции местного са­моуправления, обеспечения его стабильными источниками доходов, формирования межбюджетных отношений, в частности, совершенствования системы местного налогообложения и т.д.

Также существует проблема внутри системы местного самоуправления – разделение сфер влияния и полномочий между представительным органом и исполнительным органом местного самоуправления. Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Выделяют два вида органов местного самоуправления. К первому относится представительный орган местного самоуправления, создание которого является обязательным для всех муниципальных образований, за исключением тех из них, где в силу малочисленности населения и компактности его проживания функции представительного органа могут исполнять общие собрания (сходы) или конференции граждан. Второй вид представляют собой иные выборные, а также формируемые другими способами органы местного самоуправления, создание, полномочия и порядок деятельности которых полностью зависят от мнения населения муниципального образования, отраженного в его уставе. В системе местного самоуправления ведущее место занимает представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемый на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления проводятся в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о выборах.

Эти органы осуществляют два типа функций, объективно присущих каждому муниципальному образованию: представлять его интересы (проектная функция) и реализовывать эти интересы (программная функция). Представление интересов заключается в их выявлении и разработке в итоге проекта развития муниципального образования, а также в принятии необходимых решений, создающих правовую базу для реализации проекта, в форме правовых актов. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение основ деятельности представительного органа местного самоуправления.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-             Рассмотреть правовые основы деятельности представительного органа местного самоуправления;

-             Рассмотреть место представительного органа в системе органов местного самоуправления;

-             Охарактеризовать деятельность законодательного органа города Хабаровска.

 

1. Понятие и основы деятельности представительного органа местного самоуправления

1.1. Правовые основы деятельности представительного органа  местного самоуправления

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.[1]

Правовые основы деятельности представительного органа местного самоуправления регламентированы следующими нормативно-правовыми актами:

1. Конституция РФ. В главном законе  страны гарантируется местное самоуправление, право граждан на самоуправление (ст.130; гл.8).  Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.[2]

3. Устав муниципального образования. Устав муниципального образования является высшим нормативным правовым муниципального образования, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами регулирует организацию и деятельность местного самоуправления, формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, устанавливает структуру органов местного самоуправления, полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, правовое регулирование муниципальной службы, экономическую и финансовую основы осуществления местного самоуправления, ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц.[3]

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.[4]

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью населения менее 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Назначение и обеспечение проведения местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

1.2. Место представительного органа в системе органов власти местного самоуправления

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.[5]

Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

Установленный порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

-             7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

-             10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

-             15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

-             20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

-             25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

-             35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.[6]

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.[7]

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.[8]

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования.

В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.[9]

Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

2. Деятельность законодательного органа города Хабаровска

2.1. Место и порядок формирования законодательного органа в системе муниципальных органов

Структуру органов местного самоуправления в городе Хабаровске согласно Уставу составляют:

1) представительный орган городского округа - Хабаровская городская Дума;

2) глава городского округа - мэр города Хабаровска;

3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган городского округа) - администрация города Хабаровска.

Наименования органов местного самоуправления установлены Законом Хабаровского края от 28.04.2004 N 178 «О наименованиях органов местного самоуправления городского округа "Город Хабаровск».

Правовые основы деятельности исполнительно-распорядительный орган городского округа Хабаровск регламентированы следующими нормативно-правовыми актами:

-             Конституция РФ. В главном законе  страны закрепляется принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную (ст. 10). Гарантируется местное самоуправление, право граждан на самоуправление (ст.130; гл.8). Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

-             Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

-             Устав города Хабаровска. Устав городского округа "Город Хабаровск" является высшим нормативным правовым актом городского округа "Город Хабаровск", который в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, Уставом Хабаровского края, законами Хабаровского края регулирует организацию и деятельность местного самоуправления, формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, устанавливает структуру органов местного самоуправления, полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, правовое регулирование муниципальной службы, экономическую и финансовую основы осуществления местного самоуправления, ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц. Глава 5 определяет статус Городской Думы, его структуру, и основные принципы организации е го деятельности.

Правовую основу городского самоуправления кроме Устава муниципального образования составляют и другие правовые акты органов городского самоуправления и должностных лиц, которые регулируют общественные отношения в данной сфере деятельности. К ним, прежде всего, необходимо отнести:

-             Закон Хабаровского края от 28.05.2003 N 119 «О порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований в Хабаровском крае»;

-             Закон Хабаровского края от 26.03.2003 N 110 «О статусе главы муниципального образования в Хабаровском крае»

-             Закон Хабаровского края от 25.12.2002 N 88 «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления в Хабаровском крае»;

-             Закон Хабаровского края от 26.04.2000 N 215 «О правовых актах органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления в Хабаровском крае» (в ред. Законов Хабаровского края от 28.03.2001 N 297, от 30.01.2002 N 5, от 24.12.2003 N 164)

-             Закон Хабаровского края от 29.06.1999 N 138 «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Хабаровском крае» (в ред. Законов Хабаровского края от 01.03.2000 N 188, от 26.09.2000 N 237, от 07.06.2001 N 310, от 26.09.2001 N 331, от 02.10.2002 N 58, от 24.12.2003 N 165, от 28.01.2004 N 167);

-             Закон Хабаровского края от 02.10.1997 N 51 «Об отзыве главы муниципального образования в Хабаровском крае» (в ред. Законов Хабаровского края от 02.07.1998 N 39, от 30.10.2002 N 68, от 11.02.2004 N 169);

-             Закон Хабаровского края от 29.05.1996 N 48 «Об организации местного самоуправления в Хабаровском крае» (в ред. Законов Хабаровского края от 01.10.1996 N 67, от 30.07.1997 N 33, от 03.06.1998 N 25, от 29.09.1999 N 155, от 26.09.2000 N 241, от 26.09.2001 N 329, от 26.09.2001 N 331, от 27.11.2001 N 357, от 29.05.2002 N 28, от 26.06.2002 N 34, от 26.03.2003 N 110)

-             Закон Хабаровского края от 27.03.1996 N 21 «О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в Хабаровском крае» (в ред. Законов Хабаровского края от 30.10.2002 N 67, от 01.10.2003 N 141);

-             Закон Хабаровского края от 29.02.1996 N 6 «О назначении выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления Хабаровского края» (в ред. Закона Хабаровского края от 30.07.1997 N 36);

-             Регламент Городской Думы Хабаровска от 25 января 2005 г. N 7. Регламент Хабаровской городской Думы (далее - Регламент) является нормативным правовым актом, устанавливающим в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действующим федеральным и краевым законодательством, Уставом городского округа "Город Хабаровск" порядок внутренней организации и деятельности, основные правила и процедуры работы Хабаровской городской Думы. Цель Регламента состоит в создании правовых и организационных основ деятельности Хабаровской городской Думы и обеспечении законности принимаемых ею актов. Регламент обязателен для исполнения депутатами Хабаровской городской Думы, должностными лицами и органами Хабаровской городской Думы, органами и лицами, обладающими правом правотворческой инициативы, а также лицами, принимающими участие в работе Хабаровской городской Думы и ее органов.

Городская Дума является представительным органом местного самоуправления. Городская Дума осуществляет свои полномочия в коллегиальном порядке. Городская Дума правомочна, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. В случае если в городскую Думу избрано менее двух третей от установленного числа депутатов, то заседания вновь избранной Думы не проводятся, а сохраняются полномочия прежнего состава городской Думы до дня избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов городской Думы нового созыва.[10]

Городская Дума обладает правами юридического лица. Расходы на обеспечение городской Думы предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Выборы в городскую Думу регламентируются  Избирательным Кодексом Хабаровского края от 26 ноября 2003 года N 154. Цель Избирательного кодекса Хабаровского края состоит в правовом регулировании назначения, подготовки, проведения выборов и определения результатов выборов депутатов Законодательной Думы Хабаровского края, Губернатора Хабаровского края, депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, в обеспечении гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации на выборах в Хабаровском крае.

Городская Дума состоит из тридцати пяти депутатов, избранных на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать депутатов Думы, Губернатора, депутатов представительного органа местного самоуправления, главу муниципального образования, участвовать в иных избирательных действиях, предусмотренных настоящим кодексом и проводимых законными методами.

Выборы депутатов представительного органа местного самоуправления Хабаровска нового созыва назначаются соответствующим представительным органом местного самоуправления.

2.2. Структура законодательного органа местного самоуправления

Хабаровская городская Дума состоит из тридцати пяти депутатов, избранных на муниципальных выборах. Для организации деятельности городской Думы, осуществления представительных, контрольных функций и других полномочий городская Дума создает из состава депутатов органы городской Думы.[11]

К органам городской Думы относятся постоянные и временные комитеты и комиссии, рабочие группы.

Постоянные комитеты являются основными органами городской Думы. Перечень вопросов ведения, порядок формирования, структура, полномочия и организация работы постоянных комитетов определяются городской Думой. Комиссия по мандатам, регламенту и депутатской этике избирается из числа депутатов на первом заседании городской Думы и осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением, принятым городской Думой.

2.3. Полномочия законодательного органа местного самоуправления

В исключительной компетенции городской Думы находятся:

1) принятие Устава города Хабаровска и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития города Хабаровска, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

8) определение порядка участия города Хабаровска в организациях межмуниципального сотрудничества;

9) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

10) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.[12]

К полномочиям городской Думы также относятся:

1) принятие решения о назначении местного референдума в соответствии с действующим законодательством;

2) утверждение генерального плана города Хабаровска и правил застройки города Хабаровска;

3) установление дополнительных льгот и пособий для жителей города Хабаровска при наличии заключения администрации города;

4) утверждение порядка выпуска местных займов;

5) установление порядка реализации правотворческой инициативы граждан; порядка проведения опроса граждан; порядка проведения публичных слушаний;

6) присвоение звания "Почетный гражданин города Хабаровска";

7) принятие решения по вопросам административно-территориального устройства города Хабаровска в соответствии с действующим законодательством;

8) реализация права законодательной инициативы в Законодательной Думе Хабаровского края;

9) утверждение структуры администрации города по представлению мэра города;

10) осуществление контроля за исполнением собственных решений;

11) досрочное прекращение полномочий городской Думы в результате самороспуска, досрочное прекращение полномочий председателя Думы и его заместителя;

12) принятие отставки мэра города;

13) формирование избирательных комиссий в соответствии с федеральным и краевым законодательством;

14) принятие решения о создании за счет средств местного бюджета муниципального казначейства для управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета, утверждение Положения о муниципальном казначействе.

Городская Дума осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральными и краевыми законами к ведению представительных органов местного самоуправления. Городская Дума самостоятельно решает все вопросы, отнесенные к ее полномочиям.

Городская Дума осуществляет контроль за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц в пределах своих полномочий. С целью организации контрольных функций городская Дума вправе образовывать временные комиссии, рабочие труппы с привлечением специалистов, экспертов и аудиторов. Осуществляя контрольную деятельность, городская Дума может внести мэру города предложение об освобождении от занимаемой должности должностных лиц администрации города.

Полномочия городской Думы прекращаются со дня начала работы городской Думы нового созыва. Полномочия городской Думы могут быть прекращены досрочно:

1) в случае роспуска городской Думы в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом;

2) в случае принятия городской Думой решения о самороспуске. Решение о самороспуске принимается при условии, если за самороспуск проголосовало не менее двух третей депутатов, избранных в городскую Думу;

3) в случае вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов городской Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

4) в случае преобразования города Хабаровска,

Досрочное прекращение полномочий городской Думы влечет досрочное прекращение полномочий ее депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий городской Думы или досрочного прекращения депутатов городской Думы, влекущего за собой неправомочность городской Думы, выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.

2.4. Организационные основы деятельности законодательного органа местного самоуправления

Депутаты городской Думы осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. Денежное содержание депутату, осуществляющему свои обязанности на постоянной основе, выплачивается за счет средств местного бюджета. Число депутатов, работающих на постоянной основе, устанавливается решением Думы и не может быть более трех. Председатель городской Думы и заместитель председателя городской Думы осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Организацию деятельности городской Думы осуществляет председатель городской Думы. Обеспечение деятельности городской Думы производится администрацией города в порядке, установленном городской Думой.

Мэр города вправе участвовать в заседаниях городской Думы с правом совещательного голоса, вносить предложения и замечания по повестке дня, пользоваться правом внеочередного выступления. Предложения мэра города по повестке дня и предлагаемые им проекты правовых актов принимаются к обсуждению и рассматриваются в соответствии с Регламентом городской Думы в первоочередном порядке. Мэр города назначает своих постоянных полномочных представителей в городской Думе.

Основной организационной формой деятельности городской Думы являются заседания, на которых рассматриваются вопросы, отнесенные к полномочиям городской Думы. Заседания проводятся, как правило, 1 раз в месяц. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания по инициативе мэра города, председателя городской Думы, не менее одной трети от числа избранных депутатов городской Думы или не менее одного процента жителей города Хабаровска, обладающих избирательными правами. Инициатор проведения внеочередного заседания городской Думы представляет председателю городской Думы письменное заявление с перечнем предлагаемых к рассмотрению вопросов и необходимых документов.

Заседание городской Думы правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от числа избранных депутатов городской Думы. Первое заседание вновь избранной городской Думы созывается председателем избирательной комиссии города Хабаровска не позднее месяца со дня избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов городской Думы.

Первое заседание вновь избранной городской Думы открывает председатель избирательной комиссии города Хабаровска. До избрания председателя городской Думы заседание ведет старший по возрасту депутат.

Планирование деятельности Думы осуществляется, как правило, на основе перспективных (на срок не менее одного года) и календарных (на срок не более полугодия) планов. Планы работы Думы утверждаются решениями Думы. Проект плана работы Думы формируется председателем Думы в соответствии с предложениями, поступившими от мэра города, председателей постоянных комитетов Думы, отдельных депутатов Думы.

В плане работы Думы определяются сроки проведения заседания Думы (или периодичность проведения заседаний Думы), примерные наименования проектов решений и вопросов, выносимых на рассмотрение Думы, указываются ответственные за их подготовку.

Председатель городской Думы избирается тайным голосованием из числа депутатов на первом заседании городской Думы на срок полномочий городской Думы. Выдвижение кандидатов на должность председателя городской Думы производится депутатами городской Думы, мэром города, а также путем самовыдвижения. Избранным на должность председателя городской Думы считается тот кандидат, который получил более половины голосов от числа избранных депутатов городской Думы. Председатель городской Думы подотчетен городской Думе.

Полномочия председателя городской Думы:

а) председательствует на заседаниях городской Думы, созывает очередные и внеочередные заседания городской Думы, доводит до сведения депутатов время и место проведения заседаний, а также проект повестки дня;

б) представляет городскую Думу в отношениях с населением, в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в общественных объединениях и других организациях;

в) организует работу городской Думы, ее органов;

г) осуществляет руководство подготовкой заседаний городской Думы;

д) формирует и подписывает проект повестки дня заседаний городской Думы;

е) является распорядителем денежных средств, предусмотренных в местном бюджете на осуществление деятельности городской Думы, открывает и закрывает счета в банках;

ж) организует прием граждан, рассмотрение их обращений и заявлений;

з) направляет принятые городской Думой нормативные правовые акты мэру города для подписания и обнародования;

и) подписывает решения городской Думы ненормативного характера, постановления городской Думы, протоколы заседаний городской Думы и другие документы в соответствии с действующим законодательством;

к) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Уставом и решениями городской Думы.

Председатель городской Думы издает распоряжения по оперативным вопросам деятельности городской Думы и для организации исполнения принятых городской Думой решений и постановлений.

Председатель городской Думы может быть досрочно освобожден от должности в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по инициативе одного или нескольких постоянных комитетов городской Думы, группы депутатов численностью не менее одной трети от числа избранных депутатов, мэра города при условии внесения инициаторами в городскую Думу письменного мотивированного обоснования.

Городская Дума принимает правовые акты - решения и постановления.

Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, краевыми законами, Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Хабаровска, а также решения по вопросам организации деятельности городской Думы. Постановлением городской Думы оформляется принятие и направление мэру города нормативного правового акта городской Думы либо отклонение проекта нормативного правового акта.

Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов городской Думы, за исключением случаев, предусмотренных Уставом. Постановление считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа присутствующих на заседании городской Думы депутатов, за исключением случаев, установленных решениями городской Думы.

Решения по вопросам утверждения местного бюджета и отчета об его исполнении, установления местных налогов и сборов, досрочного прекращения полномочий городской Думы в случае самороспуска, принятия отставки мэра города, о принятии Устава города Хабаровска и внесении в него изменений и дополнений принимаются двумя третями от числа избранных депутатов городской Думы.

Правом внесения проектов решений на рассмотрение городской Думы (правом правотворческой инициативы) обладают мэр города, депутаты городской Думы, органы территориального общественного самоуправления, население города. Население города реализует свое право правотворческой инициативы в городской Думе в порядке, установленном городской Думой.

Нормативные правовые акты городской Думы, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение городской Думы только по инициативе мэра города или при наличии заключения мэра города.

Нормативный правовой акт, принятый городской Думой, направляется мэру города для подписания и обнародования. Мэр города имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый городской Думой. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в городскую Думу с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если мэр города отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается городской Думой. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов городской Думы, он подлежит подписанию мэром города в течение семи дней и обнародованию.

Официальное опубликование (обнародование) нормативных правовых актов городской Думы производится мэром города путем издания отдельного правового акта об опубликовании (обнародовании) решения городской Думы в средствах массовой информации. Правовой акт мэра города издается в течение 10 дней со дня поступления мэру города нормативного правового акта городской Думы. Нормативный правовой акт городской Думы вступает в силу со дня его подписания мэром города.

Нормативные правовые акты городской Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Правовой акт городской Думы может быть отменен или его действие может быть приостановлено городской Думой по собственной инициативе либо на основании решения суда.

2.5. Понятие муниципальной службы и муниципального служащего в Хабаровском крае

Нормативное правовое регулирование муниципальной службы в городе Хабаровске осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", частью второй Кодекса Хабаровского края о государственной и муниципальной службе, принимаемыми в соответствии с ними краевыми законами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, Положением о муниципальной службе в городе Хабаровске.

Муниципальная служба Хабаровского края - профессиональная деятельность по обеспечению полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществляемая лицами, замещающими муниципальные должности муниципальной службы.

К муниципальной службе также относится профессиональная деятельность на постоянной основе на должностях руководителей муниципальных организаций и учреждений, назначаемых органами местного самоуправления или выборными должностными лицами местного самоуправления.

Муниципальная служба на муниципальной должности, учреждаемой для непосредственного обеспечения полномочий депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, ограничена сроком, на который избираются указанные лица.

Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном Кодексом Хабаровского края о государственной и муниципальной службе" и уставом муниципального образования, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств соответствующего местного бюджета.

Должности, включаемые в штатное расписание государственных органов и органов местного самоуправления для технического обеспечения их деятельности, не относятся к государственным и муниципальным должностям. Условия и порядок замещения таких должностей регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены основы деятельности представительного органа местного самоуправления.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие вопросы:

-             Рассмотрены правовые основы деятельности представительного органа местного самоуправления;

-             Рассмотрено место представительного органа в системе органов местного самоуправления;

-             Охарактеризована деятельность законодательного органа города Хабаровска.

Представительный орган играет особую роль в системе мест­ного самоуправления. В соответствии с федеральным законода­тельством представительный орган наделяется полномочиями по решению ряда вопросов, которые не могут передаваться исполни­тельным органам власти. К исключительному ведению представи­тельных органов местного самоуправления относится:

1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муници­пального образования;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление порядка управления и распоряжения муници­пальной собственностью;

6) контроль за деятельностью органов местного самоуправле­ния и должностных лиц местного самоуправления, предусмотрен­ных уставами муниципальных образований.

Обычно представительный орган местного самоуправления со­стоит из депутатов, избираемых на основе всеобщих равных и прямых выборов. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального об­разования. В отдельных поселениях уставом муниципального об­разования в соответствии с законами субъектов Российской Феде­рации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями граждан.

Решения представительного органа местного самоуправления принимаются в коллегиальном порядке, однако разнообразие во­просов, решаемых данным органом, обычно создает необходи­мость выделения в его составе специализированных структурных подразделений. Среди получивших наибольшее распространение структурных единиц представительного органа следует отметить комитеты и комиссии по определенным направлениям деятельно­сти, группы (фракции) депутатов, сформированные по территори­альному или партийному признаку.

Комитеты формируются для работы по долгосрочным направ­лениям деятельности представительного органа местного само­управления и имеют постоянный административный аппарат. На­правления работы комитетов обычно не зависят от социально-политической конъюнктуры и остаются неизменными на протяже­нии длительного времени. В качестве примера можно привести бюджетный комитет, налоговый комитет, комитет по земельным отношениям и т.п. Комиссии обычно формируются на временной основе для решения определенных вопросов (например, для под­готовки законопроекта, выработки стратегии, проведения согласи­тельных процедур). Постоянный штат служащих в комиссиях не создается. После выполнения задач, поставленных перед комисси­ей, она расформировывается.

Список использованных источников

1.           Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система Гарант 2004.

2.           Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ. – Справочная система Гарант.

3.           Устав городского округа «Город Хабаровск» от 13 июля 2004 года N 509 (в ред. Решения Хабаровской городской Думы от 05.10.2004 N 543). – Справочная система Гарант.

4.           Решение «Об утверждении регламента Хабаровской городской Думы» от 25 января 2005 г. N 7. – Справочная система Гарант.

5.           Закон Хабаровского края "О наименованиях органов местного самоуправления городского округа "Город Хабаровск" от 28.04.2004 N 178. – Справочная система Гарант.

6.           Закон Хабаровского края «О порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований в Хабаровском крае» от 28.05.2003 N 119. – Справочная система Гарант.

7.           Закон Хабаровского края «О порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований в Хабаровском крае» от 28.05.2003 N 119. – Справочная система Гарант.

8.           Закон Хабаровского края «О статусе главы муниципального образования в Хабаровском крае» от 26.03.2003 N 110. – Справочная система Гарант.

9.           Закон Хабаровского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления в Хабаровском крае» от 25.12.2002 N 88. – Справочная система Гарант.

10.      Закон Хабаровского края «О правовых актах органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления в Хабаровском крае» от 26.04.2000 N 215 (в ред. Законов Хабаровского края от 28.03.2001 N 297, от 30.01.2002 N 5, от 24.12.2003 N 164). – Справочная система Гарант.

11.      Закон Хабаровского края «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Хабаровском крае» от 29.06.1999 N 138 (в ред. Законов Хабаровского края от 01.03.2000 N 188, от 26.09.2000 N 237, от 07.06.2001 N 310, от 26.09.2001 N 331, от 02.10.2002 N 58, от 24.12.2003 N 165, от 28.01.2004 N 167). – Справочная система Гарант.

12.      Закон Хабаровского края «Об отзыве главы муниципального образования в Хабаровском крае» от 02.10.1997 N 51 (в ред. Законов Хабаровского края от 02.07.1998 N 39, от 30.10.2002 N 68, от 11.02.2004 N 169). – Справочная система Гарант.

13.      Закон Хабаровского края «Об организации местного самоуправления в Хабаровском крае» от 29.05.1996 N 48 (в ред. Законов Хабаровского края от 01.10.1996 N 67, от 30.07.1997 N 33, от 03.06.1998 N 25, от 29.09.1999 N 155, от 26.09.2000 N 241, от 26.09.2001 N 329, от 26.09.2001 N 331, от 27.11.2001 N 357, от 29.05.2002 N 28, от 26.06.2002 N 34, от 26.03.2003 N 110). – Справочная система Гарант.

14.      Закон Хабаровского края «О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в Хабаровском крае» от 27.03.1996 N 21 (в ред. Законов Хабаровского края от 30.10.2002 N 67, от 01.10.2003 N 141). – Справочная система Гарант.

15.      Конституционное законодательство Субъектов РФ. Авакьян С.А; Богданова Н.А. – М.: Наука, 2004.

16.      Местное самоупрваление. Справочник. - М.: Знание, 2005.

17.      Мишин А. А. Система органов власти муниципального образования. - М.: Наука, 2004.

18.      Полянов С.К. Муниципальное образование. Правовое положение и полномочия.– М.: Филинъ, 2005.

19.      Разделение властей: история и современность. / Спецкурс под ред. проф. М.Н. Марченко. - М.: МГУ, 2004.

20.      Чеботарев Г.Н. Принципы разделения властей в государственном и муниципальном управлении. – Тюмень: Изд-во Тюменского госуниверситета, 2003.

21.      Медушевский А.Н. Представительный орган местного самоуправления // Вестник Российской Академии наук. - № 1. - 2004. – с. 18 – 40.

22.      Шамшурин В.И. Правовые основы деятельности и полномочия представительного органа местного самоуправления (политология и политическая социология) // Социос. - № 10. - 2004. – с. 20 – 35.

 


[1] Медушевский А.Н. Представительный орган местного самоуправления // Вестник Российской Академии наук. - № 1. - 2004. – с. 19.

[2] Шамшурин В.И. Правовые основы деятельности и полномочия представительного органа местного самоуправления (политология и политическая социология) // Социос. - № 10. - 2004. – с. 22.

[3] Медушевский А.Н. Представительный орган местного самоуправления // Вестник Российской Академии наук. - № 1. - 2004. – с. 24.

[4] Полянов С.К. Муниципальное образование. Правовое положение и полномочия.– М.: Филинъ, 2005. – с. 184.

[5] Местное самоупрваление. Справочник. - М.: Знание, 2005. – с. 64.

[6] Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст.35 п.6.

[7] Медушевский А.Н. Представительный орган местного самоуправления // Вестник Российской Академии наук. - № 1. - 2004. – с. 30.

[8] Конституционное законодательство Субъектов РФ. Авакьян С.А; Богданова Н.А. – М.: Наука, 2004. – с. 116.

[9] Шамшурин В.И. Правовые основы деятельности и полномочия представительного органа местного самоуправления (политология и политическая социология) // Социос. - № 10. - 2004. – с. 26.

[10] Устав городского округа «Город Хабаровск» от 13 июля 2004 года N 509 (в ред. Решения Хабаровской городской Думы от 05.10.2004 N 543). – Справочная система Гарант. – ст. 20.

[11] Решение «Об утверждении регламента Хабаровской городской Думы» от 25 января 2005 г. N 7. – Справочная система Гарант. – ст.2.

[12] Устав городского округа «Город Хабаровск» от 13 июля 2004 года N 509 (в ред. Решения Хабаровской городской Думы от 05.10.2004 N 543). – Справочная система Гарант. – ст.25.