Содержание
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3
1. Функции управленческого учёта................................................................ 4
2. Задачи управленческого учета................................................................. 11
3. Метод управленческого учёта.................................................................. 12
Заключение.................................................................................................... 17
Практическая часть....................................................................................... 18
Задача 2..................................................................................................... 18
Задача 9..................................................................................................... 20
ВВЕДЕНИЕ
Управленческий учет — это не только наблюдение и обобщение текущих данных, не только анализ и оценка полученной информации, прежде всего это система внутреннего оперативного управления. Суть управленческого учета заключается в предоставлении информации, которая необходима или может пригодиться менеджерам в процессе управления предпринимательской деятельностью, причем в ракурсах и объемах, не присущих финансовому учету.
Управленческий учет приближен к объекту управления и территориально, и по времени. В системе управления он создает информацию:
- для обеспечения контроля посредством количественного сопоставления фактических результатов с расчетными в соответствии с организационной структурой организации или сегментами предпринимательства;
- в целях принятия грамотных управленческих решений и планирования посредством количественных данных, для оценки альтернативного направления действий.
Эти функции непосредственно встроены в систему управления хозяйственными операциями, структурными подразделениями и организацией в целом. Управленческий учет не может подменить или заменить финансового учета. Раздающиеся сейчас предложения, в том числе от высокопоставленных чиновников от экономики, о необязательности бухгалтерского финансового учета, поскольку есть налоговый и управленческий учет, основаны на недоразумении или незнании задач и функций разных видов учета. Управленческий учет нужен именно для внутреннего управления. Он не может решить задачи корпоративного управления и служить основой публичной бухгалтерской отчетности.
В теоретической части данной работы подробно рассматриваются функции, задачи и метод управленческого учета.
1. Функции управленческого учёта
Управленческий учет можно определить как систему планирования, учета, контроля, анализа и оценки информации о затратах и результатах деятельности как всего предприятия, так и его отдельных структурных подразделений с целью принятия оперативных (тактических) и прогнозных (стратегических) управленческих решений[1].
Понимание сущности управленческого учета позволяет выявить зависимость функций, выполняемых этим видом учета, от функций управления. Циклы управления обычно состоят из планирования, учета и контроля, оценки, непосредственно организационной работы, внутренних информационных связей и стимулирования.
Планирование представляет собой процесс описания вариантов действий, которые могут 6ыть осуществлены в будущем. Он включает в себя постановку цели; формулировку задач; изыскание путей решения задач для достижения поставленной цели; выбор вариантов альтернативных действий. На этой стадии руководитель должен иметь информацию о смете и предполагаемых источниках её исполнения.
Система управленческого учета обеспечивает необходимую информацию: а) для бюджетно-сметного планирования и нормирования; б) для контроля выполнения смет, нормативов, иных плановых показателей.
Хорошо составленные планы бывают настолько гибкими, что при определённых производственных ситуациях позволяют руководителю их изменять. Планы могут быть краткосрочными и долгосрочными. Перспективный план представляет прогноз администрации в отношении развития предприятия на 3-5 лет. Он предусматривает комплекс мер, которые должна провести администрация в настоящее или в ближайшее время. Например, так решают вопросы инвестиций в капитальные вложения, создание и освоение новой продукции, так как изменение ассортимента выпускаемой продукции страхует предприятие от риска снижения прибыли.
Для достижения и сохранения передовых позиций в конкурентной борьбе все в большей степени потенциальным направлением развития управленческого учета становится ориентация на бюджетное планирование, что соответствует новой концепции менеджмента - управлению по целям. В условиях рынка именно бюджетирование становится основой планирования - важнейшей функции управления.
Контроль - это проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера. Она включает в себя измерение состояния объекта: сопоставление фактических результатов с плановыми; пересмотр планов, если становится ясно, что они не могут быть выполнены; выявление и регулирование отклонений от запланированного. Контроль настолько тесно связан с планированием, что в обычной работе между ними не проводят грань. Любое управленческое решение основывается на оценке, в которой управленческое планирование и система контроля полностью взаимодействуют. На этой стадии управления руководитель имеет информацию в виде отчётов исполнителей, в которых даются результаты количественных измерений фактического состояния объекта. Часто в отчете отражается сравнение фактических и бюджетных результатов, а также отклонения. Это позволяет руководителю концентрировать внимание на негативных процессах и выявлять проблемы, требующие решения в будущем. Например, пересмотр обязательств по поставке продукции некоторым покупателям.
Учет и контроль неразрывно связаны в системе внутрифирменного управления: учет — один из системообразующих элементов управленческого учета обеспечивает контроль выполнения плановых задач, бюджетов и смет, нормативных показателей.
В системе управленческого учета отражается фактическая информация о расходах (доходах), запланированных в соответствующих бюджетах и сметах. До последнего времени в российском бухгалтерском учете специально не предусматривались счета для ведения управленческого учета. Нужная информация для контроля расходов по статьям отдельных бюджетов и смет формировалась как побочная аналитическая информация на счетах финансового учета. Между тем управленческий учет содержит внутреннюю конфиденциальную информацию, которую нежелательно раскрывать всем внешним пользователям, как это делается с информацией финансового учета.
В Плане счетов бухгалтерского учета предусматривается возможность обособленно использовать часть счетов по учету затрат на производство (раздел III) для ведения управленческого учета. Для успешного функционирования информационного механизма бюджетного контроля в системе управленческого учета необходимо выделение следующих внебалансовых регулирующих счетов из числа резервных раздела III "Затраты на производство": 22 "Бюджетные издержки центров ответственности", 24 "Отклонения в затратах центров ответственности", 27 "Результаты производственно-коммерческой деятельности центров ответственности"[2]. Может возникнуть вопрос: зачем две группы счетов по учету расходов, если всегда обходились одной? Предложенный вариант вытекает из требования п.8 ПБУ 10/99, в котором сказано, что при формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по элементам. Для целей управления организуется учет расходов по статьям затрат, перечень которых организация устанавливает самостоятельно. Перечень элементов расходов строго определен, а перечень калькуляционных статей каждая организация устанавливает самостоятельно.
Многие данные, необходимые в системе управленческого учета, не носят массового характера, т. е. индивидуальны. Для целей управленческого учета их можно и нужно фиксировать в оперативном порядке, без отображения на счетах бухгалтерского учета. Для многих решений данные, обобщаемые в системе внутреннего контроля, необходимо дополнять информацией из внешних источников, например данные об изучении рынка. Другие данные берутся из учета, не являющегося хозяйственным, например данные, характеризующие персонал организации, или технико-экономические показатели. Иными словами, управленческий учет отличается разнообразием источников информации и методов ее обработки.
Количественный аналитический учет материальных запасов, готовой продукции, покупных товаров, который традиционно ведется на счетах финансового учета, относится к управленческому конфиденциальному учету.
Оценка понимается как процесс анализа всей системы принятия решений. В этом случае определяется, была ли достигнута поставленная цель (обратная связь) и выясняются причины отклонений, недостатки планирования; неоптимальный набор действий, который привёл к увеличению оперативных решений; несоответствие системы контроля требованиям управления; выбор неверной цели.
Организационная работа заключается в создании организационной структуры предприятия, предназначенной для практической реализации поставленных целей (отделы, бюро, группы, подразделения и др.); распределение обязанностей между исполнителями; координация действий исполнителей на основе: внутренних информационных связей, объединяющих разные уровни управления; установлении каналов связи с использованием линейных и нелинейных отношений.
Функционирование системы управленческого учёта определяется организационной структурой предприятия. Производственная бухгалтерия предстаёт как система внутренней отчётности структурных подразделений. Учёт затрат на производство строится по центрам ответственности, что даёт информацию руководству предприятия об эффективности специализации, подчинённости, разделения полномочий в достижении целей.
Стимулирование - это средство мотивации участников производственного процесса, побуждающего уяснить цели и задачи предприятия и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают сметы и исполнительные отчёты об их выполнении.
Сметы содержат сбалансированные плановые показатели и ориентируют менеджеров на выполнение конечной цели предприятия. Исполнительные отчёты мотивируют обоснованность корректировки фактических результатов по отношению к запланированным, и стимулируют персонал предприятия к принятию мер по устранению отклонений либо к выявлению потенциальных проблем в будущем. Внутренняя отчётность создаёт основу для повышения эффективности системы контроля и регулирования, осуществляемой менеджерами.
Внутренняя информационная связь - это обмен информацией и отчётностью, позволяющий координировать действия структурных различных подразделений на достижение конечной цели; конкретизирующий задачи каждого подразделения на предстоящий бюджетный период; определяющий условия, в которых будет действовать каждый руководитель подразделения, и требования (потребности и ограничения) к нему смежных производственных подразделений. Исполнительные отчёты представляют любому менеджеру материал для анализа и оценки своих действий, которые привели к снижению.
Управленческий учет как организованная информационная система представляет целостный механизм, где существуют, как правило, три формы обмена информацией:
а) передача информации о задачах от начальника к подчиненному (нижестоящему) менеджеру и, наоборот, доклад подчиненного о выполнении задач в реальном масштабе времени;
б) периодически составляемые отчетные сводки и обзоры, рассматривающие общее состояние дел с выполнением плановых задач;
в) неформальные обсуждения состояния дел и хода выполнения поставленных задач.
В управленческом учете органично взаимодействуют все его составные элементы, формирующие систему внутренней информации, обеспечивающую эффективное управление организацией.
Система информации, создаваемая в рамках управленческого учета, дает возможность принятия важных экономических решений по следующим вопросам:
- сколько, какой продукции выгоднее производить (определение структуры производимой продукции);
- закупать полуфабрикаты или наладить их собственное производство (сравнение экономической выгоды при альтернативных возможностях);
- какие цены установить на продукцию (исходя не только из себестоимости продукции, но и из рыночных условий спроса, предложения, конкуренции, а также конкретной политики сбыта на данном предприятии, исходя из конкретных условий хозяйствования);
- какое оборудование приобретать (управление производственной мощностью предприятия);
- что следует изменить в организации и технологии производства (управление качеством продукции и повышение научно-технического уровня организации производства);
- насколько внутренняя инфраструктура предприятия обеспечивает эффективность производственного процесса (управление структурной организацией производственных помещений, цехов, складов и коммуникаций);
- как эффективнее использовать трудовые ресурсы (кадровая политика, социальная политика, управление персоналом и заработной платой);
- за счет каких конкретных финансовых источников осуществлять расширение производственной деятельности в условиях удорожания относительной стоимости привлеченных средств.
Обращаясь к отечественной системе учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, следует подчеркнуть необходимость определенных изменений в ее организации, технике и методике в соответствии с современными требованиями информационного обеспечения управления.
Прежде всего в улучшении нуждается действующая классификация затрат, основным недостатком которой является сохранение нацеленности главным образом на достоверное исчисление себестоимости выпускаемой продукции при ослаблении внимания к текущему контролю формирующих ее затрат и повседневному информационному обеспечению управления.
Функции управления и информация, обеспечивающая их действенность, позволяют сформулировать функции управленческой учёта:
- обеспечить информацией, необходимой для текущего планирования, осе уровни управления, контроля и принятия оперативных управленческих решений;
- формирование информации, которая служит средством внутренней связи между уровнями управления и различными структурными подразделениями одного уровня;
- оперативный контроль и оценка результатов деятельности внутренних подразделений и предприятия в целом в достижении цели;
- перспективное планирование и координация развития предприятия и будущем на основе анализа и опенки фактических результатов деятельности.
2. Задачи управленческого учета
Цель управленческого учета - помочь управляющим в принятии эффективных управленческих решений - реализуется в его задачах[3]:
1) формирование достоверной и полной информации о внутрихозяйственных процессах и результатах деятельности и предоставление этой информации руководству предприятия путем составления внутренней управленческой отчетности;
2) планирование и контроль экономической эффективности деятельности предприятия и его центров ответственности;
3) исчисление фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и определение отклонений от установленных норм, стандартов, смет;
4) анализ отклонений от запланированных результатов и выявление причин отклонений;
5) обеспечение контроля за наличием и движением имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов;
6) формирование информационной базы для принятия решений;
7) выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия.
Управленческий учет призван выполнять не только задачи текущего момента, но и работать на перспективу.
Управленческий учет решает три основные задачи[4]:
- определение долгосрочной бизнес-стратегии развития предприятия,
- оптимизация использования ресурсов компании,
- раскрытие той или иной информации для собственников и ведущих менеджеров предприятия.
Основная задача управленческого учета - подготовка необходимой информации для принятия оптимальных управленческих решений по совершенствованию процесса производства и тем самым оптимизация самого процесса управления.
Очень важной и принципиально отличной от финансового учета задачей управленческого является организация учета по центрам затрат и центрам ответственности. Это проводится с целью контроля за затратами по местам их возникновения для оценки усилий, приложенных к получению прибыли как основного условия деятельности организации. При этом поскольку производственное предприятие - это динамично функционирующая система, т.е. со временем приоритеты по направлениям деятельности могут изменяться, то и организация учета по центрам ответственности должна быть ориентирована на отражение этого фактора развития и управления предприятием.
3. Метод управленческого учёта
Методом управленческого учёта называется совокупность различных приёмов и способов, посредством которых отражаются объекты управленческого учёта в информационной системе предприятия[5]. В системе управленческого учёта его объекты имеют определённое специфическое отражение. Прежде всего, производственные ресурсы отражаются по состоянию, в движении, целесообразности их использования в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Метод управленческого учёта состоит из следующих элементов: документирование хозяйственных операций, инвентаризация, оценка, группировка и обобщение, контрольные счета, планирование, нормирование, лимитирование, анализ и контроль.
Документирование хозяйственных операций гарантирует управленческому учёту достаточно полное отражение производственной деятельности. Первичный учёт в общей системе учёта является основным источником информации для финансового и управленческого учёта.
Применительно к специфике предприятия комплексный подход к организации первичного учёта обеспечивает:
- дальнейшее совершенствование оперативно-календарного планирования, оперативного контроля и диспетчирования хода производства;
- комплексную разработку каждой учётной задачи производства и полную увязку всех задач оперативного учёта между собой и с задачами оперативно-календарного планирования, учёта выработки и начисления заработной платы, контроля за правильным использованием материальных ценностей в производстве, учёта незавершенного производства;
- разработку и внедрение единого для финансового и управленческого учёта документооборота, упорядочение и унификацию первичной документации;
- строгий контроль за расходованием материальных и трудовых ресурсов, за соответствием размеров оплаты труда списанию материалов согласно количеству изготовленной продукции;
- сохранность заготовок, деталей, узлов и полуфабрикатов в процессе их движения по стадиям обработки, потребления и хранения;
- улучшение организации складского учёта деталей узлов и сборочных единиц за счет оборудования специальных мест хранения, обеспечения современными весоизмерительными и аналитическими устройствами;
- закрепление за должностными лицами отдельных коллективов (бригад, участков и т. п.) функций по оформлению учётной документации или сбору информации с машинных устройств, повышение персональной ответственности за правильность оформления и полноту сбора информации;
- достоверность и своевременность информации о производстве путем использования балансов учёта движения деталей, полуфабрикатов в управленческом и финансовом учёте в виде сводных документов;
- переход к механизированному сбору, передаче и обработке информации о движении деталей, узлов и полуфабрикатов и получению на основе первичного учёта результирующей информации с помощью персональных ЭВМ на разных уровнях управления;
- своевременную и полную в течение определенного отчетного периода проверку данных оперативного учёта в сопоставлении с фактическим состоянием, размерами и комплектностью незавершенного производства с помощью инвентаризации, что одновременно позволяет улучшить информационную базу планирования производства и нормирование запасов по местам возникновения и заделов.
Инвентаризация — способ выявления фактического состояния объекта. Инвентаризация позволяет выявить отклонения фактического состояния объекта от заданных норм. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролю за их использованием, установлению полноты и достоверности учётной информации.
Группировка, оценка и использование контрольных счетов позволяют накапливать и систематизировать информацию об объекте в разрезе определённых признаков. Главными признаками группировки объектов управленческого учёта считаются: специфика производственной деятельности, технологическая и организационная структура предприятия, организация управления, целевые функции системы управления. Сгруппированная информация об объекте позволяет эффективно ее использовать для оценки результатов деятельности и сделать необходимые и разумные выводы для принятия оперативных и стратегических решений. Контрольные счета - это составная часть элемента классификации, позволяющая хранить необходимую информацию. Система контрольных счетов выступает связующим звеном физического и управленческого учёта и позволяет установить полноту и правильность учётных записей Контрольный счет - это итоговый счет, где записи производят по итоговым суммам операций данного периода. Так, записи, произведенные в карточках складского учёта, должны соответствовать хронологическим записям в журнале регистрации операций, накопительным ведомостям в разрезе наименований материалов и контрольному счету, куда заносят итог всех операций, систематизированных по определенному признаку в накопительной ведомости.
Планирование, нормирование и лимитирование - входят в систему управления предприятием. Планирование - непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия с требованиями рынка. Нормирование - процесс научно обоснованного расчёта оптимальных норм и нормативов, направленный на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в готовый продукт. Лимитирование - первая ступень контроля над материальными издержками, основанная на системе норм запасов и затрат. Лимит - это установление верхней границы выдачи количества материала, исходя из нормы расхода ресурсов на единицу продукции, установленной технологической документацией и производственной программой утверждённой каждому подразделению. Система лимитирования состоит не только из расчёта лимита отпуска материалов цехам, но и из учётных и контрольных операций, позволяющих оперативно влиять на формирование материальных затрат.
Анализ, как элемент метода управленческого учёта, практически взаимодействует со всеми остальными составляющими. В сферу его изучения попадает как производственная деятельность всего предприятия, так и отдельных производственных подразделений, выраженная системой экономических показателей. Выбор показателей определяется целями и возможностями системы управления. В процессе анализа выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнению установленных плановых заданий, отклонения и причины, вызвавшие изменения в результатах и эффективности производства, и принимаются соответствующие решения.
Контроль - завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий и позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь, которая даёт надёжную, необходимую и целесообразную информацию для осуществления контрольно-измерительной деятельности. На предприятиях существуют разные системы и виды контроля. Они постоянно меняются, отражая специфическую сферу деятельности предприятия.
Все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в системе организации внутренних, хозяйственных связей.
Управление производственной деятельностью является сложным и комплексным процессом. Система учёта, отвечающая требованиям управления, также сложна и состоит из множества процедур. К тому же состав элементов системы управленческого учёта может меняться в зависимости от целей управления. На каждом предприятии при разработке системы управленческого учёта должен рассматриваться в первую очередь инструментарий управленческого учета, соответствующий определенным видам деятельности и требованиям внутренних пользователей информации.
Стремление к сокращению учета при переходе к рыночным отношениям, когда себестоимость становится внутренним оценочным показателем, вряд ли будет способствовать созданию информационной системы, адекватно отражающей состояние производственного процесса, позволяющей выявлять резервы снижения себестоимости и целенаправленно разрабатывать управленческие решения для оптимального функционирования предприятия.
В условиях повышения аналитичности усложнение ведения бухгалтерского учета затрат с избытком компенсируется успешным решением многочисленных проблем, возникающих в силу ужесточения конкуренции и необходимости максимально быстро приспосабливаться к постоянно меняющейся рыночной среде.
Заключение
Цели управления решаются управленческим учётом при выполнении им таких функций, как обеспечение информацией всех уровней управления, необходимой для текущего планирования, контроля и принятия оперативных управленческих решений; организация внутренних коммуникаций между уровнями управления и различными производственными подразделениями одного уровня посредством внутренней отчетности; контроль и оценка результатов деятельности внутренних подразделений и предприятия в достижении конечной цели; анализ фактических результатов деятельности и будущего развития предприятия.
Основная задача управленческого учета - подготовка необходимой информации для принятия оптимальных управленческих решений по совершенствованию процесса производства и тем самым оптимизация самого процесса управления.
В информационной системе предприятия объекты управленческого учёта раскрываются с помощью специфических приемов и способов: документация; инвентаризация; оценка; группировка и контрольные счета; планирование, нормирование и лимитирование контроль; анализ. Каждый элемент воздействует на объект учёта, не изолированно, а в системе организации внутренних связей, направленной на решение целей управления. Система управленческого учёта подчинена целям управления.
Практическая часть
Задача 2
Задание: Менеджер компании рассматривает проблему производства нового вида продукции. Предполагается, что переменные затраты на производство единицы продукции будут следующие:
Виды переменных затрат |
Руб. |
Прямые материальные затраты |
370 |
Прямые трудовые затраты |
90 |
Вспомогательные материалы |
30 |
Коммерческие расходы |
60 |
Прочие расходы |
50 |
Постоянные расходы за год составят
Виды постоянных затрат |
Руб. |
Амортизация зданий и оборудования |
720 000 |
Расходы на рекламу |
900 000 |
Прочие |
230 000 |
Компания планирует продавать продукцию по цене 1150 руб. Требуется:
1. Используя маржинальный подход, рассчитать объем продукции, который должна продать компания, чтобы:
а) достичь критической точки;
б) получить прибыль 1 400 000 руб.
2. Рассчитать объем продукции, который должна продать компания, чтобы получить прибыль 2 800 000 руб., при условии, что расходы на рекламу увеличатся на 800 000 руб.
3. Предполагая, что объем продаж составит 10 000 единиц, рассчитать, по какой цене необходимо продавать продукцию, чтобы получить прибыль 2 330 000 руб.
4. Сколько компания может дополнительно потратить на рекламу, если цена единицы продукции составит 1040 руб., переменные затраты не могут быть уменьшены и компания хочет получить прибыль 3 500 000 руб. при объеме продаж в 15 000 ед. продукции.
Все варианты плана рассматривать независимо друг от друга.
Решение
1. Чтобы рассчитать объем продукции, который должна продать компания, чтобы достичь критической точки, данные, характеризующие деятельность предприятия приведем следующим образом:
Показатель |
Сумма, руб. |
Объем продукции, ед. |
К |
Выручка от реализации |
1150*К |
Переменные затраты |
600*К |
Постоянные затраты |
1850000 |
Прибыль |
1400000 |
Цена единицы продукции |
1150 |
а) Чтобы найти точку безубыточности (критическую точку), необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка предприятия, чтобы прибыль стала нулевой? Нельзя просто сложить переменные и постоянные затраты, так как при снижении выручки переменные затраты также снизятся. При использовании маржинального подхода последовательность расчетов для нахождения точки безубыточности (пороговой выручки) будет следующей[6]:
1. Находим величину маржинального дохода: 1150*х – 600*х = 550*К
2. Вычисляем норму маржинального дохода: (550*К) : (1150*К) = 0,478
3. Определяем точку безубыточности (пороговую выручку) в суммовом выражении: 1850000 : 0,478 = 3870292,9 руб.
4. Определяем точку безубыточности (порог рентабельности) в натуральном выражении: 3870292,9: 1150 = 3365,5 ед.
б) чтобы получить прибыль 1400000 руб., определим объем выпуска продукции исходя из соотношения:
Прибыль = (Цена за единицу * Количество единиц) — (Переменные затраты на единицу * Количество единиц) – Постоянные затраты
1400000 = 1150 * К – 600 * К – 1850000
К = (1400000 + 1850000) / 550 = 5909,9 ед.
2) Если расходы на рекламу увеличатся на 800000 руб., то чтобы получить прибыль 2800000 руб. предприятие должно выпустить объем продукции, определяемый из соотношения: 2800000 = (1150 – 600) * К – (1850000+80000)
К = 9909,1 ед.
3) Если объем продаж составит 10000 ед., то чтобы получить прибыль 2330000 руб. продукцию необходимо продавать по цене (Ц), которую определяем из соотношения: 2330000 = Ц * 10000 – 600 * 10000 – 1850000
Ц = (2330000 + 1850000 + 6000000) / 10000 = 1018 руб.
4) Если цена единицы продукции 1040 руб., переменные затраты 600 руб., прибыль 3500000 руб., объем продаж 15000 шт. Дополнительные расходы на рекламу (Р) определим из соотношения
3500000 = (1040 – 600) * 15000 – (1850000 + Р)
Р = 6600000 – 1850000 – 3500000 = 1250000 руб.
Задача 9
Задание: В таблице 1 представлены фактические и бюджетные данные для подразделения компании за 2002 год. Необходимо определить отклонения от бюджетных показателей.
Необходимо заполнить таблицу 2, используя имеющиеся данные и формулу гибкого бюджета.
Проанализируйте отклонения, полученные в таблицах 1 и 2.
Решение
При использовании статичного бюджета отчет о выполнении плана будет иметь вид, представленный в таблице 1.
Таблица 1
Отчет о выполнении плана за 2002 год
Статьи затрат |
План 17500 ед. |
Факт 19100 ед. |
Отклонение от плана (+ благоприятное; - неблагоприятное) |
Прямые материальные затраты |
420 000 |
460 000 |
-40 000 |
Прямые трудовые затраты |
682 500 |
750 000 |
-67 500 |
Общепроизводственные расходы |
|||
Переменные |
|||
Непрямые материальные затраты |
105 000 |
115 000 |
-10 000 |
Непрямые трудовые затраты |
140 000 |
152 500 |
-12 500 |
Коммунальные расходы |
70 000 |
76 000 |
-6 000 |
Прочие |
87 500 |
97 500 |
-10 000 |
Постоянные |
|||
Зарплата контролеров |
190 000 |
185 000 |
5 000 |
Амортизация |
150 000 |
150 000 |
0 |
Коммунальные расходы |
45 000 |
45 000 |
0 |
Прочие |
109 000 |
111 000 |
-2 000 |
Итого |
1 999 000 |
2142000 |
-143 000 |
С помощью формулы «затраты/объем» (или формулы гибкого бюджета) любой бюджет преобразуется к виду, соответствующему необходимому уровню активности (уровню выпуска), а затем только можно проводить анализ отклонений.
Формула гибкого бюджета = (переменные затраты на единицу ´ количество произведенных единиц) + бюджетные постоянные затраты
Используя формулу затраты/объем и составляя бюджет для фактического объема производства в 19100 единиц продукции, мы получаем отчет о выполнении плана, представленный в таблице 2.
Приведенные в таблице 1 отклонения затрат лишены всякого смысла. Дело в том, что затраты согласно бюджету основывались на уровне активности в 17500 единиц в то время, как понесенные фактические затраты соответствовали уровню в 19100 единиц. С точки зрения контроля не имеет смысла сравнивать затраты, произведенные при разных уровнях активности. Такое сравнение повредит менеджеру по производству, так как фактический объем производства вырос относительно планового объема, а отклонение затрат очень неблагоприятно по сравнению с планом (- 143000). Все отклонения прямых и переменных затрат отрицательные.
Таблица 2
Отчет о выполнении плана за 2002 год
Статьи затрат |
Затраты объем (план) |
План в расчете на 19100 ед. |
Фактические затраты на 19100 ед. |
Отклонение от плана (+ благоприятное; - неблагоприятное) |
Прямые материальные затраты |
24 |
458400 |
460000 |
-1600 |
Прямые трудовые затраты |
39 |
744900 |
750000 |
-5100 |
Общепроизводственные расходы |
||||
Переменные |
||||
Непрямые материальные затраты |
6 |
114600 |
115000 |
-400 |
Непрямые трудовые затраты |
8 |
152800 |
152500 |
300 |
Коммунальные расходы |
4 |
76400 |
76000 |
400 |
Прочие |
5 |
95500 |
97500 |
-2000 |
Постоянные |
||||
Зарплата контролеров |
190000 |
185000 |
5000 |
|
Амортизация |
150000 |
150000 |
0 |
|
Коммунальные расходы |
45000 |
45000 |
0 |
|
Прочие |
109000 |
111000 |
-2000 |
|
Итого |
2 136 600 |
2142000 |
-5400 |
В таблице 2 не все отклонения являются неблагоприятными, в отличие от отклонений затрат, полученных в отчете о выполнении работ на основе статичного бюджета (таблица 1). Теперь можно определить статьи затрат, по которым необходимо провести мероприятия с целью сокращения затрат. По непрямым трудовым затратам и коммунальным расходам выявилась экономия.
Основное применение гибкого бюджета заключается в точном измерении проделанных работ с помощью сравнения фактических затрат с плановыми затратами согласно бюджету для одного и того же уровня выхода. Список литературы
1. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. Эффективная настольная книга по бухгалтерскому учету. – М.: «КНОРУС», 2003. – 1160 с.
2. Гусева Е.Э. Развитие управленческого учета в современных условиях хозяйствования // Современный бухучет, 2005, № 2.
3. Керимов В.Э. Организация управленческого учета на предприятиях // Аудит и финансовый анализ, 2003, № 3.
4. Николаева С.А. Управленческий учет (пособие для подготовки к квалификационному экзамену на аттестат профессионального бухгалтера) – М.: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002.
5. Палий В.Ф. Современный бухгалтерский учет. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2003. – 792 с.
6. Пизенгольц М.З. О содержании управленческого учета // Бухгалтерский учет, 2000, № 19.
7. Хамхоева Ф.Я. Бухгалтерский управленческий учет как информационная основа системы управления производством // Современный бухучет, 2004, № 12.
8. Шарков Г.М., Шилкин С.А. Как управленческий учет меняет работу бухгалтерии // Главбух, 2005, № 12.
[1] Керимов В.Э. Организация управленческого учета на предприятиях // Аудит и финансовый анализ», 2003, № 3. – с. 53.
[2] Хоружий Л.И. Управленческий учет затрат // Аудиторские ведомости, 2005, № 4. – Источник: ИПС «Консультант-Плюс».
[3] Николаева С.А. Управленческий учет (пособие для подготовки к квалификационному экзамену на аттестат профессионального бухгалтера) – М.: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002. – Источник: ИПС «Консультант-Плюс».
[4] Шарков Г.М., Шилкин С.А. Как управленческий учет меняет работу бухгалтерии // Главбух, 2005, № 12. – Источник: ИПС «Консультант-Плюс».
[5] Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. Эффективная настольная книга по бухгалтерскому учету. – М.: «КНОРУС», 2003. – с. 145.
[6] Керимов В.Э. Организация управленческого учета на предприятиях // Аудит и финансовый анализ», 2003, № 3. – с. 56.