Содержание

Введение 3

1. Модели бухгалтерского учета и международные стандарты аудита (МСА). Виды МСА и их содержание 4

2. Отличия методов учета в разных странах и классификация моделей (систем) бухгалтерского учета_ 9

2.1 Британско-американская модель_ 12

2.2 Континентальная модель_ 13

2.3 Южноамериканская модель_ 13

Заключение 15

Список литературы_ 16

Введение

Одной из центральных проблем, волнующих бухгалтерскую общественность во всем мире, остается проблема стандартизации бухгалтерских норм и правил в международном масштабе.

 Процессы глобализации, интернационализации экономических, финансовых, политических и общественных отношений постепенно приводят к созданию мирового рынка, для которого не существует национальных границ. Особенно наглядно эти процессы проявляются в деятельности транснациональных компаний. Неотъемлемой чертой интернационализации экономических отношений является также создание предприятий со смешанным капиталом, привлечение в национальные экономики иностранных инвестиций и кредитов. Процессу глобализации экономик способствуют и интеграционные процессы, например, создание Европейского союза и введение единой европейской валюты - евро.

Унификация бухгалтерского учета с международными стандартами становится важной и для национальных компаний, собирающихся работать на международных рынках и особенно стремящихся привлечь международные инвестиции.

Все эти процессы обусловливают необходимость в едином понимании и представлении финансовой информации, одним из основных и надежных источников которой продолжает оставаться бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Глобализация рынков, в которую постепенно втягиваются российские предприятия, требует наличия единых стандартов. Однако разные страны находятся на разных уровнях экономического развития и имеют свои особенности развития национальных экономик. Процессы регламентации национальных систем бухгалтерского учета обусловлены спецификой права, налогообложения и финансов той или иной страны.

Цель данной работы – рассмотреть классификацию моделей (систем) бухгалтерского учета.

1. Модели бухгалтерского учета и международные стандарты аудита (МСА). Виды МСА и их содержание

Объективным документом, отражающим положение предприятия и результаты его хозяйственной деятельности, должна служить бухгалтерская отчетность. Сторонние инвесторы заинтересованы в том, чтобы бухгалтерскую отчетность можно было назвать достоверной. Для этого отчетность следует составлять, пользуясь понятными для западных инвесторов правилами, и подтверждать достоверность такой отчетности, т.е. проводить аудит, с использованием тех же процедур, что и на Западе. В то же время не только иностранные, но и российские инвесторы должны быть заинтересованы в достоверной отчетности российских предприятий и в добросовестном ее аудите.

Фундаментальные изменения в мировой экономике, связанные с ее глобализацией, возрастание роли международной интеграции потребовали унификации бухгалтерского учета, достижения единообразия и прозрачности при составлении финансовой отчетности, особенно, в части формирования и исчисления прибыли, учета и отражения инвестируемых средств. Учет, отчетность, аудит должны основываться на единых принципах и давать пользователям такую информацию об имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта, которая понятна, сравнима, значима, существенна и надежна, т.е. обладает полнотой и базируется на экономических подходах.

Очевидно, что ни один национальный финансовый рынок в отрыве от международного нормально развиваться не сможет, поэтому процесс выработки единых мировых стандартов невозможно остановить. Также невозможно нашей стране остаться вне их рамок, потому что в основе международных стандартов лежит обобщение мировой практики в области учета, отчетности и аудита, простота восприятия финансовой информации, четкая экономическая логика. Международные стандарты нужно рассматривать, прежде всего, как эффективный инструментарий для выхода на международные рынки капитала, как новый комплексный подход к формированию финансовой информации.

В разных странах с учетом применяемых моделей бухгалтерского учета подход к использованию стандартов аудита может быть различен. В наиболее экономически развитых странах применяют самостоятельно разработанные и утвержденные стандарты, которые весьма близки к МСА по содержанию, хотя могут значительно отличаться от них по форме.

Разработкой, внедрением и продвижением международных стандартов аудита непосредственно занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ) - международное объединение бухгалтерской профессии. Целью Федерации является развитие и совершенствование бухгалтерской профессии, что позволит ей оказывать услуги на высоком качественном уровне в интересах всего общества.

Международная федерация бухгалтеров и крупнейшие международные компании выступили с новой инициативой, направленной на повышение качества международных стандартов аудита и финансовой отчетности во всем мире, что позволит защитить интересы международных инвесторов и будет способствовать более активному перемещению капитала между странами. В соответствии с данной инициативой планируется создать новое объединение фирм под эгидой Международной федерации бухгалтеров, которое совместно с Федерацией будет разрабатывать международные стандарты аудита и бухучета  и оказывать содействие в их внедрении в практику. Кроме того, предлагается установить систему независимого контроля за деятельностью МФБ в сфере защиты интересов общества. В объединение фирм под эгидой МФБ может вступить любая компания, клиентами которой являются транснациональные корпорации, при этом компания должна соблюдать жесткие требования в отношении качества, в том числе:

·                      руководствоваться Международными стандартами аудита и Кодексом этики МФБ при проведении аудиторских проверок;

·                     обеспечивать наличие эффективной системы внутреннего контроля, в том числе анализ организации работы внутри фирмы;

·                     проводить обучение в области международных стандартов аудита и бухучета, в том числе в сфере Кодекса этики;

·                     не препятствовать внешним аудиторам проводить регулярные проверки качества своей деятельности;

·                     оказывать содействие в становлении профессиональных объединений и внедрении международных стандартов аудита и учета в развивающихся странах.

МСА имеют своей целью обеспечить унификацию аудиторской деятельности и увеличить доверие к ее результатам. МСА определяют основополагающие методы аудита, призваны способствовать повышению качества аудиторской деятельности, обеспечению ее соответствия возрастающим многочисленным требованиям в области международной аудиторской деятельности, а также задают директивы по специальным вопросам аудита.

МСА не отменяют нормативные и методические документы, принятые в различных странах. Если национальные акты соответствуют МСА, то применяются национальные стандарты. Если национальные стандарты отличаются от МСА, то членам Международной федерации бухгалтеров необходимо придерживаться все-таки МСА.

Действующие в настоящее время МСА структурированы и сгруппированы по следующим темам:

1.                Стандарты по вводным положениям (ISA 100-199) выполняют функцию по определению общих условий МСА или рамок аудиторской деятельности (рамочная концепция). Они определяют логику развития МСА, являются основой для разработки новых стандартов, содержат список терминов, общие указания, как по аудиторской деятельности, так и по другим услугам, связанным с аудитом.

2.                Стандарты, распределяющие обязанности в рамках аудиторской деятельности (ISA 200-299), определяют условия заказа на аудит, примерное содержание договора на выполнение аудиторских услуг (в договоре должен быть обязательно предусмотрен неограниченный доступ аудиторов ко всей информации клиента, без каких-либо исключений, поскольку обоснованный результат проверки возможен только в этом случае), а также условия, при которых аудиторский риск (риск положительного аудиторского заключения вопреки существенным ошибкам в отчетности) должен быть снижен до приемлемого минимума.

3.                Стандарты по планированию аудиторской деятельности (ISA 300-399) требуют, что при планировании аудиторской проверки следует четко определить круг проверяемых вопросов, состав сотрудников, которые будут участвовать в проверке (имеется ли достаточное количество сотрудников, достаточно ли они компетентны в вопросах, связанных с заказом), необходимость привлечения внешних экспертов, специалистов других аудиторских фирм. При этом обязательно должны учитываться результаты работы внутренних контрольных органов клиента.

4.                Стандарты по использованию результатов внутреннего контроля (ISA 400-499) исходят из принципа необходимости оценки в рамках внешнего контроля эффективности внутреннего контроля. В ходе планирования аудиторской проверки обязательно следует изучить общее отношение, осведомленность и практические действия руководства предприятия по отношению к системе внутреннего контроля. Поскольку благоприятная среда внутреннего контроля является предпосылкой для работоспособной системы внутреннего контроля, оценка контрольной среды в серьезной степени влияет на выбор стратегии аудита. Эффективный внутренний контроль снижает контрольный риск. Изучив корпоративную культуру в отношении внутренней проверки, формализованный ход процесса внутреннего контроля и убедившись, что механизм внутреннего контроля действует эффективно и надежно, аудитор может скорректировать внешнюю проверку в сторону упрощения. Таким образом, эффективный внутренний контроль позволяет упростить контроль внешний, и, соответственно, снизить затраты на его проведение. После оценки риска ошибок аудитор должен определить стратегию аудита. При низком контрольном риске необходимы обширные системные и функциональные тесты, а при отдельных проверках - преимущественно операции аналитического характера, в то время как при высоком контрольном риске следует отказаться от системных и функциональных проверок и выполнить обширные отдельные проверки при незначительном объеме операций аналитического характера.

5.                Стандарты, определяющие аудиторские доказательства (ISA 500-599), устанавливают, что аудитор должен получить достаточное количество соответствующих доказательств, позволяющих сделать обоснованное аудиторское заключение, при этом для получения аудиторских доказательств могут использоваться также внешние данные, подтверждающие те или иные элементы проверки. В этих стандартах приведены примеры процедур проверки. В ходе проверок необходимо особенно обратить внимание на оценку:

- обоснованности допущения непрерывности деятельности экономического субъекта (поскольку если при проверке не исходить из непрерывности деятельности предприятия (например, компания близка к банкротству, создана для реализации конкретного проекта, готовится к продаже и т.д.), то необходимо применить совершенно иные методы проверки);

- событий после отчетной даты и их влияние на финансовую отчетность;

- влияния операций между аффилированными лицами на отчетность.

На основании оригинальных материалов, бухгалтерских документов и прочих материалов получают аудиторские доказательства, их которых после сравнения с отдельными положениями в бухгалтерской отчетности делаются аудиторские выводы, достаточный объем которых позволяет выработать мнение аудитора, являющиеся основанием для аудиторского отчета и заключения о достоверности финансовой отчетности клиента.

6.                Стандарты, предусматривающие работу аудитора с информацией третьих лиц (ISA 600-699), регулируют вопросы использования информации других аудиторов, взаимодействие со службой внутреннего аудита, использования работы экспертов.

7.                Стандарты, посвященные итоговым аудиторским заключениям и отчетности (ISA 700-799), устанавливают, что заключения могут быть безусловно положительными (ошибок нет или все они скорректированы); условно положительными (незначительные недоработки в отчетности, например, недостаточная информация об аффилированных лицах); отрицательными (например, если клиент заявил о непрерывности деятельности фирмы, а проверка показала иное и, соответственно, следует применять принципиально иные методы проверки). МСА также предусматривают возможность отказа от составления аудиторского заключения (например, в случае, если клиент не представляет затребованную аудитором информации или препятствует ее получению).

8.                Стандарты, регулирующие специальные вопросы (ISA 800-899), определяют вопросы проверки информации, ориентированной на будущее (финансовой информации, служащей основой для прогнозирования возможных событий в будущем).

9.                Стандарты, регулирующие сопутствующие аудиту услуги (ISA 900-999).

10.           Стандарты, дополняющие положения по вопросам международной практики аудита (IAPS 1000-1100).

 

2. Отличия методов учета в разных странах и классификация моделей (систем) бухгалтерского учета

Подходы к регулированию учетной практики и методов учета в разных странах или группах стран значительно различаются. Это обусловлено рядом социально-экономических, политических и технологических факторов, таких как:

-  степень развития основных экономических институтов и рынков (фондовый, финансовый, рынок труда и т.п.);

- степень вмешательства государства в регулирование экономики;

-  степень участия государства в международном бизнесе;

- инфляционные тенденции;

- тип основных инвесторов в государстве;

- роль инвесторов в управлении бизнесом;

-  степень экономического развития общества и др.

В силу того, что в странах с похожими социально-экономическими, политическими условиями системы учета имеют много общего, можно выделить следующие модели бухгалтерского учета и их основные особенности (табл. 1).

Таблица 1

Классификация моделей бухгалтерского учета

Модель

Страны

Факторы

Особенности учета

Британо-американская

Австралия, Великобритания, Израиль,

Индия, Индонезия,

Ирландия, Канада,

Кипр, Нидерланды,

США, Филлипины,

ЮАР

Хорошо развиты

рынки ценных бумаг, где компании

находят дополнительные источники

финансовых ресурсов

Учет ориентирован

на информационные

запросы инвесторов

и кредиторов, нет

жесткой регламентации учета, в регулировании учета высока роль профессиональных организаций

Континентальная

Австрия, Бельгия,

Германия, Греция,

Дания, Испания,

Италия, Норвегия,

Португалия, Франция, Швеция, Швейцария, Япония

Бизнес имеет тесные

связи с банками и

государством.

Финансирование

бизнеса осуществляется главным образом банками

Учет консервативен,

регламентируется

законодательно, во

многом ориентируется на требования

правительства

Южноамериканская

Аргентина, Боливия,

Бразилия, Гайана,

Парагвай, Перу,

Уругвай, Чили, Эквадор

Высокие темпы инфляции.

Сильна роль государственного планирования

Предусмотрена регулярная корректировка учетных данных на темпы инфляции.

Ориентации учета на

информационные

потребности фискальных органов

Исламская

Исламские страны

Сильное влияние

богословских идей

Нельзя получать дивиденды, проценты

ради них самих

Одним из важнейших принципов качественного корпоративного управления являются прозрачность информации и ее раскрытие. Составная часть прозрачности — раскрытие финансовой информации, что важно как для акционеров (собственников), так и для потенциальных инвесторов. Исследование, проведенное компанией McKinsey, в ходе которого было опрошено более 200 инвестиционных компаний в 31 стране мира, включая Россию, показало, что инвесторы готовы платить больше за акции компаний, прозрачных в управленческом плане и ведущих отчетность в соответствии с мировыми стандартами. При этом размер дополнительной премии колеблется в зависимости от страны: от 10–15 % в США и Западной Европе до 40 % в России.[1]

Информацию о финансовом состоянии и результатах деятельности компаний пользователи получают посредством финансовых отчетов. Именно поэтому бухгалтерский учет часто называют языком бизнеса. На основе полученной информации пользователи принимают решения, связанные с деятельностью компаний. Естественно, трудно принимать рациональные решения, когда компании руководствуются различными подходами к составлению отчетности. Особенно это справедливо для компаний, осуществляющих бизнес в нескольких странах.

Практически все ведущие организации в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности, включая Комитет по международным стандартам учета (IASC), Международную федерацию бухгалтеров (IFAC), Европейскую федерацию бухгалтеров (FEE), Совет по стандартам финансового учета США (FASB), Международную организацию комиссий по ценным бумагам (IOSCO), определили свои позиции по вопросу разработки международных стандартов учета. Эти организации, высказывая различные точки зрения по поводу конкретных механизмов организации работы по переходу на международные стандарты, сходятся в одном - единые стандарты учета необходимы, их отсутствие приводит к дезориентации инвесторов и весьма резким действиям с их стороны в случае возникновения проблем, особенно в странах с развивающимися рынками. Проблемы подготовки и раскрытия финансовой информации чрезвычайно важны, поскольку от их решения в решающей степени зависит прозрачность и привлекательность рынка капиталов.

2.1 Британско-американская модель

 Ключевой вклад в развитие этой модели внесли Великобритания, США и Голландия. Здесь активное развитие акционерной формы владения капитала привело к тому, что бухгалтерская отчётность рассматривается как основной источник информации для инвесторов и кредиторов. Почти все компании присутствуют на рынке ценных бумаг, и они напрямую заинтересованы в предоставлении объективной информации о своём финансовом положении. Эта модель в большинстве стран предполагает использование принципа учёта по первоначальной стоимости (historical cost principle). Предполагается, что влияние инфляции невелико и хозяйственные операции (реализация, произведение затрат, приобретение финансовых активов) отражаются по ценам на момент сделок. В середине 70-х гг., когда в США в результате нефтяного кризиса увеличились темпы инфляции, Совет по финансовым учётным стандартам рекомендовал предоставлять отчётность с корректировкой на инфляцию, однако уже в 1984 г., когда инфляция снизилась, от этого правила отказались.

Британско-американская концепция учёта была впоследствии "экспортирована" в бывшие английские колонии и близкие торговые партнёры Великобритании и США. В настоящее время её используют: Австралия, Багамы, Барабадос, Бенин, Бермуды, Ботсвана, Венесуэла, Гана, Гонконг, Доминиканская республика, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индия, Индонезия, Ирландия, Каймановы острова, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Либерия, Малави, Малайзия, Мексика, Нигерия, Новая Зеландия, Пакистан, Панама, Папуа - Новая Гвинея, Пуэрто-Рико, Сингапур, Танзания, Тринидад и Тобаго, Уганда, Фиджи, Филиппины, страны Центральной Америки, ЮАР, Ямайка.

2.2 Континентальная модель

Родоначальниками этой модели считаются страны континентальной Европы и Япония. Здесь специфика бухучёта обусловлена двумя факторами: ориентация бизнеса на крупный банковский капитал и соответствие требованиям фискальных органов. Привлечение инвестиций осуществляется с непосредственным участием банков, и поэтому финансовая отчётность компаний предназначена в первую очередь для них, а не для участников рынка ценных бумаг. В континентальной модели значительное влияние на порядок составления отчётности оказывают государственные органы. Это можно объяснить приоритетностью задачи государства по сбору налогов. В основном страны с этой моделью также руководствуются принципом неизменности первоначальной оценки. Россия относится к континентальной модели бухучёта, определённое влияние на наш бухучёт оказали Германия и Франция.

Данную модель используют: Австрия, Алжир, Ангола, Бельгия, Буркина-Фасо, Гвинея, Германия, Греция, Дания, Египет, Заир, Испания, Италия, Камерун, Люксембург, Мали, Марокко, Норвегия, Португалия, Россия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

2.3 Южноамериканская модель

 Ключевое воздействие на становление бухучёта в южноамериканских странах оказали инфляционные процессы. Поэтому отличительной характеристикой этой модели является метод корректировки показателей отчётности с учётом изменения общего уровня цен. Поправка на инфляцию необходима для обеспечения достоверности текущей финансовой информации (особенно в отношении долгосрочных активов). Корректировка отчётности ориентирована на потребности государства по исполнению доходной части бюджета.

Южноамериканская модель применяется в странах: Аргентина, Боливия, Бразилия, Гайана, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.

Помимо перечисленных моделей, некоторые страны используют смешанные системы с национальной спецификой. Например, специалисты выделяют исламскую модель, которая развивалась под сильным влиянием мусульманской религии.

Следует подчеркнуть, что деление на модели учёта весьма условно - не существует и двух стран с полностью идентичными системами учёта.

 

Заключение

Таким образом, на классификацию моделей бухгалтерского учета оказывают влияние такие факторы, как правовая система страны, инфляционные процессы.

В странах общего или прецедентного права (Англия, США) законодательство построено на судебных решениях, которые регулируют конкретные отношения и образуют единую систему права. Учётные стандарты определяются в основном различными неправительственными профессиональными ассоциациями бухгалтеров.

В других странах (континентальная Европа, Япония) исторической основой законодательства являются материальные нормы римского права, где основной источник права – закон. Правовые нормы регулируют общий круг отношений; частное право кодифицировано и подразделяется на гражданское и торговое. В отличие от первой группы стран данная правовая система жестко и детально регламентирует правила ведения бухгалтерского учёта.

В соответствии с этой классификацией можно выделить 3 основные модели бухгалтерского учёта.

Британско-американская модель. Здесь бухгалтерская отчётность рассматривается как основной источник информации для инвесторов и кредиторов.

Континентальная модель. Здесь специфика бухучёта обусловлена двумя факторами: ориентация бизнеса на крупный банковский капитал и соответствие требованиям фискальных органов.

Южноамериканская модель. Отличительной характеристикой этой модели является метод корректировки показателей отчётности с учётом изменения общего уровня цен. Поправка на инфляцию необходима для обеспечения достоверности текущей финансовой информации (особенно в отношении долгосрочных активов). Корректировка отчётности ориентирована на потребности государства по исполнению доходной части бюджета.

Список литературы

1.     Постановление Правительства РФ от 30 октября 1997 г. №1373 «Концепция реформирования предприятий и иных коммерческих организаций»

2.     Постановление Правительства РФ от 06.03.98 №283 «Программа реформирования бухгалтерско­го учета в соответствии с международными стандартами фи­нансовой отчетности»

3.     Захарьин В.Р. Теория бухучета. - М. Форум-Инфра-М, 2003. –  253 с.

4.     Морозова Ж.А. Международные стандарты финансовой отчетности. - М.: Бератор-Пресс, 2002. – 256 с.

5.     Николаева С.А., Безрученко Г.А., Галдина А.А.. Международные и российские стандарты бухгалтерского учета: Сравнительный анализ, принципы трансформации, направления реформирования. Часть 1: Построение системы ведения бухгалтерского учета – М.: Ан-Пресс, 2001 г.

6.     Пашигорева Г.И., Пилипенко В.И. Применение международных стандартов отчетности в России. – СПб.: Питер, 2003. – 176 с. – (Серия «Учебные пособия»).

7.     Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебник. -М. : ИНФРА-М, 2004. - 472 с.

8.     Панкова С.В. Международные стандарты аудита: Учебное пособие. -М. : Юристъ, 2003. - 158с.

9.     Положения по бухгалтерскому учету. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 176 с.

10.  Суворов А. МСФО и Российские ПБУ: сходства и различия// «Аудит и налогообложение», 2005, № 4


[1]Рушайло П. Инвесторы готовы доплачивать прозрачным компаниям от 10 до 40 % от стоимости их акций //

Коммерсантъ. 2002. № 148. С. 8.