Содержание
Введение. 3
1. Теоретическая часть. 4
Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции. 4
1.1. Факторы, влияющие на конкурентоспособность промышленной продукции 4
1.2. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции. 5
1.3. Пути повышения конкурентоспособности промышленной продукции. 8
2. Практическая часть. 11
Классификация затрат на качество продукции ОАО «Мебель». 11
Заключение. 20
Список литературы.. 22
Введение
Конкурентоспособность товара - это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов- аналогов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей, способность товара быть проданным.
Качество товара является основной составляющей его конкурентоспособности. При определении качества продукта следует пытаться выделить наиболее предпочтительные свойства товара для потребителя. Следует иметь в виду, что придать все желаемые качества товару практически невозможно, да и не имеет смысла с точки зрения требований конкретных сегментов рынка, а также с точки зрения обеспечения эффективности предпринимательской деятельности фирмы в целом.
Рассмотрение процесса обеспечения конкурентоспособности продукции при исследовании ее качества является весьма актуальным для любого предприятия. Именно эта темы взята для изучения в рамках данной работы. Целью работы выступает исследование обеспечения конкурентоспособности промышленной продукции. Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) в теоретической части рассмотреть основы обеспечения конкурентоспособности промышленной продукции;
2) в практической части провести анализ затрат предприятия на качество.
1. Теоретическая часть
Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции
1.1. Факторы, влияющие на конкурентоспособность промышленной продукции
Конкурентоспособность промышленной продукции зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы[4,с. 148].
Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление промышленной продукции. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости промышленной продукции и др.
Коммерческие факторы определяют условия реализации промышленных товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного промышленного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную промышленную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).
Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия промышленного товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства промышленный товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению[10, с. 59].
Эти факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность промышленной продукции. Итак, конкурентоспособность зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности. Более всего для этой цели подходят экспертные методы. При этом целесообразно изучать влияние указанных факторов на предпочтительность промышленных товаров.
1.2. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции
В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой промышленной продукции.
Под конкурентоспособностью промышленного товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличает от аналогичных товаров – конкурентов[9, с. 258].
Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств промышленной продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению и утилизации продукции. Общая схема оценки конкурентоспособности представлена на рис.1.
Рис. 1. Схема обеспечения конкурентоспособности промышленной продукции
Оценка конкурентоспособности промышленной продукции начинается с определения цели исследования[2, с. 247]:
O если необходимо определить положение данного промышленного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;
O если целью исследования является оценка перспектив сбыта промышленного товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.
Независимо от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой промышленной продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:
O рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков промышленной продукции;
O анализируются направления развития аналогичных разработок;
O рассматриваются сферы возможного использования промышленной продукции;
O анализируется круг постоянных покупателей.
Вышеизложенное подразумевает “комплексное исследование рынка”. Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование его развития. На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается промышленная продукция, по которой будет проводиться анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке.
При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая промышленный товар. По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности[8,с . 158].
Анализ конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности промышленной продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество промышленной продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает. Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.
Производится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемой промышленной продукцией и потребностью по данной группе параметров и позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе. Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой промышленной продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.
Результаты оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а также - для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности промышленной продукции для решения рыночных задач[1, с. 140].
Однако факт высокой конкурентоспособности самого промышленного изделия является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.
1.3. Пути повышения конкурентоспособности промышленной продукции
В результате оценки конкурентоспособности промышленной продукции могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности решения:
O изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции промышленной продукции;
O изменение порядка проектирования промышленной продукции;
O изменение технологии изготовления промышленной продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
O изменение цен на промышленную продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;
O изменение порядка реализации промышленной продукции на рынке;
O изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт промышленной продукции;
O изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве промышленной продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
O изменение системы стимулирования поставщиков;
O изменение структуры импорта и видов импортируемой промышленной продукции.
Стратегия повышения качества промышленного товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов.
10 этапов для повышения качества по Джозефу М.Джурану
1. Сформируйте осознание потребности в качественной работе и создайте возможность для улучшения качества.
2. Установите цели для постоянного совершенствования деятельности.
3. Создайте организацию, которая будет работать над достижением целей, создав условия для определения проблем, выбора проектов, сформировав команды и выбрав координаторов.
4. Предоставьте обучение всем сотрудникам организации.
5. Выполняйте проекты для решения проблем.
6. Информируйте сотрудников о достигнутых улучшениях.
7. Выражайте свое признание сотрудникам, внесшим наибольший вклад в улучшение качества.
8. Сообщайте о результатах.
9. Регистрируйте успехи.
10. Внедряйте достижения, которых Вам удалось добиться в течение года, в системы и процессы, регулярно функционирующие в организации, тем самым, закрепляя их.
Семь успешных факторов качества:
1. фокус на потребителя;
2. фокус на процесс и его результаты;
3. управление участием/ответственностью;
4. непрерывное улучшение;
5. проблемы, зависящие от рабочих, должны составлять не более 20 %;
6. проведение измерений;
7. постоянно действующие сквозные функциональные Советы, представляющие собой постоянно действующие команды по улучшению качества.
2. Практическая часть
Классификация затрат на качество продукции ОАО «Мебель»
В таблице 1 представлена общая классификация затрат на качество ОАО «Мебель» в 2002-2003 годах
Таблица 1
Классификация затрат на качество в ОАО «Мебель» в 2002-2003 годах
№ п/п |
Признак классификации |
Классификационная группа |
2002 год |
2003 год |
Динамика |
|||
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
|||
1 |
По целевом назначению |
на улучшение качества |
38637,00 |
30,00 |
19318,50 |
12,80 |
-19318,50 |
-17,20 |
|
|
на обеспечение качества |
57955,50 |
45,00 |
98065,50 |
65,00 |
40110,00 |
20,00 |
|
|
на управление качеством |
66970,80 |
52,00 |
30174,00 |
20,00 |
-36796,80 |
-32,00 |
2 |
По экономическому характеру |
Текущие |
64395,00 |
50,00 |
67891,50 |
45,00 |
3496,50 |
-5,00 |
|
|
Единовременные |
64395,00 |
50,00 |
82978,50 |
55,00 |
18583,50 |
5,00 |
3 |
По виду затрат |
Производительные |
94016,70 |
73,00 |
120696,00 |
80,00 |
26679,30 |
7,00 |
|
|
Непроизводительные |
34773,30 |
27,00 |
30174,00 |
20,00 |
-4599,30 |
-7,00 |
4 |
По методу определения |
Прямые |
32197,50 |
25,00 |
45261,00 |
30,00 |
13063,50 |
5,00 |
|
|
Косвенные |
96592,50 |
75,00 |
105609,00 |
70,00 |
9016,50 |
-5,00 |
5 |
По возможности учета |
Поддающиеся прямому учету |
41212,80 |
32,00 |
52804,50 |
35,00 |
11591,70 |
3,00 |
|
|
НЕ поддающиеся прямому учету |
61819,20 |
48,00 |
78452,40 |
52,00 |
16633,20 |
4,00 |
|
|
Которые экономические целесообразно учитывать |
25758,00 |
20,00 |
135783,00 |
90,00 |
110025,00 |
70,00 |
6 |
ПО стадиям жизненного цикла |
На качество при разработке продукции |
25758,00 |
20,00 |
40734,90 |
27,00 |
14976,90 |
7,00 |
|
|
На качество при изготовлении продукции |
51516,00 |
40,00 |
72417,60 |
48,00 |
20901,60 |
8,00 |
|
|
На качество при использовании продукции |
51516,00 |
40,00 |
37717,50 |
25,00 |
-13798,50 |
-15,00 |
7 |
По отношению к производственному процессу |
На качество в основном производстве |
103032,00 |
80,00 |
119187,30 |
79,00 |
16155,30 |
-1,00 |
|
|
На качество при вспомогательном производстве |
12879,00 |
10,00 |
22630,50 |
15,00 |
9751,50 |
5,00 |
|
|
На качество при обслуживании производства |
12879,00 |
10,00 |
9052,20 |
6,00 |
-3826,80 |
-4,00 |
8 |
По возможности оценки |
Планируемые |
57955,50 |
45,00 |
75435,00 |
50,00 |
17479,50 |
5,00 |
|
|
Фактические |
70834,50 |
55,00 |
75435,00 |
50,00 |
4600,50 |
-5,00 |
9 |
ПО характеру структурирования |
По предприятию |
23182,20 |
18,00 |
33191,40 |
22,00 |
10009,20 |
4,00 |
|
|
По производству |
74698,20 |
58,00 |
75435,00 |
50,00 |
736,80 |
-8,00 |
|
|
По видам продукции |
30909,60 |
24,00 |
42243,60 |
28,00 |
11334,00 |
4,00 |
10 |
По объектам формирования и учета |
Продукция |
64395,00 |
50,00 |
82978,50 |
55,00 |
18583,50 |
5,00 |
|
|
Процессы |
32197,50 |
25,00 |
30174,00 |
20,00 |
-2023,50 |
-5,00 |
|
|
Услуги |
32197,50 |
25,00 |
37717,50 |
25,00 |
5520,00 |
0,00 |
11 |
По виду учета |
Оперативный |
42500,70 |
33,00 |
45261,00 |
30,00 |
2760,30 |
-3,00 |
|
|
Аналитический |
42500,70 |
33,00 |
60348,00 |
40,00 |
17847,30 |
7,00 |
|
|
Бухгалтерский |
21894,30 |
17,00 |
22630,50 |
15,00 |
736,20 |
-2,00 |
|
|
Целевой |
21894,30 |
17,00 |
22630,50 |
15,00 |
736,20 |
-2,00 |
|
ИТОГО по группе затрат |
|
128790,00 |
100,00 |
150870,00 |
100,00 |
22080,00 |
0,00 |
Как видно из таблицы 1, общая сумма затрат на качество организации равна в 2002 году – 128790 руб., а в 2003 году – 150870 руб. В 2003 году сумма затрат на качество выросла на 22080 руб.
Таблица 2
Классификация затрат на обеспечение качества (японская модель)
№ п/п |
Показатель затрат |
Смысл затрат |
2002 |
2003 |
Динамика |
|||
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
|||
1 |
Полезные затраты |
Расходы на предупреждение дефектов |
26079,98 |
45 |
56877,99 |
58 |
30798,02 |
13 |
2 |
Убытки |
Затраты на проведение оценки и расходы, связанные с браком |
31875,53 |
55 |
41187,51 |
42 |
9311,985 |
-13 |
|
ИТОГО |
|
57955,50 |
100 |
98065,50 |
100 |
40110 |
0 |
Как видно из таблицы 2, в 2003 году общая сума затрат организации на обеспечение качества выросла с 57955,5 до 98065,5 руб. или на 40110 руб.
Таблица 3
Классификация затрат на обеспечение качества А. Фейгенбаума
№ п/п |
Показатель затрат |
Классификация показателя |
2002 |
2003 |
Динамика |
|||
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
|||
1 |
Затраты на предупреждение дефектов |
Обучение в области качества |
8693,33 |
15,00 |
15690,48 |
16,00 |
6997,16 |
1,00 |
|
|
Расходы отдела качества |
8113,77 |
14,00 |
13533,04 |
13,80 |
5419,27 |
-0,20 |
2 |
Затраты на оценку уровня качества |
Контроль испытания |
7997,86 |
13,80 |
12748,52 |
13,00 |
4750,66 |
-0,80 |
|
|
Проверка деятельности по обеспечению качества |
14778,65 |
25,50 |
20103,43 |
20,50 |
5324,78 |
-5,00 |
3 |
Убытки от брака |
Дефекты |
17270,74 |
29,80 |
31380,96 |
32,00 |
14110,22 |
2,20 |
|
|
Рекламации |
1101,15 |
1,90 |
4609,08 |
4,70 |
3507,92 |
2,80 |
|
ИТОГО |
|
57955,50 |
100,00 |
98065,50 |
100,00 |
40110,00 |
0,00 |
Таблица 4
Классификации затрат на обеспечение качества продукции
№ п/п |
Показатель затрат |
Классификация показателя |
2002 |
2003 |
Динамика |
|||
руб. |
% к итого |
руб. |
% к итого |
руб. |
% к итого |
|||
1 |
Обеспечение качества в процессе производства |
сведения о качественной продукции, технологи |
8693,33 |
15,00 |
24516,38 |
25,00 |
15823,05 |
10,00 |
|
|
обеспечение заданного уровня качества в процессе производства |
13329,77 |
23,00 |
24516,38 |
25,00 |
11186,61 |
2,00 |
2 |
Послепроизводственные затраты на обеспечение качества |
затраты изготовителя на обеспечение качества при эксплуатации продукции |
16807,10 |
29,00 |
29419,65 |
30,00 |
12612,56 |
1,00 |
|
|
затраты потребителя на поддержание данного уровня качества за весь период службы продукции |
19125,32 |
33,00 |
19613,10 |
20,00 |
487,79 |
-13,00 |
|
ИТОГО |
|
57955,50 |
100,00 |
98065,50 |
100,00 |
40110,00 |
0,00 |
Таблица 5
Классификация затрат изготовителя на обеспечение качества эксплуатации продукции
№ п/п |
Показатель затрат |
Классификация показателя |
Подвиды |
2002 |
2003 |
Динамика |
|||
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
||||
|
Устранение дефектов |
гарантийное обслуживание |
|
4121,28 |
8,00 |
2904,25 |
7,70 |
-1217,03 |
-0,30 |
|
|
устранение дефектов, обусловленных изготовлением |
|
6181,92 |
12,00 |
3960,34 |
10,50 |
-2221,58 |
-1,50 |
|
|
компенсации упущенной выгоды потребителя в связи с несвоевременным устранением дефекта |
|
2318,22 |
4,50 |
1885,88 |
5,00 |
-432,35 |
0,50 |
|
Организация обслуживания потребителя |
капитальные затраты |
создание и оснащение служб обслуживания потребителя |
6542,53 |
12,70 |
4073,49 |
10,80 |
-2469,04 |
-1,90 |
|
|
|
подготовка кадров |
2833,38 |
5,50 |
2263,05 |
6,00 |
-570,33 |
0,50 |
|
|
текущие затраты на обслуживание потребителя |
контроль качества обслуживания |
8139,53 |
15,80 |
6713,72 |
17,80 |
-1425,81 |
2,00 |
|
|
|
повышение квалификации кадров |
20091,24 |
39,00 |
10410,03 |
27,60 |
-9681,21 |
-11,40 |
|
|
|
запасные части |
1287,90 |
2,50 |
5506,76 |
14,60 |
4218,86 |
12,10 |
|
ИТОГО |
|
|
51516,00 |
100,00 |
37717,50 |
100,00 |
-13798,50 |
0,00 |
Таблица 6
Классификации затрат на обеспечение качества продукции в процессе производства
№ п/п |
Показатель затрат |
Классификация показателя |
Подвиды |
2002 |
2003 |
Динамика |
|||
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
|
||||
1 |
Затраты на обеспечение качества изготовления продукции |
Капитальные |
приобретение и установка оборудования, приборов |
2369,74 |
2,30 |
3694,81 |
3,10 |
1325,07 |
0,80 |
|
|
|
разработка, изготовление и установка стандартизированного оборудования. Оснастки |
7933,46 |
7,70 |
7985,55 |
6,70 |
52,09 |
-1,00 |
|
|
|
отработка технологии |
2884,90 |
2,80 |
3813,99 |
3,20 |
929,10 |
0,40 |
|
|
|
переподготовка кадров |
2575,80 |
2,50 |
3218,06 |
2,70 |
642,26 |
0,20 |
|
|
|
освоение новых форм и методов обеспечения |
3709,15 |
3,60 |
2622,12 |
2,20 |
-1087,03 |
-1,40 |
|
|
Текущие |
материальные потери при наладке оборудования и отработке |
4121,28 |
4,00 |
4171,56 |
3,50 |
50,28 |
-0,50 |
|
|
|
повышение квалификации кадров |
5975,86 |
5,80 |
6555,30 |
5,50 |
579,45 |
-0,30 |
2 |
Затраты на контроль в процессе изготовления |
входной контроль |
|
8139,53 |
7,90 |
9534,98 |
8,00 |
1395,46 |
0,10 |
|
|
контроль в процессе производства |
|
9066,82 |
8,80 |
11918,73 |
10,00 |
2851,91 |
1,20 |
|
|
контроль готовых изделий |
|
1854,58 |
1,80 |
2383,75 |
2,00 |
529,17 |
0,20 |
|
|
планирование и реализация работ по совершенствованию качества |
|
5666,76 |
5,50 |
6555,30 |
5,50 |
888,54 |
0,00 |
|
|
повышение квалификации персонала |
|
5975,86 |
5,80 |
7151,24 |
6,00 |
1175,38 |
0,20 |
|
|
процесс управления |
|
11230,49 |
10,90 |
9296,61 |
7,80 |
-1933,88 |
-3,10 |
3 |
Потери от несоотвествия продукции |
неисправимые дефекты |
|
8139,53 |
7,90 |
12991,42 |
10,90 |
4851,89 |
3,00 |
|
|
исправимые дефекты |
|
1648,51 |
1,60 |
2622,12 |
2,20 |
973,61 |
0,60 |
|
|
сортировка повтороная проверка продукции |
|
2472,77 |
2,40 |
4171,56 |
3,50 |
1698,79 |
1,10 |
|
|
анализ причин несоотвествия продукции |
|
14218,42 |
13,80 |
17878,10 |
15,00 |
3659,68 |
1,20 |
|
|
устранение причин несоотвествия продукции |
|
1442,45 |
1,40 |
1311,06 |
1,10 |
-131,39 |
-0,30 |
|
|
изоляция несоттвествующей продукции |
|
3606,12 |
3,50 |
1311,06 |
1,10 |
-2295,06 |
-2,40 |
|
ИТОГО |
|
|
103032,00 |
100,00 |
119187,30 |
100,00 |
16155,30 |
0,00 |
Таблица 7
Классификация затрат потребителя на поддержание заданного уровня качества за весь срок службы продукции
№ п/п |
Показатель затрат |
2002 |
2003 |
Динамика |
|||
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
||
1 |
Монтаж, демонтаж и переоборудование |
9659,25 |
15,00 |
13276,56 |
16,00 |
3617,31 |
1,00 |
2 |
Капитальный ремонт |
9208,49 |
14,30 |
12446,78 |
15,00 |
3238,29 |
0,70 |
3 |
Текущий ремонт и техническое обслуживание |
4958,42 |
7,70 |
4563,82 |
5,50 |
-394,60 |
-2,20 |
4 |
Энергоносители |
6568,29 |
10,20 |
9127,64 |
11,00 |
2559,35 |
0,80 |
5 |
Сменная оснастка |
12750,21 |
19,80 |
15516,98 |
18,70 |
2766,77 |
-1,10 |
6 |
Заработная плата и соответствующие отчисления с нее |
16613,91 |
25,80 |
17259,53 |
20,80 |
645,62 |
-5,00 |
7 |
Утилизация |
4636,44 |
7,20 |
10787,21 |
13,00 |
6150,77 |
5,80 |
|
ИТОГО |
64395,00 |
100,00 |
82978,50 |
100,00 |
18583,50 |
0,00 |
Таблица 8
Состав затрат на обеспечение качества ОАО «Мебель»
№ п/п |
Показатель затрат |
Классификация показателя |
2002 |
2003 |
Динамика |
|||
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
|||
1 |
Затраты на правовое обеспечение в области качества |
на приобретение законодательных документов |
57,96 |
0,10 |
196,13 |
0,20 |
138,18 |
0,10 |
|
|
на юридическую экспертизу внешних и внутренних документов, связанных с обеспечением качества |
695,47 |
1,20 |
1078,72 |
1,10 |
383,25 |
-0,10 |
|
|
на проведение анализа контрактов на соответствие нормам и требованиям |
637,51 |
1,10 |
980,66 |
1,00 |
343,14 |
-0,10 |
2 |
Затраты на информационное обеспечение |
на разработку методов учета и форм регистрации данных о качестве |
289,78 |
0,50 |
686,46 |
0,70 |
396,68 |
0,20 |
|
|
на выбор системы информационного обеспечения и информационного оборудования |
405,69 |
0,70 |
686,46 |
0,70 |
280,77 |
0,00 |
|
|
на организацию сбора информации о качестве |
1275,02 |
2,20 |
1961,31 |
2,00 |
686,29 |
-0,20 |
|
|
на контроль сбора информационных данных о качестве |
2028,44 |
3,50 |
3628,42 |
3,70 |
1599,98 |
0,20 |
|
|
на обработку, хранение, анализ информации о качестве и на обеспечение доступа к информации |
1912,53 |
3,30 |
2941,97 |
3,00 |
1029,43 |
-0,30 |
3 |
Затраты на качество исходных материалов |
на выбор, оценку субподрядчиков и аудит второй стороны |
57,96 |
0,10 |
98,07 |
0,10 |
40,11 |
0,00 |
|
|
на составление, анализ и утверждение документов на закупку |
57,96 |
0,10 |
196,13 |
0,20 |
138,18 |
0,10 |
|
|
на выбор, анализ и утверждение методов проверки закупаемой продукции |
4520,53 |
7,80 |
7551,04 |
7,70 |
3030,51 |
-0,10 |
|
|
на входной контроль |
3245,51 |
5,60 |
5393,60 |
5,50 |
2148,09 |
-0,10 |
|
|
на обеспечение качества сырья |
695,47 |
1,20 |
1078,72 |
1,10 |
383,25 |
-0,10 |
4 |
Затраты на обеспечение качества при изготовлении |
на технологическую подготовку производства |
869,33 |
1,50 |
980,66 |
1,00 |
111,32 |
-0,50 |
|
|
на управление процессами |
753,42 |
1,30 |
980,66 |
1,00 |
227,23 |
-0,30 |
|
|
на контроль и испытания |
637,51 |
1,10 |
980,66 |
1,00 |
343,14 |
-0,10 |
|
|
на метрологическое обеспечение |
811,38 |
1,40 |
980,66 |
1,00 |
169,28 |
-0,40 |
|
|
на предотвращение появления несоответствий |
405,69 |
0,70 |
980,66 |
1,00 |
574,97 |
0,30 |
|
|
на обеспечение стабильности качества и гарантии качества |
521,60 |
0,90 |
1470,98 |
1,50 |
949,38 |
0,60 |
5 |
Затраты на качество упаковки, хранения и транспортировки |
|
579,56 |
1,00 |
1078,72 |
1,10 |
499,17 |
0,10 |
|
|
на разработку требований к упаковке, хранению. И транспортировке |
1275,02 |
2,20 |
2059,38 |
2,10 |
784,35 |
-0,10 |
|
|
на разработку упаковки и маркировки |
2550,04 |
4,40 |
4314,88 |
4,40 |
1764,84 |
0,00 |
|
|
на упаковку и маркировку |
2897,78 |
5,00 |
4412,95 |
4,50 |
1515,17 |
-0,50 |
|
|
на контроль упаковки и маркировки |
985,24 |
1,70 |
2255,51 |
2,30 |
1270,26 |
0,60 |
|
|
на хранение продукции и содержание складских помещений |
4520,53 |
7,80 |
7845,24 |
8,00 |
3324,71 |
0,20 |
|
|
на соблюдение условий транспортировки |
811,38 |
1,40 |
1961,31 |
2,00 |
1149,93 |
0,60 |
|
|
на контроль условий хранения и транспортировки |
637,51 |
1,10 |
1470,98 |
1,50 |
833,47 |
0,40 |
6 |
Затраты на послепродажную деятельность |
на проведение и контроль качества монтажа |
695,47 |
1,20 |
1667,11 |
1,70 |
971,65 |
0,50 |
|
|
на пусконаладочные работы |
695,47 |
1,20 |
1274,85 |
1,30 |
579,39 |
0,10 |
|
|
на составление инструкций по эксплуатации |
231,82 |
0,40 |
196,13 |
0,20 |
-35,69 |
-0,20 |
|
|
на сервисное обслуживание |
2028,44 |
3,50 |
2451,64 |
2,50 |
423,20 |
-1,00 |
|
|
на анализ качества продукции при эксплуатации |
2260,26 |
3,90 |
2843,90 |
2,90 |
583,64 |
-1,00 |
7 |
Затраты на обучение и подготовку кадров |
на разработку методик определения потребности в подготовке и методик подготовки кадров в области качества |
2723,91 |
4,70 |
4412,95 |
4,50 |
1689,04 |
-0,20 |
|
|
на подготовку кадров |
3361,42 |
5,80 |
5393,60 |
5,50 |
2032,18 |
-0,30 |
|
|
на контроль проводимой подготовки кадров |
1101,15 |
1,90 |
1961,31 |
2,00 |
860,16 |
0,10 |
|
|
на определение и подтверждение квалификации работников |
2608,00 |
4,50 |
4118,75 |
4,20 |
1510,75 |
-0,30 |
8 |
Затраты на связи с потребителем |
на сбор и анализ запросов потребителей в отношении качества |
3883,02 |
6,70 |
6374,26 |
6,50 |
2491,24 |
-0,20 |
|
|
на обработку и анализ претензий |
1101,15 |
1,90 |
980,66 |
1,00 |
-120,50 |
-0,90 |
|
|
на работу службы маркетинга, связанную с качеством |
405,69 |
0,70 |
490,33 |
0,50 |
84,64 |
-0,20 |
9 |
Затраты на учет, оценку и анализ затрат на обеспечение качества |
на сбор данных о затратах на качество |
637,51 |
1,10 |
1176,79 |
1,20 |
539,28 |
0,10 |
|
|
на разработку документации по учету затрат на качество |
115,91 |
0,20 |
490,33 |
0,50 |
374,42 |
0,30 |
|
|
на создание и обеспечение баз сравнения |
1275,02 |
2,20 |
2255,51 |
2,30 |
980,49 |
0,10 |
|
|
на планирование и реализацию политики по снижению затрат на качество |
695,47 |
1,20 |
3726,49 |
3,80 |
3031,02 |
2,60 |
|
ИТОГО |
|
57955,50 |
100,00 |
98065,50 |
100,00 |
40110,00 |
0,00 |
Таблица 9
Состав затрат на обеспечение качества при изготовлении продукции ОАО «Мебель»
№ п/п |
Показатель затрат |
Классификация показателя |
2002 |
2003 |
Динамика |
|||
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
|
|||
1 |
Затраты на технологическую подготовку производства |
на разработку межцеховых технологических маршрутов для всех составных частей |
721,22 |
1,40 |
1086,26 |
1,50 |
365,04 |
0,10 |
|
|
на проведение технологического контроля конструкторской документации |
927,29 |
1,80 |
1448,35 |
2,00 |
521,06 |
0,20 |
|
|
на планирование, организацию и управление процессом технологической подготовки и производства |
1287,90 |
2,50 |
1593,19 |
2,20 |
305,29 |
-0,30 |
|
|
на содержание инструментального хозяйства |
2421,25 |
4,70 |
2896,70 |
4,00 |
475,45 |
-0,70 |
|
|
на разработку и внесение изменений в технологическую документацию на основе требований потребителя |
2833,38 |
5,50 |
3765,72 |
5,20 |
932,34 |
-0,30 |
|
|
на выбор контрольных характеристик и определение отклонений |
2009,12 |
3,90 |
2896,70 |
4,00 |
887,58 |
0,10 |
2 |
Затраты на управление процессами |
на поддержание исправности оборудования, техническое обслуживание |
2421,25 |
4,70 |
3476,04 |
4,80 |
1054,79 |
0,10 |
|
|
на анализ отклонений контрольных характеристик, выработку и осуществление корректирующих мер |
2266,70 |
4,40 |
3258,79 |
4,50 |
992,09 |
0,10 |
|
|
на ремонт технологического оборудования |
5151,60 |
10,00 |
7965,94 |
11,00 |
2814,34 |
1,00 |
|
|
на обеспечение прослеживаемости и идентификации |
360,61 |
0,70 |
724,18 |
1,00 |
363,56 |
0,30 |
|
|
на планирование и утверждение процессов и персонала |
927,29 |
1,80 |
869,01 |
1,20 |
-58,28 |
-0,60 |
|
|
на осуществление внутрипроизводственных транспортировок |
2833,38 |
5,50 |
4345,06 |
6,00 |
1511,68 |
0,50 |
|
|
на ведение технологической документации |
257,58 |
0,50 |
724,18 |
1,00 |
466,60 |
0,50 |
3 |
Затраты на контроль и испытания |
на содержание службы контроля качества |
360,61 |
0,70 |
217,25 |
0,30 |
-143,36 |
-0,40 |
|
|
на контроль в процессе производства |
463,64 |
0,90 |
1086,26 |
1,50 |
622,62 |
0,60 |
|
|
на приемочный контроль и испытания |
51,52 |
0,10 |
217,25 |
0,30 |
165,74 |
0,20 |
|
|
на материалы, используемые в процессе контроля и испытаний |
927,29 |
1,80 |
1303,52 |
1,80 |
376,23 |
0,00 |
|
|
на составление отчетов и анализ результатов контроля испытаний |
1493,96 |
2,90 |
1810,44 |
2,50 |
316,48 |
-0,40 |
|
|
на оплату услуг по оценке качества, предоставляемых сторонними организациями |
1854,58 |
3,60 |
2534,62 |
3,50 |
680,04 |
-0,10 |
4 |
Затраты на метрологическое обеспечение |
на выбор и покупку средств измерений |
4069,76 |
7,90 |
5431,32 |
7,50 |
1361,56 |
-0,40 |
|
|
на государственную проверку |
2421,25 |
4,70 |
3258,79 |
4,50 |
837,54 |
-0,20 |
|
|
на метрологическую экспертизу нормативной, конструкторской и технологической документации |
5203,12 |
10,10 |
6300,33 |
8,70 |
1097,22 |
-1,40 |
|
|
на техническое обслуживание и ремонт средств измерений |
669,71 |
1,30 |
1448,35 |
2,00 |
778,64 |
0,70 |
5 |
Затраты на предупреждение появления несоответствий |
на ведение документации, касающейся несоответствий продукции |
978,80 |
1,90 |
1520,77 |
2,10 |
541,97 |
0,20 |
|
|
на анализ брака и выработку корректирующих мер |
2987,93 |
5,80 |
3403,63 |
4,70 |
415,70 |
-1,10 |
|
|
На реализацию корректирующих мер |
3966,73 |
7,70 |
4779,56 |
6,60 |
812,83 |
-1,10 |
|
|
на контроль за выполнением корректирующих мер и оценку их эффективности |
360,61 |
0,70 |
579,34 |
0,80 |
218,73 |
0,10 |
6 |
Затраты на обеспечение стабильности качества и гарантии качества |
на разработку организационной структуры системы качества |
206,06 |
0,40 |
217,25 |
0,30 |
11,19 |
-0,10 |
|
|
на разработку документации в системе качества |
154,55 |
0,30 |
72,42 |
0,10 |
-82,13 |
-0,20 |
|
|
на ознакомление работников с документами системы качества |
51,52 |
0,10 |
72,42 |
0,10 |
20,90 |
0,00 |
|
|
на консультации сторонних организаций |
875,77 |
1,70 |
3113,96 |
4,30 |
2238,18 |
2,60 |
|
|
ИТОГО |
51516,00 |
100,00 |
72417,60 |
100,00 |
20901,60 |
0,00 |
Заключение
В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько основных выводов по работе.
Конкурентоспособность промышленной продукции зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы.
Под конкурентоспособностью промышленного товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличает от аналогичных товаров – конкурентов.
Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление промышленной продукции. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости промышленной продукции и др.
Коммерческие факторы определяют условия реализации промышленных товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного промышленного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную промышленную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).
Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия промышленного товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства промышленный товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению.
Независимо от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой промышленной продукции, так и в ходе ее реализации.
Стратегия повышения качества промышленного товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов.
Список литературы
1. Фомин В.Н. Качество продукции и маркетинг. – М.: Инфра-М, 1991
2. Круглов М.Г. Менеджмент систем качества. – М.: ДиС, 1997.
3. Леонов И.Г., Аристов О.В. Управление качеством продукции. – М.: ДиС, 1999
4. Лисицын А.И. Региональные формы и метод повышения качества// стандарты и качество. – 1996. - №1
5. Мишин Б.А. Уровень качества. Социально- экономические вопросы оценки качества и защита потребителя. – М, 1999
6. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М: Внешторгиздат, 1993.
7. Маркетинг: Учебник /А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, СА. Красильников и др.: Под ред. А.Н. Романова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996
8. Никеров Н.С. Экспертно- статистический метод оценки качества продукции: Учебное пособие. – СПб, 1995
9. Управление качеством / Под ред. С. Д. Ильенковой. – М: ЮНИТИ, 1998
10. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие; 2-е изд., с испр. и доп. — М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем”; Изд-во “ГНОМ-ПРЕСС”, 1998