Содержание

Введение. 3

1. Понятие экологических проблем.. 4

2. Основные экологические проблемы современности. 5

2.1. Потепление климата. 5

2.2. Озоновые дыры.. 6

2.3. Гибель и вырубка лесов. 6

2.4. Опустынивание. 8

2.5. Чистая вода. 9

3. Возможные пути решения проблем экологического кризиса. 10

4. Тесты (вариант 1) 15

Заключение. 17

Список литературы.. 18

Введение

Человечество слишком медленно подходит к пониманию масштабов опасности, которую создает легкомысленное отношение к окружающей среде. Между тем решение (если оно еще возможно) таких грозных глобальных проблем, как экологические, требует неотложных энергичных совместных усилий международных организаций, государств, регионов, общественности.

За время своего существования и особенно в XX веке человечество ухитрилось уничтожить около 70 процентов всех естественных экологических (биологических) систем на планете, которые способны перерабатывать отходы человеческой жизнедеятельности, и продолжает их "успешное" уничтожение. Объем допустимого воздействия на биосферу в целом превышен сейчас в несколько раз. Более того, человек выбрасывает в окружающую среду тысячи тонн веществ, которые в ней никогда не содержались и которые зачастую не поддаются или слабо поддаются переработке. Все это приводит к тому, что биологические микроорганизмы, которые выступают в качестве регулятора окружающей среды, уже не способны выполнять эту функцию.

Как утверждают специалисты, через 30 - 50 лет начнется необратимый процесс, который на рубеже XXI - XXII веков приведет к глобальной экологической катастрофе.  Особо тревожное положение сложилось на Европейском континенте. Западная Европа свои экологические ресурсы в основном исчерпала и соответственно использует чужие.

Поэтому сегодня важно становится изучать и распространять знания о критическом состоянии окружающей среды с целью ее изменения и улучшения. Таким образом, целью данной работы является рассмотрение  глобальных проблем экологического кризиса и путей их решения.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-             Рассмотреть понятие экологических проблем;

-             Описать основные экологические проблемы современности;

-             Раскрыть возможные пути решения данных проблем.

1. Понятие экологических проблем

Экологические проблемы современности по своим масштабам условно могут быть разделены на локальные, региональные и глобальные и требуют для своего решения неодинаковых средств решения и различных по характеру научных разработок.

На сегодняшний  день самой большой и опасной проблемой является истощение и разрушение природной среды, нарушение внутри нее экологического равновесия в результате растущей и плохо контролируемой деятельностью людей. Исключительный вред приносят производственные и транспортные катастрофы, которые ведут к массовой гибели живых организмов, заражению и загрязнению мирового океана, атмосферы, почвы. Но еще большее негативное воздействие оказывают непрерывные выбросы вредных веществ в окружающую среду

Во- первых, сильное влияние на здоровье людей, тем более разрушительное, что человечество все сильнее скучивается в городах, где концентрация вредных веществ воздухе, почве, атмосфере, непосредственно в помещениях, а также и в других воздействий (электричество, радиоволны и пр.) очень высоко.

Во- вторых, исчезают многие виды животных и растений, и появляются новые опасные микроорганизмы.

В- третьих, ухудшается ландшафт, плодородные земли превращаются в сваи, реки в сточные канавы, изменяется местами водный режим и климат. Но самой большой опасностью грозит глобальное изменение (потепление) климата, возможное, например, из-за увеличения в атмосфере углекислоты. Это способно привести к таянию ледников. В результате под водой окажутся огромные и густонаселенные районы в разных регионах мира.[1]

  На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром.  Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество,  опасное  вмешательство  человека  в природу резко усилилось,  расширился объём этого  вмешательства,  оно стало  многообразнее  и  сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества.  Расход невозобновимых  видов  сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так как на них строятся города и заводы.  Человеку приходится все больше вмешиваться  в  хозяйство  биосферы  - той части нашей планеты, в которой существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее время  подвергается  нарастающему антропогенному воздействию. При этом можно выделить несколько наиболее  существенных процессов, любой  из которых не улучшает экологическую ситуацию на планете.

2. Основные экологические проблемы современности

2.1. Потепление климата

Начавшееся во второй половине CC века резкое потепление климата является достоверным фактом. Мы его чувствуем по более мягким, чем раньше, зимам. Средняя температура приземного слоя воздуха по сравнению с 1956-1957 годами, когда проводился Первый международный геофизический год, возросла на 0,7°С. На экваторе потепления нет, но чем ближе к полюсам, тем оно заметнее. За Полярным кругом оно достигает 2°С. На Северном полюсе подледная вода потеплела на 1°С и ледяной покров начал подтаивать снизу.[2]

В чем причина этого явления? Одни ученые считают, что это - результат сжигания огромной массы органического топлива и выделение в атмосферу больших количеств углекислого газа, который является парниковым, то есть затрудняет отдачу тепла от поверхности Земли.

Другие ученые, ссылаясь на изменение климата в историческое время, считают антропогенный фактор потепления климата ничтожным и связывают это явление с усилением солнечной активности.

Прогноз на будущее (2030 - 2050 годов) предполагает возможное повышение температуры на 1,5 - 4,5°С. К таким выводам пришла Международная конференция климатологов в Австрии в 1988 году.

2.2. Озоновые дыры

Проблема озонового слоя возникла в 1982 году, когда зонд, запущенный с британской станции в Антарктиде, на высоте 25 - 30 километров обнаружил резкое снижение содержания озона. С тех пор над Антарктидой все время регистрируется озоновая "дыра" меняющихся форм и размеров. По последним данным на 1992 год она равна 23 миллионам квадратных километров, то есть площади, равной всей Северной Америке. Позднее такая же "дыра" была обнаружена над канадским арктическим архипелагом, над Шпицбергеном, а затем и в разных местах Евразии, в частности над Воронежем.[3]

Истощение озонового слоя представляет гораздо более опасную реальность для всего живого на Земле, чем падение какого-нибудь сверхкрупного метеорита, ведь озон не допускает опасное излучение до поверхности Земли. В случае уменьшения озона человечеству грозит, как минимум, вспышка рака кожи и глазных заболеваний. Вообще увеличение дозы ультрафиолетовых лучей может ослабить иммунную систему человека, а заодно уменьшить урожай полей, сократить и без того узкую базу продовольственного снабжения Земли.

Для окончательного решения вопроса о причинах истощения озонового слоя необходимы детальные научные исследования. Другой цикл исследований нужен для выработки наиболее рациональных способов искусственного восстановления прежнего содержания озона в стратосфере. Работы в этом направлении уже начаты.

2.3. Гибель и вырубка лесов

Одна из причин гибели лесов во многих регионах мира – кислотные дожди, главными виновниками которых являются электростанции. Выбросы двуокиси серы и перенос их на большие расстояния приводят к выпадению таких дождей далеко от источников выбросов. В Австрии, на востоке Канады, в Нидерландах и Швеции более 60 % серы, выпадающей на их территории, приходятся на внешние источники, а в Норвегии даже 75 %. Другими примерами переноса кислот на большие расстояния являются выпадение кислотных дождей на таких отдаленных островах в Атлантическом океане, как Бермудские, и кислотного снега в Арктике.

За последние 20 лет (1970 – 1990) мир потерял почти 200 миллионов гектаров лесных массивов, что равно площади США восточнее Миссисипи. Особенно большую экологическую угрозу представляет истощение тропических лесов – "легких планеты" и основного источника биологического разнообразия планеты. Там ежегодно вырубается или сжигается примерно 200 тысяч квадратных километров, а значит, исчезает 100 тысяч (!) видов растений и животных. Особо быстро этот процесс идет в самых богатых тропическими лесами регионах – Амазонии и Индонезии.

Рис. 6. Доля лесов и пашни по отдельным странам, %

Рис. 1. Доля лесов и пашни по отдельным странам, %

Британский эколог Н. Мейерс пришел к выводу, что десять небольших областей в тропиках содержат по крайней мере 27 % всего видового состава этого класса растительных формаций, позднее этот список был расширен до 15 "горячих точек" тропических лесов, которые должны быть сохранены во что бы то ни стало. В развитых странах кислотные дожди вызывали повреждение значительной части леса: в Чехословакии – 71 %, в Греции и Великобритании – 64 %, в ФРГ – 52 %.

Современная ситуация с лесами очень различна по континентам. Если в Европе и Азии лесопокрытые площади за 1974 – 1989 годы несколько увеличились, то в Австралии за один год они сократились на 2,6 %. Еще большая деградация лесов идет в отдельных странах: в Кот-д, Ивуар за год лесные площади уменьшились на 5,4 %, в Таиланде – на 4,3 %, в Парагвае  на 3,4 %.

2.4. Опустынивание

Один из самых грозных, глобальных и быстротечных процессов современности – расширение опустынивания, падение и, в самых крайних случаях, полное уничтожение биологического потенциала Земли, что приводит к условиям, аналогичным условиям естественной пустыни.

Естественные пустыни и полупустыни занимают более 1/3 земной поверхности. На этих землях проживает около 15 % населения мира. Пустыни – естественные образования, играющие определенную роль в общей экологической сбалансированности ландшафтов планеты. В результате деятельности человека к последней четверти ХХ века появилось еще свыше 9 миллионов квадратных километров пустынь, и всего они охватили уже 43 % общей площади суши.

Таблица 1

Причины деградации земель в различных регионах мира[4]

Обезлесение

Сверхэксплуатация

Перевыпас

С/х

деятельность

Индустриализация

Весь мир

30 %

7 %

35 %

28 %

1 %

Европа

38 %

11 %

23 %

29 %

9 %

Африка

14 %

13 %

49 %

24 %

0 %

Азия

40 %

6 %

26 %

27 %

1 %

Океания

0 %

12 %

80 %

8 %

0 %

Сев. Америка

0 %

4 %

30 %

66 %

0 %

Южн. Америка

41 %

5 %

28 %

26 %

0 %

Центр. Америка

22 %

18 %

15 %

45 %

0 %

В 90-х годах опустынивание стало угрожать 3,6 миллионам гектаров засушливых земель. Это составляет 70 % потенциально продуктивных засушливых земель, или ¼ общей площади поверхности суши, причем эти данные не включают площадь естественных пустынь. Около 1/6 населения мира страдает от этого процесса. Как считают эксперты ООН, современные потери продуктивных земель приведут к тому, что к концу столетия мир может лишиться почти 1/3 своих пахотных  земель. Такая потеря в период беспрецедентного роста населения и увеличения потребности в продовольствии может стать поистине гибельной.

2.5. Чистая вода

Воду человек загрязняет с незапамятных времен. Как это ни парадоксально, но и вредные выбросы в атмосферу, в конце концов, оказываются в воде, а территории городских свалок твердых отходов и отбросов после каждого дождя и после снеготаяния вкладывают свою лепту в загрязнение поверхностных и подземных вод. Дефицитом становится и чистая вода, причем водный дефицит может сказаться быстрее, чем последствия "парникового эффекта": 1,2 миллиарда людей живут без чистой питьевой воды, 2,3 миллиарда – без очистных сооружений для использования загрязненной воды. Растут расходы воды на орошение, сейчас это – 3300 кубических километра в год, в 6 раз больше стока одной из самых многоводных рек мира – Миссисипи.

Многие новые товары содержат токсичные вещества – свинец, ртуть и кадмий – в аккумуляторных батареях, ядовитые химические соединения в бытовых моющих средствах, растворителях и красителях. Поэтому свалки мусора у крупнейших городов представляет собой серьезную экологическую угрозу – угрозу загрязнения грунтовых вод, угрозу здоровью населения. Вывоз на эти свалки промышленных отходов создаст еще большие опасности.

Мусороперерабатывающие заводы не являются радикальным решением проблемы отходов – в атмосферу выбрасываются окислы серы и азоты, окись углерода, а в золе содержаться токсичные вещества, зола попадает, в конечном счете, на эти же свалки.

Рис. 2. Использование водных ресурсов по отдельным странам

Рис. 2.Использование водных ресурсов по отдельным странам

Такая  обычная субстанция, как вода, нечасто привлекает наше внимание, хотя сталкиваемся мы с ней повседневно, скорее даже ежечасно: во время утреннего туалета, за завтраком, когда пьем чай или кофе, при выходе из дома в дождь или снег, во время приготовления обеда и мытья посуды, во время стирки... В общем, очень и очень часто. Задумайтесь на минуту о воде..., представьте, что ее вдруг не стало..., ну, например, произошла авария водопроводной сети. А возможно, это с вами уже случалось? Со всей очевидностью в такой ситуации становится ясно, что "без воды и ни туды, и ни сюды".

3. Возможные пути решения проблем экологического кризиса

Говоря о возможных вариантах развития экологической ситуации на планете, наиболее осмысленным, кажется разговор о некоторых из существующих сегодня направлениях природоохранной деятельности. Иначе пришлось бы говорить исключительно об ужасах истощения природных ресурсов.

В 1982 году ООН приняла специальный документ — Всемирную хартию охраны природы, а затем создала специальную комиссию по окружающей среде и развитию. В 1983 году в ООН была создана комиссия по окружающей среде и развитию, которая издала в 1987 году доклад "Наше общее будущее". Лейтмотивом доклада стала знаменитая фраза: "Человечество способно сделать развитие устойчивым — обеспечить, чтобы оно удовлетворяло нужды настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять спои потребности". Хотя как это сделать -  не разъяснялось.[5]

Характерно, что совет Римского клуба в 1989 году также квалифицировал устойчивое развитие как утопию, но "заслуживающую, чтобы к ней стремиться" Вместе с тем, совет клуба решил сменить тактику своей деятельности и перейти от обсуждения экологической проблематики к выработке Стратегии международных действий на ХХI.век. По мнению клуба, эти действия должны привести к "первой глобальной революции". Однако содержание и механизмы этой социально-экологической революции ни в завещаниях А. Печчеи, ни в книге новых руководителей клуба раскрыты не были.

Несмотря на то, что каждая из обсуждавшихся глобальных проблем имеет свои варианты частичного или более полного решения, существует некий набор общих подходов к решению проблем окружающий среды. Кроме того, за последнее столетие человечество разработало ряд оригинальных способов борьбы с собственными, губящими природу недостатками.

К числу таких способов (или возможных путей решения проблемы) можно отнести возникновение и деятельность разного рода «зеленых» движений и организаций. Кроме пресловутого «Green Peace’а», отличающегося не только размахом своей деятельности, но и, порой, заметным экстремизмом действий, а также аналогичных организаций, непосредственно проводящих природоохранные акции, существует другой тип экологических организаций – структуры, природоохранную деятельность стимулирующие и спонсирующие – типа Фонда дикой природы. Все экологические организации существуют в одной из форм: общественные, частные государственные либо организации смешанного типа.

Кроме разного рода объединений, отстаивающих у цивилизации права постепенно уничтожаемой ею природы, в сфере решения экологических проблем существует целый ряд государственных или общественных природоохранных инициатив. Например, природоохранное законодательство в России и других странах мира, различные международные соглашения или система «Красных книг».

Международная 'Красная книга» – список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений – в настоящий момент включает 5 томов материалов. Кроме того, существуют национальные и даже региональные «Красные книги».

В числе важнейших путей решения экологических проблем большинство исследователей также выделяет внедрение экологически чистых, мало- и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, рациональное размещение производства и использование природных ресурсов.

Хотя, несомненно, - и это доказывает весь ход человеческой истории - важнейшим направлением решения стоящих перед цивилизацией экологических проблем стоит назвать повышение экологической культуры человека, серьезное экологическое образование и воспитание, все то, что искореняет главный экологический конфликт – конфликт между дикарем-потребителем и разумным обитателем хрупкого мира, существующий в сознании человека.

Из экологического тупика, возможно, есть несколько путей, но, к сожалению, не все они реальны для практического осуществления.

Рассматривая и анализируя каждый из них, можно методом отрицания выявить наиболее надежный, доступный и реально приемлемый.

1. Техногенный: скорее всего, нереально рассчитывать на внезапную техническую революцию, которая повсеместно и одновременно сможет заменить нынешние промышленные мощности более безвредными для природы. Нереально надеяться на создание гигантских вентиляторов и миксеров, способных вентилировать атмосферные массы или взбивать морские воды для освобождения их от вредных примесей.

2. Химический: нереально надеяться на создание чудодейственного порошка, способного при опылении почвы, воды и воздуха дать положительный результат по их очистке, способствовать одновременному улучшению всей экологической обстановки повсеместно.

3. Стабилизация цивилизации: нереально застабилизировать цивилизацию на ее нынешнем уровне (что, вообще-то, ничем не поможет делу), или, тем более, вернуть ее на уровень более ранней, безопасной для природы стадии, и застабилизировать ее в том состоянии.

4. Ограничение потребности людей: и вовсе нереальный вариант, хотя по сути вроде бы осуществимый. В действительности это мгновенно вызовет чудовищный взрыв, который сметет и цивилизацию, и общество, и саму планету.

Что же тогда остается? Только один путь - коренным образом изменить отношение самого Человека к Среде своего обитания. Заставить его отказаться от нанесения ей ущерба и превратить в бережного защитника.

Но как этого добиться?

5. Жесткий административный диктат: по сути - реально, в действительности - прямой путь к самоуничтожению.

6. Призывы к самосознанию: по сути - реально, в действительности - нет. Фактор материальной заинтересованности всегда будет довлеть и преобладать над нравственностью. Яркий пример тому - нравственный кризис на исходе второго тысячелетия христианства. И вовсе уж нереально, чтобы сознание людей изменилось повсеместно и одновременно, а без этого обстоятельства такой выход становится не только бессмысленным, но даже очень опасным.

Остается еще один вопрос - кто должен изменить отношение человека к Среде обитания? Экологи? Вопрос наивный. Не обладая ни финансовой независимостью, ни властными полномочиями, они лишены такой возможности, хоть и осознают отлично всю степень надвигающейся катастрофы. К тому же требовать от экологов решения экологической проблемы, или хотя бы коренных изменений в этой области, так же бессмысленно, как требовать от акушеров или гинекологов изменений в демографической ситуации.

Политики? Нереально. У них свои интересы, которые никак не совпадают с позицией охраны окружающей Среды.

Госструктуры? Нереально. Интересы у них также прямо противоположные. И диктуются они экономическими интересами государства, а не конкретных людей.

«Гринпис»? По ряду причин, приведенных выше, совершенно нереально.

ООН? Слабовато. К тому же, по определенным обстоятельствам - совершенно нереально. Да и невозможно заниматься решением столь серьезного и важного вопроса (спасения биосферы и сохранения человеческого рода) наряду и попутно с другими важными вопросами, которыми занята ООН в своей деятельности.

Что же тогда остается? Только один выход - сделать так, чтобы люди сами искренне пожелали оберегать окружающую Среду. А это возможно только в одном случае - если охрана природы станет делом выгодным, не будет противоречить материальной заинтересованности самого человека. И если этот процесс будет соответствовать присущим каждому из нас природным, физиологическим потребностям, опираться на естественные наши стремления и желания.

И еще одно серьезное обстоятельство, которое никак нельзя игнорировать! Сегодня речь ведется о спасении Человечества. Но от кого? От самого человечества? От достижений цивилизации? От агрессии со стороны природы?

Пока мы не поймем и откровенно не признаем, что в данной ситуации прежде всего нужно спасать саму природу, доведенную нами до вымирания, так и будем метаться в бесполезных поисках путей «спасения Человечества».

Если уж в лодке открылась течь, в первую очередь следует спасать лодку, а не самих себя, сидящих в этой лодке. Особенно если никто не умеет плавать, а море вокруг кишит акулами.

Как только признаемся сами себе, что основной приоритет сегодня - спасение Биосферы от окончательного уничтожения, тут же все сразу встанет на свои места. Это очень важное обстоятельство, от которого слишком много зависит. Практически всё.

4. Тесты (вариант 1)

1. Каким прибором можно определить влажность воздуха в помещении?

a)    Барометром – энероидом;

b)    Конвектором;

c)     Эжектором;

d)    Психрометром Августа или Ассамана;

e)     Энемометром.

Барометр-энероид – прибор, специально созданный для измерения влажности воздуха в помещении.[6] Конвектор, эжектор, психрометр – приборы, применимые для других целей. Энемометр – вообще такого прибора нет.

2. Какова оптимальная температура воздуха для работ средней тяжести в теплый период?

a)     22 – 25;

b)    20 – 25;

c)     20 – 23;

d)    18 – 23;

e)     16 – 18.

Такая температура воздуха является оптимальной при нагревании тела во время работ средней тяжести.

3. Каким прибором измеряется подвижность воздуха в помещении?

a)     Актинометром;

b)    Барометром – энероидом;

c)     Анемометром;

d)    Термометром;

e)     Конвектором.

Анемометр - адаптер для измерения скорости потока воздуха. Диапазон от 0,4-30м/с, 1,4-108км/ч.[7]

4. Какова оптимальная относительная влажность?

a)     50 – 30%;

b)    60 – 40%;

c)     60 – 80%;

d)    75 – 90%;

e)     10 – 20%.

Для человека оптимальная относительная влажность воздуха находится в пределах 40-60%. Тогда он чувствует себя комфортно.[8]

5. Каким прибором определяется незначительная скорость движения воздуха (сквозняк) в помещении?

a)     Конвектором;

b)    Кататермометром;

c)     Термометром;

d)    Чашечным анемометром;

e)     Крыльчатым анемометром.

Кататермометр является классическим прибором для определения малых скоростей движения воздуха в помещениях. Основными преимуществами перед другими измерительными приборами (ручной крыльчатый анемометр, термоанемометр) являются простота конструкции, дешевизна, возможность измерения подвижности вихревых потоков воздуха в помещениях в диапазоне 0-2 м/с.[9]

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены глобальные проблемы экологического кризиса и пути их решения.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-             Рассмотрено понятие экологических проблем;

-             Описаны основные экологические проблемы современности;

-             Раскрыты возможные пути решения данных проблем.

В основе экологической проблемы, реально угрожающей нашему дальнейшему существованию, лежит множество факторов. Но если отдельные из них являются величинами переменными, изменчивыми, то три фактора по праву можно считать основополагающими в силу их неизменности:

1. Фактор материальной заинтересованности: потреблять все и вся, созданное природой, оказалось для нас значительно выгоднее, чем возвращать, восстанавливать и оберегать.

2. Фактор разрозненности усилий: Вся природная система, вся Биосфера - чрезвычайно чуткий, очень сложный, но неделимый, единый организм. Поэтому «лечить и оздоровлять» его отдельными, удобно разделенными для нас «кусками», - занятие абсолютно бессмысленное.

3. Фактор нереальности финансирования: Тратить деньги «на экологию», не перекрыв предварительно даже основные каналы загрязнения природы - дело безнадежное и сверхразорительное. С тем же успехом можно пытаться затушить костер бензином. Сколько бы не выливали, задача никогда не будет выполнена.

Поэтому все попытки решения экологической проблемы стандартными методами обречены на провал. Противопоставить материальной заинтересованности абсолютно нечего. Спасать разрозненные части неделимого организма - бессмысленно. Спасать весь организм целиком, не перекрыв каналы загрязнения - нереально. Перекрыть же эти каналы - невозможно, так как это противоречит материальной заинтересованности.

Список литературы

1.           Авартьянов М.В. Основы безопасности жизнедеятельности человека: учебник для ВУЗов. – М.: Инфра-М, 2003.

2.           Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – М.: Инфра-М, 2002.

3.           Безопасность жизнедеятельности: методические указания и курс лекции / сост.: д-р химич. Наук, профессор Г.Н. Доленко, ст. преподаватель Н.Н. Симакова. – Новосибирск: СибУПК, 2003.

4.           Змановский Ю.Ф. Безопасность жизнедеятельности человека. - М.: Инфра-М, 1999.

5.           Хухлаев Д.В. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Просвещение, 1994.

6.           Экология и природопользование. Учебник / Под ред. Алескина А.А. – М.: Инфра-М, 2001.

7.           Экология. Учебник. Е.А.Криксунов. – М.: Инфра-М, 2003.


[1] Экология и природопользование. Учебник / Под ред. Алескина А.А. – М.: Инфра-М, 2001. – с. 217.

[2] Экология. Учебник. Е.А.Криксунов. – М.: Инфра-М, 2003. – с. 341.

[3] Змановский Ю.Ф. Безопасность жизнедеятельности человека. - М.: Инфра-М, 1999. – с. 487.

[4] Экология. Учебник. Е.А.Криксунов. – М.: Инфра-М, 2003. – с. 348.

[5] Экология и природопользование. Учебник / Под ред. Алескина А.А. – М.: Инфра-М, 2001. – с. 249.

[6] Безопасность жизнедеятельности: методические указания и курс лекции / сост.: д-р химич. Наук, профессор Г.Н. Доленко, ст. преподаватель Н.Н. Симакова. – Новосибирск: СибУПК, 2003. – с. 127.

[7] Безопасность жизнедеятельности: методические указания и курс лекции / сост.: д-р химич. Наук, профессор Г.Н. Доленко, ст. преподаватель Н.Н. Симакова. – Новосибирск: СибУПК, 2003. – с. 131.

[8] Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – М.: Инфра-М, 2002. – с. 201.

[9] Безопасность жизнедеятельности: методические указания и курс лекции / сост.: д-р химич. Наук, профессор Г.Н. Доленко, ст. преподаватель Н.Н. Симакова. – Новосибирск: СибУПК, 2003. – с. 133.