Содержание

1. Гражданское общество: понятие, признаки, составные элементы.. 3

2. Верховный суд Российской Федерации: правое регулирование деятельности, состав, полномочия. 8

3. Уголовный Кодекс Российской Федерации – источник уголовного права: структура юридические характеристики. 15

Список литературы.. 18

 

1. Гражданское общество: понятие, признаки, составные элементы

Понятие “гражданское общество”, как правило, используется в сопоставлении с понятием государства. По замечанию И. Изензее, “государство существует в виде того, что противостоит обществу”. Понятия “государство” и “гражданское общество” отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического и культурного пространства, в котором взаимодействует свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. По определению Ж.-Л. Кермонна, “гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства”. Государство, напротив, представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и привыкающих к ним политических партий, групп давления и т.д.

Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательное свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

Сложный характер взаимосвязи и взаимозависимости государства и гражданского общества точно подметил лауреат Нобелевской премии американский ученый М. Фридман: “…общество таково, каким его делаем мы сами…Только от нас зависит создание такого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство всегда оставалось слугой народа и не превращалось в его хозяина”.

Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства и межличностных отношений создает условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.[1]

Исторически гражданское общество пришло на смену традиционному, сословно-кастовому. При сословном строе государство практически совпадало с имущими классами и было обособленно от основой массы населения. В традиционных обществах древнего мира средних веков социального неравенства было выражено и закреплено в праве: господствующая социальная группа была организована в государство, поддерживавшее сословные границы и охранявшее привилегии высших сословий, от имени которых и осуществлялась власть. В сословных обществах государство регламентировало многие стороны экономической, хозяйственной, бытовой, религиозной, духовной жизни. Однако феодальная сословная система не была абсолютной чуждой природе гражданского общества. Не смотря на то, что политическим выражением средневекового способа производства являлись привилегии, неравное для каждого из феодальных сословий право, сословный социальный порядок позволял обществу сохранять определенную независимость от государства.

На смену вертикальным феодальным структурам, открыто выражавшим и закреплявшим социальное неравенство, пришли преимущественно горизонтальные невластные связи, основанные на юридическом равенстве и договорных началах свободных личностей.

Гражданское общество по сути своей буржуазное. Его основой является юридически свободный индивид. Обособление гражданского общества от государства происходило в процессе ликвидации сословного неравенства и разгосударствления общественных отношений.

Начало данному процессу положило формирование представительного государства, выступающего от имени всего населения. Для этого необходимо было законодательное признание юридического равенства людей на основе наделение их правами и свободами. Замена сословного неравенства всеобщим юридическим равенством определило качественно новое социальное положение личности. Теперь индивиды независимо от их социального происхождения и имущественного положения были признаны равными и полноправными участниками общественной жизни, наделенными свободной волей.

Обособление общества от всепроникающей власти государства происходило в ходе конфликта в государстве и в обществе, который разрешился в ходе революций XVII-XVIII веков и последующих реформ. Этот конфликт был следствием естественноисторического перехода от абсолютистских властных систем к конституционным, представителям. Сам же переход отражал формирование новых социально-экономических, политических и культурных реальностей. Они были вызваны в жизнь товарно-денежными отношениями, промышленной революцией, появлением слоя самостоятельных товаропроизводителей, кризисом легитимности абсолютистских режимов, секуляризацией (освобождением от церковного влияния) индивидуального и массового сознания, возникновением политических партий, которые стали важным каналом трансляции разнородных интересов различных групп.

Реальное функционирование гражданского общества началось с принятия биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции. Конечно юридическое равенство не предполагает фактического равенства, оно означает всего лишь равенство возможностей. Однако это создало условия для проявления талантов, способности и инициативе личности.

Свобода человека органически связана с его материальным благополучием, наличием собственности, свободой частного предпринимательства. А частная собственность является не только экономической основой гражданского общества, но и фактором политического нравственного и культурного прогресса.

Значение института частной собственности в формировании гражданского самосознания человека, - в становлении гражданского общества раскрыл русский философ И.А. Ильин (1882-1954). Он полагал, что частная собственность соответствует индивидуальному способу бытия, который дан человеку от природы. Кроме этого, она развязывает хозяйственную предприимчивость и личную инициативу; дает собственнику чувство уверенности; научает человека творчески относиться к труду и любить Родину; закрепляет его оседлость, без которой невозможна культура; единит семью, вовлекая ее в отношения собственности; питает государственный инстинкт человека; пробуждает и воспитывает в  человеке правосознание; взращивает в нем чувство гражданской самостоятельности; развивает правильный подход к политической свободе.

Итак, главным признаком и основой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантии, прав человека и гражданина со стороны государства. Автономность личности и общества способствует созданию механизмов саморегуляции и саморазвития, формированию сферы в невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственно законого источника власти.

Структура гражданского общества

В современной политологии гражданское общество рассматривается как сложное многоуровневая система невластных связей и структур. Оно включает в себя всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства. Кроме того, в него входит разветвленная система независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные интересы граждан не равнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую условно можно выразить следующим образом.

Базовые (первичные, витальные) потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяются благодаря производственным отношениям, составляющим первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании, вере, информации, общении, сексе и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий религиозные, семейно-брачные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют потребности в политическом участии, связанный с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп и интересов, политических партий, движений и т.д. Если рассмотреть современное гражданское общество в промышленно-развитых странах мира, то оно предстанет как общество, состоящее из огромного числа самостоятельно действующих групп людей, имеющих различную направленность.[2]

Рис. 1.  Структура гражданского общества

2. Верховный суд Российской Федерации: правое регулирование деятельности, состав, полномочия

Верховный Суд РФ - высший судебный орган по граждан­ским, уголовным, административным и иным делам, подсуд­ным судам общей юрисдикции. Он высший орган, как для фе­деральных судов, так и для мировых судей.

Верховный Суд Российской Федерации создается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям. Он действует самостоятельно и независимо от других органов государственной власти и никому не подотчетен.

Деятельность Верховного Суда Российской Федерации направлена на защиту от всяких посягательств прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, обеспечение правильного применения законов при осуществлении правосудия в судах общей юрисдикции.

 В своей деятельности по осуществлению правосудия Верховный Суд Российской Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, поскольку они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Состав и структура Верховного Суда Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе судей, включая Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателя Кассационной коллегии, председателей Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по административным делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Количественный состав Верховного Суда Российской Федерации устанавливается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

В Верховном Суде Российской Федерации действуют следующие структуры: Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по административным делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия.

        В Кассационной коллегии и судебных коллегиях образуются составы для рассмотрения судебных дел. Составы могут образовываться по предметному или территориальному признаку.

Осуществление Верховным Судом Российской Федерации судебного надзора:

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью федеральных окружных административных судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, федеральных межрайонных административных судов, районных судов, военных судов, а в отношении мировых судей - в части соблюдения ими правил подсудности дел.

Судебный надзор осуществляется Верховным Судом Российской Федерации как путем проверки законности и обоснованности решений, приговоров, определений и постановлений нижестоящих судов, так и посредством принятия иных мер, направленных на единообразное и правильное применение судами федерального законодательства.

Осуществление Верховным Судом Российской Федерации правосудия:

Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции уголовные дела в отношении судей по их требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, а также дела:

об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских, а также международных общественных объединений, действующих на территории Российской Федерации, в случаях нарушения ими законодательства Российской Федерации;

об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения, действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума);

по разрешению споров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных Президентом Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;

иные административные дела, имеющие важное государственное или международное значение, если они не могут быть рассмотрены в нижестоящих судах;

об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей.

Решения Верховного Суда Российской Федерации о признании нормативных и ненормативных правовых актов недействительными или сообщения о таких решениях подлежат опубликованию в "Ведомостях Верховного Суда Российской Федерации" и в тех изданиях, в которых были опубликованы указанные правовые акты.

Каждая судебная инстанция Верховного Суда Российской Федерации самостоятельна и действует независимо от других судебных инстанций.

Судопроизводство и делопроизводство в Верховном Суде Российской Федерации ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. Судебные документы выдаются этим лицам на их родном языке либо на другом языке, которым они владеют.

Осуществление Верховным Судом Российской Федерации иных полномочий:

Наряду с рассмотрением дел и осуществлением судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и федеральные административные суды, а также за деятельностью мировых судей, Верховный Суд Российской Федерации:

1) изучает и обобщает судебную практику путем истребования дел и материалов, а также ознакомления непосредственно в судах с практикой применения федерального законодательства;

2) на основе обобщения судебной практики и анализа судебной статистики дает судам разъяснения по вопросам судебной практики;

3) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

4) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Федеральным конституционным законом.[3]

Пленум Верховного Суда РФ

Пленум Верховного Суда РФ - это общее собрание всех судей Верховного Суда РФ. Он формируется вместе с образо­ванием самого Верховного Суда РФ. Заседания Пленума Вер­ховного Суда РФ правомочны при наличии не менее двух тре­тей его состава.

В заседаниях Пленума Верховного Суда РФ обязательно участие Генерального прокурора РФ. По собственной инициа­тиве в нем может принять участие Министр юстиции РФ, а по приглашению Председателя Верховного Суда РФ - судьи других судов, члены Научно-консультативного совета при Вер­ховном Суде РФ, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государ­ственных и общественных организаций.

Пленум Верховного Суда РФ наделен следующими полно­мочиями:

1) рассматривать материалы изучения и обобщения судеб­ной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и давать руководящие разъяснения судам по вопросам применения за­конодательства Российской Федерации; при обсуждении во­просов о даче судам руководящих разъяснений заслушивать сообщения председателей судов второго звена и военных судов о судебной практике по применению законодательства;

2)  утверждать по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий,  секретаря  Пленума и Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ;

3) рассматривать и решать вопросы о внесении представле­ний в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке осуществления законодательной инициативы и о тол­ковании законов Российской Федерации;

4)  заслушивать сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной и судебных коллегий Верховного Суда РФ о деятельности коллегий;

5) рассматривать представления Председателя Верховного Суда РФ о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ законодательству Российской Федерации;

6)  осуществлять другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В соответствии со ст. 56 Закона о судоустройстве руководя­щие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Все правоохранительные органы должны соблюдать требования, изложенные в поста­новлениях Пленума Верховного Суда РФ.

Президиум Верховного Суда РФ

Президиум Верховного Суда РФ - это специально созда­ваемый орган. Он состоит из 13 судей и при наличии положи­тельного заключения квалификационной коллегии судей Вер­ховного Суда РФ утверждается Советом Федерации Федераль­ного Собрания РФ по представлению Президента РФ, осно­ванному на представлении Председателя Верховного Суда РФ. В состав Президиума входят Председатель Верховного Суда РФ, его заместители по должности и утвержденные судьи Вер­ховного Суда РФ.

Президиум принимает постановления большинством голо­сов членов Президиума, участвующих в заседании.

Президиум Верховного Суда РФ обладает следующими пол­номочиями:

1)  в пределах своей компетенции рассматривает дела в по­рядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2)  рассматривает материалы изучения и обобщения судеб­ной практики, анализа судебной статистики;

3)   рассматривает  вопросы  организации работы  судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;

4)   оказывает помощь нижестоящим судам  в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции РФ;

5) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда РФ:

в надзорном порядке рассматривает дела по протестам на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ и вступившие в законную силу приговоры, решения и определе­ния Судебной коллегии по уголовным делам и Судебной кол­легии по гражданским делам Верховного Суда РФ (ч. 3 ст. 321 ГПК), а по уголовным делам — также на постановления судей Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания (ч. 3 ст. 374 УПК);

рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, вступившие в силу (ч. 1 ст. 9 Закона о военных судах);

возобновляет уголовные дела по вновь открывшимся об­стоятельствам в отношении определений Кассационной колле­гии Верховного Суда РФ (п. 4 ч. 1 ст. 388 УПК);

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам свои постановления, вынесенные в надзорной инстанции по гражданским делам, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение (ст. ЗЗЗ ГПК).[4]

3. Уголовный Кодекс Российской Федерации – источник уголовного права: структура юридические характеристики

Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовного Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в Уголовный  Кодекс.

Уголовный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Задачи Уголовного кодекса Российской Федерации

Задачами Уголовного Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Для осуществления этих задач Уголовный Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Принципы

-  Принцип законности

Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным Кодексом.

Применение уголовного закона по аналогии не допускается.

-  Принцип равенства граждан перед законом

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

-  Принцип вины

Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.

Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

-  Принцип справедливости

Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

-  Принцип гуманизма

Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.

Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Основание уголовной ответственности

Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным Кодексом.

Структура Уголовного Кодекса:

ОБЩАЯ ЧАСТЬ                                            

Раздел I.    Уголовный закон                        

Раздел II.   Преступление                        

Раздел III.  Наказание                      

Раздел IV.   Освобождение  от  уголовной ответственности и от наказания

Раздел V.    Уголовная  ответственность  несовершеннолетних

Раздел VI.   Принудительные меры медицинского характера

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ                                    

Раздел VII.  Преступления против личности

Раздел VIII. Преступления в сфере экономики         

Раздел IX.   Преступления против общественной безопасности и общественного порядка

Раздел X.    Преступления  против государственной власти

Раздел XI.   Преступления против военной службы

Раздел XII.  Преступления против мира  и безопасности человечества.[5]

Список литературы

1.                     Баглай М., Габричидзе Б. Государственное право Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2004.

2.                     Зеркин Д. Основы политологии.- Ростов-на-Дону, 2003.

3.                     Мигранян А.М. Гражданское общество. - М.: ЮНИТИ, 2004.

4.                     Российская Федерация. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ.

5.                     Российская Федерация. Федеральный конституционный закон «О верховном суде Российской Федерации».


[1] Мигранян А.М. Гражданское общество. - М.: ЮНИТИ, 2004. – С. 37

[2] Зеркин Д. Основы политологии.- Ростов-на-Дону, 2003. – С. 217

[3] Российская Федерация. Федеральный конституционный закон «О верховном суде Российской Федерации».

[4] Баглай М., Габричидзе Б. Государственное право Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2004. – С. 285

[5] Российская Федерация. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ.