Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Киевская Русь как раннефеодальная монархия IX-XI в.________ 4

Глава 2. Киевская Русь: общественный строй и управление___________ 7

Глава 3. Владимир Мономах: основные положения его жизни________ 10

Заключение____________________________________________________ 15

Литература___________________________________________________ 16

Введение

По географическому положению и по этническому составу Россия совмещает в себе Европу и Азию. Не случайно ее называли Евразией или Срединным миром, подчеркивая ее промежуточное положение между Западом и Востоком. Как это влияет на социально-экономическую жизнь России, на ее государственность и духовную культуру? Что именно, Восток или Запад, преобладает в ней? В каком направлении идет развитие России?

Все эти вопросы имели и до сих пор имеют дискуссионный характер. Одни историки видели в России часть Европы, хотя отмечали, что она развивается более медленно. Другие решительно разъединяли ее с Европой, утверждая, что это самобытная цивилизация, у которой есть свой собственный исторический путь.

Какую точку зрения можно считать наиболее правильной? Чтобы решить эту непростую проблему необходимо обратиться к истокам: откуда пошли славянские племена, как образовалось Киевская Русь.

Вся история России — это непрерывный, затянувшийся на многие века процесс расширения географического пространства. Такой путь можно назвать экстенсивным: Россия постоянно сталкивалась с проблемой освоения новых земель по мере своего продвижения на восток. Учитывая тяжелые географические и климатические условия, низкую по сравнению с Западной Европой плотность населения, сделать это «разбегающееся» пространство цивилизованным было очень сложной задачей.

Если Владимира Святого славили былины, а также позднейшая христианская литература как «равноапостольного» крестители Руси, то Владимир Мономах являлся главным героем книжной, летописной традиции. И он не герой – защитник Русской земли, даже не ее устроитель: он идеальный правитель. Таким он представлен в скупых строках летописных записей, таким он переходит к поколениям другой эпохи – эпохи пробуждения государственного сознания в конце XV-XVI в.

Глава 1. Киевская Русь как раннефеодальная монархия IX-XI в.

Сломившееся в IX в. древнерусское феодальное государство (называемое историками также Киевской Русью) возникло в результате очень длительного и постепенного процесса раскола общества на антагонистические классы, проходившего у славян на протяжении всего I тысячелетия нашей эры. Русская феодальная историография XIV—XVII вв. стремилась искусственно связать раннюю историю Руси с известными ей древними народами Восточной Европы — скифами, сарматами, аланами; считалось, что имя Русь происходит от сарматского племени роксаланов.

Советские историки, подойдя к вопросу об образовании древнерусского государства с позиций исторического материализма, занялись изучением всего процесса разложения первобытнообщинного строя и зарождения феодального. государства. Для этого пришлось значительно раздвинуть хронологические рамки, заглянуть в глубь славянской истории и привлечь целый ряд новых источников, рисующих историю хозяйства и общественных отношений за много веков до оформления древнерусского государства (раскопки деревень, мастерских, крепостей, могил). Потребовался коренной пересмотр русских и иноземных письменных источников, говорящих о Руси. Работа по изучению предпосылок образования древнерусского государства еще не закончена, но уже сейчас объективный анализ исторических данных показал, что все основные положения норманской теории неверны.

В глубокой древности восточное славянство состояло, по-видимому, из 100—200 небольших племен. Племя, представлявшее совокупность. родственных родов, занимало территорию примерно в 40—60 км в поперечнике. В каждом племени собиралось, вероятно, вече, решавшее важнейшие вопросы общественной жизни; выбирался военный вождь (князь); существовали постоянная дружина из молодежи и общеплеменное ополчение (полк, тысяча, разделенная на сотни). В пределах племени был :свой град. Там собиралось общеплеменное вече, находился торг, производился суд. Там же имелось святилище, куда собирались представители всего племени. Эти грады еще не были настоящими городами, но многие из них, являвшиеся в течение нескольких веков центрами племенной округа, с развитием феодальных отношений превратились или в феодальные замки, или в города.

Таким образом, на протяжении VI—IX вв. возникали предпосылки феодальных отношений и происходил процесс складывания древнерусского феодального государства. Закономерное внутреннее развитие славянского общества осложнялось рядом внешних факторов (например, набегами кочевников) и непосредственным участием славян в крупнейших событиях мировой истории. Это делает изучение дофеодального периода в истории Руси особенно сложным.

Иранский географ середины IX в, Ибн - Хордадбех указывает, что «русы суть племя из славян». В «Повести временных лет» говорится о тождестве русского языка со славянским. В источниках имеются и более точные указания, помогающие определить, среди какой части восточного славянства следует искать русь. Во-первых, в «Повести временных лет» сказано относительно полян: «Яже ныне зовомая русь». Следовательно, древнее племя русь находилось где-то в Среднем Приднепровье, близ Киева, возникшего в земле полян, на которых впоследствии перешло имя руси. Во-вторых, в разных русских летописях времени феодальной раздробленности замечается двоякое географическое название слов «Русская земля», «Русь». Иногда под ними понимают все восточнославянские земли, иногда слова «Русская земля», «Русь» употребляются в очень узком, географически ограниченном смысле — для обозначения лесостепной полосы от Киева и реки Роси до Чернигова, Курска и Воронежа. Это узкое понимание Русской земли следует считать более древним и возводить его к VI— VII вв., когда именно в этих пределах существовала однородная материальная культура, известная по археологическим находкам.

Образование государства является закономерным завершением длительного процесса формирования феодальных отношений и антагонистических классов феодального общества. Феодальный государственный аппарат как аппарат насилия приспособлял для своих целей предшествующие ему племенные органы управления, отличные от него по существу, но сходные с ним по форме и терминологии. Такими племенными и должностными лицами были, например; «князь», «воевода» и др. К IX—Х вв. ясно определился процесс постепенного вызревания феодальных отношений в наиболее развитых областях восточного славянства (в южных, лесостепных землях). Родовые старейшины и предводители дружин, захватывавшие общинную землю, превращались в феодалов, "князья племен становились феодальными государями, союзы племен перерастали в феодальные государства. Складывалась иерархия землевладельческой знати, устанавливалось соподчинение князей разных рангов. Формирующийся класс феодалов нуждался в создании крепкого государственного аппарата.

Летописец упоминает ряд княжеств-федераций племен дофеодального периода: Полянское, Древлянское, Дреговичское, Полоцкое, Словенское. Некоторые восточные писатели сообщают, что столицей Руси являлся Киев (Куяба); особую известность получили еще два города: Джерваб (или Артания) и Селябе, в которых, по всей вероятности, нужно видеть и один из городов Среднего Поднестровья.

Договор князя Олега с Византией начала Х в. знает уже разветвленную феодальную иерархию: бояр, князей, великих князей (в Чернигове, Переяславле, Любече, Ростове, Полоцке) и верховного союзерена —«великого князя русьского». Восточные источники IX в. называют главу этой иерархии титулом хакан-рус, приравнивая киевского князя к владыкам сильных и могущественных держав (аварский каган, хазарский каган и т.д.). В 839 г. этот титул попал и в западные источники (Вертинские анналы IX в.). Столицей Руси все источники единодушно называют Киев.

Уцелевший в «Повести временных лет» отрывок первоначального летописного текста позволяет определить размеры Руси первой половины IX в. В состав древнерусского государства вошли самостоятельные племенные союзы: поляне, северяне, древляне, дреговичи, полочане, новгородские словене. Кроме того, летопись перечисляет до полутора десятков финно-угорских и балтийских племен, плативших дань Руси.

Русь этого времени представляла собой обширное государство, объединившее уже половину восточнославянских племен и собиравшее дань с народов Прибалтики и Поволжья. Княжила в Этом государстве, по всей вероятности, . династия Кия, последними представителями которой (судя по некоторым летописям) были в середине IX в. князья Дир и Аскольд. О князе Дире арабский автор Х в. Масуди писал: «Первый из славянских .царей есть царь Дира; он имеет обширные города и многие обитаемые страны. Мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами». Позднее Киев захватил варяжский князь Олег, Новгород завоевал варяжский князь Рюрик. Восточные писатели IX — начала Х в. сообщают интересные сведения о земледелии, скотоводстве, пчеловодстве на Руси. Особый интерес представляют данные о внутренней жизни древнерусского государства. Тал, один из источников IX в. сообщает, что «у русов существует класс рыцарей», т. е. феодальной знати. О делении на знатных и бедных говорят и другие источники. По данным арабского ученого Ибн - Руста, восходящим к. IX в., царь русов (т. е. великий князь киевский) судит и иногда ссылает преступников «к правителям отдаленных Областей». На Руси существовал обычай «божьего суда», т. е. решения спорного дела поединком. За особо тяжелые преступления применялась смертная казнь. Царь русов ежегодно объезжал страну, собирая дань с населения.

Превращавшийся в феодальное государство Русский племенной союз подчинял себе соседские славянские племена и снаряжал далекие походы по южным степям и морям. В VII в. упоминаются осады русами Константинополя и грозные походы русов через Хазарию к Дербентскому проходу. В VIII— IX вв. русский князь Бравлин воевал в хазарско-византийском Крыму, пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Византийские источники содержат сведения о русах, живших на берегу Черного моря, об их походах на Константинополь и о крещении части русов в 60-х годах IX в.

 Русское государство сложилось независимо от варягов, в результате закономерного развития общества. Одновременно с ним возникли и другие славянские государства — Болгарское царство, Великоморавская держава и др.

Глава 2. Киевская Русь: общественный строй и управление

В середине 10 века в Киеве произошел государственный переворот: на смену "военной" (варяжской) партии к власти пришла "торговая" (христианская) партия, а вместо князя Игоря стала править Ольга, его вдова. Причина переворота - ряд военных неудач. Сначала князь проиграл очередную войну с Хазарией и обещал хазарам воевать с греками. Но поход на Царьград (Константинополь) закончился трагично: греки сожгли русский флот. Игорь остался почти без средств. Чтобы дружина не разбежалась, князь пытался взыскать с древлян повышенную дань, но они восстали и убили Игоря.

В итоге авторитет "варяжской" партии упал, и старейшины родов вместе с купцами-христианами поставили княгиней - за малолетством сыновей - Ольгу (славянку родом из Пскова). Новое правительство восстановило мир с Византией. Ольга отважилась и на более решительный шаг - отправилась в Константинополь и крестилась там. Крестным отцом княгини стал сам император Константин VII Багрянородный -он хотел превратить заморских "варваров" в надежных союзников. Так Ольга получила христианское имя Елена к своему скандинавскому имени Ольга (вещая, волшебная) и к своему первому имени, которого мы не знаем.

В Киеве было уже много христиан из купцов и воинов, крестившихся за морем. Но позиции язычников были еще сильны, так что Ольга не пыталась сделать христианство государственной религией. Улеб (видимо, старший сын Ольги) крестился вслед за матерью. Младший Святослав отказался принять христианство под влиянием дружинников. В дальнейшем Улеб оставался в Киеве, а Святослав водил киевлян в походы.

Возмужав, Святослав возобновил войну против хазар. В 60-х годах для этого сложились подходящие условия: торки-огузы, прежде служившие хазарам, поссорились с ними и вступили в союз с Киевом. С войском из киевлян, варягов и торков Святослав разрушил главные крепости Хазарии: Саркел на Дону, столицу Итиль в устье Волги ю Семендер в Прикавказье. Затем Святослав зимовал в Крыму (бывшем владении хазар); сюда к нему прибыли послы из Византии и предложили помочь империи покорить восставших болгар на Дунае. Святослав согласился. Ему мало было славы и богатств. Он хотел завоевать Болгарское царство и править единовластно, независимо от Киева и Константинополя. Болгарию Святослав подчинил легко: там нашлось много недовольных своим царем, который поддерживал еретиков - богоми-лов. Однако иметь владыкой иноземца и язычника болгары тоже не хотели. Святослав задумал новый поход на Константинополь, рассчитывая, если повезет, стать императором. Это не было пустой затеей: Византией тогда правили военачальники-авантюристы, силой сменявшие друг друга. Но император Иоанн 1 Цимисхий опередил Святослава. Он собрал большое войско и флот, напал на Святослава и разбил его дружину. Возвращаясь домой, Святослав вступил в бой с печенегами на Днепре и был убит.

Улеб к тому времени уже умер, и за власть боролись сыновья Святослава. Победил Владимир.

Приняв православие, Владимир закрепил противостояние Руси католической Польше. В государстве Владимира власть князя-кагана была ограничена военной демократией (волей дружинников), а также традиционной аристократией (боярами - родовыми старейшинами и воеводами) и городской демократией (вече было в каждом городе Руси). После смерти Владимира новая усобица среди его сыновей опять кончилась победой того, кто сидел в Новгороде, - Ярослава. Двое его погибших братьев - Борис и Глеб - были объявлены первыми русскими святыми.

Ярослав продолжил политику отца. Он усилил пограничную охрану от кочевников-печенегов; позднее пограничники стали былинными героями. В 1036 году Ярослав разгромил печенегов, и более тридцати лет, до появления половцев в 1060 голу, на степной границе Руси было спокойно. Развивалась дипломатия: одна из дочерей Ярослава стала королевой Венгрии, другая - королевой Норвегии, третья - Франции, его внучка стала императрицей Германии, а два его сына женились на польской и византийской принцессах.

Большое внимание уделял Ярослав развитию культуры: в Киеве и Новгороде были построены Софийские соборы, митрополитом Руси впервые стал русский человек (Иларион). Появились государственные школы (в них стали принимать и девочек) и высшее училище, где изучали греческий и латынь и занимались переводами иностранной литературы. В Киеве началось регулярное летописание: был составлен обзор русской истории со времен Рюрика.

К концу правления Ярослава Мудрого на Руси не стало варягов: они больше не приплывали из Норвегии, где сложилась крепкая королевская власть, а те, кто осел на Руси, переняли обычаи и язык славян.

Ярослав энергично содействовал примирению всех неславянских племен Руси со славянами. При Ярославе Мудром на Руси было уже более ста городов. Князь сам основал новые города. С тех пор существуют Ярославль на Волге, Ярослав на западе Украины и Юрьев (Тарту) в Эстонии. Этот город назван по второму имени Ярослава - Георгий, которым его нарекли при крещении. Характерно, что киевский летописец очень редко называет князя этим именем.

В итоге правления Владимира и Ярослава сформировался древнерусский народ: люди разных племен и разных наречий объединились в рамках единого государства, единой церкви, одного государственного языка и общего быта - городского и земледельческого. Слово "Русь" тогда стало обозначением православной Восточной Европы, которая заняла все пространство между католическим Западом и Великой степью - от Балтики до Черного моря.

Дабы избежать усобиц между потомками, Ярослав установил (согласно народному обычаю) лествичную систему наследования власти. Князья правили в городах, различных по богатству и государственной роли. После смерти очередного князя все "младшие" его сыновья и братья поднимались на одну ступень в лестве. Старший сын князя считался менее знатным, чем три его младших брата, но знатнее, чем четвертый брат князя, и т.д. Так все наследники князей включались в общую систему, а Русь оказалась коллективным владением князей Рюриковичей, власть которых ограничивалась волей бояр и вечем.

Совет при князе состоял из бояр и «княжих мужей». Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. Десятичная система управления заменяется дворцово-вотчинной, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Складывались два центра власти — княжеский дворец и боярская вотчина, становление системы происходило в условиях феодальной раздробленности.

К концу 11 века города Киевской Руси достигли расцвета, но централизации страны не произошло. После Ярослава Мудрого в Киеве заметен лишь один выдающийся правитель - его внук Владимир Мономах (1113-1125 гг.). Он прославился успешной борьбой против половцев и малоуспешными попытками установить мир среди князей. "Виноваты" в княжеских усобицах были в основном горожане: быстрый расцвет ремесел и торговли побуждал жителей каждого города к экономическому и политическому обособлению. Отсюда распри и войны, которые велись в основном за контроль над торговыми путями и источниками сырья.

Глава 3. Владимир Мономах: основные положения его жизни

Владимир родился в 1053 году. У Владимира было 3 имени: одно княжеское – Владимир, другое крестное – Василий, третье дедовское по матери – Мономах.

Многое, как обычно, в летописных оценках оставлено заинтересованными современниками и ближайшими наследниками. Кое-что вычитывалось в сочинениях самого Владимира Мономаха, частично уцелевших и до наших дней. Главное же – это оценки его поведения, поступков как князя и человека.

Ни Владимир Святой, ни Ярослав, при всех их могущественности и личных достоинствах не могли служить олицетворением общего интереса, поскольку и тем и другим слишком явно двигала жажда «самовластия». А к этой идее даже и сторонники «самодержавия» подходили всегда не без настороженности. Строго говоря, Владимир Мономах тоже стремился к «самовластию». Но и путь его, и понимание места «самодержца» много веков служили образцом для других претендентов на эту роль.

Своеобразными преемниками трех Ярославичей в конце XI – начале ХII в. явились три внука Ярослава: старший сын Изяслава Святополк, родившийся в 1050 г.; сын Всеволода Владимир, родившийся три года спустя; и третий сын Святослава – Олег (дата рождения в летописи не указана, но начало политической активности его приходится на то же время, что и Владимира Мономаха).

Сохранившиеся летописные тексты в большинстве представляют те города, где княжили Мономах и его сыновья. Поэтому надо считаться с известной тенденциозностью летописцев. Но, помимо летописных записей, сохранились и некоторые сочинения самого Мономаха. К тому же сам перечень событий, в которых так или иначе участвовал Владимир Мономах, представляет его государственным мужем общерусского масштаба.

Уже в княжение Всеволода Владимиру приходилось, исполнять наиболее сложные дипломатические и военно-политические поручения. Кстати, летописи, давая общую оценку княжению Всеволода после его кончины, с осуждением относятся к политике князя последних лет княжения. Его упрекают, в частности, в том, что он слушал «юных» – неразумных, что в итоге шли злоупотребления в судах и с населения взыскивались неправедные штрафы. На Владимира эти упреки не распространяются, и он вроде бы к ним не имеет отношения.

Самое серьезное решение Владимиру пришлось принять после кончины отца. Он явно имел возможность занять Киев. Но предвидя, что это поведет к обострению и без того непрекращавшихся усобиц, сам предложил Святополку, княжившему в Турове, занять киевский стол. Таким образом как бы утверждался принцип старейшинства. Но на многочисленных племянников Всеволода он все равно не распространялся: князья-изгои обычно получали какой-то город, требовали большего (обычно владений родителя) и, не получая требуемого, брались за оружие. Сам Владимир в это время занимал

Чернигов – город, доставшийся по завещанию Ярослава Святославу, и Олег Святославич, наиболее активный представитель многочисленного семейства Святослава, боролся за Чернигов, пока не получил его в 1094 г.

Начало княжения Святополка оказалось весьма драматическим. Половцы, узнав о смерти Всеволода, прислали послов с «мирными предложениями». «Мир» обычно предполагал больший или меньший откуп. Святополк захватил послов и запер их в избе. Сделано это было, как сообщает летописец, по совету пришедшей с ним дружины и вопреки мнению киевских старейшин и воинов. Половцы начали разорять южные пределы Руси, теперь уже не удовлетворяясь тем, что задержанные послы были отпущены на свободу. «Мужи разумные» посоветовали Святополку обратиться за помощью к Владимиру. Владимир с братом Ростиславом прибыли на совет со Святополком. И позднее неоднократно Владимир будет инициатором созыва княжеских съездов; на которые 'обычно приглашались также ближайшие бояре князей. Своеобразная «гласность» также работала на авторитет Владимира, поскольку на съездах ставились общерусские вопросы, до которых многие князья не поднимались даже на демагогическом уровне.

Первый же съезд оказался весьма бурным: князья перессорились: Владимир хотел мира, Святополк рвался воевать. Споры продолжались и после выступления в поход. И вновь Владимир проявляет предусмотрительность, а Святополк горячность, что и приводит к поражению своего войска. При отступлении утонул в реке Стугне княживший в Переяславле брат Владимира Ростислав. Этот эпизод столетие спустя вспомнит автор «Слова о полку Игореве», осудив саму реку «имеющую худую струю». Все лето половцы разоряли русские земли, жгли города и уводили людей в рабство. Теперь уже Святополк ищет мира с половцами и добился его, женившись на дочери одного из половецких ханов – Тугоркана. Это, однако, мало что изменило. Сначала с половцами к Чернигову пришел Олег Святославич. И хотя Владимир уступил ему город, половцы грабили окрестности на правах завоевателей; В следующем году борьба шла с переменным успехом. Святополк с Владимиром разбили часть половецких полков, а другие вновь приходят на Русь. Олег от совместных действий снова уклонился, чем настроил против себя Владимира и Святополка.

Претензии к Олегу были выражены в требовании явиться в Киев на съезд, чтобы «урядиться о Русской земле перед епископами, и перед игуменами, и перед мужами отцов наших, и перед горожанами, дабы оборонить Русскую землю от поганых». Олег высокомерно отверг приглашение: «Недостойны судить меня ни епископ, ни игумены, ни смерды». Весной 1096 г. рассерженные князья направились к Чернигову, и Олег бежал оттуда в Стародуб, где больше месяца держал оборону, но вынужден был просить мира. Князья снова повторили свое требование явиться на съезд в Киев, на этот раз вместе со старшим Святославичем – Давидом, незадолго до этого высланным новгородцами и возвратившимся в Смоленск, где он ранее княжил. Но «смолняне не приняли» Олега, и тот направился к Рязани. Созвать съезд снова не удалось.

Пока дружины Святополка и Владимира гонялись за Олегом, Киев дважды подвергался нападению со стороны половецкого хана Боняка, а к Переяславлю устремились половцы во главе с тестем Святополка Тугорканом. Князья, пройдя по правому берегу Днепра, переправились на левый берег и, обойдя половцев, разбили их. Победа была полная. Тугоркан, его сын и ряд других ханов были убиты, и, как сообщает летопись, «взял его Святополк как тестя своего и врага» и похоронил в Киеве. Этот эпизод тоже отразился в «Слове о полку Игореве», причем в ином, нежели в летописи, варианте.

А съезд удалось собрать лишь в следующем году в Любече, где и был принят принцип «каждый держит отчину свою». И хотя решения съезда тут же по-своему «ознаменовали» – Василько Требовльский был схвачен и ослеплен Давидом Игоревичем при молчаливом согласии Святополка, – принцип этот сам по себе был принят. По настоянию Владимира (в чем его поддержали на сей раз Давид и Олег Святославичи) Святополк должен был во искупление своей вины лишить удела Давыда Игоревича.

Святополк хотя и выполнил требование, но попутно постарался отобрать некоторые города и у Ростиславичей, в том числе у жертвы преступления. Владимир осудил этот демарш Святополка, который к тому же потерпел поражение

от Ростиславичей. Для разрешения крайне запутанных претензий на «отчины» состоялся съезд в 1100 г. в Уветичах (Витичеве). Формально решали, как быть с Давыдом Игоревичем, но за этим просматривались притязания Святополка на какие-то волости. Действительно, свою «отчину» к концу века сумел собрать только Владимир Мономах. Помимо Пе-реяславля, к нему перешел Смоленск, а также Новгород и Ростов, где сидели его сыновья. Святополк, не получив требуемого в Червоной Руси, стал заявлять претензии на Новгород, где одно время уже княжил, но бежал оттуда. Владимир не возражал против передачи Новгорода Святополку. Но дело разрешили сами новгородцы. Они напомнили Святополку об оскорблении, нанесенном новгородцам, и заявили, что ни его самого, ни сына они не примут, и Мстислава Владимировича, которого сами «взрастили», не отпустят. Новгород остался за домом Мономаха.

Начало XII в. прошло в острейшей конфронтации с половцами. Половцы неоднократно вторгались в русские земли, и русские князья сумели организовать несколько больших походов в глубь Степи. Особенно успешным был поход 1111 г., когда половцы вынуждены были оставить примыкающие к Руси степные районы и отступить за Дон, С победой же русского оружия связан переход на службу Руси некоторых тюркских племен, враждовавших с половцами (в частности, торки и некоторые печенежские князья переходят на службу к русским князьям уже вскоре после первых нападений половцев на южные пределы Руси). И сами половцы вовсе не представляли единого образования и во внутренних усобицах постоянно обращались за помощью к русским князьям.

Все крупные походы в Степь в начале XII в. обычно предпринимались после княжеских съездов, и во всех случаях на первом плане оказывался Владимир Мономах. Суть его политики была достаточно простой и здравой: искать мира при перевесе сил у половцев и наступать, когда сложением сил разных княжеств достигается перевес. В «Поучении» Владимир вспоминает 83 «больших» похода, многие из которых направлялись именно на половцев. Вместе с тем, он говорит и о 19 мирных соглашениях с половцами. «И дарил много скота и много одежды своей. И отпустил из оков лучших князей половецких: Шаруканевых 2 братьев, Багубарсовых 3, Осеневых братьев 4, а всех иных лучших князей 100». В 1107 г. после большой победы над Боняком и Шаруканем Владимир и Олег гостили у другого половецкого хана – Аепы. Очевидно, он, если и не помогал русским князьям, то держался в стороне от соплеменников, двинувшихся походом на Русь. В результате с Аепой был заключен мир, скрепленный обычными дипломатическими браками: Владимир женил сына Юрия на дочери Аепы – внучке одного из виднейших половецких ханов эпохи трех Ярославичей – Осеня; Олег также женил сына на дочери Аепы, но от другой жены – «Гиргеневой внучки». В позднейших усобицах Юрий Долгорукий неоднократно будет пользоваться помощью своих степных родственников, а имя Юрий будет одним из первых из пришедших в половецкую степь вместе с христианством.

В 1113г. скончался Святополк. Его кончина выявила глубину расхождения князя с киевлянами в последние годы его княжения. Киевляне обвиняли князя и его ближайшее окружение в беззакониях и покровительстве ростовщикам – иудеям из Хазарии, дававшим ссуды под произвольно назначаемые, чрезмерно высокие проценты.

Строго говоря, явное ухудшение экономического положения киевлян лишь косвенно связано с неудачами Святополка. Любечский съезд, определивший принцип «каждый держит отчину свою», лишил «мать городов русских» определенных привилегий, имевшихся ранее. Но падение авторитета Киева неизбежно увязывалось и с действительными, и с мнимыми неудачами великого князя. Киевляне сразу же обращаются к Владимиру Мономаху, приглашая его занять киевский стол и навести «порядок» во взаимоотношениях «верхов» и «низов». Владимир поначалу отказался, сознавая, что прав на Киев больше у Олега Святославича. Однакб киевляне решительно высказались против Олега и пригрозили разгромить к боярские усадьбы, если Владимир откажется от киевского стола.

В конечном счете Владимир согласился занять киевский стол, приняв некоторые условия, выдвинутые горожанами. Соглашение это вылилось в ряд статей «Русской правды». Это прежде всего «Устав о резах» (процентах), в утверждении которого участвовали тысяцкие и мужи Киева и прилегающих к нему городов, а также «Ольгов муж». Сохранилось послание Владимиру митрополита Никифора по этому вопросу, являвшееся, видимо, ответом на запрос князя. Митрополит в соответствии с христианскими нормами напоминает, что долги надо бы вообще простить. Но поскольку это нереально, то надо хотя бы ограничить процент по задолжности.

Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета состояния художественной и литературной деятельности на Руси. В Киеве и в других городах воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью: так, при Святополке построен был в Киеве Михайловский Золотоверхий монастырь, стены которого существуют до сих пор, а близ Киева – Выдубицкий монастырь на месте, где был загородный двор Всеволода; кроме того, Владимир перед смертью построил прекрасную церковь на Альте, на том месте, где был убит Борис.

Мономах в своих наставлениях и в отрывках о нем летописцев является более безупречным и благодушным, чем в своих поступках, в которых проглядывают пороки времени, воспитания и среды, в которой он жил. Таков, например, поступок с двумя половецкими князьями, убитыми с нарушением данного слова и прав гостеприимства: завещая сыновьям умеренность в войне и человеколюбие, сам Мономах, однако, мимоходом сознается, что при взятии Минска, в котором он участвовал, не оставлено было в живых ни челядина, ни скотины. За В. Мономахом в истории остается то великое значение, что, живя в обществе, едва выходившем из самого варварского состояния, вращаясь в такой среде, где всякий гонялся за узкими, своекорыстными целями, еще почти не понимая святости права и договора, один Мономах держал знамя общей для всех правды и собирал под него силы Русской земли.

Заключение

Во второй половине XI в. наблюдается обострение социальных конфликтов, особенно внутри княжеских домениальных Владений, что привело к Созданию жесткого законодательства («Правда Ярославичей»), направленного против смердов.

Кризис усугублялся постоянными княжескими войнами и перемещениями князей с их дружинами из города в город. Княжеские съезды не могли стабилизировать положение. Необъятная империя Русь уже перестала выполнять свою положительную историческую функцию: громоздкое, трудно управляемое государство не отвечало новому этапу развития, когда наряду с Киевом появилось около полутора десятков больших городов вроде Новгорода, Чернигова, Смоленска, Полоцка и др.

Около 1132 г. Русь окончательно распалась на ряд княжеств, что было до поры до времени прогрессивным явлением.

Таким образом, 9-11 век - период роста и расцвета Киевской Руси. Киевская эпоха положила начало великого русского государства, создала немало памятников культуры, выдвинула ряд замечательных духовных писателей и проповедников.

Литература

1.     История СССР c древнейших времен и од конца XVIII в. /Под ред. Б. А. Рыбакова - М.: Высш. шк., 1988.

2.     Ишлимова А.О. История России для детей. - М.% Монолог, 1993г.

3.     Ключеский В. О. Курс русской истории. 1т. - М. 1990.

4.     Миронов. Задачник по истории России. - М.: МИРОС 1993г.

5.     Павленко Ю. В. Основные закономерности и пути формирования ран неклассовых городов-государств /Отв. ред. В. Ф. Геннинг. 1984,

6.     Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. - Петрозаводск АО «Фолиум» 1996г.

7.     Пресняков А. Е. Лекции по русской истории. 1т. Киевская Русь. - М.: Спб. 1993.

8.     Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIIвв. М., 1982.

9.     Тихомиров М. Н. Древнерусские города. М., 1956, стр. 12

10.            Хачетурян. История мировых цивилизаций. Москва «Дрофа» 1997г.